тронными СМИ. В этом контексте реклама одни и те же образцы товаров, прибегают начала играть роль своеобразного регуля- к стандартным услугам и в конечном счете тора общественного согласия, достигаемо- приучаются к определенной картине мира го благодаря тому, что телезрители видят и образу жизни.
Примечания
1. См.: Окладников, А. П. Утро искусства / А.П. Окладников. — М.;Л., 1967. — С. 115. 2. Ранние формы искусства. — М., 1972.
3. Специфика фольклора в свете теории информации // Вопросы философии. — 1972. — № 6. — С. 110.
4. В основу предлагаемой классификации положен вариант Т. З. Апресяна, с добавлениями авторов учебного пособия «Мастерство эфирного выступления» (М., 1994. С. 25—27).
5. Буданцев, Ю. П. Очерки ноокоммуникологии / Ю.П. Буданцев. — М.: МНЭПУ, 1995.
6. Бонгард-Левин, Г. М. Старые и новые загадки хараппской цивилизации / Г.М. Бонгард-Левин // Индия. Ежегодник, 1980. — М.: Наука, 1982.
7. Boorstin, D. The Rhetoric of Democracy in American Mass Media. Industries and Issues / D. Boorstin; ed. by R. Atwan and others. -- N.-Y., 1987.
8. Землянова, Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. — М., 1995.
9. Silverstein, M. J. Fiske N. Trading up. The New American Luxury / M.J. Silverstein. — N.-Y: Portfolio (Penguin Group), 2003.
10. Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа / О.В. Шлыкова. — М.: ФАИР-пресс, 2004.
^^^УРНАЛИСТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА
Е. Ю. Коломийцева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается особенности функционирования журналистики в сфере культуры. Выявлены основные актуальные проблемы в этой области и варианты их решения. Ключевые слова: журналистика, культура, актуальные проблемы, типология изданий в сфере культуры.
In article it is considered features of functioning of journalism in culture sphere. The basic actual problems in this area and variants of their decision are revealed.
Key words: journalism, culture, actual problems, typology of editions in culture sphere.
76 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 76-81
И
г
Трудности разговора о культуре и культурной сфере становятся очевидны уже на этапе определения терминологии. По мнению исследователей, существует более пятисот (а может быть, и значительно больше) определений понятия «культура». Естественно, что эта множественность приводит к размыванию границ явлений, которые ныне относят к категории культурных многие представители СМИ, авторы книг, обыватели. Хотя несомненно, что суть явления в любом случае проистекает из самой этимологии понятия: лат. Сикига — «возделывание, воспитание, образование, развитие».
Суммируя имеющиеся в науке дефиниции, учтем несколько версий, объединив их в нижеследующем развернутом определении, вбирающем основные характеристики интересующего нас понятия.
Прежде всего, «культура — это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями» (5, с. 62). Этот уровень включает в себя:
• собственно материальные и духовные ценности человека;
Автор таблицы — специалист в области менеджмента в сфере культуры Е.Л. Шекова поясняет, что «коммерческая составляющая объединяет юридических и физических лиц, функционирующих на условиях самоокупаемости <...> Некоммерческая составляющая сферы
• способ жизнедеятельности людей;
• их отношения между собой;
• своеобразие жизни наций и народов;
• накапливаемую в истории общества информацию;
• совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
• религию, мифологию, науку, искусство, политику;
• особую знаковую систему и т.д.
Кроме того, «культура — это система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире», она «обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию "по правилу" и одновременно порождает творческую активность людей», в то же время являясь «духовным измерением всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности» (6, с. 27—28).
Понятие «сфера культуры» подразумевает самые различные организации, объединения, частных лиц, которые занимаются культурно-просветительской, образовательной деятельностью, оказывают реставрационные и консультационные услуги, занимаются организацией досуга населения и т.п. При этом исследователи выделяют в «сфере культуры» коммерческую и некоммерческую составляющие:
культуры включает организации и отдельных граждан, не способных финансировать свою деятельность за счет получаемых доходов» (7, с. 6).
Интерпретация (значение) понятия культуры во многом зависит от контекста, в котором оно рассматривается. Однако
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КОММЕРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Музеи, театры, библиотеки, филармонии, дома культуры, центры детского творчества Искусствоведы, многие писатели, художники, композиторы Шоу-бизнес, книжный бизнес, бизнес аудио- и видеопродукции Концертные и выставочные залы, художественные галереи, кинотеатры, видеосалоны, художественные и реставрационные мастерские Экскурсоводы, реставраторы, оценщики, эксперты, антрепренеры
вне зависимости от контекста исследователи фиксируют общие тревожные симптомы современной культурной ситуации:
• эскалация массовой культуры, космополитичной по своей природе и зрелищной по характеру, перерабатывающей «в своем «котле» все прежние виды и направления искусств, от авангарда до консервативной классики, и явления разных этнических и национальных культур. Идет их дробление и перемешивание (2, с. 146—147);
• победа постмодернизма, предполагающего критическое отношение ко многим ценностям, нормам, достижениям, «паразитирование» на предшествующей культуре;
• приоритет личного над общественным в жизни человека, всепоглощающий индивидуализм, некая «свобода» от общества;
• утрата твердых социальных ориента-ций и разочарование в системе духовных ценностей, растущая бездуховность и, соответственно, кризис нравственности и морали, обусловливающий изменение ценностных ориентаций (высокая духовность заменяется жаждой богатства и материальных благ);
• растущая коммерциализация культуры и все опасности, с этим связанные (возможность исчезновения «нерыночных» видов искусств, народных ремесел, творческих индивидуальностей, утрата категории «автор» в литературе и т.п.);
• активное влияние новых информационных технологий, что имеет как позитивные, так и негативные стороны;
• ориентация на повседневную жизнь человека;
• основным поставщиком информации из сферы культуры являются СМИ, и восприятие (интерпретация) событий во многом зависит от спектра отображаемых событий и их трактовки журналистами.
Журналистика, как и любая другая форма деятельности, имеет свои специфические функции: коммуникативную, информационную, идеологическую, рекреативную и т.д. Особое место в их ряду занимает функция культуроформирующая: «Культуроформирующая функция жур-
налистики <...> заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека», она не имеет «жесткой прагматической направленности, ее цель — обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир» (5, с. 62-63).
Как любой другой индивид, журналист выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:
• как «продукт культуры», введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми;
• как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе;
• как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, интерпретирующий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту собственной оценки может быть квалифицировано как акт творчества;
• как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям (6, с. 76).
Однако, в отличие от любого другого индивида, журналист профессионально работает с информацией, является ключевым звеном, влияющим на формирование образа культурной ситуации в глазах общества, поскольку основные сведения о мероприя-
тиях, проводимых в сфере культуры, о новых явлениях, событиях, авторах мы получаем из СМИ.
Журналистика, в частности пресса, «обладает уникальной способностью накапливать информацию, служить своего рода памятью человечества» (4, с. 187), в том числе культурной. Не подлежит сомнению, что «именно журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов» (5, с. 63). Кроме того, в связи с регулярными финансовыми кризисами, падением уровня доходов и, соответственно, уровня жизни большинства населения другие каналы трансляции сведений о культуре (посещение спектаклей, концертов, выставок, путешествия и т.п.) становятся многим недоступны. Следовательно, на современного журналиста, работающего в сфере культуры, ложится огромная ответственность за отбор и интерпретацию культурологических фактов: «именно фактом сильна журналистика (репортаж, корреспонденция, специальное обозрение, отчет и т.д.), именно в интерпретации реальных фактов (интервью, аналитический обзор, очерк и т.д.) — сила публицистики» (3, с. 67). И вот здесь возникает один из самых серьезных «вызовов» современности журналисту: сегодня мы часто вынуждены иметь дело с «журналистикой, основанной на интерпретации интерпретаций, подготовленных РИ-службами различных предприятий и ведомств. В этой системе создания современного контента фигура журналиста, нацеленного на добычу реального факта и превращение его в факт публицистический, становится лишней, не вписывающейся в сложившиеся технологии. По сути, на наших глазах завершается процесс отчуждения СМИ от реальной жизни: мы наблюдаем ситуацию, когда ангажированные (без негативного подтекста) корпорациями системы переработки информации претендуют на то, чтобы заместить фигуру журналиста как таковую. Нужен в СМИ не профессионал со своей позицией, а рерайтер, способный перевести пресс-релиз с языка "родных осин"
в формат конкретного издания» (3, с. 67). Журналистов «прикармливают» различными способами — от приглашений на презентации до прямого подкупа — с целью заполучить в свою базу лояльных представителей СМИ, которые в любой нужный момент озвучат необходимую информацию под нужным углом зрения. Поэтому неудивительно, что как значимые культурные события подаются концерты — дни рождения «звезд» шоу-бизнеса, презентации сочинений-коллекций-открытий «медийных лиц». В то время как, например, презентация Полного академического собрания сочинений С.А. Есенина в Москве или фольклорный фестиваль в Краснодаре, объединивший представителей исторически соседствующих народов южного региона России, внимания центральных СМИ не удостаиваются. В «желтых» СМИ все чаще используется принцип отрицательного отбора фактов для освещения (отдается предпочтение негативным фактам при игнорировании позитивных) и деструктивной их интерпретации.
В идеале журналист должен заботиться о духовном развитии личности своего читателя-зрителя-слушателя и противостоять разрушительному воздействию низкопробных образцов «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства. Но на практике, например в современной прессе, разделенной на массовую (информирующую) и качественную (просвещающую и воспитывающую), давно количественно преобладает первый тип, чрезвычайно коммерциализированный, зависимый от мнения спонсоров или хозяина издания, ставящий во главу угла прибыль и рейтинги продаж, а не, скажем, объективность в освещении ситуаций и явлений или подлинную культурную значимость события. Здесь возникает своеобразная спираль, раскручивающаяся по нисходящей траектории, когда в погоне за рейтингами СМИ удовлетворяют низкопробные интересы публики, тем самым провоцируя возникновение соответствующих информационных предпочтений, и т.д. Сегодня такие предпочтения — это чаще всего криминал
и развлечения. Видимо, поддавшись общей тенденции, даже на канале «Культура» вечером в прайм-тайм в программе «Власть факта» ведущий Сергей Медведев обсуждает со своим гостем, проректором одного из частных петербургских университетов, культуру мафии, ее роль и место в жизни общества, по сути героизируя, эстетизируя ее. Думается, эта и подобные ей попытки эстетизации явлений, с которыми ни в коем случае нельзя этого делать, еще один «вызов» XXI века, которому необходимо противостоять. Если мы будем со всей серьезностью анализировать «культуры» мафии, криминала, обсуждать эстетическую и художественную значимость литературы, которую написали «литературные негры» и прикрыли именем-брендом, называть главными представителями и носителями современной культуры персонажей из шоу-бизнеса и т.п., тем самым признавая, эстетизируя и вводя в сферу научного и культорологического осмысления эти явления, мы будем способствовать дальнейшему разрушению культуры истинной, высоко духовной, «возделывающей, воспитывающей, образовывающей и развивающей» памяти человечества.
Еще один «вызов» — это всепоглощающий культ потребления, разворачивающийся в СМИ и проникающий в самые, казалось бы, неожиданные области, принадлежащие изначально сфере культуры: это product placement (размещение образа определенной торговой марки или самого товара/услуги в кино- или телефильме, телепрограмме); литературные, кино- и театральные рецензии и обзоры как элемент рекламных и PR-кампаний; «заказные» публикации и показы по рекламным расценкам определенных сюжетов, явлений, жизнеописаний. Современные герои, согласно журналам-«биографиям» («Имена», «Интервью», «Караван историй» и т.п.), это чаще всего культовые фигуры массовой культуры и голливудские звезды. В этом году дипломница нашего вуза пишет квалификационную работу, посвященную истории развития «Комсомольской правды», где показана «эволюция» газеты от
классического общественно-политического ежедневника к таблоиду. К сожалению, это общая тенденция отечественной прессы последних десятилетий.
В самом общем виде типология изданий и программ, освещающих вопросы культуры, выглядит так:
1. Специализированные издания, программы, каналы, посвященные проблемам культуры (газета и канал «Культура», «Литературная газета», журнал «Восточная коллекция», «Открытый музей» и т.д.). В большинстве своем это СМИ, на высоком уровне и глубоко профессионально занимающиеся освещением событий и явлений из сферы культуры.
2. Издания, программы, каналы, имеющие особые рубрики, посвященные культурологической проблематике (канал «Россия», газеты «Аргументы и факты», «Коммерсант» и т.д.). Здесь возможны самые разные варианты подачи материала и тематические приоритеты.
Оба типа имеют свои подвиды, в случае каждого конкретного издания или программы имеется своя специфика освещения событий и явлений сферы культуры, но это будет представлено в специальной статье по данному вопросу.
В связи с этим следует отметить, что, разумеется, хотя вышеперечисленные тенденции, к сожалению, и являются доминирующими в современных СМИ, освещающих вопросы культуры, есть и достойные образцы журналистского творчества, которые отвечают самым высоким духовным и интеллектуальным запросам. В том числе для воспитания таких журналистов было когда-то принято решение открыть уникальный факультет журналистики в вузе культуры и искусств. Сформированный в такой атмосфере будущий профессионал сам многое узнает и поймет и будет достойно нести знания о подлинной культуре читателям и зрителям.
Еще один ответ «вызовам» — изучение истории журналистики сквозь призму проблем современной культуры. Так, например, пушкинская журналистская традиция, из которой выросли ветви «русской шко-
лы» искусства и гуманитарного познания, и обоснование поэтом мысли о том, что можно быть не только продажными журналистами, но и трудиться для пользы и чести, чрезвычайно актуальны сегодня.
В XIX веке член литературного общества «Арзамас» П.А. Вяземский писал: «Какое средство имеем достижению благородной мечты? Влияние на публику: как похитить этот влияние? Изданием журнала. Всякая другая дорога была бы отдаленнее. Временные сочинения скоро захватывают вниманием и имеют более число читателей. Сначала подстрекают они одно любопытство; сначала от праздности слушают журналиста; со временем его слушаются. Все орудия в его руках, он учит, забавляет, проповедует, смеется и смешит, укоряет и приговором своим оправдывает и казнит» (1, с. 240). С тех пор ничего не изменилось: журналисты по-прежнему являются властителями дум, формирующими картину мира, в том числе культурную, у своих читателей. Следовательно, все зависит от того, каким мы воспитаем будущего журналиста. Стратегическим направлением в этом смысле следует считать разработку особой концепции, модернизированной программы, основанной на обновленных методах и мерах по осуществлению данной миссии. Перед нами стоит задача, как бы банально это ни зву-
чало, посеять «разумное, доброе, вечное», чтобы оно затем «проросло» в публикациях, репортажах, рецензиях нашего выпускника — журналиста. И тогда, возможно, культурная картина мира в глазах читателей и зрителей приобретет свои истинные оттенки. И это уже тактическая задача — выработать для факультета определенную систему мер по реализации вышеупомянутой стратегии в конкретные промежутки времени, через конкретные предметы.
По словам известной исследовательницы журналистики из МГУ им. М.В. Ломоносова Т.Ф. Дедковой, процессы в современной российской культуре, в том числе в средствах массовой информации, весьма разноречивы. С одной стороны, идет бурный рост новых явлений, происходят новые события, появляются новые издания, с другой — налицо резкое сужение жизненного горизонта и круга, культурных благ, доступных населению. Закрепляется определенная дезориентация людей в представлениях о том, что может быть «нормальным» на самом деле.
Оценивая место российской духовной культуры в мире, 66,7% опрошенных сохраняют уверенность в том, что она «имела и сохраняет величие в общемировой культуре» или «временно утратила былое величие, но имеет большое будущее» (2, с. 174).
Примечания
1. Арзамас и арзамасские протоколы / сост. и ред. М.С. Боровиковой-Майковой. — Л., 1933.
2. Дедкова, Т. Ф. Культурологическая проблематика / Т.Ф. Дедкова // Проблематика СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 143—176.
3. Иваницкий, В. Л. Журналистская профессия: опасность эрозии / В.Л. Иваницкий // Профессия — журналист: вызовы XXI века. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2006.
5. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. — М.: РИП-холдинг, 2002.
6. Столяренко, Л. Д. Культурология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, Л.Г. Сущенко. — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2006.
7. Шекова, Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт / Е.Л. Шекова. — СПб.: Алетейя, 2006.