Научная статья на тему 'Тематические особенности публикаций о культуре в печатных СМИ'

Тематические особенности публикаций о культуре в печатных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2200
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИКАЦИЙ О КУЛЬТУРЕ / ТЕНДЕНЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ СОБЫТИЙ КУЛЬТУРЫ / PRINT MEDIA / THEMATIC ORIGINALITY OF PUBLICATIONS DEALING WITH CULTURE / TENDENCY IN REPRESENTING CULTURE EVENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саназ Хоссейнзаде

В статье рассматриваются общие и специфические черты современных публикаций о культуре в российских печатных СМИ («Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Известия», «Ведомости», «Труд»). На основе анализа корпуса публикаций за 2010—2011 гг. автор приходит к выводу о тенденции к индивидуализации и расширению культурной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematic features of publications dealing with culture in print media

In the article the author regards the common and peculiar features of modern publications dealing with culture in the Russian print media (“Moskovsky Komsomolez”, “Komsomolskaya Pravda”, “Rossiyskaya gazeta”, “Izvestiya”, “Vedomosty”, “Trud”). On the basis of the analysis of the case of publications for 2011 (apprx. 450) the author comes to the conclusion that the tendency to individualization and expansion of a cultural perspective has its place.

Текст научной работы на тему «Тематические особенности публикаций о культуре в печатных СМИ»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИКАЦИЙ О КУЛЬТУРЕ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

Саназ Хоссейнзаде

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются общие и специфические черты современных публикаций о культуре в российских печатных СМИ («Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Известия», «Ведомости», «Труд»). На основе анализа корпуса публикаций за 2010— 2011 гг. автор приходит к выводу о тенденции к индивидуализации и расширению культурной проблематики.

Ключевые слова: печатные СМИ, тематическое своеобразие публикаций о культуре, тенденции в освещении событий культуры.

Диапазон культурных фактов и событий, которые интересуют авторов рассматриваемых изданий («Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Известия», «Ведомости», «Труд»), достаточно широк. Среди них литература, живопись, театр, кино, архитектурное наследие и многое другое. На основе корпуса публикаций о культуре мы составили таблицу, отражающую их тематическое разнообразие. В нее вошли около 450 материалов рассматриваемых изданий за 2010—2011 гг. Тематика их разнообразна. Это и общие вопросы культуры (государство и культура, культурная политика муниципальной власти и региональных образований, проблемы культурного наследия, кадровые назначения в сфере культуры, благотворительность), и знаменательные даты, и собственно события культурной жизни (в областях: литература, музыкальное искусство, опера и балет, драматический театр, кино, телевидение и радио, архитектура, выставки, награды и премии и др.).

Тематические приоритеты рассматриваемых газет отражены в постоянно присутствующих в них рубриках.

Таблица

Рубрикация по направлению «Культура»

Газета Полоса

«Комсомольская правда» «Столичная тусовка» Рубрики: «Киноафиша», «Театральная афиша», «Музыкальная афиша», «Музеи и выставки»

«Московский комсомолец» «Фуэте», «Культура», «Курьер культуры»

«Известия» «Тенденция», «Культура», «Телевидение»

«Российская газета» «События», «Родная речь», «Кумиры»

«Ведомости» «Искусство», «Персона», «Театр», «Музыка», «Художественный дневник», «Кино», «Художник»

«Труд» «Лица» Разворот: «Культура»

В большинстве газет представлены либо слишком общие рубрики (например, «Культура»), либо такие, которые имеют отношение лишь к отдельным сторонам

культурного процесса и, следовательно, не в состоянии отразить все аспекты культурной жизни. Можно предположить, что недостаточность спектра публикаций на темы культуры издания стараются дополнить излишней эпатажностью, излишней склонностью к сенсационности и крикливостью публикаций.

Реализация культуроформирующей функции издания зависит, с одной стороны, от особенностей личности журналиста, а с другой — от особенностей информационной политики издания в целом. Речь идет не об объективной информации в сфере культуры, а субъективном отношении к нормам и ценностям, преломленным редакционной политикой и конкретным журналистом. Поэтому выбор издания и публикации, осуществляемый читателем, по сути, является выбором подходящего для общения собеседника, который должен удовлетворять условиям, которые предъявлены к нему читателем.

Так, контент-анализ публикаций о культуре за период 2010—2011 гг. дает возможность оценить степень интенсивности, регулярности, повторяемости воздействия, осуществляемого на читателя, путем создания определенного образа культурных событий. На основании этих публикаций можно утверждать, что данные средства массовой информации являются тем каналом, посредством которого популяризируются и транслируются в массовую аудиторию культурные инновации, отобранные и интерпретированные автором и издателем. Данные СМИ содержат в себе определенный культурный заряд, не только информируя, но и воспитывая и формируя аудиторию посредством личного общения как с журналистом, так и с героями публикаций (зачастую «лидерами мнений»).

На основании рассмотренных публикаций можно утверждать, что авторская позиция журналистов в отношении к культурным событиям и героям публикаций распределяется по трем наиболее многочисленным группам. Первую группу составляют случаи, когда культурные факты характеризуются с позиции вовлеченности журналиста (20,0%), на втором месте — оценка культурных фактов с точки зрения героев публикации (46,2%), на третьем — нейтральные информативные факты (16,8%).

Первую группу представляет статья «Гомер и ушу» А. Филиппова, который делится своими впечатлениями с читателями о необычной постановке спектакля «Гомер. Илиада» режиссера Анатолия Васильева [1]. Статью читать интересно, так как она «наполнена» живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшую эпоху — деталями быта: «на полу лежат легкие китайские мечи и тяжелые двуручные тесаки, палки, огромная секира».

Автор начинает свое повествование с описания декораций и костюмов актеров, чтобы показать читателям, где и в какую эпоху происходит «гибель и погребение Патрокла: входят артисты — на некоторых из них белые кимоно, другие одеты, как в айкидо: белый верх, черный низ».

Далее журналист рассказывает о том, как режиссер пытается привлечь зрителя, сделать его соучастником представления, которое не имеет сюжета и «подчинить аудиторию своей, воплощенной в спектакле, воле».

Достойна внимания идея автора познакомить читателя с нетрадиционной постановкой спектакля, в котором использованы борьба ушу и ритмическая музыка.

Статья дает читателю пищу для размышлений: нужны ли нам такие спектакли?

Ведь «люди, покупающие театральные билеты в уличных ларьках для „Илиады" слишком несовершенны».

«Илиада» создана заново и по-новому. И уж так устроен мир, что все новое воспринимается с осторожностью, с оглядкой, с опасениями. Мы же привыкли к традиционной постановке спектаклей, где есть внятный, осмысленный, связанный с человеком интерес. В этой же постановке зрителю предлагают стать не наблюдателем, а соучастником — вслед за артистами впасть в транс, ощутить на себе, что такое вакхическое безумство.

Для второй группы характерна статья О. Кабановой «Арсенал шедевров» [2]. Автор рассказывает о VIII архитектурной выставке в рамках Венецианской биеннале. Статья читается на одном дыхании. Выставка описывается ярко и многоцветно, словно разворачиваясь перед взором присутствующего на ней читателя: «...магазины, дома, музеи, церкви, вокзалы и небоскребы... Только с первого взгляда все эти здания, рвущиеся ввысь и птицей распластанные над землей небоскребы, больше похожие на космические объекты или покрытые металлом облака, отчуждены от людских нужд. При детальном рассмотрении ясно, что все в них сделано для удобства потребления, все функционально».

Шаг за шагом, с подробными пояснениями и яркими примерами читатель погружается в увлекательное путешествие: «...это не дивный прозрачный пузырь неправильной формы и не выросшая до гигантского состояния амеба, а хорошо организованный комплекс для удобного взаимодействия человека с автомобилем».

Информация подается автором так, что ее оказывается достаточно, чтобы понять, какие проекты в ближайшие годы станут архитектурными премьерами. Статья познавательна для читателя, в ней много интересных и необычных идей архитекторов, получивших вербальное, а не визуальное выражение. Читатель, погружаясь в событие, находит в этом материале много полезной, занимательной и любопытной информации.

Третья группа представлена статьей Ю. Гладильщикова «Неверная», посвященной кинематографу. В своем материале автор знакомит читателей с одноименным фильмом («Неверная») режиссера Э. Лайна. Характерно, что названия фильма и статьи совпадают. В этом сказывается отсутствие интерпретирующей идеи, свойственной первым двум группам публикаций. Роль автора заключается в том, чтобы представить общий сюжет фильма без авторского анализа его содержания, просто анонсировать его тематику: «Он — заботливый муж и отец в возрасте за сорок, вероятно, любящий жену, но погруженный в работу. Она — не работает, изменять ему не собирается, но ... тут случайно встречает романтического мужчину».

При этом автор, рассказывая об американском фильме, представляет его российскому зрителю на основании близких ему тем и сюжетов из семейной жизни, в которых есть нечто необычное: любовная неразбериха, измены, неожиданности, страсти и ... убийство: «Герои „Неверной", ради сохранения семьи и будущего своего сына, переживают не только измену одного из них, но и оставленный за плечами труп».

Динамика публикаций о культурных событиях, прослеживаемая на протяжении последних пяти лет, состоит в возрастании личного участия журналиста и личности героя публикации в описываемых фактах.

Результаты исследований показали также различия в ценностно-нормативной модели поведения журналистов, представляющих соответствующие издания. Крайними проявлениями можно считать позицию «Комсомольской правды» и «Труда».

В первом случае культурные факты зачастую интерпретируются в связи с политическими событиями, вписываются в контекст политических событий, даже если в самих публикациях отсутствуют проставленные акценты. Так, из многочисленных событий культурной жизни «Комсомольская правда» фиксирует внимание читателя на театральной теме, сообщая о гастролях иркутского театра в Москве. А. Беркович в своей статье «Власти и страсти» подспудно вводит в сюжет о театре политическую канву.

«Театр всегда притягивает людей к себе, ведь он воспитывает зрителя, учит думать, сопереживать». Люди изголодались по натуральной духовной пище и идут теперь в театр, так как он, «...болея и страдая вместе с обществом, каким-то чудом бережет еще здравый смысл и тайную силу — великую классическую литературу, дающую ответы на мучительные вопросы бытия» [3]. В статье анализируется работа режиссера Геннадия Шапошникова, поставившего трагедию У. Шекспира «Король Лир» и представившего ее московскому зрителю. Автор обращает внимание читателя на то, что пятиактная трагедия была сокращена до двух актов. Но, несмотря на это, режиссеру удалось «добиться выраженного динамизма и зре-лищности действия... подчинить актерский темперамент общей идее и вовлечь зрителя в политический круговорот событий».

Беркович замечает, что выразительная игра актеров обогащала образы, созданные великим драматургом. «Виталий Венгер (Король Лир) ... демонстрировал способность глубочайшего проникновения в таинства человеческого бытия, умения развивать жизнь персонажа в постижении многоплановости человеческого характера... Он сумел... провести своего Лира от деспотичного монарха, ослепленного властью и потому более доверяющего лжи, чем благородной искренности, до трагедии обыкновенного человека» [3].

Автор статьи также отмечает роль декораций А. Плинта (заслуженного деятеля искусств), которые «доминируют в спектакле, художественно определяют режиссерское мизансценирование... и убедительно передают мятежный и философский смысл трагедии» [3].

Повествование об этом спектакле критик ведет спокойно и приглашает читателя поразмышлять, в чем заключается достоинство новой премьеры, и вновь открыть для себя великого Шекспира в современном политическом контексте.

В отличие от политизированного ракурса «Комсомолки», газета «Труд» придерживается позиции невмешательства в политику. В статье «Ленфильм»: город в городе», посвященной теме кинематографа, журналистка С. Мазурова утверждает, что кино в нашей жизни является не только местом времяпровождения и свиданий, но и источником духовного, нравственного, интеллектуального становления личности. Однако сегодня настоящее отечественное кино постепенно вытес-

няется американской киноиндустрией, где пропагандируется исключительно зарубежный образ жизни. Российскому зрителю стремятся всеми силами навязать американские стандарты жизни, ценности, а это, в свою очередь, вносит хаос, пошлость, примитивные вкусы, бездуховность в жизнь общества. Журналистка задается вопросом, что происходит. Почему зритель вынужден смотреть картины преимущественно зарубежного производства? Этому посвящена беседа с известным кинорежиссером Виктором Сергеевым. «Прокатчики, — рассказывает режиссер, — предпочитают работать с американскими „пулялками" и „стрелялками", которые, прежде всего, приносят им деньги, и мало задумываются над эстетическим и художественным воспитанием отечественного зрителя» [4].

Из разговора становится известно и о хороших новостях, происходящих с российским кино, в частности на киностудии «Ленфильм». «У нас довольно обширная программа, в работе много собственных фильмов, в том числе и телевизионных» [4]. В продолжении разговора на эту тему читатель узнает о российском фильме «Кукушка» режиссера А. Рогожкина, который вышел на экраны российских кинотеатров. Журналистка заинтриговывает читателя и призывает его подумать, в чем заключается достоинство этой картины, повествующей о «двух солдатах враждующих армий и женщине из крохотного северного народа саами, спасшей их». Сама журналистка замечает, что достоинство картины в том, что она обращена к каждому сердцу [4].

Если для газет «Известия» и «Труд» характерен менее политизированный и более философский ракурс культурных событий, то для газеты «Комсомольская правда» этот ракурс предельно политизирован и обращен к современным политическим событиям.

Данные различия отражают изменения в общей социокультурной атмосфере общества, наблюдавшиеся в начале XXI столетия. Масштабность культурных событий, их воздействие на социокультурные процессы, происходящие в российском обществе, заставляют журналистов все чаще и чаще обращаться к повествованию о культурных фактах, привлекая способы максимальной персонализации, где личностью выступает сам журналист или герой публикации. Повышение интереса публицистов к такому способу подачи материалов не является случайным, а отражает определенные общественные потребности. Информация о людях, пропущенная через личное отношение, подчеркивает тенденцию индивидуализации, которая неизбежно возрастает по мере продвижения общества к ценностям демократии и плюрализма. По нашим наблюдениям, можно констатировать определенные сдвиги, которые произошли в массовом сознании по отношению к культурным событиям, отразившимся на страницах газетной прессы. Следует отметить, что обществу стали более необходимы культурно значимые события и личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гомер и ушу / А. Филлипов // Известия. — 2010. — 12 марта.

[2] Арсенал шедевров / О. Кабанова // Известия. — 2010. — 10 сент.

[3] Власти и страсти / А. Беркович // КП. — 2010. — 26 апр.

[4] Ленфильм: город в городе / С. Мазурова // Труд. — 2011. — 12 март.

THEMATIC FEATURES OF PUBLICATIONS DEALING WITH CULTURE IN PRINT MEDIA

Sanaz Hossenzadeh

Peoples' Friendship University of Russia Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article the author regards the common and peculiar features of modern publications dealing with culture in the Russian print media ("Moskovsky Komsomolez", "Komsomolskaya Pravda", "Ros-siyskaya gazeta", "Izvestiya", "Vedomosty", "Trud"). On the basis of the analysis of the case of publications for 2011 (apprx. 450) the author comes to the conclusion that the tendency to individualization and expansion of a cultural perspective has its place.

Key words: print media, thematic originality of publications dealing with culture, tendency in representing culture events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.