Научная статья на тему 'ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА 2020-Х: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА 2020-Х: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ / МЕДИАФОРУМ / ОНЛАЙН-ФОРМАТ / ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КРИЗИС / «ИНФОДЕМИЯ» / НОВЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борисова Людмила Сергеевна, Лысенко Артем Валерьевич

В статье представлена хроника проведения XVII Германо-Российского медиа-форума, прошедшего в ноябре 2020 г. на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в рамках Года Германии в России, освещаются основные тенденции развития СМИ начала 2020-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM OF THE EARLY 2020S: CHALLENGES OF THE TIME

The article presents the chronicle of the XVII German-Russian Media Forum, held in November, 2020, in Saratov State University as part of the Year of Germany in Russia. The text highlights the main trends in the development of mass media in the early 2020s.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА 2020-Х: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

ХРОНИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 239-243

Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 239-243 Сообщение

УДК 070(430+470+571 )|2020|

https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021 -21 -2-239-243

Журналистика начала 2020-х: вызовы времени

Л. С. Борисова10, А. В. Лысенко2

1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1

Борисова Людмила Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3087-1811

Лысенко Артем Валерьевич, кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9399-4512

Аннотация. В статье представлена хроника проведения XVII Германо-Российского медиа-форума, прошедшего в ноябре 2020 г. на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в рамках Года Германии в России, освещаются основные тенденции развития СМИ начала 2020-х гг. Ключевые слова: Германия, Россия, медиафорум, онлайн-формат, цифровая реальность, кризис, «инфодемия», новые медиа

Для цитирования: Борисова Л. С, Лысенко А. В. Журналистика начала 2020-х: вызовы времени // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 239-243. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021-21-2-239-343 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Communication

https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021 -21 -2-239-243 Journalism of the early 2020s: Challenges of the time L. S. Borisova10, A. V. Lysenko2

1 Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

2 Lomonosov Moscow State University, GSP-1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia

Lyudmila S. Borisova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3087-1811 Artem V. Lysenko, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9399-4512

Abstract. The article presents the chronicle of the XVII German-Russian Media Forum, held in November, 2020, in Saratov State University as part of the Year of Germany in Russia. The text highlights the main trends in the development of mass media in the early 2020s. Keywords: Germany, Russia, media forum, online format, digital reality, crisis, 'infodemia', new media

For citation: Borisova L. S., Lysenko A. V. Journalism of the early 2020s: Challenges of the time. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 239-243 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021 -21 -2-239-243

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

© Борисова Л. С., Лысенко А. В., 2021

27-29 ноября 2020 г. в Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского прошла трехдневная международная научно-практическая конференция «Кризисный медиаменедж-мент и цифровая реальность». В сложившихся условиях предупреждения распространения ко -ронавирусной инфекции выбранный организаторами онлайн-формат на платформе Zoom обеспечил широкие возможности обмена опытом и мнениями между экспертами из Германии и России. Доклады, круглые столы, воркшопы, визиты в редакции саратовских СМИ, запланированные ранее в традиционном формате, были успешно адаптированы к новым цифровым реалиям. Ме-диафорум был организован совместными усилиями Германо-Российского Форума и СГУ и стал семнадцатым в ряду мероприятий, ежегодно вовлекающих в актуальные медиадискуссии десятки молодых журналистов из Германии и России.

С 2003 г. Германо-Российский Форум в партнерстве с ведущими университетами РФ проводит конференции для молодых специалистов с целью профессионального обмена опытом в сфере журналистики. Медиафорумы состоялись в Воронеже, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Сочи, Мурманске, Владивостоке, Иркутске, Перми, Пятигорске, Москве и других городах. За прошедшие годы в конференциях приняли участие более 700 журналистов из России, Германии, Украины, Казахстана, Польши, Чехии, Беларуси, Венгрии, Узбекистана и других стран. Вместе с опытными экспертами молодые журналисты-практики стремятся к всестороннему изучению таких злободневных тем и направлений, как современная журналистика и фактчекинг, социальные сети в СМИ Германии и России, «пузыри фильтров» и «эхо-камеры», журналистика данных, актуальные проблемы зарубежной журналистики, экожурна-листика, научная коммуникация.

В 2019 г. руководство Германо-Российского Форума обратилось к ректору Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского проф. А. Н. Чумаченко с предложением о партнерстве и совместном проведении XVII Гер -мано-Российского медиафорума в рамках Года Германии в России 2020/2021, объявленного министром иностранных дел РФ С. В. Лавровым и его германским коллегой Хайко Маасом. В программу Года Германии в России включены многочисленные проекты в научно-образовательной среде. Эта инициатива, по мысли представителей обеих стран, «призвана стать источником новых импульсов к налаживанию разностороннего взаимодействия в сфере культуры, образования, общественной работы, науки и экономики, инициировать возникновение новых альянсов для будущего сотрудничества»1.

Основой для успешного проведения конференции на базе СГУ стал значительный опыт

Саратовского университета в реализации различных медиапроектов. Так, в ноябре 2013 г. на базе Института филологии и журналистики СГУ состоялось заседание Учебно-методического совета по журналистике, входящего в ФУМО «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». В семинаре «Университетские СМИ как платформа развития профессиональных компетенций бакалавра журналистики» приняли участие эксперты из пятнадцати вузов России. В декабре 2016 г. в СГУ проходил Всероссийский конкурс молодых журналистов «МедиаВолга», объединивший делегатов из Воронежа, Казани, Самары, Саранска, Белгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Саратова, а годом позже начала работу медиашкола «Корпоративное СМИ вуза», на которой в течение четырех дней студенты российских вузов прослушали мастер-классы от специалистов в сфере медиа и создавали проекты студенческого СМИ в печатном и телевизионном форматах.

Особенностью организации и проведения XVII Германо-Российского медиафорума стали потенциальные риски, связанные с реализацией задуманного на фоне пандемической ситуации в мире, сложностью планирования и согласования визитов экспертов в Саратов и - в тот момент - недостаточным опытом проведения онлайн-мероприятий. В сентябре 2020 г. организаторы объявили конкурс на участие в конференции, было подано более 150 заявок, что свидетельствовало о большой потребности в обсуждении объявленной темы. В 2020 г. журналистское сообщество столкнулось с новыми вызовами: пандемия COVID-19, а также меры, принимаемые для предотвращения распространения инфекции во всем мире, выдвинули на авансцену вопросы, связанные с потреблением и производством современных информационных продуктов. Каковы пути решения этих проблем? Какие новые обязанности возникают у журналистов в связи с пандемией и новыми форматами, появляющимися в цифровом мире? Эти и другие аспекты, связанные с социальными и экономическими последствиями эпидемии, обусловили активное стремление журналистов к профессиональному обмену мнениями.

Работа первого дня XVII Германо-Российского медиафорума началась со знакомства слушателей с организаторами, спикерами и ведущими мастер-классов. Участниками форума стали более 120 человек. Среди них -представители различных СМИ, в том числе сотрудники российского агентства международной информации «РИА Новости», агентства Focus Media Company, немецкой газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (FAZ), российской ежедневной общественно-политической газеты «Комсомольская правда», немецкого информационного агентства Deutsche Presse-

Agentur (DPA), немецкой ежедневной газеты «Kölner Stadt-Anzeiger», «Московской немецкой газеты», крупнейшей немецкой общественной радиостанции земли Гессен hr1 (Hessen Radio 1), общественной телерадиокомпании земли Северный Рейн-Вестфалия WDR (Westdeutscher Rundfunk), международного информационного агентства «Россия сегодня», крупнейшего немецкого телеканала RTL, Союза журналистов N-ost, объединяющего репортеров и медиапроекты из более чем 20 европейских стран, студенты и преподаватели СГУ. Для облегчения межкультурной коммуникации и преодоления языкового барьера все выступления на конференции сопровождались синхронным переводом, осуществляемым на высокопрофессиональном уровне.

Саратовский государственный университет на торжественной церемонии открытия представляла делегация во главе с ректором А. Н. Чу-маченко, в состав которой вошли проректор по международной деятельности Д. Н. Конаков, руководитель приоритетных проектов и программ Е. Г. Елина, директор Института филологии и журналистики Л. С. Борисова2. За работу конференции с немецкой стороны отвечал руководитель московского офиса Германо-Российского Форума А. В. Лысенко.

После короткого знакомства участников с приветственным словом ко всем собравшимся обратился исполнительный директор и член Правления Германо-Российского Форума Мартин Хоффманн. В своем выступлении он отметил, что использование цифрового формата в проведении медиафорума используется впервые, пожелал удачных встреч, новых знакомств и интересной работы. Мартин Хоффманн поблагодарил Саратовский университет и лично ректора А. Н. Чумаченко за то, что в непростых условиях университет выступил соорганизатором форума и поддержал проведение крупного профессионального мероприятия для молодых специалистов.

В своем приветственном слове ректор А. Н. Чумаченко рассказал о том, что университет с радостью и нетерпением ожидал приезда уважаемых гостей, представителей Посольства Германии, ведущих журналистов из России и Германии, медиатренеров, участников. Он подчеркнул, что сотрудничество Саратовского университета с университетами Германии в сфере научно-образовательной деятельности реализуется в рамках как гуманитарных, так и естественных наук. Ректор с уверенностью отметил, что СГУ заинтересован в дальнейшем развитии научно-образовательного и межкультурного взаимодействия между российскими и немецкими университетскими сообществами, в расширении кооперации с партнерами из Германии, и выразил надежду на будущую встречу с коллегами в оффлайн-формате.

Затем к аудитории обратился руководитель отдела печати и связей с общественностью По-

сольства Германии в Москве Йенс Байкюфнер. В своем приветствии он заметил, что важными темами для обсуждения в рамках медиафорума станут проблема менеджмента СМИ и вопрос взаимного влияния медиа и политики в современных условиях.

С вводными докладами о видении новых тенденций в журналистике выступили эксперты из России и Германии. В. Г. Лошак, вице-президент Издательского дома «Коммерсант», познакомил аудиторию с ситуацией на медиарынке России, рассказал о стратегии выживания в период кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. Вслед за ним контуры ме-диаландшафта Германии очертил профессор Университета прикладных наук Бонн-Рейн-Зиг, тележурналист, профессор, доктор Хектор Ха-аркёттер. Он подробно остановился на особенностях работы журналистов в ситуации локда-уна и спрогнозировал возможные перспективы развития отрасли. Среди наиболее значимых понятий для германских СМИ он назвал «просветительскую работу в сфере здравоохранения» («Gesundheitskommunikation»), «локдаун СМИ», «инфекционную журналистику» и «эпоху зума».

В завершение выступлений лекторов прошла дискуссия: участников форума интересовали проблемы будущего функционирования медиаотрасли в цифровом формате, взаимоотношения власти и СМИ и другие вопросы. В. Г. Лошак и Хектор Хааркёттер сопоставили условия работы средств массовой информации в России и в Германии, обратив внимание на сходные и специфические тенденции.

Последующий доклад и вокршоп медиатре-нера доктора Ульрике Бутмалу затрагивал проблемы неопределенности и ее ресурсов в период кризиса. Способность работать в этих условиях стала одной из определяющих для журналистов Германии и России. Среди участников проводились интерактивные опросы. Гостям предстояло по разным критериям оценить степень неопределенности в разные периоды карантинных мер пандемии в России и в Германии. Результаты работы в группах были представлены на следующий день конференции.

Обмен опытом между участниками предшествовал другому семинару - «Как выйти из кризиса? Возможности для СМИ», проводившемуся заведующим кафедрой цифровых медиа-коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, редактором журнала «Журналист» К. Р. Нигматуллиной. В своем мастер-классе с опорой на примеры из российской прессы она показала различные модели, которые в условиях кризиса и падения доходов от рекламы открывают для журналистов весьма успешные перспективы. По итогам занятия форумча-не создали канал в мессенджере Telegram, где в малых группах последующие два дня проходила активная работа над несколькими проектами.

Второй день работы XVII Германо-Российского медиафорума начался с выступления политолога, советника по политическим вопросам Александра Рара3. В своем докладе «Радикальные перемены в мире после кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, и президентских выборов США: будущее Германии, Европы и роль России» он подробно рассмотрел современное состояние российско-германских отношений, их развитие в исторической перспективе, подчеркнул ответственность молодого поколения в вопросе преодоления возможных конфликтов между двумя странами.

Кульминационным моментом этого дня стало виртуальное посещение участниками редакций саратовских СМИ. Модератор онлайн-встречи Л. С. Борисова рассказала об истории Института филологии и журналистики СГУ, его структуре, области научных интересов преподавателей и представила аудитории коллективную монографию «История медиакритики в России: очерки и материалы», которая является плодом работы сотрудников кафедры общего литературоведения и журналистики ИФиЖ, подготовленным под руководством доктора филологических наук, профессора В. В. Прозорова.

Первой взяла слово главный редактор сайта www.sgu.ru Ю. Н. Аникеева. Она уделила внимание каждому из изданий Центра СМИ СГУ, объяснив, что это структурное подразделение университета, объединяющее несколько собственных медийных проектов - сайт, студенческий журнал «СГУщёнка» и газету «Саратовский университет». Докладчица конкретизировала их целевую аудиторию и направленность, а также познакомила слушателей с новыми разделами сайта: «Коронавирус» и «Дистанционка».

Затем на онлайн-встрече выступил руководитель Учебного телецентра ИФиЖ СГУ Р. И. Павленко с рассказом о работе редакции телепроекта «Мне нравится», отметив, что передача выходит по средам на саратовском канале «Россия 24» и затрагивает темы, интересующие молодежную аудиторию. Он познакомил участников форума со структурой выпусков и подчеркнул, что производственный процесс осуществляется силами студентов. Отдельное внимание спикер уделил работе редакции в дистанционном формате и тем возможностям, которые получили юные журналисты в период локдауна.

Вслед за представителями университетских СМИ к слушателям обратились руководители информационного портала «СарБК» - директор по информационной политике А. Н Башкай-кин и коммерческий директор Е. В. Васюкова. Участники форума узнали о том, что в условиях пандемии активность ленты и ее насыщение новостями не снизились. Как отметил А. Башкай-кин, на один материал с информацией о вирусе могли «переходить» до 60-70 тысяч человек. По мнению журналиста, это говорит о том, что

СМИ продолжают оставаться зеркалом нашей жизни.

В медиафоруме также приняла участие главный редактор саратовского журнала «World Club», выпускница ИФиЖ СГУ Л.И. Тугарина. Ее выступление включало в себя информацию о создании издания и о том, какие трудности испытывает печатное СМИ в настоящее время. Л. И. Тугарина остановилась на вопросах развития журналистов в сфере SMM и копирайтинга.

После того как представители саратовских редакций поделились своими размышлениями и находками в рамках основной темы форума, все участники включились в оживленную дискуссию и обсудили специфику университетских СМИ, выполняющих не только информационную, но и организационно-образовательную функцию, поговорили об уникальных саратовских медиа-ресурсах, этических и юридических проблемах, творческих и профессиональных новациях, которые пришли в медиаотрасль в 2020 г.

В завершение работы второго дня форума состоялся яркий доклад ведущего «Sputniknews» Беньямина Голлме на тему «Вирус: триумф новых медиа?». Эксперт обратил особое внимание на вызовы журналистике, связанные с пандемией, и специфику работы малых СМИ в социальных сетях. В дискуссии после доклада был затронут широкий спектр тем, касающихся работы новых и «альтернативных» СМИ в Германии и в России, гражданской журналистики, безопасности самих журналистов и освещения демонстраций, например протеста против карантина в Германии, распространения фейков и т.д.

Третий день онлайн-конференции открылся мастер-классом доктора Ульрике Бутмалу «Кризисы и конфликты. Социальная ответственность за репортаж». Далее с докладом выступил эксперт по открытым данным в России, директор НПО «Информационная культура», руководитель проектного направления «Open Data» Счетной палаты РФ И. В. Бегтин. Его сообщение было посвящено третьей волне открытых данных. Выступающий ответил на ключевой вопрос о том, где искать открытые государственные данные, и рассказал о порталах, официальных сайтах органов власти, информационных системах и ресурсах. Особое внимание докладчик уделил «скрытым данным». Он остановился на ряде тем, среди которых были: скрытое API на официальных сайтах, государственные FTP сервера, поиск данных в веб-архивах и внутри сканов документов.

В завершение дня прошло обсуждение итогов форума. Организаторы выразили надежду, что следующий XVIII Германо-Российский ме-диафорум сможет пройти в 2021 г. в Саратовском университете в традиционном «реальном» формате. Участники конференции положительно оценили компетентную работу экспертов, интересную программу, интенсивные обсуждения,

поблагодарили за возможность узнать больше о СГУ, а также единогласно отметили успех нового онлайн-формата мероприятия и высочайший уровень его технического сопровождения. Представляется, что проблематика прошедшего XVII Германо-Российского медиафорума остается актуальной и выявляет перечень вопросов для обсуждения на последующих конференциях.

Очевидно, что в журналистике начала 2020-х гг. доминируют две основные тенденции: финансовый кризис и трансформация доверия читателей и зрителей к средствам массовой информации. Обе тенденции наблюдались и в прошлые годы, но усилились с началом пандемии COVID-19. В первую очередь, это относится к «миграции» новостей из традиционных СМИ в социальные сети, а также является следствием серьезного финансового кризиса, в который оказалось вовлечено подавляющее большинство медиа как в России, так и в Германии. Несмотря на увеличение количества зрителей у традиционных новостных телеканалов4 и рост потребления трафика Интернета в России и Германии в апреле 2020 г. почти на 30%5, целый ряд таких авторитетных изданий в Германии, как «Frankfurter algemeine Zeitung», «Süddeutsche Zeitung», «Die Zeit» и другие, были вынуждены обратиться за государственной поддержкой, чтобы сохранить сотрудников. В России закрылся журнал «Русский репортер», а газеты «Известия», «Ведомости», «Коммерсантъ» во время первой волны эпидемии приостановили выход бумажных версий6. При этом значительно возросло влияние социальных сетей. Средства массовой информации США, Германии, России сообщают об опасности нового явления в обществе - так называемой «инфодемии-2020». В апреле 2020 г. более ста врачей из разных стран обратились к общественности с открытым письмом: «В настоящий момент мы имеем дело не только с пандемией COVID-19, но и с всемирной "инфодеми-ей", при которой человеческие жизни находятся под угрозой во всем мире из-за дезинформации, которая распространяется вирусами в социальных сетях»7.

Главной задачей XVII Германо-Российского медиафорума было создать платформу для интен-

сивного обсуждения многочисленных актуальных аспектов трансформации СМИ России и Германии в период пандемии коронавируса 2020 г. Три дня онлайн-дискуссий показали, что потребность в качественной и проверенной информации в период «инфодемии-2020» велика как никогда. Современная журналистика находится скорее не в кризисе, а в поиске принципиально новых путей развития, связанных с освоением цифровых платформ и ресурсов социальных сетей.

Примечания

1 Год Германии в России 2020/2021. URL: https:// www.goethe.de/prj/djr/ru/uebu.html (дата обращения: 25.01.2021).

2 См.: СГУ принял участие в работе первого дня XVII Германо-Российского медиафорума. URL: https://www. sgu.ru/news/2020-11-27/sgu-prinyal-uchastie-v-rabote-pervogo-dnya-xvii (дата обращения: 25.01.2021).

3 См.: Завершилась работа XVII Германо-Российского медиафорума. URL: https://www.sgu.ru/news/2020-11-30/zavershilas-rabota-xvii-germano-rossiyskogo (дата обращения: 25.01.2021).

4 Например, сайт популярной новостной передачи Германии Tagesschau в марте 2020 г. просмотрели 9 млн посетителей, в то время как в марте 2019 г. число посетителей сайта составляло в среднем всего 2,6 млн. (URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1105322/ umfrage/tv-zuschauer-der-nachrichtensendungen-in-deutschland (дата обращения: 25.01.2021)).

5 См.: Материалы онлайн-дискуссии «Журналистика, социальные медиа и пандемия: глобальные вызовы сегодняшнего дня», состоявшейся 20 апреля 2020 г. в рамках работы экспертной площадки МГУ по актуальным научным проблемам «Диалог о настоящем и будущем» под руководством ректора МГУ академика В. А. Садовничего. URL: http://www.journ.msu.ru/about/ news/35187/ (дата обращения: 25.01.2021).

6 См.: Несколько российских изданий не выйдут на бумаге на следующей неделе. URL: https://www.interfax. ru/russia/702393 (дата обращения: 25.01.2021).

7 Эксперты из окружения Дростена и Бринкмана предупреждают об «инфодемии». URL: https://www.welt. de/vermischtes/article207815765/Falschmeldungen-zu-Corona-Aerzte-warnen-vor-Infodemie.html (дата обращения: 25.01.2021).

Поступила в редакцию 27.01.2021, после рецензирования 08.02.2021, принята к публикации 10.02.2021 Received 27.01.2021, revised 08.02.2021, accepted 10.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.