Научная статья на тему 'ЗАКОН О КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ВЬЕТНАМА'

ЗАКОН О КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИТАРИЗМ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ЗАКОН О КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / FACEBOOK / ZALO / INSTGRAM / TIKTOK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нгуен Тхи Лиен

В статье рассматриваются закон о кибербезопасности во Вьетнаме и новые тенденции мультимедийных коммуникаций, развивающиеся в социальной сети. Facebook как инструмент для развития мультимедийных коммуникаций является не только коммуникационной платформой, но и важным новостным каналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAM CYBERSECURITY LAW AND SOCIAL MEDIA

He article discusses the law on cybersecurity in Vietnam and the new trends in multimedia communications, developing in social networks. Facebook is considered a tool for the development of multimedia communications in Vietnam, a trend in technology and information exchange. In Vietnam this social network is not only a communication platform, but also an important news channel.

Текст научной работы на тему «ЗАКОН О КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ВЬЕТНАМА»

Т. Л. Нгуен. Закон о кибербезопасности и социальные сети Вьетнама

ЖУРНАЛИСТИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 231-234

Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 231-234

Научная статья УДК [34:316.77](597)

https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021 -21 -2-231 -234

Закон о кибербезопасности и социальные сети Вьетнама

Т. Л. Нгуен

Российский университет дружбы народов (РУДН), Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Нгуен Тхи Лиен, аспирант кафедры массовой коммуникаций, [email protected], https://orcid.org/0000-0001 -9916-1266

Аннотация. В статье рассматриваются закон о кибербезопасности во Вьетнаме и новые тенденции мультимедийных коммуникаций, развивающиеся в социальной сети. Facebook как инструмент для развития мультимедийных коммуникаций является не только коммуникационной платформой, но и важным новостным каналом.

Ключевые слова: коммунитаризм, интернет-СМИ, закон о кибербезопасности, социальные сети, Facebook, Zalo, Instgram, TikTok

Для цитирования: Нгуен Т. Л. Закон о кибербезопасности и социальные сети Вьетнама // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 231-234. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021-21-2-231-234 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Article

https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021 -21 -2-231 -234 Vietnam cybersecurity law and social media

T. L. Nguyen

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), 6 Miklukho-Maklaya St, Moscow 117198, Russia

Thi Lien Nguyen, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9916-1266

Abstract. The article discusses the law on cybersecurity in Vietnam and the new trends in multimedia communications, developing in social networks. Facebook is considered a tool for the development of multimedia communications in Vietnam, a trend in technology and information exchange. In Vietnam this social network is not only a communication platform, but also an important news channel.

Keywords: communitarianism, online media, cybersecurity law, social networks, Facebook, Zalo, Instagram, TikTok

For citation: Nguyen Thi Lien. Vietnam cybersecurity law and social media. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 231-234 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1817-7115-2021 -21 -2-231 -234

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Вьетнам - маленькая страна с большой историей и самобытной культурой - привлекает к себе все больше внимания. Вьетнам так-

© Нгуен Т. Л., 2021

же является однопартийным государством, в котором десятилетиями господствовала правящая Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ). Последняя имеет сильные позиции в средствах массовой информации, а государство контролирует все печатные и вещательные СМИ, включая Интернет. В качестве основополагающей ценности политической культуры Вьетнама выступает вьетнамский коммунитаризм1.

Последний представляет собой новую концепцию, которая появилась только в последние десятилетия двадцатого столетия и происходила от слова «сообщество». Оно родилось из-за необходимости противостоять крайнему индивидуализму и в то же время поддержать цивилизованное общество. По определению профессора Фан Суан Шона, вьетнамский коммунитаризм - это общая ценность, мысль, философия, кодекс поведения, предназначенный для продвижения сообщества, для консолидации вьетнамского народа в коллективную силу.

Датой происхождения революции в сетевом информационном пространстве Вьетнама является 2005 год. С развитием Интернета появились такие новые каналы информации, как блоги, форумы в социальных сетях. Жизнь журналистики вообще и интернет-журналистики в частности становилась все более разнообразной. Возникли «левые», нелегальные информационные сайты, которые пользовались популярностью у определенной аудитории.

Национальная ассамблея Вьетнама 12 июня

2018 г. большинством голосов приняла закон о кибербезопасности. В соответствии с законом предприятия, предлагающие соответствующие интернет-услуги на территории Вьетнама, должны размещать цифровые хранилища данных интернет-пользователей на территории этой страны, иностранные компании должны создавать представительства на территории Вьетнама.

Соответствующие вьетнамские компании на территории страны должны проверять подлинность информации, предоставленной пользователем при регистрации, а также предоставлять соответствующую информацию министерству внутренних дел по требованию.

Принятый закон вступил в силу 1 января

2019 г. Закон запрещает разглашение информации о «политике, обороне, национальной безопасности, международных отношениях, экономике, технологиях или любых других областях, регулируемых законом».

Принимая во внимание строгий контроль Вьетнама над официальными средствами массовой информации, многие деятели стремились распространять свои взгляды через Интернет, в результате чего правительство наложило ограничения на использование и доступ в Интернет2. Так, к 2019 г. было зарегистрировано 64 млн интернет-пользователей, увеличившись на 28% по сравнению с 2017 г.3, также 58 млн пользова-

телей социальных сетей на мобильных устройствах - рост составил до 8 млн по сравнению с 2018 г. Наряду с развитием технологий, была запущена низкоуровневая телефония среднего класса, чтобы людям было проще иметь смартфоны и выходить в Интернет. Согласно статистике WeareSocial и Hootsuite4, вьетнамские пользователи проводят в Интернете в среднем 6 часов 42 минуты в день; 94% интернет-пользователей во Вьетнаме пользуются Интернетом ежедневно, остальные 6% - не реже одного раза в неделю5.

Согласно ст. 80 Конституции Вьетнама, критика правительства на различных сайтах может быть охарактеризована как шпионаж, за который нарушители могут быть приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Люди не имеют права критиковать правительство публично. Материал, угрожающий коммунистическому правлению, включая политическое несогласие, блокируется. В 2018 г. Freedom House заявил, что цензура посредством удаления контента стала систематической. Неправительственная организация заявила, что власти работали с Facebook, чтобы удалить сотни аккаунтов, обвиняемых в распространении «реакционных, антипартийных» материалов.

Закон о кибербезопасности, вступивший в силу в 2019 г., требует, чтобы глобальные он-лайн-платформы создавали локальные офисы и хранили их пользовательские данные во Вьетнаме.

Информация также может быть скрыта, если она может нанести ущерб государственным интересам или благополучию нации. Свобода выражения мнений, религиозная свобода и активность гражданского общества жестко ограничены. Власти все чаще подавляют использование гражданами социальных сетей и Интернета.

Блогеры и гражданские журналисты являются единственными источниками независимых новостей, сообщает «Репортеры без границ» (RSF). Но они сталкиваются с «все более жесткими формами преследования».

В то время как социальные сети стали большей частью интернет-сообщества, новое исследование, проведенное Вьетнамским национальным университетом в Ханое, показало, что они часто служат платформой для публичных оскорблений и разжигания ненависти. Почти 80% из 1 000 опрошенных интернет-пользователей заявили, что они были либо жертвами, либо свидетелями публичного осуждения на Facebook или других сайтах, сообщила исследовательская группа на конференции в апреле 2017 г.6

В течение 2018 г. продолжали поступать сообщения о новых арестах, избиениях, уголовных приговорах и случаях жестокого обращения с журналистами и блогерами в местах лишения свободы. В июле власти задержали независимого журналиста, который часто работал на американские СМИ; в конце года он все еще находился

Т. Л. Нгуен. Закон о кибербезопасности и социальные сети Вьетнама

в предварительном заключении. В августе власти избили заключенного в тюрьму видеооператора, связанного с Радио «Свободная Азия»7.

Репрессивные законы ограничивают журналистов и блогеров, отмечает Freedom House8. Те, кто сообщает или комментирует спорные вопросы, подвергаются риску запугивания и физического насилия.

Несмотря на это, Интернет является площадкой для таких социальных сетей, как Facebook, Zalo, Instagram, TikTok и другие, оказывающих влияние на образ жизни граждан. Появление мобильных технологий усиливает функциональность и полезность Интернета, тем самым обеспечивая людям легкий доступ к нему.

Интернет-пользователи переходят в онлайн, чтобы сознательно заниматься просмотром различного интернет-контента, что отвлекает их от образовательных занятий. Эти быстрые изменения в технологии помогают сформировать способ использования людьми Интернета в повседневной жизни. Согласно недавнему отчету, опубликованному Исследовательским центром Пью, 48% онлайн-потребителей Вьетнама используют социальные сети в качестве источника новостей как минимум один раз в день9.

В отчете использованы данные опроса «Global Attitude Survey 2017»10, в ходе которого выяснялось, что 41% из 1000 вьетнамских респондентов сказали, что они используют сайты социальных сетей для новостей несколько раз в день. Подобная информация позволяет говорить о Вьетнаме как о стране с четвертым по величине ежедневным использованием социальных сетей. Он уступил Южной Корее (57%), Ливану (52%) и Аргентине (51%). Во Вьетнаме 81% людей в возрасте 18-29 лет, 44% в возрасте 30-49 лет и 3% в возрасте 50 лет и старше ссылались на сайты социальных сетей в качестве ежедневного источника новостей. В целом вьетнамцы позитивно относятся к освещению в новостях.

Кроме этого, Вьетнам занимает седьмое место среди стран с наибольшим количеством пользователей Facebook. Кроме последнего, YouTube очень популярен среди вьетнамских интернет-пользователей. Это означает, что десятки миллионов вьетнамцев получают доступ к новостям и информации в Интернете без необходимости изучения поддерживаемых государством новостных агентств.

Влияние Facebook на журналистику и новостную индустрию неоспоримо. Принятие во внимание того, что можно определить в качестве новостей, также помогает углубить понимание нюансов вьетнамского онлайн-общения в социальных сетях. Ле Куанг Ту До, чиновник из Министерства информации и коммуникаций Вьетнама, сообщил, что необходимо регулировать быстрое распространение социальных сетей во Вьетнаме и их растущее влияние. Владельцы страницы Facebook, публикующие ложные новости, могут

быть подвергнуты штрафу в 20 млн донгов. Аналогичное наказание предусмотрено для пользователей за создание поддельных страниц либо за взлом аккаунтов других людей или организаций.

Вьетнамское правительство принимает различные меры для регулирования социальных сетей11. С этой целью оно сотрудничает с мировыми гигантами Интернета для осуществления контроля в сети. Эрик Шмидт, исполнительный председатель Alphabet - материнской компании Google, пообещал помочь Вьетнаму предотвратить появление и удалить уже имеющуюся негативную информацию с сайта YouTube. Компания Facebook также пообещала сотрудничать с вьетнамским правительством с целью блокировки отрицательного контента.

Zalo, внутренняя социальная сеть Вьетнама, была запущена в 2012 г. В августе 2018-го Zalo объявила о 80 млн пользователях (по данным Zalo Group)12. Согласно результатам опроса Vinaresearch, Zalo имеет второй уровень осведомленности (94,3%) наравне с YouTube, опередив Facebook. В среднем около 87 человек имеют учетную запись Zalo.

Instagram - социальная сеть для обмена фотографиями. Интересная особенность этой социальной сети, отличающая ее от большинства других социальных сетей: женщин-пользователей в 1,6 раза больше, чем мужчин (44,2 и 27,4% соответственно)13, хотя в большинстве других соцсетей эта разница невелика.

TikTok - это короткоформатный видеохостинг, который предлагает приложение для обмена короткими видео продолжительностью 15 секунд на видео для базовых учетных записей. Его исходный контент - это в основном синхронизация губ, танцы или запись с необычными наклейками и другими эффектами14. Приложение TikTok быстро завоевало внимание многих молодых людей (41% пользователей TikTok в возрасте от 16 до 24 лет), особенно в школьном возрасте, но все еще непривлекательно для пожилых людей. По оценкам TikTok, вьетнамские пользователи проводят в приложении в среднем 28 минут в день, но независимые медиа-исследовательские компании, такие как Kantar или Nielsen, не подтвердили этот подсчет аудитории. TikTok сообщает, что основное время для вьетнамских пользователей - с 18 до 20 часов в пятницу и субботу15.

Социальные сети имеют много преимуществ16:

- они все чаще играют важную роль в укреплении доверия граждан к руководству партии, государству и администрации правительства. В последние годы бюрократия, авторитаризм, коррупция и другие подобные явления в ряде учреждений, подразделений и населенных пунктов серьезно повлияли на репутацию правительства и снизили доверие населения по отношению к партии и государству;

Журналистика

233

- вносят большой вклад в развитие человеческого сознания, мышления и жизненных навыков. Они все чаще становятся местом сосредоточения новостей и знаний обо всех сферах общественной жизни. Всего несколько простых шагов отделяют пользователей от получения обновлений по вопросам, которые интересны для них. Кроме того, в социальных сетях есть много страниц, которые обучают необходимым жизненным навыкам, например, иностранным языкам, кулинарии, ремонту, общению, психологии и спорту;

- способствуют продвижению процесса международной интеграции в культурной сфере Вьетнама. Социальные сети, такие как Facebook, YouTube, создали возможность для осуществления культурных обменов, способствуя тесной близости, взаимопониманию граждан Въетнама с гражданами других стран.

Помимо положительных сторон, необходимо обозначить и отрицательные последствия социальных сетей17:

- социальное пространство стало основным инструментом для враждебных сил с целью использования идеологического саботажа;

- социальные сети негативно влияют на развитие культуры рассматриваемой страны. Развитие социальных сетей увеличивает риск размывания национальной культурной самобытности. По мере роста популярности социальных сетей поток культурной агрессии усиливается, затрагивая большинство людей, особенно молодых. Активность распространения слухов и сенсационных «лайков» в социальных сетях усиливается, что вызывает путаницу в общественном мнении.

Таким образом, несмотря на все преимущества новых цифровых технологий, граждане, вероятно, отметят, что Интернет оказывает негативное влияние, особенно с моральной точки зрения. Поэтому гражданам Въетнама важно осуществлять анализ как негативных, так и позитивных последствий Интернета с тем, чтобы уважать национальные и религиозные принципы своего государства.

Примечания

1 См.: Фан С. Ш., Нгуен Т. Т. З. Вьетнамский коммунитаризм в качестве основополагающей ценности политической культуры Вьетнама. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vietnamskiy-kommunitarizm-v-kachestve-osnovopolagayuschey-tsennosti-politicheskoy-kultury-vietnama (дата обращения: 10.09.2019).

2 См.: СМИ во Вьетнаме. URL: http://factsanddetails.com/ southeast-asia/Vietnam/sub5_9e/entry-3437.html (дата обращения: 24.07.2018).

3 См.: Интернет-статистика Вьетнама. 2019. URL: https://vnetwork.vn/news/cac-so-lieu-thong-ke-internet-viet-nam-2019 (дата обращения: 21.11.2019).

4 См.: Digital in 2019. ULR: https://wearesocial.com/global-digital-report-2019 (дата обращения: 30.01.2019).

5 См.: 94% интернет-пользователей во Вьетнаме выходят в интернет ежедневно. URL: https://www.brandsvietnam. com/19614-94-nguoi-dung-Internet-o-Viet-Nam-len-mang-hang-ngay (дата обращения:27.12.2019).

6 См.: Пользователей Facebook во Вьетнаме будут штрафовать на 2200 USD за публикацию «вредного» контента. URL: http://asia-vietnam.ru/news-category/ polzovateley-facebook-vo-vietname-budut-shtrafovat-na-2-200-usd-za-publikatsiyu-vrednogo-kontenta/ (дата обращения: 08.06.2017).

7 См.: Вьетнам. URL: https://freedomhouse.org/country/ vietnam (дата обращения: 08.06.2017).

8 См.: Вьетнам принял закон о кибербезопасности. URL: https://news.rambler.ru/internet/40079990-vetnam-prinyal-zakon-o-kiberbezopasnosti/ (дата обращения: 12.06.2018).

9 См.: 81% молодых пользователей сети Вьетнама используют социальные сети в качестве ежедневных новостей. URL: https://saigoneer.com/vietnam-news/12377-81-of-vietnam-s-young-netizens-use-social-media-as-daily-news-source-report (дата обращения: 19.01.2018).

10 См.: Публики во всем мире хотят беспристрастного освещения новостей. URL: https://www.pewresearch.org/ global/2018/01/11/publics-globally-want-unbiased-news-coverage-but-are-divided-on-whether-their-news-media-deliver/ (дата обращения: 11.01.2018).

11 См.: Будут новые правила для социальных сетей, магазинов приложений и веб-сайтов. URL: https://sotttt. soctrang.gov.vn/sotttt/1229/27531/53473/307222/bao-chi-xuat-ban/se-co-nhung-quy-dinh-moi-ve-mang-xa-hoi-kho-ung-dung-trang-thong-tin-dien-tu.aspx (дата обращения: 21.05.2020).

12 См.: Социальные привычки вьетнамцев в 2018 году. URL: https://www.brandsvietnam.com/congdong/ topic/10074-Thoi-Quen-Su-Dung-Mang-Xa-Hoi-Cua-Nguoi-Viet-Nam-2018 (дата обращения: 05.05.2018).

13 Там же.

14 См.: Популярные социальные сети во Вьетнаме. URL: https://brand-ninja.co/vi/top-mang-xa-hoi-viet-nam (дата обращения: 19.02.2019).

15 Там же.

16 См.: Социальные сети, роли и их последствия. URL: http://tuyengiaohungyen.vn/bai-viet/mang-xa-hoi-vai-tro-va-nhung-he-luy.aspx (дата обращения: 12.03.2020).

17 Там же.

Поступила в редакцию 27.11.2020, после рецензирования 09.01.2021, принята к публикации 18.01.2021 Received 27.11.2020, revised 09.01.2021, accepted 18.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.