Научная статья на тему 'Журналистика досуга и социальное время : ценностный анализ'

Журналистика досуга и социальное время : ценностный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
406
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МАССМЕДИА / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / РАЗВЛЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / JOURNALISM / MASS MEDIA / MEDIA REALITY / SOCIAL TIME / LEISURE / FREE TIME / ENTERTAINMENT / SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидоров Виктор Александрович

В начале нового столетия под воздействием социокультурной динамики и развития техносферы стали явными перемены в бюджете свободного времени индивида. Актуализировалась задача проанализировать свободное время как социальное и понять, в какой степени медиа нового столетия обеспечивают сферу досуга человека. Адекватным для решения такой задачи может считаться ценностный анализ журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the beginning of the new century changes in the budget of the individual free time became apparent under the influence of socio-cultural dynamics and development of the techno sphere. The task to analyze the free time as a social phenomenon and to understand the extent to which media provide the scope of the new century man of leisure actualized as well. Axiological analysis of journalism can be considered really adequate for this task.

Текст научной работы на тему «Журналистика досуга и социальное время : ценностный анализ»

ЖУРНАЛИСТИКА ДОСУГА И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ : ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ

В.А. Сидоров

Ключевые слова: журналистика, массмедиа, медиареальность, социальное время, досуг, свободное время, развлечения, социальные проблемы.

Keywords: journalism, mass media, media reality, social time, leisure, free time, entertainment, social problems.

Информация и коммуникация имеют каждая по две стороны, в большей или меньшей степени противоречащих друг другу, но неотделимых друг от друга. Нормативная сторона информации отсылает к идее истины, а нормативная сторона коммуникации - к стремлению поделиться. Другая сторона, функциональная, в большей степени призванная служить инструментом, связана с тем, что в современных обществах, в конечном итоге, весьма сложных, нельзя жить без информации, связей, взаимодействия... Проблема коммуникации, замечает Д. Вольтон, - это проблемы сосуществования и социальных связей в современном обществе [Вольтон, 2011, с. 8].

Коммуникативная форма социальных действий означает принципиальную возможность вновь утвердиться в известном - в том, что только общественная жизнь придает истинный смысл существованию массмедиа. Без общественного запроса любое содержание медиа - технический артефакт. Совокупность отражаемых социальных действий формирует медиареальность, которая ни в коем случае не означает нечто оторванное от мира сего или какое-то непреодолимое воспарение медийного духа над действительностью. Отнюдь, мы поддерживаем мнение философа, полагающего, что медиареальность образуется в процессе коммуникации, то есть коммуникативную реальность надо воспринимать как особое измерение реальности социума [Назарчук, 2011, с. 157].

Анализ медиареальности и последствий ее воздействия на общество и человека в настоящее время усложнен особенностями функционирования медиасферы: она стала столь всеобъемлющей, что вобрала в себя все сколько бы то ни было значимые проявления политики, куль-

туры, досуга. Недаром возникли гипотезы (скажем прямо, безосновательные) о медиатизации политики или тотальном охвате культуры человечества медиакультурой.

Из теории структурно-функционального анализа Т. Парсонса о функциях и обеспечивающих эти функции социальных институтах вытекает понимание неоднозначности бытия журналистики, ее активного рассредоточения по всему пространству социальной системы. Отчего закономерен вопрос об особой значимости журналистики для социума. Для общества журналистика стала не просто атрибутом социальной действительности, она обрела статус постоянного присутствия в делах общества. Журналистика, являясь важнейшим звеном духовной жизни человека, выступает в качестве общественно значимой ценности.

Во второй половине ХХ века гуманитарная мысль обратила особое внимание на аксиосферу человеческого бытия. Были выделены детерминанты, предопределяющие выдвижение на авансцену истории тех или иных ценностей, их всякий раз особое содержание: социальнополитические, этнокультурные, конфессиональные, техногенные. Внимательному рассмотрению подверглась и медиасфера, в которую органично включены средства массовой информации в качестве элемента этой структуры. Их взаимодействие с другими составляющими медиасферы оказалось столь значительным, что печатные и аудиовизуальные СМИ в значительной мере отразили в себе и в себя вобрали все векторы и полюса медийной реальности - от науки до политики, от искусства до «массовой культуры», от консалтинга до развлечения. ХХ век привнес в общественную практику и понятие журналистики досуга.

Естественно, и до минувшего столетия определенная часть изданий в странах Европы, в том числе в России, демонстрировала свою ориентацию на заполнение свободного времени человека развлекательным чтением. (Отсюда, кстати говоря, во многом и начала свое развитие так называемая «массовая культура»). Немало таких изданий увидело свет, и были они весьма разнообразны как по своему содержанию, так и по уровню предъявляемых к ним требований со стороны читателей. Но как бы значительная часть читательской аудитории ни жаждала все новых и новых развлечений, развлекательность в прессе допускалась с постоянной оглядкой на общепринятую мораль: многое из того, что в наши дни без всякого стеснения наименовано сферой досуга, не освещалось даже в самых низкопробных изданиях.

Прошедшее столетие сделало публичными многие зоны, ранее

табуированные для прессы, что повлекло за собой многогранные перемены в общественном сознании и поведении индивидов. В свою очередь, и журналистики коснулись определенные изменения - содержательные, лексические, ценностные. Так что к наступившему XXI веку система СМИ в целом претерпела качественные преобразования, характер которых наиболее зримо демонстрирует история взаимодействия СМИ со сферой досуга.

Еще до относительно недавнего времени печать и другие, более современные, средства массовой информации свое присутствие в досуговой сфере человека ограничивали относительно скромным участием в ней, если сравнивать с вкладом в сферу досуга других субъектов медиасферы (цирк, театр, карнавал, кино). Но уже в последнюю четверть прошлого столетия, как установили исследователи, для СМИ многое изменилось радикальным образом, и в этом плане особенно заметно возросла роль телевидения, которое отныне стало решающим звеном в организации досуга человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах; быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя с другими людьми. Кроме того, телевидение способствует возникновению благоприятного эмоционального состояния, чувства общительности, раскованности, хорошего расположения духа [Кисилева, Красильников, 1995, с. 88].

Аргументация этого мнения датируется серединой последнего десятилетия прошлого века. За прошедшее время еще раз изменилось наше представление о роли телевидения в жизни индивида и общества - сегодня за счет широкого вторжения в жизнь Интернета и новейших компьютерных технологий все чаще наблюдается освобождение человека от привязки к времени показа той или иной передачи в эфире. Да, необходимость приспосабливать свободное время индивида к программе телепередач уходит в прошлое, но не пропадает зависимость от самих передач, хотя факт просмотра той или иной телевизионной программы может быть передвинут на удобное конкретному телезрителю время. Так что со времен П. Лазарсфельда и Р. Мертона, которые еще в середине двадцатого столетия установили, что без ежевечернего включения телевизора не создать иллюзию присутствия гражданина в политической и культурной реальности, его участия в решении стоящих

перед обществом проблем, ничто не изменилось.

Следует согласиться с культурологами в их анализе особой позиции СМИ в социально-культурной деятельности: массмедиа прямо или косвенно участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентаций, влияют на трудовую и общественнополитическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. Социально -культурный потенциал СМИ определяется их социальной [разумеется, и политической. - В.С.] сущностью и спецификой [Кисилева, Красильников, 1995, с. 87]. Утверждение воздействия СМИ на ценностную структуру общественного сознания через сферу досуга уже не требует доказательств, но и не добавляет понимания сущности журналистики досуга. Думается, что такое понимание может быть доступным, прежде всего, через определение назначения сферы досуга в жизни человека и выделение ценностных оснований и ценностных ориентаций самой журналистики досуга.

Ценность - это специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное), заключенное в явлениях общественной жизни и природы.

В качестве философской категории ценность - это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым в их жизни и во имя чего проживается эта жизнь. Критерий того, что является ценностью, и что не является, - в самом человеке. Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он «чудесным образом попал в результате своего рождения». Сознание помогает человеку вырабатывать новые ценности, которые составляют смысловой центр его бытия. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией.

Таким образом, ценности - это характеристики предметов (явлений), в которых человек заинтересован и которые он оценивает положительно или отрицательно, иными словами, в которых выражено нормативно-оценочное отношение человека к окружающей действительности. Под ценностью субъект подразумевает прежде всего обращенные к нему и нужные ему свойства объекта. В аксиологии встреча-

ется близкое к понятию «ценность» понятие «благо», в основе которого лежит польза. Благами являются те вещи, которые полезны для удовлетворения человеческих потребностей. Но в понятии блага особенно четко выступает объективное - то, что вещь полезна, удобна и т.д.; тогда как в понятии ценности раскрывается субъективное - то, что данное благо ценится человеком.

Ценности всегда социальны по своей природе, поскольку возникают и формируются в процессе взаимодействия людей.

Учитывая значение понятий «ценность» и «благо», установим, что искомое нами ценностное основание журналистики досуга не может не быть связанным с ценностью и благом досуга в жизни человека, которые выражаются в приоритетах использования индивидом его свободного времени (какова польза в его наличии, насколько мы ценим приносимое им благо). Заметим, что феномен свободного времени давно привлекает к себе внимание не только исследователей, но и практиков: чем сложнее задачи приходится решать обществу, тем большую значимость приобретает рациональное использование свободного времени - сочетание досуга (отдыха, развлечений) и более возвышенной деятельности (творчества, общественной работы) [Мискевич, 1989, с. 3]. Поэтому, обосновывая представление о журналистике досуга, особым образом выделим свободное время как объективную ценность общественного бытия и отражающей его журналистики.

Сегодня принято повседневное время человека (это понятие носит несколько неконкретный характер) представлять в строгой форме социального времени, которое, в свою очередь, делится на рабочее и внерабочее. Последнее, в свою очередь, сложно составлено из временных отрезков на сон, на необходимые занятия по дому (приготовление пищи, уборка квартиры, уход за детьми и пр.); в том числе во внерабочем времени вычленяется свободное время индивида.

Многообразие видов деятельности в свободное время, их значимость и полезность для общества и личности сделали возможным их классифицировать. Выделяются четыре группы, характеризующие использование свободного времени:

1) создание общественно значимых материальных и духовных ценностей;

2) восстановление и развитие физических возможностей человека;

3) потребление материальных и духовных ценностей;

4) пассивный отдых, развлечение [Мискевич, 1989, с. 7].

Итак, мы видим некую совокупность временных отрезков жизни индивида. С одной стороны, их совокупность образует социальное время, с

другой - каким-либо способом упорядоченное расположение взаимодополняющих элементов создает временной фонд, которым располагает человек, иначе говоря, его личный бюджет времени. То же следует говорить о бюджете времени для общества в целом.

Бюджет времени представляет собой единство качественной и количественной сторон. Социологический подход к изучению качественной стороны предполагает рассмотрение содержательных характеристик деятельности, сущностных социальных сил личности или социальной группы: целей и результатов, потребностей и интересов, мотивов и предпочтительности, мнений и оценок, ориентаций и установок условий социальной среды, в которой осуществляется деятельность и т.д.

Качественная сторона бюджета времени характеризуется его функциями. Можно выделить следующие основные функции бюджета времени: создание материальных и духовных благ; развитие и оптимальное функционирование сущностных сил социальных субъектов - личности, социальной группы, класса; отдых и развлечения, связанные с рекреацией, то есть с восстановлением жизненных сил [Болгов, Гуцу, 1993, с. 20]. Но при этом следует подчеркнуть, что только труд, создающий материальные продукты и услуги, образует вечное естественное условие человеческой жизни, именно он выявляет общественную сущность человека [Золотов, 2001, с. 9].

Следовательно, бессмысленна любая попытка нарушить связь свободного времени человека с его трудом. Эта связь даже глубже, чем может показаться с первого взгляда. С одной стороны, свободное время приобретает свой смысл только в паре с временем труда - рабочим временем, иными словами, мы его понимаем как время свободное от занятости в труде. С другой стороны, свободное время создается трудом человека и в результате труда: чем интенсивней поработал человек и чем выше производительность его труда, тем больше материальных и духовных условий и предпосылок создается им как для увеличения продолжительности свободного времени, так и его эффективного использования.

Последнее положение опирается на известное сформулированное еще К. Марксом материалистическое понимание сущности богатства человека, которое «представляет собой не распоряжение прибавочным рабочим временем, а такое время, которым можно свободно располагать за пределами времени, затрачиваемого на непосредственное производство, свободное время для каждого индивида и всего общества» [Маркс, 1968, с. 215].

Так что смысл функционирования журналистики досуга теснейшим образом связан с содержанием свободного времени человека как части его

социального времени. Потому научная трактовка журналистики досуга не совпадает с обывательскими представлениями о бессодержательном фоновом «медиа-заполнении» ничем не занятого временного пространства, якобы случайно образовавшегося у человека. Журналистика досуга опирается на общественно значимую ценность свободного времени и потому призвана постоянно наращивать свой идейно-художественный потенциал, совершенствуя формы и методы его донесения до аудитории, тем самым участвуя в создании условий полноценного использования досуга каждым индивидом.

В современной теории термин «досуг» употребляется в трех значениях:

• как синоним свободного времени;

• как синоним свободной (нерабочей) деятельности;

• как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается задача: поставить в центр изучения досуга условия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. В настоящее время большинство ученых не разделяет, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободной время». Практически они слились... [Кисилева, Красильников, 1995, с. 31-32].

На рубеже ХХ-ХХ1 веков ощутимо изменился подход к анализу свободного времени в научной литературе и публицистике. На протяжении человеческой истории досуг воспринимался, во-первых, как некая безусловная ценность (в философском и бытовом смыслах понятия), доступная во всей своей полноте далеко не каждому члену общества, во-вторых, как физически мизерная величина («делу - время, потехе - час»). Такой досуг почти всегда заполнялся игрой, развлеченьем, «ничегонеде-ланьем». Но уже во второй половине прошлого столетия в силу разного рода социальных причин, останавливаться на которых в данном случае нет смысла, физическая величина свободного времени возросла, отчего все более явным и более острым становился вопрос об осмысленном содержании досуга, и безусловность ценности свободного времени уступила его относительности. Что привело в жизни к непредвиденным следствиям.

Так, по сообщениям зарубежной прессы, в Германии тысячи пенсионеров, считающих, что возраст совсем не помеха для осуществления мечты, идут учиться тому, на что всю жизнь не хватало времени. И не в какой-нибудь клуб для пожилых или на стариковские курсы, а прямиком в престижные вузы, чем буквально выводят из себя обычных молодых сту-

дентов. Те уверяют, что бабушки и дедушки мешают им учиться [Голь-денцвайг, 2011, П^].

Аналогичные процессы и в медиареальности: интересы аудиторий различных социально-демографических групп все чаще пересекаются, хотя их структуризация по определенным зонам читательских и зрительских предпочтений по-прежнему доминирует. Эта непростая ситуация накладывает особый отпечаток на работу массмедиа, которых не без оснований относят к числу организаторов досуга. В связи с чем следует поддержать мнение культурологов, полагающих, что общественная, гражданская роль организатора досуга в нынешней ситуации неизмеримо возрастает. Он участвует:

• в решении жизненных проблем семьи;

• в решении региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, общих для различных социальных групп;

• в блокировании и нейтрализации возможных источников социальной и межнациональной напряженности;

• в создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга [Кисилева, Красильников, 1995, с. 4].

Журналистику досуга отличают определенные политические, нравственные и культурные ориентации, которые вырастают из сложившейся в обществе идеологии свободного времени - целей, задач, способов их решения. Что еще раз позволяет утвердиться в мысли о высокой социальной значимости журналистики досуга и недопустимости видеть в ней синоним бездумного развлеченья. Однако, далеко не редкость, когда определенная политическая целенаправленность идейно-художественного содержания маскируется под аполитичную развлекательность, а на самом деле несложно обнаруживаются цели вполне конкретного политического свойства.

В начале 90-х годов прошлого столетия, после распада СССР, на прилавки газетных киосков поступил номер очередного глянцевого журнала, балансирующего на зыбкой грани эротики и порнографии. Понятное дело, на всех его страницах размещались фотографии обнаженных девушек. Надо сказать, что некоторые этюды были выполнены на высоком профессиональном уровне. Таких изданий в это время появилось немало. Но именно этот номер журнала обладал одной примечательной особенностью. Все размещенные на его страницах фотографии объединялись общим замыслом: каждая фотомодель снималась в головном уборе со звездочками Советской армии: то были пилотки, бескозырки, шапки-ушанки,

солдатские каски, летные шлемы, офицерские и генеральские фуражки -довоенные, времен Великой Отечественной войны, современные...

Политическое значение этих журналистских текстов, по всей видимости, в дальнейших разъяснениях не нуждается. Зато закономерен вопрос, с чем мы имеем дело - с журналистикой досуга (пусть даже в ее далеких от нравственности проявлениях) или же с политической информационной акцией, которую несколько ранее могли справедливо назвать идеологической диверсией. Думается, от журналистики досуга приведенный пример очень далек, прежде всего по ценностно-нравственным и ценностно-культурным предпосылкам.

В то же время нельзя не отметить, что подобная мимикрия под журналистику досуга имеет объективные основания. Каждое общество вкладывает в сферу свободного времени и обслуживающую его журналистику досуга свое идейно-политическое содержание, потому как известно, что во время отдыха, когда сторожевые рецепторы нашего сознания на покое, индивидом наиболее эффективно усваивается идейно-политическое содержание текстов СМИ, несущих в себе нравственно-политические составляющие ценностной системы общества.

При внимательном рассмотрении на сферу досуга проецируются «три лика культуры» - ее духовная, техническая и социальная стороны [Кармин, 2000, с. 10]. Причем сфера досуга несет на себе неизгладимый отпечаток политической системы общества. Особое значение приобретает степень материально-технической обеспеченности социума в целом и его индивидов.

Так, в настоящее время углубляется социальное расслоение российского общества, в котором индекс различия в доходах самых богатых и самых обездоленных равняется или превышает, по некоторым данным, соотношение 1 : 20, при этом многочисленная часть общества живет за чертой бедности. Соответственно различаются как возможности использования свободного времени, так и их идеологическая начинка. С одной стороны, для обладателей миллиардных состояний пресловутый Куршевель вкупе с элитарными глянцевыми журналами, рассказывающими о событиях светской жизни и рекламирующими очень дорогие товары. С другой - попытки сносно провести отпуск на шести сотках в садоводстве, скрашивая освободившееся время бесконечными мелодраматическими сериалами и передачами уровня «Прожекторперисхилтон». Вопрос о том, что по своим культурным достоинствам то и другое не сильно различаются, пока вынесем за скобки рассуждений.

В структурном плане сложной устроенности сферы досуга соответствует разветвленная система обеспечивающих эту сферу СМИ. Социоло-

ги выделяют группы занятий, которым человек может посвящать свободное время - с пользой для своего духовного и физического развития (см. таблицу 1, левую половину). При этом сделаем важную для нас ремарку: отдельные виды досуга (в таблице: посещение ресторанов, баров) поначалу кому-то могут показаться сомнительными, если их рассматривать с точки зрения духовного и физического совершенствования личности, но такое суждение не всегда справедливо, потому что в определенном контексте эти виды досуга способны сыграть позитивную роль, так как выполняют главную свою функцию - отвлекают человека от его повседневных забот на работе, помогают установить, упрочить взаимоотношения с друзьями и близкими.

Формы проведения досуга Виды журналистики досуга

Занятия с детьми, встречи с друзьями и родственниками, работа по дому, на садовом участке Газета «6 соток», рекламные издания, тематические полосы в общественно-политических изданиях («Дачники», «Ближний круг» в «СПб. ведомостях»)

Чтение Библиографические отделы газет и журналов, литературные передачи на радио и телевидении, телеканал «Россия-Культура»

Посещение театров, выставок, кино, концертных залов Специализированные издания («Театральный Петербург»), журналы, ориентированные на молодежь и пропагандирующие различные виды популярной музыки

Просмотр ТВ, видеофильмов Публикация телепрограмм и анонсов телепередач в газетах, издание специализированных массовых журналов («Телевик» и др.)

Занятия непрофессиональным творчеством, хобби Пресса, теле- и радиопередачи по интересам

Игры Игровые порталы в Интернете, газеты и журналы с кроссвордами, карточными играми и пр., игровые приставки к персональным компьютерам

Туризм, в том числе зарубежный Научно-популярные журналы («Вокруг света»), тематические страницы в общественнополитических газетах («Путешествия» в «СПб. ведомостях»), специализированные телеканалы, отдельные телевизионные передачи о природе

различных континентов и т.п., соответствующие разделы сервисных ^рналов авиаперевозчиков и железнодорожных кампаний

Пассивный отдых, хождение в парки Газеты, радио- и телепередачи о здоровом образе жизни, рассказы о достопримечательностях в ежедневных общественно-политических изданиях, муниципальной прессе

Занятия спортом Газеты «Спорт», «Советский спорт», специализированные телеканалы, телевизионные трансляции Олимпийских игр и др. спортивных состязаний

Посещение ресторанов, баров Издания, рекламирующие как сами заведения, так и их продукцию, соответствующие вкладки в сервисных журналах авиаперевозчиков, железнодорожных кампаний

Таблица 1. Формы проведения досуга и виды журналистики досуга: определение соответствий.

Теперь перечисленным профилям досуга человека укажем их обес-печиваюшую журналистику (см. правую половину таблицы 1). Общий анализ содержания таблицы обнаруживает, что собственно журналистика досуга функционирует в весьма ограниченных параметрах, потому что смыкается то с рекламной индустрией, то с «большой журналистикой». Отчего говорить о каком-то развитом особом сегменте журналистики, призванной обеспечивать сферу досуга человека, преждевременно - виды и формы проведения человеком его свободного времени обеспечиваются, прежде всего, журналистикой и СМИ в целом.

Скажем, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» регулярно выходят тематические полосы «Путешествия», «Дачники», еженедельно публикуется «Афиша» с телепрограммой, репертуаром театров и кинотеатров, анонсом наиболее заметных фильмов, спектаклей, концертов, обозрением музыкальных SD-дисков, беседами с мастерами культуры и т.п. Но это не означает наличия в редакции особой журналистики досуга как выделенной из общего производства газеты деятельности. Перечисленные и аналогичные материалы готовят все те же корреспонденты, которые публикуются на других, так сказать, «серьезных» полосах.

Это значит, что журналистика досуга не представляет собой какое-то исключительное образование, а является органической частью всей журналистики. Той журналистики, которая призвана участвовать в разработке и решении стоящих перед обществом социальных проблем. Гармоничное

использование индивидом свободного времени - необычайно важная социальная проблема. Так что логично сделать заключение - политические, нравственные и культурные ценности, присущие журналистике досуга, вытекают из ценностных ориентаций, которые присущи конкретным средствам массовой информации и обществу в целом.

Литература

Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. Кишинев, 1993.

Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М., 2011.

Гольденцвайг К. Бабушки и дедушки оккупировали немецкие вузы // Телеканал НТВ. 2011. 26 ноября. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.ntv.ru/novosti/246227/

Золотов А.В. Диалектика свободного развития работника. Нижний Новгород, 2001.

Кармин А.С. Культурология. СПб, 2000.

Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социокультурной деятельности. М., 1995.

Маркс К. Экономические рукописи. Часть вторая // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1968. Т. 46, Ч. II.

Мискевич А.Б. Человек в свободное время : Мнение социолога. Минск, 1989.

Назарчук А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия ХХ века // Вопросы философии. 2011. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.