Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация личности в условиях медиареальности'

Социально-психологическая адаптация личности в условиях медиареальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологическая адаптация / социализация / социальная среда / медиареальность / масс-медиа / социальная реклама. / socio-psychological adaptation / socialization / social environment / media reality / media / social advertising.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация личности в условиях медиареальности»

Гернега К. С.

старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета (НИУ), г. Челябинск

gernega@yandex.ru

Огурцова У.А.

студент Южно-Уральского государственного университета (НИУ)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация, социальная среда, медиареальность, масс-медиа, социальная реклама.

Keywords: socio-psychological adaptation, socialization, social environment, media reality, media, social advertising.

В современном мире человеку приходится постоянно адаптироваться под быстро изменяющиеся условия. Человек живет в информационном обществе, и на его социально-психологическую адаптацию неизменно влияют средства массовой информации.

По определению Д.В. Ольшанского, социальная адаптация - это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [6].

Многими авторами отмечается связь социально-психологической адаптации с социальной средой. Социально-психологическая адаптация формируется в процессе взаимодействия индивида и окружающей среды, является процессом и результатом приспособления к постоянно меняющимся условиям социальной среды.

В концепциях отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьевой, А.В. Петровского и других сущность процесса адаптации усматривается во взаимодействии двух сторон — человека и социальной среды, в основе которого лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и разработку принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости. Таким образом, в качестве объекта социально-психологической адаптации выступает социальная среда [4].

Социально-психологическая адаптация тесно связана с социализацией. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об общении человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессах взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Однако в настоящее время человек подвержен влиянию СМИ. Он окружен всевозможными техническими средствами, способными транслировать масс-медиа: смартфоны, телевизоры, компьютеры и другие современные гаджеты, открывающие доступ к радио, телевидению, Интернету. При активном воздействии масс-медиа социализация индивида проходит в условиях медиареальности, которая выступает в качестве социальной среды.

Отечественные культурологи и социологи под медиареальностью понимают медиапространство, формируемое системой СМИ, в том числе и Интернетом. Зарубежные исследователи также ассоциируют медиареальность с цифровыми медиасредствами и киберпространством.

Медиареальность - это реальность, которая создается технологиями медиакоммуникаций (Интернет, телевидение, радио, пресса). Техническую основу медиареальности составляет компьютеризация, информатизация, появление новых средств коммуникации. Медиапространство может быть рассмотрено как особая реальность, представляющая одну из форм реализации социального пространства, в рамках которой конструируется и воссоздается свое понимание мира, что порождает формирование специфических социальных практик, представлений индивидов, включенных в коммуникационный процесс. Одной из важнейших функций медиареальности является формирование общественного мнения. Развитие потенциала личности становится полностью зависимым от использования ресурсов медиапростран-ства [1].

Масс-медиа имеют возможность создавать и воссоздавать свое социальное пространство. Воспринятая индивидом «картина мира», побуждает его думать определенным образом, актуализировать и признавать значимыми лишь те аспекты реальности, которые воспроизводились в медиареальности. Отсюда медиареальность на субъективном уровне -это видение социального пространства в рамках особой мировоззренческой специфики.

На сегодняшний день масс-медиа раскрывают смысл происходящих в мире событий, охватывая все сферы современной жизни. Фактически, через СМИ формируется общественное мнение, оценивается содержание суждений и поступков. Медиареальность начинает оказывать все большее влияние на социально-психологическую адаптацию

человека. СМИ моделируют отношение людей к миру действительности, предлагают варианты поведения людей, распространяют социальные ценности, нормы и образцы поведения, обеспечивают социализацию человека.

Как же происходит отбор информации в медиареальности? Как создаются информационные сюжеты? Масс-медиа отбирают для освещения в первую очередь нечто новое, удивительное, то, что способно вызвать интерес публики, удивить или шокировать. Большинство сообщений в СМИ имеет негативный характер, новости об экстремальных событиях - голоде, войне, терактах, необычайно жестоких преступлениях, доминируют в СМИ. Следует отметить, что помимо освещения событий сенсационного характера, зрителям активно навязываются различные потребительские стандарты, новые искусственные потребности. Соответственно происходит искажение реальности. Индивидом отбираются искусственно-созданные, нереалистичные ситуации, нормы и образцы поведения. Человек не только воспринимает полученный таким образом социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует в собственные ценности и опыт установки, которые создаются искусственно и не имеют аналогов в реальности.

«То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря масс-медиа», - отметил известный немецкий социолог Николас Луман [5, с. 8]. Таким образом, уже с детства социализация человека проходит в нереальной действительности, медиареальность подменяет реальную социальную среду.

Н.В. Тюрина отмечает, что социальная-психологическая адаптация, как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя [9, с. 154]. Если личность находится под влиянием медиареальности, существует вероятность возникновения обратного процесса: дезадаптации. В данном случае дезадаптация подразумевает когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением представлений о жизни медиареальности и реального положения дел, неадекватным восприятием окружающей действительности и самого себя.

Проблема социально-психологической адаптации личности в обществе становится все более острой в связи с трансформацией ведущих ценностных ориентаций. Потеря привычных ориентиров поведения, необходимость пересмотра личных ценностей и норм, а также выбора новых целей, основанных на навязанных СМИ мировоззренческих установках, порождает дезадаптацию и напряжение у большинства членов общества. Дезадаптации подвергаются не только на этапе первичной социализации в юности, с этим сталкиваются в разные периоды своей жизни представители среднего и старшего поколения. Дезадаптация проявляется в дезориентации в жизненно важных выборах. Порождаемый масс-медиа ценностный вакуум по-разному проявляется в различных слоях и социальных группах. Преувеличенное значение материальных благ, стремление к ним начинает заменять индивидуальные личностные смыслы. На арене медиареальности появляются новые «герои», что побуждает многих людей выбирать цели и направления деятельности, не соответствующие их внутренней сущности. Выбор значимых жизненных целей обычно также совершается в процессе социализации [2]. При недостаточно успешной социализации появляются плохо осознаваемые и нереалистичные цели, не отвечающие образу жизни человека.

К результатам манипуляции общественным сознанием относятся отвлечение от важных социальных проблем, маргинализация, потребительское поведение, чрезмерное упрощение возникающих вопросов и т.д. Люди становятся жаждущими развлечений, пресыщения, обывательского потребления. Формируется особый тип потребления, который заключается в вечной гонке за комфортом и развлечением.

Существуют позитивные примеры социально-психологической адаптации с помощью масс-медиа - социальная реклама. Социальная реклама наделена информационной и воздействующей функциями. Помимо указанных функций, по мнению Дакоро М.А., «социальная реклама выполняет коммуникативную, воспитательную функции и функцию социализации, типизации и институционализации определенных стандартов поведения» [3, с. 35].

О. Савельева под социальной рекламой понимает рекламу, направленную на распространение полезных с точки зрения общества социальных норм, ценностей, моделей поведения, знаний, содействующих совместному существованию в рамках общества [7, с. 24].

Ориентирами для создания социальной рекламы являются фундаментальные человеческие ценности, морально нравственные принципы общества. Сюжеты создаются с опорой на существующие жизненно важные социальные проблемы. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества. Целью социальной рекламы является не только изменение отношения общества к той или иной проблеме, но в долгосрочной перспективе - создание новых социальные ценностей [3]. Соответственно, в процессе социализации под влиянием социальной рекламы человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Список литературы

1. Абрамова М.А. Медиареальность как фактор ремифологизации общественного сознания // Сибирский философский журнал. -Новосибирск, 2012. - Т. 10, № 3. - С. 96-101.

2. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учеб. Пособие. -М.: ФЛИНТА, 2012. - 168 с. - http://e.lanbook.com/book/3746

3. Каменева В.А. Манипуляция и/или пропаганда? Функциональные особенности социальной рекламы // Политическая лингвистика. 2013. - № 2.

4. Красильников И.А. Социально-психологические механизмы внутренних конфликтов личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. - № 2. - С. 13-16.

5. Луман Н. Реальность масс-медиа / Пер. с нем. А.Антоновского. - М.: Праксис, 2005. -305 с.

6. Овсяник О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности // СИСП. 2012. - № 1. - С. 686-696.

7. Савельева О.О. Введение в социальную рекламу. - М.: РИП-Холдинг, 2016. - 176 с.

8. Савина И.Д., Анисимова А.М. Формирование моральных ценностей в сознании современного общества через социальную рекламу / Ульяновский государственный технический университет, Издательство: Закрытое акционерное общество «Университетская книга». - Курск, 2014. - С. 251-254.

9. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2013. - № 5. - С. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.