УДК 659
Е. П. Емченко
канд. филос. наук, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ
На фоне сложившейся трансформации ценностей образуется новое взаимодействие традиционных ценностей и инноваций как в повседневности, так и в медиареальности. Данный синтез сглаживает прежние противоречия, приспосабливает индивида к иным социокультурным условиям. В то же время он формирует антиномии, содействующие обновлению резервов ценностной системы. Современный человек рассматривается как «человек медиасознания», мыслящий через иконическую систему знаков массмедиа, претерпевающий трансформацию системы ценностей повседневности в условиях медиареальности. Необходимо наладить гармоничные отношения между личностью и медиапространством путем обращения человека к собственным когнитивным ресурсам, развития критического мышления, культуры потребления. Возможно при таких условиях и поддержке медиа семья и окружение смогут сообразно транслировать ценности, субстанциональные для социума и обеспечивающие его единение.
Медиа - это не столько предмет познания, сколько условие существования данной реальности, выступающее как посредником, так и в большей степени единственно возможной средой существования человека. Массмедиатизация как глобальная проблема оказывает прогрессирующее воздействие на политическую, социальную, культурную, идеологическую, производственную повседневность. Она является своеобразной формой разнонаправленного человеческого бытия, где центром выступает сфера общения, основанная на ценностных ориентациях (М. Шелер, В. С. Соловьев, В. В. Савчук, И. А. Ильин, А. Б. Невелев).
Влиянием ценностных установок, их управлением моделями поведения целевой аудитории и анализом медиатекстов занимались такие исследователи, как П. Лазарсфельд, Э. Ноэль-Нойман, Б. Берельсон, К. Ховланд, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Лассуэлл, К. Шеннон, Ч. Осгуд, У. Шрамм и др.
В современном медиапотоке текстовая основа актуализирует различные модели мира повседневности, личностные знания аудитории и аккумулирует их предшествующий опыт. В цифровых медиа прослеживается явная связь между их аудиовизуальными текстовыми структурами и социальной деятельностью реципиентов, что подтверждает динамику расширения границ мира повседневности человека за счет медиа.
Ключевые слова: теория ценностей, медиасфера, медиареальность, повседневность, коммуникативные процессы, реклама
Для цитирования: Емченко, Е. П. Ценностная трансформация повседневности в контексте медиареальности / Е. П. Емченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№ 1 (45). - С. 102-109.
Там, где царит неуверенность, ос- процессу ценностной трансформации, можно
тается мало времени для заботы о
ценностях, витающих выше уровня назвать хаотичную плюральную социалгоа-
повседневных забот. цию, связанную с множеством идеологий, об-
3 Бауман разом жизни и нормами поведения.
Сегодня понятие ценность репрезентиру- На сегодняшний день одной из тенденций ется по-новому, как и медиареальность совре- современных медиа является укрепление меж-менной России, где общество переходного дународных, межличностных отношений, подтипа, неуверенное в завтрашнем дне, приобре- держание, раскрытие и развитие общественных
тает все большие масштабы нестабильности. Основным механизмом, способствующим
связей на различных уровнях. Комплексные социокультурные, политические, экономиче-
102
ские преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения резко увеличивают объемы общей информации, циркулирующей в медиапространстве.
Медиа (от лат. media - 'средство') - в узком значении аналог понятия средства массовой информации и коммуникации. В общем и широком смысле в своей целостности это окружающая среда человека - медиапространство, которое создает визуально и технически оснащенную коммуникационную среду [См.: 14; 18].
Медиа - не столько предмет познания, сколько условие существования данной реальности: «отсылая к себе и себя же удостоверяя, они аутопоэтичны: строятся на своих собственных основаниях, гарантируя свое собственное воспроизводство» [13, с. 25]. Предположим, что медиа выступает не только как посредник, а в большей степени как единственно возможная среда существования человека. Мы живем таким образом лишь постольку, поскольку медиа выстраивает эту реальность посредством нас, внутри нас (Г. М. Маклюэн). Понятие медиа можно рассматривать в некой системе: коммуникатор - посредник - сообщение - последовательность знаков (образы, явления и т. д.) -медиареальность - коммуникант [См.: 19].
Перефразируем слова П. Бергера и Т. Лукмана в отношении человека и социума: медиа «знает», что делать с «нашей реальностью». Примерно в этом русле звучит несколько устрашающее высказывание: «Мы знаем, где вы. Мы знаем, где вы были. Мы можем даже более или менее представить, о чем вы думаете» (Э. Шмидт, председатель совета директоров компании Google, США).
Социологические концепции П. Бергера и Т. Лукмана давно нашли свое применение в моделях управления сознанием аудитории в СМИ. «Знание» о повседневной «реальности» успешно трансформируется/подкрепляется через трансляцию «истинных ценностей» в повседневном медиапотоке - «"я знаю, что делать" по отношению ко всем этим другим людям и ко всем этим другим событиям в рамках моей повседневной жизни» [1, с. 33].
Массмедиатизация как глобальная проблема оказывает прогрессирующее влияние на политическую, социальную, культурную, идеологическую, производственную повседневность. Она является своеобразной формой разнонаправленного человеческого бытия, где центром выступает сфера общения, основанная на ценностных ориентациях. Главными функциями массовой коммуникации принято считать: информационную (как обозрение окружающего мира), социальную (в контексте корреляции с обществом), когнитивную (постижение через обратную связь), культурологическую (как передачу культурного наследия, согласно Г. Лас-суэллу), развлекательную (К. Райт), мобилизующую (в связи с политическими и религиозными кампаниями, Мак-Квейл) [5, с. 47].
На сегодняшний день в анализе медиатек-стов активно используются модели коммуникации Г. Лассуэлла и К. Шеннона, Ч. Осгуда и У. Шрамма. «Коммуникативная формула» Г. Лассуэлла представляет собой коммуникационный процесс разрешения «пяти вопросов»: «кто?» - анализ коммуникатора; «что?» - контент-анализ информации; «по какому каналу?» -анализ возможностей системы массовой коммуникации (СМК); «кому?» - изучение аудитории; «с каким эффектом?» - анализ эффективности коммуникации [9, с. 54-87]. В «Прикладной формуле» К. Шеннон вводит еще один элемент -«семантический шум», отражающий изменения в значении, невольно вносимые источником информации и средой. Модель Ч. Осгуда и У. Шрамма отличается постулированием циркулярного характера процесса массовой коммуникации и определяется основными задачами отправителя и получателя: кодированием, декодированием и интерпретацией сообщения [См.: 9].
Влиянием и управлением ценностными установками и моделями поведения целевой аудитории с помощью известной концепции «информационно-политической повестки дня» занимались такие исследователи, как П. Ла-зарсфельд, Э. Ноэль-Нойман, Б. Берельсон, К. Ховланд и др. Господство данной теории закончилось к 1960 гг., однако можно сказать, что с появлением соцсетей (1999-2001, США)
103
«повестка дня» принимает другие формы и динамику. Теперь при якобы косвенном, минимальном , опосредованном воздействии СМИ на мнение и поведение аудитории, большем влиянии через социальную микросреду, окружение индивида, возникают соцсети как новый тотальный инструмент конструирования повседневной реальности [См.: 8; 15]. Например, к осени 2014 г. 68 % глав государств и правительств из 193 стран - членов ООН имели свои собственные аккаунты. В настоящий момент в РФ один из самых популярных ресурсов в бло-госфере у Д. Медведева - более 2,5 млн читателей [17]. Возможно, что независимые интернет-ресурсы сумеют отстоять свою свободу от всевозрастающего проникновения политического РЯ в сеть.
В современном медиапотоке текстовая основа актуализирует различные модели мира повседневности, личностные знания аудитории и аккумулирует их предшествующий опыт. Повседневность в современной философии рассматривается как динамичный жизненный мир, который создается и воссоздается каждым человеком. «Повседневностью можно назвать будни, смену времени суток и привычных видов занятий, взаимодействие с окружающими людьми. Повседневный мир - это не только окружающий предметный, но также психический и духовный мир человека (нормы, идеалы, ценности и пр.), все то, что в совокупности образует непосредственную реальность индивидуальной человеческой жизни» [4, с. 3].
В цифровых медиа прослеживается явная связь между их аудиовизуальными текстовыми структурами и социальной деятельностью реципиентов, что подтверждает динамику расширения границ мира повседневности за счет медиа. Сегодня их скрытое воздействие на повседневное сознание является той невидимой технологией управления жизнью, которая позволяет встроить медиа в структуру социальных взаимодействий и коммуникаций. По сути, мир повседневности человека современного общества формируется и функционирует в ме-гаинформационном пространстве, так как основная функция медиатекстов проявляется в
составлении историй повседневной жизни, в диалогах героев с реальными или гипотетическими собеседниками. В связи с этим возникает действительно сложный вопрос: насколько свободен выбор человека, находящегося под постоянным воздействием медиа. Можно утверждать, что люди имеют право на свободу выбора жизненных приоритетов, предлагаемых медиа, используя свой собственный опыт, понимание жизненных ценностей, будучи при этом информационно образованными посредством все тех же медиа [7, с. 52-56].
Демонстрация мира повседневности человека в медиа сложилась через изучение и использование связной и полной последовательности образов жизненного мира и событий повседневности (череда обыденных явлений; реальность человеческого бытия и т. д.). Трансформация же значений этого мира в знаковых структурах медиа порождает всевозможные образы современного общества, делает актуальным изучение не только самой повседневности, но и различных влияющих на нее причин.
Механизм позитивного воздействия медиа на формирование мира повседневности современного человека определяется прежде всего его значением для аудитории, а также отношением использующего аудиовизуальные знаки адресанта к употребляемым им знаковым системам. В медиатекстах выделяются особые, ключевые ситуации, в которых происходит использование маркеров мира повседневности, в результате чего и обеспечивается целостность непосредственно воспринимаемого (означающее) и подразумеваемого (означаемое) [3, с. 99].
К факторам, конструирующим образ мира повседневности человека, ученые относят условия бытия, традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личности. При этом исследователи исходят из того, что ценности, нормы, каноны влияют на поведение людей лишь в той мере, в какой члены общества их активно разделяют либо пассивно признают.
104
Современное информационное общество характеризуется динамикой коммуникативных процессов, занимающих одно из ведущих мест среди факторов формирования мира повседневности. В ряду факторов образной маркировки данного мира выделяется реклама. Она в своей структуре содержит индексное (указательное) отношение к миру повседневности человека, которое предполагает наличие в аудиовизуальных образах фактической, действительной смежности между означаемым и означающим. В свою очередь современная рекламная кампания использует иконические (от англ. icons - 'знаки-иконы')1 отношения по принципу подобия с миром повседневности, что позволяет говорить об интерпретационных процедурах при переводе означаемого в означающее [См.: 10; 12].
Изучение медиасообщений как фактора формирования мира повседневности невозможно без учета влияния ценностных ориентаций, поскольку они являются его базовой составляющей. Анализ исследований М. Шелера, В. С. Соловьева, В. В. Савчука, И. А. Ильина, А. Б. Невелева выявил, что ценности представляют собой мыслительную форму жизнедеятельности человека, где фиксируется несколько моментов его отношения к миру повседневности и самому себе [6; 13; 14; 21; 22]: стремление к какому-либо предмету действительности, предстающему перед ним как предмет потребности; ожидание собственной позитивной чувственной реакции в случае реализации стремления; направление внимания на какой-либо предмет, который становится предметом его стремлений.
Общепризнанными положениями в аксиологии считаются следующие: личностные ценности складываются в динамическую систему, имеющую иерархическую структуру; в качестве предметной стороны ценностей может выступать любой предмет или предметность действительности.
Известно, что в различных отношениях человека с жизненным миром повседневности
1 Характеризуются существенным сходством формы, вида с тем, что они обозначают [См.: 23].
в качестве оснований выступают ценности, а так как система личностных ценностей динамична по своей природе, то верхними уровнями ее иерархической структуры становятся то одна, то другая ценность.
Уже отмечалось, что системы ценностей личности представляют собой сложную подвижную структуру, зависящую не только от ценностей общества, но и подверженную закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несущую на себе отпечаток индивидуальных, возрастных, социальных, профессиональных и гендерных различий. Ее структурно-динамические характеристики связаны с половозрастными особенностями и особенностями интеллектуального развития, структурой личности и ведущими ценностями семьи, окружения, что и формирует медиареальность. Возможным ярким примером воспитания патриотических ценностей может служить рекламная кампания «Сбербанка» - генерального партнера XXII Олимпийских игр и всемирного партнера VISA: «Мой вклад в победы»; «Отсчет времени до начала Сочинской Олимпиады пошел на дни. Его ведут не только организаторы и спортсмены игр, но и практически вся страна. Каждый из нас ищет способ приобщиться к этому событию. Какой?»; «Карта причастности»; «...карты Visa Classic "Олимпийская команда" генерального партнера XXII Олимпийских игр в Сочи - "Сбербанка" дает возможность каждому почувствовать себя причастным к главному спортивному событию 2014 года»; «.присоединиться к числу патриотов отечественного спорта.»; «.отчисляется 0,3 % от суммы каждой транзакции по каждой такой карте...».
Системы ценностей занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. Вышесказанное позволяет нам определить роль ценностей как основания отношения человека с миром повседневности и с самим собой, их регулятора. В качестве последнего ценности выполняют следующие функции: связывание субъекта и объекта, отдельных действий человека в целое, т. е. реализация
105
ценностей; определение характера будущего мира повседневности человека [См.: 14].
Таким образом, можно говорить о том, что ценности, проявляющиеся в медиареальности, становятся своеобразным регулятором отношений человека с миром повседневности, а также определяют характер его будущего. В медиа-сообщениях представлен разнообразный спектр ценностей мира повседневности, отражающий в модифицированном виде вещи, нормы, идеи, которые могут стать ценностью для человека, если он ощутит их как значимые для самого себя. Однако для одного ценностью может представиться одно, а для другого - совсем иное. Вот почему, к примеру, рекламные кампании позиционируют в своих сообщениях так называемые блага общества [См.: 2; 7; 10].
Сошлемся на теорию ценностей Г. Риккер-та: «...мы будем называть такие с ценностью связанные реальные или действительные объекты "благами", чтобы отличать их от обнаруживающихся в них ценностей. В таком случае, например, и хозяйственные "ценности", о которых говорит политическая экономия, будут не "ценностями", а "благами". Точно также и в других случаях не трудно будет провести различие между благами и ценностями» [18, с. 458].
Медиареальность не только выявляет эталонную систему ценностей1 мира повседневности человека, но и использует механизм2 становления такой системы, как личностной и индивидуальной структуры, свободно манипулируя аудиторией.
Проблематика позитивного отражения мира повседневности человека в медиареальности
1 Предлагаемые Б. С. Братусем модели низших ценностей: эгоцентрическая (отражающая направленность на собственную выгоду), группоцентрическая (ориентация на благо «своих»), освобождение от ограничений; по Э. Фромму - регрессивные ценности (стремление иметь); аномальное развитие, включающее три «модуса ориентирования»: некрофилия - биофилия, нарциссизм - любовь и симбиоз - независимость.
2 Хай-хьюм (от англ. high-hum — 'высокие гуманитарные технологии ') - это совокупность знаний, духовных и культурных ценностей, а также методов передачи информации, организующих людей и побуждающих их к определенной коллективной деятельности [См.: 11; 16]; массмедиа, «консциентальное оружие» (технология управления сознанием, от лат. conscientia — 'сознание', 'совесть').
является малоизученной, но весьма важной в контексте особенностей современной социализации личности. Актуальные цифровые медиа становятся ведущими институтами социализации в нашем мире и в частности в современном российском обществе за счет эмоциональности, доступности, необходимости и простоты преподнесения информации. Возможным позитивным примером медиасообщений последних лет (в одном из самых востребованных запросов - категория юмор) может служить популяризация видеоканала YouTube, в результате чего и происходит единство непосредственно воспринимаемого (означаемого): Маменко; Петросян и Степаненко; Винокур; Петросян; об Украине; Шифрин; про футбол; Comedy Club (Камеди Клаб); на жестовом языке; автоприколы; юмор от Путина; приколы над девушками; японский юмор; КВН; юмор года; Задорнов и т. д. (результаты популярных запросов за 2014 г. на youtube.com).
Предположим, что посредством медиа возможно транслировать обществу не только необходимые знания об окружающей повседневности, но и целенаправленно формировать эмоциональные и поведенческие стереотипы, установки, шаблоны. Современный человек формируется и живет в мегаинформационном пространстве, что создает благоприятную почву для воздействия на его систему ценностей и мир повседневности. Одними из механизмов воздействия медиа являются мифологизация и стереотипизация, комплексно влияющие на все уровни массового сознания - эмоциональный, поведенческий и ценностно ориентационный, сферу сознательного и подсознательного.
Необходимо сказать, что не только продукты медиареальности в виде сообщений, но и сами объекты, на которые направлен данный медиапоток, тоже несут свою долю ответственности за принятие решений. Думается, чтобы не стать заложниками манипулятивных ме-диатехнологий, вследствие неумения или нежелания критически, осмысленно подходить к получаемой информации, необходимо начать с активного ее анализа и обработки; развития собственной нравственно-ценностной позиции
106
в культуре и обществе; стремления к осознанию культуросозидающей функции (формирование эстетических взглядов, гармонии взаимодействия между индивидом и социумом, стрессоустойчивости и социальной адаптации, единения общества и т. п.).
Если происходящие ныне социокультурные преобразования российского общества сформируют более прогрессивный, стабильный, качественный его уровень, то появится возможность усвоения устойчивых ценностных ориентаций как в субъективном, так и в объективном смыс-
ле. Необходимо учитывать, что трансформация ценностей не может выполняться механически без специальных социальных институтов, основанных на воспитании (передача общественно-исторического опыта) и этике (нравственных принципов жизни в виде норм, идеалов, общечеловеческих базисных понятий), отражающих общеразделяемые ценности. Возможно при таких условиях и поддержке медиа семья и окружение смогут сообразно транслировать ценности, субстанциональные для социума и обеспечивающие его единение.
1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лук-ман; пер. Е. Руткевич. - Москва: Медиум, 1995. - 323 с.
2. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц; пер. с нем. Л. Г. Ионин, А. Черных. - Москва, 2011. - 136 с.
3. Добрынин, В. Трансляция культуры в транзитивном обществе / В. Добрынин, Б. Слюсаж. - Москва, 2002. - 217 с.
4. Емченко, Е. П. Жизненный мир повседневности человека в контексте современной телевизионной рекламы: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. П. Емченко; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - 26 с.
5. Зубанова, Л. Б. Современная культура в постклассических концепциях и актуальных социокультурных брендах / Л. Б. Зубанова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2013. - № 1 (33). - С. 47-55.
6. Ильин, И. А. Постмодернизм: От истоков до конца столетия / И. А. Ильин. - Москва, 1998. - С. 48-67.
7. Коломиец, В. П. Медиатизация - социальный тренд / В. П. Коломиец // Философия коммуникативного пространства: расширяя Галактику: сб. материалов междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. (к 100-летию со дня рождения Г. М. Маклюэна) / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2012. - С. 51-56.
8. Лазарсфельд, П. Измерение в социологии / П. Лазарсфельд // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / пер. с англ. В. В. Воронина, Е. В. Зиньковского. - Москва: Прогресс, 1972. - С. 146-147.
9. Лассуэлл, Г. Д. Психопатология и политика: моногр. / Г. Д. Лассуэлл; пер. с англ. Т. Самсонова, Н. Коротко-ва. - Москва: Издательство РАГС, 2005. - Сер.: Антология зарубежной и отечественной мысли. - 352 с.
10. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - Москва, 2005. - 256 с.
11. Матвейчев, О. А. Проблемы манипуляции / О. А. Матвейчев. - Москва: Пайдейя, 1999. - 126 с.
12. Медиафилософия VI: Необратимость трансформации / под ред. В. В. Савчука, А. И. Иваненко. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2011. - 128 с.
13. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В. В. Савчука. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. - 346 с.
14. Невелев, А. Б. Ценностное бытие человека / А. Б. Невелев, В. Н. Потехин, Н. Л. Худякова; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 135 с.
15. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Н. С. Мансурова. - Москва: Прогресс-Академия: Весь Мир, 1996. - 352 с.
16. Поликарпова, Е. В. Аксиологические функции массмедиа в современном обществе / Е. В. Поликарпова. -Ростов-на-Дону, 2002. - 178 с.
17. Политика в соцсетях: топ 10 популярных депутатов-блогеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/1411872.
18. Риккерт, Г. Философия жизни / Г. Риккерт. - Киев, 1998. - 489 с.
107
19. Савчук, В. В. Неизбежность медиафилософии [Электронный ресурс] / В. В. Савчук. - Режим доступа: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/savchuk_inevitability.
20. Связи с общественностью и реклама: теория и практика: сб. материалов XIII Междунар. конгр. (Челябинск, 20-21 марта 2014 г.) / редкол.: Л. К. Лободенко, О. Н. Зайкова. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 260 с.
21. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. - Москва, 1988. - Т. 1. - С. 260-286.
22. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер; пер. А. Ф. Филиппова. - Москва, 1994. - 490 с.
23. Pierce C. S. 1955. Philosophical writings. New York: Dover.
Получено 02.10.2014
E. Emchenko
Candidate of Philosophical Sciences, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: jemchenko@mail. ru
DAILY WORLD IN THE CONTEXT OF MODERN MEDIA
Abstract. Against this background, the transformation of values formed a new interaction of traditional values and innovation in everyday life and in the media reality. This synthesis smooths contradictions that fits the individual to new social and cultural environment, at the same time, new forms emerged antinomies promote reserves value system. The author considers modern man as a "person of mediasizename" thinking through the iconic symbols of the mass media, undergo transformation of system of values of everyday life in terms of media reality. The author raises the question of the need for a harmonious relationship between the individual and the media space by conversion from their own cognitive resources, the development of critical thinking, the culture of consumption. It is possible under these conditions and hope for the support of the media, the family and the environment will be consistent to deliver value, substantial for the society and ensure its unity.
The problem of determining the media is that the media is not so much an object of knowledge, how the condition of existence of this reality, acting not only as a mediator, but rather as the only possible medium of human existence. Massmediatizacion, as a global problem, has a progressive influence on the political, social, cultural, ideological, daily production person. It is a unique form of mixed human existence, where the centre acts as the field of communication, based on value orientations (M. Scheler, V. S. Solovev, V. Savchuk, I. Ilin, A. Nevelev).
On impact, the management of value systems, behavior patterns of the target audience and analysis of media texts studied by such researchers as P. Lazarsfeld, E. Noelle-Neumann, B. Berelson, K. Hovland, P. Berger, T. Luckmann, G. Lasswell, K. Shannon, Ch. Osgood, W. Schramm and others.
In modern media stream text actualizes the basis of different models of the world everyday person, personal knowledge of the audience and accumulates their previous experience. In digital media there is a clear connection between their audiovisual text structures, and social activities of recipients, which confirms the dynamics of the expansion of the boundaries of the world of everyday life of man through the media.
Keywords: media, media messages, media space, daily life, communicative processes, advertising, value theory For citing: Emchenko E. 2016. Daily world in the context of modern media. Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 1 (45): 102-109.
References
1. Berger P., Luckmann T. 1995. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti: Traktat po sotsiologii znaniya [The social construction of reality: A treatise on sociology of knowledge]. Translated by Rutkevich E. Moscow: Medium. 323 p. (In Russ.).
2. Bolts N. 2011. Azbuka media [The ABC of media]. Translated from German by Ionin L., Chernykh A. Moscow. 136 p. (In Russ.).
3. Dobrynin V., Sliusazh B. 2002. Translyatsiya kul'tury v tranzitivnom obshchestve [Transmission of culture in transition society]. Moscow. 217 p. (In Russ.).
108
4. Emchenko E. 2011. Zhiznennyy mir povsednevnosti cheloveka v kontekste sovremennoy televizionnoy reklamy [Daily life world rights in the context of modern television advertising]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 26 p. (In Russ.).
5. Zubanova L. 2013. Modern culture at post-classical conceptions and actual socio-cultural trends. Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 1 (33): 47-55. (In Russ.).
6. Ilin I. 1998. Postmodernizm: Ot istokov do kontsa stoletiya [Postmodernism: From the origins to the end of the century]. Moscow. P. 48-67. (In Russ.).
7. Kolomiets V. 2012. Mediatization as social trend. Filosofiya kommunikativnogo prostranstva: rasshiryaya Ga-laktiku [Philosophy of communicative space: expanding the Galaxy]. Moscow: Lomonosov Moscow State University. P. 51-56. (In Russ.).
8. Lazarsfeld P. 1972. Measurement in sociology. Amerikanskaya sotsiologiya: Perspektivy, problemy, metody [American sociology: Prospects, problems, methods]. Translated from Eng. by Voronina V., Zinkovskii E. Moscow: Progress. P. 146-147. (In Russ.).
9. Lasswell H. 2005. Psikhopatologiya i politika [Psychopathology and Politics]. Translated from German by Samsonova T., Korotkova N. Moscow: Publishing House of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 352 p. (In Russ.).
10. Luhmann N. 2005. Real'nost' massmedia [The reality of the media]. Translated from German by Antonovskii A. Moscow. 256 p. (In Russ.).
11. Matveichev O. 1999. Problemy manipulyatsii [Problems of manipulation] Moscow: Paydeyya. 126 p. (In Russ.).
12. Mediafilosofiya VI: Neobratimost' transformatsii [Media philosophy VI: The irreversibility of transformation]. 2011. Savchuk V., Ivanenko A., ed. Saint Petersburg: Saint Petersburg philosophical society. 128 p. (In Russ.).
13. Mediafilosofiya. Osnovnye problemy i ponyatiya [Media philosophy. The main problems and concepts]. 2008. Savchuk V., ed. Saint Petersburg: Saint Petersburg philosophical society. 346 p. (In Russ.).
14. Nevelev A., Potekhin V., Khudiakova N. 2002. Tsennostnoe bytie cheloveka [Valuable human existence]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. 135 p. (In Russ.).
15. Noelle-Neumann E. 1996. Obshchestvennoe mnenie: Otkrytie spirali molchaniya [Public opinion. The opening of the spiral of silence]. Mansurova N., ed. and foreword. Moscow: Progress-Akademiya: Ves' mir 352 p. (In Russ.).
16. Polikarpova E. 2002. Aksiologicheskie funktsii massmedia v sovremennom obshchestve [Axiological function of mass media in modern society]. Rostov-on-Don. 178 p. (In Russ.).
17. Politika v sotssetyakh: top 10 populyarnykh deputatov-blogerov [Policy in social networks: top 10 popular deputies bloggers] [Electronic resource]. Available from: http://tass.ru/politika/1411872. (In Russ.).
18. Rickert H. 1998. Filosofiya zhizni [Philosophy of life]. Kiev. 489 p. (In Russ.).
19. Savchuk V. Neizbezhnost' mediafilosofii [Inevitability of mediaphilosophy] [Electronic resource]. Available from: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/savchuk_inevitability. (In Russ.).
20. Public relations and advertising: theory and practice. 2014. Lobodenko L., Zaikova O., ed. Chelyabinsk: Tsytsero. 260 p. (In Russ.).
21. Solovev V. 1988. Opravdanie dobra [Justification of the goodness]. Moscow. T. 1. P. 260-286. (In Russ.).
22. Scheler M. 1994. Izbrannye raboty [Selected works]; translated by Filippov A. Moscow. 490 p. (In Russ.).
23. Pierce C. S. 1955. Philosophical writings. New York: Dover. (In Eng.).
Received 02.10.2014
109