Научная статья на тему 'Журналистика для детей в контексте современных медиаисследований (теоретический аспект)'

Журналистика для детей в контексте современных медиаисследований (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
713
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДИСКУРС / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харитонова Светлана Вячеславовна

В статье обосновывается актуальность комплексного изучения закономерностей функционирования белорусских медиа для детей с учетом конкретных технологических, социокультурных и политико-экономических факторов, оказывающих влияние на специфику развития современной детской журналистики. Научная новизна статьи заключается в определении новых направлений исследования детских медиа в сложившихся условиях модификации медиапространства Беларуси, а также раскрытии автором узкопрофессиональной проблематики, занимающей значимое место в русле развития теории белорусской детской журналистики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения системного подхода к изучению детских медиа в контексте развития отечественных медиаисследований с учетом динамичных изменений, происходящих в современной информационной сфере Беларуси. В статье автор делает обзор основных направлений научных исследований средств массовой информации для детской аудитории, выделяет ключевые аспекты медиаанализа журналистики для детей. В ретроспективе рассматриваются исследования белорусских и зарубежных авторов, посвященные средствам массовой информации для детской аудитории. Выделяются ключевые направления медиаанализа, среди которых генезис детской журналистики, медиапредпочтения детской аудитории, аксиологические ориентиры, психологический базис, дизайн и художественное оформление детского издания, дискурсный подход к исследованию детских СМИ. В статье отмечается, что назрела необходимость актуализации системного подхода к изучению медиа для детей; формулирования новых принципов, выявления факторов, а также разработки стратегии системообразования белорусских СМИ для аудитории дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM FOR CHILDREN IN THE CONTEXT OF MODERN MEDIA RESEARCH (THEORETICAL ASPECT)

The introduction substantiates the relevance of a comprehensive study of the functioning of the Belarusian media for children, taking into account specific technological, socio-cultural and political-economic factors that affect the specifics of the development of modern children's journalism. The scientific novelty of the article is to identify new areas of research of children's media in the current conditions of modification of the media space of Belarus, as well as the disclosure of the author of narrow professional issues that occupy a significant place in the development of the theory of Belarusian children's journalism. The relevance of the study is due to the need to apply a systematic approach to the study of children's media in the context of the development of domestic media studies, taking into account the dynamic changes taking place in the modern information sphere of Belarus. In the article the author gives an overview of the main directions of scientific research of mass media for children's audience, highlights the key aspects of media analysis of journalism for children. In the main part, the author retrospectively examines the studies of Belarusian and foreign authors devoted to the mass media for children's audience. The article highlights the key areas of media analysis, including the Genesis of children's journalism, media preferences of children's audience and axiological guidelines, psychological basis, design and decoration of children's publications, discourse approach to the study of children's media. In conclusion, it is noted that there is a need to update the systematic approach to the study of media for children; formulation of new principles, identify new factors and develop a strategy for the system of education of the Belarusian media for preschool, primary, secondary and senior school age audience.

Текст научной работы на тему «Журналистика для детей в контексте современных медиаисследований (теоретический аспект)»

УДК 070.19 (043.3)+087.5

С. В. Харитонова

Белорусский государственный университет

ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье обосновывается актуальность комплексного изучения закономерностей функционирования белорусских медиа для детей с учетом конкретных технологических, социокультурных и политико-экономических факторов, оказывающих влияние на специфику развития современной детской журналистики.

Научная новизна статьи заключается в определении новых направлений исследования детских медиа в сложившихся условиях модификации медиапространства Беларуси, а также раскрытии автором узкопрофессиональной проблематики, занимающей значимое место в русле развития теории белорусской детской журналистики.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения системного подхода к изучению детских медиа в контексте развития отечественных медиаисследований с учетом динамичных изменений, происходящих в современной информационной сфере Беларуси. В статье автор делает обзор основных направлений научных исследований средств массовой информации для детской аудитории, выделяет ключевые аспекты медиаанализа журналистики для детей.

В ретроспективе рассматриваются исследования белорусских и зарубежных авторов, посвященные средствам массовой информации для детской аудитории. Выделяются ключевые направления медиаанализа, среди которых - генезис детской журналистики, медиапредпочтения детской аудитории, аксиологические ориентиры, психологический базис, дизайн и художественное оформление детского издания, дискурсный подход к исследованию детских СМИ.

В статье отмечается, что назрела необходимость актуализации системного подхода к изучению медиа для детей; формулирования новых принципов, выявления факторов, а также разработки стратегии системообразования белорусских СМИ для аудитории дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Ключевые слова: детская журналистика, медиаисследования, системный подход, дискурс, дизайн.

S. V. Kharytonоva

Belarusian State University

JOURNALISM FOR CHILDREN IN THE CONTEXT OF MODERN MEDIA RESEARCH (THEORETICAL ASPECT)

The introduction substantiates the relevance of a comprehensive study of the functioning of the Belarusian media for children, taking into account specific technological, socio-cultural and political-economic factors that affect the specifics of the development of modern children's journalism.

The scientific novelty of the article is to identify new areas of research of children's media in the current conditions of modification of the media space of Belarus, as well as the disclosure of the author of narrow professional issues that occupy a significant place in the development of the theory of Bela-rusian children's journalism.

The relevance of the study is due to the need to apply a systematic approach to the study of children's media in the context of the development of domestic media studies, taking into account the dynamic changes taking place in the modern information sphere of Belarus. In the article the author gives an overview of the main directions of scientific research of mass media for children's audience, highlights the key aspects of media analysis of journalism for children.

In the main part, the author retrospectively examines the studies of Belarusian and foreign authors devoted to the mass media for children's audience. The article highlights the key areas of media analysis, including the Genesis of children's journalism, media preferences of children's audience and axio-logical guidelines, psychological basis, design and decoration of children's publications, discourse approach to the study of children's media.

In conclusion, it is noted that there is a need to update the systematic approach to the study of media for children; formulation of new principles, identify new factors and develop a strategy for the system of education of the Belarusian media for preschool, primary, secondary and senior school age audience.

Key words: children's journalism, media research, system approach, discourse, design.

Введение. В начале 90-х гг. XX в. на фоне демократизации и деидеологизации белорусского общества началась качественная трансформация общественно-политического и социально-культурного контекста деятельности СМИ Беларуси. События политических преобразований создали новые условия функционирования газет и журналов для детской аудитории. Информационный рынок заполнили периодические издания, функции учредителей которых взяли на себя органы государственного управления, общественные объединения, коммерческие организации и частные лица. Значительно расширилась типология прессы для детей. На смену советским научно-популярным журналам «Юный натуралист», «Знание - сила», «Юный техник» пришли массовые развлекательные издания. Зарубежные медиа заполнили образовавшийся на печатном рынке вакуум периодики для детей дошкольного возраста. Отказавшись от однопартийной тематики, детская журналистика постперестроечного периода расширила спектр транслируемой информации и наполнила газеты и журналы новым содержанием.

Вместе с тем в информационном пространстве Беларуси возникла проблема неопределенности приоритетов развития национальной белорусско- и русскоязычной системы печатных СМИ для детей. Происходящие в отечественной медиасфере изменения породили множество противоречий, связанных с переориентацией жизненных ценностей подрастающего поколения, изменением духовно-нравственных установок, моральных и социокультурных образцов поведения.

Метаморфозы, случившиеся в сфере детских медиа, подняли проблему соответствия их содержания требованиям времени и интересам читателей, сохранения многолетних национальных традиций воспитания и просвещения подрастающего поколения, преемственности в духовном развитии личности, культурной целостности белорусов, формирования всесторонне развитой личности ребенка средствами массовой информации.

Современный период развития информационного пространства Беларуси характеризуется глобальными процессами распространения информации, развития новейших коммуникационных технологий, проникновение которых во все сферы человеческой деятельности сопровождается значительными изменениями в секторе СМИ для детей. Поэтому с целью модернизации теории и практики детской журналистики была поставлена задача комплексного изучения закономерностей функционирования белорусских медиа для детей с учетом кон-

кретных технологических, социокультурных и политико-экономических факторов, оказывающих влияние на специфику развития современной детской журналистики. Требуется переосмысление системных и типологических особенностей белорусской журналистики для детей; определение актуальных подходов к ее исследованию, поиска новых стратегий развития детских медиа в сложившихся условиях модификации медиапространства Беларуси.

Основная часть. Рассматривая в ретроспективе исследования белорусских и зарубежных авторов, посвященные средствам массовой информации для детской аудитории, выделим несколько ключевых направлений медиаанали-за, отличающихся друг от друга аспектом исследования и предметом научного познания.

Генезис детской журналистики. Теоретико-практическому анализу функционирования комсомольско-молодежной печати в условиях социалистического общественного строя посвящена работа В. Ганичева «Молодежная печать: история, теория, практика» [1]. Одним из первых автор обращается к изучению читательских предпочтений детей и молодежи в 70-е гг. XX в. Исторический контекст зарождения и развития белорусской журналистики для детей и молодежи рассматривает О. Слука [2], [3], [4]. В своих работах он исследует проблемный аспект становления молодежной печати Белоруссии и идейно-политического воспитания молодежи. Исторические основы зарождения и становления советской журналистики для детей описаны в научных трудах, учебных пособиях и монографиях М. Алексеевой [5], Л. Колесовой [6], М. Холмова [7], В. Корниловой [8]. Полученные ими результаты анализа закономерностей развития детской журналистики, особенностей структуры и содержательного наполнения журналов для детской аудитории на различных этапах их эволюции и до конца XX в. представляют собой онтологический базис изучения детских средств массовой информации.

Медиапредпочтения детской аудитории и аксиологические ориентиры. Возникающим проблемам в детском чтении, влиянию электронных средств массовой информации на мироощущение ребенка посвящены работы современных исследователей медиапредпочтений подрастающего поколения. К изучению модели медиаповедения молодежи, вступающей в информационное общество, обращается в диссертации «Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобра-зовательных стратегий и технологий» И. Жи-лавская [9]. М. Аникина выделяет две группы факторов, влияющих на процесс чтения традиционных СМИ. К первой исследователь отно-

сит объективные социальные условия, которые были сформированы уменьшением влияния государства на сферу издания газет и журналов, давлением массовой культуры и акцентом на развлекательность. Вторая группа связана с изменениями в информационном поведении читателей [10, с. 40]. М. Загидуллина [11], И. Бу-тенко [12], Е. Голубева [13] изучают опыт функционирования детских газет и журналов в эпоху интернета, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения в социологическом ракурсе. Проблемы развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативном пространстве исследует С. Цымбаленко [14].

Представляют актуальность и научный интерес работы ученых, касающиеся вопросов трансформации интересов, ценностей и мотивов поведения детской аудитории, изменений привычного механизма чтения традиционных периодических изданий, разрыва культурных связей между младшим и старшим поколениями, различия не только их литературного опыта, но и жизненных ценностей посвящены работы Е. Бреевой [15], Н. Добрыниной [16], Л. Зво-наревой [17], Н. Косиловой [18], Ю. Кузнецовой [19], И. Тимофеевой [20], [21]. В частности, В. Чудинова изучает социально-экономические, социокультурные и информационно-коммуникационные факторы, влияющие на чтение детей. Отмечается утрата традиционными детскими изданиями своих позиций и заполнение их ниши развлекательной прессой [22].

Психологический базис. Исследователи рассматривают психологические аспекты развития детей на каждом этапе их взросления. Особый вклад в изучение возрастной психологии ребенка от младенчества до юношества внесли труды Л. Выготского [23], А. Запорожца и Д. Эльконина [24]. Многие последующие работы Б. Волкова [25], К. Казанской [26], И. Кулагиной [27] и других, посвященные психолого-возрастному аспекту изучения детской аудитории, представляют собой попытку адаптировать ставший классическим фундаментальный базис к современной психологической практике. Отдельную группу составляют труды Р. Арнхейм [28], Т. Башаевой [29], В. Зинченко [30], Н. Краснощековой [31], В. Салеева и О. Ивашкевич [32], анализирующих проблемы воздействия содержательного и визуального наполнения печатных изданий на основные психические процессы ребенка.

Дизайн и художественное оформление детского издания. Изучение особенностей приобщения детской аудитории к печатному тексту предполагает, что усвоение информации происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в текстовое пространство,

но и при восприятии оформительских элементов издания. Понимание детского периодического издания как целостного объекта, в котором гармонично сочетаются содержание и визуальный образ (форма), позволяет наиболее полно исследовать эстетические средства медиаконтента, возможности, предоставляемые ими для эмоционального воздействия на читателя.

Наукой накоплен значительный опыт работы с иллюстрацией детской книги, который обобщен в монографиях советских исследователей и художников Борозны М. [33], Волчек Г. [34], Ганкиной Э. [35], Конашевича В. [36], Кудрявцевой Л. [37], Матафонова В. [38], Репиной Т. [39], Фаворского В. [40], Гугнина Н. [41].

Предметом нашего исследования стали специфика композиционно-графического моделирования прессы для читателей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также выбор образно-выразительных средств в детских изданиях различного назначения и типологии [42].

Дискурсный подход к исследованию детских СМИ. Динамичное развитие сегмента детских СМИ Беларуси и конвергентные процессы в журналистике в целом детерминируют формирование особого дискурсного пространства современных медиа, изучение которого связано с развитием лингвистического направления ме-диаисследований. Основатель белорусской научной школы дискурсного анализа СМИ В. Ив-ченков подробно исследует организацию публицистического текста, дискурс средств массовой информации в социальном, когнитивном и прагматическом аспектах [43]. Дискурсный аспект медиатекста для детей рассматривают Н. Маругина [44] и Н. Сыромля [45]. А. Вятки-на с позиций дискурс-анализа изучает медийный текст как основу формирования языковой картины мира ребенка [46]. Роли иллюстрации как компонента креолизованного медиатекста в дизайне современных детских изданий, ее взаимосвязи с вербальным текстом и особенностям восприятия ребенком посвящены работы Е. Ситниковой [47]. Язык и стиль средств массовой информации для детей изучают Ф. Гроз-данов, [48], Т. Сурикова [49].

СМИ для детей на современном этапе. Плодотворным периодом исследования детских СМИ можно считать 2000-е гг., когда теорию детской журналистики наполняют результаты оригинальных исследований, учитывающих особенности функционирования СМИ для детей в современных условиях развития медиа-сферы. Формируются новые направления и аспекты анализа детских периодических изданий, объединяющие фундаментальные классические подходы изучения объекта с новыми, отвечаю-

щими веяниям времени. Так, специфику деятельности средств массовой информации для детей и юношества в процессе трансформации информационного пространства исследует в научных трудах И. Руденко [50]. Анализу типологии, современного состояния детских и подростковых СМИ, их целевой аудитории, структурно-функциональных и жанрово-тема-тических характеристик посвящено диссертационное исследование Л. Капустиной [51]. Опыт функционирования детских изданий, включенных в холдинговые структуры, их типологические и функциональные особенности получают теоретическое осмысление в диссертации Н. Кулаковой [52].

Картина научных изысканий детской журналистики представляет собой пеструю многовекторную и многоаспектную мозаику медиа-исследований, отличающихся друг от друга предметом рассмотрения и методологическим инструментарием. Главным образом журналистика для детей рассматривается с узких точек зрения, несмотря на динамичные изменения, происходящие в современной медиасистеме в целом и в медиасфере для детей в частности. Однако ни один отдельно взятый аспект научного исследования не раскрывает полностью предмет изучения, комплексно не отражает сведения о нем. Это говорит о необходимости рассмотрения медиа для детей как совокупности средств массовой информации, способов ее трансляции аудитории и образуемой детскими СМИ особой медиасреды на платформе междисциплинарного синтеза для дальнейшей экстраполяции полученных результатов в теорию белорусской детской журналистики. Исследование детских медиа как явления более широкого, чем детская журналистика, обусловливает их рассмотрение с точки зрения целостности медиасистемы для детской аудитории, принципов, факторов и критериев ее формирования.

В условиях развития социально-экономического и информационного пространства Беларуси на исходе второго десятилетия XXI в. важным ресурсом роста благосостояния страны и определения ее роли в мировом сообществе становится интеллектуальный потенциал детей. Одним из основных факторов его формирова-

ния сегодня является эффективная система средств массовой информации, способов и каналов ее распространения, удовлетворяющая запросы подрастающего поколения и отвечающая потребностям белорусского общества и государства.

Современная информационная сфера Беларуси характеризуется стремительностью трансформации природы медиаконтента в пользу его усложнения (мультимедийность), а также структурной разрозненностью взаимосвязей и взаимоотношений между производителями медиа для детей. Это, с одной стороны, актуализирует исследование системных отношений между информационно- образовательными институтами, государственными и частными медиаорганиза-циями в сегменте детского медиарынка, а с другой - обусловливает необходимость разработки новых организационно-структурных принципов функционирования системы отечественных медиа для детской аудитории, выявления специфики деятельности детских СМИ и свойственных им визуально-семантических способов организации информации.

Заключение. Сегодня в отечественной теории детской журналистики назрела необходимость актуализации системного подхода к изучению медиа для детей; формулирования новых принципов, выявления новых факторов и разработки стратегии системообразования белорусских СМИ для аудитории дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста; определения системных элементов функционирования детских медиасубъектов, анализа их природы, миссии и особенностей деятельности в современной информационной сфере Беларуси.

Изучение целостности детской медиасисте-мы Беларуси, факторообразующих типов связей, организационно-структурных принципов ее многоуровневости и иерархичности позволит комплексно исследовать закономерности эволюции белорусских детских медиа, выработать приоритетные стратегии их развития с целью обеспечения условий для полноценного интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения, его гражданского, патриотического и нравственного воспитания.

Литература

1. Ганичев В. Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М.: Мысль, 1976. 286 с.

2. Слука А. Г. Беларуская журналютыка: падручшк для студэнтау устаноу выш. адукацьи. Мшск: Беларус. дзярж. ун-т, 2011. 447 с.

3. Слука О. Г. Голос революционной молодежи: проблемы становления и развития молодежной печати Белоруссии. Минск: Белорус. гос. ун-т, 1978. 141 с.

4. Слука О. Г. Комсомольская строка: проблемы идейно-политического воспитания в молодежной печати Белоруссии. Минск: Университетское, 1984. 125 с.

5. Алексеева М. И. Советские детские журналы 20-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1982. 132 с.

6. Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России (1917-1977). Петрозаводск: Изд-во Пет-розав. гос. ун-та, 1993. 148 c.

7. Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1983. 209 с.

8. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX - первой половины XX века: типология и эволюция: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. СПб., 2002. 30 с.

9. Жилавская И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиа-образовательных стратегий и технологий: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2008. 232 л.

10. Аникина М. А. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. М., 2006. 203 л.

11. Загидуллина М. В. Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни // Социологические исследования. 2016.№ 5. С. 115-123.

12. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. М.: Наука, 1997. 132 с.

13. Голубева Е. М. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения: на материале исследований начала XXI в. // Homo legens. Сер. 1. 2006. Вып. 7/8. С. 208-218.

14. Цымбаленко С. Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 19.00.13. М., 2012. 69 с.

15. Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 211 с.

16. Добрынина Н. Е. Изучение читателей-детей и подростков в России XIX-XX вв.: учеб. пособие. М.: Школьная б-ка, 2006. 138 с.

17. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени // Детская лит-ра. 2002. № 4. С. 16-21.

18. Касшава Н. М. Чытанне дзяцей у люстэрку бiблiятэчнай сацыялогп. Вопыт НББ па даследа-ванню структуры i дынамш чытання дзяцей i падлеткау Беларусi // Навукова-даследчая дзейнасць Нацыянальнай бiблiятэкi Беларусi на мяжы стагоддзяу: зб. навук. прац / [склад. Л. Г. Юрухша; рэд-кал.: Г. М. Алейшк (гал. рэд.) i шт.]. Мшск, 2002. С. 124-127.

19. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять // Народное образование. 2004. № 8. С. 233-241.

20. Тимофеева И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководства дет. чтением. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. 407 с.

21. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энцикл. для родителей по руководству детским чтением. СПб.: РНБ, 2000. 511 с.

22. Чудинова В. П. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М.: Школьная б-ка, 2004. 336 с.

23. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 91 с.

24. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964. 353 с.

25. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие. М.: Центр пед. образования, 2007. 216 с.

26. Казанская К. О. Возрастная психология. М.: А-Приор, 2008. 160 с.

27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов. М.: Сфера, 2005. 463 с.

28. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007. 391 с.

29. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997. 237 с.

30. Зинченко В. П. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве: сб. ст. / Акад. пед. наук СССР, Ин-т психологии; под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1966. С. 272-301.

31. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 319 с.

32. Салеев В. А. Эстетическое восприятие и детская фантазия. Минск: НИО, 1999. 126 с.

33. Баразна М. Р. Беларуская кшжная графша 1960-1990-х гадоу. Мшск: Беларус. Энцыкл., 2001. 207 с.

34. Волчек Г. Ф. Иллюстрация в газете и журнале. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1956. 71 с.

35. Ганкина Э. З. Художник в современной детской книге: очерки. М.: Советские художники, 1977. 216 с.

36. Конашевич В. М. О себе и своем деле. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Детская лит-ра, 1968. 495 с.

37. Кудрявцева Л. С. Художники детской книги: пособие для сред. и высш. пед. заведений. М.: Академия, 1998. 204 с.

38. Матафонов В. С. Книжная графика для детей и некоторые проблемы эстетического воспитания: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. Л., 1965. 24 с.

39. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 127-141.

40. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. 238 с.

41. Гугнин Н. А. Художественное оформление детской книги в советской Белоруссии (1945 -вторая половина 70-х гг.): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М., 1982. 23 с.

42. Харитонова С. В. Моделирование периодических изданий для детей. Минск: БГУ, 2013. 123 с.

43. Ивченков В. И. Дискурс белорусских СМИ. Организация публицистического текста. Минск: БГУ, 2003. 257 с.

44. Маругина Н. И. Дискурсивно-тематическая направленность детского журнала XVIII-XX вв. // Язык и культура. 2011. № 2. С. 29-35.

45. Сыромля Н. Н. Функционирование паралингвистических средств в медиатексте (на материале детских журналов) // Мовш i концептуальш картини свггу. 2014. Вып. 47(2). С. 370-378.

46. Вяткина A. A. Формирование коммуникативного пространства ребенка раннего дошкольного возраста в медийном дискурсе: на материале французского детского журнала Popi: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Вяткина Анна Александровна; Моск. гор. пед. ун-т. Москва, 2013. 24 с.

47. Ситникова Е. В. Иллюстрация как визуальный компонент контента детских изданий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2. С. 62-68.

48. Грозданов Ф. Т. Язык молодежных интернет-газет: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Ф. Т. Грозданов. М., 2007. 155 л.

49. Сурикова Т. И. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодежные СМИ, политическая и потребительская реклама // Социальная психология и СМИ: хрестоматия: в 2 ч. / Белорус. гос. пед. ун-т; [сост.: Ю. А. Коломейцев, С. И. Чиникайло]. Минск, 2006-2009. Ч. 2. 2009. С.114-118.

50. Руденко И. А. Детская и юношеская пресса России // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. НИИ школьных технологий. М., 2006. С. 126-128.

51. Капустина Г. Л. Современная детская газета как тип издания: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2014. 212 л.

52. Кулакова Н. Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдин-гов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Екатеринбург, 2017. 24 с.

References

1. Ganichev V. N. Molodezhnaya pechat': istoriya, teoriya, praktika [Youth print: History, theory, practice]. Moscow, Mysl' Publ., 1976. 286 p.

2. Sluka A. G. Belaruskaya zhurnalistyka [Belarusian journalism]. Minsk, BDU Publ., 2011. 447 p.

3. Sluka O. G. Golos revolyutsionnoy molodezhi: problemy stanovleniya i razvitiya molodezhnoy pechati Belorussii [Voice of revolutionary youth: Problems of formation and development of youth press in Belarus]. Minsk, BGU Publ., 1978. 141 p.

4.Sluka O. G. Komsomol'skaya stroka: problemy ideyno-politicheskogo vospitaniya v molodezhnoy pechati Belorussii [Komsomolskaya line: Problems of ideological and political education in the youth press of Belarus]. Minsk, Universitetskoye Publ., 1984. 125 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Alekseeva M. I. Sovetskiye detskiye zhurnaly 20-kh godov [Soviet children's magazines of the 20s]. Moscow, MGU Publ., 1982. 132 p.

6. Kolesova L. N. Detskiye zhurnaly Sovetskoy Rossii (1917-1977) [Children's magazines of Soviet Russia (1917-1977)]. Petrozavodsk, Petrozavod. gos. un-t Publ., 1993. 148p.

7. Kholmov M. I. Stanovleniye sovetskoy zhurnalistiki dlya detey [Formation of Soviet journalism for children]. Leningrad, Leningrad. gos. un-t Publ., 1983. 209 p.

8. Kornilova V. V. Detskiye illyustrirovannyye zhurnaly v khudozhestvennoy zhizni Peterburga XIX-pervoy poloviny XX veka: tipologiya i evolyutsiya: Avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya [Children's illustrated magazines in the artistic life of St. Petersburg of XIX-first half of XX century: typology and evolution. Abstract of thesis cand. of leg. sci.]. St. Petersburg, 2002. 30 p.

9. Zhilavskaya I. V. Optimizatsiya vzaimodeystviya SMI i molodezhnoy auditorii na osnove mediaobrazovatel 'nykh strategiy i tekhnologiy. Dis. kand. filol. nauk [Optimization of interaction between media and youth audience on the basis of media education strategies and technologies. Kand. Diss.]. Moscow, 2008. 232 p.

10. Anikina M. A. Molodezhnaya auditoriya pechati: chteniye v usloviyakh razvitiya Interneta. Dis. kand. filol. nauk [Youth audience of the press: reading in the conditions of development of the Internet. Kand. Diss.]. Moscow, 2006. 203 p.

11. Zagidullina M. V. Adolescents: reading and the Internet in everyday life. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research], 2016, no. 5, pp. 115-123 (In Russian).

12. Butenko I. A. Chitateli i chteniye na iskhode XX veka: sotsiologicheskiye aspekty [Readers and reading at the end of the XX century: sociological aspects]. Moscow, Nauka Publ., 1997. 132 p.

13. Golubeva E. M. Resources, motives and incentives of children and adolescent reading: on the basis of research of the beginning of XXI century. Homo legens [Homo legens], 2006, series 1, Vol. 7/8, pp. 208-218 (In Russian).

14. Tsymbalenko S. B. Akmeologicheskiye osnovaniya razvitiya podrastayushchego pokoleniya v sisteme informatsionno-kommunikativnykh vzaimodeystviy: Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Acmeological bases of development of the younger generation in the system of information and communication interactions. Abstract of thesis cand. of pedag. sci.]. Moscow, 2012. 69 p.

15. Breeva E. B. Deti v sovremennom obshchestve [Children in modern society]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1999. 211 p.

16. Dobrynina N. E. Izucheniye chitateley-detey ipodrostkov v Rossii XIX-XXvv. [The study of readerschildren and adolescents in Russia XIX-XX centuries.]. Moscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2006. 138 p.

17. Zvonareva L. Feel nerve of time. Detskaya literatura [Children's literature], 2002, no. 4, pp. 16-21 (In Russian).

18. Kasilava N. M. Reading children in the mirror of library sociology. Experience of the BNB on the study of the structure and dynamics of children and adolescents of Belarus. Navukova-dasledchaya dzeynasts' Natsyyanal 'nay bibliyateki Belarusi na myazhy stagoddzyau [Research activity of the National library of Belarus at the turn of the century]. Minsk, 2002, pp. 124-127.

19. Kuznetsova Yu. Teenage periodicals: on the mirror there is nothing to blame. Narodnoye obrazovaniye [People's education], 2004, no. 8, pp. 233-241 (In Russian).

20. Timofeeva I. N. Deti. Vremya. Kniga: posobiye dlya rukovodstva detskim chteniyem [Children. Time. Book: manual for children's reading]. Moscow, Russk. Shkol'naya bibl. Publ., 2009. 407 p.

21. Timofeeva I. N. Chto i kak chitat' vashemu rebenku ot goda do desyati: entsiklopediya dlya roditeley po rukovodstvu detskim chteniyem [What and how to read your child from one to ten years: an encyclopedia for parents on children's reading]. St. Petersburg, Ros. Natsional'naya biblioteka Publ., 2000. 511 p.

22. Chudinova V. P. Deti i biblioteki v menyayushcheysya mediasrede [Children and libraries in the changing media environment]. Moscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2004. 336 p.

23. Vygotskiy L. S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1997. 91 p.

24. Zaporozhets A. V., El'konin D. B. Psikhologiya detey doshkol'nogo vozrasta [Psychology of preschool children]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1964. 353 p.

25. Volkov B. S. Psikhologiya mladshego shkol'nika [Psychology of the younger school student. Moscow, Tsentr ped. obrazovaniya Publ., 2007. 216 p.

26. Kazanskaya K. O. Vozrastnayapsikhologiya [Age psychology]. Moscow, A-Prior Publ., 2008. 160 p.

27. Kulagina I. Yu., Kolyutskiy V. N. Vozrastnaya psikhologiya: razvitiye cheloveka ot rozhdeniya do pozdney zrelosti [Late-adulthood psychology: the development of the person from birth to age]. Moscow, Sfera Publ., 2005. 463 p.

28. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noye vospriyatiye [Art and visual perception]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2007. 391 p.

29. Bashaeva T. V. Razvitiye vospriyatiya u detey. Forma, tsvet, zvuk [Development of perception in children. Shape, color, sound]. Yaroslavl', Akademiya razvitiya Publ., 1997. 237 p.

30. Zinchenko V.P., Zuzskaya A.G. The Relationship between touch and vision in children of preschool. Razvitiye vospriyatiya v rannem i doshkol 'nom detstve [Development of perception in early and preschool childhood]. Moscow, 1966, pp. 272-301 (In Russian).

31. Krasnoshchekova N. V. Razvitiye oshchushcheniy i vospriyatiya u detey ot mladenchestva do mladshego shkol 'nogo vozrasta: igry, uprazhneniya, testy [Development of sensations and perception in children from infancy to primary school age: games, exercises, tests]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 2007. 319 p.

32. Saleev V. A. Esteticheskoye vospriyatiye i detskaya fantaziya [Aesthetic perception and fantasy children's]. Minsk, NIO Publ., 1997. 126 p.

33. Barazna M. R. Belaruskaya knizhnaya grafika 1960-1990-kh gadou [Belarusian book graphics in 1960-1990s]. Minsk, Entsyklapedyya Publ., 2001. 207 p.

34. Volchek G. F. Illyustratsiya v gazete i zhurnale [Illustration in the newspaper and magazine]. Moscow, MGU Publ., 1956. 71 p.

35. Gankina E. Z. Khudozhnik v sovremennoy detskoy knige [Artist in the modern children's book: essays]. Moscow, Sovetskiye khudozhniki Publ., 1977. 216 p.

36. Konashevich V. M. O sebe i svoyem dele. Vospominaniya. Stat'i. Pis'ma [About himself and his business. Memory lane. Articles. Letters]. Moscow, Detskaya lit-ra Publ., 1968. 495 p.

37. Kudryavtseva L. S. Khudozhniki detskoy knigi [Artists children's book]. Moscow, Akademiya Publ., 1998. 204 p.

38. Matafonov V. S. Knizhnaya grafika dlya detey i nekotoryye problemy esteticheskogo vospitaniya. Avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya [Book graphics for children and some problems of aesthetic education. Abstract of thesis cand. of art. sci.]. Leningrad, 1965. 30 p.

39. Repina T. A. The role of illustrations in the understanding of the literary text of preschool children. Voprosypsikhologii [The questions of education], 1959, no. 1, pp. 127-141 (In Russian).

40. Favorskiy V. A. Ob iskusstve, o knige, o gravyure [About the art, the book, the engraving]. Moscow, Kniga Publ., 1986. 238 p.

41. Gugnin N. A. Khudozhestvennoye oformleniye detskoy knigi v sovetskoy Belorussii (1945 - vtoraya polovina 70-kh gg.). Avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya [Artistic design of children's books in Soviet Belarus (1945 - the second half of the 70-ies.). Abstract of thesis cand. of art. sci.]. Moscow, 1982. 23 p.

42. Kharitonova S. V. Modelirovaniye periodicheskikh izdaniy dlya detey [Modeling of periodicals for children]. Minsk, BGU Publ., 2013. 123 p.

43. Ivchenkov V. I. Diskurs belorusskikh SMI. Organizatsiya publitsisticheskogo teksta [Discourse of the Belarusian media. The organization of the publicistic text]. Minsk, BGU Publ., 2003. 257 p.

44. Marugina N. I. Discourse-oriented children's magazine XVIII-XX centuries. Yazyk i kul'tura [Language and culture], 2011, no. 2, pp. 29-35 (In Russian).

45. Syromlya N. N. Functioning of paralinguistically means media texts (on the material of children's magazines). Movni i kontseptual'ni kartini svitu [Linguistic and conceptual pictures of the world], 2014, Vol. 47(2). pp. 370-378.

46. Vyatkina A. A. Formirovaniye kommunikativnogo prostranstva rebenka rannego doshkol'nogo vozrasta v mediynom diskurse: na materiale frantsuzskogo detskogo zhurnala Popi. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Formation of communicative space of a child of early preschool age in the media discourse: on the material of the French children's magazine Popi. Abstract of thesis cand. of filol. sci.]. Moscow, 2013. 24 p.

47. Sitnikova E. V. Illustration as a visual component of the content of children's publications. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Theory and practice], 2016, no. 2, pp. 62-68 (In Russian).

48. Grozdanov F. T. Yazyk molodezhnykh internet-gazet. Dis. kand. filol. nauk [The Language of youth online Newspapers. Kand. Diss.]. Moscow, 2007. 155 p.

49. Surikova T. I. Eticheskiye problemy yazyka massovykh kommunikatsiy: molodezhnyye SMI, politicheskaya i potrebitel'skaya reklama [Ethical problems of the language of mass communications: youth media, political and consumer advertising. Social psychology and media]. Minsk, BGPU Publ., 2009. 256 p.

50. Rudenko I. A. Children and youth press of Russia. Informatsionnoye prostranstvo rossiyskogo podrostka v postsovetskiy period. NII shkol 'nykh tekhnologiy [Information space of the Russian teenager in the post-Soviet period. Research Institute of school technology], 2006, pp. 126-128 (In Russian).

51. Kapustina G. L. Sovremennaya detskaya gazeta kak tip izdaniya. Dis. kand. filol. nauk [Modern children's newspaper as a publication type. Kand. Diss.]. Tambov, 2014. 155 p.

52. Kulakova N. L. Detskiye i podrostkovyye periodicheskiye izdaniya v strukture mediakholdingov. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Children and adolescent periodicals in the structure of media holdings. Abstract of thesis cand. of filol. sci.]. Ekaterinburg, 2017. 24 p.

Информация об авторе

Харитонова Светлана Вячеславовна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики БГУ. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: kharytonavasv@bsu.by

Information about the authors

Kharytonоva Svеtlana Vyachеslavovna - PhD (Philology), Assosiate Professor, Head of the Department of Periodical Press and Web-journalism. Belarusian State University (9, Kal'variyskaya str., 220004, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: kharytonavasv@bsu.by

Поступила 28.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.