(sotsiologicheskiy analiz) [=The information space of the Russian teenager in post-Soviet period (sociological analysis)], NII shkol'nykh tekhnologiy, Moscow (=in Russ.).
7. Misonzhnikov, B. Ya. (2012) "Sovremennyy mediakholding: genezis, sostoyaniye i perspektivy razvitiya" [=Modern media holding: genesis, state and prospects of development], in: Zhurnalistskiy yezhegodnik [=Journalist Yearbook], N 1, pp. 30-32, available at: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ sovremennyy-mediaholding-genezis-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya, accessed 27.12.2014 (in Russ.).
8. Rudenko, I. A. (2006) "Detskaya i yunosheskaya pressa Rossii" [=Children and Youth Russia press], in: Informatsionnoyeprostranstvo rossiyskogopodrostka vpostsovetskiyperiod (sotsiologicheskiy analiz) [=The information space of the Russian teenager in post-Soviet period (sociological analysis)], NII shkol'nykh tekhnologiy, Moscow (in Russ.).
9. Rudenko, I. A. (2007) "Detskaya i yunosheskaya pressa" [=Children and Youth press], in: Tipologiya periodicheskoy pechati: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov [=Typology of periodicals: manual for students], M. Ye. Kanikina, V. V. Baranov, O. A. Voronova i dr.; eds. M. V. Shkondina, L. L. Resnyanskoy, Aspekt Press, Moscow (in Russ.).
10. Rudenko, I. A. (2015) "Osobennosti dialoga «Murzilki» s yunoy auditoriyey: k yubileyu zhurnala" [=Features dialogue "Murzilki" with a young audience: for the anniversary of the magazine], in: Zhurnalistika v 2014 godu. SMI kakfaktor obshchestvennogo dialoga. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Journalism in 2014. Media as a factor of social dialogue. Proceedings of scientific-practical conference], MediaMir, Fakul'tet zhurnalistiki MGU, Moscow (in Russ.).
11. Smirnov, S. S. (2006) Kontsentratsiya sredstv massovoy informatsii v usloviyakh transformatsii natsional'noy mediasistemy : avtoreferat dissertatsii [=The concentration of the media in the transformation of the national media systems. Abstract of the thesis], Fakul'tet zhurnalistiki MGU, Moscow (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 394-400.
УДК 070, ББК 076
С. С. Распопова
журналист в условиях современной общественной практики: выбор профессионально-этических ориентиров
Статья посвящена выбору профессионально-этических ориентиров в поведении журналистов в условиях рассогласованности системы ценностей. Система ценностей представлена через «высшие ценности», ценности как установки морали и права, а также периферийные ценности, к которым относятся артефакты. На примере анализа откликов на публикации карикатур во французском журнале «Шарли Эбдо» рассмотрена проблема свободы слова и творческой деятельности.
Ключевые слова: мораль; право; свобода; ценности; профессионально-этические регуляторы поведения журналиста.
Прежде чем говорить о выборе журналистами профессионально-этических ориентиров в условиях современной общественной практики, рассмотрим отношения между моралью и правом. В аспекте сказанного важно отметить, что среди практиков журналистики существует расхожее мнение о том, что у журналистов есть потребность в выполнении законов, а
этические кодексы для них не обязательны. Вместе с тем мораль и право в своем историческом развитии не противоречат друг другу, это две универсально значимые системы, которые относительно самостоятельны в жизни общества. Содержание морали непосредственным образом связано с правом. Их соотношение представлено в виде единства, противополож-
ности и взаимодополнимости.
Исторически мораль и право отражали разные аспекты общественных отношений, но они всегда были тесно связаны между собой. Десять христианских заповедей - это, с одной стороны, категория морали, с другой стороны, - основа правовых законов отдельных государств. Древние греки и древние римляне обладали нерасчлененным способом познания мира. Поведение человека оценивалось ими по одной мерке - «право-справедливость». Это выражалось в том, что законы должны быть «хорошими», «справедливыми» и «правильными». Так, например, законопослушание рассматривалось как высшая добродетель и моральный долг гражданина. По мнению Аристотеля, человек, который живет вне закона и права, наихудший из всех людей. Как видим, в период античности нормативного различения морали и права не было, оно стало возможным в средние века. Мораль и право в средневековье уже не являлись синонимами по отношению друг к другу, различаясь как внутренняя и общая области жизни. В общественном сознании произошло осознание этических саморегуляторов: совести, стыда, вины, раскаяния. Мораль и право сохранили свое нравственное значение, но стали основываться на ценностях средневекового общества. Здесь важно отметить, что и в дальнейшем правовые и этические регуляторы жизнедеятельности человека были напрямую связаны с ценностными установками, которые доминировали в обществе в конкретный период времени. Как известно, ценности представляют собой те явления природы и общества, которые полезны, нужны людям в качестве цели или идеала. Мораль и право базируются на системе ценностей. Рассмотрим категории 'этика', 'право', 'ценность'.
Этика - наука, которая формулирует практические требования морали. Профессиональная этика журналиста - «это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста» [3]. Контроль за исполнением этических норм осуществляется самими журналистами «изнутри» через «голос» совести, стыда, унижения, самоосуждение и др. Как полагает Г. В. Лазутина [3], объективное начало профессиональной совести находится в реально существующей зависимости между
внутренним состоянием человека и оценкой его профессионального поведения, критерием которого для окружающих является отношение к профессиональному долгу. Контроль за соблюдением журналистами правил нравственного поведения осуществляется также и «извне», через профессиональные союзы журналистов и общественные организации.
Право - это установленные государством общеобязательные правила, которые регулируют общественные отношения. Для осуществления журналистской деятельности особое значение имеют законы, связанные с функционированием информационной сферы, и отдельные разделы гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права. Источником права выступают также международные договоры и соглашения. Одним из таких документов является «Европейская конвенция о защите прав человека», в которой сказано: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ» [6].
Ценности относятся к сфере духовной практики человека, нравственных исканий и привязанностей. Система ценностей представляет собой важный элемент сознания человека, которая оказывает влияние на формирование как его индивидуальных потребностей, так и потребностей различных социальных групп и общества в целом. Ценности объектов окружающего мира определяются их включенностью в сферу человеческих интересов и различных социальных отношений.
В контексте сказанного представим отдельные положения концепции Г. В. Лазутиной, в которой ценностное поле общества рассмотрено как строение атома, состоящее из «ядра» и «периферии». В «ядре» сосредоточены «вечные ценности», которые на всем протяжении существования человечества сохраняются, и меняется лишь их место в системе ценностных приоритетов. К этим ценностям относятся человеческая жизнь, мир как отсутствие войны, природа и др. Вторую часть ядра ценностей, которые отражают механизмы жизнедеятельности человека, составляют установления морали и права. Они представляют собой продукт человеческой деятельности и обладают определенным потенциалом развития как-то: представления о свободе, о справедливости и
др. Ценности «ядра» выступают для человека основанием его самоидентификации и способствуют целостности и устойчивости существования общества. На периферии «ядра» находятся артефакты. Они служат целям удержания в сознании общества и распространения среди его членов новых смыслов из научной, политической, этической, эстетической жизни. «Ценности периферии оказываются для человека основанием его самоидентификации с той или иной группой, в первую очередь - с нацией, к которой он принадлежит по рождению» [4]. Нация характеризуется как устойчивая общность людей, которые объединены общей территорией, языком, историей, религией, внешними признаками расы и психическим складом, проявляющимся в культуре. Сказанное выше дает нам основание предположить, что ценностное поле общества составляет основу нации как этноса. Этничность базируется на отделении представителей конкретной общности от представителей других общностей на основе различия традиций, верований, национальной истории и др.
Обратившись к различным правовым системам, которые функционируют в разных странах, можно констатировать, что все они основаны на той системе ценностей, которая имеет высокий уровень социальной значимости для людей, относящих себя к данному этносу. Основное отличие между системами права состоит в использовании ими источников права. Романо-германская система исходит из авторитета закона, система англосаксонского права основана на судебном прецеденте, мусульманская правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман - Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий - Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда).
Свод этических предписаний также формировался под влиянием доминирующей в том или ином обществе системы ценностей. В основе гуманистической этики лежит утверждение, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно оценивать их. В авторитарной этике высшей ценностью и целью является не человек, а интересы общества и государства.
Отсюда можно утверждать, что гуманистическая и авторитарная этики отличаются друг от друга в понимании таких категорий, как
'долг', 'достоинство', 'совесть', 'смысл жизни', 'идеал', 'порок', 'добродетель'.
Если для гуманистической этики методом моральной регуляции является свободный выбор человека своей линии поведения, то в авторитарной этике нет места личному выбору, его заменяет внешнее принуждение, которое осуществляется всегда через подчинения.
В контексте сказанного рассмотрим особенности функционирования системы ценностей в российской и западной культурах с тем, чтобы выявить социально одобряемые и социально неодобряемые ценности. С учетом того, что система ценностей, доминирующая в государстве в конкретный период времени, является ярким показателем существующих там национальных приоритетов, которые выражены в правовой системе и в существующих этических нормах. Как известно, ценности представляют собой те явления природы и общества, которые полезны, нужны людям в качестве цели или идеала. Для российского менталитета коллективные ценности исторически превалируют над ценностями индивидуальными. Категории 'долг', 'ответственность', 'честь' рассматриваются чаще всего в контексте общественных отношений: 'священный долг', 'честь мундира', 'социальная ответственность'.
Результаты исследования «Как относятся россияне к ценностям свободы», проведенного Левада-центром в 2012 году, говорят о том, что свобода не является для россиян высшей ценность. В своем большинстве они не рассматривают свободу и другие демократические ценности как решающую характеристику для успешного развития страны. На первом месте стоит порядок и безопасность. Подавляющее большинство граждан России чувствуют себя по-прежнему незащищенными, зависящими от государственных структур. Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что в российском массовом сознании присутствует два взаимоисключающих явления: «свобода как ограничение свободы индивида» и «полная свобода индивида как снятие любых ограничений». В то время как подлинная свобода всегда сопряжена с ответственностью. «Свобода как возможность выбора в рамках необходимости, как возможности творческого использования закономерностей общественной жизни в интересах народа, в целях реализации общечеловеческих ценностей» [7].
По мнению Е. П. Прохорова, концепция полной свободы печати, которая сформирова-
лась в XVII веке и стала одним из основных требований революционно-демократических сил, скоро обнаружила противоречия. По мере развития гражданского общества возникла необходимость в правовом регулировании деятельности журналистов, что привело к формированию концепции ответственной свободы СМИ. В западных странах, несмотря на конституционный запрет на ограничение свободы печати и слова, существует множество правовых актов и этических норм, определяющих границы свободы слова. «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт гражданских и политических правах», «Стамбульская хартия европейской безопасности» и др. В этих и других правовых документах говорится о том, что свобода выражения мнения признается одним из важнейших прав человека.
«Свобода выражения мнения имеет основополагающее значение для функционирования демократии, является необходимым условием осуществления других прав, и сама по себе представляет неотъемлемое человеческое достоинство» [8].
В аспекте поставленного вопроса рассмотрим подходы к соблюдению журналистами правовых и этических норм, обратившись к парижским событиям, связанным с публикацией в сатирическом журнале карикатур на мусульманского пророка. Французские журналисты журнала «Шарли Эбдо» нарисовали карикатуру на пророка Мухаммеда, которая вызвала разную реакцию как в обществе в целом, так и в журналистском сообществе. В повестку дня встал вопрос об этике журналистов.
В контексте сказанного отметим, что профессиональная этика является частью общей этики. В ней заложены основы профессиональной морали и профессиональной нравственности, которые регулируют поведение журналиста. Как было сказано выше, правовые системы, основанные на определенных ценностях, подчеркивают обязанность человека поступать определенным образом и подразумевают санкции за нарушение норм. В этических предписаниях ценность предлагает общий ориентир и помогает человеку сделать свой личный выбор. Но журналистика - это деятельность повышенной социальной ответственности, поэтому стандарты профессионального поведения могут быть едиными для журналистов разных стран и народов с некоторыми оговорками на их национальные и государственные особенности.
Так, например, свобода слова, которая является для граждан европейских государств высшей ценностью, может быть ограничена. Согласно «Европейской конвенции по правам человека», осуществление свобод, поскольку оно связано с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия [6]. Однако «Шарли Эбдо» неоднократно публиковал карикатуры на пророка Мухаммеда, но действия редакции не были никак ограничены в целях предотвращения беспорядков. Это говорит о том, что декларации, конвенции, этические кодексы только ориентируют журналистов и издателей, помогая им представить границы дозволенного. Реальное поведение журналистов зависит прежде всего от политического строя, правовой системы и общественных отношений, господствующих в обществе.
Реакция на события в Париже вызвала разные отклики как во всем мире, так и в российском медийном пространстве, что говорит о том, что нравственная оценка на то или иное событие всегда основана на тех ценностях, которые помогают человеку занять определенную позицию.
Так, российский политик Сергей Митрохин считает, что систематическая публикация карикатур на Мухаммеда мотивируется защитой либеральных ценностей - свободы слова, самовыражения, но в ее отстаивании нужно избегать излишней прямолинейности. По его мнению, ценность свободы в либерализме никогда не отождествлялась с императивом «делай все, что хочешь». «Я не сторонник введения наказания за такие вещи, как карикатуры на Мухаммеда. Я вообще сейчас не о законах говорю, а о ценностях. И вывод состоит в том, что не отстаивали карикатуристы из "Шарли Эбдо" в полном объеме европейские ценности. Они сделали совершенно другое: провели эксперимент по гипертрофированному отстаиванию одних европейских ценностей в ущерб других» [5].
По мнению журналистки Евгении Альбац, во Франции существует особая традиция карикатуры, она ведет отсчет со времен Великой Французской революции. Карикатура - это тот символ, который позволил французам очень болезненно, очень тяжело отказаться от абсо-
лютной монархии, перейти к республике. «Это важнейшая вещь не только для Франции, но и для Европы, которая так тяжело расставалась с идеями абсолютизма и абсолютистской монархии. Свобода, равенство, братство - это слоганы Французской революции. Это важнейшая самоидентификация тех французов, кто придерживается идеи республики» [1].
Оценки на публикацию карикатур во французской прессе восходят к разному пониманию свободы, которые представлены сегодня в информационном пространстве России. Что, на наш взгляд, не является фактором целостности и ценностной устойчивости российского общества. Неоднозначная реакция, прозвучавшая в отечественных СМИ на публикацию во французском журнале, не может быть рассмотрена как исключение из общего правила. Карикатуры на пророка Мухаммеда разделили людей, проживающих в разных странах, представления которых о допустимости подобных публикаций во многом базируются на тех ценностях, которые превалируют в их сознании и соотносятся с существующей в конкретной стране системой права и характером этических нормативов.
Карикатуры, опубликованные в журнале «Шарли Эбдо» на пророка, высветили еще одну важную проблему общественной практики - интерпретации артефакта. Здесь важно отметить, что карикатура - это сатирический или юмористический рисунок, цель которого - критически отобразить какие-то социальные, общественно-политические явления жизни. Для восприятия карикатуры нужна способность мыслить абстрактно, что, по мнению карикатуриста Андрея Бильжо, затрудняет ее целостное восприятие. Карикатурист часто использует в карикатурах символы, образы из мифов, легенд, классической литературы, религии. «Художник не ставит перед собой цели эти образы очернить или осквернить. Цель другая. С помощью этих образов показать, обнажить, высмеять земные, человеческие пороки. Показать, что вера, для некоторых, - прикрытие чего-то неблаговидного; что вера, для некоторых, - ложь и пафос; что вера для некоторых, - мода; что вера, для некоторых, - лазейка. Для некоторых, я подчеркиваю» [2].
Артефакты как культурная ценность служат фактором развития человечества, взаимообогащения, формирования усложненного видения мира. Артефакт - продукт творческой деятельности, и поэтому он рождается в свободном
пространстве. Как известно, любой запрет на свободу творчества приводит к оскудению творческой мысли творца.
Сегодня часто звучат утверждения о том, что свобода творчества возможна, если деяния художника не ущемляют или не нарушают чувства людей. Но, как известно, чувства сложно регламентировать правом, это сугубо этическая категория, по Канту, «нравственный закон», который внутри пишущего и говорящего. Несмотря на этический характер проблемы творчества карикатуриста, его действия регламентируется также с позиции права. В контексте свободы выражения мнения и идей важное место занимает «Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации», принятая в 2004 году на заседании Комитета министров Совета Европы. В ней говориться: «Юмор и сатира, охраняемые статьей 10 Конвенции, допускает высокую степень преувеличения, даже провокации, при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела» [8].
В аспекте обсуждения вопроса о том, стоило ли публиковать карикатуры в журнале «Шарли Эбдо», как российское, так и западное общество столкнулось с необходимостью по-новому посмотреть на проблему функционирования системы ценности в условиях современной мульти-культурной цивилизации. Это в первую очередь касается осмысления проблемы свободы слова, устоев морали норм права, границ свободы творчества. Что касается журналистской этики, то трагическая ситуация в Париже, закончившаяся гибелью журналистов, ставит нас перед необходимостью ответить на следующие вопросы.
- Нужно ли обдумывать свои действия и соотносить их с текущими обстоятельствами в жизни, в политике, в культуре?
- Как быть со свободой слова, когда она ведет к очередному витку напряженности?
- Является ли свобода слова высшим приоритетом в иерархии системы ценностей?
Эти вопросы требуют отдельного исследования.
Список литературы
1. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для вузов / Г. В. Лазутина. М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста: учеб. для вузов / Г. В. Лазутина. М.: Аспект Пресс, 2013.
3. Лазутина, Г. В. Участие журналистики в организации ценностных отношений общества: возможности и задачи / Г. В. Лазутина // Массмедиа и ценностные отношения общества. М.: Медиамир, 2013.
4. Применение Европейской конвенции о защите прав человека в судах России. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
5. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов / Е. П. Прохоров. 7-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.
6. Рихтер, А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики / А. Г. Рихтер. М., 2011.
7. Бильжо, А. Больные карикатурой [Электронный ресурс] / А. Бильжо. URL: http:// echo.msk.ru/blog/bilzho/1475014-echo/.
8. Особое мнение: Евгения Альбац [Электронный ресурс]. URL: http://echo.msk.ru/ programs/personalno/1472488-echo/.
9. Дымарский, В. В иерархии ценностей свобода и демократия на Западе находятся намного выше, чем у нас [Электронный ресурс] / В. Дымарский. URL: https://openrussia.org/post/ view/1962/.
10. Митрохин, С. Бумеранг от Шарли [Электронный ресурс] / С. Митрохин. URL: http://echo.msk.ru/blog/sergei_mitrohin/.
Распопова Светлана Сергеевна - профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова.
ccpmiass@mail.ru
Raspopovа S. S., professor of the Department of Journalism and Mass Communications of the Moscow State University named after Ivan Fyodorov printing. ccpmiass@mail.ru
journalists in the conditions of modern social practice: select pofessionalno-ethical orintirov
The article is dedicated range of professional and ethical guidelines in the conduct of journalists in mismatch values. The system of values represented by the "higher value" value as the installation of morality and law, as well as peripheral values, which include artifacts. An analysis of responses to the publication of cartoons in a French magazine "Charles Ebdo" the problem of freedom of speech and creative activities.
Keywords: morality; law; freedom; values; professional and ethical behavior regulators journalist.
References
1. Lazutina, G. V. (2001) Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista: uchebnik dlya vuzov [=Fundamentals of creative activity of journalists. Textbook for high schools], Aspekt Press, Moscow (in Russ.).
2. Lazutina, G. V. (2013) Professional'naya etika zhurnalista: uchebnik dlya vuzov [Professional ethics ofjournalists. Textbook for high schools], Aspekt Press, Moscow (in Russ.).
3. Lazutina, G. V. Uchastiye zhurnalistiki v organizatsii tsennostnykh otnosheniy obshchestva: vozmozhnosti i zadachi [=Participation in journalism organization valuable relations of society: Opportunities and Challenges], in: Massmedia i tsennostnyye otnosheniya obshchestva [=Mass Media and valuable relations of society], Mediamir, Moscow (in Russ).
4. Primeneniye Yevropeyskoy konventsii o zashchite prav cheloveka v sudakh Rossii [=Application of the European Convention on Human Rights in the Russian courts] (2006) Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, Yekaterinburg (in Russ.).
5. Prokhorov, Ye. P. (2009) Vvedeniye v teoriyu zhurnalistiki: uchebnik dlya studentov vuzov [=Introduction to the theory of journalism. A textbook for university students], Aspekt Press, Moscow (in Russ.).
6. Rikhter, A. G. (2011) Mezhdunarodnyye standarty i zarubezhnaya praktika regulirovaniya zhurnalistiki ^International standards and international practice of journalism regulation], Moscow (in Russ.).
7. Bil'zho, A. Bol'nyye karikaturoy [=Crazy with caricatures], available at: http://echo.msk.ru/blog/ bilzho/1475014-echo/, accessed 19.01.2015 (in Russ.).
8. Osoboye mneniye: Yevgeniya Al'bats [=Special opinion: Eugeny Albatz], available at: http://echo. msk.ru/programs/personalno/1472488-echo/, accessed 19.01.2015 (in Russ.).
9. Dymarskiy, V. Viyerarkhii tsennostey svoboda i demokratiya na Zapade nakhodyatsya namnogo vyshe, chem u nas [=In the hierarchy of values of freedom and democracy in the West are much higher than ours.], available at: https://openrussia.org/post/view/1962/, accessed 19.01.2015 (in Russ.).
10. Mitrokhin, S. Bumerang ot Sharli [=Boomerang from Charlie], available at: http://echo.msk.ru/ blog/sergei_mitrohin/, accessed 19.01.2015 (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 400-406.
УДК 070(470.55) + 271.2
Н. В. Сальникова
любовь и семья как нравственные доминанты уральской церковной периодики
Представлены результаты контент-анализа региональной церковной периодики, в ходе которого на лексическом уровне определены контекстуальные аксиологические доминанты - 'любовь' и 'семья'. Автор рассматривает методы популяризации данных общечеловеческих ценностей среди мирян. Описанный опыт православных авторов может быть востребован и светскими журналистами, от деятельности которых во многом зависит нравственное состояние российского общества в целом.
Ключевые слова: журналистика; церковные СМИ; Уральский Федеральный округ; Русская православная церковь; ценности; нравственность; любовь; семья; жанр.
Аксиосфера медиапродукта - ключевой пункт при изучении эффективности современных религиозных СМИ, определения их места в общей журналистской системе России. По определению профессора И. В. Ерофеевой, ак-сиосфера медиатекста «есть относительно самостоятельная виртуальная сфера общего ме-диатекста, аккумулирующая систему духовно-нравственных ценностей (которое репрезенту-ет, формулирует и пропагандирует в обществе институт СМИ) и обладающая определенной совокупностью жанровых, семантических и структурных компонентов. Текст СМИ при этом выступает как способ хранения, передачи и трансформации ценностей» [4. С. 28-29].
В ходе исследования были изучены 17 наименований печатных церковных СМИ Урала за период 2008-2014 годов. Общее количество -360 номеров. Это официально зарегистрированные епархиальные издания региона, выходящие тиражом от 1000 до 30000 экземпляров, также имеющие электронную версию в сети Интернет. Эмпирику дополнили и малотираж-
ные приходские издания и церковные СМИ, выходящие при содействии различных православных организаций (молодежные, светские профессиональные объединения и т. п.). Выбор временных приоритетов обусловлен периодом структурного разделения епархий региона, увеличения их количества и, как следствие, временем формирования целого ряда новой местной печатной религиозной продукции, дополненной актуализированной дореволюционной системой епархиальной периодики.
В настоящее время на территории Уральского Федерального округа насчитывается 82 официальных церковных СМИ (не считая интернет-сайтов, а также тематических приложений, рубрик и программ в местном светском медиаконтенте), и с каждым годом их количество продолжает увеличиваться. Происходит это по большей части за счет освоения Церковью сети Интернет, а также вследствие возрождения традиций выпуска церковной периодики. Православный теле-, радиоконтент из-за своей трудоемкости, затратности