вышения квалификации учителей в региональных центрах повышения квалификации педагогических работников (ИПК и др.). Школьные учителя по предмету «Православная культура» минимально должны иметь общую образовательную подготовку по содержанию предметной области (в настоящее время адекватно представленной Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура»), а также знать содержание всех основных используемых в практике УМК и пособий.
7. Определение перечней субъектов Российской Федерации (с их согласия) для участия в поэтапном, по учебным годам, включении преподавания учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области БУП «Духовно-нравственная культура» в образовательный процесс.
Планирование и реализация работ ведутся совместно с регионами в период не менее 4—5 лет по этапам: 1) не более 5—7 регионов с уже развитой практикой изучения православной культуры; 2) 20—25 регионов; 3) 40—50 регионов; 4) все субъекты Российской Федерации.
Реализация всех действий и мероприятий на основе положений данной Концепции на всех уровнях должна осуществляться открыто и гласно, при широком участии педагогической и родительской общественности и контроле институтов гражданского общества.
Авторский коллектив: прот. Борис Даниленко, Метлик И.В.,
Петракова Т.И., прот. Виктор Дорофеев, иерей Сергий Рыбаков, Гладких Л.П.,
Меньшиков В.М., Понкин И.В., Рыжова Т.В., Слободчиков В.И., Склярова Т.В., Скоробогатов В.Д., Хребтова А.И., Янушкявичене О.Л. и др.
Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви
от 27 декабря 2007 года № 147
В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА
СЛУШАЛИ:
Доклад Управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Калужского и Боровского Климента о состоявшейся 20—21 декабря с. г. в г. Калуге конференции: «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».
Справка:
| В ноябре 2007 года в Российской Федерации вступили в силу изменения, I внесенные в закон «Об образовании», а также в закон «О высшем и послевузов-| ском профессиональном образовании», касающиеся понятия и структуры госу-| дарственного образовательного стандарта.
| В результате чего с 1 сентября 2009 г. не будет в системе среднего образования | регионального и школьного компонента, в рамках которого многие регионы Рос-
сии осуществляли преподавание предмета, знакомящего учащихся с религиознонравственными основами православной культуры.
1 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, а также Священный
1 Синод Русской Православной Церкви неоднократно выражали свою озабоченность тем, что с принятием указанных изменений и упразднением регионального | и школьного компонента будет утрачена возможность приобщения учащихся государственных средних учебных заведений к духовным традициям своего народа | в курсе общеобразовательной программы.
1 20—21 декабря 2007 года в г. Калуге по инициативе Министерства образова-
1 ния и науки РФ прошла конференция: «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».
| В конференции приняли участие: Министр образования и науки Российской
I Федерации Андрей Фурсенко, ответственные сотрудники Минобрнауки России, I представители епископата и духовенства Русской Православной Церкви из 48 | епархий, руководители и сотрудники отделов и департаментов образования субъ-1 ектов Российской Федерации и педагоги из разных субъектов Российской Федерации. Общее число участников конференции превысило 400 человек.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил к организаторам и гостям форума свое обращение, в котором выразил надежду, «что труды участников настоящей конференции станут заметным шагом на пути созидания условий для формирования образовательной среды, учитывающей мировоззренческую позицию школьников и пребывающей во взаимном согласии с духовными нормами, привитыми в семье».
| На первом пленарном заседании с докладом выступили Министр образо-
| вания и науки А. А. Фурсенко, губернатор Калужской области А. Д. Артамонов, | Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент. Всего в рамках работы конференции было сделано 22 доклада 1 и сообщения, в том числе представителями Русской Православной Церкви — 10.
1 По итогам работы конференции был выработан итоговый документ (Резолю-
| ция) принятый единогласно всеми участниками конференции, содержащий рекомендации по совершенствованию нормативной базы школьного образования.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Считать необходимым введение в программу среднего школьного образования предмета, знакомящего учащихся с основами православной культуры в рамках новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».
2. Выразить удовлетворение проведенной работой организаторов и участников форума и одобрить резолюцию конференции.
3. Призвать епархиальных Преосвященных архипастырей на территории Российской Федерации к взаимодействию с органами управления образованием в субъектах Российской Федерации по вопросам преподавания курсов православной культуры в государственной и муниципальной системах общего образования на основе:
1) Резолюции конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20—21 декабря 2007 г.);
2) «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
4. Разослать упомянутые выше материалы по епархиям Российской Федерации с сопроводительным информационным письмом1.
29 декабря 2007 г. в Московском Патриархате выступили с разъяснениями сути предложенной Концепции и призвали журналистов корректно освещать тему перспектив введения в учебный план школ новой образовательной области «Духовно-нравственная культура»: «В некоторых СМИ прошла информация, что предложения Русской Православной Церкви заключаются в том, чтобы ввести в обязательную школьную программу учебный предмет «Духовно-нравственная культура», составной частью которого должен быть курс православной культуры», — заявил порталу «Интерфакс-Религия» официальный представитель Церкви в рабочей группе Минобрнауки РФ по проблемам изучения истории и культуры религии (православия) в школе протоиерей Борис Даниленко. Также, по его словам, сообщалось, что Церковь якобы поддерживает введение в школах «обязательного учебного предмета «Духовно-нравственная культура».
«Эти сообщения не соответствуют действительности», — подчеркнул протоиерей Борис Даниленко. Предложения Русской Православной Церкви и материалы к соответствующей Концепции, «не предполагают введения какого-либо единого, общего для всех российских школьников учебного предмета под названием «Духовно-нравственная культура» или под иным другим названием».
«Равно и введения каких-то “кассетных курсов”, которые бы сочетали учебный материал для общего изучения всеми учащимися и конфессиональные разделы для учащихся из семей, придерживающихся различных мировоззренческих традиций», — отметил протоиерей Борис Даниленко.
Он подчеркнул, что «Духовно-нравственная культура» — это название «не учебного предмета, а области, раздела, части в учебном плане, в составе которой должны преподаваться ряд учебных предметов по выбору семьи учащегося и его самого с определенного возраста».
Одним из таких учебных предметов должен быть предмет «Православная культура», включающий ряд учебных курсов по разным годам и ступеням обучения.
«Другими предметами в этой же новой области учебного плана могут быть предмет нерелигиозного этико-культурологического содержания («Этика») и учебные предметы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма и других
1 Адрес официальной публикации: http://www.patriarchia.ru/db/text/343719.html
религий, на изучение которых имеется образовательный запрос от населения, граждан», — пояснил протоиерей Борис Даниленко.
По его словам, отличие этой новой области школьного учебного плана от уже имеющихся областей, которые включают учебные предметы определенной сферы знаний (филология, естествознание и др.), состоит в том, что «в этих областях все предметы обязательны для изучения, а в новой, предлагаемой, области выбирается для изучения один из предметов».
В соответствии с решениями конференции на основе этой Концепции Российская академия образования должна будет организовать работу по подготовке необходимых материалов для поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях преподавания православной культуры и аналогичных учебных курсов духовно-нравственного содержания2.
2 Православие.ш