Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2008. Вып. 1(8) С. 127-132
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента
Глубокочтимый Андрей Александрович!
Уважаемые представители государственной власти, всечестные отцы,
досточтимые представители педагогического сообщества,
дорогие участники конференции!
Перед нами сегодня стоит важная задача — обсудить и наметить подходы к организации духовно-нравственного воспитания детей в российской школе с учетом ведущейся работы по созданию нового поколения государственных образовательных стандартов. Иначе говоря — это серьезнейший вопрос о перспективах духовно-нравственного образования в российской школе, которое православные люди не отделяют от изучения их детьми, школьниками, своей религиозной традиции — основ православной культуры.
Для нас имеет важнейшее значение: как эта практика — преподавание курсов православной культуры в большинстве регионов России будет предусмотрена, учтена и развита в новых условиях деятельности школы при реализации новых положений закона.
Прежде всего надо подчеркнуть особо — в отношении изучения православной культуры в российской школе Церковь отстаивает интересы не клириков, служителей Церкви (хотя у многих из них тоже есть дети, учащиеся в школах, и об этом тоже надо помнить). Церковь здесь представляет интересы всего православного сообщества страны. Ведь Церковь — это не только священнослужители. Церковь — это весь православный народ. Об этом следует помнить, дабы избежать манипулирования заявлениями о «вторжении» Церкви в светскую школу или о «клерикализации» российской школы.
После периода государственного атеизма начался естественный процесс возвращения народа к вере своих отцов, что в свою очередь, безусловно, ведет и к изменению образовательных потребностей россиян. Православное сообщество России (как и другие религиозные общины) вполне законно и закономерно заявляет сегодня о праве учить детей своим традициям, обычаям, культуре в общедоступной российской школе, поскольку школа, обучая детей, выполняет образовательный заказ родителей.
Уже не раз говорилось о том, что образование играет особую роль в духовнонравственном возрождении России. Это уникальная сфера жизни народа, общества, где соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, за-
рождается и формируется облик современного человека. Именно здесь, на наш взгляд, необходимо объединение усилий государства, Церкви и общества вокруг центральной темы: образование для будущего России.
При этом мы должны помнить, что обучение не может осуществляться в отрыве от воспитания. Обучение и воспитание — это две составляющие одного процесса. Ведь очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает. В общем, школа должна подготовить ребенка к жизни. И православным родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении курса православной культуры, а также расширении знаний о культурных корнях Православия в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.
Слава Богу, мы пережили ту эпоху, когда школа выполняла заказ атеистического государства перевоспитывать ребенка из религиозных семей. Каждый народ имеет свою культурную и духовную самобытность, и его будущее зависит от того, насколько он сохранит связь со своим нематериал ьным наследием, утрата которого приводит к исчезновению народа как самобытной нации. Наша культурная и духовная самобытность — в Православии.
Поэтому дать школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, — это задача, которую призвана решать современная российская школа, откликаясь на запрос российской семьи, граждан России.
В связи с необходимостью ее практического решения еще в 2006 году мы направили в Министерство образования и науки свои «Предложения о перспективах изучения предмета “Православная культура” в российской школе». К сожалению, тогда мы не получили на них положительного ответа. В этом году1, буквально месяц назад, мы вновь направили в Министерство образования предложения в форме «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета “Православная культура”». Более того: мы предложили введение новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», частью которого и призван стать указанный курс. Концепция разработана группой церковных и светских специалистов на основе упомянутых выше «Предложений...» (от 2006 г.) и представляет солидарное мнение Русской Православной Церкви, православного сообщества по вопросу перспектив изучения православной культуры в российской школе.
Необходимость направления этой Концепции была вызвана еще и тем, что при ее обсуждении в совместной с Министерством образования и науки рабочей группе, потребовалось уточнение позиции Церкви по ключевым вопросам. Это приобрело особую актуальность после появления в СМИ информации о том, что Церковь может отказаться от поддержки предмета «Православная культура», «Основы православной культуры» в пользу какого-то единого для всех учащихся
1 2007 г.
предмета «Духовно-нравственная культура», где будут изучаться все религии и мировоззрения. Следует четко и ясно указать, что Русская Православная Церковь никогда официально этого не утверждала.
Основные положения Концепции, направленной в Министерство образования и науки, были недвусмысленно изложены в заявлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На прошлогодних Рождественских чтениях Святейший Патриарх сказал: «Мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, могли знать основы своей религии». О том же самом говорилось и на всех предыдущих Чтениях.
Выступая на сессии ПАСЕ 2 октября 2007 г., Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в основе межрелигиозного диалога должно быть уважение к целостности вероучения, к традиции, к образу жизни друг друга, а не «смешение вер». В самом последнем по времени Заявлении Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования от 6 ноября 2007 года, в частности, указывается: «На основании многолетней практики преподавания Основ культуры Православия и других традиционных религий в разных регионах России с уверенностью можем свидетельствовать о положительном воздействии этого предмета на духовное и нравственное состояние школьников. Мы уверены, что дети из верующих семей не должны быть лишены законной возможности изучения своей религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и неверующие — основ нерелигиозной этики. Такое право предусматривается как российским законодательством, так и международно-правовыми договорами, участницей которых является Россия».
В документе также говорится, что в настоящих условиях доступность в реализации такого права возможна, только если преподавание будет проходить в государственной общеобразовательной школе, так как она является единственным общедоступным учебным заведением в России, и при включении таких занятий в основную сетку часов. Это нисколько не противоречит принципу светскости государства и образования. Свидетельством чему служит богатый опыт многих европейских стран, в которых учащиеся беспрепятственно обучаются своей религиозной традиции в государственной школе.
При этом мы всегда были убеждены в том, что преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей с возможностью выбора альтернативной дисциплины.
Поддержку и понимание этой позиции мы видим и со стороны государственной власти.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своей речи 19 ноября 2007 г. на торжествах по случаю 90-летия восстановления Патриаршества заявил: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии». При этом Президент отметил, что в муниципальных школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других. «Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить на-
копленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов...». Таким образом, преподавание в школах конфессионально ориентированных учебных предметов, религиозной культуры, традиций народов России на добровольной основе ясно и недвусмысленно поддержано и Президентом РФ.
Соответственно, можно говорить, что существует совпадение понимания высшей государственной властью и Русской Православной Церковью необходимости присутствия в школьной программе учебного предмета, раскрывающего духовные основания нашей культуры. Тем не менее мы вынуждены подробно, иногда детально, объяснять свою точку зрения, поскольку возникают непонимание, иногда искусственно созданные недоумения, порождающие разногласия не только в педагогической среде, но и в обществе в целом. Здесь, несомненно, требуются разъяснения. Для этого вернемся к другим предлагаемым моделям духовно-нравственного образования и поясним, почему они не могут быть приняты.
Идея единого для всех школьников учебного курса по духовно-нравственной культуре неприемлема по ряду причин. Каждой из этих причин по отдельности достаточно, чтобы говорить о невозможности такого курса.
Этот курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре Православия с тем, чтобы информация по другим религиям была включена в виде отдельных материалов. Такой подход может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям, и стать основанием для напряженности в наших отношениях. Если же такой курс будет представлять все религии, то есть фактически быть просто энциклопедией о российских религиях, он не сможет решить поставленную задачу духовно-нравственного воспитания школьников.
В лучшем случае, дети просто будут получать дополнительные знания о религиях, что, как уже выше было сказано, вполне можно делать и на уроках по истории, обществоведению, искусству. А в действительности следствием такой мировоззренческой «всеядности» может быть воспитание индифферентности к вопросам духовной жизни и нравственного релятивизма, относительности всех норм морали. Еще одно возражение может прийти от нерелигиозной части общества. Они скажут: а мы что — бездуховные и безнравственные?
Наконец, давайте еще раз вспомним о семье, о родителях учащихся. Мы не можем делать их заложниками теоретических изысканий ученых, религиоведов, философов, обществоведов, да и не имеем на это права. Существенная часть российских семей мировоззренчески определилась. Если в Калужской области (и многих других субъектах Российской Федерации, которые традиционно являются православными) более 90% детей родители приносят крестить в православный храм, то тем самым они свидетельствуют о своем выборе: они желают, чтобы их дети воспитывались в православной традиции. И почему школа должна навязывать им другие религиозные убеждения и решать за них, какое духовнонравственное воспитание им получать? Принеся ребенка в храм крестить, они свидетельствуют о своем выборе.
Надо сказать и еще об одном встречающемся возражении: изучение разных религий в разных группах школьников может «разделить» учеников, детей.
Если где-то в Поволжье, в Москве, на Урале или в любом другом регионе России один или два часа в неделю школьник будет ходить на урок православной культуры, а его товарищ на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться или дружить. Они также вместе будут играть в футбол, ходить в походы и вообще жить общим кругом детских интересов. И каждый ребенок будет осознавать при этом не только единство общечеловеческих ценностей, но и важность того, что он православный и должен знать свою веру и культуру, а его сосед по парте имеет право знать свою веру и жить по ее нормам. Они будут привыкать уважать культурные особенности своих семей, народов. И все это будет в единой российской государственно-общественной школе, не разделяя ее по национальным и конфессиональным «квартирам», к чему в ином случае мы можем прийти. И уже приходим там, где создаются такие национальные школы.
В прошлом году, получив обращение от Министерства образования и науки, Общественная палата Российской Федерации рассматривала все эти вопросы с участием представителей российских конфессий, ученых, сторонников нерелигиозных взглядов. И выработала Рекомендации Министерству.
В соответствии с этими Рекомендациями мы теперь предлагаем Министерству образования следующую принципиальную концепцию решения проблемы: включение в школьный учебный план предмета «Православная культура» наряду с предметами по истории и культуре других российских религий, на изучение которых есть образовательный запрос, и курсом этики для нерелигиозной части общества по выбору. Эти предметы составят новую область, раздел в учебном плане с рабочим названием «Духовно-нравственная культура».
Никакого увеличения нагрузки на школьников или сокращения часов на изучение других основных школьных предметов это не потребует — будут использованы часы тех самых регионального и школьного компонентов. Это та самая учебная нагрузка, которая до сих пор используется для изучения всех учебных курсов по истории и культуре религий. Эти два часа в неделю просто вводятся в базовый учебный план на протяжении всех лет обучения в школе.
Предлагаемая модель — вполне ясная, понятная, открытая, учитывающая интересы всех. Она полностью соответствует демократическим ценностям и нормам, исключает конфликты и взаимные подозрения. Также очень важно отметить: она может быть реализована на единой основе по всей России, во всех субъектах Российской Федерации. Это будет реально укреплять единство образовательного пространства в нашей стране, а значит и единство Российского государства. Будет способствовать соблюдению равноправия всех людей, российских граждан, их детей вне зависимости от региона проживания.
Бесспорно, что введение предложенной нами модели, представленной Концепции, потребует времени и серьезной работы. Но если мы берем ее за основу — а цель нашего заседания именно в том, чтобы определиться с путем, по которому мы пойдем, — мы получаем ясную перспективу.
Завершая свой доклад, еще раз отмечу следующее. Попытки измыслить некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на
размытой мировоззренческой основе — это путь в никуда. Общие гражданские ценности, патриотизм школа должна воспитывать у детей, и она их воспитывает при изучении основных гуманитарных предметов — истории, обществоз-нания, литературы и так далее. Делать это надо лучше, никто с этим не спорит, но не за счет размывания различий между религиями, верующими и неверующими.
Призываю всех участников конференции к активной работе, в результате которой желательно, чтобы мы приняли согласованное решение. Уверен, что такое решение будет в интересах всех, кто болеет душой за наше будущее, за будущее детей и молодежи в нашем обществе, за нашу общую страну и государство.
Хотелось бы также верить, что и все имевшиеся до сих пор препятствия на пути развития духовно-нравственного образования в российской школе мы с Божьей помощью успешно преодолеем.
Благодарю за внимание!
Калуга, 20 декабря 2007г.