Научная статья на тему 'Проблема стандартов общего образования, или быть или не быть в российской школе православной культуре'

Проблема стандартов общего образования, или быть или не быть в российской школе православной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петракова Т. И.

Статья представляет собой развернутый обзор выступлений (с добавлением авторского комментария) на круглом столе, прошедшем в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений в Российской академии образования в феврале 2009 г. и посвященном актуальной проблеме, обсуждению нового государственного стандарта общего образования. Публикация содержит итоги обсуждения данного вопроса в епархиях Русской Православной Церкви, прошедшего по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема стандартов общего образования, или быть или не быть в российской школе православной культуре»

Выступая на открытии XVII Международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя 15 февраля 2009 г., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что за годы своего существования Чтения «стали представительным общецерковным форумом, удачно сочетающим в себе научно-образовательные конференции, круглые столы, практические семинары, многоразличные формы братского общения. ...Тематика и проблематика Чтений охватывает практически все, что волнует сегодня Церковь и общество». Не случайна и тема, избранная в этом году, — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Ведь «у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта», — подчеркнул Патриарх Кирилл.

Немалую роль в деле духовно-нравственного возрождения российской нации призвана играть Русская Православная Церковь, т.к. в духовной сокровищнице православия таится неисчерпаемый источник силы. И не нужно бояться того, что религиозная, нравственная и образовательная мотивация накрепко взаимосвязаны в сознании большей части российских граждан, полагает Святейший. Но он также подчеркнул, что Православная Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников.

Однако в России объективно возрастает число регионов и общеобразовательных учреждений в них, выбравших в качестве учебного предмета «Основы православной культуры». Эта практика, очевидно, востребована учащимися и их родителями, заключаются договора епархий с органами управления образованием, совместно готовятся учителя, выходят учебные пособия. Наконец, начато очень важное дело: в нынешнем учебном году тысячи учащихся приняли участие в Первой Всероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры: приказом министра образования и науки она утверждена в перечне предметных олимпиад! «Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена, — отметил в заключение Патриарх. — Раз вкусив доброго плода, человек уже не откажется от него — так, школьники, изучающие основы православной культуры, и их родители не согласятся с тем, чтобы их лишили такой возможности. Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт». Такая работа уже активно идет. Не случайно уже в день открытия XVII Рождественских образовательных чтений Патриарх Кирилл торжественно поздравил и наградил ряд православных педагогов из различных регионов России премиями и дипломами Всероссийского этапа Конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» (см. список награжденных вруб-рике «Хроника»).

Святейший в своем выступлении неоднократно подчеркивал, что требуется диалог и сотрудничество служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры в области образования, воспитания молодого поколения. Вот почему столь продуктивно, заинтересованно шла работа на одном из круглых столов в рамках Рождественских чтений — о создании государственных стандартов общего образования нового поколения. Не обошлось и без жарких дискуссий, критических высказываний в адрес разработчиков этого Проекта. Ниже мы предлагаем материалы круглого стола, подготовленные его активным участником, доктором педагогических наук Татьяной Ивановной Петраковой.

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 2 (13). С. 8-27

Проблема стандартов общего образования, или Быть или не быть в российской школе

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ Т. И. Петракова

Статья представляет собой развернутый обзор выступлений (с добавлением авторского комментария) на круглом столе, прошедшем в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений в Российской академии образования в феврале 2009 г. и посвященном актуальной проблеме, — обсуждению нового государственного стандарта общего образования. Публикация содержит итоги обсуждения данного вопроса в епархиях Русской Православной Церкви, прошедшего по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II.

Рождественские чтения этого года прошли позднее, чем обычно: они открылась в праздник Сретения Господня. Это обстоятельство наложило особый отпечаток на то, что на них делалось и говорилось. Сретение, в переосмысленном виде, это праздник встречи: с храмом, со святыней, с Богом. Для российской школы такая жизненно необходимая встреча может и должна быть в рамках учебного предмета «Православная культура». «Битва» сторонников и противников этой дисциплины не утихает ни на минуту. Какие новые аргументы были выдвинуты сторонниками православной культуры? Какое «приращение» для решения этого вопроса дали прошедшие Чтения? Попробуем ответить на эти вопросы.

К настоящему времени ситуация с преподаванием учебного предмета «Православная культура» (курсы ОПК и т.п.) сложилась непростая. После законодательной отмены национально-регионального и школьного компонентов учебного плана в декабре 2007 г. возможности преподавания курсов православной культуры по решению субъектов Федерации и самих школ сокращаются. Задавая содержание общего образования через Федеральной государственный образовательный стандарт (ФГОС), разработчики проекта нового стандарта в своих планах пока фактически игнорируют этот предмет (см. сайт «Новый стандарт общего образования»), ставший за более чем 10 лет преподавания неотъемлемой и существенной частью школьной практики.

В этих обстоятельствах, когда нависла реальная угроза самому существованию этой дисциплины, Русская Православная Церковь предложила вариант, ко-

торый помог бы сохранить и развить накопленный регионами бесценный опыт, давший положительный результат. Группой церковных и светских специалистов по заданию Московской Патриархии была разработана «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». В Концепции предлагается ввести новую образовательную область (группу предметов «одного плана») с условным названием «Духовно-нравственная культура». В рамках этой области можно было бы, наряду с другими предметами по основам традиционных религий России и нерелигиозной этикой, вести и преподавание «Православной культуры». Выбор предмета на принципах добровольности (основ православной, или мусульманской, или иудейской, или буддийской культуры, или безре-лигиозной светской этики) останется за семьей учащегося, а школа, совместно с религиозной организацией, должна будет обеспечить преподавание соответствующей дисциплины.

Эта модель устраивает православное сообщество, особенно в тех регионах, где преподавание православной культуры уже стало неотъемлемой частью базисного учебного плана, т.е. ведется в форме полноценных уроков в «сетке часов» (Белгородская, Курская, Смоленская, Московская и др. области). Как казалось, устраивает она и Министерство образования и науки РФ, главного заказчика нового содержания образования, т.е. стандарта общего образования. В декабре 2007 г. в Калуге состоялась конференция, посвященная этому вопросу («Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся») с участием ответственных представителей церковных и светских структур (Русскую Православную Церковь представляли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и посланцы 17 епархий, Минобрнауки было представлено министром А. А. Фурсенко, зам. министра И. И. Калиной и рядом их сотрудников, а также сотрудниками органов управления образования из регионов). Было принято решение, за которое проголосовали все присутствующие. В целом была одобрена указанная церковная Концепция и было рекомендовано Российской академии образования (РАО), которая отвечает за разработку нового стандарта образования, организовать работу на ее основе с участием представителей РПЦ для поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях преподавания курсов православной культуры.

Тогда же, в декабре 2007 г., решения калужской конференции были поддержаны Священным Синодом РПЦ (решение № 147 от 27.12.2007), т.е. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» и механизмы ее реализации получили благословение священноначалия.

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...» — так говорится в русской пословице, так случилось и в ситуации с реализацией решений калужской конференции. Несмотря на официальные калужские договоренности и решимость представителей РПЦ работать «рука об руку» с разработчиками стандартов над

их воплощением в жизнь, работа эта не сдвинулась с места. РАО как «исполнитель заказа», да и сам заказчик — Министерство образования и науки РФ — фактически проявили незаинтересованность в практическом решении вопроса, обеспечивающем сохранение и развитие практики преподавания православной культуры в российской школе. Работа соответствующей группы церковных и светских специалистов в РАО за весь 2008 г. так и не была организована, подменялась заседаниями т. н. поликонфессиональной группы, собранной по инициативе Министерства и РАО фактически в целях противодействия внедрению модели, предложенной РПЦ.

В этих условиях весной 2008 г. циркулярным письмом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 26 марта 2008 г., № 1637, направленным во все епархии рпц, предлагается создать в епархиях церковно-научные комиссии, куда вошли бы педагоги, ученые, родители, с тем, чтобы провести обсуждение Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) нового поколения. Прежде всего тех материалов по начальной школе и Концепции новых стандартов, которые к тому времени были размещены на сайте разработчиков. Таким образом, священноначалие Русской Церкви для разрешения ситуации и понимая «цену вопроса» (а речь идет, немного-немало, о содержании образования, т.е. о том, на каком содержании будет образовываться и воспитываться подрастающее поколение наших детей), подключает к ситуации епархии, регионы.

В указанном письме Патриарха, в частности, сказано: «прошу Вас. во вверенной Вашему попечению епархии организовать группу церковных и светских специалистов в области образования и педагогики для предварительного изучения материалов и провести конференции, семинары, форумы и круглые столы для обсуждения церковной общественностью с широким привлечением родителей и педагогов общеобразовательных учебных заведений, православных общественных объединений и организаций Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения и материалов по стандартизации образования в начальной школе». Далее разъяснялась цель такого обсуждения, а именно: «Новые стандарты общего образования должны как обеспечивать возможность преподавания учебного предмета «Православная культура» в рамках основной части учебного (образовательного) плана1 по всем годам обучения, так и включать необходимые знания по истории и культуре в содержании основных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных».

Здесь следует пояснить, что данное письмо Святейшего Патриарха Алексия стало своего рода ответом на призыв разработчиков стандартов к их открытому (всенародному?) обсуждению, провозгласивших ФГОС «общественным договором, согласующим требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством».

В соответствии с распоряжением Патриарха Алексия к настоящему времени в 29 епархиях вопрос о новом стандарте общего образования в той или иной форме был рассмотрен, а итоги его обсуждения представлены в комиссию Московской Патриархии. Именно этому вопросу — итогам первого этапа церковно-

1 В рамках максимально допустимой учебной нагрузки школьников по годам обучения.

10

общественного обсуждения стандартов общего образования — и был посвящен круглый стол в РАО, прошедший 17 февраля 2009 г.

Выступления его участников (представителей 14 епархий), поделившихся своими соображениями и доложивших о результатах обсуждения стандартов «на местах», вместе с материалами из епархий, представленными ранее в Патриархию, фактически стали впечатляющим соборным мнением, выражающим позицию православного сообщества по отношению к рассматриваемому вопросу. Эта позиция столь убедительна, аргументирована, «репрезентативна», что игнорировать ее невозможно. Кратко охарактеризуем выступления, дополнив их материалами церковно-общественных обсуждений в регионах, представленными в Московскую Патриархию, и завершив выводами, которые были сделаны участниками круглого стола.

После вступительного слова управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, заострившего внимание собравшихся на важности и актуальности обсуждаемой проблемы, открыл заседание представитель Общественной палаты РФ, зам. председателя комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, директор Института этнологии и антропологии РАН, академик РАН Валерий Александрович Тишков. Он напомнил о содержании Предложений Совета Общественной палаты по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г.2. В этом документе, в частности, указывалось, что основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры должны быть добровольность, возможность выбора и многообразие. Общественная палата, по мнению докладчика, фактически высказалась за преподавание в российской школе различных, в т.ч. конфессиональных, учебных предметов, но лишь при условии соблюдения добровольности и учете законных интересов всех мировоззренческих групп, тем самым одобрив позицию в этом вопросе Русской Православной Церкви. Тогда же, в 2006 г., подчеркнул докладчик, Общественная палата рекомендовала Минобрнауки России выступить с законодательным предложением по правовому закреплению этих рекомендаций в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования — на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций. Однако все эти рекомендации по существу не были приняты к реализации.

В выступлении протоиерея Сергия Рыбакова, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, канд. физ.-мат. наук, и в материалах, представленных от епархии в Московскую Патриархию, отмечалось, что в соответствии с письмом Святейшего Патриарха решением правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского, и под его председательством была образована специальная комиссия, которая внимательно изучила представленный проект Концепции ФГОС общего образования. В работе комиссии приняли участие академик РАО А. П. Лифе-

2 Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования: / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.html

ров, докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики Рязанского госуниверситета профессор В. А. Беляева, а также педагоги и духовенство Рязанской епархии.

Результатом обсуждения, по словам протоиерея Сергия Рыбакова, стало Заключение, содержащее ряд выводов и предложений. В частности, в нем констатируется: «К сожалению, предложенный вниманию общественности проект Концепции государственного образовательного стандарта общего образования отвечает далеко не на все насущные вопросы. Более того, отдельные его положения, выполняющие роль «концептов», порой вызывают недоумение. Так, представленные в проекте тезисы о стандарте как общественном договоре находятся в явном противоречии с представленными здесь же многочисленными положениями, которые фактически никак не сопряжены с традиционными представлениями народов России о целях и задачах воспитания и обучения детей в средней школе».

«Детальный анализ содержания проекта Концепции, — отметил далее о. Сергий, свидетельствует о том, что избранный разработчиками методологический подход к общему образованию в немалой степени основан на эклектике, точнее, механическом соединении либерально ориентированных идей с учением о государстве и обществе, а также с положениями о целях и задачах образования, месте и значении учителя, которые характерны для протестантско-кальвинистских кругов». Заключение от Рязанской епархии содержит следующую оценку теоретического уровня Концепции: «Серьезные вопросы вызывает и общий научнотеоретический уровень проекта Концепции, где вместо культурно-исторического, системно-деятельностного подхода, глубоко и всесторонне разработанного отечественной психолого-педагогической наукой (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин и др.), вводится т.н. деятельностно-целевой подход, о содержании и характере которого приходится лишь догадываться» (общепринятым является понимание, что деятельность без цели невозможна, деятельность есть целесообразная активность; т.о., данный «подход» — просто бессмыслица). Отмечено, что в Концепции нет четких указаний на соотношение инвариантной и вариативной частей стандарта общего образования.

Авторы заключения негативно оценивают содержание Концепции в аспекте актуальной социально-педагогической задачи развития воспитания школьников: «Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что авторы проекта настойчиво избегают употреблять понятие «воспитание», которое всегда было системообразующей категорией российской педагогической науки и практики. Максимум, что фиксируется в Концепции, — это подготовка учащихся к трудовой и экономической деятельности. На каких предметах и каким образом следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание, формирование системы семейных ценностей, морально-нравственных ориентиров и моделей социального поведения, кросскультурной грамотности — все это, к глубокому сожалению, не нашло отражение в проекте Концепции. Отсутствие указанных концептов — это один из главных отрицательных моментов представленного документа».

Отмечается игнорирование в Концепции традиционных религиозных конфессий в России, религиозной культуры: «Проект фактически игнорирует воп-

рос об участии традиционных конфессий в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственная культура, как область образования, включающая в себя преподавание на всех ступенях общеобразовательной школы предмета «Основы православной культуры» для православных учащихся, «Исламская культура» для мусульман, «Культура иудаизма» и «Культура буддизма» для учащихся соответствующих вероисповеданий, вообще никак не отражена и не обозначена. «Проект никак не отражает тенденций активного сближения в последнее десятилетие позиций государства и традиционных для России конфессий и, прежде всего Православной Церкви, в деле образования и воспитания молодежи».

В Заключении содержится вывод о «необходимости существенной переработки представленного документа». Пока же «Предложенный нам на рассмотрение проект Концепции государственного стандарта общего образования не отвечает цели и задачам его разработки, не соответствует высокому статусу государственного документа, не имеет глубокого научно-теоретического обоснования. Убеждены, что принятие проекта Концепции государственного стандарта общего образования в представленном виде не даст позитивных результатов. Более того, практическая реализация проекта Концепции может нанести непоправимый вред сложившейся за многие десятилетия системе общего образования, привести к усилению многочисленных кризисных явлений в обучении и воспитании, спровоцировать рост нестабильности в многоконфессиональном и полиэтничном обществе». Завершает Заключение, подготовленное церковно-общественной комиссией Рязанской епархии, такое предложение органам власти: «Просим заинтересованные органы государственной власти включить в состав разработчиков компетентных специалистов, способных эффективно решать стоящие перед сферой образования задачи в духе уважения к тысячелетней истории, культуре, православной традиции и государственности России».

В своем выступлении о. Сергий также отметил, что «Специфическая мечтательность, связанная с практикой посещения «иных миров», как правило, приводит тех, кто ей подвержен, к странным, нетрадиционным оценкам реальных вещей. Увиденные в грезах способности 17-летних выпускников становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Поэтому и результат таких странных духовных опытов «измеряется нетрадиционно». Как правило, в этих состояниях результат измеряется. в терминах! В данном конкретном случае результат образования измеряется не просто в каких-то обычных терминах, а в терминах «надпредметных способностей»! Можно было бы продолжить и дальше, но и этого достаточно. Теперь осталось только представить, как будут соединены тесты ЕГЭ с результатом проверки в терминах надпредметных способностей, чтобы понять, что российской системе образования уготовляется окончательный разгром», — сделал свой вывод священник.

В выступлении и материалах, поступивших из Воронежской и Борисоглебской епархии, с которыми выступила Татьяна Васильевна Дорофеева, зам. председателя Отдела религиозного образования и катехизации, канд. пед. наук, отмечается, что в епархии прошли совещания педагогов по обсуждению Концепции

новых стандартов. Особенно активно этот вопрос обсуждался в рамках курсовой подготовки учителей. В результате обсуждения сложилось общее мнение, что, к сожалению, новые стандарты отстают от школьной практики. Они не ведут вперед. Школы на местах опережают то, что передают «сверху» как якобы инновации разработчики ФГОСов. Поэтому тем, кто непосредственно занимается стандартами, необходимо учитывать региональные разработки. Необходимо также законодательно закрепить статус учебных предметов, связанных с изучением религиозных культур, прежде всего «Православной культуры». В заключение выступавшая отметила, что группа специалистов от Русской Православной Церкви, по мнению участников обсуждения, должна быть немедленно включена в разработку новых стандартов.

Станислав Тимофеевич Погорелов, зав. кафедрой социокультурного образования Института развития регионального образования, зав. лабораторией педагогики православия Уральского отделения РАО, канд. пед. наук (Екатеринбургская и Верхотурская епархия), отметил, что, учитывая важность вопросов, связанных с преподаванием в общеобразовательных учебных заведениях православной культуры, необходимостью учета мировоззренческих взглядов семей школьников, духовно-нравственного воспитания учащихся согласно убеждениям, разделяемым в семье ребенка, в Екатеринбургской епархии было организовано широкое обсуждение Концепции государственного стандарта. Обсуждение проводилось в рамках совместных конференций, форумов, круглых столов, с участием представителей Екатеринбургской епархии, науки, педагогической и родительской общественности, общественных организаций.

Замечания и предложения, собранные во время обсуждения, легли в основу общего документа, под которым было собрано более 8000 подписей. В нем отмечается, что авторы Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения, разработанной в РАО, в своих презентационных материалах рассматривают стандарт как отражение социального заказа, как «общественный договор», согласующий требования: а) к структуре образовательных программ; б) к результатам их освоения и в) к условиям реализации основных образовательных программ. Однако ни сами образовательные программы, ни их детальное содержание общественности не предъявляются, обсуждение этого содержания не предусматривается.

А ведь такое право граждан — знать, чему, собственно, будут учить в соответствии с новыми стандартами их детей, начиная с конституционных гарантий на свободу совести и вероисповедания, заложено действующим законодательством РФ и не может быть узурпировано группой разработчиков стандартов общего образования.

Кроме того, по словам С. Т. Погорелова, участники обсуждения отмечают, что в условиях модернизации общего образования особая роль оценке качества образования принадлежит ЕГЭ, составители которого также мало известны широкой общественности. Складывается ситуация, при которой общественность фактически отстранена от обсуждения содержания общего образования и эта функция целиком переходит в руки властных структур. Участники обсуждения считают также недопустимым создавать условия для возможных новых форм агрессии

против традиций культуры и государственности в России через манипулирование содержанием общего среднего образования.

Далее в документе отмечается, что основной задачей общего образования является, в первую очередь, развитие личности обучающегося, приобщение школьников к традициям национальной культуры, места которой фактически нет в новых стандартах. При таком положении возможно разрушение российской цивилизационной и культурной идентичности российской общеобразовательной школы.

Участники церковно-общественного обсуждения в Екатеринбургской и Верхотурской епархии также считают, что в содержании проекта новых стандартов отсутствует и возможность духовно-нравственного формирования личности. Авторы Концепции ни разу не обращаются к этой формулировке, несмотря на то, что она предусмотрена поправкой к Закону РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007 г. (см. ст. 6, 9; ст. 14, 2).

С особой болью специалисты в области образования отмечают, что с отменой национально-регионального компонента ГОС нарушается сложившая практика приобщения учащихся к национальным традициям культуры, культуры православия, что вызывает гнев и недоумение по поводу действий властных структур, не считающихся с правами семьи, правами общества, и, в первую очередь, православной общественности. Участники обсуждения акцентировали внимание общественности на том, что Проект стандарта, Концепция, не дает ответа на важнейшие вопросы:

• Каково обязательное содержание общего среднего образования для наших детей?

• Кем формируется обязательное содержание образования?

• На основании каких прав действуют разработчики и «внедренцы» нового поколения стандартов?

• Каким образом новый стандарт согласуется с запросами российского общества, по какой процедуре?

В целом, отметили участники обсуждения Концепции ГОСов в епархии, новое поколение стандартов может привести к снижению качества образования, общего уровня образованности подрастающего поколения.

В заключение своего выступления С. Т. Погорелов ознакомил присутствующих с предложениями итогового документа этого обсуждения, в т. ч.: 1. Приостановить поспешное внедрение нового поколения стандартов до его согласования с общественностью. 2. На период согласования сохранить функции действующих образовательных стандартов. 3. Кардинально переработать учебные планы в аспекте их ориентации на духовно-нравственное воспитание детей и подростков. 4. Ввести в учебный план образовательную область (цикл учебных предметов) «Духовно-нравственная культура» в соответствии с договоренностями, достигнутыми на конференции в Калуге. 5. Кардинально переработать обязательные минимумы содержания образования по социально-гуманитарным и естественно-научным циклам учебных предметов и др. Самое главное, по словам докладчика, — чтобы голос Православной Церкви, православного сообщества был услышан.

В выступлении председателя общественного движения «Всероссийское родительское собрание» Германа Сергеевича Авдюшина также было указано, что в рассматриваемом проекте отсутствует правовой механизм согласования его содержания с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Поэтому в реальности он не имеет заявленного в тексте статуса «общественного договора» граждан России в отношении обязательного содержания обучения и воспитания их детей в российской школе. Таким образом, по сути, концепция данного проекта и способ его введения в образовательную практику

не соответствуют конституционным гарантиям прав родителей на воспитание своих детей (п. 2 ст. 38), а также Семейному кодексу РФ в части обеспечения преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63) и Закону РФ «Об образовании» в части реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием (п. 6 ст. 2) — как одного из принципов государственной политики в области образования.

Зав. кабинетом духовно-нравственного воспитания Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования из Кемеровской епархии Татьяна Гурьяновна Смольянинова сообщила, что в связи с письмом Святейшего Патриарха Алексия ко всем епархиальным преосвященным в Кемеровской епархии были проведены конференции и круглые столы с участием руководителей образования, представителей Церкви, где главной темой обсуждения стало решение проблемы обеспечения прав граждан России на свободное и добровольное изучение предмета «Православная культура» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура». На уровне области (епархии) создан Координационный совет.

Из 34 муниципальных территорий Кемеровской области активное участие в обсуждении данного проекта приняли 17 территорий (Кемерово, Ленинск-Куз-нецкий, Междуреченск, Полысаево, Юрга, Белово, Мариинск, Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Березовский, Киселевск, Мыски, Калтан, Шерегеш, Беловский район, Ленинск-Кузнецкий район), что составляет 50%.

В ходе обсуждений были внесены предложения, связанные с решением вопроса преподавания курса «Православная культура» или «Основы православной культуры», которые необходимо решить:

• вопрос нормативно-правовой базы для введения в региональный компонент

стандарта образования, т. к. к настоящему времени она недостаточна;

• подготовка квалифицированных педагогических кадров для преподавания учебной дисциплины «Православная культура» или «Основы православной культуры»;

• вопрос интеграции курса «Православная культура» с историей, литературой, мировой художественной культурой и другими, в первую очередь, гуманитарными дисциплинами.

Любовь Петровна Котовская, гл. специалист-эксперт отдела общего среднего образования Департамента образования и науки Краснодарского края (Ека-теринодарская и Кубанская епархия), в своем выступлении указала на то, что

в области наблюдается стабильная тенденция к увеличению числа учащихся, изучающих по желанию их родителей православную культуру: сейчас уже почти в 90% школ ведется курс ОПК. В области подготовлено свыше 7000 педагогов православной культуры. В рамках конкурса «Учитель года» в крае введена номинация «Лучший учитель по православной культуре». Проведен семинар авторов учебников с тем, чтобы учителя могли выбрать тот учебник, который им больше подходит. Закуплены комплекты учебников по православной культуре для каждого учебного заведения.

По мнению докладчика, необходимо ускорить работу по законодательному обеспечению преподавания православной культуры в школах, которая, наряду с другими традиционными религиозными культурами, должны преподаваться с 1-го по 11-й классы. Необходимо включить в эту систему и дошкольные образовательные учреждения, указала докладчик. Именно на федеральном уровне, по ее мнению, надо решать проблему подготовки учителей по этому предмету, проводить экспертизу учебно-методических материалов.

Своими наработками и размышлениями по поднятому вопросу поделилась Татьяна Иосифовна Майер, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 10 г. Новоалтайска Алтайского края (Барнаульская епархия). Она начала преподавать «Основы православной культуры» 6 лет назад. Отказа родителей от изучения их детьми этого предмета не было, напротив, сами родители зачастую сидят на этих уроках и видят, что дети постепенно становятся добрее и мудрее, делаются милосердными, начинают относиться к ним и к окружающим с любовью. Помимо тех вопросов, которые уже были подняты, докладчик видит проблему в том, что этот предмет может вести далеко не каждый учитель. Нужен — с помощью РПЦ — отбор учителей. Необходима совместная работа с высшей школой.

Говоря о ситуации в целом, следует отметить, что в Барнульской епархии создан оргкомитет из представителей духовенства, научной интеллигенции, педагогических работников и представителей общественных организаций по обсуждению нового стандарта, который возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский. С 27 апреля по 12 мая во всех благочиниях прошли мероприятия по обсуждению проекта ФГОСа, где состоялось живое обсуждение проблем по введению в школе предмета «Основы православной культуры»: обсуждались материалы калужской конференции, прежде всего, «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» и проблемы подготовки преподавателей ОПК. 13 мая в актовом зале Барнаульского государственного педагогического университета под председательством Преосвященнейшего Максима прошла научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной школе: новые государственные стандарты», где присутствовали 367 человек. По результатам этой конференции была принята Резолюция с предложениями по введению в рамках новых образовательных стандартов второго поколения предмета «Основы православной культуры» в качестве обязательного предмета с 1-го по 11-й классы. Участниками было также признано, что проект новых образовательных стандартов нового поколения разработан

без учета разнообразия подходов в содержании образования при преподавании детям мировоззренческих знаний, не дает полноценного и компетентного представления об истории, культуре и современном положении православного христианства. Реализация положений данного документа не способствует в полной мере воспитанию у учащихся гражданственности и патриотизма, исторического сознания, не учит традициям русской школы. Резолюция конференции была направлена во властные структуры РФ, в Министерство образования и науки РФ, РАО, а также губернатору Алтайского края и руководителям краевого Управления по образованию и делам молодежи.

Президент РАО, председатель Управляющего совета рассматриваемого проекта, академик РАО Николай Дмитриевич Никандров сделал сообщение о ситуации с разработкой проекта ФГОС общего образования второго поколения в РАО и его утверждением в Минобрнауки России. Он отметил, что работа по внедрению в практику работы общеобразовательной школы «Основ православной культуры» ведется с 1996 г. За это время выпущено множество пособий, эта практика активно утверждается и развивается в регионах. Мешает этому развитию, по его мнению, законодательная отмена регионально-национального компонента школьного учебного плана. Эту ситуацию надо менять, но сейчас для ее разрешения не хватает нормативной базы. Докладчик также обратил внимание на то, что нельзя делать ОПК обязательным предметом, это должен быть курс по выбору. Президент РАО выразил надежду, что новая образовательная область «Духовно-нравственная культура» войдет в новый базисный учебный план. В заключение он отметил, что необходимо искать согласие в этом вопросе между всеми заинтересованными участниками, и ответил на вопросы собравшихся.

Проректор Курского института переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, профессор Сергей Иванович Беленцов и декан факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета, кандидат педагогических наук архимандрит Зиновий Корзинкин, представлявшие Курскую епархию, обрисовали ситуацию с преподаванием православной культуры в регионе, где ОПК изучают большинство школьников. В области принята и действует региональная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В соответствии с ней изучение курса «Основы православной культуры» осуществляется в настоящее время на факультативной основе в 1—11-х классах практически всех школ области: в региональном учебном плане Курской области предусмотрен на это 1 час в неделю по всем годам обучения. При Управлении образования создан и функционирует Совет по экспертизе образовательных программ религиоведческой ориентации, который анализирует состояние соблюдения принципов светского характера образования. На базе Курского госуниверситета проводится переподготовка учителей, преподающих основы православной культуры. Опыт реализации программы показал ее жизненность и востребованность.

Архимандрит Зиновий также подчеркнул, что те варианты ФГОСа, которые предлагаются РАО (А. Кондаков) и коллективом А. Адамского, совершенно не устраивают православное сообщество, т. к. в них превалируют либеральные ценности, отсутствует религиозная составляющая, неадекватно представлена

история и культура православия. Необходим третий вариант, подготовленный с участием специалистов Русской Православной Церкви. «Не только мы должны слышать, но и нас должны слышать», — заключил свое выступление о. Зиновий.

Доклад главного специалиста Управления по взаимоотношениям с общественными объединениями Администрации Ульяновской области, заслуженного учителя РФ Светланы Алексеевны Санкиной (Симбирская епархия) был посвящен проблеме подготовке педагога православной культуры, который должен знать, чему учить и как учить. Также докладчик кратко остановилась на итогах церковно-общественного обсуждения проекта образовательного стандарта общего образования в этом регионе.

В Ульяновской области, отметила выступавшая, с 1 января 2008 г. начата планомерная работа по обсуждению концепции, структуры и содержания нового поколения государственных образовательных стандартов. Управлением образования мэрии Ульяновска, при поддержке Симбирско-Мелекесской епархии, создано городское методическое объединение учителей, преподающих предметы духовно-нравственной направленности с целью обмена опытом. На расширенное заседание методического объединения приглашаются члены родительских объединений с целью проинформировать их об изменениях в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14, норма о «формировании духовно-нравственной личности»).

На региональных Третьих Рождественских образовательных чтениях (январь 2008 г.) с участием педагогов, студентов гуманитарных вузов и родительской общественности было также организовано обсуждение Концепции — о включении в госстандарты новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». По итогам Чтений была принята резолюция, одобряющая резолюцию калужской (2007 г.) конференции. Особо была подчеркнута возможность свободного выбора образовательными учреждениями преподавания курса «Основы православной культуры».

С 1 сентября 2007 г. в 80 школах, гимназиях, лицеях Ульяновска 4 100 учащихся с 1-го по 1-й классы начали изучать такие дисциплины, как «Основы православной культуры», «Основы нравственности», «Уроки добротолюбия» и др. Управлением образования мэрии Ульяновска при поддержке Симбирско-Меле-кесской епархии, отметила докладчик, была разработана и утверждена городская целевая программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. А сейчас готовится областная целевая программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения Ульяновской области», на которую возлагаются большие надежды, закончила свое выступление С. А. Санкина.

О явном разрыве в представлениях о путях развития российской школы чиновников Министерства образования и российских педагогов говорил помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам, докт. истор. наук протоиерей Петр Иванов (Московская епархия). «Такое впечатление, — отметил докладчик, — что они перпендикулярны друг другу». Он внес ряд предложений в проект резолюции, заключив выступление словами о необходимости сделать так, чтобы голос православного сообщества нельзя было игнорировать. О. Петр отметил также, что обсуждение «Концепции го-

сударственного стандарта общего образования второго поколения» прошло во всех благочиниях Московской епархии.

В результате обсуждения, в котором принимали участие отцы благочинные, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, духовенство, руководители и преподаватели образовательных учебных заведений, в которых преподаются «Основы православной культуры», а также родители детей, которые посещают занятия по ОПК, сформировалось следующее общее мнение. Представленный к общему обсуждению проект вышеуказанного государственного стандарта не учитывает духовно-нравственной составляющей в процессе воспитания и образования молодого поколения россиян. Православных верующих, которых в Московской области подавляющее большинство, не может не волновать ситуация, могущая возникнуть в случае принятия нового государственного стандарта. Лишившись законодательной возможности на участие в рамках регионального компонента в духовном просвещении детей, мы рискуем потерять будущее поколение нашей страны.

Добрые отношения, сложившиеся между Министерством образования Правительства Московской области и Московской епархией, отметил докладчик, позволили в течение последних лет развивать многие совместные образовательные проекты. Наиболее значительный из них — это Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые в этом году пройдут уже в шестой раз. В 8 вузах, 397 школах, 42 детских садах, в ряде техникумов, колледжей и профессиональных училищ читается факультативный курс «Основы православной культуры». Общее количество учреждений (помимо воскресных школ), где преподаются православные предметы, — 528. В них обучаются 44 474 человек. Всего в Московской епархии православное религиозное образование в 1289 образовательных и иных учреждениях получают 61 147 человек.

Протоиерей Петр заострил внимание на том, что замечательным примером в деле совместного сотрудничества Московской епархии и Министерства образования Московской области является введение в образовательный процесс в рамках регионального компонента образования во всех школах Московской области пособия «Духовное краеведение Подмосковья». Все участники обсуждения стандарта, подвел итог выступающий, ходатайствуют о рассмотрении возможности включения в новый государственный стандарт общего образования учебного предмета «Православная культура», положительный опыт преподавания которого в регионе прошел многолетнюю проверку временем и имеет добрые отзывы всех участников этого доброго и полезного дела.

В выступлении Светланы Николаевны Калашниковой, председателя комиссии по правам человека, координатора областной Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (Белгородская епархия), прозвучали убедительные цифры, свидетельствующие о положительных результатах введения в регионе учебного курса «Православная культура». В частности, учебный предмет «Православная культура» в объеме 1 час в неделю, преподаваемый со 2-го по 11-й классы в рамках регионального компонента базисного учебного плана, был введен в регионе на основании закона «Об установлении регио-

нального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» с 2006 г.

До этого решения данная учебная дисциплина на протяжении восьми лет изучалась в форме факультативных занятий, т.е. на добровольной основе, также во всех школах области. При этом посещаемость этих занятий составляла около 98%. В том же, 2006 г., в образовательных учреждениях области были проведены родительские собрания, на которых вопрос перехода предмета из факультативного в региональный компонент, обсуждался подробно и получил одобрение и родителей, и педагогической общественности. Сегодня в 720 школах Белгородской области более 134 тыс. учащихся изучают традиционную для России и Белгородской области православную культуру. Уже видны результаты такой работы, отметила выступающая: заметно повысился духовный и нравственный уровень детей.

Декан гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, докт. филол. наук Леонид Григорьевич Панин (Новосибирская и Бердская епархия) рассказал о том, как проходило обсуждение проекта ФГОСа в регионе, познакомив собравшихся с итогами работы конференций и круглых столов.

Там подчеркнуто, что при разработке и апробации Государственного стандарта общего образования необходимо учитывать как уже имеющийся в России опыт преподавания основ православной культуры, так и еще нереализованные пожелания граждан России по духовно-нравственному воспитанию их детей в общеобразовательной школе:

• необходимо преподавание учебного предмета «Православная культура» в основной части учебного плана на протяжении всех лет обучения ребенка в школе;

• необходимо создание благоприятных условий для преподавания различных курсов, проведения учебных и внеучебных занятий по основам православной культуры, имеющих задачу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

• необходимо обновление содержания образования по родной истории, русскому языку, русской литературе и культуре и другим предметам гуманитарного цикла, где до сих пор не изжита антирелигиозная парадигма преподавания;

• при преподавании предметов естественно-научного цикла не следует навязывать детям антирелигиозного мировоззрения как «единственно научного»;

• история и современное положение православия, Русской Православной Церкви в содержании образования должны быть представлены без искажений, оскорбляющих религиозные чувства верующих детей и их родителей; должно также учитываться особое значение православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры;

• необходимо обеспечить свободное приобщение обучающихся в общеобразовательной школе к изучению православных традиций и православной культуры России и др.

Докладчик зачитал предложения в адрес разработчиков ФГОСа, которые были направлены в Московскую Патриархию:

«На сайте «Новый стандарт общего образования» (http://standart.edu.ru), рекомендованном для церковно-общественного обсуждения государственных образовательных стандартов нового поколения, в качестве проекта для обсуждения представлена «Концепция государственного стандарта общего образования», датированная 2007 годом. Эта Концепция совершенно не учитывает результаты конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственный и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20—21 декабря 2007 г.), на которой была достигнута принципиальная договоренность о взаимодействии учредителей конференции в подготовке государственных стандартов нового поколения. Более того, эта «Концепция», по существу, не учитывает изменения и дополнения в Законе РФ «Об образовании», которые появились в самом конце 2007 года. Конкретно Концепция не учитывает п. 6 ст. 7 Закона РФ «Об образовании», который устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (выделено составителями Отчета). На основе такой устаревшей Концепции, к тому же не учитывающей результаты церковно-общественного обсуждения вопроса, не могут быть успешно созданы образовательные стандарты нового поколения, подчеркнул выступавший.

В завершение дискуссии взял слово зав. лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Института семьи и воспитания РАО, докт. пед. наук Игорь Витальевич Метлик. Он отметил, в частности, что определенные надежды на преодоление застоя в государственно-церковных отношениях в сфере общего образования сейчас может дать только развитие соответствующих структур в самой Русской Православной Церкви. Прежде всего, по мнению выступающего, необходимо создание в самой Русской Православной Церкви дееспособных структур, ориентированных на решение задачи организации и обеспечения приобщения детей к духовным и нравственным ценностям православия в любой средней школе в России, при наличии потребности в этом у родителей школьников. Без таких церковно-научных, церковно-общественных структур, учреждений (церковно-педагогических комиссий, центров, институтов и т. д.) предлагаемая Русской Православной Церковью модель просто не может полноценно реализоваться.

Как мы слышали, отметил докладчик, в ряде регионов идет плодотворная работа по этому направлению. Но такие структуры нужны и в центре, в системе Московской Патриархии. С надеждой на создание таких структур, способных вывести взаимодействие Церкви и государства в сфере образования на новый качественный уровень, мы вступаем в новый период трудов для возрождения русской школы в России, открывшийся избранием шестнадцатого Патриарха

Московского и всея Руси Кирилла. Одновременно необходимы усилия всего православного сообщества для развития педагогических, родительских гражданских объединений в различных регионах, более активного участия родителей в органах самоуправления в образовательных учреждениях. Изучение религий в школах по выбору семьи требует достаточно высокого уровня общественной самоорганизации и одновременно способствует такой самоорганизации, заинтересованности и реальному участию родителей в обучении и воспитании своих детей в школе. Объединение этих двух сил, двух потоков — общественной инициативы, самоорганизации православных людей «снизу» и поддержки, координации, управления «сверху», от высшей церковной власти, позволит более уверенно и плодотворно строить работу с государством на всех уровнях управления системой образования, подчеркнул выступавший.

Итоги дискуссии подвел управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент. Он предложил вниманию собравшихся развернутый анализ первого этапа церковно-общественного обсуждения проекта нового стандарта общего образования — с учетом предложений от тех епархий, представители которых не смогли выступить на круглом столе. Результаты анализа всех материалов, отметил докладчик, позволяют сделать следующие выводы.

1. Во всех отзывах из епархий, в которых было организовано церковнообщественное обсуждение Проекта нового стандарта общего образования, указывается на необходимость обеспечить право граждан России на свободное приобщение своих детей, учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений к истории и культуре православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура». Такое требование выражается на педагогических конференциях, круглых столах, общественных слушаниях, в которых участвуют как педагоги, работники школы, руководители образования, так и представители родителей школьников, общественных объединений.

2. Участники обсуждений поддерживают решения совместной конференции Министерства образования и науки и Русской Православной Церкви (г. Калуга, 20—21 декабря 2007 г.), принятую на данной встрече Резолюцию3. Одобренная там же «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»»4 также поддерживается участниками обсуждения, отмечается ее своевременность, актуальность, значимость. В то же время в материалах из епархий констатируется, что решения калужской конференции, резолюция которой одобрена и Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал заседания Священного Синода № 141 от 27 декабря 2007 г.), не нашли отражения в Проекте государственного стандарта общего образования. До сих пор в Проект не внесены соответствующие изменения согласно указанной церковной Концепции. В РАО не организована работа по подготовке необходимых материалов

3 http://www.mon.gov.ru/press/reliz/4376/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Текст на сайтах: Патриархия.Ру, Интерфакс-Религия.

на основе данной Концепции, касающихся обеспечения преподавания учебного предмета «Православная культура».

Тем самым не обеспечиваются права граждан Российской Федерации православного христианского вероисповедания, последователей Русской Православной Церкви на свободное и добровольное приобщение своих детей к истории и культуре православия в процессе получения ими общего среднего образования в форме изучения конфессионального учебного предмета «Православная культура».

Констатируется, что данная ситуация вызывает все большую обеспокоенность православной общественности: родителей школьников, руководителей и работников образования, специалистов. Учитывая адекватную государственную поддержку, при которой разработан и внедряется курс «Исламоведение», а в государственных еврейских школах свободно преподается иудаизм, складывается положение, когда последователи Русской Православной Церкви могут быть дискриминированы в возможности изучения их детьми конфессиональных учебных предметов в российской светской школе в сравнении с последователями других религиозных конфессий.

3. В материалах церковно-общественной экспертизы Концепции нового стандарта общего образования обращается внимание на ее недостаточный научный уровень, противоречивость, неполноту и несоответствие декларированных положений и реального содержания Проекта (Екатеринбургская, Московская, Новосибирская, Рязанская, Тобольско-Тюменская и др. епархии). Это касается проблем учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании общего образования, формирования российской гражданской и культурной идентичности школьников, духовно-нравственного воспитания ребенка в процессе получения общего образования с учетом мировоззренческих и культурных особенностей его семьи, а также достижения общественного консенсуса в отношении содержания обязательного для всех детей в стране образования. В Концепции декларировано, что стандарт общего образования должен быть результатом «общественного договора», однако реального, действенного инструментария реализации «общественного договора» на этапе разработки и принятия стандарта в Концепции не предусмотрено.

4. В отзывах из епархий, в которых было организовано церковно-общественное обсуждение Проекта нового стандарта общего образования, отмечается, что Проект в настоящем виде не предусматривает создания благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания. Вопросы воспитания школьников, содержания воспитания, реального взаимодействия школы и семьи, Церкви, других конфессий в воспитании школьников также не нашли адекватного отражения в Концепции.

Актуальность воспитания российской культурной и гражданской идентичности учащихся в школе в Концепции проекта декларируется, однако не показано, каким образом она обеспечивается содержанием общего образования и как эта идентичность соотносится с традиционной духовной культурой, в т.ч. традиционными религиями русского и других народов России. Концепция и другие

материалы Проекта, в т.ч. программы воспитания школьников, демонстрируют фактическое игнорирование разработчиками традиционной духовной и нравственной культуры русского народа, других народов России, духовных и нравственных ценностей традиционных религий в России...

5. Практически во всех отзывах из епархий, в которых было организовано церковно-общественное обсуждение, отмечается, что возможности для полноценного и компетентного представления истории, культуры и современного положения православного христианства, Русской Православной Церкви в содержании общего социально-гуманитарного образования в данном Проекте сужаются, сокращаются. Причем даже по сравнению с явно недостаточными возможностями современного учебного плана и действующего в настоящее время стандарта общего образования от 2004 г., обязательных минимумов содержания образования по учебным предметам. Это вступает в противоречие с целями модернизации российской школы — так, как их видит и выражает существенно большинство российского общества, в т.ч. Русская Православная Церковь, православные верующие.

6. Необходимо увеличение учебных часов на преподавание истории России, русской литературы. Неприемлемо сокращение в Проекте стандарта учебных часов на преподавание литературы, а также отказ от перечня обязательных для изучения школьниками литературных произведений. Закрепление преподавания иностранного языка с начальной школы с учетом фактически отсутствия в ней исторического образования и явно недостаточной учебной нагрузкой по истории в основной школе нанесет ущерб историческому образованию и культурному развитию школьников в младшем школьном возрасте, будет препятствовать интеграции личности учащихся в национальную культуру с младшего школьного возраста и формированию российской гражданской и культурной идентичности учащихся.

7. В отзывах из епархий, в которых было организовано церковно-общественное обсуждение Проекта нового стандарта общего образования, в различной форме делается вывод, что данный проект не содержит продвижения в исполнении нормы Закона РФ «Об образовании» (п. 4 ст. 14) о необходимости обеспечивать учет разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования. Это особенно актуально для общеобразовательной школы в процессе преподавания мировоззренческих вопросов в курсах биологии, истории, обще-ствознания и др. Однако проект стандарта затрудняет исполнение этой правовой нормы даже в сравнении с действующими материалами по стандартизации общего образования, которые также нуждаются в доработке по этой позиции. Кроме того, разработчики концептуально отказались от обязательных минимумов содержания образования по учебным предметам, т.е. от основной задачи образовательного стандарта. При отсутствии фиксированного обязательного содержания обучения в принципе невозможно обеспечить учет разнообразия мировоззренческих подходов в содержании курсов истории, обществоведения, литературы, биологии и др.

Использование в таких условиях в качестве стандартного, обязательного содержания общего образования примерных программ по учебным предметам,

тем более материалов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), о котором продолжаются острые дискуссии в обществе, — неправомерно и неэффективно, сужает возможности общественного контроля над содержанием обязательного обучения и воспитания детей в российской школе.

8. В ряде отзывов из епархий содержатся актуальные замечания, не относящиеся непосредственно к Концепции проекта и материалам по начальной школе. Среди них одним из наиболее актуальных является вывод о неприемлемости подмены курсов православной культуры на различные курсы по истории религий, подготовленные на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов (философский позитивизм, эволюционизм). Это такие курсы, как «История религий», «Религии мира», «Религии в России» и др., в т.ч. курсы, в названии которых используется термин «духовно-нравственная культура», но содержание близко курсу по истории религий. Такая подмена, попытка вытеснить курсы православной культуры из российской школы, даже преподаваемые на факультативной основе, введением обязательного для всех учащихся секулярного курса религиоведения особо актуальна в ряде регионов (Москва, Нижегородская область и др.).

Кроме того, высказывается суждение о несостоятельности и неполезности таких курсов вообще для воспитания школьников (Костромская епархия). Преподавание таких курсов формирует у школьников представление об относительности всех религий, истин, убеждений, традиций и нравственных норм, тем самым фактически формирует нерелигиозное, агностическое мировоззрение. Сравнительное религиоведение, фрагментарное изучение религий сверх необходимых всем учащимся фактических знаний, которые должны преподаваться в курсах истории, обществоведения, искусства, должно иметь место только в высшей школе, а в средней школе может нанести вред духовно-нравственному развитию ребенка.

Таким образом, суммируя результаты состоявшегося первого этапа церковно-общественного обсуждения в епархиях Русской Православной Церкви в Российской Федерации Проекта ФГОС общего образования второго поколения, разработанного в Российской академии образования (Концепции проекта и материалов по стандартизации образования в начальной школе) по перечисленным задачам обсуждения, можно сделать следующий общий вывод: Проект государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения не учитывает законные интересы православного сообщества, последователей Русской Православной Церкви в сфере общего среднего образования, обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе и потому не может реализовываться в своем настоящем виде.

С учетом содержания состоявшихся выступлений собравшимися был принят итоговый документ «Церковно-общественное обсуждение стандартов общего образования нового поколения: итоги, перспективы» (см. на с. 122 в рубрике «Хроника»).

.Очередные Рождественские чтения закончились. Что принесли они? Надежды? Разочарования? Новое видение проблем? Наверное, и то, и другое, и третье. Но самое главное ощущение, которое осталось после всего увиденного и услышанного на пленарных и секционных заседаниях, круглых столах, встречах,

в кулуарах Чтений, в разговорах участников, — это то, что живет православная Россия. Бьется ее неравнодушное сердце, болеет за то, что происходит в нашей стране, во всех сферах ее нелегкого бытия. И пока есть люди, которые едут за тысячи километров, чтобы увидеть своих единомышленников, поделиться с ними собственными заботами и печалями, будет жить и наша страна. И будет должным образом воспитывать подрастающее поколение — Словом, деянием, личным примером.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт общего образования, церковно-общественное обсуждение, интересы православного сообщества, курс «Основы православной культуры», образовательные потребности, приобщение детей к культуре православия.

The question of general education standards,

OR To BE OR NOT TO BE FOR ORTHODOX CULTURAL STUDIES

in the Russian school T. I. Petrakova

The article is a full-length review of the speeches delivered during the round-table discussion held in the context of the XVII International Christmas Educational Readings in the Russian Academy of Education in February 2009 and dedicated to the urgent question of the new national standard of education. The publication contains the results of the discussion of this question in the dioceses of the Russian Orthodox Church, held on the initiative of His Holiness Patriarch Alexy II.

Keywords: national federal standard of general education, interests of the Orthodox community, social and religious discussion, course “Fundamentals of Orthodox culture”, educational needs, introduction of children to Orthodox culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.