Научная статья на тему 'Журнал «Путь» как тип издания'

Журнал «Путь» как тип издания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
459
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ИЗДАНИЯ / ЖУРНАЛ «ПУТЬ» / АУДИТОРИЯ / ИЗДАТЕЛЬ / СОСТАВ РЕДАКЦИИ / ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / MAGAZINE "PUT" / TYPE OF EDITION / PUBLISHER / AUTHORS / READERSHIP / IDEAS / RANGE OF PROBLEMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парахневич Елена Валерьевна

Цель данного исследования определить типологические признаки эмигрантского журнала «Путь». Рассматриваются базовые параметры журнала, определяемые следующими типологическими характеристиками: издатель, состав редакции, проблемно-тематическое своеобразие, аудитория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAGAZINE PUT (1925-1940) AS AN EDITION TYPE

The aim of the article is to investigate the magazine "Put" as an edition types. The article maintains that the principal typological feature of this magazine is that it is derivatives from "tolstiy jurnal". Classical base parameters are determined by its characteristics: publisher, authors, readership, ideas and range of problems.

Текст научной работы на тему «Журнал «Путь» как тип издания»

©Парахневич Е.В., 2012

УДК 070(091) ББК 76.125

ЖУРНАЛ «ПУТЬ» КАК ТИП ИЗДАНИЯ

Е.В. Парахневич

Цель данного исследования - определить типологические признаки эмигрантского журнала «Путь». Рассматриваются базовые параметры журнала, определяемые следующими типологическими характеристиками: издатель, состав редакции, проблемно-тематическое своеобразие, аудитория.

Ключевые слова: тип издания, журнал «Путь», аудитория, издатель, состав редакции, проблемно-тематическое своеобразие.

Журнал «Путь», издававшийся ежеквартально в Париже в период с сентября 1925 по март 1940 года под редакцией Н. Бердяева, позиционировал себя как «орган русской религиозной мысли». Современники крайне высоко оценивали издание как значительное и показательное общественное явление.

Так, Ф.А. Степун отмечал, что «Путь» представлял собой одно из самых существенных явлений духовной жизни эмиграции, являл собой орган религиозной мысли, «в которой напряженно пульсирует протекающая на очень значительной высоте духовная жизнь» [7, с. 447], орган, связанный с религиозно-философской академией и религиозным движением эмигрантской молодежи, «с исканиями Запада и при всем этом все внимательно прислушивающийся к церковной жизни всей России» [там же, с. 448].

Г.П. Федотов оценивал журнал следующим образом: «“Путь” читают очень многие, но пишут о нем очень мало. А между тем думается, что когда настанет время подводить итоги тому, что было продумано и создано в эмиграции, что она принесла в дар России, журналу “Путь” (и тесно связанному с ним издательству) будет отведено одно из самых почетных мест» [11, с. 487].

Тем не менее, несмотря на столь высокие оценки критиков и ту роль, которую изда-

ние играло в среде российских эмигрантов «первой волны», журнал «Путь» практически не изучен современной наукой. В частности, до сих пор остается открытым вопрос о его типологической принадлежности.

В эмигрантской журналистике данного периода преобладающим типом был «толстый» журнал, ставший местом выражения идеологических и эстетических позиций разнородных групп эмиграции. Господство данного типа издания неслучайно: Л. Троцкий называл «толстый» журнал «лабораторией, в которой вырабатываются идейные течения» [9, с. 32] и считал главным его признаком четко выраженную идеологическую направленность: «Журнал... должен быть духовным фокусом известной общественной группировки» [там же, с. 34].

Российскими учеными выделяются различные типоформирующие факторы, позволяющие объединить издания в отдельные типы. Так, А.И. Акопов выделяет десять признаков: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем номера, тираж [1]. В.В. Тулупов выделяет следующие типологические характеристики: характер информации и ее интерпретация; владелец, издатель и учредитель; читательский спрос; внутренняя структура редакции и формальные типоформирующие признаки, такие, как периодичность, объем и тираж [10]. Исследователь Е.А. Корнилов объединяет данные факторы в три родовых элемента: «издатель - издание - аудитория» [8].

К научному исследованию феномена «толстого» журнала есть несколько подходов. Литературоведческий подход (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский) определяет место журнала как самостоятельного и целостного явления литературы. «Толстый» журнал выступает как организатор литературного поколения, он должен иметь свое направление, складывающееся из системы принципов отбора материалов для публикации в журнале, вырабатываемых редколлегией, и три обязательных отдела: литературно-художественный, общественно-политический и критический.

Культурологический подход (В. Лакшин) рассматривает феномен журнала в духовной жизни общества, с точки зрения его культурной ценности. Таким образом, исследователи-культурологи главный акцент делают на характере подаваемой информации и функциях издания.

С точки зрения историко-журналистского подхода (Б. И. Есин, Л. П. Громова,

A.А. Максимов) «толстый» журнал представляет собой поле для идеологической и общественной борьбы, исследователи анализируют, как на его страницах отражаются основные события эпохи.

Исследователи, придерживающиеся историко-литературного изучения журналистики (В.И. Кулешов, М.В. Теплинский,

B.Б. Смирнов), говорят о том, что все публикации на страницах одного издания связаны идейно и тематически и вводят понятие «журнальный контекст», который формирует идейное направление издания.

Таким образом, обратимся к анализу типологических факторов журнала «Путь».

Журнал «Путь» издавался Русской религиозно-философской академией, которая играла заметную роль в интеллектуальной жизни всего русского Зарубежья и оказывала духовное и организационное влияние на русское студенческое христианское движение. Н. Бердяев неоднократно подчеркивал неконфессиальный характер Академии и определял ее задачи следующим образом: создание духовной атмосферы, выявление духовного характера духовной культуры, поддержание единения России и Запада, единения христианского мира против враждебных христианству сил [4, с. 115]. Академия организовывала курсы лекций, проводила беседы с

молодежными организациями на религиозные темы, дважды в месяц устраивала публичные доклады с прениями.

Постепенно возникла необходимость в печатном органе. О задумке журнала Н.А. Бердяев писал П.Б. Струве еще 5 декабря 1922 года: «основывается... религиозно-философский журнал под моей редакцией при ближайшем участии С.Л. Франка и Л.П. Карсавина. Определять физиономию журнала кроме нас трех должно еще участие следующих лиц: Н. Лосский, И. Ильин, Вы, П. Новгородцев, А. Карташев, В. Зеньков-ский... Кроме статей миросозерцательного характера вокруг проблем философии духовной культуры будет еще хроника духовного движения в России и на Западе и библиография. Будут и принципиальные статьи о Церкви... Но политики не будет» [5, с. 300].

Последнее Н. Бердяев неоднократно подчеркивал и уточнял: «Журнал должен быть духовно актуален. Теперь не время для спокойных академических журналов. Мы должны обсуждать проблемы социализма, демократии, революции и т. п., но как проблемы духа. Исключается политика в собственном, узком смысле слова, а не статьи о духовных и религиозных основах общественности и культуры. Последнее и есть главная цель журнала» [там же, с. 302].

Следовательно, журнал «Путь» задумывался как официальный печатный орган Русской религиозно-философской академии в Париже, востребованный хотя бы на административно-иерархическом уровне. Он стал издаваться при финансовой поддержке издательства <^МКА-пресс» - православного общекультурного издательства русской книги, бывшего основным источником высокоинтеллектуальной духовной пищи для эмигрантов.

Всего в свет вышел шестьдесят один номер и шесть приложений тиражом в 1 000 экземпляров. Объем колебался от 31 до 195 страниц. Журнал был заявлен как ежеквартальный, но выходил нерегулярно, что было обусловлено прежде всего причинами экономического характера.

Стоит отметить, что в издании отсутствует внутренняя рубрикация и невозможно обозначить классические для «журнала обычного русского типа» отделы: беллетристический, публицистический и критический. Един-

ственный выделяемый отдел «Новые книги» отличается крайней нерегулярностью, малым объемом (он занимает лишь 5-8 % от общей площади журнала) и небогатым содержанием, представляя небольшие литературные обозрения и рецензии на книги богословского и религиозного характера.

Всего в журнале участвовало 127 авторов, двенадцать из которых составили его ядро. К их числу относятся главный редактор и идейный вдохновитель Николай Бердяев, а также Георгий Флоровский, Василий Зеньков-ский, Борис Вышеславцев, Семен Франк, Владимир Ильин, Сергий Булгаков, Георгий Федотов, Николай Лосский, Николай Зернов, Николай Арсеньев, Сергей Безобразов.

Большинство авторов придерживались православного вероисповедания, тем не менее на страницах журнала неоднократно публиковались католики (в частности, папа Пий XI, Ж. Маритен, Ю. Сазонова, о. Г. Беннигсен и другие), англикане (Ф. Гавен, П. Андерсон, К. Керк) и протестанты (пастор Блюмгардт, Г. Эренберг, П. Тиллих). В целом же на страницах издания печатались практически все известные ученые и мыслители Русского зарубежья, а также священнослужители и миряне, жившие в России и подававшие статьи анонимно или скрывая настоящие имена за инициалами, чтобы укрыться от внимания советских властей, в частности, к таким материалам относятся «Письмо из России Н.А. Бердяеву» (1930. № 22) «Путь Преображения» (1933. № 39), подписанные профессором Х, или «Письмо о русской церкви» некоего Н. (1926. № 2).

Н. Бердяев обозначал свое издание как «журнал духовной культуры», объединивший «наличные силы русской религиозной мысли» [2, с. 4], продолжающий традиции русской свободной религиозно-философской мысли XIX и XX веков. В то же время отмечалось, что «Путь» - единственный в мире журнал, стоящий на духовной почве православия, более того, православного модернизма, хотя редактор не раз подчеркивал, что его издание недостаточно «модернистично», как ему хотелось бы, поскольку одним из главных принципов журнала стало отсутствие идейного направления, что проявилось в публикации на его страницах статей самых различных философских мировоззрений.

В программной статье, открывавшей первый номер «Пути», Бердяев выдвинул три задачи журнала - поддержание связи с Русской землей, объединение Востока и Запада и выражение духовных и религиозных задач русской эмиграции [2, с. 4]. Таким образом, журнал ставил перед собой прежде всего созидательную задачу - объединение расколотой эмиграции под знаком Православия. Обращение именно к духовной и религиозной составляющей и игнорирование политики как таковой, о которых уже говорилось ранее, было неслучайно: в этом заключалась форма протеста против наступления материальной эры, стремление доказать превосходство внутренней жизни над внешней и освободить духовную культуру.

Журнал «Путь» отличается своеобразной жанрово-тематической моделью, в которой публицистика сочетается с религиозной философией.

В сфере внимания журнала находится самый широкий охват тем - журнал обращается к проблемам религиозной, философской и общественной мысли, рассматривает вопросы психологии, социологии, истории, развития науки, искусства и литературы. Художественные произведения и литературная критика в журнале не печатались.

Материалы отличаются широким разнообразием жанров: аналитические статьи, философские и метафизические трактаты, эссе, путевые заметки, рецензии, хроники, отрывки из личных дневников, проповеди, историософи-стские размышления, письма читателей и т. д.

Самый же излюбленный жанр авторов журнала - экзегеза, толкование Священного Писания. Для религиозной публицистики в принципе характерно обращение к Библии. Исследователь Р.В. Жолудь, в частности, отмечает, что «тексты Библии было бы неправомерно рассматривать как публицистические. Однако несомненно, что их содержание послужило основой для зарождения религиозной публицистики» [3, с. 18]. Он объясняет подобный интерес к священным текстам их вероучительным характером, когда они играют определенную роль в формировании сознания. По сути, для авторов журнала Библия выступает в роли универсальной модели мира, сквозь которую они оценивают актуальные проблемы, которые волнуют умы их современников.

104

Е.В. Парахневич. Журнал «Путь» как тип издания

В то же время журнал «Путь» не избегал прямых политических вопросов, предпочитая рассматривать их в духовной сфере. Авторы осуждали излишне тесную связь политики и государства в дореволюционной России, первыми, еще в 1933 году, распознали угрозу фашизма, обсуждали агрессивную политику нацистов. Однако в вопросы политики они не вникали глубоко, и потому их суждения на этот счет не представляют значительного исследовательского интереса.

Журнал ориентировался прежде всего на русских интеллигентов-эмигрантов, живших в Париже и за его пределами, а также европейских мыслителей, симпатизировавших русской культуре, и экуменически настроенных христиан. Как официальный орган Философской религиозной академии, тесно связанной с Русским студенческим христианским движением, он имел особую популярность в среде русской эмиграции и стал одним из главных средств самообразования и получения сведений о жизни православия в России и других странах.

Таким образом, анализ целей и задач журнала выявляет, что издание ставило перед собой прежде всего культурно-воспитательную функцию сохранения преемственности в процессе существования русской духовной культуры и идеологическую, заключавшуюся в выражении духовных и религиозных задач эмиграции. Придерживаясь традиций издания «толстого» журнала, «Путь», тем не менее, не совсем соответствует его концепции. Отсутствие художественной литературы и критики, невысокое внимание к вопросам политики заставляют позиционировать его, скорее, как специально-философское религи-

озное издание, рассчитанное при этом на широкий круг образованной публики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданий / А. И. Акопов. -Иркутск : Изд-во Иркут, ун-та, 1985. - 96 с.

2. Духовные задачи русской эмиграции // Путь. - 1925. - № 1. - С. 3-7.

3. Жолудь, Р. В. Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы / Р. В. Жолудь. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. - 192 с.

4. Проблемы духовной культуры и религиозной философии / под ред. Н. Бердяева. - Берлин : Обелиск, 1923. - 153 с.

5. Пять писем Н.А. Бердяева к П.Б. Струве (1922-1923) // Исследования по истории русской мысли : ежегодник / под ред. М. А. Колерова. - М. : ОГИ, 2000. - С. 297-307.

6. Снигирева, Т. А. А.Т. Твардовский. Поэт и его эпоха / Т. А. Снигирева. - Екатеринбург : УГУ, 1997. - 190 с.

7. Степун, Ф. А. Об общественно-политических путях «Пути» / Ф. А. Степун // Современные записки. - 1926. - № 29. - С. 446-450.

8. Типология периодической печати: основные понятия и категории / отв. ред. Е. А. Корнилов. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1984. - 157 с.

9. Троцкий, Л. Судьба толстого журнала / Л. Троцкий // Киевская мысль. - 1914. - 16 марта (№ 75). - С. 32-38.

10. Тулупов, В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В. В. Тулупов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. - 112 с.

11. Федотов, Г. П. Рецензия на журнал «Путь»: Орган русской религиозной мысли. Изд. Религиозно-философской академии в Париже / Г. П. Федотов // Современные записки. - 1937. -Кн. 65. - С. 476-488.

THE MAGAZINE “PUT” (1925-1940) AS AN EDITION TYPE

E. V. Parakhnevich

The aim of the article is to investigate the magazine “Put” as an edition types. The article maintains that the principal typological feature of this magazine is that it is derivatives from “tolstiy jurnal”. Classical base parameters are determined by its characteristics: publisher, authors, readership, ideas and range of problems.

Key words: type of edition, magazine “Put”, publisher, authors, readership, ideas, range of problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.