Научная статья на тему 'ЖУРНАЛ "ОХОТНИЧИЙ ВЕСТНИК": ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПЕЧАТИ'

ЖУРНАЛ "ОХОТНИЧИЙ ВЕСТНИК": ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПЕЧАТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЖУРНАЛЫ / А. В. ТАРНОПОЛЬСКИЙ / "ОХОТНИЧИЙ ВЕСТНИК" / ТИПОЛОГИЯ ИЗДАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляпина А.В.

Рассматривается история одного из самых популярных московских журналов, посвященных природе и охоте, «Охотничий вестник» (1901-1918), на протяжении восемнадцати лет связанного с одноименным торговым Товариществом. Проанализированы архивные материалы из фондов РГИА, ЦГА г. Москвы, относящиеся к изданию и торговому Товариществу «Охотничий вестник». С помощью историко-типологического метода исследованы программа, содержательные особенности журнала, способы взаимодействия с читателями и конкурентами, рассмотрены причины его популярности в период исторических катастроф. Новизна исследования определяется как самим эмпирическим материалом - архивными делами, ранее не введенными в научный оборот, так и предметом - историей возникновения и функционирования журнала «Охотничий вестник». Делается вывод о том, что в условиях социально-политических брожений и жесткой конкуренции за читателя, в период кризиса охотничьей журналистики журнал сохранял статус достаточно авторитетного и влиятельного издания благодаря гибкой политике редакторов-издателей и эффективным способам деятельности торгово-промышленного товарищества «Охотничий вестник». Отмечается, что история «Охотничьего вестника» дает возможность представить более полно картину становления нового типа специализированной печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGAZINE “OKHOTNICHY VESTNIK”: HISTORY OF ITS ORIGIN AND FUNCTIONING IN SPECIALIZED PRINTING MARKET

The history of one of the most popular Moscow magazines of nature and hunting “Okhotnichy Vestnik” (1901-1918), which for eighteen years has been associated with the trading company of the same name, is considered. The archival materials from the funds of the Russian State Historical Archive, the Central State Archive of Moscow, related to the publication and trading partnership “Okhotnichy Vestnik” are analyzed. On the basis of the historical-typological method, the program, content features of the magazin, ways of interacting with readers and competitors are studied, the reasons for its popularity during the period of historical catastrophes are considered. The novelty of the research is determined both by the empirical material itself - archival files not previously introduced into scientific circulation, and by the subject - the history of the emergence and functioning of the magazine “Okhotnichy Vestnik”. It is concluded that in the conditions of socio-political unrest and fierce competition for the reader, during the crisis of hunting journalism, “Okhotnichy Vestnik” retained the status of a fairly authoritative and influential publication thanks to the flexible policy of editors-publishers and effective methods of activity of the trade and industrial partnership “Okhotnichy Vestnik”. The history of the “Okhotnichy Vestnik” makes it possible to present a more complete picture of the formation of a new type of specialized printing.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛ "ОХОТНИЧИЙ ВЕСТНИК": ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПЕЧАТИ»

EN^i

Ляпина А. В. Журнал «Охотничий вестник» : история возникновения и функционирования на рынке специализированной печати / А. В. Ляпина // Научный диалог. — 2021. — № 7. — С. 198—211. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-7-198-211.

Lyapina, A. V. (2021). Magazine "Okhotnichy Vestnik": History of its Origin and Functioning in Specialized Printing Market. Nauchnyi dialog, 7: 198-211. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-7198-211. (In Russ.).

^»science I ERIHJUk

ИВИАИУ.И11

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2021-7-198-211

Журнал Magazine

«Охотничий вестник»: "Okhotnichy Vestnik":

история возникновения History of its Origin

и функционирования and Functioning

на рынке in Specialized Printing

специализированной печати Market

Ляпина Алина Викторовна Alina V. Lyapina

orcid.org/0000-0001-7203-6713 orcid.org/0000-0001-7203-6713

кандидат педагогических наук, доцент PhD in Pedagogy, Associate Professor

кафедра русской Department of Russian

и зарубежной литературы and Foreign Literature

a.v.liapina@mail.ru a.v.liapina@mail.ru

Омский государственный университет Dostoevsky Omsk State University

им. Ф. М. Достоевского (Omsk, Russia)

(Омск, Россия)

© Ляпина А. В., 2021

EN^i

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Рассматривается история одного из самых популярных московских журналов, посвященных природе и охоте, «Охотничий вестник» (1901—1918), на протяжении восемнадцати лет связанного с одноименным торговым Товариществом. Проанализированы архивные материалы из фондов РГИА, ЦГА г. Москвы, относящиеся к изданию и торговому Товариществу «Охотничий вестник». С помощью исто-рико-типологического метода исследованы программа, содержательные особенности журнала, способы взаимодействия с читателями и конкурентами, рассмотрены причины его популярности в период исторических катастроф. Новизна исследования определяется как самим эмпирическим материалом — архивными делами, ранее не введенными в научный оборот, так и предметом — историей возникновения и функционирования журнала «Охотничий вестник». Делается вывод о том, что в условиях социально-политических брожений и жесткой конкуренции за читателя, в период кризиса охотничьей журналистики журнал сохранял статус достаточно авторитетного и влиятельного издания благодаря гибкой политике редакторов-издателей и эффективным способам деятельности торгово-промышленного товарищества «Охотничий вестник». Отмечается, что история «Охотничьего вестника» дает возможность представить более полно картину становления нового типа специализированной печати.

Ключевые слова:

журналистика; специализированные журналы; А. В. Тарнопольский; «Охотничий вестник»; типология изданий.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The history of one of the most popular Moscow magazines of nature and hunting "Okhotnichy Vestnik" (1901—1918), which for eighteen years has been associated with the trading company of the same name, is considered. The archival materials from the funds of the Russian State Historical Archive, the Central State Archive of Moscow, related to the publication and trading partnership "Okhotnichy Vestnik" are analyzed. On the basis of the historical-typological method, the program, content features of the magazin, ways of interacting with readers and competitors are studied, the reasons for its popularity during the period of historical catastrophes are considered. The novelty of the research is determined both by the empirical material itself — archival files not previously introduced into scientific circulation, and by the subject — the history of the emergence and functioning of the magazine "Okhotnichy Vestnik". It is concluded that in the conditions of sociopolitical unrest and fierce competition for the reader, during the crisis of hunting journalism, "Okhotnichy Vestnik" retained the status of a fairly authoritative and influential publication thanks to the flexible policy of editors-publishers and effective methods of activity of the trade and industrial partnership "Okhotnichy Vestnik". The history of the "Okhotnichy Vestnik" makes it possible to present a more complete picture of the formation of a new type of specialized printing.

Key words:

journalism; specialized magazines; A. V. Tarnopolsky; "Okhotnichy Vestnik"; typology of editions.

УДК 070::639

Журнал «Охотничий вестник»: история возникновения и функционирования на рынке специализированной печати

© Ляпина А. В., 2021

1. Введение

Специализированная пресса давно и плодотворно изучается историками и теоретиками печати. Вместе с тем на карте истории отечественной журналистики есть terra incognito — журналы, посвященные темам природы и охоты, которые, несмотря на многочисленную целевую аудиторию и глубокое содержание контента, только начинают входить в научное поле гуманитарных исследований [Алексеев, 2008; Войтик, 2016; Ерофеева и др., 2018; Кубышко, 2017; Ляпина и др., 2019; Ляпина, 2020; Ситникова, 2017; Слюсаренко, 2003 и др.].

Издания, интенсивное развитие которых пришлось на вторую половину XIX века, играют важную роль и в жизни современного общества: они сформировали востребованную информационную площадку, где на интегра-тивном уровне предстали различные культурные формы, несущие в своем содержании опыт взаимодействия человека с миром природы и социума.

Журналы охотничьей тематики объединяли цели и задачи, читательская аудитория, программа, сотрудники, проблематика, жанровый состав публикуемых материалов, оформление, источники субсидий на издательскую деятельность и другие типоформирующие признаки. Периодика тематической сферы «Охота» выпускалась, как правило, под эгидой и на средства охотничьих обществ, при поддержке государства или на средства частных владельцев.

Журнал «Охотничий вестник» (1901—1918) стал новым явлением на рынке специализированной печати.

Цель исследования — изучение истории журнала «Охотничий вестник» и его функционирования на рынке специализированной печати, выявление причин его долголетия в условиях исторических перемен.

Настоящее исследование продолжает традицию изучения специализированной печати, заложенную в трудах А. И. Акопова, М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской и др. [Акопов, 2002; Типология ..., 2009], вводит в научный оборот новый материал, расширяющий предметное поле историко-журналистских штудий.

2. Условия и причины появления журнала «Охотничий вестник»

Журнал «Охотничий вестник» (1901—1918) был основан в то время, когда на рынке специализированной печати господствовали такие автори-

8

ACCFS5

тетные и популярные в среде охотников журналы, как «Природа и охота» (1878—1912) и «Псовая и ружейная охота» (1894—1907), которые издавались исключительно на средства самих владельцев-энтузиастов, защитников природы и организаторов охотничьего дела: Л. П. Сабанеева (до 1898), Н. В. Туркина (до 1912), С. В. Озерова (до 1903).

Явившийся конкурент был первым печатным органом, политику которого определяли коммерческие интересы торгового общества «Охотничий вестник», известного на рынке охотничьего оружия с 1887 года, и его владельца — богатого московского коммерсанта Антона Витальевича Тарно-польского. История появления издания и его функционирования отражена в архивном деле, хранящемся в РГИА и носящем название «Дело об издании в Москве журнала "Охотничий вестник"» [РГИА, ф. 776].

Первым редактором-издателем стал управляющий оружейным магазином А. В. Тарнопольского в Харькове Владимир Дмитриевич Гальяр. Это был ежемесячный «художественно-иллюстрированный журнал» книжного формата объемом 16 страниц. Новый орган печати ставил цель — помочь охотникам понять смысл правильной охоты, объединить их в одну большую дружную семью.

Согласно документам, В. Д. Гальяр представил широкую программу издания, которая включала 19 разделов: 1) Правительственные распоряжения и законы об охоте; 2) От редакции; 3) Размножение охотничьих и промысловых животных и лечение их; 4) Флора и фауна Российской Империи, зоологические мелочи; 5) Охота по перу и на зверя; 6) Собаководство; 7) Технические и критические статьи всякого рода, касающиеся охотничьего оружия и принадлежностей; 8) Охотничьи выставки; 9) Торговля дичью, оружием и охотничьими принадлежностями; 10) Корреспонденции; 11) Рыболовство; 12) Библиография, критика; 13) Среди газет и журналов; 14) Беллетристика; 15) Вопросы и ответы; 16) Письма в редакцию; 17) Премии; 18) Объявления; 19) Рисунки и гравюры [Там же]. В то же время, несмотря на широкий диапазон тематических разделов, журнал с момента своего появления и все годы существования был тесно связан с торговым товариществом «Охотничий вестник» и его оружейными магазинами, что отразилось на содержании, тематике, условиях и продолжительности выпуска: материалы о технических характеристиках огнестрельного оружия превалировали в издании.

Ставка была сделана на рядового охотника, который за небольшую плату будет получать всю необходимую информацию. Стоимость годовой подписки составляла 2 рубля, в то время как цена годовой подписки, например, на журнал «Природа и охота» в этот же период составляла 15 рублей. Низкая цена, безусловно, привлекала подписчиков и способствовала про-

8

ACCFS5

цветанию журнала. Тиражи «Охотничьего вестника» до русско-японской войны доходили до 20 тысяч экземпляров. Такой популярности не знали серьезные издания того времени. На успех продаж влияли и другие способы взаимодействия с читателями. В первых номерах редакция объявляла о годовых премиях подписчикам, о скидках на покупку товаров в оружейных магазинах, информировала о предоставлении подписчикам рассрочки платежа, рассылала заказчикам Прейскурант магазинов Тарнопольского. Рубрика «Вопросы и ответы» помогала охотникам сориентироваться в торговом ассортименте. Публикации положительных отзывов благодарных охотников, иллюстраций, освещение общественно-политических вопросов и другие способы привлечения читателей повышали рейтинг издания.

Это был успешный проект, в котором объединились коммерческие интересы и гражданские устремления его организаторов. Владельцам издания, часто бывавшим за границей, очень хотелось повысить уровень охотничьей культуры своих соотечественников и качество специализированной печати. «Мы не будем жалеть ни средств, ни сил и постараемся поставить дело на той высоте, на какой стоят лучшие заграничные охотничьи издания» [ОВ, 1901, № 2, с. 17].

В 1902 году В. Д. Гальяр продает право издавать журнал Семену Ивановичу Маноцкову, врачу, статскому советнику, проживающему в Области Войска Донского, также не случайному для Тарнопольского человеку, о чем свидетельствуют архивные документы [РГИА, ф. 776]. Новый владелец с разрешения цензурного комитета увеличил стоимость годовой подписки до 2,50 рублей, мотивировав техническими улучшениями издания, и изменил подзаголовок журнала: с 1902 года вместо «ежемесячного» он стал «двухнедельным»; с № 11 1903 года он начал именоваться «Двухнедельный художественно-иллюстрированный журнал ружейной и псовой охоты, собаководства, рыболовства, оружейной техники и охотничьей беллетристики».

После смерти С. И. Маноцкова в 1905 году по его духовному завещанию журнал «Охотничий вестник» перешел в полную собственность жены Тарнопольского Зиновии Николаевны Тарнопольской и его малолетнего сына Иосифа Антоновича Тарнопольского с правом подписи за редактора — издателя «Наследники Маноцкова» («преемники Маноцкова»). Так, с № 9 1905 года журнал формально поменял владельца, а по факту им по-прежнему руководил А. В. Тарнопольский. С 1906 года журнал печатался с подзаголовком «Двухнедельный художественно-иллюстрированный журнал ружейной и псовой охоты и охотничьей беллетристики». Подписная цена издания с Приложениями составляла 2 рубля 50 копеек на год.

Финансовая поддержка Товарищества закрепила положение журнала на рынке повременной литературы, что не нравилось конкурентам. Завязалась

8

ACCFS5

ожесточенная информационная война. С. В. Озеров, вложивший собственные средства в журнал «Псовая и ружейная охота» (позже — «Семья охотников»), защищая свое детище и интересы охотничьих обществ, называл «Охотничий вестник» «вестником охотничьей грязи», «жалким рыночным листком». Журнал Озерова обвинял Тарнопольского в рассылке рядовым охотникам «всякой дряни и хлама» [Семья охотников, 1908, № 7, с. 150]. Представитель деловой элиты объяснял нападки на себя тем, что начал продавать в России ружья одной бельгийской компании, которая являлась конкурентом Льеж-ской мануфактуры, поставлявшей ружья в Россию и рекламировавшей их в журнале Озерова. Тарнопольский часто ездил за границу, изучал и покупал новинки оружейной техники, соответствующие условиям охоты в России и вкусам охотников. На страницах издания и в Прейскурантах он объяснял покупателям причину низкой цены на оружие: «Мой магазин не только самый дешевый, но и самый большой в России. Увеличивающиеся мои обороты дали мне возможность заказывать на фабриках ружья и принадлежности громадными партиями, благодаря чему я мог заставить фабрикантов понижать цены и в свою очередь понижать их для охотников» [Прейскурант ..., 1899].

Справедливость слов Тарнопольского подтверждают статистические данные, опубликованные в февральском номере журнала «Природа и охота» за 1900 год.

Недовольство владельца «Псовой и ружейной охоты» можно понять: при скромных доходах издатели часто искали субсидий со стороны оружейных магазинов, рекламируя ассортимент ружей на страницах своих изданий. Потеря подписчиков и покупателей грозила разорением владельцу журнала.

«Охотничий вестник» тоже не щадил конкурентов. В первые годы своего существования сотрудники «Охотничьего вестника» обвиняли С. В. Озерова в подлоге (подделка родословных собак), плагиате (в его журнале была напечатана «украденная» статья Л. П. Сабанеева), приписках (журнал выступал якобы от имени Императорского общества охоты без разрешения; преувеличивал тираж журнала) и многих других грехах. Посредством привлечения третьих лиц — читателей — критиковали магазины охотничьих ружей Р. Роггена, которые рекламировали в журнале Озерова. Некто «Гражданский инженер» отвечал на письма читателей и советовал им обратиться в магазин Тарнопольского за качественными и недорогими ружьями. Долгое время не известно было, кто скрывается под этим псевдонимом. Сотрудник журнала С. Н. Алексеев назвал себя «Гражданским инженером» [ОВ, 1904, №2 8, с. 116—117]. Мистификация длилась до 1916 года. Передавая журнал в руки другого Правления, Алексеев назвал настоящее имя человека, скрывающегося под нашумевшим псевдонимом — А. В. Тарнопольский [Там же, 1916, № 1, с. 2].

8

ACCFS5

3. Работа журнала «Охотничий вестник» после русско-японской войны и первой революции

В 1907 году торгово-промышленное товарищество под названием «Товарищество Охотничий вестник» преобразовывается в «Товарищество на паях для торговли оружием и предметами спорта "Охотничий вестник"» [РГИА, ф. 23]. Изменение статуса было вызвано желанием Тарнопольского упорядочить ведение дел по оптовой и розничной торговле охотничьим оружием, охотничьим и спортивным инвентарем, изданию журнала «Охотничий вестник» [ЦГА, ф. 16]. С 1907 года журнал и все бесплатные Приложения к нему официально становятся печатным органом торгового объединения. Ответственным редактором издания стал городской учитель Сергей Николаевич Алексеев, который прослужил в этой должности до 1916 года. С 1907 года меняется программа, периодичность издания (двухнедельное) и подзаголовок «двухнедельный художественно-иллюстрированный журнал по всем отраслям охоты». В Программе издания остается восемь рубрик. Их названия укрупнились, стали носить обобщенный характер: 1) Руководящие статьи по вопросам экономического, спортивного и профессионального характера; 2) Очерки охот; 3) Научные статьи по зоологии и зоотехнике, по вопросам охоты; 4) Распоряжения и действия Правительства в отношении охотничьих вопросов; 5) Корреспонденции; 6) Статьи технического содержания; 7) Хроника; 8) Рисунки, иллюстрации, объявления.

Формат издания остался без изменений, но увеличились до трех рублей стоимость годовой подписки и объем самих материалов за счет повышения качества содержания последних. Журнал поставил цель быть верным отражением охотничьей действительности и выразителем нужд и интересов миллионной охотничьей семьи и взял на себя обязательство привлечь к сотрудничеству известных в охотничьей среде людей. В журнале публиковались писатель Д. А. Вилинский, профессор Московского университета Г. А. Кожевников, ветеринарный врач А. Лебедев и другие специалисты.

Журналу было экономически выгодно официально оказаться в ведении товарищества, так как русско-японская война, революция 1905—1907 годов негативно сказались на развитии охотничьего дела и прессы, с ним связанной. «Охотничий вестник» сообщает: «На количестве подписчиков война отразилась самым заметным образом: только по одному 25-му почтовому тракту (в который входят вся Сибирская и Восточно-Китайская железные дороги) у нас уменьшилось число подписчиков на 2800 человек» [ОВ, 1904, № 20, с. 313].

В годы революции журнал публиковал на своих страницах не только важные для охотников материалы, но и статьи общественно-политического содержания, что тоже привлекало читателей. Предметом обсуждения ста-

8

ACCFS5

ли проект нового закона об охоте, события военной кампании 1905 года, забастовки рабочих, создание охотничьих обществ и другие вопросы.

В блоке рекламных объявлений доминировала информация о продаже оружия, что не могло не вызывать критику в среде конкурентов. В 1908 году журнал «Семья охотников» (новое название журнала Озерова. — А. Л.) напомнил Тарнопольскому о поставке некачественных ружей подписчикам. Автор статьи Л. Гешель противопоставил «идеально благородного охотника-фанатика» С. В. Озерова «алчущему наживы» А. В. Тарнопольскому [Семья охотников, 1908, № 7, с. 150—154].

Несмотря на провокационную критику, товарищество успешно вело свои торговые дела. Ежегодно прибыль акционеров составляла около 8000 рублей. Самого Антона Витальевича Тарнопольского сложно назвать человеком алчущим «наживы, бездонно-ненасытного кармана». Он вкладывал свои капиталы в серьезные проекты, руководствуясь не только соображениями финансовой выгоды, но и заботой о будущем страны. Например, выстроенный в Сочи на его деньги курорт «Кавказская Ривьера» стал лучшим в России, а по красоте архитектуры, удобствам и климатическим условиям он не только не уступал аналогичным европейским курортам, но и даже превосходил их [Скупенский, 1911, с. 2]. Поэтому вряд ли можно говорить об объективности оценки, данной в статье Л. Гешеля, относительно деятельности товарищества и самого коммерсанта.

Очевидно, что жизнеспособность журнала всецело зависела от доходов товарищества, о чем с благодарностью сообщает своим читателям «Гражданский инженер»: «"Охотничий вестник" со своими приложениями держится благодаря поддержке сильного капиталом Товарищества на паях "Охотничий вестник"» [ОВ, 1913, № 5, с. 85]. В 1911 году доход товарищества составил 213 825 рублей 69 копеек, а в 1912 году — 196 154 рублей 35 копеек. Уменьшение оборотов объяснялось изданными правительством распоряжениями, которые ограничивали пользование и торговлю охотничьим оружием в связи с революционными событиями 1905—1907 годов вплоть до 1912 года [Отчет ..., 1913]. В целях увеличения доходов товарищество открывает в магазинах отдел рыболовных принадлежностей и спортивного инвентаря, ожидая повышения спроса на товар. Коммерческие расчеты оказались верными: уже в 1913 году прибыль от продаж составила 8 294 рубля 01 копейку. Увеличению доходов от издательской деятельности товарищества отчасти способствовало издание в течение 1906—1913 годов бесплатных приложений к журналу «Охотничий вестник» с блоком рекламных объявлений по тематике соответствующих ассортименту товаров в магазинах: «Охотничье оружие», «Рыболов-любитель», «Собаководство» (1906—1909), «Охотничья энциклопедия» (Вып. 1—3, 1908), «Всемирный

8

ACCFS5

спорт и здоровье» (1910—1911), «Охотничье оружие, рыболов-любитель и собаководство» (1911), «Охотничье оружие и собаководство», «Рыболов-любитель» (1912—1913).

Ежегодно на выпуск журнала уходило от 6 до 8 тысяч рублей. Несмотря на отсутствие желаемой прибыли от издательской деятельности, редакция выплачивала гонорар авторам публикаций, поддерживая сотруднические взаимоотношения. Так, в 1912 году было выделено на эту статью расходов 4 645 рублей 16 копеек, в 1913 — 4 647 рублей 14 копеек, в 1914 — 3 218 рублей 16 копеек.

По итогам отчетного года Товарищество выплачивало премии сотрудникам за приобщение подписчиков, на которые выделялось около 800 рублей.

В годы Первой мировой войны в связи с возросшим к журналу интересом охотничьего сообщества «Охотничий вестник» стал позиционировать себя как еженедельное издание. Стоимость годовой подписки составила 4 рубля 50 копеек. Повышение стоимости подписки было обусловлено высоким процентным сбором за пересылку, повышением цен на бумагу и печать.

Несмотря на тематические трансформации, связанные с военными событиями, изданию удалось сохранить свою специализацию. Помимо общих для отечественной прессы тем, журнал писал о необходимости совершенствования спортивной, военной подготовки молодежи, улучшения технических параметров охотничьего оружия, о целесообразности организации оружейного дела в России, о кризисе охотничьей прессы и восстановлении ее статуса в глазах читательской аудитории. Гибкость редакционной политики в освещении актуальных как для отрасли, так и для владельцев издания тем помогли сохранить интерес читателей к журналу и поддержать его существование в непростое для охотничьей прессы время.

4. Смена Правления Товарищества «Охотничий вестник» и политика журнала «Охотничий вестник»

В 1916 году произошла смена владельца Товарищества «Охотничий вестник». В декабре 1915 года А. В. Тарнопольский продал свои акции и вышел из дела. В феврале 1916 года на чрезвычайном собрании пайщиков было избрано новое Правление товарищества «Охотничий вестник», которое отказалось унаследовать политику своих предшественников [ОВ, 1916, № 3, с. 41].

Одним из директоров стал московский купец, владелец магазина оружия, спортивного и дорожного инвентаря Александр Алексеевич Битков, который в начале 1900-х годов критиковал магазины Тарнопольского и обвинял журнал в его зависимости от политики торгового предприятия. В связи со сменой владельца в издании стала превалировать политика ору-

8

ACCFS5

жейных магазинов А. А. Биткова. Редактором-издателем был назначен мещанин, уроженец Оренбурга И. Н. Туркестанов.

С новой редакцией сотрудничали известные охотники, охотоведы, зоологи, экологи, путешественники, ветеринарные врачи, специалисты в области оружейной техники, заводчики собак, писатели: С. А. Бутурлин, Д. А. Вилинский, генерал В. Р. Диц, В. Дзякович, проф. Б. М. Житков, Н. П. Кишенский, ветеринарный врач А. А. Лебедев, инженер Н. Д. Петров, профессор И. К. Тарнани и другие специалисты.

С 1916 года журнал стал выходить опять 2 раза в месяц, в 1918 году было подготовлено 14 сдвоенных номеров. С 1916 года он издавался с подзаголовком «Художественно-иллюстрированный журнал по всем отраслям охоты и природоведения» без Приложений. Подписная цена издания составила 5 рублей. Новое Правление поставило перед журналом цели «дать самое широкое научно-популярное ознакомление и воспитание российской охотничьей массы; привить правильные понятия охотничьей этики, долга охотника по исполнению лесоохранительного закона; благоразумном пользовании необъятными отечественными охотничьими угодьями» [Там же].

Новый редактор-издатель представил расширенную программу журнала: 1) Охотоведение; 2) Родная природа; 3) Естественные богатства страны; 4) Животное и пернатое царство России; 5) Отечественные охотничьи уголки; 6) Промысловая охота; 7) Дичеразведение; 8) Научно-популярные очерки и руководящие статьи; 9) Искусство стрельбы; 10) Хроника охотничьих обществ и кружков; 11) Оружейная техника; 12) Изящная беллетристика; 13) Собаководство; 14) Рыболов-любитель; 15) Охотничий фельетон; 16) Корреспонденция; 17) История охоты; 18) Спорт, тесно связанный с охотой; 19) Советы молодым охотникам; 20) За рубежом; 21) Охотничья юмористика; 22) Рисунки; 23) Вопросы и ответы. С увеличением числа разделов увеличился и объем журнала: с 16 до 24 страниц. Последние 2—3 страницы занимали рекламные объявления.

В мае 1917 года подписная цена составляла 7 рублей, а к концу года выросла до 18 рублей в год. Повышение было связано с увеличением расходов по изданию и с сокращением числа охотников [ОВ, 1917, № 9, с. 1].

Февральскую революцию редакция приняла с воодушевлением, так как поверила в возможность скорейшего решения земельного вопроса и определения статуса охоты в молодой стране: «Старый режим теперь должен уступить дорогу светлому будущему России, развитию ее созидательных сил» [Там же, № 5, с. 81]. Редакция верила, что с изменением государственной политики начнется переустройство всех сфер жизни, которое коснется и вопросов промысловой охоты. В течение всего года сотрудники писали о необходимости обустройства заповедников, создания музеев природы, вклю-

8

ACCFS5

чения в члены охотничьих обществ представителей пролетариата, крестьян, которые будут пропагандировать правильную охоту среди малограмотного населения, призывали неравнодушных граждан объединяться в союзы и общества, чтобы противостоять уничтожению природных богатств.

Однако надеждам редакции не суждено было сбыться. Революция 1917 года, как вихрь, вовлекла в свой водоворот последние силы когда-то устойчивого издания и существенно подорвала его относительно стабильную финансовую репутацию. В недавнем прошлом успешный журнал не выдержал испытания революционными событиями и в июле 1918 года без предварительных объяснений прекратил свое существование.

5. Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журнал «Охотничий вестник» был первым специализированным журналом в сфере охоты, объединившим коммерческие интересы и гражданские устремления его владельцев и сотрудников. В течение восемнадцати лет он издавался на средства торгово-промышленного товарищества «Охотничий вестник», в ведении которого и находился, что обеспечило ему стабильные позиции на рынке повременной литературы. В течение всего периода, несмотря на жесткую конкуренцию за читателя и критику со стороны коллег по цеху, он оставался достаточно авторитетным и влиятельным изданием.

Своим долголетием «Охотничий вестник» обязан и гибкой политике редакторов-издателей, и эффективным способам коммерческой деятельности торгово-промышленного товарищества «Охотничий вестник», которые обеспечивали ему доход.

Журнал ориентировался на широкую аудиторию, стараясь быть интересным и полезным как состоятельным, так и рядовым охотникам.

Кроме того, журнал также привлекал читателей дешевой подпиской, премиями, возможностью рассрочки платежа, бесплатными Приложениями. Сотрудников заинтересовывали различными формами материального стимулирования: выплатой гонораров, годовых премий за привлечение подписчиков. Рекламные объявления, на публикацию которых товарищество не скупилось, бесплатная рассылка Прейскуранта оружейных магазинов, «беседы с читателями» о высоком качестве продаваемого в магазинах Товарищества оружия и другие приемы, безусловно, стимулировали подписчиков и способствовали повышению рейтинга издания.

Можно заключить, что история журнала «Охотничий вестник» — это часть истории страны, одного из самых драматических периодов ее развития, запечатленного на страницах издания, и один из этапов становления нового типа специализированной печати — периодических изданий в области природы и охоты.

■OiEN

8

ACCFS5

Источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. ОВ, 1901 — Охотничий вестник : ежемесячный художественно-иллюстрированный журнал. — Москва : Типография А. П. Поплавского, 1901. — № 2. — 16 с.

2. ОВ, 1904 — Охотничий вестник : ежемесячный художественно-иллюстрированный журнал. — Москва : Типография А. П. Поплавского, 1904. — № 8. — 16 с.

3. ОВ, 1904 — Охотничий вестник : двухнедельный художественно-иллюстрированный журнал ружейной и псовой охоты, собаководства, рыболовства, оружейной техники и охотничьей беллетристики. — Москва : Типография А. П. Поплавского, 1904. — № 20. — 16 с.

4. ОВ, 1913 — Охотничий вестник : двухнедельный художественно-иллюстрированный журнал по всем отраслям охоты. — Москва : Типография А. П. Поплавского, 1913. — № 5. — 16 с.

5. ОВ, 1916 — Охотничий вестник : художественно-иллюстрированный журнал. — Москва : Типо-Литография И. Н. Кушнерева, 1916. — № 1. — 22 с. ; — № 3. — 22 с.

6. ОВ, 1917 — Охотничий вестник : художественно-иллюстрированный журнал. — Москва : Типо-Литография И. Н. Кушнерева, 1917. — № 5. — 22 с. ; — № 9. — 22 с.

7. Отчет товарищества на паях «Охотничий вестник». — Москва, 1912—1913. — 22 с.

8. Прейскурант специального оружейного магазина А. В. Тарнопольского в Москве. — Москва, 1899.

9. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 23. Оп. 28. Д. 1556 : Товарищество «Охотничий вестник» в Москве (торговое) ; Ф 776. Оп. 8. Д. 1359 : Дело об издании в Москве журнала «Охотничий вестник».

10. Семья охотников : охотничий иллюстрированный журнал. — Тула : Типография Е. И. Дружининой, 1908. — № 7.

11. Скупенский Г. В. На лазурном берегу : (Сочин. р-н Черномор. побережья Кавказа и его климато-лечеб. значение) : Наблюдения и впечатления врача / Г. Скупенский. — 2-е изд., доп. — Москва : тип. А. П. Поплавского, 1911. — 63 с.

12. ЦГА — Центральный государственный архив г. Москвы Ф. 16. Оп. 141. Ед. хр. 54, 4 об. : О ходатайстве дворянина А. В. Тарнопольского об утверждении проекта устава Товарищества на паях для торговли оружием и предметами спорта «Охотничий вестник» в г. Москве. 1907 г.

Литература

1. Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики : история, теория, практика / А.И. Акопов. — Ростов н/Д : Терра, 2002. — 367 с.

2. Алексеев К. А. Спортивная пресса России XIX — начала ХХ вв. : историко-типологический анализ : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / К. А. Алексеев. — Санкт-Петербург, 2008. — 257 с.

3. Войтик Е. А. Спортивный медиатекст : закономерности становления и парадигма развития : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Е. А. Войтик. — Санкт-Петербург, 2016. — 52 с.

4. Ерофеева И. В. Концепт ОХОТА в лингвокультурологической парадигме современных специализированных журналов / И. В. Ерофеева, В. Н. Бочарников // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. — 2018. — № 1 (7). — С. 5—16.

5. Кубышко О. В. Кинологическая тематика в специализированной прессе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / О. В. Кубышко. — Ростов-на-Дону,

2017. — 168 с.

6. ЛяпинаА. В. Опыт взаимодействия человека и природы в специализированной прессе конца XIX века (на материале журналов «Природа и охота» и «Русский охотник») / А. В. Ляпина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2019. — Т. 18, № 6. — С. 49—61. — DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-6-49-61.

7. Ляпина А. В. Специализированная пресса природы и охоты конца XIX — начала XX века : предпосылки и условия возникновения / А. В. Ляпина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика. — 2020. — № 3. — С. 101—106.

8. Ляпина А. В. Специфика рекламной коммуникации в жанре объявления во второй половине XIX века (на материале журнала «Природа и охота») / А. В. Ляпина, О. Ю. Васильева // Научный диалог. — 2019. — № 4. — С. 43—59. — DOI: 10.24224/2227-12952019-4-43-59.

9. Ситникова Т. В. Журнал «Приволжский охотник» как тип провинциальной клубной периодики / Т. В. Ситникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика. — 2017. — № 4. — С. 126—130.

10. Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте : типологические и профильные характеристики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Е. А. Слюсаренко. — Москва, 2003. — 192 с.

11. Типология периодической печати / М. Е. Аникина [и др.] ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — Москва : Аспект Пресс, 2009. — 234 с.

12. Шаркова Е. А. Экологическая журналистика в региональных политических процессах : автореферат диссертации ... кандидата политических наук : 10.01.10 / Е. А. Шаркова. — Санкт-Петербург, 2015. — 23 с.

Material resources

Central State Archive of Moscow F. 16. (In Russ.).

Family of hunters: hunting illustrated magazine, 7. (1908). Tula: Printing house of E. I. Dru-zhinina. (In Russ.).

Hunting Bulletin: a monthly art and illustrated magazine, 2. (1901). Moscow: A. P. Poplavsky

Printing house. 16 p. (In Russ.). Hunting Bulletin: a monthly art and illustrated magazine, 8. (1904). Moscow: A. P. Poplavsky

Printing house. 16 p. (In Russ.). Hunting Bulletin: a two-week art-illustrated magazine of rifle and dog hunting, dog breeding, fishing, weapons equipment and hunting fiction, 20. (1904). Moscow: A. P. Poplavsky Printing house. 16 p. (In Russ.). Hunting Bulletin: a bi-weekly art and illustrated magazine on all branches of hunting, 5.

(1913). Moscow: A. P. Poplavsky Printing house. 16 p. (In Russ.). Hunting bulletin: an art and illustrated magazine, 1, 3. (1916). Moscow: Typo-Lithography

of I. N. Kushnerev. 22 p. (In Russ.). Hunting bulletin: an art and illustrated magazine, 5, 9. (1917). Moscow: Typo-Lithography

of I. N. Kushnerev. 22 p. (In Russ.). Report of the partnership on shares "Hunting bulletin". (1912—1913). Moscow. 22 p. Russian state historical archive. F. 23. F. 776. (In Russ.).

Skupensky, G. V. (1911). On the Cote d'Azur: (Sochin. Chernomor district. The coasts of the Caucasus and its climate. meaning): Observations and impressions of a doctor. Moscow: A. P. Poplavsky type. 63 p. (In Russ.).

EN^i

The price list of the A. V. Tarnopolsky special weapons store in Moscow. (1899). Moscow. (In Russ.).

References

Akopov, A. I. (2002). Some questions of journalism: history, theory, practice. Rostov n/D: Terra. 367 p.

Alekseev, K. A. (2008). Sports press of Russia of the XIX — early XX centuries: historical and typological analysis. PhD Diss. St. Petersburg. 257 p.

Erofeeva, I. V., Bocharnikov, V. N. (2018). Concept of HUNTING in the linguoculturological paradigm of modern specialized journals. Humanitarian aspects of hunting and hunting economy, 1 (7): 5—16.

Kubyshko, O. V. (2017). Cynological topics in the specialized press. PhD Diss. Rostov-on-Don. 168 p.

Lyapina, A. V. (2019). The experience of interaction between man and nature in the specialized press of the late XIX century (based on the material of the magazines "Nature and hunting" and "Russian Hunter"). Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: History, Philology, 18 (6): 49—61. DOI: 10.25205/1818-79192019-18-6-49-61.

Lyapina, A. V. (2020). Specialized press of nature and hunting of the late XIX — early XX century: prerequisites and conditions of occurrence. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 3: 101—106.

Lyapina, A. V., Vasilyeva, O. Yu. (2019). Specifics of Advertising Communication in the Second Half of 19th Century (by Example of "Nature and Hunting" Magazine). Nauchnyi dialog, 4: 43—59. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-4-43-59. (In Russ.).

Sharkova, E. A. (2015). Environmental journalism in regional political processes. Author's abstract of PhD Diss. St. Petersburg. 23 p.

Shkondin, M. V., Resnyanskaya, L. L. (ed.) (2009). Typology of the periodical press. Moscow: Aspect Press. 234 p.

Sitnikova, T. V. (2017). The magazine "Volga Hunter" as a type of provincial club periodicals. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 4: 126—130.

Slyusarenko, E. A. (2003). Specializedjournals about sports: typological and profile characteristics: PhD. Diss. Moscow. 192 p.

Votik, E. A. (2016). Sports media text: regularities of formation and the paradigm of development. Author's abstract of Doc. Diss. St. Petersburg. 52 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.