Научная статья на тему 'ОХОТНИЧЬЯ ПЕРИОДИКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СЕГМЕНТ ДОСУГОВЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН: СВОЕОБРАЗИЕ КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ "РОССИЙСКОЙ ОХОТНИЧЬЕЙ ГАЗЕТЫ")'

ОХОТНИЧЬЯ ПЕРИОДИКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СЕГМЕНТ ДОСУГОВЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН: СВОЕОБРАЗИЕ КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ "РОССИЙСКОЙ ОХОТНИЧЬЕЙ ГАЗЕТЫ") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХОТНИЧЬЯ ПЕРИОДИКА / ДОСУГОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МУЖСКОЙ ЖУРНАЛ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шашкова Е.В.

Современный рынок охотничьей журналистики насыщен и многообразен. Однако история становления и современные тенденции охотничьей журналистики, жанровая и тематическая специфика данного сегмента до сих пор остаются недостаточно изученными. Цель представленного исследования - выявить тематическое своеобразие отечественной охотничьей журналистики на примере «Российской охотничьей газеты». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: познакомиться с историей возникновения в России первых охотничьих периодических изданий и современным состоянием этого направления журналистики; исследовать специфику аудитории данного сегмента периодики; выделить охотничью журналистику как отдельный специализированный сегмент досуговой журналистики; в ходе контент-анализа выявить тематическое своеобразие охотничьей периодики. Эмпирическая база исследования - медиатексты «РОГ» с 2015 по 2020 гг. Всего было проанализировано более 100 публикаций. Теоретическую основу составили труды Л.Р.Дускаевой, О.Д.Бельского, В.Н.Бочарникова, Ю.А.Олянич. В исследовании были использованы метод наблюдения и описания, методы сбора и обработки информации, классификации и систематизации материала, описательный, сопоставительный анализ; исторический и культурологический методы, метод контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF A HUNTING MAGAZINE FOR MEN ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN HUNTING NEWSPAPER

The history of Russian hunting journalism dates back almost a century and a half. The market for hunting journalism is saturated and diverse: print media Internet resources as well as television channels. In addition, blogs and forums are very popular. However, the history of formation and modern trends of hunting journalism, the thematic specifics of this segment are still not well understood. The research presents the results of the content analysis of the “Rossiyskaya Okhotnichya Gazeta”. The thematic diversity observed in the analyzed publication allows it to have a large audience coverage. The newspaper focuses primarily on hunters and fishermen, but meets the needs of a much larger part of the male audience. Among her may be environmental activists, dog breeders, weapon collectors.

Текст научной работы на тему «ОХОТНИЧЬЯ ПЕРИОДИКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СЕГМЕНТ ДОСУГОВЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН: СВОЕОБРАЗИЕ КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ "РОССИЙСКОЙ ОХОТНИЧЬЕЙ ГАЗЕТЫ")»

УДК 070 https://doi .org/10.34680/2411 -7951.2021.2(35).151-155

Е.В.Шашкова

ОХОТНИЧЬЯ ПЕРИОДИКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СЕГМЕНТ ДОСУГОВЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ МУЖЧИН: СВОЕОБРАЗИЕ КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ «РОССИЙСКОЙ ОХОТНИЧЬЕЙ

ГАЗЕТЫ»)

Современный рынок охотничьей журналистики насыщен и многообразен. Однако история становления и современные тенденции охотничьей журналистики, жанровая и тематическая специфика данного сегмента до сих пор остаются недостаточно изученными. Цель представленного исследования — выявить тематическое своеобразие отечественной охотничьей журналистики на примере «Российской охотничьей газеты». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: познакомиться с историей возникновения в России первых охотничьих периодических изданий и современным состоянием этого направления журналистики; исследовать специфику аудитории данного сегмента периодики; выделить охотничью журналистику как отдельный специализированный сегмент досуговой журналистики; в ходе контент-анализа выявить тематическое своеобразие охотничьей периодики. Эмпирическая база исследования — медиатексты «РОГ» с 2015 по 2020 гг. Всего было проанализировано более 100 публикаций. Теоретическую основу составили труды Л.Р.Дускаевой, О.Д.Бельского, В.Н.Бочарникова, Ю.А.Олянич. В исследовании были использованы метод наблюдения и описания, методы сбора и обработки информации, классификации и систематизации материала, описательный, сопоставительный анализ; исторический и культурологический методы, метод контент-анализа.

Ключевые слова: охотничья периодика, досуговая журналистика, мужской журнал, контент-анализ

История российской охотничьей журналистики насчитывает почти полтора века. Ещё в середине 19

столетия появился «Журнал коннозаводства и охоты» под редакцией Н.Реутта (1842 г.). Дореволюционные охотничьи периодические издания представляли собой уникальный симбиоз многовекового опыта, научных изысканий и охотничьих рассказов, анекдотов. В данных изданиях принимали активное участие многие знаменитые писатели и великие русские охотники. Охотничья периодика в дореволюционной России входила в разряд спортивной журналистики. В СССР также издавалось немало охотничьих периодических изданий, но практически все они носили прикладной характер. Журналы были заполнены рекомендациями и советами: как организовать и вести охотничье хозяйство, как разводить дичь и прочее. В современном информационном пространстве охотничья журналистика становится частью досуговой журналистики для мужской аудитории.

«Журналистика сферы досуга отражает разнообразные формы свободного времяпрепровождения аудитории и призвана разнообразно наполнять его» [1, с. 45]. По целевому назначению среди досуговых журналов для мужской аудитории выделяют: рекламно-информационные и развлекательно-познавательные. Также издания для мужчин можно разделить на издания общего интереса и специального. Тематическая структура мужских журналов общего интереса достаточно универсальна, выработана индустрией и запросами читателей (обзоры свежих кинофильмов, модные тенденции мужской одежды и обуви и пр.) Мужские издания специального интереса соответственно уделяют особое внимание определенной тематике: миру моды и светской жизни («GQ»); тенденциям общественно-политической и культурной жизни («Esquire»); спорту и здоровому образу жизни («Men's health»); техническим новинкам («Men's Gadgets»); эротике («XXL»), охоте и рыболовству («Охота и рыбалка ХХ! век»), автомобилям («За рулём») [2, с. 100-103].

На отечественном печатном рынке представлен довольно широкий спектр охотничьих изданий: «Охота и охотничье хозяйство», «Охота», «Арсенал охотника», «Русский охотничий журнал», «Охотничий двор», «Охота и рыбалка», «МастерРужьё», «Охотничьи просторы», «Основной инстинкт. Охота и рыбалка по всему миру» и пр. Мы будем в данном исследовании относить подобные издания к сегменту досуговых специализированных изданий для мужчин.

Охотничий дискурс представляет собой «специальный тип профессионального общения его участников и содержит в себе целый ряд специфических ритуалов, а также характеризуется особой риторикой, проявляющейся в разнообразии жанров» [3, с. 56]. К обязательным составляющим охотничьего дискурса можно отнести: рассказ самого охотника, материалы иллюстративного характера, сведения об особенностях выбранной местности, быте и способах охоты коренного населения. Здесь удивительным образом соединяются и пересекаются воспоминания о каком-либо охотничьем случае, сюжеты охотничьей жизни рассказывающего и натуралистическое, естественнонаучное изложение, связанное с описанием животного мира. Говорящий-охотник — связующее звено, переводчик между миром человека и зверя, одинаково связанный с обоими мирами.

Контент охотничьих изданий формировался на всём протяжении их существования. В дореволюционных охотничьих изданиях размещались разнообразные материалы по охоте (псовой, ружейной, с ловчими птицами и пр.), естествознанию, животноводству, промыслам, оружейной технике, рыболовству. Журналы и газеты предлагали своей целевой аудитории обширные статьи, посвященные оружейной технике, особенностям региональной охоты, животноводству, зоологии, собаковедению, орнитологии, активно освещали выставки,

съезды, законопроекты, другие значимые события жизни российских охотников. Большой популярностью у любителей и профессионалов охотничьего промысла пользовались материалы о положении и бытовых условиях жизни охотников. На страницах периодических изданий обсуждались актуальные идеи создания и регулирования законов об охоте, о необходимости развития охотничьего дела в России [4, с. 57-58]. Печатались рассказы, очерки и стихи писателей-охотников.

Рассмотрим тематическое своеобразие современных отечественных охотничьих периодических изданий на примере «Российской Охотничьей Газеты».

«РОГ» — популярнейшее издание среди имеющегося массива современной охотничьей периодики. Это еженедельное иллюстрированное издание, доступное также и в электронной версии. Издатель — издательский дом «Московский Комсомолец». Тираж — 45 тысяч экземпляров. Способ распространения — путем розничной продажи или через подписку в Москве и Московской области, а также других регионах России. Целевая читательская аудитория — мужчины среднего возраста, с семьей и без финансовых проблем. «РОГ» — продолжатель русских охотничьих традиций, преемница той самой «Охотничьей газеты», основанной ещё в 18 веке Л.В.Сабанеевым. Главная цель издания — пропаганда правильной охоты, сохранение вековых охотничьих традиций России.

Первый номер газеты вышел в июле 1994 года. Тогда она называлась «Московская охотничья газета («МОГ»)». С 1997 года — «Российская Охотничья Газета» («РОГ»). С самых первых выпусков на страницах газеты размещались актуальные новости из сферы охотничьего законодательства, публиковались злободневные статьи охотоведов и охотников-практиков, опытных рыболовов и кинологов, раскрывались секреты и тонкости охоты и рыбалки на территории необъятной России. В газете можно было найти всё: от снаряжения патронов до разнообразных рыболовных снастей, от выбора первого ружья или удилища до множества мелочей, волнующих охотников и рыболовов по всей стране.

«РОГ» проявляет серьезный подход к актуальным проблемам охотничьего законодательства. Газета неустанно выступает со статьями о необходимости скорейшей разработки закона об охоте, новых правил охоты и других правовых актов, предоставляя возможность высказать свою точку зрения не только ученым, биологам-охотоведам, чиновникам от охоты, но и простым охотникам и рыбакам.

Следуя современным тенденциям, редакция «Российской Охотничьей Газеты» развивает сайт OHOTNIKI.RU, где помимо публикаций и эксклюзивных материалов, действует также форум для общения, в котором можно принять участие, зарегистрировавшись на сайте.

В подготовке номеров газеты принимают участие непрофессиональные авторы — охотники, рыболовы и любители дикой природы. Это рупор, благодаря которому можно достучаться до охотничьих чиновников, сохранить традиции русской охоты, изжить браконьерство, научиться рационально и бережно, на научной основе, использовать природные ресурсы. Издание продолжает знакомить читателей с охотничьими видами зверей и птиц, их полевыми признаками, биологией и особенностями правильной охоты на них, рассказывает и о тех видах, которые находятся под охраной.

В содержательной структуре «РОГ» можно выделить несколько постоянных рубрик.

Рубрика «В угодьях» является «визитной карточкой» издания — она неизменно открывает каждый номер «РОГ». В этой рубрике размещаются аналитические материалы, размышления охотников о проблемах, назревающих в охотничьих угодьях, а также об актуальных вопросах российского охотничьего хозяйства в целом.

Главная особенность аналитики «В угодьях» — легкость подачи, доступность, высокая экспрессия, обилие выразительных средств. Часто публикации содержат иронию и сатиру («Зачем убивают российскую охоту?», «РОГ» № 21(1238) 17—30 октября 2018 г.).

Следующая постоянная рубрика газеты — «РОГ-информ». Данная рубрика посвящена материалам, носящим новостной характер. Это в основном информационные сообщения небольшого объёма, касающиеся таких тем, как открытие нового сезона охоты, презентация книги, проведение различных мероприятий охотничьим сообществом и др.

Ещё одна постоянная рубрика — «На кровях». В этом разделе в основном печатаются рассказы охотников о поимке зверя с описанием непосредственного убийства преследуемого животного. Часто материалы рубрики «На кровях» представляют собой репортаж. Одной из особенностей таких материалов является ярко выраженное художественное начало: материалы изобилуют средствами выразительности, придавая тексту красочности и эмоциональности: «Раннее июльское утро встретило нас густым туманом и обильной росой. Мы отправились на один из видов охоты, считающийся сугубо степным. Видимость была практически нулевая. Прохладная свежесть росы почувствовалась нами через пару десятков пройденных метров по густому травянистому лугу» («РОГ» № 31(1095) от 29 июля 2019 г.).

Ещё одной отличительной чертой таких материалов является их прикладной характер. Авторы описывают тактику выслеживания зверя, нападения на него, а также анализируют, что стало причиной удачного или, напротив, неудачного исхода.

Следующая рубрика «Охотник-натуралист» не встречается в каждом выпуске газеты, однако даже не являясь постоянной, остаётся одной из самых важных, определяющих характер издания. Она посвящена изучению окружающего мира: природных циклов, животных, птиц и их повадок. Материалы, опубликованные здесь, носят в основном энциклопедический характер и посвящены разным отраслям науки об окружающем мире: орнитологии, зоологии, экологии и прочим.

Рубрика «Охотничий обиход» посвящена охотничьему снаряжению. В основном опубликованные здесь материалы представляют собой руководства по выбору охотничьего снаряжения, оружия, боеприпасов. Такие публикации носят прикладной характер и будут особенно полезны охотникам-новичкам, не имеющим большого опыта в обращении с оружием. Авторы-оружейники дают рекомендации по подбору оружия для определённого вида охоты, отвечают на вопросы, какое снаряжение будет уместным для той или иной местности. Также в этой рубрике часто публикуются материалы в жанре обзора. Обычно это обзоры на ружья, описывающие историю их создания, внешний вид, удобность в использовании и пр.

Не могла не появиться в издании, продолжающем дело самого Л.П.Сабанеева, рубрика, посвящённая охотничьим собакам. Это рубрика «На псарне». Здесь размещаются руководства по воспитанию, уходу и дрессировке охотничьих собак, материалы, рассказывающие о конкретных породах собак, их поведении, пригодности для тех или иных видов охоты, выставок и т. д.

Ещё одна рубрика, не являющаяся постоянной, но от этого не теряющая своей актуальности — «Советы начинающим». Она содержит руководства по ведению охоты, подбору ружей, снастей. Отличительной чертой материалов, размещаемых в этой рубрике, является их простота и доступность для малоопытных охотников, только начинающих постигать охотничье дело.

Присутствует в издании и рубрика, посвящённая охотничьей кухне. Под общим названием «Кулинария» объединены рецепты по приготовлению дичи, рекомендации по свежеванию, разделыванию и приготовлению дичи, советы по подаче какого-либо охотничьего блюда.

Нельзя оставить без внимания тему рыбалки. Ей в «Российской охотничьей газете» посвящён целый тематический раздел «Наш рыболов». Он объединяет такие рубрики, как: «Вести с водоёмов», «Рыбацкий опыт», «Встречи на рыбалке», «Рыба и рыболовы» и другие.

Таким образом, в ходе контент-анализа «Российской охотничьей газеты» были выделены следующие тематические доминанты: экология, сохранение традиций охоты, собаководство, законодательство в области охотничьего промысла, охотничье оружие и снаряжение, рыболовство, охотничья кухня, практическая охота, правила охоты.

Тема законодательства в области охотничьего промысла. Высокая заинтересованность охотничьего сообщества в данных материалах закономерна и обоснована: развитие охотничьего дела в России, как и условия, непосредственно, самой охоты регулируются охотничьим законодательством. Внимание авторов сфокусировано, в первую очередь, на таких законах, как закон «Об оружии», «О животном мире», «Об охоте», «Об особо охраняемых природных территориях» и т. д. Поводом к написанию материалов данной тематики чаще всего становятся: принятие новых поправок к какому-либо из вышеперечисленных законов; прецедент, обнажающий несостоятельность того или иного закона. Материалы, посвящённые данной теме, часто носят аналитико-критический либо обзорный характер. Наиболее популярной проблемой, освещаемой здесь является несостоятельность охотничьего законодательства. Авторы часто поднимают проблему необходимости обновления охотничьего законодательства вследствие нежизнеспособности существующего закона в условиях современного российского охотничьего промысла. В качестве примера можно привести материал, опубликованный в № 26(1243) «РОГ» от 26 декабря 2018 года под названием «Нужно ли переписывать закон». Также одной из основополагающих проблем в издании является проблема отлучения охотничьего законодательства от науки. По мнению большинства авторов, государственный закон не может быть жизнеспособным, если его принципы не основываются на законах научных.

Одной из самых актуальных и животрепещущих тем, освещаемых в издании, выступает тема экологии. Она не занимает ведущего места в издании, однако во многом определяет его. Повышенное внимание издания к проблемам экологии говорит о том, что газета, как и охотничье сообщество в целом, не только осознаёт влияние охоты на окружающую среду, но и ищет пути решения экологических проблем. Основными проблемами, поднимаемыми в тематическом блоке, являются: проблема загрязнения природы отходами охотничьего промысла; проблема браконьерства, проблема неграмотного регулирования экологической ситуации в регионах и охотхозяйствах. Как показал анализ материалов, проблема ухудшения экологической ситуации является здесь одной из самых насущных. Охотничье сообщество серьёзно озабочено этой проблемой и прилагает усилия по поиску её решений. «РОГ» также активно вовлечена в этот процесс. О негативном влиянии охотника на экологию в газете опубликовано немало материалов. Например, публикация «Отстрел кормушки случайным не бывает». В ней автор рассказывает об приспособлении для рыбной ловли именуемом «кормушкой», которое часто теряется в водоёме по причине перегрузки рыболовной снасти. Автор ставит это в вину самим рыболовам. Он говорит об ответственности рыбака в загрязнении окружающей среды. Здесь же автор приводит несколько способов, как избежать «отстрела» этой самой «кормушки». Надо отметить, что редакция подходит к изучению проблемы очень серьёзно: публикуются результаты масштабных научных исследований влияния охотничьего промысла на экологию. Материал «Свинцовая дробь и пернатая дичь» может послужить ярким примером. Автор приводит исследование причин загрязнения охотничьих угодий, а также отравления водоплавающей дичи свинцом. Можно сделать вывод, что «РОГ» ставит одной из своих первоочерёдных целей поиск решений экологических проблем, создаваемых охотничьим сообществом, а также поиск наиболее безвредных для окружающей среды методов охоты.

Не забывают в издании и об интересах рыболовов. Тема рыболовства в газете освещена достаточно обширно: тонкости летней и зимней рыбалки, рыболовство в регионах, рыболовная оснастка, экология

водоёмов. В газете представлены материалы, рассказывающие о правильном подборе водоёма, места наиболее удачной поклёвки, подготовке приклёвки и пр. Авторами выступают практикующие рыболовы со стажем.

Вообще, как уже говорилось ранее, редакция «РОГ» рассматривает охоту не только как хобби для мужчин, но и как историческое достояние, русское наследие. Для издания, позиционирующего себя продолжателем вековых традиций охотничьей журналистики тема сохранения традиций охоты является определяющей. Отсюда — материалы энциклопедического, исторического характера, повествующие о старинных видах охоты, зарождении, причинах, предпосылках традиций русской национальной охоты. Большой массив материалов посвящён традициям псовой охоты, разведения охотничьих собак. Традициям правильного загона дичи, оборудованию капканов, подбору наживки и снастей для рыбной ловли и т. д. Издание пропагандирует ведение так называемой «правильной», то есть традиционной классической охоты. В основном критика касается технологизации и милитаризации охоты. «Так при засилье материализма, господстве потребительского подхода, наряду с отсутствием культуры охоты и строгой охотничьей этики, за полноценную охоту стрелками выдается то, что является стрельбой по живым мишеням или ближе к стяжательству, чем к правильной охоте» («РОГ» № 12(1229) 30 мая — 12 июня 2018 г.).

Внимание авторов фокусируется также и на теме охотничьих правил. Сюда можно отнести материалы, написанные в жанре рекомендации (советы по подбору места охоты, по подбору оружия и снаряжения, тонкости охоты на птиц, на крупную и мелкую дичь и пр.). Практические советы в охотничьем деле, обмен опытом — очень ценный материал (рубрики «Школа мастерства», «Начинающему охотнику»).

Издание об охоте было бы неполноценным без материалов оружейной тематики (материалы о современном охотничьем оружии, снаряжении, патронах и пр.) Эта тема привлекает не только охотников, для большинства из которых оружие не представляет эстетической ценности, но и коллекционеров, ценителей. Материалы, адресованные коллекционерам, чаще всего представлены в формате обзоров. В материалах, относящихся к прикладным, можно найти практические советы по подбору ружья, патронов, снаряжения для охотника и собаки. Нередки здесь материалы, сравнивающие разные виды оружий и снаряжений, рассказывающие об их устройстве. Современное снаряжение, вошедшее в арсенал охотника с развитием технологического прогресса, также не осталось без внимания. Бипер и другие современные атрибуты охотничьего снаряжения часто оказываются в центре внимания авторов. Однако, многие из них достаточно критичны по отношению к данным приспособлениям. Нередко поднимается проблема оскуднения охотничьего промысла такого рода гаджетами. Авторы считают, что с облегчением охоты, уходит её самобытность, она превращается не в охоту с преодолеваем трудностей, с долгим выслеживанием дичи, а в «отстрел» дичи. Необходимо сказать об ещё одной немаловажной проблеме, поднимаемой авторами в материалах об оружии. Публикации здесь информируют читателя о поправках к закону «Об оружии», анализируют, к каким последствиям они приведут. Авторы часто рассуждают на тему жизнеспособности новых или старых поправок и приложений к закону. Также здесь рассказывается о способах и регламенте оформления разного рода документов, связанных с хранением, использованием и коллекционированием оружия — разрешений, лицензий и прочих.

Таким образом, представленный тематический блок достаточно полно освещает наиболее актуальные проблемы российского оружейничества, наглядно знакомит читателя с разнообразными видами оружия, а также отвечает запросам довольно обширной аудитории.

Ещё одна популярная в анализируемом издании тема — собаководство. Охотничье издание не может не освещать эту тему. В охотничьем деле собаководство имеет большое значение. Значительная часть способов охоты на пушных и копытных зверей, а также на пернатую дичь связана с применением охотничьих собак. В «РОГ» тема собаководства освещена в полном объёме. Здесь можно выделить несколько основных подтем, которым в издании уделяется больше внимания. В первую очередь, это тема воспитания и дрессировки охотничьей собаки. В газете публикуются материалы, рассказывающие о различных методиках правильного воспитания собаки, а потом и обучения её охоте, об истории возникновения той или иной породы. Уделяется внимание в газете и подготовке собак к выставкам и соревнованиям, разъясняются нормативные правила соревнований. Одна из подтем данного блока - тему законодательства в сфере разведения и охоты с собаками. Здесь авторы анализируют уже существующие нормативные акты, регулирующие эту сферу, анализируют новые. Актуальной для охотничьего сообщества остаётся и тема жестокого обращения с животными. Особое внимание со стороны охотничьего сообщества эта тема получила в 2018 году, когда в России экоактивисты выступали с требованием запретить охоту с собаками, а также притравку охотничьих собак на диких животных. Притравка собаки — это обучение её правильному поведению при встрече с диким животным. Производится она всегда с участием «притравочного» зверя. Охотничье сообщество выступило против такой инициативы. Многие охотники высказали своё мнение в публикациях.

Материалы, посвящённые особенностям охотничьей кухни, чаще всего бывают написаны в форме рецепта, совета, рекомендации по приготовлению блюд. Они могут быть разделены по принципу условий, в которых им предполагается следовать. Материалы, дающие советы и рекомендации по приготовлению дичи в домашних условиях почти ничем не отличаются от уже привычных нам, публикующихся в кулинарных книгах и изданиях общей тематики. Это, например, чётко прописанные пошаговые рецепты, характерной чертой которых является условие строгого следования им. Стоит отметить также, что часто авторы пренебрегают чёткими инструкциями и обходятся небольшими советами по приготовлению. «Сначала жарится рыба, потом,

сколько надо тебе жарехи, откладывается, а оставшаяся часть заливается водой. Понятное дело, туда лучка, картошечки, лаврушки, зелени. Ну, варится все это как обычная уха. Два блюда из одного». Вернувшись домой, я тоже попробовал приготовить нечто подобное. Кажется, получилось приятное на вид и вкусное блюдо...» («РОГ» № 41(1105), 7—13 октября 2015 г.) Наиболее интересными для исследования представляются те материалы, рекомендации и советы в которых предполагаются авторами для следования им в полевых условиях. Здесь публикуются советы по обработке и транспортировке дичи, рыбы. Авторы делятся тонкостями, которые помогут мясу дольше оставаться свежим, чтобы возможно было успеть транспортировать его до места приготовления.

Как видим, проблемно-тематические блоки охотничьей журналистики весьма разнообразны. На основании проведённого контент-анализа можно сделать вывод, что охотничья журналистика, хоть и относится к сфере досуговой, но не отдаёт предпочтение только лишь развлекательному контенту и сохраняет свой специализированный характер. Она стремится разобраться в актуальных проблемах охотничьего сообщества и даже предпринимает попытки их решения.

Отметим, что на сегодняшний день охотничья журналистика на данном этапе своего существования развивается достаточно разносторонне. Телевидение, интернет — эти и другие новые площадки вещания освоены и активно используются в целях продвижения охотничьей журналистики.

Важно отметить, что современная российская охотничья журналистика исследована на настоящий день крайне мало. Если дореволюционные охотничьи издания были систематизированы и изучены, то современные до сих пор нуждаются в подробном типологическом, жанрово-тематическом и стилистическом анализе. Это может стать перспективой данного исследования.

1. Дускаева Л.Р. Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2010. 230 с.

2. Бельский Д.О. Типологическая специфика мужского журнала // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 3. С. 100-103.

3. Олянич Ю.А. Лингвосемиотика охотничьей коммуникации: монография. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. 140 с.

4. Бочарников В.Н. Философия и пространство охоты // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2016. N° 3. С. 57-66.

References

1. Duskaeva L.R. Media. Demokratiya. Rynok. Chast' 2. Funktsionirovanie sredstv massovoy informatsii v sfere dosuga: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Media. Democracy. Market. Part 2. Functioning of mass media in the sphere of leisure: Materials of the International scientific-practical conference]. St. Petersburg, 2010. 230 p.

2. Bel'skiy D.O. Tipologicheskaya spetsifika muzhskogo zhurnala [Typological specificity of a men's magazine]. Vestnik VGU, Seriya: Filologiya, Zhurnalistika, 2014, no. 3, pp. 100-103.

3. Olyanich Yu.A. Lingvosemiotika okhotnich'ey kommunikatsii: monografiya [Linguosemiotics of hunting communication: monograph]. Volgograd, 2014. 140 p.

4. Bocharnikov V.N. Filosofiya i prostranstvo okhoty [Philosophy and hunting space]. Gumanitarnye aspekty okhoty i okhotnich'ego khozyaystva, 2016, no. 3, pp. 57-66.

Shashkova E.V. Peculiarities of a hunting magazine for men on the example of The Russian Hunting Newspaper. The

history of Russian hunting journalism dates back almost a century and a half. The market for hunting journalism is saturated and diverse: print media Internet resources as well as television channels. In addition, blogs and forums are very popular. However, the history of formation and modern trends of hunting journalism, the thematic specifics of this segment are still not well understood. The research presents the results of the content analysis of the "Rossiyskaya Okhotnichya Gazeta". The thematic diversity observed in the analyzed publication allows it to have a large audience coverage. The newspaper focuses primarily on hunters and fishermen, but meets the needs of a much larger part of the male audience. Among her may be environmental activists, dog breeders, weapon collectors.

Keywords: hunting periodicals, leisure journalism, men's magazine, genre-thematic features.

Сведения об авторе. Елена Викторовна Шашкова — кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М.Достоевского; ORCID: 0000-0002-8063-7671; shashkova-lenochka@list.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.12.2020. Принята к публикации 10.01.2021.

Ссылка на эту статью: Шашкова Е.В. Охотничья периодика как специализированный сегмент досуговых изданий для мужчин: своеобразие контента (на примере «Российской охотничьей газеты») // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. N 2(35). С. 151-155. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.2(35). 151-155

For citation: Shashkova E.V. Peculiarities of a hunting magazine for men on the example of The Russian Hunting Newspaper. Memoirs of NovSU, 2021, no. 2(35), pp. 151-155. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.2(35).151-155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.