Научная статья на тему '"ОХОТНИЧИЙ ТЕКСТ" РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

"ОХОТНИЧИЙ ТЕКСТ" РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
668
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
СВЕРХТЕКСТ / ТЕКСТОВЫЕ МАССИВЫ / ТЕМА ОХОТЫ / ОХОТНИЧИЙ ТЕКСТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / SUPERTEXT / TEXT ARRAYS / HUNTING THEME / HUNTING TEXT OF RUSSIAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мальцева Татьяна Владимировна

В статье описывается принцип формирования «охотничьего текста» русской литературы как тематического единства, в котором отдельные авторские тексты демонстрируют определенную общность замысла и его воплощения. Устанавливается, что тематическое единство «охотничий текст» вбирает в себя произведения художественной, профессиональной охотничьей, публицистической и массовой литературы, имеет междискурсивную природу, представляет собой иерархически организованный сверхтекст и включает авторские субтексты различного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE HUNTING TEXT" OF RUSSIAN LITERATURE

The purpose of this work is to describe the principle of formation of the "hunting text" of Russian literature as a thematic unity, in which individual author's texts demonstrate the commonality of the concept and its implementation. It is defined that the thematic unity "hunting text" includes works of fiction, professional hunting, journalistic and mass literature, has an interdiscursive nature, it is a hierarchically organized supertext which includes author's subtexts of a different nature.

Текст научной работы на тему «"ОХОТНИЧИЙ ТЕКСТ" РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 821.161.1

ГРНТИ 17.82.31

Т. В. Мальцева

«Охотничий текст» русской литературы

В статье описывается принцип формирования «охотничьего текста» русской литературы как тематического единства, в котором отдельные авторские тексты демонстрируют определенную общность замысла и его воплощения. Устанавливается, что тематическое единство «охотничий текст» вбирает в себя произведения художественной, профессиональной охотничьей, публицистической и массовой литературы, имеет междискурсивную природу, представляет собой иерархически организованный сверхтекст и включает авторские субтексты различного характера.

Ключевые слова: сверхтекст, текстовые массивы, тема охоты, охотничий текст русской литературы.

Tatiana Maltseva

"The Hunting Text" of Russian Literature

The purpose of this work is to describe the principle of formation of the "hunting text" of Russian literature as a thematic unity, in which individual author's texts demonstrate the commonality of the concept and its implementation. It is defined that the thematic unity "hunting text" includes works of fiction, professional hunting, journalistic and mass literature, has an interdiscursive nature, it is a hierarchically organized supertext which includes author's subtexts of a different nature.

Key words: supertext, text arrays, hunting theme, hunting text of Russian literature.

... Слово "охота" все еще имеет обаятельную силу... для всех русских. Слышится в этом слове родимый разгул, родимое молодечество и удаль. Веет от этого слова темным бором, безграничным полем, широкой волею, широким раздольем.

Л. Мей («Соборное воскресенье»)

Вообще охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружьё, хоть верёвками связанное, да горсточку пороху, и пойдёт он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера.

И. С. Тургенев («Записки ружейного охотника Оренбургской губернии С. А-ва»)

Введение

Охота как феномен русской национальной культуры имеет многоплановое отражение в искусстве. Охота как проявление силы, выносливости, отваги и мужества человека, мужчины, воина - важная тема русского фольклора

© Мальцева Т. В., 2020 © Maltseva T., 2020

и древнерусской литературы, потому что «[з]вериная ловля в тогдашнее время приносила юношеству, к войне готовившемуся и к ратоборным подвигам приобучавшемуся, великую пользу» [34, с. 88].

Охота как «лов», промысел описана в специальной охотничьей литературе. Охота как «благородная забава» и страсть нашла отражение в художественной литературе, в записках и воспоминаниях заядлых охотников. «Охотничьи страницы» русских писателей и поэтов, наблюдающих природу в уединенных странствиях по ее лесам с «ружьем и лирой», полные лиризма, любования красотой и разнообразием ландшафтов, многообразием птиц и зверей, представляют широкую картину русского мира и русского быта.

Произведения охотничьей тематики были популярны в Х1Х-ХХ веках, потому что их авторов отличало много достоинств: они одновременно были, по выражению С. Т. Аксакова, «охотники с душою, натуралисты и литераторы». Благодаря таланту выдающихся русских писателей - «страстных охотников» С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого - тема охоты стала частью «большой» литературы.

Уже в начале XX века были сделаны попытки объединения «охотничьих страниц» русской поэзии и прозы в альманахи и сборники. Это альманах «Охотничий рог» 1925 года издания [28], сборник «Охота и охотник» с предисловием Д. К. Соловьева 1925 года издания [26], сборник «Охота в русской художественной литературе» со вступительной статьей Н. Смирнова 1927 года издания [27]. Но дальше тематического отбора текстов и эмоциональных оценок произведений тогда дело не пошло.

Охотничий миф [7; 8], охотничий нарратив [22], охотничий дискурс [25], охотничий рассказ [24], концепт «охота» [36], охотничий мотив, тема охоты [17; 19], охотничий жанр [4] как литературоведческие категории стали рассматриваться совсем недавно. Подобные исследования показывают, что в современной филологии «охотничий текст» осмысляется как некое единство, представляющее собой практическую, эстетическую и ментальную ценность.

Цель настоящей статьи состоит в описании принципа формирования «охотничьего текста» русской литературы XIX века как тематического единства, в котором отдельные авторские тексты демонстрируют определенную общность замысла и его воплощения. Вхождение авторского охотничьего субтекста в такое единство предполагает исследование этого субтекста в рамках тематического контекста, литературной и культурной традиции.

Материал и метод

В современной отечественной филологии активно реализуется тенденция исследования текстовых массивов, объединяемых общим объектом или событием, общей темой, мотивом. Результативность такого принципа изучения текстовых массивов демонстрируют работы по исследованию локального

текста. Методология анализа локального текста как иерархически организо-

28

ванного сверхтекста, имеющего тематическое ядро, комплекс субтекстов разной стилистики (фольклорных и авторских) может быть применена и по отношению к другим тематическим единствам.

В настоящей статье мы предлагаем принцип описания такого текстового единства, как «охотничий текст» русской литературы. Материалом исследования служат тексты различных дискурсов: художественного, профессионального охотничьего, публицистического, массовой литературы.

Охота как объект описания

Разработка темы охоты в отечественном литературоведении практически только началась. Перед исследователями в первую очередь стоит задача поиска и систематизации тематических охотничьих текстов, смыслового ядра образа охоты, исследования способов трансляции смыслов этого образа и закрепления их в авторских текстах. Разнообразные характеристики охоты (способ охоты, повадки животных и птиц, виды добычи, особенности охотничьих угодий, охотничьи ритуалы, снаряжение), ее значимое место в истории и национальной культурной памяти, роль в создании общенациональной картины мира представляют охоту как топос с разнообразными смысловыми парадигмами.

Большинство исследователей отправной точкой изучения темы охоты считают середину XIX века, когда в русскую литературу «пришла группа "охотников", создавших русскую классику» [13, с. 96], «понимающих дело» охоты: Н. А. Майков, И. С. Тургенев, А. С. Хомяков, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, А. К. Толстой, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, С. С. Дудышкин, А. И. Халанский, Е. Э. Дриянский, - а С. Т. Аксакова - родоначальником русской охотничьей литературы. Творчество перечисленных авторов представляет собой не весь «охотничий текст», а только вершину одного из дискурсов, составляющих его, - художественную литературу. Этот пласт «охотничьего текста» изучен достаточно подробно в силу значимости имен авторов художественного и «охотничьего текста» и эстетической ценности самих текстов [см.: 9; 12; 13; 15; 31; 33; 38].

Пока обойдены вниманием другие направления «охотничьего текста»: охотничья мифология и эпос; специальная охотничья литература (каноны царских и великокняжеских охот, правила дворянских охот, технология охоты); охотничья журналистика; документально-беллетристическая охотничья проза. Рассмотрим эти составляющие «охотничьего текста».

1. Охотничья мифология

Мифологическое ядро охотничьего текста составляют фольклорные тексты. Их изучение было начато Е. Б. Вирсаладзе в монографии «Грузинский охотничий миф и поэзия» [7] на материале грузинского охотничьего мифа. Приведенные в монографии многочисленные песни и сказания народов Кавказа представляют мотив охоты в фольклоре как доминантный. Методика,

29

предложенная Е. Б. Вирсаладзе, свидетельствует о типологической общности фольклорной тематики в любом национальном фольклоре. С момента выхода монографии Е. Б. Вирсаладзе (1976 год) ученые в единичных случаях обращались к охотничьим мотивам в фольклоре некоторых народов России: осетинскому и карачаевскому [2], кумыкскому [35], эвенкийскому [16], бурятскому [2]. Системно такие исследования, в том числе и в славянском фольклоре, не проводились. Эта тема еще ждет своего исследователя.

2. Специальная охотничья литература

Ведущая роль охоты как промысла и развлечения в царской и великокняжеской среде и особые требования к организации царской охоты, должностные ритуалы (например, преподнесение почетной рукавицы, пожалование из рядовых сокольников в начальные и др.) стали основой создания канона охоты, отраженного в специальных регулятивных текстах. Первыми такими документами являются «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (ок. 1635), «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути» (1656). Охотой с птицей увлекались многие русские цари. Соколиная, ястребиная и кречетная охота стали целым ритуалом, что и отражено в устроении «чина Сокольничьи пути».

В конце XIX века Николай Иванович Кутепов, заведующий хозяйством Императорской охоты, по поручению императора Александра III написал четырехтомный труд об истории царской охоты на Руси «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896-1911) [36]. Каждый том был посвящен отдельному периоду в истории охоты и имел собственное название: 1 том - «Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век», 2 том - «Царская охота на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век», 3 том - «Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», 4 том - «Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век». По мнению издателей, зрелищные сцены царской охоты и охотничьего быта требовали изобразительного материала, поэтому для иллюстрирования книги были приглашены известные художники: Н. С. Самокиш (художественный редактор издания, создавший 173 иллюстрации, виньетки и заставки) [иллюстрация 1], А. П. Рябушкин, А. Н. Бенуа, В. И. Суриков, И. Е. Репин, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, К. В. Лебедев, Ф. А. Рубо, Л. С. Бакст, Л. О. Пастернак, А. К. Беггров, Е. Е. Лансере, К. А. Савицкий, В. А. Серов и другие живописцы.

Книга Н. И. Кутепова была адресована не только охотникам - она представляла собой живописную историю русской культуры и охоты как части национальной истории. Шедеврами иллюстрированного дореволюционного книгоиздания являются также книги «Охота в Беловежской Пуще», посвя-

30

щенная охоте Императора Александра II в Беловежской пуще в 1860 году. Книга была иллюстрирована рисунками известного художника М. А. Зичи (Михая Зичи) и издана в 1862 году. В 1903 году была издана книга Георгия Карцова «Беловежская пуща. Ее исторический очерк, современное охотничье хозяйство и высочайшие охоты в пуще». Эти иллюстрированные издания до сих пор являются ценными источниками для авторов, пишущих об охоте, и художников, в том числе современных. Охотничьи полотна создают многие современные художники: В. А. Горбатов, автор серий рисунков «Соколиная охота в рисунках», «Сокольники Алексея Михайловича»; С. А. Кириллов (картина «Царский сокольничий с соколом») [иллюстрация 2], С. Н. Ефошкин (картина «Сокольничий VII века»), О. С. Маслов (картина «Царская охота» [иллюстрация 3], А. В. Глебов (картина «Царская охота») [иллюстрация 4] и другие художники.

С нашей точки зрения, графические работы и живописные охотничьи полотна тоже могут являться частью «охотничьего текста», так как графика и живопись демонстрируют визуальный образ охоты и связанных с ней ритуалов с опорой на семантику литературных образов. Живописные образы охоты в разнообразных изобразительных вариантах наряду с письменными «охотничьими текстами» представляют единую философско-эстетическую концепцию национальной жизни и транслируют те же смыслы этого ритуала, что вошли в общенациональную картину мира: охота - это проявление удали, силы, ловкости, выносливости, мужества и отваги.

Удачная охота возможна при условии слаженных коллективных действий и высокого развития сопутствующих ей ремесел. Как писали авторы в начале XIX века, охота «требует больших приготовлений, отличной сбруи, множества людей, лошадей, собак...» [23, с. 159], поэтому наряду с описанием царской соколиной охоты уже с XVIII века начинают издаваться наставления и руководства по другим видам охоты и для других сословий. В 1766 году в Санкт-Петербурге была издана на русском языке первая в России охотничья книга «Наставления человеку, упражняющемуся в охоте, и разговор двух приятелей пустынника и лесолюба, о должности охотника в наблюдении охоты и хранении заповедных мест». Книга была переводная с немецкого языка, автором перевода был Л. И. Краузольд. «Наставления.» дали толчок созданию отечественных охотничьих руководств. В течение XIX века было издано несколько десятков руководств для любителей охоты: «Карманная книга для егерей и охотников» анонимного автора Н. Н. и А. Ф. Храброва (1836) [23], «О псовой охоте» А. Венцеславского (1846) [6], «Псовая охота» Н. Реутта (1846), «Замечания московского охотника

на ружейную охоту с легавой собакой» Н. А. Основского (1852), «Полное руководство ко псовой охоте» П. М. Губина (1890), «Русская охота» Л. П. Сабанеева (1897) и другие. В 1873 году вышла первая в России энциклопедия «Охота в России во всех ее видах» М. П. Вавилова. Эти издания подпитывали интерес к охоте и, возможно, побудили многих охотников писать свои охотничьи заметки.

Специальная «охотничья литература» тоже пока не исследована и не систематизирована, хотя она представляет большую историческую и культурную ценность. В ней не только описывались приемы ведения охоты - такая литература содержала важные практические сведения о природном и животном мире России. Роль специальной литературы совершенно точно отметил один из авторов XIX века, знаток псовой охоты Петр Михайлович Мачевари-анов: «Охота, вообще, есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета. Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников, бодрит и веселит стариков и молодежь доводит до восторга. Но успех этот достигается не лежа на боку, а приобретается трудом и тонким знанием всего относящегося до избранного предмета охоты» [21, с. 7]. Этой цели и служили специальные руководства.

На сегодняшний день научных библиографических указателей такой литературы нет. В распоряжении исследователя находятся два дореволюционных издания «указателей» охотничьей литературы: «Библиографический указатель книг и статей охотничьего и зоологического содержания» Л. П. Сабанеева (1883) [30] и «Русская охотничья библиотека» Н. Ю. Анофриева (1905) [2].

Специальная охотничья литература с библиографической и исторической точки зрения рассмотрена в монографии О. А. Егорова «Очерк истории русской псовой охоты (XV-XVIII вв.)» [11]. В монографии приведено большое количество архивных материалов о времени и месте изданий по псовой охоте, об авторах специальной литературы.

3. Охотничья журналистика

Охотничья журналистика XIX века - практически не исследованная область «охотничьего текста», хотя журнальных материалов по охоте для анализа достаточно. В 1842 году Н. Реутт стал издавать первый в России «охотничий» «Журнал коннозаводства и охоты» (1869-1874), с 1855 года стала выходить еженедельная «Газета лесоводства и охоты» (1855-1859 гг.). Следом стали издаваться «Журнал охоты» (1858-1877, 1890-1893), «Журнал

Московского общества охоты» (1870). Конечно, издание охотничьих журналов и газет было делом рук энтузиастов, но издатели смогли привлечь к участию известных публицистов, писателей, ученых, интересующихся жизнью природы и охотой.

В 1873 году выдающийся общественный деятель биолог Леонид Павлович Сабанеев начал издавать популярный журнал «Природа». Вышло 17 иллюстрированных томов журнала, который с 1878 года, объединившись с «Журналом Императорского общества охоты», стал выходить под названием «Природа и охота». В новом журнале печатались известные ученые: химик Д. И. Менделеев, географ, антрополог, этнограф, археолог, музеевед, Д. Н. Анучин, биолог С. А. Усов, ботаник И. Д. Чистяков, знаменитый русский натуралист, орнитолог и зоолог, писатель и путешественник М. Н. Богданов, зоолог Н. П. Вагнер и многие другие.

Конец XIX века знаменуется взрывным развитием охотничьей журналистики - журналы открываются один за другим: «Русский охотник. Еженедельный иллюстрированный журнал (под редакцией В. П. Урусова, издавался в 1890-1895 гг.), «Охотник: еженедельный иллюстрированный журнал, посвященный всем отраслям спорта» (издатель М. И. Нейбюргер, 1887-1889 гг.); ежемесячный иллюстрированный журнал «Охотничье дело» (под редакцией Н. В. Туркина, 1901-1903 гг.); «Конская охота. Коннозаводский, скаковой и рысистый еженедельный иллюстрированный журнал» (под редакцией Г. П. Богданова, 1891-1907 гг.); иллюстрированное еженедельное издание «Охотничья газета», которую издавали Л. В. Сабанеев и Н. В. Тур-кин (1888-1912 гг.) и другие.

Материалы охотничьей тематики печатались и в литературно-публицистических журналах «Современник», «Москвитянин», «Библиотека для чтения», что свидетельствует об общем интересе к теме охоты, которая рассматривалась не только как промысел или забава, но и как инструмент межсословного объединения, коренная основа русского характера.

Ценность охотничьей периодики состоит в насыщенности публикаций бытовыми подробностями охоты, хрониками охотничьих событий, о которых нигде больше не упоминается, что подчеркивает уникальность опубликованных в журналах материалов. Кроме того, в журналах печатались материалы фактографического характера, тоже больше нигде не публиковавшиеся: перепись состояния зверофонда России, региональные особенности промысла отдельных видов зверей, описание охотничьих угодий разных краев и областей.

Научный подход к охотничьей и природоведческой журналистике намечен в статьях А. В. Ляпиной [18], О. В. Кубышко [14]. В работах исследователей описано как общее состояние природоведческой и охотничьей журналистики конца XIX века, так и роль охотничьей прессы как элемента «нового социокультурного сознания»: «охотничья пресса на широком фоне проблемно-тематических связей демонстрирует многогранный опыт взаимодействия человека с миром живой природы, ориентируясь, в том числе, на лучшие традиции классической литературы, создавшей позитивный образ охоты и охотника» [18, с. 58].

4. Документально-беллетристическая охотничья проза

Этот пласт «охотничьего текста» жанрово разнороден: его составляют записки, письма, охотничьи рассказы, очерки, случаи на охоте, воспоминания, размышления, эскизы, зарисовки с натуры, были, картинки с натуры. В этом ряду присутствуют выдающиеся и достаточно известные произведения: «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» Сергея Тимофеевича Аксакова (1852), «Записки мелкотравчатого» Егора Эдуардовича Дриянского (1859), «Записки псового охотника Симбирской губернии» Петра Михайловича Мачеварианова (1876), «Записки охотника Восточной Сибири» Александра Александровича Черкасова (1856-1863 гг.) и др.

У охотничьей беллетристики есть свои особенности. Так как этот пласт «охотничьего текста» представляет собой воспоминания, все произведения объединяет общее отношение к охоте как золотому времени «настоящей» жизни на воле, в среде «величественной, таинственной и наивной, прекрасной и могущественной, искренней и простой» [29. 1891. № 3. С. 6], «лучшие моменты» из прошлой жизни, «блаженные часы и дни» и общие эмоции азарта и восторга. Общее мнение о «прелести» охоты так выразил один из авторов: «Вам, господа охотники, хорошо известны все эти чувства, какие овладевают нами в лесу, с пожелтевшими деревьями, с коричневой подстилкой из опавших, мокрых от утреннего тумана листьев, с этой осенней тишью, - все эти ожидания, волнения, усиленный стук пульса, вся эта напряженность нервов и вся прелесть этого дела» [29, 1891. № 4].

Кроме того, охотничья беллетристика формирует собирательный образ охотника как «героя времени». По мнению В. А. Кошелева, такой герой был «выражением внутренней потребности времени, которому на определенном этапе оказался необходим именно охотник как некий объединяющий символ (курсив автора. - Т. М.) [13, с. 111]. В образе охотника-повествователя был создан тип современного героя русской жизни, наделенного лучшими чертами русского национального характера. Необходимость поиска основы наци-

онального единства отметил еще Аксаков в предисловии к «Запискам об уженье»: «Все охоты: с ружьем, с собаками, ястребами, соколами, с тенетами за зверьми, с неводами, сетьми и удочкой за рыбою - все имеют одно основание: ибо охота, сближая их с природою, должна сближать между собою» [1, IV, с. 10]. В образе охотника такой характер был найден.

Ценность и значимость охотничьей беллетристики в создании философ-ско-эстетической концепции национальной жизни отмечена в исследовательской литературе. Укажем работы Н. А. Хохловой [36], М. М. Одесской [24], А. В. Мельниковой [22]. Охотничья беллетристика тиражировала востребованный образ героя, живущего в единении с природой, и закрепляла его в сознании читателя.

Таким образом, рассмотрев разнообразные характеристики охоты в произведениях различной стилистической и жанровой природы, мы установили, что тема охоты, занимающая значимое место в истории и национальной культурной памяти и играющая важную роль в создании общенациональной картины мира, объединяет все проанализированные составляющие в тематическое единство -«охотничий текст» русской литературы.

Заключение

Итак, мы рассмотрели содержание понятия «охотничий текст» русской литературы и возможные составляющие этого текста. Установив, что тема охоты рассматривается в современном литературоведении в русле различных литературоведческих категорий: охотничьего мифа, охотничьего нарратива, охотничьего дискурса, охотничьего рассказа, концепта «охота», охотничьего мотива, - мы предположили, что они рассматриваются в рамках единого тематического контекста, имеющего общий топос - охота.

В настоящей статье мы описали принцип формирования «охотничьего текста» русской литературы XIX века как тематического единства, в котором отдельные авторские тексты демонстрируют определенную общность замысла и его воплощения.

Выяснив, что исследуемое тематическое единство вбирает в себя произведения художественной, профессиональной охотничьей, публицистической и массовой литературы, мы установили, что «охотничий текст» имеет междискурсивную природу, представляет собой иерархически организованный сверхтекст и включает авторские субтексты различного характера. Вхождение авторского охотничьего субтекста в тематическое единство «охотничий текст» предполагает исследование этого субтекста в рамках тематического контекста, литературной и культурной охотничьей традиции.

Список литературы

1. Аксаков С. Т. Собр. соч.: в 5 т. / [Под общ. ред., с вступ. статьей и примеч. С. Машинского]; [Ил.: Л. Хайлов]. М.: Правда, 1966 (Б-ка «Огонек»).

2. Анофриев Н. Ю. Русская охотничья библиотека: Полн. список книг и брошюр с краткими о каждой из них отзывами. Брест-Литовск: Тип. И. Кобринца, 1905. 160 с.

3. Батуева И. Б. Формирование культуры охотничьего промысла у бурят // Вестник Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств. 2015. № 2 (9). С. 13-16.

4. Булгаков М. По следу Хоря и Калиныча: рождение охотничьего жанра в русской художественной литературе // Свой: приложение к газете «Культура». 2015. № 1. С. 36-40. Электронный ресурс. URL: https://portal-kultura.ru/svoy/articles/zapiski-okhotnika/75475-po-sledu-khorya-i-kalinycha/ (дата обращения: 05.08.2020).

5. Васильченко Ю. А., Олянич А. В. Лингвосемиотика охотничьей коммуникации: Монография. Волгоград, 2014. 140 с.

6. Венцеславский А. О псовой охоте. М., 1846. 116 с.

7. Вирсаладзе Е. Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы; АН СССР, 1976. 361 с. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии»).

8. Вирсаладзе Е. Б. Из истории охотничьего эпоса в Грузии. Б.м., 1958. C. 70-75.

9. Громов В. А. Ружье и лира Тургенева // Охотничьи просторы. М., 1964. Вып. 20. С.190-200.

10. Губин П. М. Полное руководство ко псовой охоте: в 3 ч. М., 1890. 178 с.

11. Егоров О. А. Очерк истории русской псовой охоты (XV-XVIII вв.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 664 с.

12. Ковалев В. А. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Вопросы генезиса / отв. ред.

B. Г. Базанов; АН СССР, Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. 133 с.

13. Кошелев В. А. Эффект охотника в русской литературе середины XIX века // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. Вып. 1: И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы / отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 95-111.

14. Кубышко О. В. Журналы Л. П. Сабанеева: история становления и типология специализированного периодического издания XIX века // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 1. С. 176-185.

15. Куделько Н. А. Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б. К. Зайцев, К. Г. Паустовский, Ю. П. Казаков): дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 219 c.

16. Лазарева Л. Б. Промысловые обряды эвенков // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (2). С. 96-99.

17. Ляпина А. В., Черенкова В. В. Тема охоты в эпистолярном дискурсе И.

C. Тургенева // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. Электронный ресурс. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 05.08.2020).

18. Ляпина А. В. Опыт взаимодействия человека и природы в специализированной прессе конца XIX века (на материале журналов «Природа и охота» и «Русский охотник») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18. № 6: Журналистика. С. 49-61.

19. Ляпина А. В. Тема охоты в журнальной беллетристике второй половины XIX века (на материале журнала «Природа и охота») // Славянские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / отв. ред. Т. П. Рогожникова. Омск, 2015. С.141-150.

20. Мамчуева Ф. О. Образ божества охоты в карачаевской и осетинской традиционной культуре: сравнительно-сопоставительный аспект (на примере карачаево-балкарских и осетинских песен и легенд) // Всероссийские Миллеровские чтения. 2018. № 6. С. 53-61.

21. Мачеварианов П. М. Записки псового охотника Симбирской губернии. В двух частях. Приложение к «Журналу охоты», 1876. М., 1876. 119 с.

22. Мельникова А. В. Охотничьи нарративы в русской литературе второй половины XIX - первой трети XX в. // Диалоги классиков - диалоги с классикой: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. (Эволюция форм художественного сознания; вып. 4). С. 61-81.

23. Н. Н., Храбров А. Ф. Карманная книга для егерей и охотников или бесценный подарок любителям звериной ловли и птичьей стрельбы. М.: Тип. А. Евреинова, 1836. 222 с.

24. Одесская М. М. Русский охотничий рассказ второй половины XIX века (типология, традиции): дис. ... канд. филол. наук. М., 1993. 200 с.

25. Олянич А. В. Охотничий дискурс // Дискурс-Пи. Екатеринбург, 2015. № 2. Т. 12. С.170-172.

26. Охота и охотник / под редакцией и с предисловием Д. К. Соловьева. Л.-М.: Новая Деревня, Российская государственная академическая типография, 1925. 200 с.

27. Охота в русской художественной литературе / ред. и вступ. ст. Н. Смирнова. М.: Современные проблемы, 1927. 381 с.

28. Охотничий рог. М.: Современные проблемы, 1925. 294 с.

29. Природа и охота. Ежемесячный иллюстрированный журнал. М., 1878-1892.

30. Сабанеев Л. П. Библиографический указатель книг и статей охотничьего и зоологического содержания. М.: тип. А.А. Карцева, 1883. 479 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Сегень А. Национальные особенности тургеневской охоты (К 150-летию выхода «Записок охотника») // Наш современник. 2002. № 8. С. 57-62.

32. Сокаева Д. В. Тема охоты в несказочной прозе Осетии // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-2. С. 405-408.

33. Стенина В. Ф. Охота в чеховском тексте: ритуал и поведенческие стратегии // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2013. № 3 (40). С. 288-290.

34. Успенский Г. П. Опыт повествования о древностях русских. Харьков: Императорский университет, 1818. Ч. 1. 208 с.

35. Халипаева И. А. Охотничьи легенды и предания кумыков // European Social Science Journal. 2014. № 12 (51). С. 177-182.

36. Хохлова Н. А. Об особенностях концепта охоты в рассказах А. П. Чехова первой половины 1880-х годов // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 11-19.

37. [Царская охота на Руси]: Ист. очерк Николая Кутепова: в 4 т.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1896-1911.

38. Швецова Т. В. «... с нею, как с поэзией, связано особое чувство» (Тема охоты в «Записках охотника» И. С. Тургенева) // Спасский вестник: материалы Всероссийской Тургеневской конференции к 190-летию со дня рождения И. С. Тургенева, 21-25 сент. 2008 г., Спасское-Лутовиново / ред. -сост. Е. Н. Левина. Тула: ИПП «Гриф и К», 2009. Вып. 16. С. 118-125.

Иллюстрации

1. Самокиш Н. Н. Электронный ресурс. URL: https://www.liveinternet.ru/ users/veralex/post232285711/ (дата обращения: 15.08.20).

2. Кириллов С. А. Царский сокольничий с соколом. Электронный ресурс. URL: https://www.kirillovgallery.ru/index.php?menu=29&type=document&p=72&lang= (дата обращения: 15.08.20).

3. Маслов О. С. Царская охота с соколом. Электронный ресурс. URL: https://vfl.ru/fotos/d1b9b68531091387.html?antid=1 (дата обращения: 15.08.20).

4. Глебов А. В. Царская охота. Электронный ресурс. URL: http://www.artlib.ru/objects/gallery_950/artlib_gallery-475486-o.jpg (дата обращения: 15.08.20).

References

1. Aksakov, S. T. Sobr. soch. [Collected Works]: V 5 t. [Pod obshch. red., s vstup. stat'ej i primech. S. Mashinskogo]; [II.: L. Hajlov]. Moscow: Pravda Publ., 1966 (B-ka «Ogonek»). (In Russian).

2. Anofriev, N. YU. Russkaya ohotnich'ya biblioteka: Poln. spisok kn. i broshyur s krat-kimi o kazhdoj iz nih otzyvami [Russian Hunting Library: Complete List of Books and Brochures with Brief Reviews]. Brest-Litovsk: tip. I. Kobrinca, 1905. 160 p. (In Russian).

3. Batueva, I. B. Formirovanie kul'tury ohotnich'egopromysla u buryat [Formation of the culture of hunting among the Buryats] Vestnik Vostochno-Sibirskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the East Siberian State Academy of Culture and Arts]. 2015. № 2 (9). Pp. 13-16. (In Russian).

4. Bulgakov, M. Po sledu Horya i Kalinycha: rozhdenie ohotnich'ego zhanra v russkoj hudozhestvennoj literature [On the trail of Khor and Kalinych: the birth of the hunting genre in Russian fiction] Svoj: prilozhenie k gazete «Kul'tura» [Own: supplement to the newspaper "Culture"]. 2015. № 1. Pp. 36-40. Elektronnyj resurs. URL: https://portal-kultura.ru/svoy/articles/zapiski-okhotnika/75475-po-sledu-khorya-i-kalinycha/

5. Vasil'chenko, YU. A., Olyanich A. V. Lingvosemiotika ohotnich'ej kommunikacii: Monografiya [Linguosemiotics of hunting communication: Monograph]. Volgograd, 2014. 140 p. (In Russian).

6. Venzeslavskij, A. Opsovoj ohote [About hound hunting]. Moscow, 1846. 116 p. (In Russian).

7. Virsaladze, E. B. Gruzinskij ohotnichij mif ipoeziya [Georgian hunting myth and poetry]. Moscow: Nauka, Glavnaya redakciya vostochnoj literatury; AN SSSR, 1976. 361 s. (seriya «Issledovaniya po fol'kloru i mifologii»). (In Russian).

8. Virsaladze, E. B. Iz istorii ohotnich'ego eposa v Gruzii [From the history of the hunting epic in Georgia]. B.m., 1958. C. 70-75. (In Russian).

9. Gromov, V. A. Ruzh'e i lira Turgeneva [The gun and the lyre by Turgenev] Ohotnich'i prostory [Hunting spaces]. Moscow, 1964. Vyp. 20. Pp. 190-200. (In Russian).

10. Gubin, P. M. Polnoe rukovodstvo ko psovoj ohote. V trekh chastyah [The Complete Guide to Hound Hunting. In three parts]. Moscow, 1890. 178 p. (In Russian).

11. Egorov, O. A. Ocherk istorii russkoj psovoj ohoty (XV-XVIII vv.) [Essay on the history of Russian hound hunting (XV - XVIII vv.)]. St. Petersburg: Dmitrij Bulanin Publ., 2008. 664 p. (In Russian).

12. Kovalev, V. A. «Zapiski ohotnika» I. S. Turgeneva. Voprosy genezisa ["Notes of a hunter" by I. S. Turgenev: questions of genesis] otv. red. V. G. Bazanov; AN SSSR, In-t rus. lit-ry (Pushkinskij dom). Leningrad: Nauka, Leningradskoe otdelenie Publ., 1980. 133 p. (In Russian).

13. Koshelev, V. A. Effekt ohotnika v russkoj literature serediny XIX veka [The hunter's effect in Russian literature of the mid-19th century] I. S. Turgenev. Novye issledovaniya i mate-rialy. Vyp. 1: I. S. Turgenev. Novye issledovaniya i materialy [I.S.Turgenev. New research and materials. Issue 1: I.S. Turgenev. New research and materials] otv. red. N. P. Generalova, V. A. Lukina. Moscow; St. Petersburg: Al'yans-Arheo Publ., 2009. Pp. 95-111. (In Russian).

14. Kubyshko, O. V. ZHurnaly L. P. Sabaneeva: istoriya stanovleniya i tipologiya spe-cializirovannogo periodicheskogo izdaniya XIX veka [L. P. Sabaneev's journals: the history of formation and typology of a specialized periodical of the 19th century] Izvestiya YUzhnogo fed-eral'nogo universiteta. Filologicheskie nauki [News of the Southern Federal University. Philological sciences]. 2016. № 1. Pp. 176-185. (In Russian).

15. Kudel'ko, N. A. Tradicii poetiki I.S. Turgeneva v russkoj literature XX v. (B. K. Zajcev, K. G. Paustovskij, YU. P. Kazakov): dis. ... d. filol. nauk [The traditions of poetics of I.S. Turgenev in Russian literature of the XX century. (B. K. Zaitsev, K. G. Paustovsky, Yu. P. Kazakov): dis. ... d. filol. sciences]. Moscow, 2005. 219 p. (In Russian).

16. Lazareva, L. B. Promyslovye obryady evenkov [Evenk fishing rituals] Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki [Arctic XXI century. Humanitarian sciences]. 2014. № 1 (2). Pp. 96-99. (In Russian).

17. Lyapina, A. V., CHerenkova V. V. Tema ohoty v epistolyarnom diskurse I.S. Turgeneva [The topic of hunting in the epistolary discourse of I.S.Turgenev] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2014. № 5. Elektronnyj resurs. URL: http://www.science-education.ru.

18. Lyapina, A. V. Opyt vzaimodejstviya cheloveka i prirody v specializirovannoj presse konca XIX veka (na materiale zhurnalov «Priroda i ohota» i «Russkij ohotnik») [The experience of interaction between man and nature in the specialized press of the late 19th century (based on the magazines "Nature and Hunting" and "Russian Hunter")] Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya [Vestnik NSU. Series: History, Philology]. 2019. T. 18. № 6: ZHurnalistika. Pp. 4961. (In Russian).

19. Lyapina, A. V. Tema ohoty v zhurnal'noj belletristike vtoroj poloviny XIX veka (na materiale zhurnala «Priroda i ohota») [The topic of hunting in journal fiction of the second half of the 19th century (based on the journal "Nature and Hunting")] Slavyanskie chteniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 chastyah [Slavic readings: materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 parts]; otv. red. T. P. Rogozhnikova. Omsk, 2015. Pp. 141-150. (In Russian).

20. Mamchueva, F. O. Obraz bozhestva ohoty v karachaevskoj i osetinskoj tradicionnoj kul'ture: sravnitel'no-sopostavitel'nyj aspekt (na primere karachaevo-balkarskih i osetinskih pesen i legend) [The image of the deity of the hunt in the Karachai and Ossetian traditional culture: a comparative-comparative aspect (on the example of Karachai-Balkarian and Ossetian songs and legends)] Vserossijskie Millerovskie chteniya [All-Russian Millerov readings]. 2018. № 6. Pp. 53-61. (In Russian).

21. Machevarianov, P. M. Zapiski psovogo ohotnika Simbirskoj gubernii. V dvuh chastyah. Prilozhenie k «ZHurnalu ohoty» [Notes of a hound hunter of the Simbirsk province. In two parts. Appendix to the "Log of the Hunt"]. 1876. Moscow, 1876. 119 p. (In Russian).

22. Mel'nikova, A. V. Ohotnich'i narrativy v russkoj literature vtoroj poloviny XIX -pervoj treti XXv. [Hunting Narratives in Russian Literature in the Second Half of the 19th - First Third of the 20th Centuries] Dialogi klassikov - dialogi s klassikoj: sb. nauch. st. [Dialogues of classics - dialogues with classics: collection of scientific articles]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. unta, 2014. (Evolyuciya form hudozhestvennogo soznaniya; vyp. 4). Pp. 61-81. (In Russian).

23. N. N., Hrabrov, A. F. Karmannaya kniga dlya egerej i ohotnikov ili bescennyj podarok lyubitelyam zverinoj lovli i ptich'ej strel'by [A pocket book for gamekeepers and hunters or an invaluable gift for lovers of animal fishing and bird shooting]. Moscow: Tip. A. Evreinova, 1836. 222 p. (In Russian).

24. Odesskaya, M. M. Russkij ohotnichij rasskaz vtoroj poloviny XIX veka (tipologiya, tradicii): dis. ... kand. filol. nauk [Russian hunting story of the second half of the XIX century (typology, traditions): dis. ... cand. philol. sciences]. Moscow, 1993. 200 p. (In Russian).

25. Olyanich, A. V. Ohotnichij diskurs [Hunting discourse] Diskurs-Pi [Discourse-Pi]. Ekaterinburg, 2015. № 2. T. 12. Pp. 170-172. (In Russian).

26. Ohota i ohotnik [Hunting and hunter] pod redakciej i s predisloviem D. K. Solov'eva. Leningrad-Moscow: Novaya Derevnya, Rossijskaya gosudarstvennaya akademicheskaya tipo-grafiya, 1925. 200 p. (In Russian).

27. Ohota v russkoj hudozhestvennoj literature [Hunting in Russian fiction] red. i vstup. st. N. Smirnova. Moscow: Sovremennye problem Publ., 1927. 381 p. (In Russian).

28. Ohotnichij rog [Hunting horn]. Moscow: Sovremennye problem Publ., 1925. 294 s.

29. Priroda i ohota. Ezhemesyachnyj illyustrirovannyj zhurnal [Nature and hunting. Monthly illustrated magazine]. Moscow, 1878-1892. (In Russian).

30. Sabaneev, L. P. Bibliograficheskij ukazatel' knig i statej ohotnich'ego i zoo-logicheskogo soderzhaniya [Bibliographic index of books and articles of hunting and zoological content]. Moscow: tip. A.A. Karceva, 1883. 479 p. (In Russian).

31. Segen', A. Nacional'nye osobennosti turgenevskoj ohoty (K 150-letiyu vyhoda «Zapisok ohotnika») [National features of the Turgenev hunt (To the 150th anniversary of the release of "Notes of a Hunter")] Nash sovremennik [Our contemporary]. 2002. № 8. Pp. 57-62. (In Russian).

32. Sokaeva, D. V. Tema ohoty v neskazochnoj proze Osetii [The topic of hunting in the non-fairytale prose of Ossetia] Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2014. № 6-2. Pp. 405-408. (In Russian).

33. Stenina, V. F. Ohota v chekhovskom tekste: ritual ipovedencheskie strategii [Hunting in Chekhov's text: ritual and behavioral strategies] Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. Gorno-Altajsk, 2013. № 3 (40). Pp. 288-290. (In Russian).

34. Uspenskij, G. P. Opyt povestvovaniya o drevnostyah russkih [The experience of narrating about the antiquities of the Russians]. Har'kov: Imperatorskij universitet Publ., 1818. CH. 1. 208 p. (In Russian).

35. Halipaeva, I. A. Ohotnich'i legendy ipredaniya kumykov [Hunting legends and traditions of the Kumyks] European Social Science Journal. 2014. № 12 (51). Pp. 177-182. (In Russian).

36. Hohlova, N. A. Ob osobennostyah koncepta ohoty v rasskazah A. P. CHekhova pervoj poloviny 1880-h godov [On the features of the concept of hunting in the stories of A.P. Chekhov in the first half of the 1880s] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2015. № 400. Pp. 11-19. (In Russian).

40

37. [Carskaya ohota na Rusi]: Ist. ocherk Nikolaya Kutepova [Royal hunt in Russia: historical sketch of Nikolai Kutepov]. V 4 tt.: Ekspediciya Pzagotovleniya gos. bumag, 1896-1911. (In Russian).

38. SHvecova, T. V. «... s neyu, kak spoeziej, svyazano osoboe chuvstvo» (Tema ohoty v «Zapiskah ohotnika» I. S. Turgeneva) ["... with her, as with poetry, a special feeling is connected" (The theme of hunting in the "Notes of a Hunter" by I. S. Turgenev)] Spasskij vestnik: mate-rialy Vserossijskoj Turgenevskoj konferencii k 190-letiyu so dnya rozhdeniya I. S. Turgeneva, 21-25 sent. 2008 g., Spasskoe-Lutovinovo [Spassky Bulletin: materials of the All-Russian Turgenev Conference on the 190th anniversary of the birth of I. S. Turgenev, 21-25 Sep. 2008, Spasskoye-Lutovinovo] red.-sost. E. N. Levina. Tula: IPP «Grif i K», 2009. Vyp. 16. Pp. 118125. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.