УРНАЛ «МИР И ИСКУССТВО» В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ФОНДА ГПИБ)
УДК 070. 1
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-95-101
М.А. Ведерникова
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Национальный исследовательский университет «МИЭТ» Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В.А. Тихон ова
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются материалы журнала «Мир и искусство», выходившего во Франции в 1930-1931 гг., посвященные деятельности представителей русского балета в эмиграции -А. Павловой, Т. Тумановой, А. Федоровой, М. Фроман и др. Также в статье рассмотрены материалы, освещающие деятельность труппы «Русской оперы в Париже». Автор статьи отмечет, что в журнале большое количество фотографий артистов балета, театральных деятелей, а также эскизов декораций к различным спектаклям, что также является источником изучения театральной жизни русских эмигрантов первой волны. Несмотря на то, что журнал выходил в Париже, в нем размещены материалы, связанные с деятельностью русских эмигрантов, проживающих в других странах. За основу взяты материалы периодического издания, находящиеся в фонде ГПИБ.
Ключевые слова: русская эмиграция первой волны, периодика, журнал «Мир и искусство», фонд ГПИБ, русский балет, балетный театр.
ВЕДЕРНИКОВА МАРГАРИТА АНДРЕЕВНА - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусства хореографа, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); профессор Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» ТИХОНОВА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - доктор философских наук, профессор, эксперт управления научной работой, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Московский государственный институт культуры
VEDERNIKOVA MARGARITA ANDREEVNA - DSc in Cultural Studies, CSc in Art History, Associate Professor, Professor at the Department of Art of Choreography, "tte Kosygin State University of Russia (Technology. Design. Art); Professor of the Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Reserch University of Electronic Technology (MIET) TIKHONOVA VALERIYA ALEKSANDROVNA - DSc in Philosophy, Professor, expert in scientific work management, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation, Moscow State Institute of Culture
© Ведерникова М. А., Тихонова В. А., 2024
Для цитирования: Ведерникова М. А., Тихонова В. А. Журнал «Мир и искусство» в культурном пространстве русской эмиграции (на основе материалов фонда ГПИБ) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №2 (118). С. 95-101. Ьир:/Мо1. огд/10.24412/1997-0803-2024-2118-95-101
THE WORLD AND ART MAGAZINE IN THE CULTURAL SPACE OF THE RUSSIAN EMIGRATION (BASED ON THE MATERIALS OF THE SHPL COLLECTION)
Margarita A. Vedernikova
Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), National Research University "MIET", Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Valeriya A. Tikhonova
Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the materials of the magazine "World and Art", published in France in 19301931, devoted to the activities of representatives of Russian ballet in exile: A. Pavlova, T. Tumanova, A. Fedor-ova, M. Froman, etc. The article also discusses materials covering the activities of the Russian Opera Company in Paris. The author of the article notes that the magazine contains a large number of photographs of ballet dancers, theater figures, as well as sketches of scenery for various performances, which is also a source of studying the theatrical life of Russian emigrants of the first wave. Despite the fact that the magazine was published in Paris, it contains materials related to the activities of Russian emigrants living in other countries. The materials of the periodical, which are in the SHPL fund, are taken as a basis.
Keywords: Russian emigration of the first wave, periodicals, Mir i Iskusstvo magazine, SHPL Foundation, Russian ballet, ballet theater.
For citation: Vedernikova M. A., Tikhonova V. A. The World and Art Magazine in the Cultural Space of the Russian Emigration (based on the materials of the SHPL collection). The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 2 (118), pp. 95-101. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-2118-95-101
Культура Русского Зарубежья (19171939) - уникальное явление в истории мировых цивилизаций, не имеющее аналога. По разным оценкам, страну покинуло от 2 до 10 миллионов человек, были представлены все слои общества дореволюционной России. Как отмечает известный исследователь культуры русского Зарубежья А. А. Аронов, «можно без преувеличения сказать, что после октября 1917 года произошёл великий исход творческой интеллигенции из России, почти весь её цвет оказался за рубежом» [1, с. 95]. По данным беженской секции международ-
ного бюро труда, пространственное и количественное расселение беженцев из России на 1928-й год было следующее: Австрия - 2465 человек, Англия - 30 тысяч человек, Бельгия -5 тысяч человек, Венгрия - 5294 человек, Болгария - 26 494 человек, Германия - 150 тысяч человек, Греция - 2075 человек, Дания - 300 человек, Испания - 500 человек, Италия - 1154 человек, Китай - 76 тысяч человек, Латвия -40 тысяч человек, Франция - 400 тысяч человек, Швейцария - 2268 человек, Швеция - 1000 человек, Чехословакия - 30 тысяч человек [3, с. 12]. Но это далеко не полный перечень. Как
отмечает А. А. Гурцалов, «основными центрами Русского зарубежья после революции были Париж, Берлин, Прага, Белград, Шанхай, Нью-Йорк. Большое количество наших соотечественников осело также в Италии, Великобритании, Турции, Греции, Финляндии, Румынии, Польше, Бельгии, Болгарии, Тунисе, Канаде, Прибалтике и даже в странах Латинской Америке» [5, с. 70].
Цель данной статьи - анализ и введение в научный оборот материалов журнала «Мир и искусство», представленных в фонде ГПИБ и посвящённых деятельности представителей русского балета в эмиграции.
Специфика эмиграции артистов балета заключается в том, что Россию покинула большая часть служителей Терпсихоры. Во Франции будут работать М. А. Арцибуше-ва, А. М. Балашова, А. Е. Волинин, Н. Вырубова, Л. Н. Егорова, Н. М. Зверев, М. Ф. Кше-синская, С. М. Лифарь, В. Ф. Нижинский, О. И. Преображенская, И. Л. Рубинштейн, Ю. Н. Седова, Н. А. Тихонова, В. А. Трефи-лова, С. В. Федорова, И. Н. Хлюстин и др.; в Англии - С. А. Астафьева, Т. П. Карсавина, Н. Г. Легат, Л. Г. Кякшт и др.; в США - Дж. Ба-ланчин, М. М. Мордкин, Б. Ф. Нижинская, М. М. Фокин и др.; в Канаде - Б. Волков, Л. И. Карпова, Т. Я. Кудрявцева и др.; в Бразилии - Н. А. Вершинина, Т. Лескова, М. Олене-ва, И. Швецов и др.; на Кубе - Н. П. Яровский, А. В. Леонтьева; в Австралии - К. Абрикосова, И. Баранова, Э. Борованский и др.; в Китае -К. М. Кулическая, В. К. Ижевский и др. Это далеко не исчерпывающий перечень имен.
Следует также отметить, что популяризация русского балета, благодаря русским сезонам С. П. Дягилева и гастролям А. М. Павловой, привела к тому, что к 1917 году русский балет был широко известен, а артисты балета востребованы. Язык танца был ясен и понятен зрителю, и языковых барьеров при устройстве на работу у артистов балета не возникало. Профессионально реализовы-ваться артисты балета будут и как исполнители, и как балетмейстеры, и как педагоги. Будут примеры, когда артисты балета, эми-
гранты возглавляли национальные театры. Например, Серж Лифарь долгие годы руководил Гранд Опера, Тамара Карсавина являлась вице-президентом Королевской академии танца (Англия). Силами артистов балета будет открыто большое число школ-студий по всему миру. В ряде стран о классическом танце узнают благодаря русским эмигрантам. Например, гастрольная деятельность Анны Павловой послужит толчком к появлению интереса к классическому танцу у жителей Индии, Мексики, Явы, Филиппин и пр. Труппа Анны Павловой свыше двадцати лет будет вести гастрольную деятельность, в ходе которой артисты балета посетят свыше сорока стран и более тысячи городов.
В период с 1918 по 1932 год эмигрантами было выпущено свыше 1000 различных периодических изданий [2], но из-за финансовой нестабильности периодические издания имели, как правило, непродолжительное существование, хотя, несомненно, являются важным историческим источником для изучения культуры русского Зарубежья. При всем обилии научных статей, посвященных периодике русской эмиграции первой волны, информация, связанная с историей театральной жизни русской эмиграции, остается малоизученной. Многие материалы до сих пор не введены в научный оборот.
Среди периодических изданий, выходивших во Франции, следует выделить следующие журналы, освещавшие вопросы театрального искусства: «Жар-птица» (19211926), «Театр и жизнь» (1928-1936), «Иллюстрированная Россия» (1924-1939), а также «Мир и искусство» (1930-1931). Из приведённых выше журналов именно журнал «Театр и жизнь» наиболее полно и подробно освящал вопросы, связанные с деятельностью представителей русского балета в эмиграции.
Журнал «Мир и искусство» апеллирует в своем названии к журналу «Мир искусства» под редакцией С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа, выходившему в Императорской России с 1898 по 1904 год, и стремился в чем-то продолжить его традиции. На страницах журнала
представлены работы таких известных художников, как А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, Н. С. Гончарова, К. А. Коровин, М. Ф. Ларионов, И. Е. Репин, З. Е. Серебрякова, К. А. Сомов и др. Но при детальном рассмотрении очевидно, что журнал сильно уступает как в своем оформлении, так в информационной наполняемости, связанной с изобразительным искусством.
В подзаголовках значится: литературно-театрально-художественный иллюстрированный журнал (№№ 1-16, 1930 год; №№ 17-18, 1931 год), двухнедельный иллюстрированный литературно-театрально-художественный журнал (№№ 19-30, 1931 год). Редактор - А. А. Вершховский (известный также как Анатолий Герман-Вершховский). Журнал выходил с 15 апреля 1930 года по 1 октября 1931 года. Периодичность один раз в две недели не всегда соблюдалась. В большинстве статей авторство не указано, ряд статей опубликован под псевдонимами.
Структурно журнал состоял из нескольких разделов: «... постоянные (литературный, художественный, театральный, отдел критики) и периодические (юмористический)» [11, с. 288]. Полный комплект журналов не сохранился. Частично журналы представлены в ГПИБ (№№ 1-8, 10-16, 1930 год; № 9 отсутствует), РНБ (№ 1 5, 1930 год; №№ 17-21, 25-30, 1931 год; № 22-24 отсутствуют).
Журнал выходил на русском языке, но были переводы некоторых статей на французский язык. Например, в № 6 за 1930 год статья «Русский балет в Опере-Комик. Борис Князев» приведена как на русский, так и французский язык. Объем журнала разнится и составляет от 17 до 22 страниц.
На обложке № 1 фотография Анны Матвеевны Павловой (1881-1931), далее, на последующих страницах, статья известного критика серебряного века В. Я. Светлова о ней. Отмечается большой вклад творческой деятельности А. М. Павловой в пропаганду русского искусства во всем мире: «Не осталось, кажется, ни одного уголка на земном шаре, где бы она не пронесла светоч своего
искусства» [15, с. 1]. Анализируется причина успеха Анны Павловой: «Павлова - дитя русской хореографической школы, унаследовавшая её классические традиции и её высокую культуру. «Школа» и «культура» - два необходимых условия художественного танца. Без этих условий нет и не может быть ни танца, ни вообще искусства, даже при наличии таланта» [15, с. 1]. Приводится история создания хореографической миниатюры «Умирающий лебедь».
В номере дана рекламная информация о балетной студии В. А. Трефиловой. Как известно, большинство балетных эмигрантов открыли собственные школы-студии, активно распространяя, внедряя русскую школу классического танца. Реклама балетных студий будет и в других номерах, например, в № 12 за 1930-й год о студии М. Ф. Кшесинской, А. Е. Волини-на. В № 16 за 1930 год рекламная заметка о студии Л. Н. Егоровой, в которой отмечается, что именно данная школа пользуется наибольшим успехом в Париже. Следует отметить, что в Париже не менее продуктивно и успешно работала студия О. И. Преображенской.
Также в первом номере статья, посвященная «Русской Опере в Париже» (19291934), организованной М. Кузнецовой-Бенуа и А. А. Церетели. В Париже в это время действовало несколько оперных трупп, но, как отмечает Петрова А. В., «антреприза Церетели была наиболее успешной и сумела просуществовать не один сезон» [13, с. 23].
Труппа была представлена известными именами как оперного искусства, так и хореографического искусства. За пять лет работы успешно поставлены оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка», «Китеж», «Садко» и «Царь Салтан» Н. А. Римского-Корсакова, балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Эскизы костюмов и декораций создавались К. А. Коровиным и И. Я. Билибиным. Главными балетмейстерами в разное время работали М. М. Фокин, Б. Ф. Нижинская, Б. Романов. В номере приведена информация о предстоящем театральном сезоне, составе труппы:
«Главный балетмейстер: г-жа Бронислава Нижинская. Балеты в постановках Фокина и Б. Нижинской. Состав балета 45 человек» [12, с. 5]. Также представлены эскизы к опере «Князь Игорь» И. Я. Билибина.
В последующих номерах, информация, связанная с деятельностью «Русской Оперы в Париже» представлена достаточно часто, в том числе, афиши и фотографии: в № 2 за 1930 год статья «Опера в цифрах», Н. Ев-реинов «"Руслан и Людмила" Солнечный миф»; в № 3 за 1930 год, Виктор Вальтер «Русская Опера в Париже», в статье размещены рисунки карандашом Александры Лукининой - А. А. Церетелли, Б. Ф. Нижинской, А. А. Санина; в № 5 за 1930 год, Виктор Вальтер «Русская Опера в Париже»; в № 14 за 1930 год, «Русская Опера. Открытие сезона в театре Елисейских полей»; в № 15 за 1930 год, В. Вальтер «Русская Опера в Париже: "Князь Игорь" с Ф. И. Шаляпиным», «"Садко" в Русской Опере» и пр.
Информация, размещенная в журнале «Мир и искусство, позволяет в подробностях восстановить хронологию событий, связанных с деятельностью труппы в 1930-м году, в том числе репертуарную политику.
В номере 6 за 1930 год размещена статья о предстоящих гастролях Бориса Алексеевича Князева (1900-1975) в Опере-Комик: «Его программа разнообразна, и зрителю будут показаны «Перед Сфинксом» - балет по тексту Гердана, музыка Аренского, «Маскарад» - музыка Шумана, «Спорт» - музыка Константинова, «Во времена татар» - музыка Спендиарова и т. д.» [14, с. 1]. Также этом номере в разделе «Советские делишки» статья «Под Айседору Дункан», высмеивающая отрытые лжестудии Айседоры Дункан в Москве, и цитируется заметка из советской прессы. Данный раздел не был регулярным в журнале.
В журнале представлена информация о ныне забытых именах. К примеру, в номере 3 за 1930 год статья «Два спектакля в Театре Елисейских полей. Балет Зинаиды Узаровой», а также её фотографии. Отмечается, что «... у г-жи Узаровой нет того российского ста-
жа, который сразу определяет то или иное место русской балерины. За ней стаж ... эмигрантский, то есть девятилетняя работа у профессоров, взлеты отдельных успехов, горячо отмеченных прессой, ряд выступлений в Константинополе, в балете у Надеждина, затем государственный театр в Бухаресте, наконец, большое турне по Америке» [6, с. 1]. Биографии Зинаиды Узаровой нет ни в одной балетной энциклопедии.
В номере 13 за 1930 год статья, написанная под псевдонимом В. В., о знаменитой балерине Тамаре Тумановой, начавшей свою карьеру в 9-летнем возрасте. В статье изложена биография балерины, отмечен её успех на балетной сцене: «Одиннадцатилетняя Тамара Туманова состоит солисткой в балете Парижской Оперы и представляет собой явление совершенно исключительное в области хореографии» [4, с. 17].
В номере 15 за 1930 год большая статья М. Проппера «Клавдия Исаченко и новые пути хореографии» об «... известной создательнице своеобразного танцевального направления и замечательной хореографической системы «Пластического балета»»» [10, с. 9]. Клавдия Лукьяновна Исаченко (18841951) - последовательница А. Дункан, основательница школы пластики, преподаватель. «Визитной карточкой ее школы считали «танец рук»: балетный станок - упражнения для ног и корпуса - она дополнила собственными тренингом для рук» [16, с. 54.]. Школа Исаченко работала в Париже с начала 1930-х годов, среди учениц школы - З. Вербова, А. Невин-ская, Р. Варшавская. Также в номере многочисленные заметки о творчестве А. Даниловой, С. Лифаря, А. Волинина и др.
В разделах журнала «Театральные хроники», «Мысли вслух» приводится информация, связанная с гастрольной, творческой деятельностью деятелей культуры и искусства, в том числе артистов балета. Как правило, это небольшие заметки. В номере 10 за 1930 год в разделе «Мысли вслух» размещена заметка И. Минского по материалам письма от балерины Александры Александровны Федо-
ровой (1884-1972). Отмечается её большой вклад в развитие балета в Риге (Латвийская национальная опера): «Благодаря ей из слабой и недисциплинированной труппы молодых танцовщиков и танцовщиц за короткий срок создан первоклассный балет» <...>. За пять лет этой работы А. А. Федоровой были поставлены «Шопениана», «Лебединое озеро», «Коппелия», «Раймонда», «Спящая красавица», «Шахере-зада» (с Л. Жуковым), «Половецкие пляски» (М. Фокин), «Конек-Горбунок» и т. д.» [8, с. 19].
В номере 12 за 1930 год в разделе «Мысли вслух» размещена небольшая статья и фотографии Маргариты Петровны Фроман (1890-1970). В статье анализируется значение творчества Фроман для развития Белградской королевской оперы: «Здесь она с огромным успехом выступила не только как балерина, но должна была заново создать вообще югославский балет, находившийся до того в совершенно зачаточном состоянии. Заслугой её уже созданы сейчас прочные национальные кадры танцовщиц <...>. Выступает М. П. и как режиссер, и её постановки «Петрушки», «Жар-птицы», «Раймонды», «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Тамары», «Шехе-резады», «Половецких плясок», «Коппелии» и длинного ряда других вещей явились подлинным художественным событием Загреба и Белграда.». [9, с. 11]
Несмотря на то, что журнал выходил в Париже, приводятся материалы, связанные с деятельностью русских эмигрантов, проживающих в различных странах. Серж Лифарь отмечает: «Древо Русского балета дало но-
вые побеги: они прорастали повсюду, кроме СССР» [7, с. 42]. Так, к примеру, у истоков формирования белградского профессионального балетного театра, белградского хореографического образования стоят русские эмигранты первой послеоктябрьской волны: Е. Д. Полякова, Н. В. Кирсанова, М. П. Фроман и др.
В журнале большое количество фотографий артистов балета, театральных деятелей, а также эскизов декораций к различным спектаклям. Например, в номере 5 за 1930 год -фотографии эскизов декораций А. Н. Бенуа к балетам «Чары феи Альсоны», «Возлюбленная»; в номере 13 за 1930 год - редкие фотографии из сцен дягилевских спектаклей «Блудный сын», «Лисичка»; в номере 14 за 1930 год - фотография постановки «Идол» школы пластики Клавдии Исаченко. Отдельно следует отметить фотографии из сцен дягилевских спектаклей, поскольку С. П. Дягилев был категорически против видео- и фотозаписей спектаклей и подобного рода снимки являются особой ценностью.
Таким образом, периодические издания, выпускавшиеся эмигрантами первой волны, -важный источник информации по театральной, балетной жизни русского Зарубежья, позволяющий восстановить биографии артистов, репертуарную политику трупп, сценографию спектаклей и пр. Авторы считают важным дальнейшее изучение и обобщение данных эмигрантской периодики - с целью введения в научный оборот ранее неизвестной информации, связанной с балетным искусством.
Список литературы
1. Аронов А. А. Вехи русской культуры (1Х-ХХ века): учебно-методическое пособие. Москва: МГУКИ, 2012. 212 с.
2. Аронов А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. Москва: МГУКИ, 1999. 192 с.
3. Борьба за Россию. 1928. № 69.
4. В. В. Тамара Туманова // Мир и искусство. 1930. № 13.
5. Гурцалов А. А. Русское зарубежье как часть культурного пространства русского мира и как ресурс внешней культурной политики // Культурное наследие России. № 1. 2018. С. 68-73.
= Художественная культура М шу |
6. Два спектакля в Театре Елисейских Полей. Балет Зинаиды Узаровой // Мир и искусство. 1930. № 30.
7. Лифарь С. Мемуары Икара. Москва: Искусство, 1995. 358 с.
8. Минский И. У балерины А. Федоровой. Письмо из Риги // Мир и искусство. 1930. № 10.
9. Н.Ф. У М. П, Фроман (Письмо из Югославии) // Мир и искусство. 1930. № 12.
10. Проппер П. Клавдия Исаченко и новые пути хореографии // Мир и искусство. 1930. № 1.
11. Пряслова К. А., Бабкина Е. С. Литературно-театрально-художественный иллюстрированный журнал русского Зарубежья «Мир и искусство» (1930-1931) // Межкультурный диалог в пространстве стран азиатско-тихоокеанского региона: материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. Хабаровск, 2020. С. 286-291.
12. Русская опера в Париже // Мир и искусство 1930. № 1.
13. «Русская Опера» на парижской сцене // OPERA MUSICOLOGICA. 2013 № 3 (17) С. 22-43.
14. Русский балет в Опера-Комик (Борис Князев) // Мир и искусство. 1930. № 6.
15. Светлов В. Я. Анна Павлова // Мир и искусство. 1930. № 1.
16. Сироткина И. Е. Свободное движение и пластический танец в России. Москва, 2011. 319 с.
*
Поступила в редакцию 01.03.2024