УССКИЙ БАЛЕТ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ТЕАТР И ЖИЗНЬ» (1928-1936)
УДК 792.82 :002.2 : 070.1
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-78-87 М.А. Ведерникова
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена журналу «Театр и жизнь», выходившему в Париже, во Франции, с 1928 по 1936 год, и представляющему научную ценность как дополнительный источник информации по театральной жизни русского Зарубежья. Впервые проведен анализ статей журнала, связанных с творческой деятельностью представителей русского балета в эмиграции. При анализе статей, посвященных русскому балету, выявлено несколько основных информационных направлений: 1) статьи, связанные с творческой деятельностью «Парижской частной оперы»); 2) статьи, посвященные деятельности балетных студий, школ, открытых известными русскими танцовщицами и танцовщиками; 3) статьи, посвященные событиям, связанным с балетным театром Советской России; 4) театральные хроники: краткие заметки о событиях, связанных с русскими танцовщиками и танцовщицами; 5) рассуждения выдающихся русских балетных деятелей о современной хореографии (танце модерн); 6) статьи, посвященные антрепризе С. П. Дягилева и труппам-преемницам, появившимся после смерти импресарио; 7) статьи, посвященные творчеству известных хореографов, танцовщиц и танцовщиков в эмиграции.
Ключевые слова: журнал «Театр и жизнь», русский балет, эмиграция первой волны во Францию, «Парижская частная опера», А. М. Павлова, С. П. Дягилев, М. М. Фокин.
Для цитирования: Ведерникова М. А. Русский балет на страницах журнала «Театр и жизнь» (1928-1936) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №1 (111). С. 78-87. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-78-87
Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow Region, Russian Federation e-mail: [email protected]
ВЕДЕРНИКОВА МАРГАРИТА АНДРЕЕВНА - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор кафедры классического танца, Московский государственный институт культуры
VEDERNIKOVA MARGARITA ANDREEVNA - DSc in Cultural Studies, CSc in Art History, Professor at the Department of Classical Dance. Moscow State Institute of Culture
RUSSIAN BALLET ON THE PAGES OF THE MAGAZINE «THEATER AND LIFE» (1928-1936)
Margarita A. Vedernikova
© Ведерникова М.А., 2023
Abstract: The article is devoted to the magazine "Theater and Life", published in Paris, France, from 1928 to 1936, and is of scientific value as an additional source of information on the theatrical life of the Russian Abroad. For the first time, the analysis of the magazine's articles related to the creative activities of representatives of Russian ballet in emigration was carried out. When analyzing articles on Russian ballet, several main information areas were identified: Russian Russian Ballet: 1) Articles related to the creative activities of the Paris Private Opera); 2) Articles devoted to the activities of ballet studios, schools opened by famous Russian dancers and dancers; 3) Articles devoted to events related to the ballet theater of Soviet Russia; 4) Theatrical Chronicles: brief notes on events related to Russian dancers and dancers; 5) The arguments of outstanding Russian ballet figures about modern choreography (modern dance); 6) Articles devoted to S. P. Diaghilev's entreprise and successor troupes that appeared after the impresario's death; 7) Articles devoted to the work of famous choreographers, dancers and dancers in exile.
Keywords: the magazine "Theater and Life", Russian ballet, emigration of the first wave to France, "Paris Private Opera", A. M. Pavlova, S. P. Diaghilev, M. M. Fokin.
For citation: Vedernikova M. A. Russian ballet on the pages of the magazine "Theatre and Life" (1928-1936). Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 1 (111), Pp. 78-87. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-1111-78-87
Журнал русской эмиграции первой волны «Театр и жизнь» выходил во Франции, в Париже, с 1928 по 1936 год и освещал события оперного и балетного искусства, драматического театра, киноискусства, изобразительного искусства, различного рода события, связанные с известными творческими личностями (юбилеи, бенефисы, гастроли, некрологи и пр.). Встречается информация, связанная с деятельностью известных литераторов, композиторов и даже изобретателей (например, о русском изобретателе И. Махонине в номере № 23 за 1930 год). Также регулярно печаталась информация о театральной жизни в Советской России. Определённых системных рубрик журнал не придерживался. Редакторами журнала являлись Александр Филиппов и Евгений Амвросиевич Ефимовский (1855-1964).
Полный комплект журналов не сохранился. Частично журналы представлены в Русской общественной библиотеке им. И. С. Тургенева (Франция), Национальной библиотеке Чешской Республики (Прага), Государственном архиве РФ, Доме русского зарубежья им. А. Солженицына, Музее Русской культуры (Сан-Франциско, США). Электронные версии журналов в формате pdf размещены на сайте-архива зарубеж-
ной прессы «ЫЬгапиш», а также - на сайте периодики русского Зарубежья «Эмигран-тика». Журнал выходил на русском языке, за исключением некоторых статей, которые публиковались на французском языке, как в переводе на русский, так и без перевода. Последние страницы журнала были посвящены рекламе русских балетных студий, театральным афишам, а также - рекламе русской сферы быта. Объем журнала разнится и составляет от 29 до 58 страниц.
В отличие от других журналов русской эмиграции (к примеру, журнала «Жар-птица» - продолжателя модернистского направления журналов «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Мир искусства» [30, с. 170]), журнал «Театр и жизнь» малоизучен; научные работы, посвящённые анализу статей журнала, отсутствуют. Тем не менее, журнал представляет научную ценность как источник дополнительной информации по театральной жизни русского Зарубежья, в том числе и по истории русского балета.
В подзаголовке журнала значится: двухнедельный иллюстрированный журнал, но заявленная периодичность не всегда соблюдалась, скорее всего, по финансовым причинам. Следует отметить, что за февраль 1930 года сохранилось два номера журнала - № 23
и № 24, в остальные месяцы - не более одного номера журнала. За 1933-й и 1934-й годы сохранилось лишь по одному номеру журнала.
Журнал иллюстрирован большим числом фотографий артистов (М. Фокин, А. Данилова, А. Волинин, В. Немчинова, С. Дягилев, А. Павлова и др.), что также представляет интерес для исследователей, а также приведено большое число рисунков и фотографий декораций, сцен из опер и балетов.
Журнал позиционировал себя как аполитичный, тем не менее нередко затрагивал различного рода события, происходящие в Советской России: невыдачу паспорта, задержку пенсий, аресты (например, арест артиста С. Н. Надеждина) [23, с. 16]. Публиковались письма не эмигрировавших из страны артистов, повествующие о тяготах жизни в Советской России [14, с. 23]. В нескольких номерах журнала встречается информация о создании боевого Братства Русской правды под лозунгом «Коммунизм умрет - Россия не умрет» и сборе средств в поддержку данного братства, например, № 39, № 46. Затрагивалась тема тоски по Родине и веры в возвращение обратно в Россию. К примеру, в статье «Русские дети в эмиграции», посвященной открытию в Париже русской гимназии: «Дети - это будущее. Дети - это воскресение национальной России. Дети - это расцвет новой жизни. Мы все свои чаянья вкладываем в детей <...> нас не будет - они возродят Россию из пепла большевистских пожарищ» [31, с. 16].
Приведем краткий обзор статей журнала «Театр и жизнь», посвященных русскому балету, из сохранившихся номеров издания: 1928 год - № 2; 1929 год - №№ 4, 12, 15, 19; 1930 год - № 22, 23, 24, 27, 28; 1931 год - №№ 35, 38; 1932 год - №№ 46, 50, 54; 1933 год - № 57; 1934 год - № 60.
Среди авторов статей, посвященных балетному искусству, как известные балетные критики своего времени, так и малоизвестные авторы: Балетоман (неизвестный автор), Михаил Бек, Зритель, Н. Кремлев, Петр Пильский, С. Рогов, С. Н. (один из псевдони-
мов С. Н. Худекова), Валериан Светлов и др. Многие статьи подписаны не были.
При анализе статей, посвященных русскому балету, выявлено несколько основных информационных направлений. Далее без ранжирования:
1) Статьи, связанные с творческой деятельностью «Парижской частной оперы» (другие названия труппы - «Русская опера в Париже» (1930-1932), просто «Русская опера» (1933-1934).
С 1929-го по 1934-й годы в Париже существовала и успешно работала оперная труппа, созданная М. Кузнецовой-Бенуа и Алексеем Церетели. В номере 2 за декабрь 1928 года приводится статья «В мастерских», посвященная «Парижской частной опере» и премьерном спектакле «Князь Игорь» Бородина с хореографией «Половецких плясок» М. М. Фокина. На обложке журнала № 4 (январь, 1929 г.) фото М. Н. Кузнецовой и кн. А. Церетели, организаторов «Частной Оперы в Париже» [13]. Далее несколько статей, посвященных успешной премьере спектакля «Князь Игорь» Бородина с участием «несравненного балетмейстера М. Фокина» [19, с. 4] и организаторам оперной труппы.
В журнале регулярно освещались события, связанные с деятельностью Парижской частной оперы: гастроли, премьеры, приглашение новых участников в труппу и пр. (№ 8, апрель 1929 г.; № 10, июнь, 1929 г., № 54, ноябрь, 1932 г. и пр.)
В номере 27 за май 1930 года большая статья о сотрудничестве Парижской частной оперы с Б. Ф. Нижинской и постановке ею 3-го акта оперы «Руслан и Людмила»: «Эти сцены, так знакомые в прошлом, превращены в какое-то новое, невиданное действие, где масса движется, как один, а группы и позы так разнообразны и привлекательны, что дух романтизма увлекает и волнует» [20, с. 33]. Приведены фото Б. Ф. Нижинской и участников труппы. Также в этом номере журнала отмечается в отдельной заметке, что балерина А. М. Балашова присоединилась к данной труппе и выступит как приме-
ра балерина в балетных сценах «Князь Игоря» и «Руслан и Людмила». В следующем номере читаем об успехе А. М. Балашовой: «В сезон Русской Оперы А. М. Балашова вновь заставила говорить о себе, как об исключительной исполнительнице «Половецкой пляски» в опере «Князь Игорь» и «Лезгинки» в опере «Руслан и Людмила» [2, с. 17].
На обложке номера № 35 за январь 1931 года фотография Брониславы Нижинской, и ей же посвящена первая статья в журнале «Бронислава Нижинская (опыт характеристики)», автор Михаил Бек. Статья повествует о её творческом пути с момента окончания Театрального училища и вплоть до сотрудничества с «Русской Оперой в Париже», где она «возобновляет знаменитые «Половецкие пляски» в «Князе Игоре», ставит заново прославленный балет Игоря Стравинского и Александра Бенуа «Петрушку» и оформляет балеты в операх «Руслан и Людмила», «Садко» и «Русалка» [9, с. 2].
В номере 38 за апрель 1931 года о балетмейстере Б. Г. Романове и его сотрудничестве с Русской Оперой: «В программу спектаклей балета Русской оперы включены: «Половецкие пляски», «Шут», «Пульчинелла» и балет испанского композитора Фала» [22, с. 20].
2) Статьи, посвященные деятельности балетных студий, школ, открытых известными русскими танцовщицами и танцовщиками.
Во Франции, в Париже, эмигрантами из России было открыто большое число балетных студий. На страницах журнала публиковалась информация о деятельности ряда известных балетных студий, среди которых студия М. Ф. Кшесинской, А. Е. Волинина, Л. Е. Егоровой, Ю. Н. Седовой. Приведем примеры.
На обложке журнала № 8 за апрель 1929 года фотография Матильды Феликсовны Кшесинской (1872-1971), далее две статьи о ней: первая статья, посвящена жизни и творчеству известной балерины, а также открытию ею в Париже балетной студии: «Нет сомнения, что у такой исключительной артистки
не будет недостатка в учениках и ученицах. Пройдет год-другой, и она выпустит целую плеяду балетных артистов и артистов, которые завоюют успех и будут высоко держать знамя русского балетного искусства». [7, с. 2]. Вторая статья, рассказывает о последнем выступлении М. Ф. Кшесинской в России [26].
На обложке журнала № 19 за ноябрь 1929 года фото артиста балета, участника антрепризы С. П. Дягилева, балетного педагога Александра Емельяновича Волинина (1882-1955), который с 1921 года проживал Париже, где открыл собственную балетную школу - Академию хореографического искусства: «За три года существования Воли-нинской Академии через нее прошло свыше 300 учеников и учениц, а показательные спектакли Академии в конце каждого учебного года стали выдающимися событиями театрально-артистической жизни Парижа» [16, с. 9]. Приводятся фотографии учеников Академии. Статья «Академия хореографического искусства А. Волинина» приведена как на французском языке, так и на русском. Автор статьи Николай Кремлев. Среди учеников А. Волинина, Д. Лишин, Т. Рябушин-ская, И. Шовире, А. Долин, А. Эглевский и многие другие. На сегодняшний день во Франции существует премия имени Александра Волинина для молодых хореографов.
В № 24 за февраль 1930 года приведено фото и статья о знаменитой балерине, балетном педагоге Любови Николаевне Егоровой (1880-1972). Отмечается, что «студия Л. Н. Егоровой дала уже русскому искусству целый ряд популярных артистов: А. Д. Данилова и С. Лифарь в значительной мере обязаны своими успехами Л. Н. Егоровой, у которой они совершенствуются» [21, с. 18].
В журнале № 60 за май 1934 года приведена статья о балетной студии Юлии Николаевны Седовой (1880-1969) и её учениках И. Степановой, К. Иванжине, М. Безобразо-вой, Н. Габай и Т. Бересневич.
3) Статьи, посвященные событиям, связанным с балетным театром Советской России.
Следует отметить негативность приведенных в издании статей, посвященных советскому балетному театру. По мнению авторов статей, после отъезда ключевых исполнителей и хореографов советский балетный театр пришел в упадок. Молодые хореографы некомпетентны, постановки не удачны, а желающим покинуть страну препятствуют советские власти.
К примеру, в № 15 за сентябрь 1929 года приведена статья «В Мариинском театре» (автор С. Рогов), которая повествует о «диктатуре советского временщика Ф. Лопухо-ва»: «Стоило ему лишь переделать на советский лад балеты «Щелкунчик», «Спящую красавицу» и «Раймонду», как наркомпрос признал, что он является «единственным идеологически подходящим балетным режиссером» <...> Для того, чтобы окончательно закрепить свое положение, Ф. Лопухов внес предложение поставить на сцене Мариинского театра балет «Стальной шаг», рисующий жизнь на фабрике и три года назад, в качестве эксперимента, поставленный Мясиным у Дягилева» [24, с. 15]. Также в этом номере идет речь о судьбах артистов балета, которым не выдают паспорта, и они не могут покинуть СССР.
В № 10 за июнь 1929 года опубликована статья «Печальная Одиссея И. Ф. Кшесин-ского» (автор С. Рогов), который попал под арест и длительное время был лишен пенсии только за то, что принадлежал к «семье «буржуазной», «идеологически вредной», а потому и внимания не заслуживал» [25, с. 22]. То есть за то, что был братом известной балерины М. Ф. Кшесинской.
Интерес представляет рассказ С. Рогова «Убийство балерины Лидии Ивановой», посвященный трагической судьбе балерины и опубликованный в № 2 за декабрь 1928 года. Автор излагает версию, выдвинутую в ходе частного расследования, что Л. Иванова (1903-1924) не погибла в ходе несчастного случая во время водной прогулки из-за неисправности мотора и столкновения лодки с кораблем, как указано в официальном
источнике, а была жестоко убита комендантом Михайловского театра Языковым и финансовым контролёром Смольного над Петроградскими театрами Гольштейном [27, с. 15-17].
4) Театральные хроники: краткие заметки о событиях, связанных с русскими танцовщиками и танцовщицами.
Подобного рода краткие заметки в несколько строчек есть в каждом номере журнала «Театр и жизнь» и посвящены приезду/ отъезду балетных артистов и трупп, важным событиям из жизни балетных деятелей. Приведем лишь некоторые из них. К примеру:
Номер 14, август, 1929 год. Заметки об успехе русского балета Ф. А. Васильева в Барселоне, о труппе Л. В. Карповой в Ницце.
Номер 22, январь, 1930 год. В этом номере помещены несколько коротких заметок. Первая, о том, что балерина А. Абрамова получила паспорт и покинула Советский Союз. Вторая, о том, что М. М. Фокин покидает Америку и будет жить в Париже. Третья - о выступлении учеников студии М. Ф. Кше-синской на балу Русских Писателей. В четвертой говорится о том, что в Париж из Южной Америки приехали балерина Е. А. Смирнова и балетмейстер Б. Г. Романов.
Номер 23, Февраль, 1930 год. В этом номере приведен краткий некролог Марии Михайловны Петипа, дочери М. И. Петипа, которая скончалась в Париже 16 января 1930 года.
Номер 57, декабрь, 1933 год. Заметка о предстоящих гастролях: «Сахаровы в Париже». Номер 60, май, 1934 год. Фотография Клотильды и Александра Сахаровых, далее небольшая заметка об их предстоящих гастролях по Дальнему Востоку, Японии, Китае, о. Яве, Египте и Сев. Америке.
5) Рассуждения выдающихся русских балетных деятелей о современной хореографии (танце модерн)
В номере № 15 за сентябрь 1929 года приведена статья «Анна Павлова о себе», которая посвящена ключевым вехам в биографии выдающейся балерины и её отноше-
нию к современной хореографии: «Не восторгается Анна Павлова всякими новыми танцевальными движениями и, особенно, стилем Лабан-Вигман, который теперь так популярен в Германии. «Из ничего - ничего не будет!». «Тело не может стать за ночь выразительным, и танцевальная культура не в состоянии возникнуть без традиций. Я могу понять Айседору Дункан, которая пыталась возродить античные танцы. Это была женщина талантливая, и дунканизм был интересен только до тех пор, пока танцевала сама Дункан. Её школа не дала никаких достижений, ни одного выдающегося танцовщика» [1, с. 25]. Поскольку А. М. Павлова не оставила мемуаров, статья представляет интерес и повествует о позиции известной балерины к появившемуся в начале ХХ века новому виду хореографического искусства.
Отрицанию модернистического танца посвящена статья «М. М. Фокин о «новом» в искусстве танца», размещенная в номере № 38 (апрель, 1931 г.). В статье приведен отзыв М. М. Фокина на посещение лекции-спектакля М. Грэм: «Всё, что я видел, было уродливо по форме и злобно по содержанию. Ноги ставились как попало, пальцами внутрь» [32, с. 3]. Между ними произошел спор на тему перспектив развития модерн-танца и балета. Грэм утверждала, что балет ужасен и изжил себя. Фокин же парировал: «Балет - это вид искусства. Модернизм -его временное состояние, период эволюции искусства» [32, с. 4]. Статья заканчивается следующим выводом: «Сказать, что Павлова, главным образом, хорошо кланялась, сказать Фокину, хотя бы и не узнав его, что он ничего не знает о движениях тела, сказать, что греческий балет ставится на пяти позициях, значит проявить развязность и невежественность. К сожалению, эти свойства характерны не для одной только танцовщицы (тогда бы и говорить об этом не стоило), а для целого направления в искусстве. Направление это называется модернизмом, новым искусством танца. Оно, конечно, может быть модным (на все мода бывает), но
нового в нем ничего нет. Невежественность, дилетантизм не новы. Они были всегда. В наше время они лишь пышнее расцветают» [32, с. 5]. Позднее данная статья войдет в состав биографии М.М. Фокина «Против течения» [33].
6) Статьи, посвященные антрепризе С. П. Дягилева и труппам-преемницам, появившимся после смерти импресарио.
В номере 2 за декабрь 1928 года приведен рекламный анонс спектаклей труппы С. П. Дягилева: «Как всегда, Дягилев покажет в Париже последнюю новинку - балет «Боги-нищие» - и возобновляет «Петрушку» Игоря Стравинского, с Тамарой Карсавиной. Дягилевские «новинки» являются особо притягательными и возбуждают бурю в балетном мире новизной и порождают большие споры в театральной критике, а иногда «манифестации» в публике, возбуждающие повышенный интерес к Дягилевским спектаклям» [4, с. 17].
Приводятся афиши Русского балета С. П. Дягилева. Так, к примеру, в № 10 за июнь 1929 года размещена афиша русского балета С. Дягилева о спектаклях в театре С. Бернар.
В августе 1929 года не стало С. П. Дягилева, и его антреприза перестала существовать. Номер 15 за сентябрь 1929 года посвящен С. П. Дягилеву. Приведен большой некролог, подписанный инициалами С. Н. (псевдоним С. Н. Худекова), перечисляющий вклад С. П. Дягилева в развитие русского балета и его популяризацию за рубежом. Также в этом номере приведена статья о панихиде по С. П. Дягилеву в Александ-ро-Невской церкви и присутствующих на ней лицах. И информация о том, что «дело С. П. Дягилева продолжается»: «Решено дело продолжить далее, причем во главе его будут стоять С. Л. Григорьев - главный режиссер, В. Ф. Нувель - главный администратор, С. М. Лифарь и Б. Е. Кохно - художественные руководители» [11, с. 18].
В номере № 35 за январь 1931 года читаем о «Покупке Дягилевских декораций» американским импресарио Гестом за 200 тысяч
франков: «Во главе дела, в качестве художественного руководителя, стоять будет балетмейстер Мясин. Как нам передают, остальные «столпы» дягилевского балета отказались вступить в предприятие Геста-Мясина» [18, с. 4].
В 1932 году была создана труппа «Русский балет Монте-Карло» на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже. Возглавляли труппу Рене Блюм и полковник де Базиль (Василий Воскресенский). В номере 46 за февраль 1932 года размещено интервью с Рене Блюмом «Русский балет Монте-Карло», из которого следует, что труппа позиционирует себя как преемница дела С. П. Дягилева и А. М. Павловой по популяризации русского балета, а также - о репертуарной политике и привлечении в труппу новых артистов.
В номере № 50 за июнь 1932 года размещена статья Валериана Светлова «Успех русского балета в Париже», рассказывающая о творческой деятельности труппы и о молодых исполнителях труппы Т. Тумановой, Т. Рябушинской, И. Баронове, Войцеховс-ком, Лишине и др. О причинах успеха труппы: «Если разбираться отдельно в хореографии возрожденного Русского балета», то прежде всего надо воздать должное талантливому балетмейстеру Г. Баланчину, постановки которого в сотрудничестве с вдумчивым «искателем балетной красоты» Борисом Кохно имели необычайный и заслуженный успех не только в спектаклях Русского Балета в Париже, но и в блестящих гастролях его в Голландии и Бельгии и особливо постановки: «Мещанине», «Котильон» и «Конкуренция» [29, с. 22].
Журнал регулярно освещает события, связанные с данной труппой. В № 57 (декабрь, 1933 г.) статья о «балетмейстере П. Н. Петрове», который приглашен Базилем. В № 57 (декабрь, 1933 г.) статья «К отъезду Русского балета в Америку»: «В апогее своей всемирной славы «Русский балет» С. Дягилева не возбуждал такого жгучего интереса и такого восторженного удивления, как ныне
гастролирующий в Лондоне балет В. де Базиль» [15, с. 13]. Приведено фото де Базиля. В составе труппы де Базиля балерины в возрасте от 15-ти до 17 лет. Продолжительность спектаклей 40 минут. Хореограф М. Мясин «создал новую главу в истории балета» [15, с. 13]. Далее, «г-н Хаскель находит, что В. де Базиль не только спас от забвения «Русский Балет», но и направил его по новой схеме слияния воедино всех его элементов, как музыки, декоративного искусства и либретного содержания, он его сделал жизнеспособным на много поколений вперед...» [15, с. 13]. В номере № 60 (май, 1934 г.) статья «Русские балеты в Америке и в Монте-Карло» о гастролях труппы Базиля по Америке и успешных выступлениях труппы со спектаклями хореографов М. Мясина и Б. Нижинской. «Балетный сезон в Монте-Карло начался 5 апреля и был чрезвычайно содержателен и интересен. В него вошли балеты: Л. Мясина «Школа танцев»; М. Фокина - «Петрушка», «Сильфиды», «Карнавал», «Половецкие пляски»; М. Петипа «Лебединое озеро»; серия балетов Б. Нижинской - «Вариации» на музыку И. С. Баха, «Болеро» на музыку Равеля, «Бишь» на музыку Пулэнка и «Ревнивые комедианты» на музыку Казелла-Скарлатти» [28, с. 16-17].
7) Статьи, посвященные творчеству известных хореографов, танцовщиц и танцовщиков в эмиграции.
Данные статьи часто содержат информацию о забытых в наши дни именах танцовщиков и танцовщиц, но известных в свое время в Париже. Например, статья об Э. Крюгер (№ 12, июль, 1929 г.), статья № 28 о Зинаиде Узаровой, исполнительнице характерных партий и о создании ею труппы: «Хореографическая постановка спектаклей подготовлена заслуженной балетмейстер-шей Е. В. Красовской, в декорациях молодого художника А. Иванова, причем, впервые для Парижа, будут поставлены балетные сцены: «Русалка» на муз. Римского-Корса-кова, «Аул» - муз. Ипполитова-Иванова, балете «Авиатриса», с музыкой московского
композитора Л. Сабанева, и разнообразный дивертисмент» [5, с. 24]; статья о балерине Д. В. Вадимовой (Доре Вадимовой): «В танцах этой изумительной артистки сквозит классическая душа подлинного искусства» [3, с. 5] и пр.
В номере 14 за август 1929 года размещена статья «Трагедия Нижинского» о творческом пути и болезни выдающегося танцовщика.
Ряд статей посвящен А. Павловой и В. Немчиновой.
На обложке номера 22 за январь 1930 года фото балерины, балетного педагога, солистки антрепризы С. П. Дягилева -Веры Николаевны Немчиновой (1899-1984). Статья, посвященная ей, так и называется «Вера Немчинова» и приводится как на французском, так и на русском языке. В статье рассказывается о её работе в антрепризе С. П. Дягилева [10, с. 5], перечисляются спектакли, в которых она выступала, описывается успех, который сопутствовал труппе «Русский балет Немчиновой», созданной ею совместно с А. Обуховым (1929-1930 годы): «Немчинова - расцвет классики в балете Дягилева. Она остается верна своему жанру и природным данным: стальным носкам, линии классической чистоты и красоты» [10, с. 5]. Автор статьи не указан.
В номере 23 за февраль 1930 года размещена статья «Вера Немчинова», которая повествует о премьере спектаклей её труппы «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Обад» Пуленка, «Ислемей» М. Балакирева. Эту статью можно назвать критической рецензией на спектакли. Подписана статья Балетоманом: «Перед нами готовая балерина, может быть, несколько холодная, но технически совершенная. В исполнении танцев у Немчиновой мало женственности и в некоторых поворотах корпуса, весьма, впрочем, редко, проглядывается резкость» [6, с. 18].
В номере 27 за май 1930 года интерес представляет статья «Балеты Веры Немчиновой и Анны Павловой»: «После временного, надо надеяться, исчезновения дягилевс-
кого балета, Вера Немчинова сумела заполнить этот пробел и привлечь в свою труппу молодые, талантливые силы» [8, с. 46].
При жизни А. Павловой печаталась информация о гастролях её труппы по миру (например, сентябрь, 1929 год, № 15; № 27, май, 1930 г.).
После её трагической смерти в Гааге в
1931 году в номере 38 за апрель 1931 г. читаем о продолжении деятельности труппы Анны Павловой после её смерти (благодаря трудам её супруга В. Дандре) и о предстоящих гастролях труппы по Голландии и Англии.
На обложке номера 46 за февраль
1932 года фотография Татьяны Рябушинс-кой, но первая статья журнала посвящена «Анне Павловой (к годовщине её смерти. 1931 г. - 23 января 1932 г.)», автор статьи Петр Пильский. Он пишет, что в течение года, прошедшего с момента её смерти, никто из артистов не решился исполнить партию «Умирающего лебедя». Рассказывает о Павловой и как о человеке, и как о выдающейся балерине: о её благотворительной деятельности, любви к цветам и к птицам, о её творческой деятельности: «Анна Павлова - неповторимый образец артистического творчества, углублённого психологизма, мудро чуткой угадки» [17, с. 3]. Сравнивает Павлову с Тальони, не в пользу последней. О значении творчества Павловой для мирового балета: «...никому своим победным шествием классический балет не обязан в такой мере, как Павловой» [17, с. 3]; «она была молчаливым агитатором классического танца, его немым и в то же время красноречивым проповедником» [17, с. 3].
В номере 46 за февраль 1932 года интерес представляет статья «Десятилетний юбилей финляндского балета» о русском балетмейстере, «насадителе классического балета» [12, с. 23] Георгии Ге, поставившем в Финляндии такие спектакли, как «Лебединое озеро», «Шахерезада», «коварство любви», «Тщетная предосторожность», «Щелкунчик», «Петрушка» и др. Также приведена информация
о русских танцовщиках, работавших в Финляндии: отмечаются успехи Л. Нифонтовой, Друговой, С. Сакселина.
Также на страницах издания можно встретить информацию об А. Никитиной (№ 50, июнь, 1932 г.), Б. Ф. Нижинской (№ 57, декабрь, 1933 г.).
Таким образом, журнал «Театр и жизнь», выходивший в Париже с 1928 по 1936 год, представляет научную ценность как источник дополнительной информации по театральной жизни русского Зарубежья. Впервые проведен анализ статей журнала, связанных с творческой деятельностью представителей русского балета в эмиграции. При анализе статей, посвященных русскому балету, выявлено несколько основных информационных направлений: 1) ста-
тьи, связанные с творческой деятельностью «Парижской частной оперы»); 2) статьи, посвященные деятельности балетных студий, школ, открытых известными русскими танцовщицами и танцовщиками; 3) статьи, посвященные событиям, связанным с балетным театром Советской России; 4) театральные хроники: краткие заметки о событиях, связанных с русскими танцовщиками и танцовщицами; 5) рассуждения выдающихся русских балетных деятелей о современной хореографии (танце модерн); 6) статьи, посвященные антрепризе С. П. Дягилева и труппам-преемницам, появившимся после смерти импресарио; 7) статьи, посвященные творчеству известных хореографов, танцовщиц и танцовщиков в эмиграции.
Список литературы
1. Анна Павлова о себе // Театр и жизнь. 1929. № 15. С. 25.
2. Балашова А. М. // Театр и жизнь. 1930. № 28. С. 17.
3. Балерина Д. В. Вадимова // Театр и жизнь. 1934. № 60. С. 5.
4. Балет Дягилева в Париже // Театр и жизнь. 1929. № 2. С. 17.
5. Балетные спектакли Зинаиды Узаровой // Театр и жизнь. 1930. № 28. С. 24.
6. Балетоман. Вера Немчинова // Театр и жизнь. 1930. № 23. С. 18-19.
7. Балетоман. Матильда Кшесинская // Театр и жизнь. 1929. № 8. С. 1-2.
8. Балеты Веры Немчиновой и Анны Павловой // Театр и жизнь. 1930. № 27. С. 46.
9. Бек М. Бронислава Нижинская. Опыт характеристики. // Театр и жизнь. 1931. №35. С. 1-2.
10. Вера Немчинова // Театр и жизнь. 1930. № 22. С. 4-5.
11. Дело С. П. Дягилева продолжается // Театр и жизнь. 1929. №15. С. 8.
12. Десятилетний юбилей финляндского балета // Театр и жизнь. 1932. №46. С. 23.
13. Зритель. В мастерских // Театр и жизнь. 1929. №. 2. С. 8.
14. Как живут артисты в СССР // Театр и жизнь. 1930. №. 24. С. 23.
15. К отъезду Русского балета в Америку // Театр и жизнь. 1933. № 57. С. 13-15.
16. Кремлев Н. Академия хореографического искусства им. А. Волинина // Театр и жизнь. 1929. № 19. С. 8-9.
17. Пильский П. Анна Павлова. К годовщине её смерти. 1931 г. - 23 января 1932 г. // Театр и жизнь. 1932. № 46. С. 1-4.
18. Покупка Дягилевских декораций // Театр и жизнь. 1931. № 35. С. 4.
19. Поплавский Ю. Открытие частной оперы // Театр и жизнь. 1930. №. 4. С. 4.
20. Поплавский Ю. Русский оперный сезон в Париже // Театр и жизнь. 1930. №. 27. С. 30- 34.
21. Прима-балерина Л. Е. Егорова // Театр и жизнь. 1930. №. 24. С. 18.
22. Р. На репетиции балета Русской Оперы // Театр и жизнь. 1931. № 38. С. 20.
23. Рогов С. Арест артиста С. Н. Надеждина // Театр и жизнь. 1930. № 24. С. 16.
24. Рогов С. В Мариинской театре // Театр и жизнь. 1930. №. 15. С. 15.
25. Рогов С. Печальная Одиссея И. Ф. Кшесинского // Театр и жизнь. 1929. №. 10. С. 22
26. Рогов С. Последнее выступление // Театр и жизнь. 1929. № 8. С. 3-4.
27. Рогов С. Убийство балерины Лидии Ивановой // Театр и жизнь. 1929. № 2. С. 15-17.
28. Русские балеты в Америке и в Монте-Карло // Театр и жизнь. 1934. № 60. С. 17-19.
29. Светлов В. Успех русского балета в Париже // Театр и жизнь. 1932. № 50. С. 21-22.
30. Сомова С. В. «Жар-птица» как образец русского модернистского журнала в Берлине 20-х гг. ХХ века // Вестник СамГУ 2010. № 1 (75). С. 169-178.
31. Филиппов А. Русские дети в эмиграции // Театр и жизнь. 1929. №.10. С. 16.
32. Фокин М. М. О «новом» в искусстве танца // Театр и жизнь. 1931. №.38. С. 2-5.
33. Фокин М. М. Против течения. Ленинград : Искусство, 1981. 510 с.
34. Librarium. Сайт-архив зарубежной прессы. [Электронный ресурс] URL: http://librarium.fr/ru/ magazines/theatreandlife
*
Поступила в редакцию 25.01.2023