Научная статья на тему 'Журнал «Аполлон» (1909-1918) как одно из лучших отечественных периодических изданий начала XX века'

Журнал «Аполлон» (1909-1918) как одно из лучших отечественных периодических изданий начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1657
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал «Аполлон» (1909-1918) как одно из лучших отечественных периодических изданий начала XX века»

Журнал «Аполлон»

(1909-1918)

как одно из лучших

отечественных

периодических

изданий начала XX века

A.A. Канаева,

студентка группы ДКЖ-5

Появление на рубеже XIX-XX вв. эстетского художественного журнала как нового типа периодического издания было связано со сменой философско-эстетической парадигмы мышления, с утверждением в искусстве нового направления - модерна, в концепцию которого входило представление о творчестве как о сфере жизнестроитель-ства, как о «новой религии», в которой возможно духовное возрождение человека. Эта новая эстетическая установка нуждалась в собственной форме манифестации, которой и стали эстетские журналы. Их начали издавать в разных странах союзы художников и деятелей искусства -творческие альянсы единомышленников, объединенные эстетической идеей и пытавшиеся познакомить публику с философскими и эстетическими принципами нового течения, с образцами творчества.

При изучении феномена «эстетских» журналов необходимо понимать, что их авторами, идейными вдохновителями были люди, одержимые искусством, а потому такие издания никогда не были коммерческим предприятием, это было высокое служение эстетической идее.

В России первым из таких журналов стал «Мир искусства», издававшийся с 1898 года объединением с одноименным названием, который в последующие годы занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (он во многом определил развитие российской культуры на рубеже веков). К числу эстетских журналов принадлежат также «Весы» (1904-1909), «Золотое руно» (1906-1909), «Старые годы» (1907-1916) и др.

Журнал «Аполлон», о котором далее пойдет речь, стал самым последним по времени издания отечественным эстетским журналом, продолжившим традиции своих предшественников - изданий «Мир искусства», «Золотое Руно», «Весы». Его по праву можно считать центральным феноменом художественной и литературной жизни своего времени. Он из всех аналогичных изданий выходил самое продолжительное время - с 1909 по 1918 год. В год традиционно выпускалось 10 номеров, в июне и июле журнал не выходил.

Главным инициатором и редактором журнала «Аполлон» был С.К. Маковский (1877-1962), сын известного художника К. Маковского, историк искусства, художественный критик, поэт, мемуарист, издатель, редактор, организатор художественных выставок. Его ближайшими сотрудниками стали Ин. Анненский, Н. Гумилев, М.А. Кузмин, А. Толстой, С. Ауслендер, которые образовали кружок, прозванный впоследствии секретарем журнала, литератором и шахматистом Е.А. Знос-ко-Боровским «Молодой редакцией». Огромную роль в становлении и развитии журнала сыграл также барон Н.Е. Врангель, ученый, искусствовед, известный собиратель антиквариата, который с 1911 года почти на два года стал соредактором Маковского. Финансировал журнал Михаил Константинович Ушков (1881-?), золотопромышленник, меценат.

В истории журнала, учитывая совокупность различных факторов (изменения в структуре журнала, его редакторском составе, оформлении и т. п.) можно, хоть и несколько условно, выделить три основных этапа:

1) Окт. 1909 — декабрь 1910 года. Это самый ранний этап существования «Аполлона», который связан с поисками нужного образа журнала, как содержательного, так и внешнего.

Именно в этот период формируются три основных раздела «Аполлона»:

а) художественный отдел (в него входили статьи по эстетике, художественной критике, истории живописи, музыки, театра);

б) «Хроника», включавший рецензии и отзывы о новых книгах, спектаклях, выставках, концертах. Материал для этого раздела готовили корреспонденты «Аполлона» в Москве, провинции и за границей. В числе иностранных сотрудников журнала были П. Буцци, Р. Гиль, Ж. де Гурмон, И. фон Гюнтер, Т. Налепиньский и др. В 1909-1910 годах «Хроника» занимала около трети объема номера. В 1911-1912 годах для этого раздела в журнале было выделено гораздо меньше места, потому что расширенная «Хроника» выходила в обозначенные годы как отдельное издание под названием «Русская художественная летопись». С 1913 года этот эксперимент был прекращен, и хроника была возобновлена в журнале под заголовком «Художественная летопись».

в) «Литературный альманах», в который входили русские и переводные поэтические и прозаические произведения современных авторов. Этому разделу в первых номерах (1909-1910) была отведена треть объема номера. С 1911 года «Литературный альманах» в журнале не печатался; в 1912 году он был издан отдельной книгой, и с этого момента беллетристический отдел в журнале был свернут. С 1911 по 1917 год здесь печатались лишь подборки стихов, а литературная критика сосредоточилась в лаконичных рецензиях раздела «Хроника», в частности в его постоянных подрубриках «Письма о русской поэзии», «Новые книги», «Журналы». Заметки о современной драматургии печатались в подрубрике «Театр».

В первых номерах издания в разделе «Литературный альманах» имелась также рубрика «Пчелы и осы «Аполлона», которая отводилась полемике с прессой. Обладая несколько юмористическим характером, «Пчелы и осы» должны были оттенить «серьезность» других подразделов. Рубрика была задумана как постоянная, но не укоренилась в журнале. После самого первого номера «Аполлона», она появлялась всего лишь дважды (в № 3, 1909 года и в № 12, 1910 года) и содержала отрывки из высказываний различных критиков об «Аполлоне».

В целом литературный раздел «Аполлона» был намеренно многоплановый и весьма пестрый, он запечатлел последний этап символистской эстетики и творчества, а также оформление и расцвет нового течения - акмеизма. Беллетристика «Аполлона» была очень разнообразной. Рядом со спиритуальной лирикой Вяч. Иванова - натуралистически заземленная проза О. Дымова. Сочная реалистическая бытопись А. Толстого, М. Пришвина - и печатавшиеся С. Ауслендером, Б. Садовским и др. «безжизненные подделки под старину». Их было более всего; в беллетристике «Аполлона» преобладала ретроспективная стилизация. Имитировались то картины немецкого средневековья (И. фон Гюнтер, «Маг»), то сцены «Столицы и усадьбы» пушкинского времени (Б. Садовский, «Сын белокаменной Москвы», «Погибший пловец»), то английская авантюрная повесть XVIII в. (М. Кузмин, «Путешествие сэра Джона Фирфакса по Турции и другим замечательным странам»), то византийская хроника (С. Соловьев, «История Исминия»).

Публиковавшаяся в «Аполлоне» поэзия была гораздо значительнее его прозы и заняла в нем большее место. В «Аполлоне» начинали свой путь А. Ахматова, О. Мандельштам - многие печатавшиеся в издании их стихи стали потом хрестоматийными (например, «Царскосельская статуя», «Утешение», «У самого моря» А. Ахматовой; «Адмиралтейство», «Нотр-Дам», «Айя-София» О. Мандельштама). В журнале печатались А. Блок, А. Толстой, И. Анненский, В. Брюсов, Вяч. Иванов, М. Кузмин, М. Волошин, К. Бальмонт. Уже одно присутствие этих имен определило место журнала в литературной панораме предоктябрьского десятилетия.

Значительную роль в журнале играли художники, театральные деятели, искусствоведы, в том числе Л. Бакст, Г. Лукомский, М. До-бужинский, Н. Евреинов, В. Кандинский, Ф. Комиссаржевский, В. Курбатов, Н. Машковцев, Вс. Мейерхольд, Н. Радлов, В.Н. Соловьев, Я. Тугенхольд, А. Эфрос и др.

2) 1911-1914 годы. В этот период был окончательно сформирован стиль оформления журнала, который впоследствии менялся лишь незначительно (но о нем мы поговорим отдельно). В содержательной же части этот период характеризуется различными экспериментами с разделами журнала, превращением некоторых разделов в отдельные издания - «сателлиты» «Аполлона». Именно в этот период на страницах «Аполлона» окончательно утверждается идеология акмеизма.

3) 1914-1918 годы. В первую очередь, выделение этого периода связано с началом Первой мировой войны, которая не могла не повлиять на смену настроений авторов журнала. В это время литературные задачи отошли в «Аполлоне» на второй план, а литературную критику существенно потеснила художественная. Журнал все больше обращался к искусствознанию и его специальным проблемам. В нем широко рассматривались такие темы, как современная художественная жизнь, эстетическое образование, охрана памятников, музейное дело, обзор аукционов, техника живописи и графики и др. В журнале часто помещались монографии, посвященные исследованию творчества отдельных художников, характеристике частных собраний. «Аполлон» репродуцировал и интерпретировал старое и современное европейское искусство (Босх, Курбе, Чурленис и мн. др.), широко знакомил с произведениями русских художников-новаторов (Н. Альтмана, К. Богаевского, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, Н. Гончаровой, М. Добужинского, К. Петрова-Водкина, Н. Рериха, З. Серебряковой, С. Чехонина, М. Шагала, А. Щусева, К. Юона, А. Яковлева и др.). Многие художники, выдвинутые «Аполлоном», стали впоследствии известными мастерами.

Полиграфическое оформление журнала также достойно подробного описания. Внешний вид всех «эстетских» журналов должен был отражать их высокие художественные задачи, а сами они должны были являться произведением полиграфического искусства. Не был исключением и «Аполлон», несмотря на то, что он был оформлен более скромно и строго, чем другие эстетские журналы, например, «Мир искусства» и «Золотое руно».

В первые годы издания (1909-1910) журнал печатался в петербургской типографии «Якорь». Он выходил книгами в 80-150 листов и имел почти квадратный формат (205 х 235 мм). Журнал печатался на бумаге верже. Обложка и фронтиспис в первых номерах принадлежали Л. Баксту. Фронтиспис Бакста (с изображенными за белыми колоннами архаическим куросом и фавнами) сохранялся вплоть до конца

1910 года. А вот обложка Бакста с драконом, пронзенным стрелами, очевидно, под влиянием критики была заменена уже в третьем номере за 1909 год на обложку Д.И. Митрохина, на которой Аполлон был изображен в овальном медальоне по пояс, с правой рукой, заложенной за голову и с лирой в левой руке. А уже в четвертом номере за 1909 год эта обложка была заменена на обложку М. Добужинского с изображением Аполлона на фоне солнца с луком в руках, которая сохранялась до конца 1910 года.

К 1911 году складывается окончательный стиль оформления журнала (подчинявшийся господствовавшему в ту пору стилю модерн). С 1911 года поменялись формат журнала (он приобрел более классические пропорции - 200 х 250 мм), а также обложка (на ставшую классической обложку того же Добужинского, с этого времени ее оформление оставалось неизменным вплоть до закрытия журнала). В последующие годы менялись только фронтисписы. В 1911 году это была гравюра А. Босса (1604-1676); в 1912 году - заглавный лист редкого издания «Театральный альбом» (1842) с хороводом муз; в 1913 и 1914 годах помещались попеременно авторские фронтисписы В. Левитского и А. Бело-бородова; в 1915 году снова был взят «исторический» фронтиспис -орнамент XVIII в.; в 1916 году - фронтиспис работы Г. Нарбута, изображающий квадригу Аполлона, взлетающую над руинами на фоне восходящего солнца; к 1917 году был изготовлен фронтиспис С. Чехонина, изображающий Аполлона (данного как бы намеком) в обрамлении очень подробно разработанного и детализованного цветочного венка.

Во всех номерах «Аполлона» большое внимание уделялось элементам декора. Орнаментальность и декоративизм, графическая легкость и грациозность линий были отличительными чертами в создании элементов его графического антуража (рисованные заголовочные шрифты, виньетки, заставки, концовки). Авторство графических украшений принадлежало лучшим художникам той эпохи. Традиционно для оформления журнала использовались заглавные буквы и надписи (названия разделов) работы уже неоднократно упомянутого М. Добужинского, поэтому можно сказать, что в целом стиль журнала был обязан таланту этого художника. Что касается других графических украшений -виньеток, заставок, концовок - их создавали для номеров «Аполлона» различные художники, такие как: Д. Митрохин, В. Белкин, М. Эберман, Г. Нарбут, Н. Кузнецов, Судейкин, С. Чехонин и др. Иногда номера «Аполлона» могли украшаться виньетками, позаимствованными из изданий прошлых лет, например, из альманахов XIX в. «Северная звезда» и «Невский альманах», с гравюр А. Босса, из «Нюрнбергской хроники» 1493 года и др.

Журнал «Аполлон» активно использовал в своей издательской практике публикацию репродукций с картин и изображения ше-

девров архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Это были черно-белые и цветные репродукции на отдельных листах, выполненные фото- и автотипией. В каждом номере помещалось примерно по 40-50 репродукций, среди которых было примерно 1-2 фототипии, 12 трехцветные автотипии и остальные - обычные автотипии. Помимо репродукций на отдельных листах, каждый номер снабжался иллюстрациями в тексте. Чаще всего они также были выполнены автотипией, в редких случаях - в технике гравюры (например, на линолеуме).

На современном антикварном рынке отдельные номера и годовые комплекты журнала «Аполлон» встречаются довольно часто. Стоимость отдельных номеров колеблется от 1500 до 6000 руб. (в зависимости от содержания номера и его сохранности). Годовые комплекты в хорошем состоянии стоят от 30 000 до 85 000 руб., полугодовые -около 15 000 руб. Полные же комплекты журнала редки, особенно в издательских обложках. Практически не находимы на сегодняшний день полные комплекты журнала вместе с приложениями в виде «Русской художественной летописи». Стоимость полного комплекта варьируется от 600 000 до 1 200 000 руб.

«Аполлон» является одним из самых дорогих дореволюционных периодических изданий на современном антикварно-букинистическом рынке. Спрос на это издание весьма стабилен, что обусловлено как его исключительно высокой историко-культурной и художественной ценностью, так и не угасающим на протяжении последних лет интересом к изданиям эпохи «Серебряного века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.