ЖИЗНЕ СТОЙКОСТЬ личности,
или Ещё раз о воспитании спортом
Галина Васильевна Ванакова,
доцент кафедры психологии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, кандидат психологических наук
Один из наиболее эффективных путей развития волевых качеств — использование средств физического воспитания. В выработке волевых качеств личности у юношей имеется определённая последовательность. Вначале развиваются в основном динамические физические качества — сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черёд формирования более сложных и тонких волевых качеств.
• физические упражнения • морально-волевые качества • жизнестойкость личности
Развитие силовых качеств
Развитие силы происходит повторным методом с использованием упражнений, проделываемых в динамическом и статическом режиме.
Для мышц рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук в упоре, лёжа на полу, с отягощением; упражнение с преодолением сопротивления партнёра; поднимание гири 16 кг одной или двумя руками; подтягивание на высокой перекладине. В период подготовки к соревнованиям «Орлёнок» и «Зарница» для развития мышц рук используются пояса — отягощение весом 7 кг. В микротренировочном цикле (пять дней) работа с поясами включается в каждую тренировку, независимо от направленности работы. В начале тренировки у юношей — один подход к перекладине с максимальным количест-
вом повторений. По окончании тренировки они делают два подхода к перекладине, по количеству повторений в половину от максимально возможного. И один подход без пояса на максимальное количество повторений. Например: в начале тренировки юноша выполняет восемь подтягиваний с поясом. Следовательно, в конце тренировки он делает два подхода по четыре повторения и один подход на максимум без отягощения.
Очень хорошо, если есть возможность проводить занятия на берегу реки и в качестве отягощения использовать камни. Каждый ученик подбирает отягощение в соответствии со своими индивидуальными физическими данными. На таких тренировках используется метод «до отказа»; метод предельных нагрузок.
Для мышц брюшного пресса: • удержание угла в упоре на брусьях или высокой перекладине с отягощением или без. Применяется изометрический метод;
.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
• из положения сед поднятие прямых ног
и медленное опускание их перед собой влево и вправо.
Упражнение для мышц спины:
• из положения лёжа на груди прогнуться;
• стоя в положении ноги врозь, наклон, спина прямая, взять груз (гиря, набивной мяч, гантели), сгибание, разгибание рук с отягощением;
• работа на параллельных брусьях (исходное положение — упор на руках), махи прямыми ногами вперёд с удержанием «уголка» на 2—3 сек.; два подхода по 10 повторений с отдыхом 1 мин. между подходами.
Упражнения для мышц ног:
• приседание на одной и двух ногах без упора и с грузом;
• из положения присед выпрыгивание вверх;
• приседание у гимнастической стенки с грузом на плечах.
Эффективное упражнение — работа в парах с партнёром. Приседание с партнёром на плечах у шведской стенки. Упражнение выполняется в один подход на максимальное количество повторений, но отягощение должно быть не более 70—75% от веса молодого человека, выполняющего упражнение.
После выполнения упражнений на развитие силы обязательно включаются упражнение на гибкость и расслабление работающих мышц.
Статические упражнения:
• удержание положения сед в упоре у стенки;
• удержание упора лёжа.
На уроках гимнастики используется метод «круговой тренировки». После упражнений «кувырки» вводятся упражнения для развития мышц рук и верхнего плечевого пояса.
Подтягивание на высокой перекладине с отягощением (пояс весом 7 кг) ребята делают один подход к перекладине на максимальное количество повторений. Также по мере сдачи контрольных нормативов по акробатике и гимнастике я дополнительно ввожу станции на развитие мышц брюшного пресса, спины и ног.
Развитие выносливости
Для развития общей выносливости применяются кроссы, ходьба на лыжах. Минимальная продолжительность упражнения 3—5 мин., максимальная — до 25—30 мин. Особенности рельефа, разнообразная, гористая, пересечённая местность позволяют использовать затяжные подъёмы в гору для большинства упражнений в беге.
Упражнения:
• бег с равномерной и переменной скоростью до 15 мин.;
• повторный пробег отрезков 200-400 метров;
• бег на результат на 3000 метров;
• лыжные гонки на 5000 метров;
• спортивные игры.
На уроках в спортивном зале упражнения на выносливость включаются уже во вводной части, в виде пятиминутного разминочного бега. В осенне-весенний период целесообразно проводить бег по пересечённой местности до 20 минут. Причём часто используется ускорение в гору во время кроссовой подготовки.
При работе по лыжной подготовке применяются серии ускорений (4-6) на отрезках от 300 метров, на дистанции 5 км.
Для будущей трудовой деятельности и службы в армии важно развивать статическую выносливость. Это упражнения на перекладине:
• вис на перекладине;
• удержание груза 50% собственного веса.
Развитие скоростно-силовых качеств
Для развития скоростно-силовых качеств используются упражнения с отягощением, а также с преодолением собственной массы тела (различные прыжки, сгибание рук в упоре, подтягивание).
Г.В. Ванакова. Жизнестойкость личности, или Ещё раз о воспитании спортом
Обычно скоростно-силовые упражнения применяются в основной части урока. Темп выполнения высокий, продолжительность выполнения комплекса 8-10 минут. Упражнение выполняется 20 сек. с отдыхом 30 сек. Упражнения выполняются по 2-3 повторения. Часто скоростно-силовая подготовка включает такие методы, как метод меняющихся нагрузок и метод предельных нагрузок.
Применяемые упражнения:
• многоскоки;
• эстафеты с использованием гимнастических снарядов;
• отжимания с хлопками рук;
• челночный бег;
• прыжки через скакалку.
Во время разминки учащимся предлагаются многоскоки, прыжковые упражнения, полоса препятствий. Очень удобно использовать метод «круговой» тренировки для развития скоростно-силовых качеств. Например, одна серия состоит из трёх упражнений:
• прыжки на скакалке;
• подъём туловища из положения лёжа;
• сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
Работа на станции длится 20 сек., отдых — 30 сек. Во время отдыха происходит интенсивное восстановление дыхания, затем упражнения на расслабление и переход к другому упражнению. Группа выполняет три серии упражнений с отдыхом между сериями 2 мин.
Развитие ловкости и точности движений
Для развития ловкости и точности движений применяются такие игры, как футбол, волейбол, ручной мяч, метание гранаты в цель. На уроках акробатики развитием ловкости можно считать выполнение комбинаций из ранее изученных упражнений. Например, стойка на голове, выход в упор присев, кувырок вперёд, затяжной кувырок вперёд, ку-
вырок назад с отжиманием рук и выходом на прямые ноги.
Упражнения для развития равновесия и тренировки вестибулярного аппарата
К ним относятся:
• передвижение по узкой опоре шагом, на носках, с поворотами кругом, то же и по наклонной опоре;
• различного вида прыжки со сменой положения ног, то же с закрытыми глазами.
Для тренировки вестибулярного аппарата применяются в вводной части урока различные вращения, наклоны головы и туловища, прыжки с поворотами. Продолжительность нагрузки не должна превышать 15 сек.
Учитывая, что тренировка на развитие выносливости проводится в конце микротренировочного цикла (пятый день), после тренировки обязательно посещение бани.
Трудности, которые испытывают юноши при выполнении физических нагрузок, бывают объективные и субъективные. К объективным трудностям относятся те максимальные мышечные усилия или физические действия, которые испытывает молодой человек. Каждое действие определяется его особенностями. Например, приседание с партнёром на плечах. Трудность состоит в том, что отягощение требует от исполнителя определённых физических затрат. К субъективным трудностям относится личное отношение учащегося к этому виду деятельности или к условиям, при которых оно выполняется, отсутствие привычки к систематическому и упорному труду, страх перед соперником.
Опыт в решении актуальных психологических проблем, связанных с трудностями взросления, даёт юношам:
• самоутверждение (за счёт здорового образа жизни);
• оптимизацию жизненной установки;
• расширение межличностных связей.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Созревая психологически, молодые люди начинают осознавать огромную значимость посильных физических упражнений. Внутренний настрой движет ими в совершенствовании многих физических, волевых и умственных качеств.
Применение комплекса физических упражнений решает следующие задачи:
• сохранение и укрепление физического здоровья учащихся;
• развитие потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом в соответствии со спецификой дальневосточного региона;
• формирование у юношей необходимых личностных качеств, самооценки, выдержки, уверенности, самообладания;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам психической регуляции, так необходимых в специфических региональных условиях;
• развитие личностного представления о ценности здорового образа жизни, престижности высокого уровня здоровья как условия совершенствования эмоционально-волевой сферы учащихся.
Наблюдение в днамике, проводившееся в течение учебного года при поэтапном использовании разработанной нами комплексной методики оценки, позволило выделить адекватные сдвиги изучавшихся показателей у учащихся, которые, кроме уроков физической культуры, дополнительно посещали спортивные секции, по сравнению с первоначальным этапом, когда юноши занимались только физическими упражнениями на уроках. Так, исследуемые двигательные способности: скоростные, ско-ростно-силовые и координационные способности, а также статическая, силовая, скоростная, динамическая и общая выносливость, у занимающихся в спортивных секциях достоверно возросли к концу учебного года.
Сравнительный анализ полученных результатов тестирования в течение учебного года показал, что у юношей, занимающихся в спортивных секциях, наблюдяет-ся динамика волевых процессов. нО
Д
ЕТСКОЕ
Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию у них нравственные эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.
Одна из самыгх сложных проблем — работа с одарёнными детьми. Как вышвить одарённость? Как создать условия для её развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся своим опытом в «Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.
Главный редактор Ерегина Т.Н.
Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать». Подписные индексы 71980 для индивидуальны« подписчиков 71981 для организаций