Научная статья на тему 'Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности'

Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3673
897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONAL VITALITY / POTENTIAL / PERSONAL POTENTIAL / RESOURCES / PERSONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова М. В.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто считают экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Внутренние характеристики личности, которые отражают психологическую выносливость, позволяющую эффективно справляться со стрессом, наиболее полно отражены в понятии «жизнестойкость». В статье дается теоретическое обоснование разнообразных подходов к термину «жизнестойкость». Анализ научных подходов к данному понятию позволяет сделать вывод, что жизнестойкость является ключевым ресурсом личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности»

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ

М.В. ЛОГИНОВА,

старший преподаватель кафедры социальной работы Российского государственного социального университета, филиал в г. Пензе

Аннотация. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто считают экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Внутренние характеристики личности, которые отражают психологическую выносливость, позволяющую эффективно справляться со стрессом, наиболее полно отражены в понятии «жизнестойкость». В статье дается теоретическое обоснование разнообразных подходов к термину «жизнестойкость». Анализ научных подходов к данному понятию позволяет сделать вывод, что жизнестойкость является ключевым ресурсом личности.

Ключевые слова: жизнестойкость личности, потенциал, личностный потенциал, ресурсы, личностные ресурсы.

VITALITY AS AN INTERNAL KEY RESOURCE OF THE PERSON

M.V. LOGINOVA,

Senior lecturer in social work of the Russian State Social University, Penza branch

The summary. The vitality of the modern person passes in the conditions, frequently called as extreme and stimulating for stress development. The internal characteristics of the person, which reflect the psychological stamina allowing to cope effectively with stress, are most fully reflected in the notion of «vitality». The article provides a theoretical justification for a variety of approaches to the term «vitality». The analysis of scientific approaches to this notion allows to draw a conclusion, that vitality is a key resource of the person.

Key words: personal vitality, potential, personal potential, resources, personal resources.

Проблема жизнестойкости личности сегодня выходит на передний план научного осмысления не случайно. Высокий темп современной жизни с постоянно усложняющимися условиями предъявляет повышенные требования к человеку, проверяет его на прочность, «живучесть» (Л.А. Александрова, 2005, Д.А. Леонтьев, 2002), жизнестойкость. Безусловно, степень жизнестойкости личности во многом зависит от ее ресурсов.

Наряду с понятием «ресурс», в психологической литературе зачастую используется понятие «потенциал». Потенциал (от латинского potentia — сила) — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [4, с. 1058].

Д.А. Леонтьев (2002) личностный потенциал представляет как интегральную характеристику личностной зрелости, что отражает меру преодоления личностью «самой себя», задач и обстоятельств. Э.Ф. Зеер (2004) рассматривает личностный потенциал как ресурсные возможности профессионального развития человека, его способность к успешному осуществлению профессиональной деятельности, которая личностным потенциалом «обслуживается». И.Т. Фролов (2000) видит в личностном потенциале стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Г.И. Га-

поновой (2007) личностный потенциал рассматривается как совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью поставленных целей, задач, позитивно обозначенных, конструктивно влияющих на личностно-профессиональную самостоятельность. М.В. Денеко (2007) личностный потенциал понимает как внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию. И конкретизирует: это интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установке, направленности) человека к миру, в системе знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности. Это как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации; как система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию [5].

Интересен взгляд В.Н. Маркова (2004), который рассматривает личностный потенциал как систему внутренних возобновляемых ресурсов личности. По-

тенциал человека как социально-личностная система, по В.Н. Маркову, имеет иерархическую структуру. Первый уровень этой структуры составляет биологический потенциал индивида, определяющийся спецификой биоэнергетических процессов в организме. Вышележащие уровни данной иерархии предназначены для информационно-целостной регуляции нижележащих уровней. Так, второй уровень иерархии связан с психической регуляцией и определяет психофизиологический потенциал. Третий уровень, базирующийся на личностно-смысловом саморазвитии, представляет собой собственно личностный потенциал [7]. Выделенные уровни потенциала

B.Н. Марковым являются относительными, так как система индивидуальной регуляции потенциала непрерывна и уровни можно выделять на разных основаниях.

Отношение к понятию «ресурсы в психологической науке» также неоднозначно. Ресурсы (от франц. геББоигее — вспомогательное средство) — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов [4, с. 1132].

В научной литературе ресурсы толкуются в качестве элемента процессов преодоления, который представлен как совокупность механизмов активации и оперирования ресурсами (В.А. Бодров, Р. Лазарус,

C. Мадди, С. Хобфолл и др.). Ресурсы определяются как факторы успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей. Например, исследования, посвященные значимости интернальности (влиянию ее на эффективность преодоления) (Т. Андерсон, С. Карвер, М. Шейер), оптимизма (С. Кар-вер, К. Муздыбаев, К. Олдвин, М. Селигман), чувства связи с миром, самоэффективности и самоуважения (А. Бандура, Т.А. Крюкова, Р. Моос, Д. Терри, Ш. Фолкман).

Следует различать понятия ресурсов вообще и личностных ресурсов в частности.

Так, Е.В. Змановская (2004) определяет ресурсы личности как ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности. Е.Ю. Кожевникова (2006), рассматривая содержательную сторону поведения человека при преодолении трудных жизненных ситуаций, определяет личностные ресурсы как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Личностные ресурсы, по ее мнению, должны отвечать следующим критериям: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать эти средства, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении.

Н.Ф. Наумова (1988) вводит понятие совокупного жизненного ресурса личности, под которым понимает энергию, состояние здоровья, время-возраст, резерв жизненного времени, природные преимущества (пол, способности), социальные преимущества

(образование, социальное происхождение, квалификация, профессия), самооценку, уровень притязаний личности.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с трудностями жизни, а значит, и слабую жизнестойкость.

В.А. Бодров (2005) определяет ресурс личности как запас, потенциал различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т. д. [3]. И отмечает, что понятие человеческих ресурсов, несмотря на довольно широкое употребление, еще недостаточно разработано, хотя в общих чертах оно отражает возможности энергетических и информационных процессов, степень развития профессионально ориентированных функций, их адаптивность, устойчивость и компенсируемость, наличие освоенных программ и способов регуляции различных форм активности и многое другое [3].

В самом общем виде под ресурсами личности понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления трудностей либо кризисов, поэтому Г.И. Гапонова (2007) под ресурсом личности понимает все то, что ей принадлежит.

Для дальнейшего разграничения исследуемых нами понятий представляет интерес классификация С. Хобфолла. С его точки зрения ресурсы включают: 1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); 3) психические и физические состояния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей [9].

Как видим, понятие «ресурсы» имеет несколько смысловых оттенков. С одной стороны, следует различать ресурсы в широком смысле слова, ресурсы среды или внешние ресурсы и личностные ресурсы в частности. Ресурсы в широком смысле, безусловно, будут включать понятие «личностные ресурсы», «ресурсы среды», что в свою очередь отражается на потенциале личности (биологическом, психофизиологическом, личностном). Но в то же время потенциал личности включает личностные ресурсы и во многом зависит от ресурсов среды. Для наглядности все это можно представить в виде схемы.

РЕСУРСЫ

ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ

ч_

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ

ПОТЕНЦИАЛ

личностный психофизиологический биологический

В любом случае ресурсы создают единую систему, которая обеспечивает или должна обеспечить все запросы и потребности человека. Ресурсы отличаются не только источником их возникновения (внешние и внутренние), но и содержанием. Для каждого вида ресурсов характерна определенная способность к сохранению и накоплению, способность к адаптации к изменяющимся условиям, способности ресурсов к взаимному влиянию друг на друга и на личностный потенциал.

Ресурсный подход в психологии делает акцент на то, что существует процесс распределения ресурсов, который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранить здоровье и успешно адаптироваться несмотря на разные жизненные обстоятельства. Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые управляют и направляют общий фонд ресурсов. Ключевой ресурс — главное средство, контролирующее и организующее распределение других ресурсов. Например, М. Селигман (1995) в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривал оптимизм. A. Бандура предложил использовать понятие «самоэффективность». С. Мадди (2002) в качестве одного из ведущих ресурсов, влияющих на использование копинг-стратегий, предлагает конструкт (hardiness) «жизнестойкость» (по Л.А. Александровой).

С. Мадди определяет понятие жизнестойкости через созданную им модель согласованности: вариант активации. С. Мадди выделяет людей с высоким и низким уровнем активации. Высокая активация означает высокий уровень возбуждения, оживленности, энергичности, напряженности, активности (деятельность, инициативность). Люди с низкой активацией пассивны, хронически фрустрированы и неуспешны. Жизнестойкость как внутренний, ключевой ресурс личности способствует активному преодолению трудностей и хорошей адаптации. Она позволяет

справиться с отчаянием, ощущением беспомощности и потерей смыслов [9].

Как пишет Л.А. Александрова, «Hardy» — выносливый, стойкий, закаленный человек, потому что «Hardiness согласно большому англо-русскому словарю — выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, неустрашимость» [1]. В итоге понятие означает психологическую живучесть, расширенную эффективность человека, проявляющуюся в его вовлеченности в происходящее, разумном влиянии на себя и принятии риска, а также является показателем психического здоровья человека. «Hardiness» — черта личности, позволяющая справляться со стрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста [1]. Таким образом, жизнестойкость — личностная установка, лежащая в основе экзистенциальной отваги или «мужества быть» (П. Тиллих) (по Л.А. Александровой). Д.А. Леонтьев считает, что жизнестойкость как черта личности характеризуется мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете — степенью преодоления личностью самой себя [6].

Жизнестойкость личности, в понимании Р.М. Ра-химовой (2002), это совокупность ценностных установок и диспозиций, позволяющая сформулировать позитивный жизненный проект, рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в заданных условиях.

По Е.В. Медведевой (2008), жизнестойкость характеризуется как мера способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Она оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

Р.И. Стетишин (2008) считает, что жизнестойкость является личностно-психологическим ресурсом, позволяющим человеку, занятому в сфере помогающих профессий, противодействовать развитию состояний профессионально-личностной дезадаптации.

С.А. Богомаз (2008) установил, что действительно жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и удовлетворенностью собственной жизнью [2]. Под жизнестойкостью С.А. Богомаз понимает «системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности» [2, с. 25]. То есть, как отмечает автор, жизнестойкость — это важный личностный ресурс, способствующий преодолению стрессов и достижению высокого уровня психического и физического здоровья [2].

Как видим, подходы к понятию жизнестойкости самые разнообразные. Некоторые определяют жизнестойкость как черту, качество, свойство личности, как меру способности, как систему установок и диспозиций, как ресурс личности.

Анализ научных подходов к данному понятию позволил нам сделать вывод, что жизнестойкость является ключевым ресурсом личности (С. Мадди), определяющим степень «живучести» (Л.А. Александрова), «отвагу быть» (П. Тиллих, по Л.А. Александровой), «действовать вопреки» (М. Хайдеггер, по Д.А. Леонтьеву), «способность преодоления самого себя» (Д.А. Леонтьев) и, что особенно важно в трудных жизненных ситуациях, это «способность превращать проблемные ситуации в новые возможности» (С.А. Богомаз).

Литература

1. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л.А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, по-

священной памяти В.Н. Дружинина. — М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 16—22.

2. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». 2008. Т. 2. С. 24—27.

3. Бодров В.А. Психологическая адаптация и стресс / В.А. Бодров // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. — М.: АНО УМО, 2005. С. 64—65.

4. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 1435.

5. Денеко М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. / М.В. Денеко. — СПб., 2007. С. 24.

6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 56—65.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

В.Д. ЛЬВОВА, Н.В. АММОСОВА

Аннотация. Рассматривается методика организации самостоятельной работы студентов химико-технологических специальностей технического университета при изучении математики. Представлено теоретическое обоснование предлагаемой методики, описана организация самостоятельной работы при изучении раздела «Дифференциальные уравнения».

Ключевые слова: методика, математика, самостоятельная работа, студенты, технический вуз.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK OF CHEMICAL-TECHNOLOGICAL SPECIALITIES OF TECHNICAL UNIVERSITY

FOR MATHEMATICS STUDYING.

V.D. LVOVA, N. V. AMMOSOVA

The summary. In this article a method of organization of mathematics studying for students' independent work for chemical-technological specialities of technical university is presented. A theoretical substantiation of an offered method is provided; the organization of independent work is described at section studying «the Differential equations».

Key words: methods, mathematics, independent work, students, technical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.