XXI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА О.А. Москвитина
ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва
Анализируются особенности феномена «жизнестойкость», как основного качества личности, обеспечивающего психологическое благополучие людей третьего возраста.
Ключевые слова: жизнестойкость, пожилой и старческий возраст, качество жизни, качества личности, стрессоры, стратегии и ресурсы совладания
HARDINESS IN OLD AGE O.A. Moskvitina
Psychological Institute of the Russian Academy of education, Moscow
The article is devoted to analysis of peculiarities of the phenomenon of hardiness as the main quality of the person providing the psychological well-being of the people of the third age.
Key words: hardiness, elderly and old age, quality of life, personality, stressors, coping resources & strategies
Впервые термин «hardiness» введен в научный оборот исследователями С.Мадди и С.Кобейс. Отечественный психолог Д.А. Леонтьев перевел термин как «жизнестойкость». Исследователи С. Кобейс, С. Мадди, Л.А. Александрова, В.Д. Альперович, С.А. Богомаз, Е.А. Евтушенко, Д.А. Леонтьев, Е.В. Соболева, О.А. Шумакова и др. отмечают, что основными характеритиками жизнестойкости являются устойчивость к стрессу, субъективная установка на преодоление трудностей и успешность в нем, активность, субъектность, адаптивность, открытость новому, личностные и смысловые установки. Жизнестойкость укрепляет желание и способность личности к изменению.
К центральному фактору жизнестойкости Л.А. Александрова относит личностный смысл, так как он задает человеческой жизни направление и определяет ее ценность и значимость, причем не только субъективную, но и для социума, человечества в целом [1]. К факторам (или их отсутствию), влияющим на проявление жизнестойкости личности, относят ее психофизиологические и нейродинамичес-кие особенности, нервнопсихическую устойчивость, психодинамические свойства, социально-психологические качества, волевые характеристики, психологическую устойчивость, качества и характеристики, влияющие на самоотношение личности [1,4-6]. Снижение жизнестойкости людей старшего возраста обусловливается ухудшением соматического здоровья, изменением эмоционального фона, снижением активности и самореализации и, как следствие, постепенным ограничением субъектности, ухудшением качества жизни и из-менянием субъективного восприятия собственного возраста. На жизнестойкость людей старшего возраста влияют стрессовые факторы, связанные с утратой родных и близких, уходом от активной трудовой деятельности, депривцией притязания на признание, «застреванием» в возникающих проблемах, сужением сферы общения, одиночеством и самоизоляцией, дискомфортом от пребывания в замкнутом пространстве, безразличия окружающих, «ухода в себя», отсутствия четкого жизненного ритма [2,6-8].
В связи со снижением субъектности и возмжностью самостоятельно справляться с трудностями в старшем возрасте значительная роль в совладании отводится социальной поддержке, в частности, эмоциональнльной и инструментальной, но в пожилом и старческом возрасте качество межличностных отношений часто снижается вследствие потери коммуникативной активности [2,7,8]. Ресурсами жизнестойкости и источником удовлетворения для пожилых людей является не только собственное благополучие, но и благополучие семьи и близких людей. Важным для пожилых людей, у которых сформировались в течение жизни духовно-познавательные и, творческие планы, является их реализация. К личностным ресурсам жизнестойкости относится конструктивное принятие своего возраста и своего жизненного пути и мудрость.
Немаловажным ресурсом является социальная субъектность, когда пожилому человеку необходимо самоопределится относительно социальной жизни (семьи, работы других людей, разных социальных институтов).
К качествам, препятствующим поддержанию качества жизни и повышению жизнестойкости является закрепление позиции - «Мне должны» и перекладывание ответственности на других. В психоэмоциональной сфере старые люди харакктризуются повышенной ранимостью и требуют чуткого и внимательного отношения, что невсегда возможно ожидать от окружающих. Одной из главных возрастных задач людей старшего возраста является поддержание и обеспечение здоровья, ориентированность на активное долголетие, самосохранение под которым понимается гармонизация внутреннего психического развития и внешних условий жизнедеятельности [5].
Участие самой личности в создании собственного здорового образа жизни способствует сохранности ее индивидной организации и регуляции дальнейшего психического развития. Сознательная регуляция возрастной динамики функциональных систем осуществляется посредством эмоциональной и психомоторной сфер, а также речи [8].
Во многом, проявление жизнестойкости влияет на отношение личности к собственному старению и старости: активное отношение, связанное с поиском новых путей включенности в жизнь и удовлетворения ею являетя конструктивной позицией, а неконструктивное, связано с пассивным отношнием, сужением интересов, отчуждением от окружающих людей [3]. Проявление феномена жизнестойкости в пожилом и старческом возрате, связано с предшествующей жизнью личности, сохраненным здоровьем и приобретенными болезнями, морально-психологической и социально-психологической основой и философией жизни, но главное с личностными установками в старости. Связан он и с внешними условиями: окружающими людьми и возможностями предметной и социальной среды, в которых проходят последние годы жизни человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sostavlyayuschih-zhiznestoykosti-lichnosti-kak-osnove-ee-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-sovremennom-mire (дата обращения: 10.07.2016).
2. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении. Ростов-на-Дону: Феникс,1997. 557 с.
3. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 60-71.
4. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья. Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». 2008. Т. 2. С. 24-27.
5. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). Новосибирск: СибАК, 2016.
6. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека. Педагогическое образование в России. 2015. № 8 69.
7. Мелехин А.И., Сергиенко Е.А. Предикторы субъективного возраста в пожилом и старческом возрасте. Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 185-201.
8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Издательство: Аспект Пресс, 2005г. с. 460. Сведения об авторе:
Москвитина Ольга Александровна - старший научный сотрудник Психологического института РАО. 125009 Москва ул. Моховая, д. 9, строение 4. Тел. +79162195167. E-mail: [email protected]