Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ДОВЕРИЕ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ'

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ДОВЕРИЕ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESILIENCE / DIFFICULT LIFE SITUATION / TRUST IN YOURSELF AND OTHERS / TEENAGERS / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И К ДРУГИМ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Е.В., Полина А.В.

В статье рассматривается проблема жизнестойкости и изучения ее связи с доверием у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На основании проведенного теоретического анализа выявлено, что жизнестойкость и доверие к себе и к другим являются важнейшим внутриличностным ресурсом, помогающим подросткам преодолеть сложные обстоятельства и выстроить собственную жизненную стратегию. В работе представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление прямой/обратной связи между жизнестойкостью и доверием у подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Выявлена корреляционная связь доверия к себе и к другим с компонентами жизнестойкости (вовлеченность, контроль и принятие риска). Установлено, что жизнестойкость подростков в трудной жизненной ситуации положительно связана с доверием к себе в интеллектуальной и профессиональной сфере, и повышается за счёт стратегии вовлеченности и контроля. Заинтересованность и увлеченность подростком в интеллектуальной и профессиональной деятельности, получение удовлетворение от результата, оказывает положительное влияние на развитие у них жизнестойкости и доверия к себе. Однако, выявлена отрицательная связь между жизнестойкостью подростков и доверием к другим, что объясняется недостаточным эмоциональным опытом с близкими. Сильная корреляционная связь между уровнем доверия к себе и компонентом жизнестойкости «контроль», показала, что таким подросткам свойственно ощущение контроля над происходящим, они выбирают активную деятельность и борьбу, что помогает им справляться со стрессом. При этом, чем выше у подростков уровень принятия риска как компонента жизнестойкости, тем сложнее им доверять себе в установлении взаимоотношений с родными и близкими, в решении бытовых проблем и в организации досуга и отдыха, что негативно сказывается на их внутреннем состоянии в виде напряжения, тревоги и дискомфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCE AND TRUST AS THE BASIS FOR OVERCOMING A DIFFICULT LIFE SITUATION FOR TEENAGERS

The article deals with the problem of resilience and the study of its relationship with trust in adolescents who find themselves in a difficult life situation. Based on the theoretical analysis, it is revealed that resilience and trust in yourself and others are the most important intrapersonal resources that help teenagers overcome difficult circumstances and build their own life strategy. The paper presents the results of an empirical study aimed at identifying a direct/feedback relationship between resilience and trust in adolescents who find themselves in difficult life situations. The correlation between self-confidence and others ’ trust and resilience components (engagement, control, and risk- taking) was revealed. It is established that the resilience of adolescents in difficult life situations is positively associated with self-confidence in the intellectual and professional sphere, and increases due to the strategy of involvement and control. The interest and passion of a teenager in intellectual and professional activities, getting satisfaction from the result, has a positive impact on the development of their resilience and self-confidence. However, there is a negative relationship between the resilience of adolescents and trust in others, which is due to insufficient emotional experience with loved ones. A strong correlation between the level of self-confidence and the resilience component "control" has shown that such teenagers tend to feel in control of what is happening, they choose active activities and struggle, which helps them cope with stress. At the same time, the higher the level of risk acceptance among teenagers as a component of resilience, the more difficult it is for them to trust themselves in establishing relationships with relatives and friends, in solving everyday problems and in organizing leisure and recreation, which negatively affects their internal state in the form of tension, anxiety and discomfort.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ДОВЕРИЕ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

УДК 159.922

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-8-12

RESILIENCE AND TRUST AS THE BASIS FOR OVERCOMING A DIFFICULT LIFE SITUATION FOR TEENAGERS

Ovcharova E.V., Polina A.V.

Volzhsky Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russian Federation

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ДОВЕРИЕ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ

Овчарова Е.В., Полина А.В.

Волжский филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волжский, Российская Федерация

Abstract. The article deals with the problem of resilience and the study of its relationship with trust in adolescents who find themselves in a difficult life situation. Based on the theoretical analysis, it is revealed that resilience and trust in yourself and others are the most important intrapersonal resources that help teenagers overcome difficult circumstances and build their own life strategy. The paper presents the results of an empirical study aimed at identifying a direct / feedback relationship between resilience and trust in adolescents who find themselves in difficult life situations. The correlation between self-confidence and others ' trust and resilience components (engagement, control, and risk-taking) was revealed. It is established that the resilience of adolescents in difficult life situations is positively associated with self-confidence in the intellectual and professional sphere, and increases due to the strategy of involvement and control. The interest and passion of a teenager in intellectual and professional activities, getting satisfaction from the result, has a positive impact on the development of their resilience and self-confidence. However, there is a negative relationship between the resilience of adolescents and trust in others, which is due to insufficient emotional experience with loved ones. A strong correlation between the level of self-confidence and the resilience component "control" has shown that such teenagers tend to feel in control of what is happening, they choose active activities and struggle, which helps them cope with stress. At the same time, the higher the level of risk acceptance among teenagers as a component of resilience, the more difficult it is for them to trust themselves in establishing relationships with relatives and friends, in solving everyday problems and in organizing leisure and recreation, which negatively affects their internal state in the form of tension, anxiety and discomfort.

Аннотация. В статье рассматривается проблема жизнестойкости и изучения ее связи с доверием у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На основании проведенного теоретического анализа выявлено, что жизнестойкость и доверие к себе и к другим являются важнейшим внутрилич-ностным ресурсом, помогающим подросткам преодолеть сложные обстоятельства и выстроить собственную жизненную стратегию. В работе представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление прямой/обратной связи между жизнестойкостью и доверием у подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Выявлена корреляционная связь доверия к себе и к другим с компонентами жизнестойкости (вовлеченность, контроль и принятие риска). Установлено, что жизнестойкость подростков в трудной жизненной ситуации положительно связана с доверием к себе в интеллектуальной и профессиональной сфере, и повышается за счёт стратегии вовлеченности и контроля. Заинтересованность и увлеченность подростком в интеллектуальной и профессиональной деятельности, получение удовлетворение от результата, оказывает положительное влияние на развитие у них жизнестойкости и доверия к себе. Однако, выявлена отрицательная связь между жизнестойкостью подростков и доверием к другим, что объясняется недостаточным эмоциональным опытом с близкими. Сильная корреляционная связь между уровнем доверия к себе и компонентом жизнестойкости «контроль», показала, что таким подросткам свойственно ощущение контроля над происходящим, они выбирают активную деятельность и борьбу, что помогает им справляться со стрессом. При этом, чем выше у подростков уровень принятия риска как компонента жизнестойкости, тем сложнее им доверять себе в установлении взаимоотношений с родными и близкими, в решении бытовых проблем и в ор-

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

Keywords: resilience, difficult life situation, trust in yourself and others, teenagers.

ганизации досуга и отдыха, что негативно сказывается на их внутреннем состоянии в виде напряжения, тревоги и дискомфорта.

Ключевые слова: жизнестойкость, трудная жизненная ситуация, доверие к себе и к другим, подростки.

REFERENCES

[1] Ovcharova E. V., Polina A.V. Features of meaning-life orientations in adolescents who have fallen into difficult life situations / / Mir nauki. Pedagogy and psychology, 2019 no. 3. - Pp. 43-43. - https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN319.pdf

[2] Polina A.V., Ovcharova E. V. the Role of trust in the formation of psychological safety of adolescents who are brought up in deprivation conditions [Electronic resource] / / Educational Bulletin "Consciousness". -2019. - Volume 21, No. 9. - P. 11-17. -http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-11-17

[3] Borisenko O. V., materova T. A., Khovalkina O. A., shamardina M. V., Features of formation of resilience and coping with difficult life and stressful situations of minors in education. Method. stipend. Barnaul, 2014.

[4] Leontiev D. A., Rasskazova E. I. Test of resilience. Methodological guide to a new method of psychological diagnostics of a person with a wide scope of application. Moscow: Smysl, 2016.

[5] Skripkina T.P. The main provisions of the concept of confidential relations of the person// The European proceedings of social & behavioural sciences epsbs. -2019.- P.651-657 doi:10.15405/epsbs.2019.07.85.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Овчарова Е.В., Полина А.В. Особенности смыс-ложизненных ориентаций у подростков, попавших в трудные жизненные ситуации // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3. - С. 43-43. - https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN319.pdf

[2] Полина А.В., Овчарова Е.В. Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях [Электронный ресурс] // Образовательный вестник "Сознание". - 2019. - Том 21, № 9. - С. 11-17. -http://dx.doi.org/10.26787/nvdha-2686-6846-2019-21-9-11-17

[3] Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В, Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании. Метод. пособие. Барнаул, 2014.

[4] Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. М.: Смысл, 2016.

[5] Skripkina T.P. The main provisions of the concept of confidential relations of the person// The european proceedings of social & behavioural sciences epsbs. - 2019.- P.651-657 doi:10.15405/epsbs.2019.07.85

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

*The publication was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 19-013-00331

Author Contributions. Ovcharova E.V. - literature review, research concept, writing a text; Polina A.V. - statistical data processing, collection and processing of psycho-diagnostic materials.

Ovcharova E.V. - SPIN-ID: 9090-5744; ORC ID: 0000-0003-1559-1045

Polina A.V. - SPIN-ID: 8075-7123; ORCID ID: 0000-0041-7571-9760

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Публикация осуществлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00331

Вклад авторов. Овчарова Е.В - обзор литературы, концепция исследования, написание текста; Полина А.В. -статистическая обработка данных, сбор и обработка психодиагностических материалов.

Овчарова Е.В. - SPIN- код: 9090-5744; ORC ID: 0000-0003-1559-1045

Полина А.В. - SPIN-код: 8075-7123; ORCID ID: 0000-0041-7571-9760

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Введение. Подростковый период является сложным и очень важным этапом в формировании личности ребенка, в котором закладываются основы мировоззрения, система убеждений о себе и о мире. В зависимости от того, как подросток ответил себе на эти вопросы, складывается его отношениях с другими людьми. Особенно остро это проявляется в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Трудная жизненная ситуация при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности подростка, привести к нарушению жизнедеятельности, отрицательным негативным эмоциональным состояниям, сложностям в разрешении конфликтов, проблемам в установлении близких и доверительных отношений [1; 2]. Именно в стрессовых ситуациях очень важно наличие такого внутреннего личностного ресурса, как жизнестойкость. Обладая развитой жизнестойкостью, подросток может эффективно справиться с травмирующей ситуацией, которая позволит не чувствовать свою беспомощность, а находить силы на борьбу и сопротивление, влиять на происходящее, даже если успех не гарантирован. Подросток в этом случае не воспринимает стресс как угрозу себе, а осознает, что может попытаться изменить ситуацию своими силами, и готов к действиям [3].

В современной психологической литературе большое значение для успешного преодоления трудных жизненных ситуаций также отводится роли доверия, которое позволяет подростку гармонично взаимодействовать с миром [2]. Если у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, доверие не достаточно выражено или отсутствует, это сказывается на их внутреннем негативном эмоциональном фоне, проблемам с окружающими людьми, сложностям в создании в будущем гармоничных семейных отношений.

Объединяя вышесказанное, можно сказать, что жизнестойкость и доверие могут помочь подростку смягчить эффекты стрессо-генных обстоятельств, сохранить здоровье и помочь действовать в ситуации неопределенности, находить смысл в различных сторонах жизни. Актуальность темы обусловлена недо-

статочным изучением проблемы жизнестойкости и доверия к себе и к другим у подростков в трудной жизненной ситуации. Цель настоящего исследования - исследовать взаимосвязь компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) и особенностей доверия к себе и к другим у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Методы и материалы. Методологической базой исследования послужили положения отечественных и зарубежных авторов по проблеме жизнестойкости (С. Мадди, Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказова), а также концепция доверительных отношений личности Т.П. Скрипкиной. Теоретический анализ показал, что под жизнестойкостью в литературе понимается система установок и убеждений, способность и готовность субъекта действовать; некая черта, которая характеризуется мерой преодоления личностью заданных обстоятельств и мерой преодоления личностью самой себя [4]. Теоретические направления, исследующие понятие доверия, разнообразны. Вслед за Т.П. Скрипкиной [5] понимаем доверие как субъектный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру, к другим, и исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию.

С целью выявления прямой/обратной связи между жизнестойкостью и доверием у подростков проведено эмпирическое исследование на базе Волжского политехнического техникума (ВПТ), МБОУ ОСОШ №1, ГКСУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Волжский. В исследовании приняло участие 64 подростка в возрасте 15 - 16 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (подростки, оставшиеся без попечения родителей; находящиеся под опекой одного родителя; проживающие в конфликтных и малоимущих семьях).

В исследовании были использованы следующие методики: Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева); Тест «Оценка доверия к себе» Т.П. Скрипкиной; «Диагностика принятия других» В. Фейя. Для выявления статистической

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

значимости были использованы метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты и обсуждение. Полученные результаты по методике Мадди показали, что большинство подростков обладает средним (57%) и высоким уровнем жизнестойкости (30%). Можно сделать вывод, что стрессовые ситуации в раннем детстве (материальные трудности, частые переезды, потеря родителя) могут оказать положительное влияние на формирование жизнестойких убеждений подростка и осознания, что нужно рассчитывать на собственные силы. Из-за отсутствия опоры среди близких они учатся сопротивляться и выживать за счет стойкого совлада-ния со стрессом. Анализируя содержательную характеристику жизнестойкости по методике Мадди видно, что наибольший уровень ее проявления определен по шкале «вовлеченность» (33,7). Шкала «контроль» показала средний уровень индекса (29,5), а по «шкале риска» был определен средний показатель (15,5) с тенденцией к понижению.

Это означает, что жизнестойкость подростков данной выборки повышается за счёт стратегии вовлеченности и контроля. Им свойственно ощущение контроля над происходящим, они выбирают активную деятельность и борьбу, что помогает им справляться со стрессом.

Содержательный анализ средних величин по шкалам доверия к себе по методике Т.П. Скрипкиной «Оценка доверия к себе» показал, что подросткам в трудной жизненной ситуации проще доверять себе в профессиональной (6,8) и интеллектуальной сфере (5,7). Однако, не имея достаточного опыта эмоциональной близости в семье, испытывая недостаток поддержки от родных, им трудно доверять себе в умении строить взаимоотношения с родителями (2,4).

Результаты «Диагностики принятия других» В. Фейя показали, что уровень принятия других у подростков в трудной жизненной распределились следующим образом: низкий (38%), средний (53%), высокий (9%). Можно сказать, что подросткам данной группы достаточно сложно положиться на другого человека.

С помощью ранговой корреляции Спирмена выявлена прямая умеренная связь

между уровнем жизнестойкости и уровнем доверия к себе со значением 0,59. Также выявлена прямая сильная связь между уровнем доверия к себе и компонентом жизнестойкости «контроль» (0,87). Можно сделать вывод, что чем сильнее у подростков в столкновении с трудной ситуацией развиты установки и убеждения на преодоление, на активную позицию, тем больше они доверяют себе и учатся принимать решения самостоятельно. Они выбирает жизненную стратегию, где могут контролировать и управлять ходом событий.

Отрицательная связь (-0,234) между жизнестойкостью и доверием к другим объясняется недостаточным эмоциональным опытом с близкими. Холодное отношение с родителями, чувство незащищенности, недостаток внимания и отсутствие чувства предназначенности не позволяют подросткам в полной мере доверять другим людям.

Шкала жизнестойкости «вовлеченность» коррелирует со шкалами «доверие к себе в профессиональной деятельности» (0,78) и «доверие к себе в интеллектуальной сфере» (0,6). Это говорит о том, жизнестойкость подростков в первую очередь проявляется в профессиональной и интеллектуальной сфере.

Таким образом, у подростков с низкой жизнестойкости при столкновении с трудной ситуации ярко выражены сложности в доверии к себе как в профессиональной деятельности, так и в установлении, поддержании близких и эмоциональных отношений. Подростки же с высокой жизнестойкостью достаточно эффективно преодолевают трудные ситуации, держат все под контролем и вполне готовы активно действовать в профессиональной и интеллектуальной сфере, без надежных гарантий успеха в будущем, на свой страх и риск. Однако, такая жизненная стратегия сильно обедняет их отношения с близкими людьми. Не чувствуя защищенности и безопасности, они полагаются только на себя, предпочитая активную борьбу, что негативно сказывается на их внутреннем состоянии в виде напряжения, тревоги и дискомфорта. В связи с этим, подросткам в трудной жизненной ситуации необходимо оказание психологической помощи, направленной на

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

гармонизацию доверия к себе и к другим, адекватных установок для более целостного взаимодействия с миром. Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие заключения:

• слаборазвитая жизнестойкость у подростков проявляется в недоверии к другим как в деловых, так и в близких отношениях;

• чем сильнее развита жизнестойкость подростков в трудной жизненной ситуации, тем им проще доверять себе в профессиональной

и интеллектуальной сфере, но сложнее доверять себе в умении строить взаимоотношения в семье и с близкими;

• доверие к себе у подростков в трудной жизненной ситуации проявляется через чувство вовлеченности в профессиональную и интеллектуальную деятельность;

• чем выше принятие риска подростками в трудной ситуации, тем ниже доверие к себе в решении бытовых проблем и в организации досуга и отдыха.

Ответственный за переписку: Овчарова Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волжский, Российская Федерация, E-mail: elena. ovcharova13@mail. ru

Corresponding Author: Ovcharova Elena Vladimirovna - Ph.D. in Psychology, Associate Professor of Social and Humanitarian Disciplines, Volzhsky Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russian Federation, E-mail: elena.ovcha-

rova13@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.