Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ И САМОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

ДОВЕРИЕ И САМОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRUST / SELF-VALUE ATTITUDE / DIFFICULT LIFE SITUATION / ADOLESCENTS / MENTAL DEPRIVATION / DEPRIVATION OF TRUST / ДОВЕРИЕ / САМОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ ДОВЕРИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полина А.В., Овчарова Е.В.

Основной задачей исследования является изучение особенностей формирования доверия и самоценностного отношения к себе у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. У подростков, воспитывающихся в трудной жизненной ситуации, отсутствует первичная база, на которой могут формироваться доверительные отношения и самоценностное отношение к себе. В нашем исследовании самоценностное отношение выступает, как базовый фактор, влияющий на формирование доверия к себе и к миру. Проведено эмпирическое исследование, в котором использованы методики, определяющие особенности доверия и самоценностного отношения, а также методики, диагностирующие особенности эмоционально-личностной сферы депривированных подростков. В статье рассматриваются теоретические аспекты роли доверия и самоценностного отношения личности в социальном взаимодействии, а также современные исследования проблемы воспитания подростков в трудной жизненной ситуации. Представленные результаты исследования подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, подтверждены методами математической статистики. Полученные данные показывают, что у подростков, воспитывающихся в трудной жизненной ситуации, не сформировано доверие и самоценностное отношение к себе, что проявляется в депривации доверия и личностных деформациях: высоком уровне личностной и реактивной тревожности; чувстве незащищенности и неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении и низком уровне самоценностного отношения к себе. В статье представлен анализ различий между подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации, и подростками, которые не подвержены влиянию трудных жизненных условий. По результатам проведенного эмпирического исследования разработана коррекционно-развивающая программа формирования доверительных отношений и самоценностного отношения к себе «Я как ценность», с целью оказания помощи подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полина А.В., Овчарова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST AND SELF-VALUABLE ATTITUDE OF ADOLESCENTS IN DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

The main objective of the study is to study the characteristics of the formation of trust and self-worthy attitude towards oneself in adolescents brought up in different social conditions. Adolescents who are brought up in a difficult life situation do not have a primary base on which trusting relationships and self-worthy attitude towards themselves can be formed. In our study, a self-worth attitude acts as a basic factor influencing the formation of confidence in oneself and in the world. An empirical study was carried out, in which methods were used that determine the characteristics of trust and self-value attitudes, as well as methods for diagnosing the characteristics of the emotional and personal sphere of deprived adolescents. The article examines the theoretical aspects of the role of trust and selfvalue attitudes of the individual in social interaction, as well as modern studies of the problem of raising adolescents in a difficult life situation. The presented results of the study of adolescents brought up in different social conditions are confirmed by the methods of mathematical statistics. The data obtained show that adolescents who are brought up in a difficult life situation do not have formed trust and selfworthy attitude towards themselves, which manifests itself in the deprivation of trust and personal deformations: a high level of personal and reactive anxiety; a feeling of insecurity and inferiority, hostility, conflict, difficulties in communication and a low level of self-value attitude towards oneself. The article presents an analysis of the differences between adolescents in difficult life situations and adolescents who are not affected by difficult life conditions. Based on the results of the empirical research, a correctional and developmental program for the formation of trusting relationships and self-valuable attitude towards oneself "I am a value " has been developed with the aim of helping adolescents in difficult life situations.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ И САМОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 159.922

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-13-18

TRUST AND SELF-VALUABLE ATTITUDE OF ADOLESCENTS IN DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

Polina A.V., Ovcharova E.V.

Volzhsky Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russian Federation

ДОВЕРИЕ И САМОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Полина А.В., Овчарова Е.В.

Волжский филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волжский, Российская Федерация

Abstract. The main objective of the study is to study the characteristics of the formation of trust and self-worthy attitude towards oneself in adolescents brought up in different social conditions. Adolescents who are brought up in a difficult life situation do not have a primary base on which trusting relationships and self-worthy attitude towards themselves can be formed. In our study, a self-worth attitude acts as a basic factor influencing the formation of confidence in oneself and in the world. An empirical study was carried out, in which methods were used that determine the characteristics of trust and self-value attitudes, as well as methods for diagnosing the characteristics of the emotional and personal sphere of deprived adolescents. The article examines the theoretical aspects of the role of trust and self-value attitudes of the individual in social interaction, as well as modern studies of the problem of raising adolescents in a difficult life situation. The presented results of the study of adolescents brought up in different social conditions are confirmed by the methods of mathematical statistics. The data obtained show that adolescents who are brought up in a difficult life situation do not have formed trust and self-worthy attitude towards themselves, which manifests itself in the deprivation of trust and personal deformations: a high level of personal and reactive anxiety; a feeling of insecurity and inferiority, hostility, conflict, difficulties in communication and a low level of self-value attitude towards oneself. The article presents an analysis of the differences between adolescents in difficult life situations and adolescents who are not affected by difficult life conditions. Based on the results of the empirical research, a correctional and developmental program for the formation of trusting relationships and self-valuable attitude towards oneself "I am a value" has been developed with the aim of helping adolescents in difficult life situations.

Аннотация. Основной задачей исследования является изучение особенностей формирования доверия и самоценностного отношения к себе у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. У подростков, воспитывающихся в трудной жизненной ситуации, отсутствует первичная база, на которой могут формироваться доверительные отношения и самоценностное отношение к себе. В нашем исследовании самоценностное отношение выступает, как базовый фактор, влияющий на формирование доверия к себе и к миру. Проведено эмпирическое исследование, в котором использованы методики, определяющие особенности доверия и самоценностного отношения, а также методики, диагностирующие особенности эмоционально-личностной сферы депривированных подростков. В статье рассматриваются теоретические аспекты роли доверия и самоценностного отношения личности в социальном взаимодействии, а также современные исследования проблемы воспитания подростков в трудной жизненной ситуации. Представленные результаты исследования подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, подтверждены методами математической статистики. Полученные данные показывают, что у подростков, воспитывающихся в трудной жизненной ситуации, не сформировано доверие и самоценностное отношение к себе, что проявляется в депривации доверия и личностных деформациях: высоком уровне личностной и реактивной тревожности; чувстве незащищенности и неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении и низком уровне самоценностного отношения к себе. В статье представлен анализ различий между подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации, и подростками, которые не подвержены влиянию трудных жизненных условий. По результатам проведенного эмпирического исследования разработана коррекционно - развивающая

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Keywords: trust, self-value attitude, difficult life situation, adolescents, mental deprivation, deprivation of trust. программа формирования доверительных отношений и самоценностного отношения к себе «Я как ценность», с целью оказания помощи подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ключевые слова: доверие, самоценностное отношение, трудная жизненная ситуация, подростки, психическая депривация, депривация доверия.

REFERENCES [1] Oslon V.N. Orphans in the educational space of Russia) // Psychological science and education. - 2016. -T. 21. No. 1. P. 146-155. - doi: 10.17759/pse.2016210113 [2] Polina A.V., Ovcharova E.V. The role of trust in the formation of psychological safety of adolescents brought up in deprivation conditions // Educational bulletin "Consciousness". - 2019. - Volume 21, No. 9. - S. 11-17. - http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-11-17 [3] Polina A.V., Ovcharova E.V. Psychocorrection of the emotional and personal sphere of adolescents brought up in deprivation conditions // Eurasian Union of Scientists. - 2019. - No. 10 (67), 10 hours - S. 32-35. [4] Sears R.R. Dependency motivation. In M. R. Jones, Lincoln: University of Nebraska Press. 1963. V. 11. [5] Skripkina T.P. The main provisions of the concept of confidential relations of the person// The European proceedings of social & behavioural sciences epsbs. -2019.- P.651-657 doi:10.15405/epsbs.2019.07.85 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Ослон В.Н., Дети-сироты в образовательном пространстве России)// Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. № 1. C. 146-155. -doi: 10.17759/pse.2016210113 [2] Полина А.В., Овчарова Е.В. Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях [Электронный ресурс] // Образовательный вестник "Сознание". - 2019. - Том 21, № 9. - С. 11-17. -http://dx.doi.org/10.26787/nvdha-2686-6846-2019-21-9-11-17 [3] Полина А.В., Овчарова Е.В. Психокоррекция эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в депривационных условиях // Евразийский союз ученых. - 2019. - № 10(67), 10 ч. - С. 32-35. [4] Sears R.R. Dependency motivation. In M. R. Jones, Lincoln: University of Nebraska Press. 1963. V. 11. [5] Skripkina T.P. The main provisions of the concept of confidential relations of the person// The european proceedings of social & behavioural sciences epsbs. - 2019.- P.651-657 doi:10.15405/epsbs.2019.07.85

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

The publication was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 19-013-00331

Author Contributions. Polina A.V. - literature review, research concept, writing a text; Ovcharova E.V. - statistical data processing, collection and processing of psychodiagnostic materials.

Polina A.V. - SPIN-ID: 8075-7123; ORCID ID: 0000-0041-7571-9760

Ovcharova E.V. - SPIN-ID: 9090-5744; ORC ID: 0000-0003-1559-1045

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о финансировании. *Публикация осуществлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00331

Вклад авторов. Полина А.В. - обзор литературы, концепция исследования, написание текста; Овчарова Е.В. -статистическая обработка данных, сбор и обработка психодиагностических материалов.

Полина А.В. - SPIN-код: 8075-7123; ORCID ID: 0000-0041-7571-9760

Овчарова Е.В. - SPIN- код: 9090-5744; ORC ID: 0000-0003-1559-1045

Введение. В современном обществе наблюдается увеличение количества детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации. Это подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, в учреждениях за-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

крытого типа, оставшиеся без попечения родителей, а также подростки, подвергшиеся физическому и психологическому насилию [1]. Это обуславливает необходимость формирования доверительных отношений у подростков, включая доверие к себе и к миру, а также изучение феномена психической де-привации как следствия влияния трудной жизненной ситуации и нарушения психологической безопасности личности подростка. Поэтому изучение проблемы формирования доверия и самоценностного отношения к себе, являющиеся условиями психологической безопасности личности, представляется нам важной исследовательской задачей.

Проводя теоретический анализ проблемы формирования самоценностного отношения к себе, мы обнаружили достаточно работ, исследующих самооценку личности, но психологические аспекты самоценностного отношения в настоящее время малоизучены. Актуальность темы обуславливается необходимостью ее изучения с целью коррекции у депривированных подростков деформаций доверительного и самоценностного отношения к себе, которые проявляются в преобладании агрессивного типа общения, деприва-ции доверия, враждебности, высокой межличностной тревожности, негативной позиции по отношению к другим. Исследования показали, что не оказанная вовремя психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудных жизненных условиях, приводит к глубоким личностным изменениям, вследствие чего подростки неспособны к установлению конструктивных, эмоционально -адекватных отношений с окружающими [1,2]. Воспитание подростков в трудной жизненной ситуации приводит к невозможности формирования самоценностного отношения к себе, которое проявляется в неадекватной самооценке, депривации доверия, низкой социализации.

Целью настоящего исследования является изучение проблемы формирования самоценностного отношения к себе как основы доверия к себе и к миру у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Согласно разрабатываемому нами подходу, у подростков данной категории доверительные

отношения (доверие к себе и к миру, другим людям) формируются либо неадекватно, либо не формируются вообще в связи с наличием синдрома психической депривации, что ведет к нарушениям психологической безопасности личности. Данное явление было определено нами как депривация доверия [3]. Материалы и методы. В процессе теоретического анализа исследованы условия жизни и особенности становления личности подростка в трудных жизненных условиях, которые приравнены к условиям психической де-привации [1,3]. В рамках данной проблемы проанализированы подходы зарубежных концепций депривационной симптоматики (Дж. Боулби, Р. Сирс, Г. Салливен, Р. Шпиц, А. Фрейд, И. Лангмейер, З. Матейчик) [4]. Также рассмотрены современные отечественные исследования проблемы воспитания детей и подростков в учреждениях закрытого типа

[1,3] .

В нашем исследовании самоценностное отношение выступает, как базовый фактор, влияющий на формирование доверия к себе и к миру. С точки зрения авторитетных авторов (К. Хорни, Э. Эриксона, Т.П. Скрип-киной, П.Н. Шихирева и др.) доверие является базовым фактором, определяющим психологическое благополучие в жизни человека. В большинстве психологических исследований по данной проблеме, подчеркивается, что доверие является основой психологического благополучия в жизни человека и выступает стержневым элементом, определяющим надежные способы взаимодействия личности с социумом [5].

При исследовании проблемы самоценностного отношения, мы опирались на положение Т.П. Скрипкиной, которая рассматривает самоценность как проявление доверия к себе и к миру [5]. Как считает автор, самоценность относится к общему ощущению своей ценности и достойности. Оно способно постепенно меняться в зависимости от долговременных, целенаправленных действий. Таким образом, высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

"снятие" психологических защит [5]. Психологические исследования доказывают, что социальное поведение человека в сложных жизненных ситуациях определяется системой доверительных отношений, а доверие к миру связано с чувством безопасности, самоценностным отношением, личностной идентичностью, устойчивостью и целостностью личности.

С целью изучения доверия и самоценностного отношения подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, проведено комплексное психодиагностическое исследование.

Всего в эмпирической части участвовало 154 подростка в возрасте 14-16 лет, из них в состав экспериментальной группы вошли 78 подростков, оказавшихся в условиях трудной жизненной ситуации (МБОУ ОСОШ №1 г.Волжский, ГКСУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», ГК ОУ «Среднеахтубинская школа-интернат») и контрольную группу составили 76 подростка (МБОУ школа №51 им. Героя Советского Союза А.М. Числова г. Волгоград, МБОУ школа № 19 г.Волжский).

В исследовании были использованы следующие методики: шкала самооценки Ч.Д. Спилберга-Ю.Л. Ханина, проективная методика "Дом-Дерево-Человек" Дж. Бука (модификация Р.Ф. Беляускайте); методика «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» (Т.П. Скрипкина); авторский опросник «Я - как Ценность» (А.В. Полина). Для выявления статистической значимости между показателями двух групп подростков были использованы методы математической статистики t-критерий Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.

В результате эмпирического исследования была выделена группа депривирован-ных подростков с целью проведения пси-хокоррекционной программы «Я - как ценность», направленных на формирование доверительных отношений и самоценностного отношения. В данную группу вошли подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях и оставшиеся без попечения родителей, а

также подростки, подвергшиеся физическому, психологическому и эмоциональному насилию.

Результаты и обсуждение. Результаты методики «Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга-Ю.Л. Ханина» показали, что уровень реактивной и личностной тревожности, у подростков, воспитывающихся в трудных социальных условиях, значительно выше. Так у подростков экспериментальной группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, преобладает высокий уровень реактивной (73%) и личностной (85%) тревожности. Тогда как у подростков из контрольной группы, воспитывающихся в благоприятных условиях, преобладает умеренный уровень реактивной (77%) и личностной (68%) тревожности. Для подтверждения различия уровней реактивной и личностной тревожности у подростков экспериментальной и контрольной группы, мы произвели сравнение двух независимых выборок с использованием и-критерия Манна-Уитни. Результаты статистического анализа находятся в зоне значимости различия уровней реактивной (Шмп1= 133) и личностной тревожности (Шмп2= 122.5) в экспериментальной и контрольной группах подростков. С помощью полученных данных можно заключить, что проявление высокой личностной и реактивной тревожности у депривированных подростков, это следствие несфрмированности доверительного и самоценностного отношения к себе, которое проявляется в депривации доверия.

С целью изучения личностных качеств и симптомокомплексов у подростков проведена методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука (Модификация Р.Ф. Беляускайте). Полученные результаты подтверждены статистической значимостью различий с помощью ^ критерия Стьюдента. Сравнительные результаты методики показали, что подростки с не-сформированной установкой на самоценность имеют такие выраженные симптомо-комплексы, как: тревожность ^эмп= 6,5 при р<0,01), недоверие к себе Оэмп= 4,5 при р<0,01), конфликтность 0^мп= 3,7 при р<0,01), чувство неполноценности ^эмп= 4,7 при р<0,01), трудности в общении ^эмп= 5,4 при р<0,01), незащищенность (1эмп=3,4 при

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

р<0,01), и депрессивность ^эмп= 4,8 при р<0,01). Уровень выраженности симптомо-комплексов в группе подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации значимо выше, чем у подростков, воспитывающихся в благоприятных социальных условиях, что негативно сказывается не только на невозможность формирование доверия, но и на личность подростка в целом.

Степень доверия к себе подростков, в различных сферах жизни изучены с помощью методики «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» Т.П. Скрипкиной. Полученные данные показали, что в группе подростков из экспериментальной группы уровень доверия по всем жизненным ситуациям значимо ниже (^ критерий Стьюдента), чем у подростков из контрольной группы по таким показателям, как: "доверие во взаимоотношениями с родителями" (Ьмп= 5,7 при р<0,01); "доверие в учебной деятельности" ^эмп = 4,5 при р<0,01); "доверие во взаимоотношениями с друзьями" (Ьмп=3,7 при р<0,01); "доверие во взаимоотношениях с противоположным полом" (1эмп= 4,8 при р<0,01). Сравнительный анализ общего уровня доверия/недоверия к себе показал, что 73% подростков экспериментальной группы в различных жизненных ситуациях не доверяют себе, тогда как 85% подростков контрольной группы склонны доверять себе в разных сферах жизнедеятельности.

Авторский опросник «Я - как Ценность» (А.В. Полина) направлен на определение уровня самоценностного отношения к себе у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. В ходе сравнительного анализа было выявлено, что у 78% подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, уровень самоценностного отношения низкий или данная установка не сформирована совсем, тогда как высокий уровень самоценностного отношения имеют 67% подростков воспитывающиеся в благоприятных социальных условиях. Мы произвели сравнение двух независимых выборок по критерию и-Манна-Уитни. Полученное значение иэмп= 56,5 находится в зоне значимости. Таким образом, корреляционный анализ подтвердил различие в уровнях самоценностного

отношения у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.

На основании полученных результатов эмпирического исследования и выделенной авторской модели разработан комплекс пси-хокоррекционных мероприятий, направленных на формирование доверительных отношений подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Базой апробации авторской психокоррекционной программы "Я- как ценность" выступили ГКСУ СО «Волжский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Целью психокоррекционной программы "Я- как ценность" является оптимизация доверительных отношений у подростков, что обеспечивает конструктивные стратегии поведения в трудной жизненной ситуации. При проведении коррекционных мероприятий мы ориентировались на следующее: создание условий доверительного эмоционального общения, формирование эмоционально-нравственных эталонов и моделей адекватного поведения, закрепление позитивных установок и ценностных ориентаций через включение подростков в интерактивную деятельность.

В качестве основной формы психокоррекционной работы применялись групповая и индивидуальная психотерапия, телесно-ориентированная и арт терапии, а также социально-психологический тренинг. На контрольном этапе исследования определялась эффективность разработанной психокоррек-ционной программы по формированию чувства самоценностности и доверительных отношений у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С целью выявления эффективности разработанной программы мы использовали контрольное тестирование после проведения занятий и изучали значимость различий между показателями первого и второго тестирования с помощью парного ^критерия Уил-коксона.

Полученные величины 1эмп по проведенным методиками, диагностирующие уровень доверия к себе по методике Т.П. Скрипкиной (1эмп= 19 при р < 0,01), уровень личностной

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

тревожности по методике Спилберга - Ха-нина (1эмп= 23 при р<0,01) попадают в зону значимости. Следовательно, разработанная психокоррекционная программа формирования доверия и самоценностного отношения, показала свою эффективность для поставленных задач.

Анализ результатов после формирующего эксперимента выявил положительную динамику развития межличностных и доверительных отношений у подростков, воспитывающихся в условиях психической деприва-ции до и после коррекции.

Таким образом, проведённая пси-хокоррекционная программа способствовала повышению уровня доверия к себе и к миру у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые обобщения: у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, самоценностное отношение и доверие к себе не сформированы совсем либо имеют дефор-

мации. Этот феномен мы обозначили как «де-привация доверия», который проявляется в заниженном уровне самопринятия, в выраженных агрессивных реакциях, а также общим неконструктивным характером отношений. Результаты эмпирического исследования показывают, что доверительные и самоценностные отношения у подростков, воспитывающихся в трудной жизненной ситуации, подвержены деформациям, которые проявляются в высоком уровне личностной и реактивной тревожности; в чувстве незащищенности, недоверии к себе, враждебности, конфликтности.

Сравнительный анализ полученных результатов после проведения формирующего эксперимента позволил подтвердить эффективность коррекционной программы «Я - как ценность». Внедрение коррекционных мероприятий позволило сформировать у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации адекватные установки на доверие к себе и к миру, снизить личностную тревожность, агрессивность.

Ответственный за переписку: Полина Анжелика Владимировна - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волжский, Российская Федерация, E-mail: a.polina 71@mail. ru

Corresponding Author: Polina Anzhelika Vladimirovna - Ph.D. in Psychology, Chair, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Volzhsky Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russian Federation, E-mail: a.po-

lina71@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.