Научная статья на тему 'Жизнестойкость детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома'

Жизнестойкость детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ГИМНАСТИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байер Елена Александровна, Петрова Елена Викторовна, Латышев Олег Юрьевич

Организация экскурсионно-туристической деятельности как средство формирования жизнестойкости детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байер Елена Александровна, Петрова Елена Викторовна, Латышев Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphans viability as a result of tourist and local history activity of the orphanage

The organization of tours and tourist activities as the means of forming vital capacity of orphans.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома»

Детский дом г. Азова много лет занимается организацией деятельности, направленной на формирование жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в этом процессе играют средства туризма и краеведения.

Жизнесгойкосгь детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома

Елена Александровна Байер,

директор детского дома г. Азова Ростовской области, доцент, кандидат педагогических наук

Елена Викторовна Петрова,

заместитель директора детского дома г. Азова Ростовской области

Олег Юрьевич Латышев,

научный руководитель Федерального эксперимента Российской академии образования, директор Мариинской галереи, кандидат филологических наук

• жизнестойкость • экскурсионно-турис-тическая деятельность • воспитание • социальная адаптация • краеведение • гимнастика • социализация

Проблема формирования жизнестойкости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, волнует нас уже не первый год. Это побуждает постоянно расширять спектр средств, которые позволили бы нам сделать решение поставленной проблемы наиболее ярким и убедительным. Педагогический поиск увенчался нахождением таких средств ещё и в области детского туризма и краеведения. Наши воспитанники много лет подряд развивают свои навыки в экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Здесь в тесном переплетении выступают аспекты надлежащей физической подготовки, умения взаимодействовать в команде сверстников под руководством опытных наставников, а также возможности постоянно получать новые знания об интересующих юных туристов и краеведов предметах и объектах. Мы полагаем, что в этом направлении деятельности, физическое и интеллектуальное развитие органично дополняется формированием у детей умения общаться. И не только с одноклассниками или членами разновозрастного туристического отряда (кружка, секции), но и с умудрёнными многолетним опытом людьми, нашедшими время для работы с начинающими туристами.

Каким образом происходит приобщение детей-сирот к успешной деятельности в области туризма и краеведения? Во-первых, глубокие традиции у нас имеет физическая подготовка наших воспитанников, которая

сопровождается строгим контролем со стороны медицинской службы. Тщательно продумана и планомерно внедряется в жизнь воспитанников система профилактических мер для поддержания как должного уровня их здоровья, так и соответствующей физической формы юных туристов и спортсменов. Ежедневная гимнастика, закаливающие процедуры сочетаются в жизни наших детей с традиционными школьными уроками физкультуры и занятиями в спортивных секциях, тренажёрных залах. Участие воспитанников в соревнованиях различного уровня, как правило, сопровождается их новыми спортивными достижениями.

Однако мы отдаём себе отчёт в том, что ни дипломы, ни грамоты, ни кубки не дают ребёнку столько, сколько способно дать его участие в экскурсионно-туристической деятельности. Почему?

Во-вторых, взаимодействие в команде единомышленников юных туристов и краеведов становится основой их социализации. Безусловно, задачи, которые мы при этом ставим перед собой в педагогической деятельности, простираются намного дальше, нежели успешное прохождение детьми захватывающего туристического маршрута, нахождение ими ценных исторических и географических данных, наращивание при этом общей выносливости и жизнестойкости в целом. Хотя и всё это — также самоценно. Но главная наша задача — создать наиболее благоприятную ситуацию для культивирования разнообразных социальных навыков, которые пригодились бы воспитаннику на протяжении всей его дальнейшей жизни. И такая ситуация складывается в условиях похода, поездки, полёта. Ведь в этот период обостряется восприятие ребёнка, поэтому достигнутые им результаты становятся наиболее ценными в его глазах.

До и после участия детей в различных формах экскурсионно-тури-стической деятельности с ними беседует психолог, проводится анкетирование и тестирование. Таким образом, осуществляются активное наблюдение и анализ со стороны психолога и социального педагога за ходом развития детской активности. Всё это, равно как и многое другое, напрямую влияет как на результат формирования жизнестойкости воспитанника, так и на его полноценную социализацию.

И, наконец, в-третьих, в процессе вовлечения воспитанников в экс-курсионно-туристическую и краеведческую деятельность активно возрастает их мотивация к учению как в рамках основного, так и дополнительного образования. Это обусловлено тем, что заинтересованность ребёнка в знаниях того или иного толка в обычном классе или группе воспитанников может не только не найти поддержки, но и вызвать насмешку. И хорошо, если после подобных «комментариев» у этого воспитанника ещё останется желание поделиться с кем-либо увиденным и услышанным. Более того, теперь в сознании воспитанника эта ранее интересная тема может ассоциировать-

ся уже не столько с радостью познания, сколько с возможностью осмеяния, выстраивания по отношению к нему полосы отчуждения со стороны сверстников, имеющих совершенно иные интересы. Экскурсионно-туристический же кружок (клуб, секция) состоит из детей, способных и желающих мыслить, что и становится своеобразным оазисом для проявления и дружеских чувств, и взаимовыручки на тренировках и сложной, ранее невиданной туристической тропе, и формирования новых моделей коллективного творческого познания окружающего мира.

Как позитивный мы воспринимаем и тот факт, что проявление жизнестойкости воспитанника при этом имеет наиболее культурный, цивилизованный характер. Не секрет, что высокая эрудиция даёт больше возможности для самореализации, чем, скажем, филигранно отточенные приёмы борьбы. Ведь разговор в создаваемых нами условиях идёт исключительно на одном языке — языке мира, дружбы и взаимопонимания.

Помимо этого, особое удовлетворение у нас вызывает и предоставляемая каждому воспитаннику возможность сформировать и проявить качества положительного лидера. Причём речь здесь идёт не только о главном или даже единственном лидере детского микросоциума. В процессе развития детской экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности открывается чрезвычайно широкое поле для сотворчества, где каждый участник творческого взаимодействия по-своему выходит на лидерские позиции. Кто-то лучше работает головой, кто-то — руками, кто-то — ногами, но никто никому не завидует, не отталкивает, и тем более не бьёт, поскольку проявленные каждым лучшие качества идут в зачёт в равной мере всем участникам туристической команды.

Не менее примечательно и то, что при ярко гипертрофированном характере коллективной деятельности сохраняются преимущества индивидуального подхода в обучении и воспитании, поскольку роль каждого члена команды, как уже подчёркивалось, единственна и неповторима. Поэтому, развивая в себе способность к коллективному творческому труду, воспитанник сохраняет способность совершать трудовые действия, имеющие самостоятельную значимость как для него самого, так и для окружающих.

Как уже говорилось, задача социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краевед-ческой деятельности тесно соприкасается с задачей их спортизиро-ванного воспитания. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении вот уже почти пяти лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации детского дома г. Азова в сетевом образовательном проекте «Мариинская галерея».

С другой стороны, его активными участниками являются сотрудники ГФНУ ИСМО РАО. Учёные, педагогические сотрудники и их воспитанники совместно участвуют в поиске, отборе, классификации, редактировании и представлении в виртуальной Мариинской галерее мультимедийных материалов образовательного содержания. Основной источник накопления познавательного материала — посещение историко-краеведческих музеев, походы по историческим местам, организация и пополнение экспозиций музея внутри детского дома г. Азова, интервьюирование участников и свидетелей исторических событий.

Определяющими формами представления собранного детьми и взрослыми краеведческого материала являются текстовые документы, фотографии, аудиофайлы и видеоролики. Они подвергаются тщательному и всестороннему анализу, обработке, редактированию для придания свойств музейной наглядности. На основе совокупности данных материалов воспитанники детского дома г. Азова делают презентации в программе «Power Point» для показа на уроках и внеурочных занятиях. А в режиме дополнительного образования пополняют альбомы Мариинской галереи, создают новые альбомы, собирают пояснительный материал лично либо при помощи образовательных сайтов. По ходу данной работы воспитанники совершенствуют свои коммуникативные навыки, учатся продуктивно взаимодействовать в исследовательском коллективе, повышают чувство ответственности за порученное дело, а также реализуют на практике множество других форм и способов социализации. Разумеется, дети при этом не знакомы с такими понятиями, как «социализация», «социальная адаптация», «самоопределение» и др. Помимо возрастных возможностей восприятия, мы руководствуемся соображениями педагогического такта, чтобы воспитанники не знали, что они не социализированы, и не адаптированы в обществе. Но и при таком незнании с их стороны результативность нашей работы не менее высока, поскольку объективной потребностью каждого ребёнка является потребность в общении, во внимании к нему со стороны сверстников и взрослых. Указанная потребность является для него движущей силой на пути познания, приводящей на практике к участию в сетевом проекте «Мариинская галерея». Таким образом, для нас открывается возможность проследить, как происходит взаимодействие и возникает преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности.

В процессе экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности мы сочли возможным разработать и апробировать механизм взаимодействия, возникновения и усиления преемственности формального, неформального и информального образования, направленного на социализацию детей-сирот. Наши задачи подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.

Нормативно-правовые и организационные задачи:

1. Создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие образовательных учреждений при формальном, неформальном и информальном образовании в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности.

2. Совершенствование механизма функционирования сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», направленного на реализацию модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности.

3. Реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в названном образовательном проекте, использующих дистанционные образовательные технологии.

4. Организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций.

5. Формирование системы мониторинга работы в рамках сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», а также управления им с целью оптимизации работы по социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования.

6. Разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея».

7. Совершенствование туристско-краеведческой деятельности вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».

Методические и психолого-педагогические задачи:

1. Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в рамках туристско-краеведческой деятельности учреждений и образовательного проекта «Мариин-ская галерея», а также способов и приёмов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации детей-сирот средствами туристско-кра-еведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования.

2. Освоение педагогами практики составления и использования программ социализации детей-сирот средствами туристско-краеведче-ской деятельности, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов.

3. Освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса.

4. Внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование ту-ристско-краеведческой деятельности.

5. Введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта.

6. Освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения.

7. Разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках сетевого образовательного пространства.

Финансово-экономические задачи:

1. Эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» с использованием дистанционного обучения.

2. Определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия.

3. Разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов.

4. Проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования турист-ско-краеведческой деятельности.

5. Улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.

Мы предполагаем, что взаимодействие формального, неформального и информального образования обеспечит новое качество социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческой деятельности, если:

— разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в преемственности формального, неформального и информального образования при формировании процесса социализации воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности;

— освоен механизм построения сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» и реализована модель взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации воспитанников детского дома средствами ту-ристско-краеведческой деятельности, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;

— педагогами освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приёмы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников «Школы-интерната № 1» средствами туристско-краеведческой деятельности;

— в педагогическую практику введена критериальная система оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности при взаимодействии формального, неформального и информально-го образования с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;

— сформирована система мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», а также управления ею с целью оптимизации работы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-крае-ведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования.

В процессе проведения исследования мы решили использовать следующие методики:

— обобщение и анализ педагогического опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами ту-ристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования;

— диагностика процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведче-ской деятельности на разных ступенях обучения;

— методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;

— методика мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот средст-

-о-

вами туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии формального, неформального и информального образования;

— анализ продуктов деятельности образовательных учреждений — участников площадки.

По результатам экспериментальной работы планируется:

— разработка метапрограммы педагогов-участников площадки;

— составление рекомендаций образовательным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы метапредметных достижений учащихся;

— создание системы мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности;

— проведение научно-методической конференции «Взаимодействие формального, неформального и инфор-мального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами туристско-краеведческой деятельности».

Литература

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996. Берне Р. Развитие, Я-концепция и воспитание. М.,

1990.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М, 1989.

Вариативные педагогические системы. М, 1995. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. № 1. Горский В.А., Орлов В.А. Одарённые дети. М, 1998. Горский В.А. Живое образование. Ногинск, 2007. Горский В.А., РусскихГ.А., Смирнов Д.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. М.: ИСМО РАО, 2010.

Дополнительное образование: сборник программ (5 выпусков). М., 2002.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

Леднев В.С. Основы теории содержания образования // Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы. М.: ИОСО РАО, 1998.

Леонтьев Д.Н. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992.

Минаков А.П. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946. № 5 — 6. Мотков О.И. Психологическая культура личности. М., 1994.

Новые ценности в образовании. Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. Вып. 7. М., 1997. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. М., 1981. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одарённость: дар или испытание. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.