УДК 159.922.7: [316.624:613.81/.83]
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
VITAL CAPACITY OF THE PERSON АS A BASIS OF PRIMARY PREVENTIVE MEASURES OF ADDICTIVE BEHAVIOR
Т. В. Кириллова1, Е. Г. Шубникова2 T. V. Kirillova1, E. G. Shubnikova2
гБОУ ДПО(ПК)С «Чувашскийреспубликанский институт образования» Минобразования Чувашии, г. Чебоксары,
2ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «жизнеспособность личности», представлены основные подходы к определению и структуре жизнеспособности личности в педагогической и психологической науках. Проведен анализ и выявлено соотношение понятий «жизнеспособность личности» и «преодоление трудных жизненных ситуаций». Показано, что именно формирование жизнеспособности детей и подростков лежит в основе деятельности педагогов и психологов по первичной профилактике зависимого поведения.
Abstract. The article considers the concept «vital capacity of the person», the basic approaches to the definition and structure of vital capacity of the person in pedagogical and psychological sciences. The analysis is carried out and the parity of concepts « vital capacity of the person» and «overcoming difficult life situations» is revealed. It is shown that forming the vital capacity of children and teenagers underlies teachers’ and psychologists’ activity on primary preventive measures of addictive behavior.
Ключевые слова: жизнеспособность, профилактика зависимого поведения.
Keywords: vital capacity, preventive measures of addictive behavior.
Актуальность исследуемой проблемы. В эпоху серьезных перемен, происходящих в нашем обществе, особенно уязвимыми становятся дети и подростки, у которых еще только формируется жизненная позиция, которые находятся еще в самом начале познания себя и путей самореализации. Они больше других ощущают на себе нестабильность и непредсказуемость нашей непростой жизни, реально испытывают состояние напряженности и тревоги. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса молодые люди все чаще стали прибегать к стратегиям зависимого поведения. Уровень употребления среди молодежи психоактивных веществ, в том числе и курение, продолжает расти. Рост числа лиц, склонных к аддиктивному поведению, а также анализ психо-лого-педагогической практики показывают, что социальные педагоги и психологи не владеют эффективными методами и технологиями первичной профилактики зависимого поведения детей и подростков.
На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с определенными трудностями. Для преодоления повседневных трудных жизненных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях реализации своих усилий, а также умения их применять. Все это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.
Однако до сих пор проблема формирования жизнеспособности и стратегий преодолевающего поведения детей и подростков в целях эффективной профилактики зависимого поведения остается малоизученной и не рассматривается в психолого-педагогической практике.
Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ исследований, посвященных изучению понятий «жизнеспособность личности», «копинг-поведение», выявлены их содержание, структура и место в системе первичной профилактики зависимого поведения детей и молодежи.
Результаты исследований и их обсуждение. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы. Общей целью для всех этих видов профилактики является осознание форм собственного поведения, развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
В современных условиях России наиболее эффективным способом профилактики употребления психоактивных веществ является путь формирования стрессоустойчивого жизненного стиля. Учитывая особенности нашего общества, Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский разработали концептуальную модель копинг-профилактики наркоманий. На ее основе разрабатываются программы формирования здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ [6]. Эти программы базируются на основах теории стресса и копинга Р. Лазаруса и принятой ВОЗ классификации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В теории стресса и копинга Р. Лазаруса говорится о том, что у человека в результате его взаимодействия с окружающей средой формируются определенные стратегии поведения, основанные на личном опыте. Ученый вводит понятие «копинг» - преодоление стресса, совладание с ним. Каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы).
Особый интерес для нашего исследования представляет модель копинг-поведения
Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского [6]. Под копинг-поведением они понимают индивидуальный способ совладания человека с трудной жизненной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, предопределяющими поведение личности. Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства».
Исходя из теории копинг-поведения, можно предположить, что употребление психоактивных веществ, в том числе и курение, возможно лишь в тех ситуациях, когда степень жизненного стресса чрезвычайно высока и копинг-ресурсы субъекта истощены.
Теоретико-эмпирическое исследование, проведенное учеными под руководством Т. Л. Крюковой, позволило обосновать новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение. Т. Л. Крюкова доказала, что существует особый вид социального поведения человека, которое поддерживает либо разрушает его здоровье
и благополучие. Совладающее поведение определяется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение направлено на активное взаимодействие с ситуацией - ее изменение (ситуация поддается контролю) или приспособление к ней (ситуация не поддается контролю) [4]. Если субъект не владеет адаптивными копинг-стратегиями, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия, ведущие к дезадаптации личности. При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей.
На основе проведенных исследований Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский разработали три теоретические модели копинг-поведения здоровых и больных наркоманией и алкоголизмом людей [6]:
1. Модель адаптивного функционального копинг-поведения создана по результатам обследования здоровых, хорошо социально адаптированных подростков и взрослых. Установлено, что в основе данного поведения лежат социальная интеграция и конструктивная адаптация, которые могут быть достигнуты с помощью целенаправленного превентивного обучения формированию активных функциональных копинг-стратегий и использованию личностных и средовых копинг-ресурсов, являющихся психологическими факторами устойчивости к стрессу и определяющих способность к сохранению здоровья.
2. Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения, разработанная на основе результатов изучения лиц с зависимым поведением, предполагает развитие двух полярных (позитивного и негативного) вариантов копинг-поведения, имеющих различную эффективность взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
3. Модель дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения разработана на основе результатов изучения копинг-поведения больных наркоманией. Результатом такого копинг-поведения является дезадаптация и социальная изоляция на основе неэффективного функционирования копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
Под копинг-ресурсами понимаются те физические и духовные возможности человека, использование которых обеспечивает процесс совладания с трудной жизненной ситуацией на основе использования различных стратегий поведения. Все ресурсы человека в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стрессовой ситуации можно разделить на две группы:
1. Личные ресурсы:
- личностные ресурсы включают черты и установки, которые оказывают влияние на регуляцию поведения в трудных ситуациях. К наиболее значимым из них относятся: самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, самоэффективность (оценка собственных возможностей успешно работать и представление о собственном уровне успешности преодоления стресса), оптимизм, чувство связи с миром, мотивация и другие;
- психологические ресурсы отражают когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие возможности человека по обеспечению решения проблемы или контроля эмоций;
- профессиональные ресурсы характеризуются уровнем знаний, умений, навыков, опыта, необходимым для решения задач в трудной ситуации;
- физические ресурсы определяются уровнем физического и психического здоровья и функциональных резервов организма.
Для личности они включают: 1) уровень интеллекта (способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации); 2) сформированность позитивной Я-концепции - важнейшего копинг-ресурса (самооценки, самоуважения, самоэффективности); 3) интернальный локус контроля (умение контролировать свою жизнь, свое поведение, брать на себя ответственность); 4) социальную компетентность (умение общаться с окружающими и знания о социальной действительности); 5) эмпатию (умение сопереживать окружающим в процессе общения, умение быть эмоциональным); 6) аффилиацию (желание и стремление общаться с людьми); 7) позицию человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере; 8) духовность; 9) ценностную мотивационную структуру личности.
2. Социальные ресурсы:
- социальная поддержка как потенциально необходимый ресурс определяется уровнем социальной и моральной поддержки со стороны социального окружения (членов семьи, друзей, значимых других людей), жизненными ценностями, контролем доверия (уверенность в себе и других), межличностными отношениями. Социальные сети в целом являются важными средовыми (социальными) копинг-ресурсами;
- материальные ресурсы отражают финансовые, жилищные и другие виды обеспечения человека [3].
На развитие адаптационных способностей индивида значительное влияние оказывает наличие у него такого качества, как «жизнеспособность». Концепция совладания включает поведенческую, эмоциональную и когнитивную активность, которую индивиды привлекают с целью приспособления и адаптации к сложным жизненным обстоятельствам. Результатом такой активности субъекта может быть устранение трудности, преобразование ситуации либо адаптация к ее требованиям.
Термин же «жизнеспособность» отличается от понятия «совладание с трудными жизненными ситуациями». Ведь он подразумевает не просто преодоление человеком трудностей и возврат к прежнему состоянию, а прогресс, движение через трудности к новому этапу жизни. Поэтому «жизнеспособность» является более широким понятием, чем «совладание с трудными жизненными ситуациями».
В педагогических исследованиях жизнеспособность личности соотносят с социальной адаптацией, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления. Так, по мнению И. М. Ильинского и М. П. Гурьяновой, «жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане, т. е. стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее» [1, 10].
М. П. Гурьянова считает, что жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать жизненные проблемы, что обусловлено высокой компетентностью, способностью преодолевать жизненные невзгоды. Она определяет жизнеспособность как личное качество индивида, характеризующее его стремление достойно себя проявить в различных социально-экономических ситуациях, в том числе и в условиях дисгармоничного социума, и выделяет в качестве главных критериев жизнеспособности человека следующие: 1) позитивное мировоззрение; 2) наличие личностных качеств, умений и способностей (социально-трудовых, нравственно-волевых, деловых, коммуникативных, организатор-
ских), помогающих продуктивной творческой самореализации человека; 3) высокая степень психологической устойчивости личности; 4) выбор здоровьесберегающей модели поведения; 5) высокий уровень развития нравственно-волевой сферы личности; 6) высокий уровень трудоспособности [2, 46].
Е. А. Рыльская считает, что воспитание жизнеспособной личности предполагает развитие определенных личностных качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования в современном обществе. Она рассматривает жизнеспособную личность с позиции педагогического целеполагания, что позволяет нам выделить критерии, определяющие жизнеспособность личности: 1) воля; 2) духовная развитость; 3) физическая активность; 4) социальная адаптированность; 5) психологическая устойчивость; 6) знания и способности, необходимые для жизни в современном обществе [5].
Исходя из вышеизложенного, мы можем определить жизнеспособность как «...интегрированное качество личности, совокупность ценностных ориентаций, личностных особенностей, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» [1]. Жизнеспособность человека заключается в морально-психологической и социальнопрофессиональной готовности к новым для него реалиям жизни.
Резюме. Жизнеспособность с позиции превентивной педагогики можно характеризовать как интегральное индивидуально-психологическое свойство, представляющее сплав природных и духовных способностей и обеспечивающее готовность к совладанию с трудными жизненными событиями в общечеловеческом или личностном плане. В современном дисгармоничном обществе формирование жизнеспособного поколения должно быть выдвинуто на уровень национального приоритета в общегосударственной, социальной, семейной и молодежной политике. Оно предполагает решение ряда теоретических задач, включающих: а) разработку содержательных, критериальных и структурнофункциональных оснований этого интегрального качества человека, обладающего совокупностью смысложизненных ориентаций, установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся мире; б) обоснование новых педагогических подходов к профилактике зависимого поведения в детской и молодежной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурьянова, М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 10-16.
2. Гурьянова, М. П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 43-50.
3. Копинг-профилактика курения / авт.-сост. Е. Г. Шубникова. - Чебоксары : Сувар-спорт, 2009. - 174 с.
4. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Т. Л. Крюкова. - Кострома, 2005. - 46 с.
5. Рыльская, Е. А. Воспитание жизнеспособности школьника / Е. А. Рыльская // Педагогика. - 2008. -№ 3. - С. 23-27.
6. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М. : Академия, 2003. - 176 с.