Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями
Е. Г. Суркова (Московский гуманитарный университет)*
Исследование посвящено развитию концепции творческой модели процесса совладания с трудными жизненными ситуациями. Процесс творчества рассматривается как механизм, работа которого на разных уровнях и этапах совладающего процесса позволяет личности использовать жизненные трудности как возможность для личностного роста.
Ключевые слова: жизненные ситуации, адаптация, развитие личности, механизмы психологической защиты, стратегии совладания, стресс-индуцированный личностный рост, жизнестойкость, творческий потенциал.
Creative Paradigm of the Process of Coping with Difficult
Reality Situations
E. G. Surkova
(Moscow University for the Humanities)
The study examines the development of the concept of a creative model of the process of coping with difficult life situations. The creativity process is considered as a mechanism that operates at different levels and stages of coping process and allows the person to use vital difficulties as a possibility for personal growth.
Keywords: vital situations, adaptation, person’s development, mechanisms of psychological protection, coping strategies, stress-induced personal growth, hardiness, creative potential.
В настоящее время разработка фундаментальных и прикладных проблем психологии совладающего поведения довольно активно ведется как отечественными, так и зарубежными исследователями. По мнению ведущих исследователей проблем совладания, эффективное копинг-поведение является особым видом социального поведения человека, обеспечивающего его здоровье и благополучие. Человек «совладающий», справляющийся с жизненными трудностями, является творцом, а не продуктом собственной биографии (Крюкова, 2005; Сергиен-ко, 2007; Знаков, 2003).
Несмотря на быстрое развитие и безусловные достижения, в психологии совлада-ния остается еще много нераскрытых тем, таких, например, как разработка и проверка внешних критериев совладания, создание надежных методов измерения продуктивности копинг-поведения. Полученные разными
специалистами неоднозначные эффекты влияния личностных, ситуативных, социокультурных и социально-психологических факторов на выбор субъектом поведения в трудной жизненной ситуации требуют дальнейшего научного осмысления.
В абсолютном большинстве исследований, касающихся совладающего поведения и механизмов преодоления жизненных трудностей и кризисов, основной упор делается на поиске возможностей предупреждения трудных жизненных ситуаций, психологической подготовке к прогнозируемым трудностям, которых невозможно избежать, или исследовании возможности сохранения психических и физических ресурсов личности в проблемной ситуации. Вместе с тем недостаточно работ, в которых трудная жизненная ситуация исследуется как событие, способствующее развитию личности, а процесс преодоления такой ситуации — как процесс
* Суркова Елена Германовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и акмеологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-70-82. Эл. адрес: [email protected]
личностного роста. Остается малоисследованной роль творческого потенциала личности в развитии совладающего процесса. Несмотря на то что современными исследователями совладающее поведение относится к малоизученным жизнетворческим дарованиям личности (Анцыферова, 1994), ее конструктивным силам (Абульханова, 2000), инициирующим преобразующую активность человека, связанную с творческим порождением новых выходов и решений проблемной ситуации (Крюкова, 2008), практически не существует научных публикаций, в которых совладающий процесс исследуется как творческий акт, а творчество — как один из механизмов процесса совладания.
За последние годы появилось несколько интересных теоретических подходов к тем или иным аспектам совладающего поведения. Среди них концепция когнитивной оценки и совладания (Conway, Terry, 1994). Авторы данной концепции констатируют, что использование проблемно-ориентированного совладания более эффективно в контролируемых ситуациях, когда имеется больше возможностей для изменения обстоятельств, а совладания, ориентированного на эмоции, — в малоконтролируемых ситуациях, предусматривающих меньше возможностей для изменения обстоятельств. Возможность совладания со стрессами снижается, если отмечается несоответствие когнитивной оценки и совладания. Данная модель, безусловно, расширяет представления о механизме совладающего поведения и его эффективности, но при этом не отвечает на важнейшие вопросы, например, касающиеся причин и объективности той или иной когнитивной оценки, сделанной субъектом совладания.
Модель совладания Фолкмана и Штейна (Folkman, Stein, 1997) базируется на положениях о том, что эмоциональные состояния являются результатом оценки ситуации в контексте цели. Для успешного совладания с трудными жизненными ситуациями необходимо прекращение работы над нереалистичными целями и одновременно порожде-
ние личностно значимых и реалистичных целей. В данной связи вновь остается невыясненным, каким образом происходит разграничение между реалистичными и нереалистичными целями. Ситуация, требующая совладания, на первых порах может казаться субъекту совладания безвыходной, тупиковой. Изменение восприятия проблемы от «Я не могу» — к «Я не знаю, как» является, на наш взгляд, начальным этапом совладаю-щего процесса.
Согласно модели двойного процесса в со-владающем поведении (Stroebe, Schut, 1999) оно включает в себя не только процессы, регулирующие ситуацию напряжения, но и процессы регулирования аффекта. Предполагается, что взаимодействие процессов реагирования на стресс и процессов регулирования аффекта может быть последовательным, параллельным, одновременным, непрерывным или прерывистым. С точки зрения авторов модели, адаптивное совлада-ние представляет собой возвратно-поступательное движение между преодолением ущерба и восстановлением эмоционального состояния, избеганием проблемы и ее разрешением, ориентацией на негативную и позитивную переоценку. Данная модель интересна тем, что в ней преодолевающее поведение представлено как сложное взаимодействие нескольких разнонаправленных процессов. С нашей точки зрения, в таком взаимодействии должны быть в зависимости от специфики ситуации в разном соотношении представлены следующие группы процессов: направленные на изменения (творческие процессы) и направленные на стабилизацию (консервативные процессы).
Сторонники модели опережающего со-владания (Aspinwall, Taylor, 1997) исследуют процессы, посредством которых можно предупреждать влияние потенциальных стрессоров. Выделены следующие компоненты опережающего совладания: накопление ресурсов, осознание потенциальных стрессоров, заблаговременные попытки совладания, осуществление обратной связи об успешности со-владающего поведения. Данная модель мо-
жет служить теоретической основой для создания программ профилактики психосоматических и профессиональных заболеваний.
Особое внимание в контексте исследования процесса совладания как творческого процесса привлекает теоретическая модель посттравматического роста (Tedeschi, Calhoun, 2004). На сегодняшний день это одна из немногих моделей, в рамках которой делаются предположения о том, что под воздействием жизненных кризисов могут возникать не только негативные последствия, но и положительные психологические изменения как результат борьбы с травмирующим событием.
В англоязычной литературе, касающейся исследований феномена посттравматическо-го или стресс-индуцированного личностного роста, публикаций, в которых лица, пережившие глубоко травмирующее событие, отмечают впоследствии его стимулирующее значение для собственного личностного развития, значительно больше, чем публикаций, в которых констатируется обратное. Феномен посттравматического личностного роста отмечался у людей, больных неизлечимыми заболеваниями, перенесших тяжелую утрату и болезнь детей, несчастные случаи, катастрофы, сексуальное насилие, у участников боевых действий, беженцев, военнопленных.
Влияние глубоко травмирующего события, по мнению авторов, может произвести переворот в представлениях человека о мире, его месте в нем, в восприятии собственной жизни, своих возможностей и перспектив. Пережив такое потрясение, человек может не только возвратиться к исходному уровню функционирования, существовавшему до травмы, но и найти новые ресурсы, использовать возникшую ситуацию как возможность для дальнейшего развития и достижения более высокого уровня функционирования в определенных областях, чем имел до травмы (Ялтонский, Сирота, 2008).
Опыт существенных положительных изменений в жизни человека, являющихся результатом борьбы с жизненным кризисом, включающий в себя возникновение измене-
ний в убеждениях, целях, поведении и самоидентичности применительно к развитию собственной жизни, в современной литературе принято называть посттравматическим или стресс-индуцированным личностным ростом (Tedeschi, Calhoun, 2004). Оба понятия отражают способность человека к личностному росту в процессе совладания со стрессовой или кризисной ситуацией.
Стресс-индуцированный и посттравмати-ческий рост может проявляться следующим образом:
1. В приобретении большей жизненной силы. В процессе совладания со стрессом, жизненным кризисом, болью человек может раскрыть в себе неведомые до этого ему самому психические и физические возможности, позволяющие сформировать новые жизненные стратегии, приобрести новые навыки.
2. В психологической подготовленности. Благодаря опыту эффективного совладания со стрессом человек становится не просто лучше подготовлен к последующим экстремальным ситуациям, но и меньше им подвержен.
3. В экзистенциальной переоценке. В результате экзистенциальной борьбы за восстановление внутренней гармонии, в процессе осмысления и переоценки происходящего человек может испытать опыт духовного преображения, предполагающий, в частности, более выраженное переживание наличия смысла и цели в жизни и в целом большую удовлетворенность жизнью.
Исследователями, работающими в данном направлении (Moos, Schaеfer, 1992; Aldwin, 1994), описаны детерминанты стресс-инду-цированного личностного роста, к которым они отнесли как особенности негативного жизненного события, так и личностные особенности субъекта совладания, а также его стратегии поведения в стрессовой ситуации. Таким образом, стрессовая или кризисная ситуация может рассматриваться как событие, последствия которого в огромной степени зависят от субъекта совладания, его восприятия ситуации, его личностных особенностей и стратегий совладания.
Если классифицировать совладающее поведение по результату, то можно выделить три основные формы совладания с трудной жизненной ситуацией:
1. Эволюционное отрицательное совлада-ние — приводит к возвращению на более низкий уровень функционирования. В некотором смысле это несовладание с проблемой. Такой вариант преодолевающего поведения, вероятно, может приводить в итоге к развитию ПТСР, синдрома эмоционального выгорания, психосоматическим заболеваниям, развитию разного рода зависимого поведения.
2. Гомеостатическое совладание — приводит к возвращению к основной линии функционирования. Вероятно, такой вид совла-дания можно сравнить с процессом адаптации. Он не приводит к глубоким личностным изменениям. Результатом такого совлада-ния, кроме, собственно, разрешения проблемной ситуации, является приобретение субъектом совладания нового жизненного опыта, связанного с преодолением данной проблемы.
3. Эволюционное положительное совлада-ние — приводит к выходу на более высокий уровень функционирования. Данный вариант совладания прежде всего связан с глубокими личностными изменениями, личностным ростом, который, в свою очередь, и приводит к разрешению проблемной ситуации. Для того чтобы так или иначе изменить ситуацию, человеку приходится измениться самому. Мы предполагаем, что способность субъекта совладания к эволюционно положительному виду совладания тесно связана с уровнем его творческого потенциала.
Таким образом, в контексте успешности совладания с трудными жизненными ситуациями особенное значение, на наш взгляд, имеют следующие личностные конструкты: жизнестойкость и творческий потенциал личности.
Жизнестойкость — способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизне-
стойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром (Леонтьев, Рассказова, 2006). Она включает в себя три компонента: убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее для личности; убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего; убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет приобретения опыта. Понятие «hardiness» — «жизнестойкость» было введено С. Мадди в контексте разработки проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. С его точки зрения, с помощью развития вышеописанной системы убеждений человек может обогащать свой творческий потенциал и совладать со стрессами (Maddi, Khoshaba, 1994).
С нашей точки зрения, творческий потенциал, представляя собой сложный конструкт, включающий в себя наряду с креативностью и другими интеллектуальными способностями особенности эмоциональноволевой и мотивационно-ценностной сфер, имеет прямое отношение к способности личности сконцентрировать внимание на возможностях, которые дает кризисная ситуация, способности к переосмыслению кризисной ситуации как проблемной и дальнейшему ее разрешению.
Мы предполагаем, что лица с низким уровнем жизнестойкости в большей степени склонны к отрицательной форме эволюционного совладания.
Лица с высоким уровнем жизнестойкости в большей степени склонны к эволюционноположительному или гомеостатическому совладанию, и чем выше их уровень творческого потенциала, тем более вероятна способность к эволюционно положительной форме совладающего процесса, приводящей к стресс-индуцированному или посттравма-тическому личностному росту.
В отечественной психологии существует общее понятие, в какой-то мере объединяющее кризисные, стрессовые и другие психологически напряженные ситуации, — «труд-
ная жизненная ситуация». Так принято называть ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности, выработанных в предыдущие периоды жизни (Осухова, 2005). Переживание трудностей может иметь потенциальные выгоды, а само событие превращаться в препятствие, преодоление которого провоцирует личностный рост в случае способности совладающего субъекта отнестись к трудной жизненной ситуации как к проблемной ситуации. Такое переосмысление порождает процесс поиска личностью возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, т. е. превращает процесс совладания в творческий акт, акт жизнетворчества.
В этой связи интересно отметить, что этапы творческого разрешения проблемной ситуации (Пономарев, 1976) и этапы выхода из кризиса, описанные Р. Моссом и Д. Шефером (Муздыбаев, 1998; Moss, Schaefer, 1986), имеют много общего. На первой стадии происходит установление смысла ситуации и наблюдаются попытки решить проблему привычными способами. Это очень эмоционально тяжелый период, так как человек обнаруживает невозможность применения старого опыта к решению новой проблемы. Главным событием на этом этапе, если речь идет о процессе совладания с трудной жизненной ситуацией, наряду с установлением смысла ситуации, что может происходить как осознание потери, принятие факта неизлечимой болезни и др., и осознанием факта невозможности разрешить ее имеющимися ресурсами, является оценка ситуации либо как безвыходной, либо как проблемной. Если драматический смысл ситуации зашумляется психологическими защитами или ситуация осознается, но оценивается как безвыходная, то активная творческая работа по совладанию с кризисом прекращается. Если кризисность (отсутствие на данный момент
возможности разрешения) ситуации признается, но отрицается ее безвыходность — начинаются поиски решения проблемы, а это уже творческий процесс. Известно, что посттравматический рост может происходить на двух уровнях: конструктивном, связанном с работой совладающих механизмов, и иллюзорном, связанном с работой механизмов психологической защиты, каждый из которых по-своему может способствовать преодолению трудностей. В этой связи необходимо отметить, что и творчество может присутствовать как в процессе совладания (осознанная работа по превращению трудной ситуации в проблемную и решение проблемы), так и в защитном поведении (творчество, в продуктах которого воплощаются вытесненные стремления и переживания, в основе преимущественно лежит работа защитных механизмов).
Вторая стадия творческого мышления — «созревание» — характеризуется постоянным мысленным обращением человека к проблеме и попытками ее решения. Это относится как к процессу творчества, так и к процессу совладания. Она может сопровождаться ощущением бесперспективности поиска, чувством физического и психического истощения, попытками хотя бы временно уйти от решения проблемы.
Третья стадия в творческом мышлении — это стадия инсайта, на которой человек находит идею или принцип, на основе которых может быть решена проблема. На данной стадии, как в процессе творчества, так и в процессе совладания, еще не происходит собственно разрешения ситуации, но возникает догадка, появляется надежда, что сопровождается эмоциональным подъемом, психической активацией и высокой работоспособностью. На этой стадии человек может переживать вдохновение, творческий экстаз, в процессе совладания это может ощущаться как духовное прозрение, полное переосмысление ситуации, ощущение присутствия Бога и т. п.
Четвертая стадия творческого мышления — «верификация» — состоит в проверке най-
денной идеи и в применении ее на практике. То же самое происходит и в ситуации преодоления жизненного кризиса — изменение реальной ситуации в соответствии с найденным решением.
Таким образом, трудная жизненная ситуация, инициируя процесс творчества со-владающего субъекта, позволяет ему, относясь к ней как к препятствию на пути самореализации, актуальной проблеме, испытанию или угрозе выживанию, изменяясь под воздействием ситуации и изменяя ее своим воздействием, наряду с разрешением ситуации в качестве награды за «мужество быть» (термин Пауля Тиллиха) ощутить субъективно иное качество жизни. И это иное качество жизни является прямым следствием стресс-индуцированного личностного роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова, К. А. (2000) Рубинштейнов-ская категория субъекта и ее различные методологические значения // Проблема субъекта в методологической науке / отв. ред. А. В. Бру-шлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М. : Академический проект. С. 13-26.
Анциферова, Л. И. (1994) Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. № 1. С. 3-18.
Знаков, В. В. (2003) Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. Т. 24. №2. С. 95-105.
Крюкова, Т. Л. (2005) Психология совладаю-щего поведения в разные периоды жизни : ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.
Крюкова, Т. Л. (2008) Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под. ред А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». С. 55-67.
Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006) Тест жизнестойкости. М. : Смысл.
Муздыбаев, К. (1998) Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический
анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. № 2. С. 100-111.
Осухова, Н. Г. (2005) Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.
Пономарев, Я. А. (1976) Психология творчества и педагогика. М. : Педагогика.
Сергиенко, Е. А. (2007) Субъектная регуляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения : материалы Международной науч. практ. конф. / отв. ред. Е. А. Серги-енко, Т. Л. Крюкова. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова. С. 64-66.
Ялтонский, В. М., Сирота Н. А. (2008) Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / под. ред А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Серги-енко. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». С. 21-55.
Aldwin, C. (1994) Stress, Coping and Development: An Integrative Perspective. New York : Guilford Press.
Aspinwall, L. G., Taylor, S. E. (1997) A Stitch in Time: Self-regulation and Proactive Coping // Psychological Bulletin. Vol. 121 (3). P. 417-436.
Conway, V. J., Terry, D. J. (1994) Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: a Test of Goodness of Fit Hypothesis // Australian Journal of Psychology. № 44. P. 1-7.
Folkman, S., Stein, N. L. (1997) Adaptive Goals Processes Instressful Events // Memory for Everyday and Emotional Events? / Ed. by N. L. Stein et al. P. 113-137.
Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. (1994) Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. Oct. Vol. 63. № 2. Р. 265-274.
Moss, R. H., Schaefer, J. A. (1992). Life Crises and Personal Growth // Personal Coping: Theory, Research, and Application / Ed. by B. N. Carpenter. Р. 149-170.
Moss, R. H., Schaefer, J. A. (1986) Life Transitions and Crises // Coping with Life Crises. An Integrative Approach. New York : Plenum Press. P. 3-28.
Stroebe, M. S., Schut, H. (1999) The Dual Process Model of Coping with Bereavement: Rationale and Description // Death Studies. № 23. P. 197-224.
Tedeschi, R. G., Calhoun, L. (2004) Posttra-umatic Growth // A New Perspective on Psychotraumatology Psychiatric Times. April. XXI (4).
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Abul’khanova, K. A. (2000) Rubinshteinovskaia kategoriia sub’ekta i ee razlichnye metodologich-eskie znacheniia // Problema sub’ekta v meto-dologicheskoi nauke / otv. red. A. V. Brushlinskii, M. I. Volovikova, V. N. Druzhinin. M. : Akade-micheskii proekt. S. 13-26.
Antsiferova, L. I. (1994) Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviiakh: pereosmyslenie, preobra-zovanie situatsii i psikhologicheskaia zashchita // Psikhologicheskii zhurnal. № 1. S. 3-18.
Znakov, V. V. (2003) Psikhologiia sub’ekta kak metodologiia ponimaniia chelovecheskogo bytiia // Psikhologicheskii zhurnal. T. 24. № 2. S. 95-105.
Kriukova, T. L. (2005) Psikhologiia sovlada-iushchego povedeniia v raznye periody zhizni : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. M.
Kriukova, T. L. (2008) Chelovek kak sub’ekt sovladaiushchego povedeniia // Sovladaiushchee povedenie: sovremennoe sostoianie i perspekti-vy / pod. red A. L. Zhuravleva, T. L. Kriukovoi, E. A. Sergienko. M. : Izd-vo «Institut psikhologii RAN». S. 55-67.
Leont’ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006) Test zhiznestoikosti. M. : Smysl.
Muzdybaev, K. (1998) Strategii sovladaniia s zhiznennymi trudnostiami. Teoreticheskii analiz // Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii. T. 1. №2. S. 100-111.
Osukhova, N. G. (2005) Psikhologicheskaia pomoshch’ v trudnykh i ekstremal’nykh situatsi-iakh. M.
Ponomarev, Ia. A. (1976) Psikhologiia tvorch-estva i pedagogika. M. : Pedagogika.
Sergienko, E. A. (2007) Sub»ektnaia reguliatsi-ia i sovladaiushchee povedenie // Psikhologiia sov-ladaiushchego povedeniia : materialy Mezhduna-
rodnoi nauch. prakt. konf. / otv. red. E. A. Sergien-ko, T. L. Kriukova. Kostroma : KGU im. N. A. Nekrasova. S. 64-66.
Ialtonskii, V. M., Sirota N. A. (2008) Psikholo-giia sovladaiushchego povedeniia: razvitie, dosti-zheniia, problemy, perspektivy / pod. red A. L. Zhuravleva, T. L. Kriukovoi, E. A. Sergienko. M. : Izd-vo «Institut psikhologii RAN». S. 21-55.
Aldwin, C. (1994) Stress, Coping and Development: An Integrative Perspective. New York : Guilford Press.
Aspinwall, L. G., Taylor, S. E. (1997) A Stitch in Time: Self-regulation and Proactive Coping // Psychological Bulletin. Vol. 121 (3). P. 417-436.
Conway, V. J., Terry, D. J. (1994) Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: a Test of Goodness of Fit Hypothesis // Australian Journal of Psychology. № 44. P. 1-7.
Folkman, S., Stein, N. L. (1997) Adaptive Goals Processes Instressful Events // Memory for Everyday and Emotional Events? / Ed. by N. L. Stein et al. P. 113-137.
Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. (1994) Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. Oct. Vol. 63. № 2. P. 265-274.
Moss, R. H., Schaefer, J. A. (1992). Life Crises and Personal Growth // Personal Coping: Theory, Research, and Application / Ed. by B. N. Carpenter. P. 149-170.
Moss, R. H., Schaefer, J. A. (1986) Life Transitions and Crises // Coping with Life Crises. An Integrative Approach. New York : Plenum Press. P. 3-28.
Stroebe, M. S., Schut, H. (1999) The Dual Process Model of Coping with Bereavement: Rationale and Description // Death Studies. № 23. P. 197-224.
Tedeschi, R. G., Calhoun, L. (2004) Posttrau-matic Growth // A New Perspective on Psychotraumatology Psychiatric Times. April. XXI (4).