The results allow suggesting that young people have a positive attitude to the presence of informal employment in their experience and the dominance of the six-month period of informal employment. The authors determine that the leading reason for the spread of informal employment among young people is the desire to combine study and work, and the main areas of informal employment are services, catering and trade. Keywords: informal employment, youth, professional group
УДК 17.024.4:378.4-057.875
СТЕГНИЙ Василий Николаевич — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29; [email protected])
ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПАНДЕМИИ COVID-19
Аннотация. В статье рассматриваются представления студентов о жизненном успехе в конкретно-исторических условиях. Опираясь на данные эмпирических социологических исследований, автор анализирует отношение студентов к жизненному успеху по таким показателям, как понимание возможности достижения успеха в жизни без нарушения закона и нравственных норм; отношение студентов к нарушению закона и нравственных норм; мотивация достижения жизненного успеха; соотношение жизненного успеха и потребностей; основные ценности жизненного успеха.
Ключевые слова: жизненный успех, мотивация жизненного успеха, понимание жизненного успеха, ценности жизненного успеха
В социальной среде современного российского общества в последние десятилетия появился ряд новых тенденций, которые оказали существенное влияние на будущее высшего образования. К числу таких факторов следует отнести прежде всего цифровизацию [Алешковский 2021: 19-21] и пандемию COVID-19 [Измайлова 2021: 101-103]. Под их воздействием сегодня находятся как содержание образования, так и образ жизни, социальные ориентации, потребности, ценности, жизненные успехи студентов не только во время учебы в вузе, но и после ее завершения. В категории «жизненный успех» с социологической точки зрения раскрывается целенаправленная деятельность индивида по достижению личностно и общественно значимых результатов жизнедеятельности, соотнесенных с доминирующими ценностями, которые позитивно оцениваются разными социальными общностями. Под жизненным успехом понимается целенаправленные социальные действия индивида, базирующиеся на субъективно воспринимаемых социальных ориентациях, направленных на получение планируемого результата - жизненного успеха [Вяткина 2018].
Пути достижения жизненного успеха могут быть разными. В этой связи сту-
дентам в процессе социологического исследования1 был задан вопрос: «Можно ли достичь успеха в жизни, не нарушая закона и нравственных норм?» Среди респондентов четко выделились две группы. Одна - это те, кто считает, что достичь успеха в жизни можно, не нарушая законов и нравственных норм. Эта группа среди респондентов составила 62% и оказалась доминирующей. Другая группа (выразивших сомнение относительно возможности достижения успеха в жизни без нарушения законов и нравственных норм) среди респондентов составила 33,0% и оказалась тоже достаточно многочисленной. Мотивы такого отношения студентов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Причины отношения студентов к нарушению закона и нравственных норм в жизни
№ п/п Если Вы считаете, что нельзя достичь успеха в жизни, не нарушая закона и нравственных норм, то почему? Доля ответивших, %
1. Само общество создает условия для нарушения законов и нравственных норм 30,0
2. Об этом свидетельствуют успехи, достигнутые представителями политической элиты 17,0
3. Практически все информационные программы телевидения позволяют сделать такой вывод 16,0
4. Об этом свидетельствуют успехи, достигнутые представителями экономической элиты 13,0
5. Так поступают знакомые, которые достигли успеха в жизни 10,0
6. Киносюжеты раскрывают такой образ главных героев 10,0
7. Передачи, посвященные жизни и успехам звезд кино, шоу-бизнеса, свидетельствуют об этом 8,0
8. Так считают родители, которые не достигли успеха в жизни «праведным трудом» 4,0
9. Так считают родители, которые достигли успеха в жизни 3,0
10. Так считают учителя в школе 3,0
11. Так считают родственники, которые достигли успеха в жизни 3,0
12. На примере родственников, которые не достигли успеха в жизни 3,0
Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма больше 100%.
В основе данного отношения к закону и нравственным нормам лежит не один мотив, а целая система мотивов. По значимости, с точки зрения респондентов, их можно условно разделить на четыре группы. Первая группа - это мотивация, указанная в табл. 1 под номером 1. Она самая весомая, по мнению респондентов, и суть ее в том, что социальная среда побуждает к такому отношению к закону и нормам нравственности. Вторая группа - это мотивация менее значимая, но весьма существенная. В табл. 1 она находится под номерами 2-7: этому способствуют успехи, достигнутые политической и экономической элитами;
1 Социологическое исследование проводилось автором в 2022 г. среди студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета. N = 197 чел.
информационные программы телевидения; передачи, посвященные жизни и успехам звезд кино, шоу-бизнеса; определенные киносюжеты. Третья группа - это мотивы, которые в табл. 1 идут под номерами 8-12. Хотя они в процентном отношении небольшие, но их отрицательные последствия весьма существенны, т.к. они касаются микросреды студентов, в которой большую роль играют родители, родственники, педагоги.
После того как мы зафиксировали отношение респондентов к достижению жизненного успеха при несоблюдении юридических законов и нравственных норм, нас в большей степени интересует понимание основных мотивов его достижения (см. табл. 2).
Таблица 2
Мотивация студентов к достижению жизненного успеха
№ п/п Что, на Ваш взгляд, необходимо для достижения жизненного успеха? Доля ответивших, %
1. Умение найти выход из трудного положения, адаптироваться к любой жизненной ситуации 74,0
2. Материальный достаток 70,0
3. Хорошее здоровье 63,0
4. Семейное счастье, любовь 56,0
5. Уверенность в завтрашнем дне, стабильное положение 51,0
6. Высокая образованность, культура 45,0
7. Наличие надежных друзей 40,0
8. Должностной рост, служебная карьера 37,0
9. Добропорядочность, честность 35,0
10. Наличие профессии, ремесла 32,0
11. Наличие собственного дела, бизнеса 27,0
12. Хорошие, воспитанные дети 22,0
13. Осознание своей пользы обществу 21,0
Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма больше 100%.
В основе данного отношения к закону и нравственным нормам лежит не один мотив, а целая система мотивов. По значимости для студентов (см. табл. 2) их условно можно разделить на несколько групп. Первая группа - самые значимые мотивы, их отметили около К респондентов. Сюда относятся умение найти выход из трудного положения; материальный достаток; хорошее здоровье. Самым главным мотивом для студентов оказалось умение найти выход из трудного положения, адаптироваться к жизненной ситуации. Материальный достаток также занял одно самых высоких мест, т.к. без него никакого жизненного успеха не достичь. Совершенно справедливо то, что в состав самых основных мотивов попало хорошее здоровье. Оказавшись в ситуации пандемии СОКГО-19, студенты придают этому особую значимость.
Вторая группа - это мотивы, которые хотя и уступают по значимости первой группе, но оцениваются достаточно высоко, их указал каждый второй респондент. К ним относятся семейная жизнь, любовь; уверенность в завтрашнем дне;
стабильность в обществе; высокая образованность, культура; наличие надежных друзей. Эти мотивы для достижения жизненного успеха в современном обществе являются объективно необходимыми, и их роль на жизненном пути молодежи будет возрастать.
Третья группа - это мотивы, которые указал каждый третий респондент. Хотя их роль студенты оценили несколько ниже мотивов, вошедших в первую и вторую группы, но без них никакого жизненного успеха тоже не достичь: должностной рост, наличие профессии, добропорядочность, честность являются атрибутивными свойствами образа жизни, формирования личности современного общества.
Четвертая группа - это мотивы, которые указал каждый пятый респондент. Они получили у студентов самую низкую оценку. К ним относятся наличие собственного дела, бизнеса; хорошие воспитанные дети; осознание своей пользы обществу. Конечно, наибольшее беспокойство вызывает мотив «осознание своей пользы обществу». Дело в том, что без понимания своей роли в обществе положительного жизненного успеха вряд ли удастся достичь, т.к. жизненный успех индивида достигается в конкретно-исторической социальной среде, и чем больше он приносит пользу обществу, тем значимей для него будет жизненный успех. Проблема взаимосвязи личных и общественных интересов существенно влияет на социализацию, индивидуализацию и на реализацию жизненного успеха.
Относительно понимания роли такого мотива, как хорошие, воспитанные дети (его указал только каждый пятый респондент), то ничего удивительного в этом пока нет, т.к. среди опрошенных почти 100% - это холостые молодые люди в возрасте около 20 лет.
Ориентация на собственное дело, бизнес среди студентов технического вуза фиксируется в последние 10-15 лет. Этот вид деятельности среди них не пользуется большим успехом, т.к. они готовятся к производственной жизни.
Понимание студентами сути достижения жизненного успеха во многом зависит от их потребностей. Наиболее значимыми являются следующие: самореализация в жизни - 71,0%; первичные потребности еда, одежда, отдых) - 48,0%; безопасность, защищенность в обществе, государстве - 41%; признание, престиж, уважение в группе, обществе - 31,0%; принадлежность, причастность к какой-либо группе, коллективу - 14% (поскольку каждый респондент указал несколько потребностей, то сумма больше 100%). Самой важной среди потребностей студентов является потребность в самореализации, с этим они связывают другие потребности и свой жизненный успех.
Исходя из потребностей, у студентов формируются ценностные ориентации, а затем и наиболее значимые жизненные успехи. Опрос позволил выявить понимание ими значимости в жизни следующих ценностей (см. табл. 3).
Из табл. 3 следует, что в понимании жизненного успеха студенты ориентируются не на одну какую-либо ценность, а на целую их систему. Правда, система их ценностных ориентаций носит дифференцированный характер: на одни ценности они ориентируются в большей степени, на другие - в меньшей. Так, К респондентов свой жизненный успех связывают с личной жизнью, что вполне закономерно, т.к. это касается непосредственно их жизненной судьбы, целей и смысла жизни, жизненного пути, жизненных планов, идеалов. Опрошенные связывают успехи в жизни и с решением проблемы материальной обеспеченности, которую рассматривают не в качестве самоцели, а как средство достижения жизненного успеха. Среди респондентов
Таблица 3
Основные ценности жизненного успеха студентов
№ п/п Что для Вас является наиболее важным, значимым в жизни? Доля ответивших, %
1. Личная жизнь 77,0
2. Материальная обеспеченность 72,0
3. Удовлетворенность работой 48,0
4. Друзья 46,0
5. Хорошая обстановка в стране, в коллективе 38,0
6. Чистая совесть 35,0
7. Веселое времяпрепровождение 33,0
8. Возможность творческой деятельности 25,0
9. Продвижение по службе 21,0
Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма больше 100%.
половина указали на роль таких ценностей, как удовлетворенность работой и наличие друзей.
Значимость таких ценностей, как хорошая обстановка в стране, коллективе, чистая совесть, веселое времяпрепровождение, оценили 1/3 респондентов, хотя в реальной жизни они будут играть значительно большую роль.
Сравнивая полученные эмпирические данные по мотивации достижения жизненного успеха, содержанию ценностей, потребностей 2022 г. с аналогичными показателями опроса 1980-1990-х гг. [Стегний, Курбатова 2009: 62-64, 359-360], фиксируем, во-первых, определенные различия частного и общего стратегического и тактического планов. У респондентов 2022 г. новые траектория и модель успешности жизненного пути, которые зависят от «личностного капитала» - комплекса индивидуально-личностных и социальных ресурсов, что подтверждают и другие исследователи [Ядова 2022: 84-85]. Эта группа -продукт цифрового общества миллениалов.
Во-вторых, несмотря на различия между респондентами обеих групп по рассматриваемым показателям, между ними сохраняется культурно-нравственная преемственность, что очень важно.
Еще один важный показатель, который следует затронуть, - это вопрос, где студенты после окончания вуза собираются добиваться жизненного успеха. Так, среди респондентов 2022 г. планируют жить и работать в Перми 35%; в других регионах России - 30%; в своем родном городе, селении, районе - 5,0%; выехать в одну из стран ближнего зарубежья - 6,0%; выехать в страны дальнего зарубежья - 8,0%; об этом еще не задумывались - 16,0%. Сравнивая эти данные с показателями опроса 2017 г. (опрошены 276 чел.), заметим, что среди респондентов сократилась группа подверженных миграционным настроениям. Заметно сократилась группа желающих уехать за рубеж, куда большинство из них не попадет, и увеличилась группа тех, кто связывает свою судьбу с городом, где учился, или другими регионами России (75,0%). Характерно, что 16,0% респондентов вообще еще не задумывались об этом, что сближает их
с нежелающими сменить место жительства. Поэтому доминирующая группа студентов ориентируется на достижение жизненного успеха в своей стране, там, где жили до поступления в вуз, учились и где будут работать после окончания высшего учебного заведения.
Список литературы
Алешковский И.Л. 2021. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ. - Alma mater: Вестник высшей школы. № 8. С. 18-23.
Вяткина Н.В. 2018. Социальный успех как ценность менеджеров среднего звена сферы услуг: автореф. дис. ... к.соц.н. Екатеринбург. 20 с.
Измайлова М.А. 2021. Влияние COVID-19 на будущее высшего образования. -Стандарты и качество. № 5. С. 100-104.
Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. 2009. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества. Пермь: ПНИПУ. 384 с.
Ядова М.А. 2022. Жизненные траектории молодежи в XXI веке: риски и возможности. - Социологические исследования. № 2. С. 83-93.
STEGNY Vasily Nikolaevich, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Chair of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University (29 Komsomolsky Ave, Perm, Russia, 614990; [email protected])
LIFE SUCCESS IN THE REPRESENTATION OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION AND THE COVID-19 PANDEMIC
Abstract. The problem of life success has been at the center of social science, especially sociology, for many years. The aim of the article is to perform a sociological analysis of university students' ideas about life success in conditions of modern society. Students of a technical university formed the object of analysis. The subject of the study is their ideas about life success in the context of digitalization and the COVID-19 pandemic. The analysis is conducted simultaneously at two levels: theoretical and empirical.
The comparison of the empirical data of2022 with similar indicators of achieving life success, taken from our survey of the 1980s-1990s, yields the following results. Respondents of2022 survey have a novel model of a successful life path, which largely depends on personal capital - a set of individual-personal and social resources. This group is a product of the digital society of millennials. Despite the differences between the respondents of both groups by the indicators under consideration, cultural and moral continuity between them remains. The main group of respondents (2022) focuses on achieving their life success in the territories where they received education, where their relatives and friends live, where a demand exists for their skills and abilities along with opportunities to achieve their life success. In recent years, migration orientation among students has somewhat decreased.
Keywords: life success, motivation of life success, understanding of life success, values of life success in conditions of digitalization, technical university students