Научная статья на тему 'Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования'

Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2935
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ / LIFE SCRIPT / ЖИЗНЕННЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ / LIFE ASPIRATIONS / УРОВЕНЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ / REFLEXIVITY LEVEL / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / TEMPORARY ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY / INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котельникова Юлия Александровна

В статье приводится обзор литературы и анализ категории «жизненные сценарии личности» в рамках зарубежной и отечественной психологии. Рассматриваются такие категории, как жизненный путь личности, история жизни, или жизненная история. Проводится сравнительный анализ данных личностных конструктов и понятия «жизненные сценарии личности». В статье представлены результаты исследования жизненных сценариев в их взаимосвязи с такими личностными характеристиками, как жизненные стремления личности, уровень рефлексивности, уровень жизнестойкости и временные ориентации личности. Описаны обнаруженные корреляционные связи и проведено их обсуждение. Выделены шесть типов жизненных сценариев, приведено их описание. Произведен анализ особенностей функционирования личности по каждому из выделенных типов жизненных сценариев, основанный на их взаимосвязи с исследуемыми личностными характеристиками. Обозначены перспективы исследования в рамках рассматриваемого направления исследования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE SCRIPT OF THE PERSONALITY AS SYSTEM CONSTRUCT OF ITS FUNCTIONING

The article provides a literature review and analysis of the category life script of the personality within foreign and domestic psychology. Such categories as a life line of the personality, life history or life story are considered. A comparative analysis of these personal constructs and concept life scripts of the personality is carried out. The article presents results of research of vital scenarios as regards their interrelations with such personal characteristics as life aspirations, reflexivity level, involvement and temporary orientations of the personality. The correlation communications are described and discussion is carried out on them. Six types of life scripts are determined, their description is provided. Research prospects within the considered direction of research are outlined.

Текст научной работы на тему «Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования»

УДК 159.9.072.433 Ю. А. Котельникова

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 4

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМНЫЙ КОНСТРУКТ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

В статье приводится обзор литературы и анализ категории «жизненные сценарии личности» в рамках зарубежной и отечественной психологии. Рассматриваются такие категории, как жизненный путь личности, история жизни, или жизненная история. Проводится сравнительный анализ данных личностных конструктов и понятия «жизненные сценарии личности». В статье представлены результаты исследования жизненных сценариев в их взаимосвязи с такими личностными характеристиками, как жизненные стремления личности, уровень рефлексивности, уровень жизнестойкости и временные ориентации личности. Описаны обнаруженные корреляционные связи и проведено их обсуждение. Выделены шесть типов жизненных сценариев, приведено их описание. Произведен анализ особенностей функционирования личности по каждому из выделенных типов жизненных сценариев, основанный на их взаимосвязи с исследуемыми личностными характеристиками. Обозначены перспективы исследования в рамках рассматриваемого направления исследования личности. Библиогр. 23 назв., Табл. 1. Рис. 6.

Ключевые слова: жизненный сценарий, жизненные стремления, уровень рефлексивности, жизнестойкость, временные ориентации личности.

LIFE SCRIPT OF THE PERSONALITY AS SYSTEM CONSTRUCT OF ITS FUNCTIONING

Yu. A. Kotelnikova

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The article provides a literature review and analysis of the category life script of the personality within foreign and domestic psychology. Such categories as a life line of the personality, life history or life story are considered. A comparative analysis of these personal constructs and concept life scripts of the personality is carried out. The article presents results of research of vital scenarios as regards their interrelations with such personal characteristics as life aspirations, reflexivity level, involvement and temporary orientations of the personality. The correlation communications are described and discussion is carried out on them. Six types of life scripts are determined, their description is provided. Research prospects within the considered direction of research are outlined. Refs 23. Table 1. Figs 6.

Keywords: life script, life aspirations, reflexivity level, involvement, temporary orientations of the personality.

В течение длительного периода для психологической науки была характерна тенденция описывать многообразие проявлений психической жизни человека с позиции основных личностных характеристик, таких как характер, направленность личности, смысл жизни, талант, опыт и другие. Изолированное, несистемное рассмотрение данных личностных характеристик позволяет создать лишь разрозненную и неупорядоченную «карту» жизни человека. Ключевой задачей психологии на сегодняшний день является создание и описание системного взгляда на мир, в котором существует человек, особенности его функционирования и развития. Одним из наиболее перспективных путей к достижению указанной цели представляется развитие идеи анализа и раскрытия понимания человека с точки зрения рассмотрения его жизненного сценария, описывающего события жизни данного конкретного человека, без которых он не может назвать свою жизнь полной и насыщенной. Для глубокого понимания категории жизненный сценарий в первую очередь необхо-

димо обратиться к таким конструктам, как «жизненный путь личности», «история жизни», или «жизненная история».

Большую часть проявлений психической жизни человека можно объединить в понятии «жизненный путь человека», которое раскрывает биографические проблемы его изучения. Исследование жизненного пути личности начались с 20-30-х годов ХХ в., как в рамках отечественной науки (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Рыбников) [1] так и в рамках зарубежной психологии [2].

В отечественной психологии впервые наиболее полно понятие жизненного пути было описано Б. Г. Ананьевым, который определил данное понятие как «историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» [3]. В более широком толковании жизненный путь — это история развития личности в триединстве ее функций как субъекта общения, субъекта деятельности и индивидуальности.

С. Л. Рубинштейн описывает жизненный путь личности с точки зрения событийного подхода и структурирует его на элементарные единицы — события; при этом событием выступает только такое изменение данных единиц, которое приобрело субъективное значение и побудило личность к преобразованию собственного жизненного пути [1].

Реально практикуемые виды деятельности, как считает А. Н. Леонтьев, из которых формируется индивидуальная жизнь, составляют основу личности. Деятельность — это элементарная структурно-функциональная единица человеческой жизни, а жизненный путь — системное единство видов деятельности, которые осуществляет личность [4].

В зарубежной психологии одна из первых концепций жизненного пути личности связана с именем Ш. Бюлер, которая ставила задачу целостного изучения человеческой жизни и предложила рассматривать жизненный путь личности в контексте объективных условий жизни, истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека [2]. Ш. Бюлер отмечала, что, несмотря на широкое индивидуальное своеобразие, существуют определенные закономерности в сроках наступления определенных этапов жизни в зависимости от соотношения духовных («ментальных») и биологических («витальных») тенденций [5].

В настоящее время исследования жизненного пути человека в зарубежной психологии сводятся к трем основным подходам [5]: возрастно-психологическому (Д. Мак-Адамс, Д. Левинсон, Р. Хевигхерст), событийному (Б. Хопсон) и нарративному (Н. Фрай, Л. Элсбри). Сторонники первого подхода анализируют жизненный путь с опорой на возрастные стадии и в большей степени рассматривают человека как индивида, придавая пути его жизни объективные универсальные черты, оставляя в стороне специфику человеческой жизни. Представители событийного подхода при анализе жизненного пути человека больше внимания уделяют субъектности, отмечая индивидуальность событий, происходящих в жизни каждого. Жизненный путь как историю описывают представители нарративного подхода, исследующего не сами события жизненного пути человека, а их отражение в его сознании. Данный подход подразумевает наибольшую индивидуализированность и уникальность жизни человека. Попытки выделить объективные и универсальные критерии все большее число исследователей приводят к заключению о необходимости включения индивидуальности и неповторимости самого человека в описание его жизненного пути.

Таким образом, жизненный путь может быть описан как история формирования и развития личности в системе общественных отношений, которая детерминирована онтогенезом, с одной стороны, социальными обстоятельствами — с другой, и, наконец, этическими, нравственными отношениями человека к другим людям, к миру и к себе. При этом жизненный путь — это целостное явление.

Жизненный сценарий является операционализацией понятия «жизненный путь», оно опосредует взаимодействие человека с миром, помогая успешно решать задачи данного взаимодействия. Жизненный сценарий, в сравнении с понятием «жизненный путь личности», предполагает большую активность субъекта, его включенность в собственную жизнь, наблюдение за миром и собой «изнутри», а не «снаружи» [6].

Н. В. Гришина предлагает рассматривать жизненный сценарий как параметр индивидуально-личностного функционирования, предусматривающий в себе как нормативный компонент, так и индивидуальный, с чем связано выделение ею двух типов жизненного сценария — нормативного и индивидуального. Нормативный жизненный сценарий — это совокупность и последовательность обязательных событий, отвечающих представлениям своего времени, типичный для данной культуры. Индивидуальный (персональный, личный) жизненный сценарий является двигателем изменений и описывается как индивидуальные жизненные события, составляющие биографию конкретного человека [6-7].

В современной психологии отмечается дефицит исследований и теоретических построений в области анализа жизненных сценариев человека, утвердивших свое место в психологической науке в качестве ряда событий, которые являются наиболее значимыми в жизни субъекта, определяют ее основные вехи, составляют в определенном смысле «каркас» жизни, ее план, согласно которому выстраивается траектория жизненного пути человека. Это те события, без которых человек не будет считать свою жизнь полной [6].

В зарубежной психологии исследования жизненного пути (life span) сконцентрированы в большей степени на отдельных аспектах жизнедеятельности человека с опорой на жизненные этапы и возрастные периоды (детство, юность, взрослость, пожилой возраст). Осуществляется анализ когнитивных способностей [8], карьерных амбиций [9], памяти («пластичность» [10], эпизодическая память [11], избирательность памяти [12] и т. д.), посттравматического стресса [13], психологической зрелости [14]. Исследование жизненного сценария как конструкта личностного функционирования осуществляется в большей степени в рамках анализа автобиографических рассказов. При этом акцент делается на возрастных особенностях и возможностях повествования о собственной жизни [15].

М. Барон, С. Блак при описании жизненного сценария опираются на предположение о том, что сценарий жизни человека является частью его повседневной жизни и что автобиографические рассказы людей имеют свои возрастные особенности. Результаты исследований демонстрируют, что пожилые люди (в сравнении с молодыми) при описании событий собственной жизни уделяют меньше внимания деталям описываемых событий, их рассказы имеют меньшую целевую направленность при обмене историями из жизни, но при этом их жизненные истории можно назвать более «глобальными» и целостными [15].

Исследование личностных черт, свойственных людям с тем или иным жизненным сценарием, особенностей развития и функционирования данных черт, осу-

ществляется в зарубежной психологии в рамках анализа «жизненного курса» (life course). Результаты этих исследований раскрывают возрастные, гендерные и индивидуальные особенности развития и проявления жизненного сценария на различных возрастных этапах и в различных общностях [16-17]. Выделены две наиболее системные стороны описания «жизненного курса» — это субъективные возрастные параметры и социально-психологическая зрелость. Дж. Бенсон и Г. Элдер полагают, что синхронность в развитии двух указанных характеристик является залогом благополучного формирования взрослой идентичности и целостного взгляда человека на собственную жизнь [18].

Вопросом культурного жизненного сценария как культурной модели последовательности наиболее значимых для жизни человека событий занимались В. В. Нур-кова, М. В. Днестровская, К. С. Михайлова [19], описывая тот факт, что уникально прожитые жизни составляют в памяти людей схожие воспоминания. Культурный жизненный сценарий (Д. Бернтсен, Д. Рубин) — это разделяемые большинством членов культурной общности представления о типичном содержании жизненных событий, а также приписываемой им значимости и валентности.

А. Бон и Д. Бернтсен исследуют взаимосвязь между приобретением культурного жизненного сценария (cultural life script) и степенью согласованности жизненных историй детей и подростков. Было установлено, что для участников младшего возраста наиболее простым представлялось описание единичного события своей жизни, в то время как более старшие участники исследования с меньшими затруднениями описывали связную последовательность событий в своей жизненной истории. Данная тенденция объясняется авторами как большее включение культурного компонента в построения сценария жизни в процессе взросления [20]. Культурный жизненный сценарий осваивается в ходе социализации подростка еще до наступления составляющих его событий.

Жизненный сценарий, а именно его индивидуальный компонент, наиболее близок понятию жизненная история, однако не тождественен ему. Жизненная история, или «личная история», в рамках теории Мак-Адамса [21] — это уникальная история отдельного человека, в то время как жизненный сценарий нельзя свести к жизни только одного человека. Мак-Адамс называет жизненной историей идентичность в форме истории, содержащей в себе характеристики обстановки, персонажей, имеющей сюжет и т. д. — это своего рода Я-история (self-story). Жизненные истории основываются на биографических фактах конкретного человека, однако предполагают влияние культурного контекста, в котором живет человек, поэтому они также отражают культурные ценности, нормы и убеждения, принятые в обществе. Жизненные истории развиваются и изменяются по мере продвижения по жизненному пути, отражая его события.

Появление тенденции выстраивать связный рассказ о собственной жизни и возрастной период возникновения возможности построить историю о жизни — еще один вопрос, которым задаются исследователи в рамках анализа жизненного сценария (life story). А. Бон и Д. Бернтсен пришли к выводу о том, что последовательный рассказ лучше получается у подростков, чем у детей младшего возраста. При этом они отметили, что способность описывать события прошлой жизни в связном рассказе развивается параллельно со способностью строить историю своей будущей жизни и планирования событий своего будущего [22] .

В. Данлоп, Л. Волкер описывают закономерности функционирования истории жизни человека [23], отмечая, что развитие способности к автобиографическим рассуждениям в подростковом возрасте способствует появлению жизненной истории. При этом построение жизненной истории является одним из путей формирования личности человека и его идентичности.

Обозначив место жизненного сценария в системе представлений о психологическом функционировании личности, необходимо отметить наличие большого круга типологий данного конструкта как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Нами было проведено исследование жизненных сценариев на выборке студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 19-24 лет (192 человека) в 2012 г.

Методами исследования выступили:

— методика «Индекс Стремлений» Э. Деси и Р. Райана;

— тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева);

— тест «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой);

— методика «Уровень рефлексивности» А. В. Карпова;

— биографическое интервью (на карточном материале).

В процессе исследования было выделено несколько типов сценариев, из которых наиболее ярко были представлены три: 1) индивидуально-личностный; 2) социально-карьерный; 3) семейно-межличностный жизненный сценарий.

Описание индивидуально-личностного жизненного сценария включает в себя следующие события, которые человек считает в своей жизни наиболее значимыми: рождение; ощущение себя нужным, любимым; саморазвитие, осознание себя; воспоминания; сбывание мечты; нахождение призвания, смысла; сильное художественное впечатление; чувство счастья, удовольствия; творчество, созидание, внесение своего вклада. Индивидуально-личностный жизненный сценарий предполагает акцентирование человеком, носителем сценария, тех аспектов его жизни, которые касаются его саморазвития, личностного роста, совершенствования себя как субъекта этого мира.

Описание социально-карьерного жизненного сценария включает в себя следующие события, которые человек считает в своей жизни наиболее значимыми: получение хорошего образования; достижение цели, успеха, победы; поступление в вуз, получение диплома; хорошая работа; успешная карьера; школа; получение заработка; приобретение автомобиля; путешествие; приобретение недвижимости; знакомство с миром, другой жизнью. Социально-карьерный жизненный сценарий предполагает акцентирование человеком тех аспектов своей жизни, которые касаются его продвижения по социальной лестнице, достижений в карьере, роста финансового благополучия и благосостояния.

Описание семейно-межличностного жизненного сценария включает в себя следующие события, которые человек считает в своей жизни наиболее значимыми: рождение ребенка; родительство; свадьба; воспитание ребенка; создание семьи; внуки; первая влюбленность; любовь; первая близость; разлука; дружба; смерть близкого; обретение друга. Семейно-межличностный жизненный сценарий предполагает акцентирование человеком тех аспектов своей жизни, которые касаются создания им собственной семьи, воспитания детей как активных членов общества, в котором они живут, укрепления межличностных связей с близкими людьми.

Были выделены промежуточные жизненные сценарии, «носителей» которых нельзя с твердой уверенностью отнести к одному из трех указанных выше сценариев. Данные сценарии были обозначены как: личностно-карьерный жизненный сценарий (выраженность индивидуально-личностного и социально-карьерного жизненных сценариев), личностно-семейный жизненный сценарий (выраженность индивидуально-личностного и семейно-межличностного жизненных сценариев), карьерно-семейный жизненный сценарий (выраженность социально-карьерного и семейно-межличностного жизненных сценариев).

Ниже представлена статистика распространенности типов сценария в исследуемой выборке (табл. 1).

Таблица 1. Распространенность типов сценария в исследуемой выборке

№ Тип сценария Количество человек в выборке

1 Индивидуально-личностный жизненный сценарий 18

2 Социально-карьерный жизненный сценарий 16

3 Семейно-межличностный жизненный сценарий 38

4 Личностно-карьерный жизненный сценарий 19

5 Личностно-семейный жизненный сценарий 29

6 Карьерно-семейный жизненный сценарий 37

С целью раскрытия связей с другими психологическими характеристиками функционирования личности был использован измерительный инструментарий, представленный рядом психодиагностических методик. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS Statastics 21, корреляционного анализа r-Спирмена, так как данный метод позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками.

В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты, отражающие специфику взаимосвязи жизненных сценариев с жизненными стремлениями, временной перспективой, уровнем рефлексивности и жизнестойкостью. Далее приводится часть полученных в ходе исследования результатов, отражающих специфику проявления жизненных сценариев.

Результаты исследования

Одной из целей данного этапа исследования было раскрытие взаимосвязей жизненных стремлений, временной перспективы, уровня рефлексивности и жизнестойкости для групп участников исследования с разными типами жизненных сценариев.

Индивидуально-личностный жизненный сценарий

Наиболее ярко проявились положительные корреляции с параметрами «Известность» (методика «Индекс стремлений») и «Отношения» (методика «Индекс стремлений»). Данная тенденция свидетельствует о стремлении создавать близкие отношения с людьми и стремлении к известности в случае выраженности индивидуально-личностного жизненного сценария (рис. 1).

,669 (**) ,597 (**) ,592 (**)

,541 (*)

,559 (*)

(*) р < 0,05 (**) р < 0,01

А-► Положительная корреляционная связь

— Отрицательная корреляционная связь

Рис. 1. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с индивидуально-личностным жизненным сценарием.

Социально-карьерный жизненный сценарий

Наиболее ярко проявились корреляции с параметрами «Возраст», «Личностный рост» (методика «Индекс стремлений») и «Здоровье» (методика «Индекс стремлений»). Данная тенденция свидетельствует о стремлении к личностному росту и здоровью в случае выраженности социально-карьерного жизненного сценария, имеющего возрастные особенности (рис. 2).

Семейно-межличностный жизненный сценарий

Наиболее ярко проявились корреляции с параметрами «Возраст» и «Сообщество» (методика «Индекс стремлений»). Данная тенденция свидетельствует о стремлении к сообществу, к активной социальной жизни в случае выраженности семейно-межличностного жизненного сценария, имеющего возрастные особенности (рис. 3).

Личностно-карьерный жизненный сценарий

Наиболее ярко проявились корреляции с параметрами «Пол», «Сообщество» (методика «Индекс стремлений») и «Здоровье» (методика «Индекс стремлений»). Данная тенденция свидетельствует о стремлении к сообществу, к активной социальной жизни, и стремлении к здоровью в случае выраженности личностно-карьерного жизненного сценария, имеющего гендерные особенности (рис. 4).

Личностно-семейный жизненный сценарий

При исследовании личностно-семейного сценария наиболее ярко проявились корреляции с параметрами «Возраст» и «Рефлексивность» (методика «Уровень рефлексивности»). Данная тенденция свидетельствует о стремлении к высокой рефлек-

(*) р < 0,05 (**) р < 0,01

I-► Положительная корреляционная связь

I---Отрицательная корреляционная связь

Рис. 2. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с социально-карьерным жизненным сценарием.

сии своей жизни в случае выраженности личностно-семейного жизненного сценария, имеющего возрастные особенности (рис. 5).

-,355 (»)

,424 (»»)

,373 (»)

,448 (»»)

,321 (»)

(*) р < 0,05 (**) р < 0,01

-► Положительная корреляционная связь

А---► Отрицательная корреляционная связь

Рис. 3. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с социально-межличностным жизненным сценарием.

Карьерно-семейный жизненный сценарий

В ходе корреляционного анализа было выявлено, что личности с выраженным карьерно-семейным жизненным сценарием обнаруживают тенденцию к высокой рефлексивности и жизнестойкости, большой выраженности внешних и внутренних жизненных стремлений, временной ориентации на настоящее (рис. 6).

Обсуждение результатов:

1. Индивидуально-личностный жизненный сценарий связан со стремлением создавать близкие отношения с людьми, при этом важно, чтобы личность расценивала близкие отношения как значимые для себя. Стремление к известности в случае выраженности индивидуально-личностного жизненного сценария может быть обусловлено желанием позиционировать свое стремление к личностному росту как социально одобряемое.

2. Социально-карьерный жизненный сценарий связан со стремлением к личностному росту и здоровью, которые рассматриваются как значимые на пути развития карьеры и обеспечивают не только количественный, но и качественный профессиональный рост. Данная тенденция также может свидетельствовать о желании

,525 (*)

-,531 (*)

,480 (*

,491 (*

,549 (*

,512 (*

,524 (*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,548 (*

,588 (**)

,545 (*)

(*) р < 0,05 (**) р < 0,01

I-► Положительная корреляционная связь

I---^ Отрицательная корреляционная связь

-,538 (*)

-,481 (*)

,538 (*)

,613 (**)

,520 (*)

,578 (**)

,466 (*)

,557 (*)

,525 (*)

Рис. 4. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с личностно-карьерным жизненным сценарием.

-,381 (*) ,480 (**) ,537 (**) ,482 (**)

,375 (*

,379 (

Отношения (связь) Сообщество (связь)

-,371 (*)

-,376 (*)

-,467 (*)

,414 (*)

,494 (**)

-,405 (*)

-,429 (*)

(*) р < 0,05 (**) р < 0,01

М-► Положительная корреляционная связь

■4----^ Отрицательная корреляционная связь

Рис. 5. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с личностно-семейным жизненным сценарием.

презентовать себя как работника, имеющего социально одобряемые стремления, что, по мнению личностей с социально-карьерным жизненным сценарием, позволит им стать еще более перспективными и ценными кадрами.

3. Семейно-межличностный жизненный сценарий связан со стремлением к сообществу, к общественной жизни, поскольку общение с окружающими, крепкие межличностные связи являются крайне значимыми для личностей с указанным типом сценария.

4. Личностно-карьерный жизненный сценарий связан со стремлением к сообществу, что отражает карьерный компонент направленности данного сценария,

.--с

Внешность-важность

Пол

Будущее

"■♦^^"""^Позитивное прошлое

-,499 (**)

-,553 (

^^Богатство^^)

Богатство- -вероятность

Богатство- -достижение

Общая жизнестойкость Негативное прошлое

Вовлеченность

,382 (*)

,382 (

,331 (*)

,373 (

-,375 (

,387 (*)

,459 (**)

,356 (*)

,396 (*)

,326 (*)

,443 (**)

,412 (*)

-,458 (**)

,439 (**)

-,445 (**)

^,^^^~~Богатство-вероятность~^^>

_^^~^Сообщество-,

-достижение

Богатство

Будущее

-,357 (*)

-,350 (*)

-,399 (*)

,584 (

Рис. 6. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с карьерно-семейным жизненным сценарием (начало).

и со стремлением к здоровью, что отражает личностныи компонент направленности сценария. Гендерные особенности проявляются в данном сценарии в связи со стремлением к привлекательной внешности, которое в большей степени проявляется у женщин.

5. Личностно-семейный жизненный сценарий связан с высоким уровнем рефлексивности, что свидетельствует о внутренней направленности данного типа сценария с акцентом на внутриличностные и межличностные переживания.

Внешность-достижение ^-Фаталистическое настоящее

,329 (*)

Контроль

Принятие ^Ч риска у

Общая жизнестойкость

,341 *)

,477 **)

,497 **)

,464 **)

,386 *)

,435 **)

,381 *)

,384 *)

,459 **)

,365 *)

,429 **)

Вовлеченность

«с:

Принятие риска

Общая жизнестойкость

-,425 (**)

-,628 (**)

-499 (**)

Фаталистическое настоящее

-,367 (*)

,360 (*)

,339(*)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,358 (*)

,364 (*)

,427 (**)

,468 (**)

,503 (**)

,382 (*)

,361 (*)

,446 (**)

Рис. 6. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с карьерно-семейным жизненным сценарием (продолжение).

6. Карьерно-семейный жизненный сценарий, обнаружив корреляционные связи почти со всеми исследуемыми параметрами (жизненные стремления, жизнестойкость, временные ориентации), позволяет говорить о «широком охвате» сфер жиз-

,360 *)

,357 *)

,382 *)

,430

,460

,441

,396 (

,380 (

,380 (

Фаталистическ! настоящее

Вовлеченность

Принятие риска

Общая жизнестойкость

-,488 (**)

-,434 (**)

-,420 (**)

(*) р < 0,05 (**) р < 0,01

-► Положительная корреляционная связь

М- — Отрицательная корреляционная связь

Рис. 6. Взаимосвязи личностных характеристик для группы испытуемых с карьерно-семейным жизненным сценарием (окончание).

недеятельности и проявления себя как личности и субъекта деятельности для лиц с выраженным карьерно-семейным типом сценария.

В результате проведенного исследования были получены эмпирические описания отдельных видов жизненных сценариев, которые дают возможность соединить события жизни человека с его психологическими характеристиками. Анализ полученных результатов продемонстрировал перспективность продолжения исследований жизненных сценариев человека, которые могут позволить создать более упорядоченное и системное представление об особенностях формирования и функционирования человека как личности.

Литература

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, (1999), 2000. 720 с.

2. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103-109.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.; Т. II. 320 с.

5. Бочавер А. А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 5. С. 54-62.

6. Гришина Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/491-grishina17 (дата обращения: 15.05.2014).

7. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 5. С. 81-88.

8. Elliot M. Differentiation of Cognitive Abilities Across the Life Span // Developmental Psychology. 2009. Vol. 45, N 4. P. 1097-1118.

9. Ashby J. S., Schoon I. Living the Dream? A Qualitative Retrospective Study Exploring the Role of Adolescent Aspirations Across the Life Span // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48, N 6. P. 1694-1706.

10. Memory Plasticity Across the Life Span: Uncovering Childrenfs Latent Potential / Brehmer Y., Chen Li S., Miller V., Oertzen T., Lindenberger U. // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43, N 2. P. 465-478.

11. The Rate of Sourse Memory Decline Across the Adult Life Span / Cansino S., Estrada-Manilla C., Hern6ndez-Ramos E., Martanez-Galindo J. G., Torres-Trejo F., Gomez-Fernandez T., Ayala-Hernandez M., Osorio D., Cedillo-Tinoco M., Garces-Flores L., Gomez-Melgarejo S., Beltran-Palacios K., Garcia-Lazaro H. G., Garcia-Gutierrez F., Cadena-Arenas Y., Fernandez-Apan L., Bartschi A., Resendiz-Vera J., Ro-drigues-Ortiz M. D // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49, N 5. P. 973-985.

12. The Development of Memory Efficiency and Value-Directed Remembering Across the Life Span: A Cross-Sectional Study of Memory and Selectivity / Castel A. D., Humphreys K. L., Lee S. S., Galvan A., Balota D. A. // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47, N 6. P. 1553-1564.

13. Scott S. B., PoulingM. J., Silver R. C. A Lifespan Perspective on Terrorism: Age Differences in Trajectories of Response to 9/11 // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49, N 5. P. 986-998.

14. Sheldon K. M., Kasser T. Getting Older, Getting Better? Personal Strivings and Psychological Maturity Across the Life Span // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37, N 4. P. 491-501.

15. Baron J. M., Bluck S. Autobiographical memory Sharing in everyday life: Characteristics of a good story // International Journal of Behavioral Development. 2009. Vol. 33, N 2. P. 105-117.

16. Roberts B. W., Walton K. E., Viechtbauer W. Patterns of Mean-Level Change in Personality Traits Across the Life Course: а Meta-Analysis of Longitudinal Studies // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132, N 1. P. 1-25.

17. Allemand M., Zimprich D., Hendriks A. A. J. Age Differences in Fife Personality Domains Across the Life Span // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44, N 3. P. 758-770.

18. Benson J. E., Elder G. H. Jr. Young Adult Identities and Their Pathways: а Developmental and Life Course Model // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47, N 6. P. 1646-1657.

19. Нуркова В. В., Днестровская М. В., Михайлова К. С. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25/734-nourkova25.html (дата обращения: 15.05.2014).

20. Bohn A., Berntsen D. Life Story Development in Childhood: The Development of Life Story Abilities and the Acquisition of Cultural Life Scripts From Late Middle Childhood to Adolescence // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44, N 4. P. 1135-1147.

21. Мак^дамс Д. П. Психология жизненных историй: пер. с англ. // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 3. С. 135-166.

22. Bohn A., Berntsen D. The Future is Bright and Predictable: The Development of Prospective Life Stories Across Childhood and Adolescence // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49, N 7. P. 1232-1241.

23. Dunlop W. L., Walker L. J. The life story: Its development and relation to narration and personal identity // International Journal of Behavioral Development. 2013. Vol. 37, N 3. P. 235-247.

Статья поступила в редакцию 20 июня 2014 г.

Контактная информация

Котельникова Юлия Александровна — аспирант; kotelnikova_ua@mail.ru

Kotelnikova Yulia A. — post graduate student; kotelnikova_ua@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.