_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 93
И.В. Петров
к.и.н., ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет, Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННИКА ФЕДОРА ПУЗАНОВА КАК ЯРКИЙ ПРИМЕР БИОГРАФИИ «ПАРТИЗАНСКОГО БАТЮШКИ».1
Аннотация
В статье автор задумается над феноменом так называемого «партизанского батюшки», то есть представителя православного духовенства, сотрудничавшего в годы Великой Отечественной войны с советским вооруженным подпольем на примере служившего на оккупированном нацистами Северо-Западе России отца Федора Пузанова. Биография данного православного священника представляет собой достаточно типичный путь пастыря прошедшего через Первую Мировую войну, заключение, вынужденную смену места жительства и возвращение к служению с началом войны. Также автор анализирует особенности характера главного героя статьи, причины его действий и послевоенную судьбу.
Ключевые слова.
Великая Отечественная война, нацистская оккупация, Северо-Запад России, Федор Пузанов, Псковская Православная Миссия, партизанское движение, Русская Православная Церковь.
Во время Великой Отечественной войны на территории Советского Союза произошел интересный и неожиданный феномен своеобразного примирения православного духовенства и атеистических властей, которые разрешили, хотя и в очень усеченном виде, религиозную жизнь для населения. Православная Церковь всегда была опорой патриотического воспитания и защиты Отечества в годы войн и социальных потрясений, благословляла Русскую Императорскую армию на борьбу с внешним врагом, помогала царскому правительству успешно противостоять внутреннему врагу, желавшему подорвать вековые устои российской государственности. Когда началась война большевистского СССР с нацистской Германией, Московская Патриархия могла отстраниться от этой войны, вспомнив о том с каким остервенением гражданская власть вытравляла религию из душ и умов людей (тут надо учитывать и то, что у власти была и своя «ручная» обновленческая церковная иерархия для «патриотических» целей), однако, в противовес «выжидательной» позиции, руководство Московского Патриархата заняло четкую позицию советского патриотизма, понимая чем она чревата в случае поражении СССР в войне.
Большая территория советского государства была занята врагом в кратчайшие сроки. Немалая часть населения властями не была эвакуирована и осталась на оккупированной территории. В ее число входят и представители православного священства, причем как те единицы, которые служили в немногочисленных открытых храмах, так и те, кто не имел возможности исполнять свой пастырский долг.
Нацистская оккупационная администрация прагматично подходила к замирению местного населения. Помимо постоянного «кнута», они использовали и элементы политики «пряника». К ним можно отнести такие особенности как: обещание долгожданной «колхозной» реформы, дебольшевизация, создание национальной России и др. Среди подобных лозунгов можно встретить и религиозную свободу, которая на большинстве российских территориях означала массовое открытие православных церквей.
Немалый размах данный процесс получил на территории Северо-Запада России, то есть оккупированной части Ленинградской области. Действовавшая здесь Псковская Православная Миссия очень
1 Выполнена при поддержки гранта Президента Российской Федерации для молодых ученых.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
быстро развернула на занятой врагом территории РСФСР просветительскую, миссионерскую, катехизаторскую работу среди местного населения. Не все священники, оказавшиеся в период германской оккупации на территории Северо-Запада России, занимали просоветскую позицию, некоторые из них, в силу ряда причин, были ярыми антибольшевиками. Однако были и те пастыри, которые рьяно боролись с врагом и содействовали просоветскому подполью. Пожалуй, самым известным представителем этой части православного пастырства данного региона был отец Федор Пузанов.
Будущий священник родился в селе Алферовка Емонтаевской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне-Оренбургская область) 8 июня 1888 г. в семье псаломщика. В 1895 г. он закончил земскую школу села Каменка Уфимской губернии. Интересно заметить, что систематического духовного образования Пузанов не имел. В октябре 1905 г. он был повенчан церковным браком с Феодосией Красильниковой, в браке с которой у него родилось четверо детей: Феодор, Михаил, Наталия и Мария [1,1].
Отец Федор прошел через службу в Русской Императорской армии и во время Первой Мировой войны в 1914-1915 гг. был награжден 2-й,3-й и 4-й степени георгиевскими крестами и медалью 4-й степени [1,4].
В сан диакона Федор Пузанов был посвящен только в 1923 г. епископом Бугурусланским Алексием (Орловым), вскоре уклонившимся в обновленчество. В 1926 г. епископом Петропавловским Иоанном (Троянским), будущим священномучеником, он был посвящен во иереи [1, 3-оборот].
В 1929 г. советским гражданским судом он был судим по печально известной 108-й статье на 5 лет. Из заключения Пузанов вернулся в 1932 г. и стал проживать в городе Чудово в нынешней Новгородской области, работая на гражданской специальности. [1, 3-оборот].
Об особенностях характера иерея уже после окончания войны, в 1950 г., священнноначалие писало следующим образом: ...Характерные стороны его личности вырабатывались под влиянием духа времени, господствовавшим в царской армии с одной стороны, - немецкой культуры с другой, а когда вернулся на родину и стал членом клира Православной церкви пришлось ему подчиниться третьему фактору, весьма влиятельному по тому времени - церковному жизнеустроению. В государственной жизни господствующим стало социалистическое жизнеустроение неблагоприятствовавшее церковности. О. ФЕДОР принял последнее, не изменив своему служению церкви, как клирик и до сего времени нелицемерно любит свои пастырские обязанности» [4, 4-оборот].
Как видим, именно такое широкое влияние светскости, определило гражданскую позицию отца Федора - поддержку им советских партизан в период вражеской оккупации. Служа во время войны в селе Бродичи-Заполье, он помогал партизанам хлебом и одеждой [3,38], а однажды, по данным известного петербургского церковного историка М.В. Шкаровского, немцы по доносу старосты сожгли его храм за помощь подполью и предоставление сведений о расположении вражеских частей [4, 413]. Прекрасный псковский историк К.П. Обозный приводит факты того, что после перехода отца Федор к партизанам он не только помогал им снабжением, но и сам взял оружие в руки [2,113]. Однако наибольшую известность православный пастырь получил благодаря тому, что собрал 500 000 рублей на танковую колонну «Димитрий Донской» [4,413].
В завершающий период нацистской оккупации РСФСР отец Федор служил в селе Хохловы Горки на Псковщине и спас своих прихожан от насильственной эвакуации на территорию Германии, а свой храм от сожжения.
В марте 1944 г. командир 5-й Ленинградской партизанской бригады К.Д. Карицкий вручил православному священнику медаль «Партизану Великой Отечественной войны» 2-й степени.
После окончания оккупации митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) Пузанов был утвержден настоятелем храма в Хохловых Горках, а впоследствии даже занял пост благочинного шести районов Псковской епархии. Однако на посту благочинного деятельность у пастыря не сложилось и уже в декабре 1945 г. он от этих обязанностей был освобожден.
С конца 1944 иерей служил в селе Михайлово Псковской епархии, а в феврале 1947 г. был перемещен в село Углы Новгородской епархии, а через год в село Молочково [1, 2-оборот].
Почему же православный священник-патриот не смог достичь всех высот на пастырском поприще? Скорее всего, причиной этого был характер священника и особенности его образования. Вернемся к его характеристике 1950 г.: «По причине малого образования общего и отсутствии специального образования,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х
душепастырский характер о. ФЕДОРА не имеет цельности и всякого рода мирские злые вещи находили в характере его уязвимые места, вживались в психику и конечно давали отрицательные показатели.» [1,4-оборот]. Справедливости ради отметим, что в той же характеристике написано, что простые прихожане довольны своим священником. У нас же сложилось такое впечатление, что «партизанский батюшка», несмотря на весь свой патриотизм, в большей степени в годы войны был занят вопросами защиты родины, в то время как настоящего пастырского служения у него на протяжении многих лет не было и в войну он его не приобрел. После же нее, за неимением иных кандидатур, он был «поощрен», однако с многими поручениями в церковнослужении не справился.
Отец Федор Пузанов-классический пример православного священника, советского патриота и героя Великой Отечественной войны. Сложный и тернистый жизненный путь подобных людей предопределил их менталитет и направил не только на путь служение Богу, но и на поддержку гражданских властей в период военного противостояния. Важно, что такие священники в период войны были и с достоинством выполнили свое служение.
Список использованной литературы: 1.Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф.1. Оп.1А. Д.192 (88).
2.Обозный К.П. История Псковской Православной Миссии 1941-1944 гг. М.: Издо-во Крутицкого подворья, 2008. 608 с.
3.ЦГА СПб Ф.9324. Оп.1. Д.13.
4.Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб.: Сатисъ Держава, 2005. 624 с.
© Петров И.В., 2016.
УДК 433
Попов Максим Евгеньевич
Студент ГАГУ г.Горно-алтайск, РФ Е-тай:тг.ророу1234@Н81гц
ВЕРА В МАГИЮ И ДУХОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Аннотация
Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев с учётом, связанных с ней духовных установок, невозможно сколь либо успешно разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих равнин.
Ключевые слова
Война, индейцы, военная магия, амулеты.
Немецкие миссионеры, долго прожив в Новой Гвинее, сообщают: «Ничего никогда не предпринимается без применения колдовства: колдовство, связанное с войной, охотой ... обменами, громом, молнией, женщинами, танцами. колдовство, чтобы победить колдовство, и т.п.» [1, с. 250]. В полной мере эти слова характеризуют и жизнь североамериканских индейцев.
Вера в магию характерна для многих народов. Но у индейцев вера в магию была тесно связана, прежде всего, с войной. Данная связь была краеугольным камнем их военной концепции. Изучение данной связи как важнейшей составляющей мировосприятия североамериканских индейцев позволяет разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих Равнин, а также понять причины поражения