Научная статья на тему 'Вера в магию и духов как отражение военной концепции индейцев Северной Америки'

Вера в магию и духов как отражение военной концепции индейцев Северной Америки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОЙНА / ИНДЕЙЦЫ / ВОЕННАЯ МАГИЯ / АМУЛЕТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Максим Евгеньевич

Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев с учётом, связанных с ней духовных установок, невозможно сколь либо успешно разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих равнин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вера в магию и духов как отражение военной концепции индейцев Северной Америки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

душепастырский характер о. ФЕДОРА не имеет цельности и всякого рода мирские злые вещи находили в характере его уязвимые места, вживались в психику и конечно давали отрицательные показатели.» [1,4-оборот]. Справедливости ради отметим, что в той же характеристике написано, что простые прихожане довольны своим священником. У нас же сложилось такое впечатление, что «партизанский батюшка», несмотря на весь свой патриотизм, в большей степени в годы войны был занят вопросами защиты родины, в то время как настоящего пастырского служения у него на протяжении многих лет не было и в войну он его не приобрел. После же нее, за неимением иных кандидатур, он был «поощрен», однако с многими поручениями в церковнослужении не справился.

Отец Федор Пузанов-классический пример православного священника, советского патриота и героя Великой Отечественной войны. Сложный и тернистый жизненный путь подобных людей предопределил их менталитет и направил не только на путь служение Богу, но и на поддержку гражданских властей в период военного противостояния. Важно, что такие священники в период войны были и с достоинством выполнили свое служение.

Список использованной литературы: 1.Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф.1. Оп.1А. Д.192 (88).

2.Обозный К.П. История Псковской Православной Миссии 1941-1944 гг. М.: Издо-во Крутицкого подворья, 2008. 608 с.

3.ЦГА СПб Ф.9324. Оп.1. Д.13.

4.Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб.: Сатисъ Держава, 2005. 624 с.

© Петров И.В., 2016.

УДК 433

Попов Максим Евгеньевич

Студент ГАГУ г.Горно-алтайск, РФ Е-тай:тг.ророу1234@Н81гц

ВЕРА В МАГИЮ И ДУХОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Аннотация

Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев с учётом, связанных с ней духовных установок, невозможно сколь либо успешно разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих равнин.

Ключевые слова

Война, индейцы, военная магия, амулеты.

Немецкие миссионеры, долго прожив в Новой Гвинее, сообщают: «Ничего никогда не предпринимается без применения колдовства: колдовство, связанное с войной, охотой ... обменами, громом, молнией, женщинами, танцами. колдовство, чтобы победить колдовство, и т.п.» [1, с. 250]. В полной мере эти слова характеризуют и жизнь североамериканских индейцев.

Вера в магию характерна для многих народов. Но у индейцев вера в магию была тесно связана, прежде всего, с войной. Данная связь была краеугольным камнем их военной концепции. Изучение данной связи как важнейшей составляющей мировосприятия североамериканских индейцев позволяет разобраться в причинах бесконечных военных столкновений на территории Великих Равнин, а также понять причины поражения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

многочисленных индейских племен в войнах с европейцами.

Магические ритуалы, изготовление амулетов, посты, ритуальные пляски и заклинания являлись важными составляющими военной жизни индейцев Северной Америки. Перед выходом в поход в лагере царило настоящее буйство ритуалов. «Война для нас - это торжественный религиозный обряд»- сообщает Джеронимо [2]. Сиу считали, что воину, которому удалось первым коснуться священного места во время пляски солнца, суждено выходить живым и невредимым из всех битв, в которых он примет участие в течение года. Некоторые воины, стремясь добиться особой неуязвимости, соблюдали длительные магические посты. К примеру, Римский Нос из племени шайенов четыре дня лежал на плоту среди озера без еды и питья, молясь великому шаману и духам воды. По возвращении в лагерь шаман сделал ему боевое оперение, которое было настолько велико, что достигало земли, когда Римский Нос садился на коня. Этот воин был убеждён, что всякое прикосновение металла (например вилки) к его пище разрушало магию [3, с. 120].

Тот, кто должен был командовать - вторит Шерлевуа - и не думает поднять своих воинов в поход, пока не поголодает несколько дней. В течение этого времени он ходит будучи вымазанным черным, почти ни с кем не разговаривает, круглые сутки призывает своего духа-покровителя и внимательно следит за сновидениями [1, с. 264].

Оружие, в понимании индейцев, было действенно не потому, что сделано качественно и находится в умелых руках, а потому, что обладает некой магической силой, полученной благодаря сложным ритуалам. Так изготовить щит мог лишь сильный шаман, либо его хозяин, получивший необходимые для этого указания во сне либо в видении. Но даже великому шаману из племени шайенов не разрешалось делать больше четырех щитов. Чтобы магическая сила щитов не исчерпалась раньше времени, воины снимали с них покрытие из перьев непосредственно перед сражением [4, с. 252].

. Во второй половине XIX века, когда противник был оснащен новыми скорострельными ружьями, функцией щитов осталась лишь их магическая защита. Поскольку щиты были тяжелыми, громоздкими и мешали в рукопашной схватке, индейцы в это время стали брать в поход только покрышку щита, его уменьшенную копию, либо лишь украшение щита. Малую эффективность щита с распространением огнестрельного оружия индейцы объясняли магической силой ружей, а не новыми прогрессивными технологиями [5, с. 97].

Военные действия сопровождались условностями, которые современному человеку с европейским складом ума могут показаться, по меньшей мере, излишними. Молодые воины из племени апачей в течение первых четырёх походов должны были выучить священные слова, относящиеся к военным действиям: обычные слова теряли свою силу, когда племя вступало на тропу войны. Перед тяжёлым сражением они собирались на молитву, на которой призывали небо даровать им силу и ловкость, защитить от засад и вражеских уловок.

У индейцев крик «во главе выступавших из города военных отрядов всегда находился человек, доказавший свою храбрость и отличавшийся ловкостью. Другой, которого называли хобайя (прорицатель), сопровождал эти набеги. Это был знаток заклинаний и магических действий, которыми они мог ослабить врага и лишить зрения его воинов. Он также умел предсказывать события и определять, закончится ли рейд или охотничья экспедиция успехом или нет» [1, с.263].

Военные походы и сражения сопровождались трудно объяснимыми европейцу ритуалами. Леви-Брюль Л. приводит примечательный пример, характеризующий разительное отличие индейской войны от войны европейской, слепую веру индейцев в неведомые силы, способные привести их к победе. Крик, готовясь к походу на черноногих, прибегли «ко всевозможному фокусничанью и колдовству», обеспечивающие, по их мнению, успех экспедиции. Во главе войска они ставили не умелого и опытного воина, а молодую девушку с завязанными глазами, которая и исполняет обязанности проводника. Поход был трудным: в один день девушка вела отряд в восемьсот человек на север, на другой день - на юг или на запад. Но эти метания для индейцев мало что значили - они считали, что ее направляют маниту войны, и крик день за днем шагали за слепой индианкой. В случае успеха героиня становилась женой самого доблестного воина [1, с.264].

Примечательно, что подобная практика встречается и у африканского племени боротсе. Лагерь для

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

ночевки индейцы крик устраивали задолго до захода солнца и перед лагерем оставляли большое пространство, обнесенное частоколом, на котором крепили маниту (фетиши), обращенные в ту сторону, куда они собирались идти утром. В течение часа к ним взывали, после чего, заручившись поддержкой духов, спокойно ложились спать под их защитой [1, с.264-265].

Огромную роль индейцы отводили амулетам. Они были уверены, что удача либо гибель воина в сражении связаны не с его личными качествами, а объясняются силой или слабостью его амулетов, через которые действуют духи покровители. Согласно воспоминаниям Красного пера, знаменитый воин Неистовый конь из племени сиу во время военных походов носил маленький белый камень с отверстием посередине, нанизанный на кожаную нить. Он перебрасывал этот амулет через плечо и благодаря этому был неуязвим в бою [6]. Смерть или ранение обладателя амулета объяснялись их слабостью, неэффективностью, наличием более мощного амулета, а значит и духа-покровителя у противника.

Война и магия были для индейцев неотделимы. Подтверждением данной связи служит, наличие предваряющих поход церемоний, вера в магическую силу оружия и ритуалы, которые сопровождали военные походы. Безусловно, подобные «фокусы и ритуалы», скорее вредили, чем приносили успех. В любой схватке индеец, в первую очередь, стремился продемонстрировать свою отвагу и силу своих амулетов, что очень часто шло в разрез со стратегическими замыслами племени и могло привести к большим потерям среди сородичей. Но не стоит забывать что индейцы, как и многие народы, относящиеся к традиционным обществам, безгранично верили в магические свойства амулетов, силу ритуалов, постов и поддержку духов-покровителей. Все эти аспекты мировосприятия сильно отличали индейские войны от войн европейских и оказали решающее воздействие на исход столкновения двух цивилизаций. Список использованной литературы:

1. Леви-Брюль, Л. Первобытный менталитет / Люсьен Леви-Брюль; пер. с фр. Е. Кальщикова. - СПб.: Европейский дом, 2002. - 400 с.

2. Жизнеописание Джеронимо [электронный ресурс]. URL:.httpwww.mezoamerica.ru (дата обращения 29.08.15).

3. Браун, Д. Схороните моё сердце у Вундед-Ни / Ди Браун. - М.: Прогресс, 1984. - 388 с.

4. Уайт, Д. М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура / Д.М. Уайт. - М.: Центрополиграф, 2006.- 252 с.

5. Стукалин Ю. Хороший день для смерти / Стукалин Ю. - М.: Гелиос, 2005. - 384 с.

6. Воспоминания современников о жизни Неистовой лошади [электронный ресурс]. URL:.httpwww.mezoamerica.ru (дата обращения 29.08.15).

© Попов М.Е., 2016

УДК 94

Протасова Ольга Львовна

канд. ист. наук, доцент ТГТУ, г. Тамбов, РФ E-mail: olia.protasowa2011@yandex.ru

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА*

Аннотация

В статье дана краткая характеристика российской политической культуры в период становления в стране демократических институтов и формирования партийной системы - в начале ХХ века, и показано, как

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00157а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.