Moorcroft and mr. George Trebeck, from 1819 to 1825 / Prepared for the Press from Original Journals and Correspondence by H. H. Wilson: in 2 vols. Vol. I. London.
Osborne W. G. 1840: The Court and Camp of Runjeet Sing, with an introductory Sketch of the Origin and Rise of Sikh State. London.
Prinsep H. T. 1834: Origin of the Sikh Power in the Punjab and political of Maharaja Ran-jeet Singh. With an account of the Religion, Laws and Customs of the Sikh. Calcutta.
Shahamat Ali. 1847: The Sikhs and Afghans in connexion with India and Persia immediately before and after the death of Ranjeet Singh from the Journal of an expedition to Cabool through Punjab and the Khaiber. London.
Singh H. 1980: Maharaja Ranjit Singh. New Delhi.
Steinbach H. 1846: The Punjaub; being a brief account of the Sikhs; Its Extent, History, Commerce, Productions, Government, Manufactures, Laws, Religion, Etc. London.
Stronge S. 1999: The Arts of the Sikh Kingdoms. London.
Suri, Lala Sohan Lul 1961: An outstanding original source of Panjab history. Umdat-ut-Ta-warikh. Daftar 3 Pt. (1-5): Chronicle of the reign of Maharaja Ranjit Singh, 1831-1839. Delhi.
Vigne G. T. 1840: A Personal Narrative of a Visit to Ghuzni, Kabul, and Afghanistan, and of a Residence at the Court of Dost Mohamed with notices of Runjit Sing, Khiva, and the Russian expedition. With illus. from drawings made by the author on the spot. London.
SIKH ROYAL HUNTING INSTITUTION AND ITS FUNCTIONS IN THE SIKH
STATE OF RANJIT SINGH
K. A. Demichev
The article deals with Sikh royal hunting institution and its functions in the Sikh state of Maharaja Ranjit Singh. It presents the analysis of royal hunting pioneering days with particular emphasis on its types and structural elements. It highlights royal hunting functions that went far beyond hunting sphere and helped to foster the power of Ranjit Singh. Key words: Punjab, Sikhs, Ranjit Singh
© 2013
С. С. Фильчиков ПУТЬ ДОБЛЕСТИ: ИНДЕЙЦЫ В АРМИИ США
Статья посвящена вопросу о коренных американцах (индейцах), служивших в армии США на протяжении XIX и XX веков. Индейцы стали служить в американских войсках с первых годов становления США как государства. Но эта страница истории как самих индейцев, так и США, в российской литературе почти не освещена.
Ключевые слова: индейцы, навахо, армия США, Первая и Вторая Мировые войны
Фильчиков Сергей Сергеевич — аспирант кафедры культурологии Русской христианской гуманитарной Академии. E-mail: sxl98@rambler.ru
Армия практически почти любого государства многонациональна. Это относится и к армии США. В армии США присутствуют не только белые люди разных наций — голландцы, англичане, французы, немцы и т.д. Также это афроамерикан-цы и латиноамериканцы. О присутствии этих наций можно судить не только по армейским статистическим данным, но и по литературе и кино.
Но есть еще одна нация, присутствие которой в американской армии в XX веке стало привычным и постоянным, — это индейцы, коренные жители американского континента. Несмотря на столетия войн с европейцами, постоянный обман и нарушение договоров, а также истребление и поселение на голодных землях в резервациях1, индейцы нашли в себе силы стать частью США.
Индейцы начали служить в армии США, начиная с периода Гражданской войны, вливаясь в американскую армию в качестве скаутов-разведчиков. Эли Паркер (1828-1895), индеец из племени Сенека, ставший к концу войны полковником, — самый известный из индейских ветеранов Гражданской войны2. Но первые боевые соединения, сформированные из индейцев, появились лишь в 1862 году. Это были небольшие мобильные отряды скаутов, многие из которых прекратили свое существование в 1865-1866 годах3. Наиболее известна из этого ряда военная часть, сформированная в 1864 году4. Называлась она «Батальон пауни» и состояла из воинов этого племени. Боевая доблесть этого батальона и его эффективность получила широкую известность в США. Армии на тот момент были нужны хорошие следопыты для ведения боевых действий с враждебными по отношению к США индейцами. Первый набор составлял 75 воинов, но в дальнейшем это количество было увеличено до 200 человек. Среди пауни был первый индеец, награжденный Почетной медалью за боевые заслуги — сержант Ко-Рукс-Ти-Чод-Иш (Безумный Медведь), заслуживший ее в бою 8 июля 1869 года5. Генерал Джордж Крук «... с восхищением относился к скаутам пауни, но больше не имел фондов для оплаты их услуг»6. В мае 1877 года «Батальон пауни» был расформирован.
Еще с 1866 года отряды индейских скаутов в составе армии США получили официальный статус. Последний такой отряд был упразднен лишь в 1947 году, когда на церемонии в форте Уачука, штат Аризона, скаутов отправили в почетную отставку7.
Индейцы приняли участие и в последующем испано-американском конфликте, в основном служа в кавалерийском полку, набранном лично Теодором Рузвельтом (будущим президентом). К примеру, индеец пауни Уильям Поллок был полковым знаменосцем8.
С начала Первой Мировой войны в 1914 году США присматривались к ходу боевых действий, но сами стали в них участвовать лишь с 1917 года. Многие индейцы пошли добровольно служить в армии и воевать на фронтах Европы, сами
1 Яковлев 1989, 26-29.
2 EVA, 49.
3 Native Americans in the Civil War.
4 Стукалин 2009, 79.
5 ENAWW, 203.
6 Стукалин 2009, 90.
7 20th Century Warriors.
8 Encyclopedia of the veteran in America 2009, 49.
при этом, даже не являясь гражданами США. За весь период войны в армии отслужило около 12 тысяч индейцев9, а по другим данным — около 16 тысяч10, что на тот момент составляло около 25% всего мужского населения индейских племен11. Например, группа индейцев-команчей служила на Западном фронте в качестве разведчиков и гонцов12. Но вскоре армейское командование, заинтересованное в том, чтобы их сообщения не могли понять немцы, стало использовать индейцев в качестве шифровальщиков. Первое известное использование индейцев как связистов произошло во время битвы на Сомме в 30-м пехотном подразделении, где было около 40 индейцев-ирокезов13. В 142 полку 6-й пехотной дивизии США, начиная с 26 октября 1918 года, в качестве связистов использовали индейцев чок-тавов14. Пятеро индейцев Ассинибойнов служило связистами в 163-м пехотном подразделении15. Несмотря на работу связистами, количество жертв среди индейцев превышало в 5 раз аналогичный показатель среди белых солдат американской армии16. Некоторые из индейцев, принимавших участие в войне, позже были признаны национальными героями — сержант Альфред Бэйли, капрал Николас Браун, Джозеф Оклахомби и др.17
Но лишь год спустя после окончания Первой Мировой войны, в 1919 году, Конгресс США признал важность вклада индейских солдат в ход войны18, да и то лишь как простых участников. Был издан закон, согласно которому все ветераны войны смогли получить американское гражданство (гражданство всем индейцам было дано в 1924 году по закону Снайдера). Но использование индейцев в качестве шифровальщиков держалось в тайне. Подобный способ шифрования использовался США и во Второй Мировой войне, только там главную роль сыграли индейцы навахо и команчи. Секрет был раскрыт лишь в 1968 году, когда американское командование официально признало важную роль индейцев нава-хо в качестве шифровальщиков в военных операциях на Тихом океане19. Что же касается команчей, то их вклад не был официально признан до 1989 года, когда правительство Франции вручило оставшимся из них в живых ордена за помощь в освобождении Франции от фашистской оккупации. Последний из связистов-ко-манчей этой войны, Чарльз Чибити, умер в 2005 году20.
Участие индейцев во Второй Мировой войне уже было настолько обширно, что позже стало частью американской культуры и фольклора. Около 44 тысяч индейцев (при индейском населении США на тот период в 350 тысяч человек) прошли военную службу за эти 5 лет. Еще около 50 тысяч молодых индейцев пошли работать на военные заводы. Есть интересная история среди индейцев племени «черноногих» (часто приписываемая и другим племенам), когда в момент призы-
9 20th Century Warriors.
10 Sonneborn 2007, 248.
11 Meadows 2002, 7.
12 Rollings 2005, 91.
1 3 EVA, 51.
14 Gilbert 2008, 9.
15 EVA, 51.
16 EVA, 41.
17 Sonneborn 2007, 248.
18 Rollings 2005, 92.
19 Rollings 2005, 94.
20 Gilbert 2008, 60.
ва в армию и набора новобранцев толпы желающих воевать стали кричать, чтобы бросали жребий для борьбы — кто в поединке побеждал, тот и шел на фронт21.
Но при этом со стороны белых американцев к индейцам существовало презрение и непонимание, что вызывало много разочарований. Еще во время Первой Мировой войны как среди самих американцев, так и среди европейцев (особенно немцев, противников США) усиленно массировалось представление о жестокости индейцев22. А после войны многие годы американские СМИ писали о той же жестокости индейцев и повальном среди них алкоголизме, на фоне которого они якобы совершают злодеяния23. Многие из американского командования считали, что индейцы не надежны, а использование их в качестве связистов и шифровальщик может быть даже опасно24. Везде сказывались годы бедности, неграмотности и плохого здоровья среди индейцев, как и бюрократическое пренебрежение белых американцев, хотя процент вербовки в армию достигал во многих племенах 70%, не смотря на низкий вес и туберкулез25. Как пишет Томас Морган, один «индеец чиппева был разъярен, когда его не взяли в армию по причине отсутствия зубов. «Я не хочу их кусать, — говорил он. — Дайте мне лишь стрелять в них!» Другой индеец, отстраненный, так как был толстым, чтобы бегать, сказал, что он приехал не для того, чтобы бежать, а чтобы сражаться»26.
Существовавшая в армии «дедовщина» особенно ярко проявлялась по отношению к индейцам — их заставляли выполнять самую грязную и неприятную работу27, хотя прямой расовой дискриминации, по мнению тех же авторов, не существовало28. Также, в отличие от афроамериканцев, которые чаще всего служили и воевали в отдельных подразделениях, для индейцев таких подразделений не создавали, но намеренно распределяли их среди белых солдат29. Это было обусловлено политикой правительства США по отношению к коренным американцам, начиная с 1897 года. И даже после окончания Второй Мировой войны индейцы подвергались дискриминации — многим не давали право голосовать (разрешили лишь с 1948 года), запрещали продавать и употреблять спиртные напитки (запрет сняли только после 1953 года) и т.п.30
Первый бой во Второй Мировой войне для индейцев состоялся на Филиппинах при обороне Батаана и Коррехидора в 1941 году. Более 300 индейцев, включая апачей с потомком знаменитого вождя Джеронимо, приняли участие в бою31. Эдвард МакКлиш, индеец чоктав из Оклахомы, служивший на Филиппинах и раненый в начале боевых действий с японскими войсками, избежал плена и начал организовывать партизанское движение. Он сумел собрать более трех полков, и в результате действия партизан за три года японцы потеряли только убитыми
21 Morgan 1995, 22-23.
22 EVA, 40.
23 EVA, 51.
24 Meadows 2002, 41-42.
25 Gilbert 2008, 13.
26 Morgan 1995, 23.
27 Gilbert 2008, 16.
28 Gilbert 2008, 28.
29 Meadows 2002, 8.
30 Meadows 2002, 175-176.
31 Morgan 1995, 25.
около 4000 солдат. Позже партизанские отряды МакКлиша присоединились к наступающей американской армии32. За проявленный героизм МакКлиш был произведен в полковники.
Многих индейцев привлекали к десантно-диверсионной работе, ведь, в конце концов, их предки это и придумали. Они лучше переносили жажду и голод, имели более острое восприятие и превосходную выносливость. Индейцы были лучшими в рукопашном и штыковом бою, разведке, патрулировании и снайперской стрельбе. Один из воинов сиу-дакота, Кеннет Скайсон, стал лучшим снайпером-убийцей немецких солдат среди американских коммандос33.
Индеец сиу, Вудро Вильсон Кибли, был отличным стрелком, состоявшим в 164-м пехотном полку. В бою за Гуадалканал он получил Пурпурное сердце, проявив особую храбрость — индейцы называют это wowaditaka (вовадитака) — «быть смелее того, кто страшит тебя»34. Уже позже, в 1951 году, в звании сержанта, Кибли продолжил службу в Корее. В 2008 году посмертно он был награжден медалью Почета.
Наиболее известны индейцы как радисты. Радисты из команчей высаживались 6 июня 1944 года в Нормандии35 и обеспечивали связь. Для этого была набрана небольшая группа индейцев из племени команчей в 17 человек. Команчи стали использовать для передачи сообщений свой родной язык, который немцы не были в состоянии понять36. Около 17 индейских языков37 использовались армией США для передачи данных — ассинибойны, шайенны, дакота, кайова, лакота и т.д. В 302-м разведотряде с 1942 по 1945 года использовались связисты-шифровальщики из индейцев Сиу (Лакота) — обращаясь по радио, они называли друг друга «таханси» (кузены)38. Другой пример: в результате наступления на «линию Зигфрида» (европейский фронт) небольшая группа американских войск оказалась среди большого количества немецких войск, будучи при этом незамеченной. В случае раскрытия их положения группе грозило уничтожения. Чтобы сообщить командованию и вызвать подкрепление, воспользовались индейцем из племени Команчи, которого звали Элгин Красный Лось. Используя свой язык и шифровальный код команчей, он сообщил о ситуации, что дало возможность обойти немецких шифровальщиков. Подкрепление пришло вовремя, группа была спасена39.
Но особенно отличились навахо, о которых известно и написано больше всего и язык которых немецкие и японские шифровальщики расшифровать совершенно не могли. Идею использовать язык навахо предложил Филипп Джонсон, сын миссионера, живший среди навахо. Язык отличался необычайной сложностью, и, что самое важное, он не имел письменности40. Трудность заключалась в отсутствии необходимых слов в языке навахо, которые приходилось придумывать41. Впервые
32 Guerilla Leader in World War II.
33 Morgan 1995, 25.
34 First Sioux to Receive Medal of Honor.
35 Meadows 2002, XI.
36 Rollings 2005, 94.
37 EVA, 50.
38 Meadows 2002, 70.
39 Meadows 2002, 129-130.
40 Indians in the War.
41 Morgan 1995, 25.
радисты-навахо использовались в конце 1942 года на Гуадалканале. Позже были Окинава и Иводзима. Майор Коннор, офицер-сигнальщик 5-й дивизии морской пехоты на Иводзиме, говорил, что если бы не навахо, то американцы никогда бы не взяли Иводзиму. У него в подчинении было 6 радистов-навахо, которые в первые два дня сражения работали круглосуточно, отправив и получив более 800 сообщений без единой ошибки42. Индейцы были и среди тех, кто водружал флаг победы над Иводзимой43.
Капрал Кельвин Флиинг, индеец сиу, 29 и 30 ноября 1944 года в течение 48 часов (без сна, пищи и посторонней поддержки) под непрестанным вражеским огнем проверял линии связи и поддерживал их в рабочем состоянии44, находясь на европейском фронте. Лерой Хэмлин, индеец юта, был в составе небольшого отряда, и этот отряд оказался первым, который встретился с русскими войсками на Эльбе весной 1945 года. А другой индеец юта, Харви Найчис, был первым американским солдатом, который попал в центр Берлина. В книге «Индейцы на войне» (выпуск 1945 года) приведены списки индейцев, получивших награды за героические подвиги на войне, а также неполные списки погибших45.
Для индейцев Вторая Мировая война стала знаковым моментом ухода от прошлого, переломным моментом в их истории. Многие из воевавших индейцев впервые могли себе позволить нормальное проживание, получить образование, в том числе и университетское46. Война дала многим из них стабильную работу, деньги и статус. Военная экономика и военная служба выдернули множество индейцев из своих резерваций в мир белого человека47.
В 1950-х годах индейцы, в том числе и ветераны Второй Мировой войны, пошли воевать в Корею, где их отслужило за весь период войны около 29 700 че-ловек48, а во Вьетнаме их воевало более 42 тысяч, при том, что 90% из них были добровольцами49. Среди военнообязанных белых во Вьетнаме отслужил каждый 12-й. Среди индейцев — каждый 4-й. Но именно здесь, кроме неуловимого и хитрого врага, индейцам противостоял и другой враг — расизм. Цинизм, насмешки, издевательства и наказания за малейшую провинность. Многие из них так и не смогли понять, за что они воевали. Профессор Аризонского университета Том Холм пишет: «Мне часто доводилось слышать, как вьетнамцы называли индейских солдат братьями. То, что приходилось совершать налеты на мирные деревни, захватывать жителей, сажать за колючую проволоку, сгонять с родных мест... слишком напоминало индейцам их собственную горькую историю». Злодеяния против вьетнамцев вызывали отвращение у индейских солдат, которые часто отождествляли себя с ними. Постепенно многие индейцы начинали понимать, что сражались не на той стороне50.
42 Неизвестная Вторая Мировая: радисты-навахо.
43 EVA, 52.
44 Indians in the War.
45 Indians in the War.
46 Meadows 2002, 176-177.
47 Morgan 1995, 25-26.
48 EVA, 44.
49 20th Century Warriors.
50 «Сильные телом, раненные духом...».
Начиная с Вьетнамской войны, и особенно после Иракских войн, многие индейцы все более и более задумываются о своем участие в войнах США. Эти войны непопулярны среди индейских племен, даже таких воинственных, как сиу. Желающих участвовать в войнах становится все меньше, возникает двойственное отношение и даже отвращение51. Некоторые из ветеранов после этой войны нашли для себя выход в политической деятельности Движения Американских индейцев (ДАИ). Уделом же многих стал алкоголизм и наркотики. Корейская и вьетнамская войны стали своеобразным катализатором для возникновения к 60-70 годам XX века борьбы индейцев за свои права внутри самих США52.
В период войн в Персидском заливе, где участвовало около 3000 индейцев53, многие из них проводили явные параллели конфликта с Ираком со своей собственной историей, в результате чего многие индейские солдаты относились с симпатией к противнику54. Возвращающиеся домой ветераны критиковали войну.
Отдельно надо сказать несколько слов об участие индейских женщин в войнах. Об их вкладе известно очень мало. Во время Первой Мировой войны 14 ин-деанок служили медсестрами на фронтах Франции. Во время Второй Мировой войны уже более 800 индеанок служило в американской армии, и это не считая медсестер. Эльва (Тапедо) Уолл из индейцев кайова служила в армейском корпусе на авиационной базе. Ола Милдред Рексроут из оглала-сиу служила в ВВС США. Перл Росс, индеанка из арикара, также служила в ВВС, но в качестве врача-специалиста. Как доброволец она прошла и Вьетнам. Дарлин Йеллоуклуд служила в частях в Корее. Этот перечень можно продолжать. С каждым 10-летием количество женщин-индеанок в американской армии увеличивалось. На 1994 год в американских войсках несло службу 1509 индеанок55.
В США на данный момент проживает около 190 тысяч индейцев-ветеранов. По числу военнослужащих индейцы далеко обгоняют все национальные меньшинства США, хотя индейцы мало чем отличаются от других людей, выбравших для себя карьеру военного. За этим феноменом стоят особые культурные ценности, одна из которых — воинская традиция. С одной стороны, это желание вступить в бой с врагом. Один майор американской армии сказал в 1912 году: «Что делает индейца таким великолепным солдатом? Горячее желание воевать!»56 Сильное чувство внутренней духовной силы — неотъемлемая часть индейского национального характера. Раньше индейцы проводили свою жизнь на природе, часто в удаленных и оторванных от остального известного им мира местах, воспитывая в себе созерцательность и особый (можно сказать, философский) образ мышления. Но теперь возможность воспитать в себе эту внутреннюю духовную силу у них есть лишь в армии и на войне, хотя традиционные верования индейцев учат, что война противоестественна и подрывает основы общества57.
С другой стороны, это целый комплекс, объединяющий такие понятия, как Сила, Честь, Верность и т.п. Для индейцев быть воином — значит превосходить
51 EVA, 37.
52 EVA, 44.
53 ENAWW, 204.
54 EVA, 56.
55 Native American Women Veterans.
56 20th Century Warriors.
57 EVA, 37.
врага во всем: физически, духовно, интеллектуально. Воину необходимо встретить смерть лицом к лицу и одолеть врага. Один старейшина из племени виннеба-го сказал: «Мы ценим наших ветеранов не только за то, что они проявили отвагу и мужество — они видели на поле боя Смерть, и только они знают истинную цену Жизни»58.
Принимая участие в войнах, индейцы таким способом получали уважение соплеменников59. При отправлении на службу или возвращении домой воинам оказывают почести в семьях и на общественных церемониях. Многие семьи, ожидая возвращения домой воинов (еще с 1919 года), организовывали празднества по принципу старых военных танцев победы. Были написаны новые песни, введена традиция несения флага США. Произошло частичное переосмысливание военных традиций и представлений в племенах60. Многие ветераны Второй Мировой войны, возвращаясь домой, везли с собой трофеи — нацистские флаги и плакаты. Бросая их на землю, они совершали танец победы над ними61. «Мой народ уважает воинов. Когда я уходил на войну, мои родственники устроили праздник и благодарили каждого, кто молился за мое счастливое возвращение. Мы плясали, и я помню, что когда мы закружились вокруг барабана, чувство гордости наполнило меня. Мне было хорошо, так как мои близкие, народ кайова, говорили, что одобряют меня», — говорил индеец племени кайова, ветеран Вьетнама62. Война издавна была неотъемлемой частью индейской культуры.
Служба в армии дает индейцу возможность выполнить святой долг предков — сражаться за родную землю. Индейцы рассматривают своих воинов как людей, сделавших свой личный и тяжелый выбор — отдать себя в жертву для блага племени63. Они с готовностью отдают свои жизни за счастье соплеменников и жизнь индейской культуры, так как смерть — ничто, а душа воина будет жить вечно. Поэтому индейцы не боятся смерти — она для них скорее способ отдать долг перед своим народом и перед своими предками, за то, чтобы их культура продолжала жить дальше. Это стало важно, так как молодежь племени потеряла смысл существования, ведь земля, хоть и осталась родной, но теперь в руках европейских поселенцев. Теперь через службу в армии молодые воины получили цель жизни — стать воинами и заслужить уважение в племени. Индеец чероки, ветеран Вьетнама, писал: «Когда я вернулся домой, мои дядья пришли ко мне, раскурили трубку и начали расспрашивать, что я видел на войне. Один из них участвовал во Второй Мировой и знал, что такое война. Мы беседовали долго — о том, что пережили, что приходилось убивать и видеть смерть, о том, как легко оборвать человеческую жизнь. И затем дядя сказал, что божьи законы — против войн. Раньше они никогда не говорили со мной о таких вещах»64.
Индейцы по своим наклонностям, особенностям культуры и в свете сложившейся исторической ситуации призваны воевать. Это их особое, отличительное качество. Но это не какая-то уникальность — подобные случаи в истории нам
58 20th Century Warriors.
59 Rollings 2005, 101.
60 Meadows 2002, 33.
61 Meadows 2002, 174.
62 20th Century Warriors.
63 Encyclopedia of the veteran in America 2009, 47-48.
64 20th Century Warriors.
известны: спартанцы, римляне, германцы и многие другие народы в определенные этапы развития их истории. Мы можем лишь сказать, что участие индейцев в войнах XX века обусловлено сложным комплексом причин65 — традиционными культурными побуждениями (культура войны), культурным влиянием европейцев, экономическими факторами и исконным патриотизмом (защита родной земли, которой сейчас стали США). Здесь вопрос в другом: имеет ли значение для индейцев где, за кого и как воевать? Исходя из всего выше сказанного, можем сказать, что да, хотя и не для всех индейцев. Для индейцев воевать — значит защищать свой народ и свою землю.
ЛИТЕРАТУРА
«Сильные телом, раненные духом.». Индейцы во Вьетнаме. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.mezoamerica.ru/indians/north/warriors_xx02.html.
Неизвестная Вторая Мировая: радисты-навахо. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.mezoamerica.ru/indians/north/warriors_xx04.html.
Стукалин Ю. В. 2009: На просторах прерий. Трубка мира и топор войны (Другая история). М.
Яковлев Н. Н. 1989: Война и мир по-американски: традиции милитаризма в США. М.
20th Century Warriors: Native American Participation in the United States Military. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.history.navy.mil/faqs/faq61-1.htm.
Colonel EdwardE. McClish. Guerilla Leader in World War II. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.history.army.mil/html/topics/natam/mcclish.html.
First Sioux to Receive Medal of Honor. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.army.mil/article/7566/first-sioux-to-receive-medal-of-honor.
Gilbert E. 2008: Native American code talker in World War I. Oxford.
Indians in the War. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.history.navy. mil/library/online/indians.htm.
Meadows W. C. 2002: The Comanche code talkers of World War II. Austin; University of Texas.
Morgan T. D. 1995: Native Americans in World War. Washington.
Native American Women Veterans. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.womensmemorial.org/Education/NAHM.html.
Rollings W. H. 2005: The Comanche. Philadelphia.
Sonneborn L. 2007: Chronology of American Indian history. New York.
Native Americans in the Civil War. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.history.army.mil/html/topics/natam/natam-civwar.html#1.
THE PATH OF VALOR OF RED INDIANS IN THE US ARMY
S. S. Filchikov
The article deals with Native Americans (Indians) who served in the US army in the 19th — 20th centuries. Indians began to serve in the US army since the pioneering days of the US state. But this chapter of both red Indians and US history gets little, if any, coverage in Russian literature.
Key words: Indians, Navajo, US army, World War I, World War II
65 Meadows 2002, 86.