Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА КАРПИНСКОГО (1884–1937)'

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА КАРПИНСКОГО (1884–1937) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
священник Александр Карпинский / церковь Живоначальной Троицы с. Захаровского Камышловского района / Гражданская война в России / гонения на Церковь / репрессии верующих в ХХ в. / priest Alexander Karpinsky / Church of the Life-Giving Trinity of the Zakharovskoye village / Kamyshlovsky district / Civil war / persecution of the Church / repression of believers in the twentieth century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анатолий (Бачурин Юрий Петрович)

Предлагаемая статья посвящена жизнеописанию священника Александра Алексеевича Карпинского (1884–1937). Автор опирается на изученный материал рассекреченных архивных материалов. Враждебная политика советской власти в отношении Русской Православной Церкви перевернула множество судеб и унесла жизни сотен тысяч священнослужителей и мирян. В это страшное время было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книг религиозного содержания. Автором статьи предпринята попытка подробным образом изучить жизнь и деятельность священника Александра Карпинского. В его судьбе как в зеркале отражается страшный кровавый террор, который захлестнул всю Россию. Отец Александр родился в 1884 г. в семье священника, окончил Пермскую духовную семинарию и прошел путь от псаломщика до священника. Интересна и его судьба в период Гражданской войны. Первый раз о. Александра арестовали в 1929 г., он был осужден за «антисоветскую деятельность» и проходил по следственному делу вместе со священником Владимиром Павловичем Холодковским. В 2006 г. священник Владимир Холодковский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Осудили о. Александра на 5 лет лагерей, срок он полностью отбыл. В 1937 г., во главе с генеральным комиссаром госбезопасности Ежовым, была организована масштабная акция по уничтожению духовенства и ликвидации Церкви. Второй раз священник Александр Карпинский был арестован в августе 1937 г., в г. Алма-Ате, где он проживал со своей семьей. Из имеющихся в деле документов следует, что священнику А. А. Карпинскому предъявлено обвинение в том, что «он, являясь активным членом антисоветской монархической, террористическо-повстанческой организации Церковников, вел активную антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию советской власти». Священник Александр Карпинский был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 10 ноября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Course of Life of Priest Alexander Alekseevich Karpinsky (1884–1937)

The proposed article is dedicated to the biography of the priest Alexander Alekseevich Karpinsky (1884–1937). The author relies on the studied declassified archival materials. The hostile policy of the Soviet government against the Russian Orthodox Church broke many destinies and claimed the lives of hundreds of thousands of clergy and laity. During this terrible time, the vast majority of churches were closed and monasteries abolished, the system of religious education was destroyed, and millions of books of religious content were eliminated. The author seeks to study in detail the life and activity of Alexander Karpinsky, whose fate reflected the terrible bloody terror that swept all over Russia. Father Alexander was born in 1884 in a priest’s family; a graduate of the Perm Theological Seminary, he worked his way from a psalmist to priest. His fate during the Civil War is of great interest. First time Fr. Alexander was arrested in 1929; he was under the investigation together with priest Vladimir Kholodkovsky and was convicted of the “anti-Soviet activity”. In 2006, priest Vladimir Kholodkovsky was glorified in the Synaxis of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. Father Alexander was sentenced to 5 years and served his term completely. In 1937, a large-scale action, headed by the General Commissar of State Security N. Y ezhov, was organized to eliminate clergy and liquidate the Church. So in August 1937 priest Alexander Karpinsky was arrested for the second time, in the city of Alma-Ata, where he lived with his family. The article notes that according to the documents available in the case, priest A. A. K arpinsky was charged with the fact that he, “being an active member of the anti-Soviet monarchist, terrorist-insurgent organization of the Tserkovniki, conducted active anti-Soviet agitation aimed at discrediting the Soviet power”. Priest Alexander Karpinsky was sentenced to death and shot on November 10, 1937.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА КАРПИНСКОГО (1884–1937)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3(31). 285-298

УДК 929

Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10312

Иеромонах Анатолий (Бачурин)

жизненный путь СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА КАРПИНСКОГО (1884-1937)

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена жизнеописанию священника Александра Алексеевича Карпинского (1884-1937). Автор опирается на изученный материал рассекреченных архивных материалов. Враждебная политика советской власти в отношении Русской Православной Церкви перевернула множество судеб и унесла жизни сотен тысяч священнослужителей и мирян. В это страшное время было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книг религиозного содержания. Автором статьи предпринята попытка подробным образом изучить жизнь и деятельность священника Александра Карпинского. В его судьбе как в зеркале отражается страшный кровавый террор, который захлестнул всю Россию. Отец Александр родился в 1884 г. в семье священника, окончил Пермскую духовную семинарию и прошел путь от псаломщика до священника. Интересна и его судьба в период Гражданской войны. Первый раз о. Александра арестовали в 1929 г., он был осужден за «антисоветскую деятельность» и проходил по следственному делу вместе со священником Владимиром Павловичем Холодковским. В 2006 г. священник Владимир Холодковский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Осудили о. Александра на 5 лет лагерей, срок он полностью отбыл. В 1937 г., во главе с генеральным комиссаром госбезопасности Ежовым, была организована масштабная акция по уничтожению духовенства и ликвидации Церкви. Второй раз священник Александр Карпинский был арестован в августе 1937 г., в г. Алма-Ате, где он проживал со своей семьей. Из имеющихся в деле документов следует, что священнику А. А. Карпинскому предъявлено обвинение в том, что «он, являясь активным членом антисоветской монархической, террористическо-повстанческой организации Церковников, вел активную антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию советской власти». Священник Александр

© Ю. П. Бачурин, 2020

285

Карпинский был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 10 ноября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.

Ключевые слова: священник Александр карпинский, церковь Живона-чальной троицы с. Захаровского камышловского района, гражданская война в россии, гонения на Церковь, репрессии верующих в хх в.

цитирование. анатолий (Бачурин), иером. Жизненный путь священника Александра Алексеевича Карпинского (1884-1937) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 285-298. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10312

Сведения об авторе. Анатолий (Бачурин Юрий Петрович), иеромонах — студент II курса магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: hram.kashino@mail.ru

Поступила в редакцию 03.12.2019 Принята к публикации 12.02.2020

Род Карпинских достаточно древний и первые упоминания о нем датируются XVII в. М. С. Бессонов в статье «К истокам урало-сибирского рода Карпинских (о поиске родоначальника)», приводит интересные факты — ему удалось установить основателя рода: священника Нижней Ницынской Красной слободы Карпа Георгиева (1680-1683 гг.). Фамилию Карпинские братья Дмитрий, Лев Ивановы и Михаил Федоров получили во время или после учебы в Тобольской духовной семинарии и стали родоначальниками урало-сибирских Карпинских. Потомки первых поколений рода также могут носить фамилии Карповых, Поповых и Ильиных1.

Интересно, что многие из Карпинских были православными священниками. Со 2-й половины XVIII в. и до начала XX в. в Тобольской, Пермской и Екатеринбургской епархиях зафиксированы священнослужители Карпинские. Из этой ветви наиболее известным был протоиерей Федор Львович Карпинский, служивший в г. Екатеринбурге в конце XVIII — начале XIX вв. Федор Львович ранее служил в Софийском соборе г. Тобольска. В 1876 г. скончался настоятель нижнетагильского Входоиерусалимского собора протоиерей Алексей Львович Карпинский.

1 Бессонов М. с. К истокам урало-сибирского рода Карпинских (о поиске родоначальника) // Православие на Урале: связь времен: мат-лы IV Межрегион. научн.-практ. конф. (Екатеринбург, 17 января 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 34.

Александр Алексеевич Карпинский родился в ноябре 1884 г., в селе Крас-нопольское Верхотурского уезда.

Отцом Александра Алексеевича был священник Алексей Федорович Карпинский, диаконский сын. Алексей Федорович родился в Нижне-Та-гильском заводе Верхотурского уезда. Известен его послужной список из клировой ведомости за 1885 г. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1864 г. и по собственному желанию поступил на службу в выйско-ни-кольскую церковь в Нижнетагильском заводе. В 1865 г. поступил псаломщиком в собор Входа Господня в Иерусалим в Нижнем Тагиле. В 1871 г. рукоположен во диаконы, а в 1877 г. в священники. Примерно в это же время о. Алексей был направлен в с. Краснопольское Нижнетагильского округа священником в храм Рождества Пресвятой Богородицы и определен законоучителем Краснопольской народной школы2. 15 марта 1901 г. священник А. Ф. Карпинский был перемещен к церкви села Першинского Шадринского уезда3. 11 августа 1902 г. он был почислен за штат4. В 1904 г. ему было выдано единовременное пособие — 50 руб.5

Мать Александра Алексеевича Карпинского — Агриппина Егорова. В семье кроме Александра Алексеевича были еще дети: Вячеслав Карпинский 1877 г. р., Серафима Карпинская 1870 г. р., Валентина Карпинская 1880 г. р. Вячеслав Карпинский обучался в Екатеринбургском духовном училище, по прошению родителей уволен из 1-го класса в 1890 г. Служил псаломщиком до 1909 г. в с. Клеоповское и далее определен к градо-Камышловскому Покровскому собору в 1909 г. Почислен за штат 2 октября 1909 г. Серафима Карпинская окончила курсы в Кунгурской женской прогимназии в 1884 г. В 1910 г. вдове Агриппине Карпинской была назначена пенсия 200 руб. в год, с 15 июля 1909 г.6

Детство будущего священника прошло в селе Краснопольском Верхотурского уезда. Александр Алексеевич Карпинский в 1905 г. окончил Пермскую духовную семинарию и был определен псаломщиком в церковь

2 Клировая ведомость с. Краснопольское // Архивный отдел Екатеринбургской епархии (АО ЕЕ). Ф. 5. Оп. 1. Д. 7. Л. 94.

3 Епархиальные известия. Перемены по службе // Екатеринбургские епархиальные ведомости (далее — ЕЕВ). 1901. № 7. Отд. оф. С. 103.

4 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1902. № 17. Отд. оф. С. 373.

5 Отчет о деятельности Екатеринбургского епархиального попечительства о бедных духовного звания за 1903 г. // ЕЕВ. 1904. № 13. Отд. оф. С. 250.

6 О назначении пенсий и пособий // ЕЕВ. 1910. № 18. Отд. оф. С. 208.

с. Макаровского Шадринского уезда7. А в мае 1906 г. он был перемещен на должность псаломщика при соборе Покрова Пресвятой Богородицы г. Камышлова, откуда в августе 1906 г. уволен за поступлением на должность надзирателя за учениками Камышловского духовного училища8.

В 1888 г. духовное училище перевели из Далматово в Камышлов. Обучение было 4-годичное. В основном в нем учились дети духовных лиц. Принимались после окончания трехклассной начальной школы. После окончания духовного училища ученики могли поступить в духовную семинарию. Первым смотрителем духовного училища был Михаил Николаевич Флоров, окончивший Пермскую духовную семинарию. Его сменил священник отец Сергий (Сергей Александрович Увицкий), который оставался смотрителем до 1917 г.

Кроме сугубо духовных дисциплин, в программу входили и общеобразовательные предметы. При духовном училище имелась домовая церковь. Она была освящена 5 сентября 1893 г. во имя чудотворца Сергия Радонежского и занимала среднюю часть верхнего этажа училищного здания. Иконостас был дубовый. Внутренним своим благолепием церковь была обязана пожертвованиям частных лиц9.

В 1907-1910 гг. А. А. Карпинский продолжал состоять надзирателем училища. 11 июля 1910 г. в Покровской церкви с. Волковского Камыш-ловского уезда «бракосочетались надзиратель Камышловского духовного училища потомственный почетный гражданин Карпинский Александр Алексиев 25 лет, 1-м браком и священническая дочь села Черновского Ир-битского уезда Собянина Евстолия Афонасьева 21 года, 1-м браком. Поручители по жениху: Больше-Касаргульского села Космо-Дамиановской ц., Шадр. у. псаломщик Карпинский Владимир Алексиев и Першинского села, Шадр. у. потомственный почетный гражданин Карпинский Константин Алексиев; по невесте: сын псаломщика ц. с. Волковского Замятин Василий Василиев и Волковского села крестьянин Поздеев Никифор Далматов»10.

7 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1906. № 21. Отд. оф. С. 465.

8 Список наличного состава служащих в Камышловском духовном училище к началу 1906-1907 учебного года // ЕЕВ. 1906. № 22. Отд. оф. Особ. прил. С. 11.

9 Кошкин П. Здесь было духовное училище // Фактографическая база «Информация о Свердловской области». URL: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?o1=15936&q =true&f=p&project=1 (дата обращения: 08.09.2019).

10 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 6. Оп. 18. Д. 184. Л. 59 об. - 60.

С августа 1910 г. А. А. Карпинский служил священником при церкви с. Новопетропавловского Шадринского уезда11. 28 ноября 1911 г. у о. Александра родился сын Николай, это событие зафиксировано в метрической книге за 1911 г.12 Однако радость родителей была недолгой, ребенок умер в младенчестве.

Весной 1912 г. священник Александр Карпинский, согласно прошению, был перемещен к церкви с. Юрмытского Камышловского уезда. 14 апреля 1913 г. за ревностное и полезное служение Церкви Божией был награжден набедренником13. 18 сентября 1913 г. он был назначен духовным следователем 4 округа Камышловского уезда14. В 1915 г. избран председателем церковно-приходского попечительства15. В этот же год в семье Карпинских 17 января родился долгожданный ребенок — сын Игорь, а 15 ноября 1917 г. — сын Владимир. До начала Гражданской войны Александр Алексеевич Карпинский служил в с. Юрмытском Ка-мышловского уезда.

Весной и летом 1919 г. широко развернулось наступление Красной армии. Священник А. А. Карпинский вынужден был отступить с остатками армии адмирала А. В. Колчака до с. Чемал Ойратской автономной области «Алтай». Вернулся о. Александр в Шадринский округ в начале 1922 г. и до ноября 1929 г. служил священником в церкви Живоначаль-ной Троицы села Захаровского Камышловского района. В 1927 г. священник А. А. Карпинский был награжден наперсным крестом16.

1 ноября 1929 г. отец Александр был арестован и препровожден в Шадринский окружной отдел ОГПУ Священнику А. А. Карпинскому было предъявлено обвинение в систематической агитации против советской власти, т. е. в совершении преступления, предусмотренного статьей 58/10 Уголовного кодекса. По следственному делу № 204 1929 г.

11 Клировая ведомость с. Новопетропавловского // Архив Администрации Далматов-ского района (АА ДР). Ф. 296. Оп. 1. Д. 16. Л. 47 об.

12 Метрическая книга с. Новопетропавловского // АА ДР. Ф. 296. Оп. 1. Д. 17. Л. 61 об. - 62.

13 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1912. № 20. Отд. оф. С. 226.

14 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1913. № 39. Отд. оф. С. 458.

15 Избрание в состав церковно-приходских попечительств // ЕЕВ. 1915. № 5. Отд. оф. С. 44.

16 Послужной список А. А. Карпинского // Центральный государственный архив Удмуртской республики (ЦГА УР). Ф. 245. Оп. 5. Д. 172. Л. 43 об. - 44.

А. А. Карпинский проходил вместе со священником Владимиром Павловичем Холодковским, 35-ти лет, деревни Смирновой Тупицинского сельсовета Четкаринского района Шадринского округа17.

В обвинительном заключении было указано несколько эпизодов: «...во время нашествия Колчака на Урале в 1918-1919 годах священники Карпинский и Холодковский совместно с местным деревенским кулачеством провоцировали население, чтобы избить семьи сочувствующих советской власти и красноармейцев, устраивали с кулаками всевозможные вечера в пользу освободителей от большевитского ига и была по инициативе Карпинского совместно с кулаками организована дружина по вылавливанию лиц, сочувствующих соввласти и расправе с ними, сам же Карпинский участия в избиениях не принимал, а заставлял под страхом оружия, угрозы смерти бедняков и середняков искать и избивать семьи партизан-коммунистов..». Однако из протоколов допросов известны следующие факты: «.священник Карпинский А. А., когда в селе Юрмытском избивали семьи партизан <...> подходил к разгорячившейся толпе мужиков начинал говорить: "Помилуйте, Господи! Так ведь нельзя <.> у него ведь тоже душа есть, в рай хочет, мало ли чего человек не сделает, оставьте его <...> Бог простит"»18.

Из протоколов допросов свидетелей и обвиняемых местных жителей села Захаровское становится известным, что в селе и близлежащих деревнях было достаточно много зажиточных крестьян, которые отстаивали свои усадьбы и продовольственные запасы от разграбления представителями новой, советской власти. Зажиточные крестьяне — кулаки объединялись в группы. Особенно активными были Алексей Николаевич Бельков, старший брат которого был растрелян красными, Федосей Алексеевич Хрушков, Степан Михайлович Земов, Федор Дмитриевич Захаров, все они были активными прихожанами храма и духовными чадами о. Александра. Из протоколов допроса жителя села Захаровское Ивана Федоровича Афонасьева известно, что «пользуясь авторитетом среди окружающего населения Бельков, Земов, систематически, вместе с попами Карпинским, Холодковским вели организованное сопротивление против растущего безбожия, старались укрепить авторитет

17 Следственное дело свящ. А. А. Карпинского, В. П. Холодковского // Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО). Ф. Р-1. Оп. 2. Ед. хр. 59765.

18 Обвинительное заключение от 26 ноября 1929 года // Там же. Л. 1.

церкви, среди верующих для этого использовали все методы вплоть до

провокационных слухов, запугивающих людей.». Следует отметить,

что И. Ф. Афонасьев был председателем собраний по хлебозаготовкам.

Поэтому в д. Фролы было организовано собрание граждан по решению

судьбы И. Ф. Афонасьева. «На собрании присутствовало 25 человек,

большинство зажиточные и середняки <.> собрание Афонасьеву и Пои »

пову вынесло приговор посадить в тюрьму »19.

Из показаний жительницы села Захаровское Афанасии Бачури-ной, которая присутствовала в воскресенье в мае 1929 г. на проповеди о. Александра: «.помнится, однажды в воскресенье он говорил: "Терпите, братцы и сестры, скоро Бог освободит святую православную землю от антихриста, который хочет оставить свое дьявольское пятно на всех верующих в Господа Бога и внедрить в сознание их дьявола и безбожие, чтобы лучше было мутить православный народ, так уже было и будет продолжаться, что идет убивать сын отца, брат брата, молитесь и избавитесь от всяких невзгод, получите царствие небесное". Проповеди поп Карпинский читает так, что все плачут.»20. «Летом же 1929 года после окончания службы в проповеди Карпинский Александр упомянул говоря: "детей в пасть антихриста не пускайте, для них создают образ жизни, который воспрещен Господом Богом на все века". "Братоубийство", "власть антихристово племя разводит, детей спасайте от духа дьявола, то они погибнут как листья осенью"»21.

Таким образом, по данным протоколов допроса местных жителей, священники А. А. Карпинский и В. П. Холодковский пользовались уважением и авторитетом, на их службах и проповедях постоянно присутствовал народ, люди плакали, проникаясь глубиной проповеди; стремились встать на защиту священников и Церкви. По данным обвинительного заключения от 26 ноября 1929 г., о. Александр Карпинский занимался подстрекательством к насилию над семьями красноармейцев, однако в то же время пользовался авторитетом, доверием, уважением и любовью прихожан. Еще одним эпизодом к обвинению в деле священника А. А. Карпинского стал его уход из села Юрмытского Камышловского уезда в 1918-1919 гг. с остатками армии адмирала А. В. Колчака.

19 Протокол допроса жителя с. Захаровское // Там же. Л. 12.

20 Протокол допроса А. Бачуриной // Там же. Л. 7.

21 Обвинительное заключение от 26 ноября 1929 г. // Там же. Л. 4.

Из протокола допроса жителя села Юрмытского: «В момент отступления в 1919 году я служил по мобилизации в армии Колчака в особом батальоне генерала Пепеляева, в городе Тюмени к нам в часть вступили добровольцами кулаки, отступающие из села Юрмытского: Бельков Алексей Николаевич, Хрушков Федосей Алексеевич, первый был рядовым стрелком, второй писарем в комендантской. Через несколько дней в ту же часть приехал поп Карпинский. Приведенных с собой лошадей сдали бесплатно. Отступали до города Омска, где сделали восстание и перешли на сторону РККА, вступили добровольцами, в числе которых был и Бельков Алексей Николаевич. Поп Карпинский, Хрушков скрылись с офицерами в глубь Сибири. В городе Красноярске были захвачены красными в плен. Карпинский в с. Юрмытское не возвращался, служит где-то за городом Камышловым»22. Показания Якова Зиновьевича Бека-рева и обвинительное заключение сводились к тому, что «Карпинский, забрав церковные ценности, вместе отступил с белыми в глубь сибири, а после вступил добровольцем в армию генерала Пепеляева и служил в полку «Иисуса Христа». После изгнания Колчака с Урала, Карпинский и Холодковский прибыли обратно в деревни и села Шадринского округа и, как лица враждебно настроенные против соввласти, вели систематически антисоветскую агитацию против всех проводимых мероприятий советской власти»23.

Однако ни в одном протоколе допроса больше не упоминаются церковные ценности, которые якобы взял о. Александр при отступлении, а говорится только о лошадях, которые были отданы армии А. В. Колчака безвозмездно. Кроме того, сам о. Александр отвергает тот факт, что он служил в армии Колчака; это известно из протокола допроса от 2 ноября 1929 г.: «При Колчаке я активного участия в борьбе против советской власти и отдельных представителей не принимал. Отступать с колчаковцами вынудила всеобщая паника — т. е. я боялся что наше село может переходить из рук в руки и <.. .> пострадать. Отступил с колчаковцами до села Чемал Ойратской автономной области "Алтай". Вернулся в Шадринский округ в начале 1922 г. и с тех пор служу священником в с. Захаровском Камышловского района. В армии Колчака не служил, не был и в армии "Иисуса Христа". За все время существования

22 Обвинительное заключение от 26 ноября 1929 г. Л. 4.

23 Протокол допроса Я. З. Бекарева // Там же. Л. 23 об.

советской власти и нахождения меня в Шадринском округе я агитацией против советской власти и проводимых мероприятий не занимался»24.

В протоколе допроса от 14 ноября 1929 г. А. А. Карпинский своей вины также не признавал. 25 ноября 1929 г. старший уполномоченный Шадринского окротдела ОГПУ Уралобласти Рыскин объявил обвиняем ому по ст. 58/10 священнику А. А. Карпинскому об окончании следствия по его делу, на вопрос: «Чем желаете дополнить следствие?» — обвиняемый А. А. Карпинский ответил, что добавить ничего не может25.

В постановлении от 26 ноября 1929 г. указано, что дело священников Александра Алексеевича Карпинского и Владимира Павловича Холодковского закончено и направляется в Особое совещание при Коллегии ОГПУ на внесудебное разбирательство. Арестованных Александра Алексеевича Карпинского и Владимира Павловича Холодковского из арестного помещения окружного отдела ОГПУ перевести в Шадрин-ский Исправдом с зачислением за Коллегией ОГПУ26.

Все «показания свидетелей» священник Александр Карпинский отрицал, предъявленные обвинения также отверг. Он держался с достоинством, никого не оговорил и виновным себя не признал.

26 декабря 1929 г. Коллегией ОГПУ по пп. 10, 11, 13 ст. 58 УК РСФСР за активную антисоветскую деятельность А. А. Карпинский и В. П. Холодковский были приговорены к 5-ти годам концлагерей, «считая срок заключения с 1 ноября.»27.

К сожалению, где и в каком концлагере отбывали срок священники А. А. Карпинский и В. П. Холодковский, неизвестно. Лагерный срок о. А. Карпинский отбыл полностью, освободился в 1935 г. До последнего ареста в 1937 г. о. Александр проживал в Казахстане — в г. Алма-Ате, ул. Талгарская, 63. Однако неизвестно, по какой причине он оказался в Казахстане: или был выслан на постоянное место жительства, или вернулся после отбывания срока к семье, которая, возможно, на тот момент проживала в Алма-Ате. До ареста Александр Алексеевич Карпинский работал уполномоченным Западносибирского отдела Техперевод ОНТИ г. Алма-Аты. Его жена Евстолия Афанасьевна Карпинская рабо-

24 Протокол допроса свящ. А. А. Карпинского от 2 ноября 1929 года // Там же. Л. 34.

25 Протокол об окончании следствия // Там же. Л. 72.

26 Постановление от 26 ноября 1929 года // Там же. Л. 73.

27 Выписка из протокола от 26 декабря 1929 года // Там же. Л. 78.

тала в центральном архиве. Сын Игорь (на тот момент ему было 22 года) служил в рядах Красной армии. Сын Владимир, которому было 20 лет, работал шофером в Алма-Ате28.

В 1937 г., во главе с генеральным комиссаром госбезопасности Н. И. Ежовым, была организована масштабная акция по уничтожению духовенства и ликвидации Церкви. Как свидетельствуют источники, только в августе — ноябре 1937 г. по Советскому Союзу было арестовано 31 359 «церковников и сектантов»29. Управлением НКВД по Казахской АССР было сфабриковано дело об «антисоветской монархической тер-рористическо-повстанческой организации церковников». Дело за № 336 от 21 августа 1937 г. было открыто на священника Александра Алексеевича Карпинского, как участника этой организации30.

Отец Александр был арестован 21 августа 1937 г. УГБ НКВД КССР г. Алма-Аты. Из имеющихся в деле документов следует, что священнику А. А. Карпинскому предъявлено обвинение в том, что «он, являясь активным членом антисоветской монархической, террористическо-по-встанческой организации Церковников, вел активную антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию советской власти». Согласно материалам уголовного дела, А. А. Карпинский в ходе первого допроса все обвинения отрицал и виновным себя не признавал. Тем не менее, хорошо известны методы, применявшиеся сотрудниками НКВД для сбора доказательств и получения признаний: к подследственным применялись изощренные пытки, издевательства, психологические методы воздействия. В результате многие арестованные по широкомасштабному делу «об антисоветской монархической террористическо-повстанче-ской организации церковников» вынуждены были признать свою вину.

На основании выписки из протокола заседания Тройки УНКВД по Алма-Атинской области № 12 от 17 октября 1937 г. А. А. Карпинский был признан виновным в том, что «распространял монархические идеи среди населения, вел активную антисоветскую агитацию, направленную

28 Протокол допроса свящ. А. А. Карпинского от 21 августа 1937 г. // Архив департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (АД КНБ РК) по г. Алматы. Д. 010924. Л. 48.

29 Спецсообщение Ежова о церковниках и сектантах // Центральный архив Федеральной службы безопасности (ЦА ФСБ) Ф. 3. Оп. 4. Д. 244. Л. 64-78.

30 АД КНБ РК по г. Алматы. Д. 010924.

на дискредитацию руководителей ВКПб и советского правительства. На нелегальных сборищах организации высказывал террористические намерения, направленные против руководителей ВКПб» (статья обвинения по УК РСФСР не указана). В процессе допросов Александр Алексеевич Карпинский признал свою вину, однако показания против третьих лиц так и не дал, был приговорен к высшей мере наказания — расстре-лу31. 10 ноября 1937 г. приговор был приведен в исполнение32.

Сведений о месте захоронения священника А. А. Карпинского в деле не имеется. Известно, что в Илийском районе Алматинской области обнаружено и официально подтверждено место массовых захоронений жертв политических репрессий, расстрелянных на территории г. Алматы и Алматинской области. В 2001 г. там воздвигнут мемориальный комплекс «Жаналык».

Большое число православных священнослужителей и мирян, казахстанских ученых, писателей и общественных деятелей были расстреляны и погребены в 1937-1938 гг. на полигоне НКВД «Жаналык», расположенном между пос. Жетыген и с. Байсерке Алматинской обл. На полигоне расстреляны и захоронены священнослужители, прославленные в лике новомучеников и исповедников Российских. Эти сведения основаны на хранящемся в Национальном архиве Республики Казахстан мартирологе «Книга скорби: Захоронение "Жаналык"», опубликованном в 2012 г. Казахстанским историко-просветительским обществом «Адилет» и приуроченном к 75-летию начала массовых политических репрессий.

В соответствии с заключением по уголовному делу № 010924, вынесенным Прокуратурой Алма-Атинской области Казахской ССР 17 апреля 1989 г., на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий», священник А. А. Карпинский реабилитирован.

Имя священника А. А. Карпинского занесено в «Книгу скорби»33, которая содержит списки лиц, расстрелянных по политическим обвинениям на территории г. Алматы и Алматинской области РК в 1920-1950 гг.

31 Выписка из протокола № 12 от 17 октября 1937 г. // Там же. Л. 8.

32 Выписка из акта от 17 октября 1937 г. // Там же. Л. 9.

33 Книга скорби: расстрельные списки. Вып. 1: Алма-Ата и Алма-Атинская область. Алматы, 1996. С. 159.

Иеромонах Анатолий (Бачурин) Источники

1. Архив Администрации Далматовского района (АА ДР). Ф. 296. Оп. 1. Д. 16, 17.

2. Архив Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (АД КНБ РК) по г. Алматы. Д. 010924.

3. Архивный отдел Екатеринбургской епархии (АО ЕЕ). Ф. 5. Оп. 1. Д. 7.

4. Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААО-СО). Ф. Р-1. Оп. 2. Ед. хр. 59765.

5. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 6. Оп. 18. Д. 184.

6. Епархиальные известия. Перемены по службе // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1901. № 7. Отд. оф. С. 103-104; 1902. № 17. Отд. оф. С. 373-374; 1906. № 21. Отд. оф. С. 464-465; 1912. № 20. Отд. оф. С. 226-227; 1913. № 39. Отд. оф. С. 457-458.

7. Избрание в состав церковно-приходских попечительств // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1915. № 5. Отд. оф. С. 44.

8. Книга скорби: расстрельные списки. Вып. 1: Алма-Ата и Алма-Атинская область. Алматы, 1996.

9. О назначении пенсий и пособий // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1910. № 18. Отд. оф. С. 208-210.

10. Отчет о деятельности Екатеринбургского епархиального попечительства о бедных духовного звания за 1903 г. // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1904. № 13. Отд. оф. С. 246-250.

11. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Список наличного состава служащих в Камышловском духовном училище к началу 1906-1907 учебного года // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1906. № 22. Отд. оф. Особое приложение. С. 8-12.

13. Центральный архив Федеральной службы безопасности (ЦА ФСБ) Ф. 3. Оп. 4. Д. 244.

14. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 245. Оп. 5. Д. 172.

Литература

1. Бессонов М. С. К истокам урало-сибирского рода Карпинских (о поиске родоначальника) // Православие на Урале: связь времен: материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции (Екатеринбург, 17 января 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 29-34.

2. Ганин А. Почему Колчак не дошел до Волги? // Сайт «Военное обозрение». URL: https:// topwar.ru/2144-pochemu-kolchak-ne-doshel-do-volgi.html (дата обращения: 17.09.2019).

3. Карпинский М. М. История рода Карпинских // Сайт «Карпинские: к 15-летию выхода в свет книги "История рода Карпинских"». URL: http://karpinskie.ru/3.php (дата обращения: 02.09.2019).

4. кошкин П. Здесь было духовное училище // Фактографическая база «Информация о Свердловской области». URL: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?o1=15936&q =true&f=p&project=1 (дата обращения: 08.09.2019).

5. Священномученик Владимир Холодковский // Жития святых Екатеринбургской епархии / подготовка текстов и фотоматериалов комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 292-300.

Hieromonk Anatoly (Bachurin)

the course of life of priest

alexander alekseevich karpinsky (1884-1937)

Abstract. The proposed article is dedicated to the biography of the priest Alexander Aleksee-vich Karpinsky (1884-1937). The author relies on the studied declassified archival materials. The hostile policy of the Soviet government against the Russian Orthodox Church broke many destinies and claimed the lives of hundreds of thousands of clergy and laity. During this terrible time, the vast majority of churches were closed and monasteries abolished, the system of religious education was destroyed, and millions of books of religious content were eliminated. The author seeks to study in detail the life and activity of Alexander Karpinsky, whose fate reflected the terrible bloody terror that swept all over Russia. Father Alexander was born in 1884 in a priest's family; a graduate of the Perm Theological Seminary, he worked his way from a psalmist to priest. His fate during the Civil War is of great interest. First time Fr. Alexander was arrested in 1929; he was under the investigation together with priest Vladimir Kholodkovsky and was convicted of the "anti-Soviet activity". In 2006, priest Vladimir Kholodkovsky was glorified in the Synaxis of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. Father Alexander was sentenced to 5 years and served his term completely. In 1937, a large-scale action, headed by the General Commissar of State Security N. Yezhov, was organized to eliminate clergy and liquidate the Church. So in August 1937 priest Alexander Karpinsky was arrested for the second time, in the city of Alma-Ata, where he lived with his family. The article notes that according to the documents available in the case, priest A. A. Karpinsky was charged with the fact that he, "being an active member of the anti-Soviet monarchist, terrorist-insurgent organization of the Tserkovniki, conducted active anti-Soviet agitation aimed at discrediting the Soviet power".

Priest Alexander Karpinsky was sentenced to death and shot on November 10, 1937.

Keywords: priest Alexander Karpinsky, Church of the Life-Giving Trinity of the Zakharovskoye village, Kamyshlovsky district, Civil war, persecution of the Church, repression of believers in the twentieth century.

Citation. Anatoly (Bachurin), Hieromonk. Zhiznennyi put' sviashchennika Aleksandra Alekseevicha Karpinskogo (1884-1937) [The Course of Life of Priest Alexander Alekseev-ich Karpinsky (1884-1937)]. Vestnik ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of

the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 3 (31), pp. 285-298. DOI: 10.24411/22245391-2020-10312

About the author. Anatoly (Bachurin Yury Petrovich), Hieromonk — Master's student of the Ekaterinburg Theological Seminary (Russia, Ekaterinburg). E-mail: hram.kashino@mail.ru

Submitted on 03 December, 2019 Accepted on 12 February, 2020

References

1. Bessonov M. S. K istokam uralo-sibirskogo roda Karpinskikh (o poiske rodonachal'nika) [To the Origins of the Ural-Siberian Clan of the Karpinsky's (About the Search for the Ancestor)]. Pravoslavie na Urale: sviaz' vremen: materialy IV Mezhregional'noi nauchno-praktiches-koi konferentsii (Ekaterinburg, 17 ianvaria 2015 g.) [Orthodoxy in the Urals: Connection of the Times: Materials of the 4-th Interregional Scientific and Practical Conference (Ekaterinburg, January 17, 2015)]. Ekaterinburg, 2015, pp. 29-34.

2. Ganin A. Pochemu Kolchak ne doshel do Volgi [Why Didn't Kolchak Reach the Volga?]. Available at: https://topwar.ru (accessed: 17.09. 2019).

3. Karpinskii M. M. Istoriia roda Karpinskikh [History of the Karpinsky Clan]. Available at: URL: http://karpinskie.ru/3.php (accessed: 02.09.2019).

4. Kniga skorbi: rasstrel'nye spiski. Vyp. 1: Alma-Ata i Alma-Atinskaia oblast' [Book of Grief: Lists of the Executed. Issue 1: Almata and the Almata Region]. Almaty, 1996.

5. Koshkin P. Zdes' bylo dukhovnoe uchilishhe [Once There Was a Religious School]. Available at: URL: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx (accessed: 09.08.2019).

6. Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoi eparhii [Parishes and Churches of the Ekaterinburg Diocese]. Ekaterinburg. 1902.

7. Sviashchennomuchenik Vladimir Kholodkovskii [Holy Martyr Vladimir Kholodkovsky]. Zhitiia sviatykh Ekaterinburgskoi eparkhii [Lives of the Saints of the Ekaterinburg Diocese]. Ekaterinburg, 2008, pp. 292-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.