Научная статья на тему 'Гулькевичский пастырь (к биографии священника Николая Вознесенского)'

Гулькевичский пастырь (к биографии священника Николая Вознесенского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краснодарская епархия / мученичество / священник Николай вознесенский / гулькевичи / сталинские репрессии / Krasnodar diocese / martyrdom / priest nikolay Voznesensky / gulkevichi / stalin’s re- pressions.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малинский Анатолий Валериевич

В статье рассматривается один из многочисленных трагических эпизодов в истории Русской Православной Церкви в XX столетии — гибель священника города гулькевичи Краснодарского края николая Ивановича Вознесенского (1882–1937 гг.), который происходил из священнической династии дореволюционной Псковщины. судьба его стала примером того, через какие тяжелые испытания Русская Православная Церковь прошла в послереволюционные годы. В статье прослеживаются служебные вехи в карьере священника, административные и преподавательские назначения, награды и медали. В годы Первой мировой войны священник имел отношение к общественной деятельности, связанной с мобилизацией населения на фронт. Как представитель духовенства священник уже в конце 1920-х гг. имел сложности с советской властью — был лишен избирательных прав, члены семьи священника была вынуждены проживать раздельно друг от друга. В 1937 году отец николай был арестован. Пытаясь отвести угрозу от своего сына, обвиненного в участии в студенческой фашистской группировке, священник был вынужден частично признать обвинения и свидетельства против себя. В течение месяца его судьба решилась — он был обвинен в контрреволюционной агитации, деятельности против советской власти и расстрелян. сын отца николая был приговорен к 10 годам заключения. При изучении биографии священника использовались данные государственного архива Псковской области, государственного архива ставропольского края, государственного архива Краснодарского края, а также публикации в ставропольских епархиальных ведомостях. неоценимую помощь в написании данного материала оказали и сведения из семейного архива семьи Вознесенских, представители которой свято хранят память о своем трагически погибшем родственнике. В заключительной части статьи приведены факты о судьбе гулькевичского храма и потомках священника. В городе гулькевичи в настоящее время память об отце николае и его трагической гибели утеряна. настоящая статья призвана восстановить справедливость и восполнить память об этом христианском мученике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GULKEVICHI PASTOR (TO THE BIOGRAPHY OF PRIEST NIKOLAY VOZNESENSKY)

The article deals with one of the numerous tragic episodes in the history of russian orthodox Church in 20th century — death of Nikolay Ivanovich Voznesensky (1882–1937), priest from the city of gulkevichi (krasnodar territory), who originated from a priest family of Pskov region. his life became an example of the difficult trials the russian orthodox Church went through in the post-revolutionary period. The author monitors the priest’s career stages, administrative and pedagogical appointments, and rewards. During First World War Nikolay Voznesensky took part in social activities related to people’s mobilization to the front. As a representative of the clergy he had problems with Soviet government in the late 1920s — the priest was deprived of voting rights, while his family members were forced to live separately from each other. In 1937 Fr. Nikolay was arrested. In attempt to protect his son who was also accused of collaboration with fascist organization, the priest was bound to partly accept the accusations and evidences against himself. his fate was decided within a month. he was accused of “counter-revolutionary agitation and activity against Soviet government” and then executed by shooting. his son was sentenced to 10 years of imprisonment. When studying the priest’s biography the author used documents from the State Archives of Pskov, Stavropol and krasnodar regions, as well as publications of the Stavropol Diocesan gazette. materials from the family archive of Voznesensky’s descendants (who cherish memory of their tragically lost ancestor) have been an important contribution to the current study. The final part of the article contains some facts on the fate of gulkevichi church and descendants of the priest. In the city of gulkevichi, the memory of Father Nicholas and his tragic death is now lost. This article is intended to restore justice and compensate for the memory losses.

Текст научной работы на тему «Гулькевичский пастырь (к биографии священника Николая Вознесенского)»

УДК 272

Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10112

Иеромонах Антоний (Малинский)

гуяькебичский пастырь (к биографии священника Николая Вознесенского)

Аннотация. В статье рассматривается один из многочисленных трагических эпизодов в истории Русской Православной Церкви в XX столетии — гибель священника города Гулькевичи Краснодарского края Николая Ивановича Вознесенского (1882-1937 гг.), который происходил из священнической династии дореволюционной Псковщины. Судьба его стала примером того, через какие тяжелые испытания Русская Православная Церковь прошла в послереволюционные годы. В статье прослеживаются служебные вехи в карьере священника, административные и преподавательские назначения, награды и медали. В годы Первой мировой войны священник имел отношение к общественной деятельности, связанной с мобилизацией населения на фронт. Как представитель духовенства священник уже в конце 1920-х гг. имел сложности с советской властью — был лишен избирательных прав, члены семьи священника была вынуждены проживать раздельно друг от друга. В 1937 году отец Николай был арестован. Пытаясь отвести угрозу от своего сына, обвиненного в участии в студенческой фашистской группировке, священник был вынужден частично признать обвинения и свидетельства против себя. В течение месяца его судьба решилась — он был обвинен в контрреволюционной агитации, деятельности против советской власти и расстрелян. Сын отца Николая был приговорен к 10 годам заключения. При изучении биографии священника использовались данные государственного архива Псковской области, государственного архива Ставропольского края, государственного архива Краснодарского края, а также публикации в Ставропольских епархиальных ведомостях. Неоценимую помощь в написании данного материала оказали и сведения из семейного архива семьи Вознесенских, представители которой свято хранят память о своем трагически погибшем родственнике. В заключи-

224

(се)]

© Иеромонах Антоний (Малинский), 2020

тельной части статьи приведены факты о судьбе гулькевичского храма и потомках священника. В городе Гулькевичи в настоящее время память об отце Николае и его трагической гибели утеряна. Настоящая статья призвана восстановить справедливость и восполнить память об этом христианском мученике.

Ключевые слова: краснодарская епархия, мученичество, священник Николай вознесенский, гулькевичи, сталинские репрессии.

цитирование. Антоний (Малинский), иером. Гулькевичский пастырь (к биографии священника Николая Вознесенского) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 224-239. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10112

Сведения об авторе. Антоний (Малинский Анатолий Валериевич), иеромонах — клирик Армавирской епархии, член Союза журналистов России (Россия, Армавир). E-mail: priest-anatoly@mail.ru

Поступила в редакцию 27.02.2019 Принята к публикации 03.08.2019

Николай Иванович Вознесенский родился 1 апреля 1882 г. в семье священника Воскресенской церкви погоста Сторожня Новоржевского уезда Псковской губернии Иоанна Афанасьевича и Евдокии Васильевны Вознесенских1.

Священник Иоанн Вознесенский также был сыном священника, родился в селе Стехново Новоржевского уезда Псковской губернии. Ко времени рождения Николая отцу Иоанну Вознесенскому было 49 лет.

Мать Николая Евдокия Васильевна была родом из погоста Славко-вичи Псковского уезда, в 1882 г. ей было 42 года. В отношении образовательного ценза Евдокии Васильевны в документах имеются разночтения. В одних источниках она названа «неграмотной»2, в других «грамотной»3.

1 Метрическая книга храма Воскресения Христова села Сторожни Новоржевского уезда Псковской епархии за 1882 год // Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 39. Оп. 15. Д. 40. Л. 203-231 об.

2 Ведомость о церкви обновления храма Воскресения Христова села Сторожни Новоржевского уезда Псковской епархии за 1902 год // ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 628. Л. 70 об.

3 Ведомость о церкви обновления храма Воскресения Христова села Сторожни Новоржевского уезда Псковской епархии за 1891 год // ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.

Н. И. Вознесенский и Н. П. Вознесенская

В семье отца Иоанна и матушки Евдокии ко времени рождения Николая было уже пятеро детей: Мария (род. ок. 1866 г.)4, Константин (род. 1870 г.)5, Наталья (род. ок. 1873 г.)6, Симеон (род. ок. 1876 г.)7 и Анна (род. ок. 1876 г.)8.

Крещен Николай был отцом Иоанном 2 августа 1882 г.9 Крестной маленького Николая стала Мария Ивановна Вознесенская. Крестным отцом Николая стал брат, ученик Псковского духовного училища Константин Иванович Вознесенский10, впоследствии священник.

Глава семейства занимал видное положение в Псковской епархии. Имея административный талант, священник 14 декабря 1889 г. был назначен благочинным I округа Новоржевского уезда.

Младший сын священника Николай до 10 лет обучался грамоте в доме отца. После его кончины 23 марта 1892 г.11 Николай поступил в подготовительный класс Порховского духовного училища на полное казенное содержание12.

Причиной этого были низкие доходы семьи после потери кормильца. Документы свидетельствуют, что материальное обеспечение Вознесенских составляли13: 30 рублей в год от местного Попечительского со-

4 В Послужном списке отца Иоанна Вознесенского за 1891 год Марии Ивановне Королевой (в девичестве Вознесенской) 26 лет (ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.).

5 В Послужном списке отца Иоанна Вознесенского за 1891 год Константину Ивановичу Вознесенскому 21 год (ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.); Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Новгород: Новгородское отделение Российской ассоциации жертв политических репрессий, 1994. Т. 3.С. 259.

6 В Послужном списке отца Иоанна Вознесенского за 1891 год Наталье Ивановне Ивановой (в девичестве Вознесенской) 18 лет (ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.).

7 В Послужном списке отца Иоанна Вознесенского за 1891 год Симеону Ивановичу Вознесенскому 15 лет (ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.).

8 В Послужном списке отца Иоанна Вознесенского за 1891 год Анне Ивановне Невляниновой (в девичестве Вознесенской) 15 лет (ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.).

9 Метрическая книга храма Воскресения Христова... // ГАПО. Ф. 39. Оп. 15. Д. 40. Л. 230 об. - 231.

10 В Послужном списке отца Иоанна Вознесенского за 1891 год Константину Ивановичу Вознесенскому 21 год (ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 87 об.); Новгородская книга памяти. Т. 3. С. 259.

11 Там же. Л. 105 об.

12 Там же. Л. 104 об.

13 Там же. Л. 104 об., 105 об.

вета; из епархиального попечительства — 27 рублей в год; от местного причта — 30 рублей в год; за аренду двух третей ярового поля — 200 рублей; за 26 четвертей намолотой ржи — 208 рублей. Помимо вышеуказанных сумм Евдокия Васильевна получила от епархиального попечительства сумму в 30 рублей на покупку швейной машинки14.

По окончании училища Николай Иванович в 1897 г. поступил в I класс Псковской духовной семинарии. Успеваемость юного Николая поначалу была невысокой, так в «Ведомости об успехах и поведении учеников Псковской Духовной семинарии за третью четверть 1900— 1901 учебного года»15 ученик IV класса Николай Вознесенский имел 3 балла по Священному Писанию, церковной истории, психологии, философии, литургике, латинскому и греческому языках. По физике и гомилетике семинарист имел 4 балла. Поведение Николая его наставники оценивали на 5 баллов с минусом.

В последние годы учебы Николай смог добиться хорошей успеваемости. 20 мая 1903 г. он окончил семинарию по первому разряду с присвоением звания «студент семинарии»16.

По окончании учебного заведения Николай Иванович связал свою жизнь с духовным ведомством. 12 сентября 1903 г. выпускник семинарии был назначен на должность преподавателя Закона Божия в Ашев-скую церковно-приходскую школу, где трудился по 5 сентября 1905 г.

Далее в течение 5-ти лет, с 5 октября 1905 г. по 9 октября 1910 г. Николай Иванович состоял учителем Матюшкинской второклассной школы Опочецкого уезда Псковской губернии. 29 мая 1909 г. учитель получил награду — медаль в память 25-летия церковно-приходских школ на двойной Александровской ленте. Также он был удостоен памятной медали в память 300-летия Дома Романовых.

Отдав преподавательской деятельности около 7-ми лет своей жизни, Вознесенский получил новое назначение. с 9 октября 1910 г. по 11 февраля 1911 г. Николай Иванович трудился в должности псаломщика Троицкого собора города Остров.

14 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 593. Л. 104 об.

15 Ведомость об успехах и поведении учеников III, IV, V и VI классов Псковской духовной семинарии за третью четверть 1900-1901 учебного года // ГАПО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 38. Л. 722 об.

16 Послужной список священника Николая Ивановича Вознесенского из клировой ведомости Свято-Георгиевской церкви станицы Варениковской Таманского отдела Кубанской области за 1916 год // ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1040. Л. 19 об.

Что побудило Николая Ивановича поменять постоянное место жительство и близость к родным — сказать сложно, но в 1911 г. Николай Иванович переехал на Кубань.

На Кубани Вознесенский продолжает прерванную на короткое время педагогическую практику. С 11 февраля 1911 г. Николай Иванович был определен на вакантное место преподавателя Закона Божия в двухклассную Екатерининскую школу города Екатеринодар, где трудился вплоть до 24 ноября 1911 г.17

В период своего недолгого учительства Николай Иванович вместе с педагогами и воспитанниками Екатерининской школы и Дмитриевской церковно-приходской школы посетили Новороссийск, о чем им и была опубликована небольшая статья в Ставропольских епархиальных ведомостях18.

24 ноября 1911 г. он был допущен к исполнению обязанностей надзирателя к ученикам Екатеринодарского духовного училища, а спустя несколько месяцев, 6 мая 1912 г., Н. И. Вознесенский епископом Ейским Иоанном (Левицким) был утвержден в этой должности. В 19121913 учебном году Николай Иванович преподавал в училище русский и церковнославянский языки, а также Священную историю.

Высочайшим приказом по гражданскому Ведомству православного исповедания от 26 марта 1913 г. за № 17 молодой учитель был утвержден в чине коллежского секретаря, а приказом от 10 октября 1913 г. за № 60 был возведен из коллежского секретаря в титулярные советники.

На Кубани Николай Иванович женился на уроженке станицы Мингрельской Наталье Павловне Архангельской, 1892 года рождения.

17 ноября 1913 г. в Свято-Троицкой церкви города Екатеринодара Преосвященный епископ Иоанн рукоположил Николая Вознесенского во диакона.

21 ноября 1913 г. на Божественной литургии в Александро-Не-вском соборе, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Ейский Иоанн рукоположил отца Николая во пресвитера19.

17 ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1040. Л. 19 об.

18 Вознесенский Н. Экскурсия учениц Дмитриевской церковно-приходской школы г. Екатеринодара в г. Новороссийск // Ставропольские епархиальные ведомости. 1911. № 31. Отд. неоф. С. 966-968.

19 Известия. Архиерейские служения // Ставропольские епархиальные ведомости. 1913. № 49-50. Отд. оф. С. 1336.

Проповедь за одним из важных для молодого священника богослужений произнес священник Иоанн Яковлев, будущий священномученик а 28 ноября 1921 г.).

Первым местом служения отца Николая стала белокаменная Георгиевская церковь станицы Варениковская Кубанской области. Станицу в основном населяли бывшие жители станицы Таманской, покинувшие ее после получения ею статуса города. Станица располагалась на левом берегу реки Кубани и имела паромное сообщение с Таманью и Екатери-нодаром. К приходу Георгиевской церкви было приписано 13 хуторов. Таким образом, население Варениковской вместе с приписными хуторами составляло более 6 000 человек.

После назначения в станицу отец Николай получил ряд естественных для того времени педагогических назначений. С 6 января 1914 г. он состоял в должности законоучителя Варениковского двухклассного училища Министерства народного просвещения. С августа 1915 по 24 июня 1916 г. священнослужитель состоял заведующим и законоучителем Варениковской церковно-приходской школы.

Указ Ставропольской духовной консистории от 9-23 октября 1915 года за № 36887 о назначении с 26 октября священника Николая Вознесенского на должность духовника 27 благочиния свидетельствует о его авторитете и нравственной безукоризненности.

Начавшаяся Первая мировая война обязывала священников к более широкой общественной деятельности, связанной в том числе с призывом на фронт. Так, с 29 августа 1914 г. отец Николай состоял председателем Варениковского попечительства по призванию воинских чинов, призванных по мобилизации20.

Накануне роковых событий 1917 г. в семье священника произошло радостное событие — 2 июня 1916 г. родился первенец, сын Константин. 13 октября 1917 г. в семье отца Николая родился второй сын, Борис, ставший практически ровесником революционных потрясений в России21.

Сведения о жизни и деятельности отца Николая после революции очень скудные. По воспоминаниям его внука Николая Константинови-

20 Послужной список священника Николая Ивановича Вознесенского из клировой ведомости Свято-Георгиевской церкви станицы Варениковской Таманского отдела Кубанской области за 1916 год // ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1040. Л. 19 об.

21 Метрическая книга Георгиевской церкви станицы Варениковской Кубанской области за 1917 год // АОАКР. Ф. Р-232. Оп. 1. Д. 120. Л. 58.

ча Вознесенского, священник продолжал свое служение в Вареников-ской до конца 1920-х годов. Причиной, по которой священник Николай Вознесенский покинул станицу, стало согласие на участие в диспуте, который проводили сотрудники Агитпропа. «Узнав о том, что предстоит диспут при большом скоплении народа со священником, <...> рабочие лекторы пытались угрозами принудить [отца] Николая <...> добровольно отказаться от диспута и самому признать себя побежденным»22. Священник «наотрез отказался это сделать, хоть и понимал серьезные последствия этого шага. Он видел в этом свою миссию. Так он выразил глубину своей веры и ответственность пастыря перед своим приходом»23. После того как лектор, испугавшись собственной неготовности к диспуту, отказался от мероприятия, отец Николай обратился к собравшемуся в храме народу, сообщив, «что был готов говорить с рабочими, убеждая их в истине веры во Христа, но они не пришли и причина их отсутствия не известна <. > Подоспевшие сотрудники местного ВЧК схватили [отца] Николая <...> и хотели арестовать его, но люди, присутствовавшие в церкви, не дали этого сделать, спасая своего пастыря от быстрой расправы, и сопроводили домой. Когда он вернулся домой, там его уже ждали сотрудники ВЧК с постановлением, и семья была <...> за 24 часа выслана из станицы Варениковская»24.

Покинув станицу Варениковскую, священник Николай Вознесенский, скорее всего, был назначен священником выстроенного на средства купца Ф. А. Николенко в 1899 г. Троицкого храма поселка Гулькевичи.

Выписка из «Протокола № 2 заседания избиркома при Гулькевич-ском сельсовете, Кропоткинского района, Армавирского округа» от 26 ноября 1929 г. свидетельствует о лишении отца Николая избирательных прав25. Мера, вынесенная в 1929 г., была подтверждена на заседании сельизбиркома Гулькевичского сельсовета Кропоткинского района Азо-во-Черноморского края 15 октября 1934 г.26

22 Биография священника Николая Вознесенского, составленная Н. К. Вознесенским // Архив Комиссии по канонизации святых Армавирской епархии. Л. 1-4.

23 Там же.

24 Там же.

25 Дело о лишении прав Вознесенского Николая Ивановича // ГАКК. Ф. Р-1836. Оп. 1. Д. 294. Л. 2.

26 Там же. Л. 1.

По воспоминаниям родственников, детей священника, «лишенца» пришлось отдать в интернат, сохранив им право на образование. Матушка Наталья Павловна уехала в Среднюю Азию, где преподавала русский язык.

В январе 1936 года в съемном доме в Краснодаре трагически погиб епископ Краснодарский и Кубанский Памфил (Лясковский). Официальной версией следствия повешенный епископ был назван «самоубийцей», что вызвало волнение среди верующих. на вакантное место Кубанского архипастыря был назначен архиепископ софроний (Арефьев). Владыка представлял собой аскетический тип русского архипастыря, ежедневно совершал Божественную литургию, пел и читал на клиросе. Ему удалось добиться поминовения Преосвященного Памфила как новопреставленного епископа. В конце 1936 г. начали инициироваться массовые аресты представителей духовенства, в том числе и обновленческого. 22 июня 1937 г. был арестован и сам архиепископ Софроний (Арефьев).

25 июня разделенную обстоятельствами семью Вознесенских посетила новая скорбь: органами НКВД СССР по СКК в городе Орджоникидзе по обвинению в принадлежности к «фашистской молодежной группе студентов горского сельскохозяйственного и Орджоникидзевского педагогического институтов» был арестован сын священника — Б. Н. Вознесенский27.

В сложившихся обстоятельствах отец Николай, по воспоминаниям близких, предпринял попытку перебраться из Гулькевичи в Ростов, но 12 октября 1937 г. был арестован прямо на железнодорожной станции28.

После ареста отец Николай был помещен в Гулькевичское КПЗ29, а по адресу ул. Восточная, 52, был проведен обыск, в результате которого у священника были изъяты документы и переписка30.

На момент ареста отца Николая в 1937 г., матушка Наталья Павловна была учителем в школе им. Сталина города Дербента, сын Константин учился в Сельскохозяйственном институте г. Тбилиси31.

27 Информационное письмо УФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания от 24.09.2018 за № 65/85/и/2734.

28 Биография священника Николая Вознесенского... // Архив Комиссии по канонизации святых Армавирской епархии. Л. 1-4; Архивное дело № П.39188 // Архив Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Д. П. 39188. Л. 13.

29 Там же. Л. 15 об.

30 Там же. Л. 14.

31 Там же. Л. 15 об.

В своих показания священник намеренно изменил даты рождения сыновей — по мнению близких, желая спасти их от возможных преследований.

17 ноября 1937 г. на допросе пастырь не признал обвинения в ведении контрреволюционной агитации. Отец Николай допускал тот факт, что говорил с одним из доносчиков «о церковной работе, но <...> к/р (контрреволюционную. — и. а.) агитацию против сов. власти не вел»32.

Следователь спрашивал у отца Николая, признает ли он, «что <.> в 1935 году на квартире одного из свидетелей "в разговоре с неизвестным <...> человеком вел к/р фашистско-пораженческую агитацию?''»33. Арестованный отвечал, что такого случая не помнит.

На вопрос, признает ли священник себя виновным в написании контрреволюционного письма своему сыну — Борису Константиновичу, отец Николай ответил: «.да, признаю себя виновным полностью в том, что я действительно писал письмо контрреволюционного содержания к моему сыну, которое имел попытку отправить нелегальным путем. Причем признаюсь в том, что в моем письме к моему сыну я клеветал на мероприятия партии и советской власти в вопросе о выборах в Верховный Совет СССР, а также клеветал на мероприятия Советской власти в вопросе борьбы с контрреволюционным элементом»34.

Признательное показание священника Николая Вознесенского необходимо подвергнуть сомнению, поскольку само письмо, как доказывающее вину улика, к делу приобщено не было. Отсутствует данное письмо и в уголовном деле Б. Н. Вознесенского35.

В обвинительном заключении было «установлено», что священник Николай Иванович Вознесенский: «1. В 1935 году вел к/р фа-шистско-пораженческую агитацию направленную в пользу фашизма. 2. В 1937 году вел к/революционную агитацию в неизбежной смены Советской власти другой, а также клеветал на сов. власть в вопросе ее прочности и устойчивости. 3. В 1937 году в письмах возводил к/р клевету на мероприятия партии и сов. власти в вопросе о выборах

32 Архив Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Д. П. 39188. Л. 17.

33 Там же.

34 Там же. Л. 17-17 об.

35 Информационное письмо Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания от 24.09.2018 за №65/85/и/2734.

в Верховный Совет СССР, а также клеветал на мероприятия Партии и правительства в вопросе борьбы Советской Власти с контрреволюционными элементами»36. И хотя отец Николай «виновным себя признал частично», по мнению обвинения, он «достаточно уличается свидетелями»37.

20 ноября 1937 г. «тройкой» НКВД священник Николай Вознесенский был приговорен к расстрелу38.

Изучение древних мученических актов позволяет определить, что основой мученического подвига, его сердцевиной является исповедание Христа Спасителя, как Бога, как закона человеческой жизни. Святых Иустина, Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана к отречению от Христа принуждал эпарх Рустик, говоря: «.если вы не послушаетесь, то безжалостно будете мучены». Мученики отвечали: «Делай, что хочешь; мы — христиане, и не принесем жертв идолам». Приговор эпарха был предсказуем: «Тех, которые не захотели принести жертвы богам, и покориться повелению самодержца, по бичевании, отвесть, чтобы по силе законов отрубить им головы». «Святые мученики, прославляя Бога, быв отведены на обыкновенное место, усечены были в главы, и кончили свое мученичество в исповедании Спасителя»39.

Для мучеников 1937-1938 гг. вопросы следователей НКВД и многочисленные приговоры были иного содержания. Заключенные под стражу, терпящие физическое и психологическое давление на допросах, приговоренные к высшей мере наказания — расстрелу, они порой не имели свободы выбора между жизнью вне Бога и смертью ради воскресения. На каком же этапе своей жизни они соглашались умереть ради Христа? По нашему глубокому убеждению, сама христианская жизнь, опыт служения Церкви в безбожное время — это ежесекундное исповедание Христа. Для священнослужителей, всю свою жизнь посвятивших служению у престола, сам факт преданности своей присяге в эпоху гонений является свидетельством радости богообщения.

36 Архив Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Д. П. 39188. Л. 18.

37 Там же.

38 Там же. Л. 20.

39 Мученичество святых Иустина, Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана, пострадавших в Риме // Христианское чтение. 1841. Ч. II. С. 465-471.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 декабря 1937 г. в городе Краснодаре смертный приговор в отношении священника Николая Ивановича Вознесенского был приведен в исполнение40.

Сын священника Константин Николаевич, «узнав, что его отец задержан, приехал в Краснодар из Тбилиси, где в это момент учился в институте, пытался навести справки, но ему посоветовали уезжать поскорее из Краснодара»41.

10 апреля 1989 г. священник попал под действие ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» и был реабилитирован42.

Младший сын отца Николая Борис «был приговорен к 10 годам лишения свободы, вернулся домой тяжело больным уже в 1947 г. и поселился в гор. Сухуми, где в то время обосновалась его мать Наталья Павловна»43. После освобождения он работал экономистом на сухумской галантерейной фабрике. Через несколько лет после приезда в г. Сухуми Борис Николаевич женился и жил с семьей — женой и дочерью Мариной.

1 сентября 1959 г. Президиум Верховного суда СО АССР постановил: «Постановление бывшей тройки НКВД Северо-Осетинской АССР от 7 декабря 1937 г. отменить и дело в отношении Вознесенского Бориса Николаевича производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления»44.

Наталья Павловна пережила супруга почти на 40 лет и скончалась 20 января 1977 г. в городе Сухуми в возрасте 85 лет45. В этом же году, после продолжительной бронхоэктатической болезни, скончался и Борис Николаевич Вознесенский.

40 Мученичество святых Иустина, Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана, пострадавших в Риме.

41 Биография священника Николая Вознесенского. Л. 1-4.

42 Архивное дело № П.39188. Л. 21.

43 Биография священника Николая Вознесенского. Л. 1-4.

44 Информационное письмо Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания от 24.09.2018 за №65/85/и/2734.

45 Копия свидетельства о смерти Н. П. Архангельской // Личный архив семьи Вознесенских.

Константин Николаевич Вознесенский, женившись на Елене Ивановне Фетисенко, всю свою жизнь работал агрономом. Скончался младший сын отца Николая 29 ноября 2003 г.

В настоящее время память о расстрелянном священнике хранят внуки и правнуки отца Николая.

Дети Константина Николаевича — Николай и Ирина были крещены во младенчестве и воспитывались бабушкой со стороны матери Елены Ивановны, женщиной глубоко верующей и богобоязненной. Николай Константинович в 1972 г. закончил медицинский институт в г. Душанбе, длительное время работал врачом-терапевтом, кардиологом. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию в г. Москве, в 1995 г. там же состоялась защита докторской диссертации. В 1996 г. Николаю Константиновичу было присвоено звание профессора. 25 лет внук отца Николая (с 1991 г.) заведовал кафедрой терапии в медицинском университете, в том числе 20 лет в г. Кирове (Вятка) и 5 лет в г. Обнинске в Институте атомной энергетики ИАТЭ НИЯУ МИФИ. В настоящее время Николай Константинович — профессор кафедры терапии в Пермском государственном медицинском университете. Проживая в Кирове, Николай Константинович с супругой были постоянными прихожанами собора прп. Серафима Саровского. В настоящее время семья посещает Свято-Троицкий кафедральный собор города Перми (Слудская церковь), также Николай Константинович любит молиться в Белогорском Свято-Николаевском православно-миссионерском мужском монастыре. В семье Николая Константиновича две дочери, обе работают хирургами: старшая, Нина Николаевна, в г. Москве, младшая, Екатерина Николаевна, в г. Евпатории.

Ирина Константиновна Чернышева (Вознесенская) долгое время работала инженером, сейчас находится на пенсии.

Для своих потомков отец Николай являет образ мученика, человека, преданного своему призванию, христианина глубоких веры и долга. В г. Гулькевичи память об отце Николае утеряна, приход, как и многие ему подобные, пережил сложный период своей истории.

Вскоре после ареста и расстрела отца Николая Троицкий храм в г. Гулькевичи был закрыт, в конце 1938 г. став зернохранилищем. В 1940 г. храм был приспособлен под клуб. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны в храме разместился штаб истребительного батальона. Во время оккупации г. Гулькевичи немецко-фашистскими

захватчиками, «в целях сохранения здания от разрушения, верующие взяли его под свою опеку, а в 1943 г. после изгнания немецких захватчиков, с согласия местной власти, начали совершать в этом здании богослужения»46.

По договору от 14 ноября 1944 г. между религиозной общиной и Гулькевичским исполкомом верующие приняли церковь и богослужебные предметы в бессрочное пользование, но менее чем через 10 лет, в 1952 г., в результате давления со стороны Гулькевического райисполкома, община была вынуждена передать здание храма «для проведения соц. культурных мероприятий»47.

В последующие годы в церкви размещались спортивный зал средней школы № 5, дом пионеров, филиал Краснодарского художественного комбината и склад школьного имущества. В результате такой варварской эксплуатации здание обветшало и было в конце 1980-х годов взорвано саперами из станицы Кавказской.

Список литературы

1. Архив Комиссии по канонизации святых Армавирской епархии.

2. Архив Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Д. П. 39188.

3. Архивный отдел Администрации муниципального образования Крымский район (АОАКР). Ф. Р.-232. Оп. 1. Д. 120.

4. Вознесенский Н. Экскурсия учениц Дмитриевской церковно-приходской школы г. Екатеринодара в г. Новороссийск // Ставропольские епархиальные ведомости. 1911. № 31. Отд. неоф. С. 966-968.

5. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 454. Оп. 1. Д. 5905; Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 234; Ф. Р-1836. Оп. 1. Д. 294.

6. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 39. Оп. 1. Д. 593, 328; Ф. 291. Оп. 1. Д. 38; Оп. 15. Д. 40.

7. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 74. Д. 1040.

8. Известия. Архиерейские служения // Ставропольские епархиальные ведомости. 1913. № 49-50. Отд. оф. С. 1335-1336.

46 Рапорт атамана Лабинского отдела Кубанской области о купце Ф. А. Николенко // ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 5905. Л. 10; Документы об образовании и деятельности Свято-Троицкого молитвенного дома с. Гулькевичи за 1954-1982 гг. // ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 234. Л. 40-76.

47 Там же.

9. Информационное письмо УФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания от 24.09.2018 за № 65/85/и/2734.

10. Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Новгород: Новгородское отделение Российской ассоциации жертв политических репрессий, 1994. Т. 3.

11. Копия свидетельства о смерти Натальи Павловны Архангельской // Личный архив семьи Вознесенских.

12. Мученичество святых Иустина, Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана, пострадавших в Риме // Христианское чтение. 1841. Ч. II. С. 465-471.

Hieromonk Antony (Anatoly V. Malinsky)

A GULKEVICHI PASTOR (TO THE BIOGRAPHY OF PRIEST NIKOLAY VOZNESENSKY)

Abstract. The article deals with one of the numerous tragic episodes in the history of Russian Orthodox Church in 20th century — death of Nikolay Ivanovich Voznesensky (1882-1937), priest from the city of Gulkevichi (Krasnodar Territory), who originated from a priest family of Pskov region. His life became an example of the difficult trials the Russian Orthodox Church went through in the post-revolutionary period. The author monitors the priest's career stages, administrative and pedagogical appointments, and rewards. During First World War Nikolay Voznesensky took part in social activities related to people's mobilization to the front. As a representative of the clergy he had problems with Soviet government in the late 1920s — the priest was deprived of voting rights, while his family members were forced to live separately from each other. In 1937 Fr. Nikolay was arrested. In attempt to protect his son who was also accused of collaboration with fascist organization, the priest was bound to partly accept the accusations and evidences against himself. His fate was decided within a month. He was accused of "counter-revolutionary agitation and activity against Soviet government" and then executed by shooting. His son was sentenced to 10 years of imprisonment. When studying the priest's biography the author used documents from the State Archives of Pskov, Stavropol and Krasnodar Regions, as well as publications of the Stavropol Diocesan Gazette. Materials from the family archive of Voznesensky's descendants (who cherish memory of their tragically lost ancestor) have been an important contribution to the current study. The final part of the article contains some facts on the fate of Gulkevichi church and descendants of the priest. In the city of Gulkevichi, the memory of Father Nicholas and his tragic death is now lost. This article is intended to restore justice and compensate for the memory losses.

Keywords: Krasnodar diocese, martyrdom, priest Nikolay Voznesensky, Gulkevichi, stalins repressions.

Citation. Antony (Malinsky), Hieromonk. Gul'kevichskii pastyr' (k biografii sviashchennika Nikolaia Voznesenskogo) [A Gulkevichi Pastor (To the Biography of Priest Nikolay Vozne-

sensky)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological seminary, 2020, no. 1 (29), pp. 224-239. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10112

About the author. Antony (Malinsky Anatoly Valerievich), Hieromonk — cleric of the Armavir diocese, member of the Journalists' Union of Russia (Russia, Armavir). E-mail: priest-anatoly@mail.ru

submitted on 27 February, 2019 Accepted on 03 August, 2019

References

1. Izvestiia. Arkhiereiskie sluzheniia [News. Bishops' Services]. stavropolskie eparkhial'nye vedomosti — stavropol Diocesan Gazette, 1913, no. 49-50, pp. 1335-1336.

2. Knigapamiati zhertvpoliticheskikh repressii Novgorodskoi oblasti [Memory Book of the Victims of Political Repression in Novgorod Region]. Novgorod, 1994, vol. 3.

3. Muchenichestvo sviatykh Iustina, Kharitona, Kharita, Evelpista, Ieraksa, Peona i Liveriana, postradavshikh v Rime [The Martyrdom of Saints Justin, Chariton, Charito, Euelpistus, Hi-erax, Peonus and Liverian Injured in Rome]. Khristianskoe chtenie — Christian Reading, 1841, vol. II, pp. 465-471.

4. Voznesenskii N. Ekskursiia uchenits Dmitrievskoi tserkovno-prikhodskoi shkoly g. Ekat-erinodara v g. Novorossiisk [Excursion of Schoolgirls of the Dmitrievsky Church-parish School from the City of Yekaterinodar to the City of Novorossiysk]. stavropolskie eparkhial'nye vedomosti — stavropol Diocesan Gazette, 1911, no. 31, pp. 966-968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.