Научная статья на тему 'Жизненный путь профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова'

Жизненный путь профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / УЧЕБА / НАУЧНАЯ РАБОТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАГРАНИЧНАЯ КОМАНДИРОВКА / РАБОТА В СССР / ЭМИГРАЦИЯ / ВОЙНА / ТВОРЧЕСТВО / ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П. В.

Статья посвящена историческому осмыслению жизненного пути профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова, который включает в себя этапы его личной биографии. Рассмотрены архивные данные о семье, полученном духовном образовании, студенческой, преподавательской и научной деятельности. Автор в обзоре событий его жизни показывает, что в ней имеет место и заграничная командировка, и работа в университетах России, и деятельность в Академии Художественных Наук и научных институтах СССР. Он обращает внимание на работу И.П. Четверикова в эмиграции после Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненный путь профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова»

Жизненный путь профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова

Сизинцев П.В.

Статья посвящена историческому осмыслению жизненного пути профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова, который включает в себя этапы его личной биографии. Рассмотрены архивные данные о семье, полученном духовном образовании, студенческой, преподавательской и научной деятельности. Автор в обзоре событий его жизни показывает, что в ней имеет место и заграничная командировка, и работа в университетах России, и деятельность в Академии Художественных Наук и научных институтах СССР. Он обращает внимание на работу И.П. Четверикова в эмиграции после Второй мировой войны. Ключевые слова: Семья, учеба, научная работа, преподавательская деятельность, заграничная командировка, работа в СССР, эмиграция, война, творчество, теологические труды.

Sizintsev P.V.

Life path of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov

The article is devoted to the historical understanding of the life path of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov, which includes the stages of his personal biography. Archival data on the family, received spiritual education, student, teaching and research activities are considered. The author in the review of events of his life shows that in it there is a foreign business trip, and work in universities of Russia and activity in Academy of Art Sciences and scientific institutes of the USSR. He draws attention to the work of I. p. Chetverikov in emigration after the Second World War.

Keywords: Family, study, scientific work, teaching, business trip abroad, work in the USSR, emigration, war, creativity, theological works.

И.П. Четвериков родился в Российской империи, в г. Тула [РГАЛИ, 941, 1-2]. Статус его семьи конторского служащего Тульского Оружейного Завода [РГАЛИ, 941, 2] подтвержден анкетой «Следственного дела ОГПУ по обвинению Четверикова Ивана Пименовича», где написано: «сын служащего, конторщика» [Центральный Архив, 127]. Есть документ, что он «сын служащего, среднее образование получил в Тульской духовной семинарии, по окончании которой в 1895 г. поступил в Киевскую Академию» [Магистерский, 1905, 5, 159]. Архивные данные Канцелярии Святейшего Всероссийского Синода (далее - Святейшего Синода) содержат Формулярный список о службе в Киевской Духовной Академии, статского советника И.П. Четверикова. Он составлен на 01.07.1916 г. и содержит важные сведения, одно из которых меняет представления о годе рождения И.П. Четверикова, указывая, что он родился «06 января 1875 года» [РГИА, 15]. Ибо во всех на момент исследования фигурирующих биографиях и анкетах указан год рождения 1879 г., 1880 г. и даже 1869 г. [Профессора, 2000, 123]. Но это не подтверждено архивными документами. Поэтому, подтвержденным годом рождения является 1875 г. Кроме того, духовную семинарию он окончил в 1895 г., а духовную академию - в 1899 г. Учитывая, что курс обучения в духовных семинариях царской России составлял шесть лет, очевидно, что для того, чтобы окончить семинарию в 1895 г. И.П. Четверикову следовало поступить в нее в 1889 г., т.е. в 14 лет, что и соответствовало требуемому возрасту принимаемых. В Тульскую Духовную Семинарию, возраст поступающих в 1 класс семинарии был регламентирован Определением Святейшего Синода, напечатанного в № 15 журнала «Церковный Вестник» за 1885 г. Согласно Определению, «возраст всех поступающих в 1 класс духовной семинарии» по России «дол-

жен быть не моложе 14 и не старше 18 лет» [Тульские, 1890, 9, 196]. В списке учеников Тульской духовной семинарии, об окончании 1893/ 4 учебного года, указано, что Иван Четвериков переведен в 6 класс семинарии первым в списке по 1 разряду [Тульские, 1894, 12, 275]. Затем с отличием оканчивает ее в 1895 г. в возрасте 20 лет, поступая тут же в Киевскую Духовную Академию. Это подтверждено в журнале «Тульские епархиальные ведомости (август 1895)», где среди разрядных списков выпускников Тульской Духовной Семинарии по VI классу 1 отделения указано: «Окончили курс по первому разряду: Иван Четвериков (назначен к отправлению на казенный счет в Киевскую духовную академию)» [Тульские, 1895, 15, 175]. Затем И.П. Четвериков «со званием студента поступил в том же году в число студентов Императорской Киевской духовной академии». И «обучался по исторической группе наук с 1895 по 1899 г.» [РГА-ЛИ, 941, 1].

Киевскую Духовную Академию он окончил в 1899 г. со степенью кандидата богословия в возрасте 24 лет и «правом получить степень магистра богословия без нового устного испытания по переработке» [Выпускники, www]. Затем, согласно прошению от 21.08.1899 г. И.П. Четвериков был распределен «учителем Екате-ринодарского епархиального училища», [Магистерский, 1905, 5, 159] русского и церковнославянского языков. Далее приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, он получил определение от 09 декабря 1899 г. в Калужскую Духовную Семинарию на преподавателя логики, психологии, краткой истории философии и дидактики. Также, в Синодальном списке отражено, что с 16.04.1900 г. ему «поручено преподавание математики в 1 классе» [РГИА, 16], а через полтора года и преподавание немецкого языка.

В августе 1903 г. И.П. Четвериковым в Совет Киевской Духовной Академии «было представлено сочинение «О Боге, как личном существе» [Четвериков, 1903]. А 10 февраля 1905 г. оно было признано удовлетворительным для искомой им степени магистра богословия с датой защиты 17 марта 1905 г. Он написал вступительное слово, которое было опубликовано в виде статьи «Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности» [Четвериков, 1905]. Бог рассматривался им как личное Существо,

которое обладает личностными свойствами самосознания и свободы, творчества и красоты, блага и любви. Защита магистерской диссертации была проведена в марте 1905 г. И.П. Четвериков произнес речь, где указал, что мировоззрение человека «должно иметь нравственную ценность», показал «несостоятельность эмпирических, идеалистических и критических направлений, которая убеждает в необходимости логического обоснования теизма». По его мнению, именно учение русских духовно-академических школ о Боге как личном Существе, логично и обосновано в отличие от противоречий западных систем. Он показал, что понятие «личность» как свойство абсолютного бытия, присуще Божественным Лицам и имеет нравственную ценность. Личность также существует в ограниченной форме бытия и у человека. При этом, свойства бытия личности: субъектность, причинность, целесообразность, свобода, самосознание, святость, творчество, благо и любовь присущи по аналогии и человеку. Таким образом, у И.П. Четверикова понятие «личность» находится с самого начала его деятельности в центре научных интересов.

Преподавательское служение И.П. Четверикова было отмечено разными наградами. Он был удостоен звания доцента (с 28 июля 1905 г.), статского советника (с 21 августа 1911 г.), а также был кавалером трех орденов Российской Империи. В формуляре отмечено, что за отлично-усердную службу он получил ордена Святой Анны 3 степени (06 мая 1912 г.), Святого Станислава 3 степени (06 мая 1907 г.) [РГИА, 17] и 2 степени (06 мая 1916 г.). Он был награжден медалью «В память 300-летия Дома Романовых на основании Высочайшего повеления от 21 февраля 1913 г.» [РГИА, 18].

В 1906 г. И.П. Четвериков был направлен по решению Совета Киевской Духовной Академии [Извлечение, 1906, 10, 362] в научную командировку. Это была стажировка в психологической школе В. Вундта (1906-1908) [РГИА, 16]. И.П. Четвериков разработал курсы по истории психологии и по общей психологии, рукопись которых хранится в Московской Духовной Академии.

За научные достижения он был избран Советом Академии экстраординарным профессором по кафедре психологии «большинством в 12 из 17 голосов» (70,6 %) в августе 1910 г.

[Извлечение, 1911, 11, 610]. С 1916 г. И.П. Четвериков также работал в Юрьевском Университете на историко-филологическом факультете [Историко, 1916, 1]. Он читал лекции по эстетике, вел занятия по психологии [Историко, 1916, 7] и лекционные курсы [Историко, 1917, 5]. Летом 1918 г. он был избран профессором философии Киевского Университета им. Св. Владимира, а в октябре направлен в новый филиал Университета «в Крыму» [РГАЛИ, 941, 3]. Филиал в 1919 г. был преобразован в Таврический Университет, где в должности профессора философии он работал до декабря 1920 г. Зимой 1921 г. И.П. Четвериков приезжает из Симферополя в Москву, где и начинает преподавание. С 1922 г. он преподавал психологию в Москве в Институте Слова и Институте Детской Дефектологии [квартира, www] был «заместителем председателя в одной из комиссий Государственного Ученого Совета» [РГАЛИ, 941, 3]. В анкете он отмечал, что «присутствовал на всех съездах России по экспериментальной психологии и педагогике» [РГАЛИ, 941, 6]. Состав его семьи подтвержден Канцелярией РАХН от 15.11.1924 г. № 2799, в том, что он имеет дочь Наталию 4 лет, сына Николая 2 лет и жену Аделаиду [РГАЛИ, 941, 12].

В период работы в Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН) И.П. Четвериков был избран Действительным членом Академии. С 1922 г. профессор работал в Ярославском университете, в Ярославском педагогическом институте (ЯГПИ). Его уволили из ГАХН (1930), ЯГПИ (1930) [Ермаков, 2001, 136] из сектора ЦАНИИ (1932-1933), с должности профессора психотехники. Затем его незаконно арестовали и осудили в феврале-марте 1933 г. отправив в ссылку в период с марта 1933 по март 1936 гг. Приезжая «к семье в Москву», он жил, «скрываясь, работая для философских организаций» [Вернадский, 2010, 251]. В период оккупации места его ссылки - г. Малоярославца в 1941 г. он содействовал открытию Собора Пресвятой Богородицы, а затем эвакуировался. В 1956 г. И.П. Четвериков был оправдан в деле о ссылке 1933 г. по надзорному производству № 02/ДСП-7976-56 г. Согласно определению Коллегии Верховного Суда СССР от 15.12.1956 г. был рассмотрен и удовлетворен протест Генерального Прокурора СССР на Постановление ОСО при Коллегии ОГПУ от 27.04.1933 г., ибо

его действия «не содержат в себе состава преступления» [Центральный Архив].

В 1945-1946 г. он как «православный профессор проживал в Вендлигенской общине» [Корнилов, 2013, 69], а «после войны находился в лагере перемещенных лиц под Штутгартом» [история, www], где получил статус «беженца» и право на жительство в Германии. В 1953-1955 гг. И.П. Четвериков был избран профессором кафедры догматического богословия в Свято-Сергиевском Парижском Православном Богословском Институте [Сухова, 2014, 222]. В 1946-1955 гг. были изданы его многочисленные брошюры и книги в Германии и Франции. Он «читал лекции о православии в городах Германии» [Четвериков, www] и был «похоронен» [история, www] в возрасте 94 лет в Штутгарте (ФРГ) в 1969 г. Исходя из вышеизложенных сведений, подавляющая часть которых имеет уникальный архивный характер и впервые вводится в научное пространство церковной истории и истории православного теизма и умозрительной психологии, правомерно сделать краткие выводы.

И. П. Четверикову выпала долгая жизнь, в процессе которой он пережил и социальные перемены судьбы своей родины, и личную семейную трагедию. При этом он всегда оставался глубоко православным человеком, доказывая свое глубокое православное мировоззрение и научной деятельностью, и преподавательской работой, и богословско-философскими трудами, первый из которых вышел в 1903 г. в Российской Империи («Учение о Боге, как личном Существе»), а последний - в 1955 году в Париже («Православная Церковь» на французском языке [Четвериков, www]) в Свято-Сергиевском Парижском Православном Богословском Институте. На протяжении десятков лет он был профессором философии и психологии крупнейших богословских и научных институтов своего времени: Киевской Духовной Академии, Юрьевского университета, Киевского Университета им. Св. Владимира, Таврического университета (Симферополь), Государственной Академии Художественных Наук России, Ярославского университета, ЦАНИИ, Свято-Сергиевского Парижского Православного Богословского Института, где преподавал догматическое богословие.

В числе его близких знакомых была вся дореволюционная профессура богословия и фи-

лософии Киевской Духовной академии и Киевского университета, включая П.И. Линицкого и П.И. Кудрявцева, В.В. Зеньковского и В.И. Экземплярского и т.д. Он был одним из руководителей и основателей Киевского религиозно-философского общества и учеником основателей германской школы мировой экспериментальной психологии В. Вундта и Г. Мюллера, работая вместе с Э. Гуссерлем в Геттингенском университете. Кроме того, он лично знал и вел переписку с таким выдающимся философом, как Л.И. Шестов, публично дискутировал в Крыму о религиозном творчестве В.В. Розанова с известным священником-философом С.Н. Булгаковым, тесно общался с впоследствии всемирно известным церковным историком Г.В. Вернадским и имел регулярную переписку с его отцом - академиком АН СССР В.И. Вернадским. В ГАХН он работал с русским философом Г.Г. Шпетом, имея в подчиненных, работавшего в его секторе русского философа А.Ф. Лосева. Политические репрессии 1930-х годов в СССР не обошли его стороной, обернувшись незаконным арестом и 3-х летней ссылкой по беспочвенным обвинениям, дав ему статус политического «лишенца», не имеющего права работать по специальности и жить вместе со своей семьей.

Именно эти несправедливые и незаконные события на волне антирелигиозных репрессий делу в СССР, стали главной причиной его вынужденной эмиграции и последующей жизни в Европе. Его богословско-философское наследие, как и взгляды религиозной психологии, касающиеся оригинального учения И.П. Четверикова о личности, имеет высокую степень новизны. В целом И.П. Четвериков был очень крупным ученым России и СССР, работавшим на стыке совершенно разноплановых научно-богословских и экспериментальных дисциплин, сформировавшихся к началу ХХ века (философия христианского теизма, умозрительная психология, экспериментальная психология), деятельность в которых позволила ему создать оригинальную богословско-философскую и персоналистическую систему представлений о понятиях «личность», «абсолютная личность» и «человеческая личность». Эта система его взглядов, сведенная в обобщенном виде в совокупность понятий, взаимосвязей, представлений, соотношений и закономерностей является уникальным учением И.П. Четверикова о личности,

в понятии «той целостности, которая характеризует личность как единство множественности переживаний человека» [Четвериков, 1949, 2, 8].

Литература

1. РГАЛИ. Фонд 941. Опись 10. Дело 685. -Личное дело Четверикова Ивана Пименовича.

2. Центральный Архив ФСБ РФ. - Дело Р-27416. Дело Четверикова Ивана Пименовича.

3. РГИА. Фонд Канцелярия Синода. Формулярные и послужные списки. - И.П. Четвериков. Фонд 796. Опись 441. Дело 346.

4. Извлечения из журналов Совета КДА за 1909 - 1910 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 9. - С. 329-345.

5. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Типография Н.А. Гирит, 1903. -347 с.

6. Четвериков И.П., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности // Труды Киевской Духовной Академии. № 5. 1905. - С. 147-158.

7. Четвериков И.П., Церковь (окончание). // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен, 1949. № 2. - С. 8-17.

8. Четвериков Иван, Из лекций по общей психологии. - Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 т. // т. 2. - М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.

9. Вернадский В.И., Дневники. 1941-1943. - М.: РОССПЭН, 2010. - 570 с.

10. Ермаков А.М., Разгром преподавательских кадров Ярославского пединститута в начале 30-х гг. и его последствия. // «Ярославский Педагогический вестник» 2001. № 3-4. - С. 135143.

11. Извлечение из журналов Совета КДА за 1905-1906 учебный год. // Труды Киевской Духовной Академии. 1906. № 10. - С. 359-362.

12. Извлечение из журналов Совета Киевской Духовной Академии за 1910-1911 учебный год. // Труды Киевской Духовной Академии. 1911. № 1. - С. 610-612.

13. Историко-филологический факультет. / / Ученые записки императорского Юрьевского Университета. 1916. № 1.

14. Историко-филологический факультет. / / Ученые записки императорского Юрьевского Университета. 1916. № 7.

15. Историко-филологический факультет. / / Ученые записки императорского Юрьевского Университета. 1917. № 5.

16. Корнилов А.А., Вестник ПСТГУ. 2013. Выпуск 3 (52). // Деятельность Вендлингенской общины православных беженцев в послевоенной Германии. - С. 62-77.

17. Магистерский коллоквиум. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 159173.

18. Профессора Таврического Национального Университета (1918-2000). - Киев: Либид, 2000. - 152 с.

19. Сухова Н.Ю., «Мы знаем действительно знаменитого литургиста...» // Вестник ЕДС. 2014. Выпуск 1 (7). - С. 215-242.

20. Тульские епархиальные ведомости. № 9. Май. 1890.

21. Тульские епархиальные ведомости. № 12. Июнь. 1894.

22. Тульские епархиальные ведомости. № 15. Август. 1895.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.