Научная статья на тему 'Историкоархивное исследование биографии религиозного философа И. П. Четверикова'

Историкоархивное исследование биографии религиозного философа И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУЛА / ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ИВАН ЧЕТВЕРИКОВ / КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / АНКЕТЫ / РАХН / БИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизинцев Павел Васильевич

В данной статье рассмотрены проблемы толкования биографических данных (место и дата рождения, учебное заведение, работа). Автором проанализированы характерные особенности анкетных документов, степень их достоверности в корреляции с различными независимыми источниками. Им использован метод исторического анализа для анкет учреждений. Цель статьи исследовать основные периоды начала биографии теолога, религиозного философа, профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Предмет статьи описание моментов жизни, учебы, трудовой деятельности, отраженных в архивных материалах и мемуарных свидетельствах, публицистических работах и обзорных статьях. Тема статьи дать представление о реальных и подтвержденных документально этапах биографии известного ученого. Методология исследования базируется на системнофилософском подходе с использованием архивноисторических методов выявления информации. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как подробных аналитических исследований теологического, философского и психологического наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историкоархивное исследование биографии религиозного философа И. П. Четверикова»

Историко-архивное исследование биографии религиозного философа И.П. Четверикова.

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

В данной статье рассмотрены проблемы толкования биографических данных (место и дата рождения, учебное заведение, работа). Автором проанализированы характерные особенности анкетных документов, степень их достоверности в корреляции с различными независимыми источниками. Им использован метод исторического анализа для анкет учреждений.

Цель статьи - исследовать основные периоды начала биографии теолога, религиозного философа, профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Предмет статьи - описание моментов жизни, учебы, трудовой деятельности, отраженных в архивных материалах и мемуарных свидетельствах, публицистических работах и обзорных статьях. Тема статьи - дать представление о реальных и подтвержденных документально этапах биографии известного ученого. Методология исследования базируется на системно-философском подходе с использованием архивно-исторических методов выявления информации. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как подробных аналитических исследований теологического, философского и психологического наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось. Ключевые слова: Тула, Тульская духовная семинария, Иван Четвериков, Киевская духовная академия, анкеты, РАХН, биография.

Данная статья посвящена исследованию основных периодов начала биографии теолога, религиозного философа, профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Русский богослов, религиозный философ и психолог России Иван Пименович Четвериков родился в Российской империи, Тульской губернии в г. Тула1.

Что касается социального статуса его семьи, то существуют две версии, первая из которых не подтверждена никакими документами, кроме мнения в Интернете украинских публицистов, а вторая находит свое подтверждение в данных, записанных лично в анкетах рукой И.П. Четверикова.

Согласно первой версии, опубликованной в украинских источниках информации, Иван Пименович родился в семье священника [1ван, www].

Согласно второй, документированной версии, Иван Пименович родился в семье конторского служащего Тульского Оружейного Завода2.

Информация этой версии также полностью подтверждается данными личной анкеты «Следственного дела ОГПУ по обвинению Четверикова Ивана Пименовича и других» (1933), где лично И.П. Четвериковым написано в графе «социальное происхождение» -«сын служащего, конторщика»3.

Имеется и третье документированное свидетельство от 17 марта 1905 г., по итогам которого, преподавателю Калужской духовной семинарии И.П. Четверикову была присвоена ученая степень магистра богословия. В нем свидетельствуется, что он сын служащего, среднее образование, получил в Тульской духовной семинарии, по окончании которой в 1895 г. он поступил в Киевскую Академию [Магистерский..., 1905, 159].

По поводу начального духовного образования И.П. Четверикова также имеются несколько версий по архивным данным, в которых выявлены некоторые противоречия, основанные, однако, не только на частных публицистических и ничем не подтвержденных мнениях, но на реальных и конкретных исторических документах. Архивные данные Канцелярии Святейшего Всероссийского Синода Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви содержат Формулярный список о службе доцента Императорской Киевской Духовной Академии, статского советника Ивана Пименовича Четверикова. Его последний экземпляр, составленный на 01 июля 1916 г. (также как и все предыдущие), содержит сведения, одно из которых кардинально меняет представления о возрасте статского советника, магистра богословия, Ивана Пименовича Четверикова, доцента по кафедре психологии, указывая, что он родился «06 января 1875 года»4.

Важность открытия подобного факта несомненна. Ибо во всех на момент написания статьи фигурирующих в научном обороте документах, биографиях, анкетах после 1922 г., в том числе и касающихся заграничной деятельности И.П. Четверикова (19421969) и он сам и авторы биографы его кратких биографий, указывают год рождения его только как 1879 или 1880 г.

О

ю

5

*

со

2 е

6

сч

СП £

Б

а

2 о

Единственным исключением является малоинформативная заметка о нем как о профессоре в украинской книге «Профессора Таврического Национального Университета (1918-2000)», где без всяких доказательств стоят даты его жизни: 18691951 [Багров, 2000, 123].

Но это может быть расценено только как либо опечатка, либо недобросовестные сведения, тем более, что указанная дата его кончины - 1951 г. - также совершенно неверна.

После 1951 г. Иван Пименович прожил еще 18 лет [Иван, www], [Нивьер, 2007, 539], [Зернов, 1973, 139] и даже выпустил в 1955 г. богословскую монографию «Юродство, как подвиг и общий путь в христи-анстве»5.

Таким образом, годом рождения русского богослова, психолога и религиозного философа с максимально высокой долей достоверности следуетсчитать 1875 год. Это также подтверждается и тем, что духовную семинарию он окончил в 1895 г., а духовную академию -в 1899 г. Учитывая, что курс обучения в духовных семинариях царской России составлял шесть лет, несложно посчитать, что для того, чтобы окончить семинарию в 1895 г. следовало поступить в нее в 1889 г.

Однако тогда выходило бы, что Иван Четвериков, родившись в 1880 г. должен был поступить в семинарию в 9 лет. Это совершенно невозможно было сделать по существующим тогда правилам приема в духовные учебные заведения. Ибо в семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий, как уже обучавшиеся в других учебных заведениях, так и получившие домашнее образование, но для поступления в 1-й класс установлен был возраст от 14 до 18 лет. Это подтверждается требованиями по приему в Тульское духовное училище и в Тульскую духовную семинарию, регулярно публиковавшимися в церковном журнале «Тульские епархиальные ведо-

мости» в конце XIX века. В частности, это указано в разделе «Объявления» журнала «Тульские епархиальные ведомости» в подразделе «От правления тульского духовного училища» № 10 от 15 мая 1892 г.

В соответствии с требованиями Тульского духовного училища, в 1 класс принимаются дети в возрасте от 10 до 12 лет. Во 2 класс принимаются дети от 11 до 13 лет, в 3 класс - от 12 до 14 лет [Объявления..., 1892, 22]. Существовали и приготовительные классы, в которые принимались дети от 9 до 11 лет [Объявления., 1892, 321]. Также при Тульской духовной семинарии существовала образцовая церковно-приходская школа (ЦПШ), где обучались мальчики из разных сословий в возрасте от 9 до 12 лет, получая от школы учебные книги и пособия [Объявления., 1889, 260].

Таким образом, предельный возраст поступления детей в духовное училище или ЦПШ в Тульской губернии составлял 10-12 лет. А предельный возраст окончания детьми этих учебных заведений православной Церкви с учетом 4-летнего обучения составлял 14-16 лет у выпускника. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об окончании духовного училища, а не семинарии. А в семинарию, в данном случае в конкретную Тульскую духовную семинарию, возраст всех поступающих в 1 класс семинарии был регламентирован Определением Святейшего Синода, напечатанного в № 15 журнала «Церковный Вестник» за 1885 г.

И согласно этому Определению, возраст всех поступающих в 1 класс духовной семинарии по России, в том числе и Ивана Четверикова должен быть не моложе 14 и не старше 18 лет [Объявления., 1890, 196].

Поэтому, если принять во внимание полную достоверность данных Канцелярии Святейшего Синода, тогда все, связанное с годом рождения И.П. Четверикова встает на свои законные места.

Родившийся 06 января по старому стилю (18 января по новому стилю) в 1875 г. Иван Четвериков поступает в духовное училище (или образцовую ЦПШ) в возрасте 10 лет - в 1885 г. и оканчивает это учебное заведение в возрасте 14 лет. В том же году он поступает в Тульскую духовную семинарию в 1889 г. Он хорошо там учится, о чем свидетельствует список учеников Тульской духовной семинарии, составленный по окончании 1893/4 учебного года и опубликованный в церковном журнале «Тульские епархиальные ведомости». Там написано, что Иван Четвериков переведен в 6 класс семинарии первым в списке по 1 разряду [Список., 1894, 275].

Затем с отличием оканчивает ее в 1895 г. в возрасте 20 лет, поступая тут же в Киевскую Духовную Академию, и оканчивая ее в 1899 г. в возрасте 24 лет. Все возрастные данные и требования к поступающему студенту в средние и высшие духовные заведения императорской России логично сходятся и соблюдены.

Но в этом выявленном положительном итоге исследования кроется и новая проблема для богословско-исторического исследования. Какую конкретно семинарию окончил Иван Четвериков? Вопрос на первый взгляд из разряда вопросов, имеющих очевидный ответ. Родившийся в Туле одаренный мальчик из семьи средней зажиточности, логически и здраво рассуждая, должен был поступить в ближайшую к месту жительства Тульскую духовную семинарию. Это подтверждается как украинскими публицистическими источниками [Бойко, 2012, 12], так и эмигрантскими [Нивьер, 2007, 539], трудами [Зернов, 1973, 139] и биографическими [Иван, www], [Выпуск 1899,www] Интернет -источниками.

Более того, эта научная гипотеза находит свое документированное подтверждение в журнале «Тульские епархиальные ведомости». В нем опубли-

кованы списки учеников Тульской Духовной Семинарии, после годичных экзаменов в июне 1895 г. По VI классу 1 отделения указывается, что Иван Четвериков (назначен к отправлению на казенный счет в Киевскую духовную академию и получает в награду книги) [Разрядные..., 1895, 175].

Казалось бы, какие могут быть вопросы по тому, где получал среднее духовное образование Иван Пименович? А между тем, вопрос хоть и предельно прояснен, но научная скрупулезность требует от исследователя сверить эти документированные данные с данными канцелярии Святейшего Синода. А там во всех формулярных списках о службе, представленных по ведомству Святейшего Синода относительно доцента КДА И.П. Четверикова, написано черным по белому, что в 1895 г. он окончил Калужскую духовную семинарию. Именно Калужскую, а не Тульскую семинарию! И, после окончания ее со званием студента поступил в том же году в число студентов Императорской Киевской духовной академии, в коей обучался по исторической группе наук до 1899 года6.

Правомерен вопрос, откуда появились такие сведения о доценте КДА (с 28 июля 1905 г.7), статском советнике (с 21 августа 1911 г.8), а также кавалере трех орденов Российской Империи. Ибо в этом же формуляре Св. Синода отмечено, что за отлично-усердную службу Иван Пименович получил ордена Святой Анны 3 степени (пожалован 06 мая 1912 г.9), Святого Станислава 3 степени (пожалован 06 мая 1907 г.10) и 2 степени (пожалован 06 мая 1916 г.11). Кроме того, за отлично-усердную службу И.П. Четвериков был награжден светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования Дома Романовых» с личным правом ношения на груди на основании Высочайшего повеления от 21 февраля 1913 г.12.

Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Особенно,

если принять во внимание, что все, что написано далее в формулярном списке И.П.Четверикова по ведомству Святейшего Синода совершенно соответствует его действительной биографии. Вероятно, здесь допустимо предположить, что мы имеем дело просто с технической ошибкой делопроизводителя, который в изначальном формулярном списке, допустил техническую описку. Неведомый ныне делопроизводитель Святейшего Синода в седьмой графе формулярного списка -«где получил воспитание и окончил ли полный курс наук в учебном заведении» ошибочно вместо фразы «по окончании курса наук в Тульской семинарии» написал фразу «по окончании курса наук в Калужской семинарии». И эта описка, о которой, кстати, Иван Пименович мог даже и не подозревать, стала кочевать по всем его дальнейшим формулярным спискам и биографическим версиям.

В ходе данного исследования выявлен немаловажный вопрос. Почему сам И.П. Четвериков в своих карточке - формуляре и анкете ГАХН, а также в анкетных данных своего уголовного дела ОГПУ СССР писал разные даты своего рождения, а также заведомо неверные сведения о своем образовании и местах работы?

Главная из предполагаемых причин в том, что Иван Пименович, обремененный по состоянию на 21 июля 1922 г. женой, тещей и двумя маленькими детьми хотел получить максимально доходную должность для содержания семьи и в связи с этим приуменьшил свой реальный возраст - 47 лет на 5 лет, выдав себя за 42-летнего. Проверитьего сведения в Москве в условиях 1922 г. было крайне затруднительно, и кроме того, уже в те годы писать всю правду о своем духовном образовании было не только неразумно, но и политически небезопасно. Человека с анкетой, в которой было бы написано, что он окончил духовные училище, семинарию и акаде-

мию считали человеком с «буржуазным прошлым» и вполне могли не принять на хорошую, высокооплачиваемую должность в системе государственной службы молодой Советской России. Тем более, если бы везде писал о своей преподавательской работе в Калужской духовной семинарии и в Киевской духовной Академии на протяжении 16 лет прошлой жизни в условиях нарастающего террора большевизма в отношении, монашествующих и священнослужителей. Такие люди, служившие церковной науке, становились социальными изгоями «нового социалистического» общества, которое уже стала формировать Советская власть.

В полной мере подобная кадровая политика Советской власти в отношении выдуманной большевиками социальной категории «буржуазные специалисты» проявилась в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Отметим, что Ивану Пименовичу, предстояло еще ощутить ее в своей жизни в полной мере -и увольнением, и сфальсифицированными уголовными обвинениями, основанными на заведомо ложных показаниях якобы свидетелей, по делу ОГПУ СССР13, и последующей ссылкой в Казахстан без всяких законных оснований. А в то «вегетарианское» время, при заявленном, более молодом возрасте в 42 года, Иван Пименович вполне мог работать, до увольнения по возрасту еще не менее 10-15 лет.

Таким образом, по материалам исследования данной статьи обнаружены важные исторические и биографические сведения в отношении рождения, периода и места учебы религиозного философа, профессора Ивана Пименовича Четверикова.

Литература

1. Антуан Нивьер., Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в западной и центральной Европе.

О £

ю

5

5

2 е

6

1920-1995. Биографический справочник. - М.: Париж.: Издательство Русский Путь, ИМКА - Пресс, 2007. - 573 с.

2. Бойко А., д. фшол. н., проф. (Ки1в), «Лекц1я - це ненад-рукована книга» (публщистика 1вана Четверикова). - «Образ». Щорiчний науковий збiрник / 1нститут журналiстики КНУ iменi Тараса Шевченка. — Ки1в. Ви-пуск 13. 2012. - С. 11-19.

3. Багров Н.В. (сост.), Профессора Таврического Национального Университета(1918-2000). - Киев.: Издательство Либид, 2000. - 152 с.

4. Зернов Н.М. (сост.), Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972. -Boston: G.K. Hall & Co, 1973. -182 с.

Ссылки:

1 РГАЛИ. Фонд 941. Опись 10. Дело 685. Личное дело Четверикова Ивана Пименовича.-Л. 1-2.

2 РГАЛИ. Фонд 941. Опись 10. Дело 685. Личное дело Четверикова Ивана Пименовича.-Л. 2.

3 Центральный Архив ФСБ РФ. Дело Р-27416. Личное дело Четверикова Ивана Пименовича. - Л.127.

4 РГИА. Фонд Канцелярия Синода. Фонд 796. Опись 441. Дело 346. Формулярные и по-

ш служные списки, представлен-~ ные по ведомству Святейшего

а> £

Б

ей

2 о

Синода. И.П. Четвериков. - Л.

15.

5 Оригинал книги находится в фондах Всесоюзной Государственной Библиотеки Иностранной Литературы РФ, Москва. - Иван Пименович Четвериков., Юродство, как подвиг и общий путь в христианстве. - Б/ города и издательства, 1955.

6 РГИА. Фонд Канцелярия Синода Фонд 796. Опись 441. Дело 346. Формулярные и послужные списки, представленные по ведомству Святейшего Синода. И.П. Четвериков. - Л.

16.

7 Там же. - Л. 17.

8 Там же.

9 РГИА. Фонд Канцелярия Синода Фонд 796. Опись 441. Дело 346. Формулярные и послужные списки, представленные по ведомству Святейшего Синода. И.П. Четвериков.

10 Там же.

11 Там же. - Л. 18.

12 Там же.

13 См. Центральный Архив ФСБ РФ. Дело Р-27416. Личное дело Четверикова Ивана Пименовича.

Study questionnaire stages of the biography of the religious philosopher I. P. Chetverikova (historical and archival review). Sizintsev P.V. Moscow Spiritual Academy This article discusses the problems of interpretation of biographical data (place and date of birth, school, and work). The author analyzes the characteristic features of the personal documents, their degree of reliability in correlation with a variety of independent sources. They

used the method of historical analysis of questionnaires for agencies.

The purpose of this article is to explore the main periods the beginning of the biography of the theologian, religious philosopher, Professor of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikova The subject of the article is the description of the moments of life, study, work, reflected in the archival materials and the memoirs and testimonies, journalistic works and articles. The theme of this article is to give an idea about the real and documented stages of biography of the famous scientist. The methodology is based on a systematic-philosophical approach using historical methods to identify information. The originality of the research has the maximum degree, as detailed analytical studies of theological, philosophical and psychological heritage of I. P. Chetverikova in Russian and world scientific community to date is scarce.

Keywords: Tula, Tula theological Seminary, Ivan Chetverikov, the Kiev spiritual Academy, questionnaires, RAKHN, biography.

References

1. Antawn Nivyer., Orthodox priests,

theologians and church figures of the Russian emigration in Western and Central Europe. 1920-1995. Biographic reference book. - M.: Paris.: The Russian Way publishing house, IMKA - the Press, 2007. -573 pages.

2. Quickly And., filol. N, the prof. (Kiiv),

«Lektsiya - це a nenadrukovana the book» (publitsistika Chetverikov's Ivana). - «Image». The Shchor_chny naukovy zb_rnik / _nstinut KNU zhurnal_stik iменi Taras Shevchenk.

— Kiiv. Vipusk 13. 2012. - Page 1119.

3. N.V.'s hooks (сост.), Professors of the Taurian National University (1918-2000). - Kiev.: Publishing house Libid, 2000. - 152 pages.

4. Zernov N. M. (сост.), Russian writers

of emigration: Biographic data and the bibliography of their books on divinity, religious philosophy, church history and orthodox culture: 19211972. - Boston: G.K. Hall & Co., 1973.

- 182 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.