Научная статья на тему 'Критический обзор биографии профессора И. П. Четверикова'

Критический обзор биографии профессора И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР / НАУЧНАЯ РАБОТА / ПРЕПОДАВАНИЕ / КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / УЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / ДАТЫ ЖИЗНИ / БИОГРАФИЯ / И.П. ЧЕТВЕРИКОВ / PROFESSOR / RESEARCH WORK / TEACHING / KYIV THEOLOGICAL ACADEMY / PSYCHOLOGY / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / DATES OF LIFE / BIOGRAPHY / I.P. CHETVERIKOV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев Павел Васильевич

Статья-обзор посвящена критическому осмыслению эпизодов из биографии профессора психологии Киевской духовной академии И.П. Четверикова. На примерах свидетельств, архивных материалов, мемуарных воспоминаний и научно-публицистических источников показана несостоятельность биографии, опубликованной в источнике по истории психологии. Работа отличается большой оригинальностью, так как исследований этапов и учебной научной деятельности И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL REVIEW OF PROFESSOR I.P. CHETVERIKOV''S BIOGRAPHY

The article is devoted to the critical comprehension of biographical episodes of I.P. Chetverikov, Professor of the Kiev Theological Academy. By studying evidence, archival materials, memoirs and journalistic sources, the author shows the inadequacy of the biography published in the source on the history of psychology. The research is quite original, since so far there have been no study of stages of educational and research activities of I.P. Chetverikov in the Russian and world academic community.

Текст научной работы на тему «Критический обзор биографии профессора И. П. Четверикова»

УДК 1 (470)(091)

Сизинцев Павел Васильевич

аспирант кафедры богословия Московской духовной академии

КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА И.П. ЧЕТВЕРИКОВА

Sizintsev Pavel Vasilyevich

PhD student, Theology Department, Moscow Theological Academy

CRITICAL REVIEW OF PROFESSOR I.P. CHETVERIKOV'S BIOGRAPHY

Аннотация:

Статья-обзор посвящена критическому осмыслению эпизодов из биографии профессора психологии Киевской духовной академии И.П. Четверикова. На примерах свидетельств, архивных материалов, мемуарных воспоминаний и научно-публицистических источников показана несостоятельность биографии, опубликованной в источнике по истории психологии. Работа отличается большой оригинальностью, так как исследований этапов и учебной научной деятельности И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени не проводилось.

Ключевые слова:

профессор, научная работа, преподавание, Киевская духовная академия, психология, учения экспериментальной психологии, даты жизни, биография, И.П. Четвериков.

Summary:

The article is devoted to the critical comprehension of biographical episodes of I.P. Chetverikov, Professor of the Kiev Theological Academy. By studying evidence, archival materials, memoirs and journalistic sources, the author shows the inadequacy of the biography published in the source on the history of psychology. The research is quite original, since so far there have been no study of stages of educational and research activities of I.P. Chetverikov in the Russian and world academic community.

Keywords:

professor, research work, teaching, Kyiv Theological Academy, psychology, experimental psychology, dates of life, biography, I.P. Chetverikov.

Статья посвящена критическому осмыслению различных этапов и биографических эпизодов жизни профессора психологии Киевской духовной академии И.П. Четверикова. В исследовании рассмотрена работа [1], в которой представлен ряд версий о жизни И.П. Четверикова.

Версия первая. Годы жизни указаны как «1880-1969», но фактический год рождения Ивана Четверикова не 1880, а 1875 г. Об этом свидетельствуют архивные данные, которые содержат Формулярный список о службе доцента Киевской духовной академии, статского советника Ивана Пименовича Четверикова. Его экземпляр на 01.07.1916 г. содержит сведения о И.П. Четверикове, согласно которым он родился «06 января 1875 года».

Версия вторая. В 1900 г. И.П. Четвериков окончил Киевскую духовную академию (далее -КДА), преподавал психологию в различных учебных заведениях, после защиты магистерской диссертации в 1905 г. был избран профессором КДА [2, с. 160].

На самом деле КДА Иван Пименович окончил в 1899 г. [3]. Это отражено не только в списке выпускников, но и в Формулярном списке Святейшего Синода (далее - Св. Синода) о службе доцента КДА И.П. Четверикова. Список составлен на 1 июня 1916 г. Далее, в Формуляре четко указано, что в 1895 г. И.П. Четвериков со званием студента поступил в число студентов и обучался по исторической группе наук с 1895 по 1899 г. Поэтому Иван Четвериков окончил КДА в 1899 г. и после ее окончания преподавал далеко не только психологию в различных учебных заведениях.

Окончив курс КДА со степенью кандидата богословия, в 1899 г. И.П. Четвериков был определен преподавателем русского языка с церковно-славянским в Екатеринодарское епархиальное училище [4, с. 159]. Спустя три месяца его преподавательской деятельности приказом обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева Иван Четвериков получил определение от 09.12.1899 г. в Калужскую духовную семинарию на должность преподавателя сразу нескольких дисциплин: логики, психологии, начальных оснований и краткой истории философии, дидактики.

В своем преподавании религиозной философии Иван Четвериков полностью соответствовал восточнохристианской традиции, указанной митрополитом Московским Даниилом (переписчиком и комментатором «Диалектики» Иоанна Дамаскина), возглавлявшим в 1522-1539 гг. православную церковь Московского княжества. «Учащийся философии и философствующие, - учил он, - да соблюдает тверде и добре православную веру и божественные заповеди, пребывая в чистоте душевней и телесней» [5, с. 48-49]. Таким образом, информация В.А. Мазилова о И.П. Четверикове не конкретизирована и лишь частично соответствует архивным документам.

Вторую часть цитированной фразы о профессорстве И.П. Четверикова следует уточнить и по времени, и по фактической ситуации. Так, Иван Пименович действительно был избран Советом КДА экстраординарным профессором по кафедре психологии, но в 1910 г. было постановлено доцентов Ивана Четверикова и священника Николая Гроссу определить на назначенные вакансии экстраординарных профессоров, что, согласно параграфу 110 лит. В п. 2 Устава Православных духовных академий, было представлено в установленном порядке на утверждение Св. Синода [6, с. 46]. Однако его кандидатура не была утверждена Св. Синодом, фактически он остался в должности доцента КДА, будучи формально законно избран профессорско-преподавательским составом Академии. Как писал по поводу таких случаев член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности профессор Н.Н. Глубо-ковский, духовный чиновник мнил себя богословом по самому праву восприятия им христианской веры. Он унижал науку и ее служителей и требовал принижения до своего примитивного уровня [7, с. 97]. Эта ситуация была юридически возможна в царской России.

Версия третья. В 1906-1908 гг. на стажировке в Германии И.П. Четвериков работал у В. Вундта и Э. Гуссерля [8, с. 160]. Это тоже неверно (правда, только в отношении Э. Гуссерля), так как не соответствует информации, представленной самим И.П. Четвериковым в описании им психологической практики, которую он проходил в Германии у лучших психологов мира [9, с. 314]. Прискорбно также, что данная сомнительная версия была отражена в статье М.С. Гусельцевой [10] вместе с неверным замечанием об окончании в 1900 г. Иваном Четвериковым КДА и его мнимом профессорстве в 1905 г.

Вероятно, сыграл роль тот факт, что Иван Пименович изучал психологию в Геттингенском и Мюнхенском университетах в 1908 г. А в Геттингене в то время (1901-1916) практиковал Э. Гуссерль (1859-1938). Отсюда, возможно, возникла соблазнительная, но целиком ложная идея связать их жизненные пути. Доцент И.П. Четвериков занимался в 1906-1908 гг. прикладной, экспериментально-практической психологией, а не философией, на которой тогда уже конкретно специализировался Э. Гуссерль. Кроме того, И.П. Четвериков практиковался на лабораторных исследованиях «приборной» психологии, которой Э. Гуссерль не просто не интересовался - он ее вообще не признавал. Свой основной труд «Философия как строгая наука» Э. Гуссерль издал в 1911 г., и основан он был на выявлении «не психологически понятой субъективности». Тогда И.П. Четвериков уже преподавал на кафедре психологии КДА курс общей и экспериментальной психологии и был избран экстраординарным профессором.

В школе учителя И.П. Четверикова В. Вундта, профессора философии, «отца» эксперимента в психологии и первой в мире (1879) лаборатории экспериментальной психологии, считали, что волевой элемент в процессе восприятия не подвержен никакому дальнейшему разложению. Его психология «актуальности» уживалась с воззрением, что душа есть целостность, состоящая из функций и побуждений. Волевой акт считался основным душевным актом, влияющим на психические процессы в человеке и обусловливающим творческий характер психической активности [11, с. 313]. Другой учитель И.П. Четверикова - Г. Мюллер (1850-1834) продолжил экспериментальное изучение высших психических функций, добавив к изучению души интроспективный оттенок. Он придумал «барабан памяти» - вращающийся цилиндр, который регулировал подачу нужного для запоминания человеком материала. Стало ясно, что без эксперимента невозможны научная работа и критическое отношение к современным психологическим трактатам [12]. Создание этого инструментария имело колоссальное значение для эмпирической психологии, так как способствовало повышению точности и объективности исследований проблем обучения и памяти.

В то же время И.П. Четвериков, как религиозный психолог и философ КДА, внимательно следил за философскими изысканиями Э. Гуссерля и дал им высокую оценку в 1916 г. Он указал, что под влиянием Э. Гуссерля был создан феноменологический анализ психических переживаний, отличный от естественно-научных методов исследования и возвративший психологию в группу философских дисциплин [13, с. 49].

Как сторонник идей русского персонализма школы Г. Тейхмюллера, он видел возможность проведения подобного анализа на основе непосредственного или имманентного усмотрения природы переживаний, приводящего к постижению вневременной сущности переживания в его сущностном же отношении к человеческой личности [14]. И хотя он не был ни учеником Э. Гуссерля, ни последователем феноменализма в принципе, он высоко оценил, что феноменологический метод приводит к уяснению того, что не есть исследуемое переживание (негативный путь исследования), а затем и к положительному уяснению его природы [15]. Глубокие знания философии пригодились Ивану Пименовичу в его последующей жизни как признанному психологу Москвы и Ярославля [16, с. 4].

Ссылки:

1. Мазилов В.А. Профессор В.С. Филатов как основатель ярославской психологической школы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 15. С. 159-171.

2. Там же. С. 160.

3. Выпускники Киевской духовной академии 1823-1869, 1885-1915 [Электронный ресурс]. URL: www.petergen.com/bov-kalo/duhov/kievda.html (дата обращения: 11.12.2016).

4. Магистерский коллоквиум // Труды Киевской духовной академии. 1905. № 5. С. 159-173.

5. Гаврюшин Н.К. Премудрая святая диалектика. «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина на Руси. Н. Новгород, 2003. 100 с.

6. Извлечения из журналов Совета КДА за 1910-1911 учебный год // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 2. С. 45-47.

7. Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932. СПб., 1994. 464 с.

8. Мазилов В.А. Указ. соч. С. 160.

9. Извлечения из журналов Совета КДА за 1906-1907 учебный год // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 6. С. 312-316.

10. Гусельцева М.С. Изучение художественного воспитания в Государственной академии художественных наук (по материалам протоколов заседаний 1925-1929 гг.) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 4 (18). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n4-18/515-guseltseva18.html (дата обращения: 11.12.2016).

11. Извлечения из журналов Совета КДА за 1906-1907 учебный год. С. 313.

12. Там же.

13. Четвериков И.П. Психология любви // Христианская мысль. Киев, 1916. Апрель. С. 48-54.

14. Там же. С. 49.

15. Там же.

16. Новиков В.В., Козлов В.В. Интегрирующий ресурс ярославской школы психологии // Журнал для психологов. 2009. Вып. 7. С. 4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.