Научная статья на тему 'Жизненный познавательный опыт как предпосылка формирования компетентности студентов'

Жизненный познавательный опыт как предпосылка формирования компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ / COMPETENCE APPROACH / EXPERTISE / COMPETENCE / COGNITIVE LIFE EXPERIENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Надежда Игоревна

Важнейшей задачей процесса обучения в контексте компетентностного подхода является овладение студентами компетенциями, перевод их в состав компетентности. Способствовать этому может использование в процессе обучения жизненного познавательного опыта обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Надежда Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Cognitive Experience as a Prerequisite for Formation of Students’ Competence

The most important task in the educational process in the context of competence-based approach is to master students in competencies and to transfer them to competent people. Cognitive life experience of the trainees can be used to facilitate the educational process.

Текст научной работы на тему «Жизненный познавательный опыт как предпосылка формирования компетентности студентов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ББК 74.580

Н.И. Соловьева

Жизненный познавательный опыт как предпосылка формирования компетентности студентов

N.I. Solovyeva

Life Cognitive Experience as a Prerequisite for Formation of Students’ Competence

Важнейшей задачей процесса обучения в контексте компетентностного подхода является овладение студентами компетенциями, перевод их в состав компетентности. Способствовать этому может использование в процессе обучения жизненного познавательного опыта обучаемых.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, жизненный познавательный опыт студентов.

The most important task in the educational process in the context of competence-based approach is to master students in competencies and to transfer them to competent people. Cognitive life experience of the trainees can be used to facilitate the educational process.

Key words: competence approach, expertise, competence, cognitive life experience of students.

Эффективность профессионального и личностного развития будущего специалиста во многом определяется ведущим методологическим подходом к образованию и построенной на его основе моделью подготовки. Таким подходом к обучению в условиях модернизации образования является компетентност-ный подход. Модернизация образования предполагает смену парадигм от «знаниевой» к «компетентност-ной» и переориентацию целей и результатов процесса обучения с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность» на понятия «компетенция» и «компетентность».

В современной педагогической науке нет единого четкого определения данных понятий. Согласно первому подходу термины «компетенция» и «компетентность» тождественны, при этом подчеркивается практическая направленность компетенций (В.С. Леднев,

Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, В.А. Болотов и др.).

В соответствии с другой позицией компетенция понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность, согласно данной точке зрения, подразумевает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Н. Хомский, Р. Уайт, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и др.).

Исследователями отмечается взаимосвязь компетентности с опытом человека. Так, по мнению

И.А. Зимней, компетентность представляет собой «основывающийся на знаниях, интеллектуально и лич-ностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [1, с. 35]. И.М. Богдановская указывает, что в компетентности как субъектно-деятельностном потенциале человека проявляются его опыт, знания и жизненные умения [2].

Описывая с помощью компетентностного подхода результат подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием, Ю.Г. Татур дает следующее определение: «Компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) в определенной области» [3, с. 24]. Ю.А. Кайль подчеркивает, что специфика компетентности заключается в ее деятельностном характере. Исследователь отмечает, что «быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания, опыт в той или иной области» [4, с. 40].

Таким образом, если компетенция - это определенные качества обучающегося, то компетентность - это усвоенные компетенции, вошедшие в структуру его личности. Компетентность всегда свойственна конкретной личности, зависит от прилагаемых ею усилий и может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в том или ином виде деятельности. Преобразование компетенций в профессиональную компетентность будущего специалиста является первостепенной педагогической задачей.

Жизненный познавательный опыт как предпосылка формирования..

Неотъемлемой частью компетентности специалиста является опыт как в высокой степени конкретное знание, неразрывно связанное с практическим действием. А.М. Митяева пишет: «Знание, не выведенное из собственного опыта, утрачивает признаки конкретности, фундаментальности, компетентности» [5, с. 33].

Поэтому необходимой предпосылкой формирования компетентности является опора в процессе обучения на жизненный познавательный опыт студентов. Предпосылка представляет собой «предварительное условие, отправное положение какого-либо рассуждения» [6, с. 599]. В данном случае использование жизненного познавательного опыта является необходимым исходным звеном компетентностного опыта и в целом профессиональной компетентности будущих специалистов.

Жизненный познавательный опыт лежит в основе ключевых компетентностей, необходимых для любой профессиональной деятельности, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире. С.Е. Шишов и В.А. Кальней включили в список ключевых компетенций следующие основополагающие умения [7]:

- уметь извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

- организовывать собственные приемы обучения;

- уметь решать проблемы;

- самостоятельно заниматься своим обучением.

Эти компетенции указывают на определенные линии развития жизненного познавательного опыта: необходимость его актуализации в процессе обучения, систематизации, активности и самостоятельности обучающегося в разрешении познавательных затруднений и др.

Такие характеристики жизненного познавательного опыта студентов, как целостность, нерасчленен-ность, синкретичность, способность к обслуживанию повседневной практики преобразуются в процессе обучения в признаки формируемой компетентности: многофункциональность (способность решать многие проблемы повседневной жизни и профессиональные задачи); многомерность (обеспечение дальнейшего интеллектуального развития студента, его способности к рефлексии и саморефлексии и др.); надпредмет-ность, междисциплинарность [5, с. 41].

Результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования убеждают в том, что формирование компетентностей студентов необходимо начинать с изучения и корректировки содержания соответствующих структур жизненного познавательного опыта. Так, опора в процессе обучения на познавательный и эмоционально-ценностный компоненты жизненного познавательного опыта способствует развитию компетентности, характеризующей отношение

человека к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности. В эту группу входят следующие компетенции:

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии;

- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

- компетенции самосовершенствования, саморегуляции, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие [6, с. 33].

Деятельностный компонент жизненного познавательного опыта служит основой для развития компетентности, относящейся к деятельности человека, проявляющейся во всех ее видах и формах. Речь идет о следующих компетенциях:

- компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения; проблемные ситуации - их создание и разрешение, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

- профессиональные компетенции, связанные с эффективным решением профессиональных задач, владением соответствующим инструментарием и способами контроля эффективности [6, с. 34].

Процесс обучения представляет собой педагогическое управление разного рода опытом, в том числе социокультурным как содержанием образования, жизненным познавательным как отправным пунктом познавательного процесса. Становление компетентности также обусловлено, по мнению исследователей, освоением определенного вида опыта - компетентностного. Каждый динамический компонент структуры ком-петентностного опыта опирается на соответствующий компонент жизненного познавательного опыта.

Так, целостность жизненного познавательного опыта отражает богатство включенных в его состав многомерных образов, которые конкретизируются, дополняются, обобщаются, приращиваются умением воплотить «в жизнь» логику их создания, другими словами, служат ориентировочной основой компетентного исполнения деятельности.

Поверхностное, неполное, противоречивое знание процесса деятельности и ее результатов, а зачастую и отсутствие знания как такового после корректировки и обогащения жизненного познавательного опыта, его включения в содержание обучения (социо-

педагогика и психология

культурный опыт) приобретает характеристики концептуального знания и сущности процесса и продукта деятельности. Расширяется набор апробированных на собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, информационных и др.).

Важным этапом познавательного процесса является преобразование эмпирического знания в теоретическое посредством разрешения какой-либо познавательной проблемы. Уровень компетентности многими исследователями также определяется как умение разрешать проблемы в стандартных и нестандартных жизненных и профессиональных ситуациях. Компетентностный подход в образовании, по мнению многих ученых (В.А. Болотов, А.В. Вишняков, Е.А. Коган, О.Е Лебедев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.), предполагает разработку такого содержания обучения, которое нацелено на формирование целостного опыта решения жизненных проблем, выполнение ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Поэтому опыт выполнения какой-либо деятельности в проблемных ситуациях (например, при неполноте условий задачи, дефиците информации и времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решения) как компонент компетентностного опыта будет неизменно связан с опытом разрешения познавательных затруднений, являющихся неотъемлемой частью жизненного познавательного опыта.

В основе развития жизненного познавательного опыта лежит умение человека осознать собственный процесс познания, его сильные и слабые стороны, понять критерии правильности действий, истинности умозаключений. Стихийность приобретения знаний и познавательных умений, недостаточная осознанность их содержания, спонтанность и ограниченность выводов в процессе продуктивно организованного обучения преображаются и включаются в характеристики такого компонента компетентностного опыта, как опыт рефлексии и самоконтроля своих действий на основе знания образцов и критериев эффективности.

Таким образом, компетентностный подход в образовании имеет целью достижение интегрированного результата - компетентности через присвоение компетенций, и поэтому соотносится не только с профессионально-практическими, но и с гуманистическими ценностями образования. Компетентность представляет собой личностное свойство, интегрирующее в себе знания, ценности, умения, навыки, опыт, необходимые для продуктивной деятельности.

Жизненный познавательный опыт студентов является исходным пунктом познавательного процесса и формирования разного рода компетентностей. Включение его в компетентностный опыт в процессе обучения способствует формированию общей и профессиональной компетентности будущих специалистов.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5.

2. Богдановская И.М., Королева Н.Н., Кошелева А.Н., Проект Ю.Л. Компетентность как субъектно-деятельностный потенциал успешности решения профессиональных и жизненных задач // В мире научных открытий. - 2010. -№3, ч. 4.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3.

4. Кайль Ю.А. Компетентностный подход в процессе подготовки студентов аграрного вуза к использованию знаний иностранного языка : автореф. дис. ... капд. пед. паук.

- Барнаул, 2009.

5. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуров-пего высшего образования : дис. ... д-ра пед. паук. - Волгоград, 2007.

6. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - М., 2004.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.