Научная статья на тему 'Компетентностный подход в оценке учебных достижений студентов в высшей школе'

Компетентностный подход в оценке учебных достижений студентов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / ПОРТФОЛИО / QUALITY OF EDUCATION / THE RESULT OF TRAINING ACTIVITIES / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE-ORIENTED TASKS PORTFOLIO / LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяева А.М.

В статье рассматриваются основные подходы к формированию компетентностного опыта студентов в вузе, актуализируются вопросы оценки их учебных достижений, способствующих развитию профессиональ- ного мастерства обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE APPROACH IN THE EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS IN THE HIGHER SCHOOL

In the article the main approaches to the formation of a competence experience of University students, actualization of issues of evaluation of their educational achievements, contributing to the development of professional skills of the students.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в оценке учебных достижений студентов в высшей школе»

УДК 364 UDС 364

А.М. МИТЯЕВА A.M. MITIAEVA

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the

социального управления и конфликтологии Орловского Department of Social Management and Conflict, Orel State

государственного университета University

E-mail:konflikt_@mail.ru E-mail:konflikt_@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

THE COMPETENCE APPROACH IN THE EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

OF STUDENTS IN THE HIGHER SCHOOL

В статье рассматриваются основные подходы к формированию компетентностного опыта студентов в вузе, актуализируются вопросы оценки их учебных достижений, способствующих развитию профессионального мастерства обучающихся.

Ключевые слова: качество образования, результат учебной деятельности, учебные достижения, компе-тентностный подход, компетентностно-ориентированные задачи, портфолио.

In the article the main approaches to the formation of a competence experience of University students, actualization of issues of evaluation of their educational achievements, contributing to the development of professional skills of the students.

Keywords: quality of education, the result of training activities, learning outcomes, competence approach, competence-oriented tasks portfolio.

На современном этапе развития общества перед системой высшего образования ставится задача подготовки высококомпетентных специалистов. Имея действенный, практико-ориентированный характер, компетентности, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают когнитивную и операционально-технологическую составляющие. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, смыслообразующим компонентом которой являются деятельностные и процессуальные знания.

Каждому виду опыта, включаемого в содержание образования, соответствует и своя технология, способ его освоения. В этом суть принципа единства содержательного и процессуального компонентов обучения. Так, для знаниевого опыта, в структуре которого выделяются эмпирические и теоретические знания, ведущими являются, соответственно, наглядно-эмпирические и задачно-деятельностные технологии. Для освоения способов деятельности значимы инструктирующие и тренинговые технологии. Для общекультурного опыта ведущую роль играют технологии создания ориентировочных основ различных видов деятельности и системы учебных задач с нарастанием самостоятельности и продуктивности. Для усвоения творческого опыта необходимы проблемные, интерактивные, исследовательские технологии. Личностный опыт как специфический компонент содержания образования не может осваиваться через включение обучающегося в совокупность деятельностей, а предполагает более сложную детер-

минацию развития - ситуацию «открытия смысла», или так называемую личностно-развивающую ситуацию, для актуализации которой тоже нужны технологии -контекстные, диалогические, свободного выбора, совершения поступка и др. Наконец, компетентностный опыт требует имитационно-моделирующих, проектных технологий, своеобразных «жизненных практик», в которых только и может сформироваться компетентность.

Под процессом формирования профессиональных компетенций студентов понимается способность субъекта успешно решать профессиональные задачи по определённым направлениям и уровням осуществления производственной деятельности, на основе имеющихся общих и специальных знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств личности. Профессиональная компетенция проявляется у субъекта в его способности успешно решать профессиональные задачи в различных ситуациях производственной деятельности, поэтому в качестве необходимых условий её формирования можно выделить ситуации, моделирующие будущую профессиональную деятельность студента. Учебная ситуация выступает как целостный функционирующий объект процесса обучения, в котором в диалектической взаимосвязи находятся конкретная дидактическая задача, конкретный уровень познавательной деятельности обучающихся и конкретный метод преподавания.

Поиск условий и средств создания учебных ситуаций, способствующих становлению профессиональных компетенций студентов, позволяет рассмотреть

© А.М. Митяева © A.M. Mitiaeva

задачное обучение, которое рассматривается как способ организации и управления учебной деятельностью студентов.

В основе задачного обучения лежит построение обучения через комплекс или систему учебных задач, процесс решения которых способствует формированию профессионально значимых качеств личности у студентов. Задачное обучение представляет собой поэтапную организацию постановки учебных задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.

Система компетентностно-ориентированных задач, в зависимости от их функционального назначения по этапам изучения учебных дисциплин профессиональных циклов, включает предметно-ориентированные, практико-ориентированные и профессиональные задачи.

Предметно-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов совокупности знаний по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла, необходимых и достаточных для освоения умений и навыков в составе конкретных профессиональных компетенций, развитие у обучающихся познавательной активности. Такие задачи строятся на основе рассмотрения производственных ситуаций, направленных на усвоение студентами знаний по темам (разделам) учебной дисциплины (модуля), умений их применять, они предлагаются в виде устного или тестового задания, практической работы. При этом предлагаемые задания могут содержать научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы, и тем самым способствовать приобретению студентами творческого или эмоционально-ценностного опыта.

Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения перечисленных во ФГОС профессиональных компетенций. Такие задачи строятся путем отбора производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла являются необходимым условием их подготовки к решению профессиональных задач, входящих в компетенции выпускника вуза. В зависимости от конкретных профессиональных задач производственной деятельности, практико-ориентированные задачи могут быть построены на основе:

- отбора ситуаций, обеспечивающих освоение технологических аспектов производственной деятельности, требующих применения специальных умений и навыков, специфических для данной профессии и направления подготовки;

- создания ситуаций производственной деятельности, в которых наряду с собственно технологическими, ставятся проблемы организации деятельности, выбора ее оптимальной структуры, вопросы управления производственной деятельностью;

- создания личностно-ориентированных ситуаций, требующих от студента умения находить нестандартные способы решения производственных вопросов,

обоснованного выбора той или иной позиции в будущей профессиональной деятельности или производственных отношениях, преодоления нравственных противоречий, принятия решений по выбору и коррекции путей повышения качества выполняемой деятельности.

В зависимости от степени охвата областей предметных знаний выделяют практико-ориентированные задачи: дисциплинарные, междисциплинарные и мета-дисциплинарные. Такие задачи могут быть предложены студентам в виде практического задания.

Профессиональные задачи выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач по видам и уровням производственной деятельности. Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления будущей профессиональной деятельности и формулируются в виде производственных заданий (поручений). Алгоритм решения профессиональных задач должен предусматривать логически завершенный порядок действий, обеспечивающий выполнение заданий (поручений) на соответствующем уровне его осуществления: операционном, функциональном, квалификационном.

В зависимости от видов будущей производственной деятельности профессиональные задачи ориентированы на решение технологических, организационно-управленческих и других вопросов, а порядок их выполнения может носить репродуктивный или проблемно-поисковый характер. По степени охвата областей предметных знаний такие задачи имеют дисциплинарный или междисциплинарный характер, а по уровню осуществления производственной деятельности могут быть квалификационными, функциональными или операционными.

- квалификационные задачи разрабатываются на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, охватывают содержание одного или нескольких профессиональных модулей и служат для разработки функциональных и операционных профессиональных задач. Данные задачи выполняются студентами в ходе написания выпускной квалификационной работы и необходимы для освоения квалификационных профессиональных компетенций выпускника;

- функциональные задачи разрабатываются на основе содержания учебных дисциплин (модулей), задействованных в формировании профессиональных компетенций на уровне выполняемых функций будущим специалистом конкретной области профессиональной деятельности. Предлагаются студентам на практическом занятии или курсовом проектировании и необходимы для освоения функциональных профессиональных компетенций;

- операционные задачи разрабатываются на основе содержания учебных дисциплин (модулей), задействованных в формировании профессиональных компетенций на уровне конкретных производственных операций. Предлагаются студентам на практическом

или семинарском занятии и необходимы для освоения операционных профессиональных компетенций.

Такое универсальное свойство учебных задач, как их способность выступать в учебном процессе и как способ организации, и как способ управления учебной деятельностью студентов, может быть использовано при реализации различных форм и методов обучения, способствующих формированию компетенций у выпускников. Компетентностно-ориентированные задачи выполняются в виде проектов, практических заданий, деловых игр и т. д. Постановка задач может предусматривать их групповое или индивидуальное выполнение на дисциплинарных или междисциплинарных занятиях, аттестациях студентов.

Учитывая, что иерархически организованная последовательность учебных задач образует программу образовательной деятельности студентов, система компетентностно-ориентированных задач, введенная в учебный процесс, способна обеспечить поэтапное формирование у студентов знаний, умений, навыков и профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для освоения компетенций, лежащих в основе будущей профессиональной деятельности.

При оценке сформированности компетенций достаточно широкое распространение получили квалификационные тесты, их результаты интерпретируются с позиции критериальноориентированного подхода. Использование mastery tests рассчитано не на сравнение учебных достижений студентов, как это делается в тестах с норматив-ноориентированной интерпретацией результатов, а на оценку уровня подготовленности каждого обучающегося в соответствии с заранее заданным критерием, в качестве которого может выступать минимально необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций, с учетом требований ФГОС ВПО.

При этом важно оценить познавательную активность, творческий потенциал обучающихся. Эти качества необходимы для развития профессионального мастерства. С этой целью составляются кейсизмерите-ли в виде специальных проблемных задач, в которых студенту предлагают осмыслить жизненную или профессиональную ситуацию. При их решении он должен использовать понятия и методы из разных учебных дисциплин, переносить технологии из освоенной области в новую сферу, строить модели и оценивать их адекватность. В этом случае имитируется профессиональная ситуация. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом. Работа над ним может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с другими студентами, с привлечением научной литературы для обоснования своего выбора оптимального решения.

При разработке кейса важно подобрать ситуационные задания предметной и профессиональной направленности, обеспечить надежность и сопоставимость результатов измерения. Целесообразно предлагать не только подробное описание ситуаций, но и перечень вопросов к ним. Выполнение задания предполагает демонстрацию способов решения задачи. Это может быть

защита проекта, проведение эксперимента, его анализ и др. Оценка выполнения задания носит количественный характер и выражается в баллах.

В качестве индикаторов измерения компетенций можно предложить задания практикоориентированной направленности. Они формулируются как межпредметные задачи, содержание которых отражает проблемы, возникающие в обыденной жизни или в профессиональной деятельности.

Можно выделить разные виды ситуаций, используемых в проверочных заданиях, ориентированные на выявление коммуникативных и методических компетенций. Задания должны предполагать, с одной стороны, выбор необходимой методики ее реализации, а с другой - наличие умений использовать тот или иной метод, находить коммуникационные средства для его реализации, имитирующие действия, приближенные к реальным. Осознание квазипрофессиональной задачи происходит в результате рассмотрения конкретной ситуации. При этом важную роль играют мотивация, личностные качества студента, его умения и опыт.

Эффективным средством оценки компетенций является анализ портфолио студента, работу над которым следует начинать с I курса. В структуру портфолио входят:

- результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы (при этом указываются темы исследований, приводится их краткое описание, при необходимости возможно приложение текста в печатном или в электронном варианте);

- результаты защиты научно-исследовательских работ (в портфолио могут быть представлены работы в реферативной форме или в виде отчета по эксперименту);

- результаты других видов деятельности: участие в выставках, конкурсах, техническое творчество и др. (при этом фиксируется перечень работ, название конкурсов и т.д.);

- результаты обучения на элективных курсах (обязательно делается запись о названии курса, его продолжительности);

- результаты практики (учебная, производственная, научно-исследовательская и др.);

- сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах (указывается вид мероприятия, тема, время проведения, название организации, проводившей данный форум, а также достигнутый студентом результат);

- спортивные и иные достижения.

- На основе комплексной оценки, осуществленной с помощью рассмотренных средств измерения, можно делать вывод о сформированности перечисленных во ФГОС компетенциях выпускника вуза.

Таким образом, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а его умение решать проблемы, возникающие: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных

поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических ценностях; в овладении профессией в высшем учебном заведении, в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем, организа-

ции себя, выбора стиля и образа жизни, разрешения конфликтов. Компетентность предполагает более высокий уровень подготовленности студента, так как включает не только знания и умения, но и опыт деятельности, достижения и личностные качества обучающегося.

Библиографический список

1. Митяева А.М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели. М.: Педагогика. 2008. , №8. С. 57-65.

2. Митяева А.М. Формирование профессиональной компетентности студентов в вузе. // Компетентностно-модульный подход в системе среднего и высшего профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции. Брянск: «Курсив», 2010. С.124-130.

References

1. MitiaevaA.M. Contents multilevel higher education in the implementation of competency models / / M. : Pedagogy, 2008. № 8. -Pp. 57-65.

2. Mitiaeva A.M. Formation of professional competence of students in high school . / AM Mitiaeva / / Competence- modular approach in secondary and higher education . Proceedings of the international scientific-practical conference . Bryansk , « Italic «, 2010.-Рр.124 -130.

УДК 378.147:372.851 Н.В. НИКОЛЬСКАЯ

учитель высшей категории средней школы №6, г. Вык-са, Нижегородская область Е.В. НИКОЛЬСКИЙ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОиОПД Нижегородского технического университета им. Р.Е.Алексеева E-mail: evgeniy_nikolski@mail.ru

UDС 378.147:372.851

N.V. NIKOLISKAYA

teacher to high category school №6, Vyksa, Nizhegorodskiy

region E.V. NIKOLISKIY

candidate of the pedagogical sciences, assistant professor department of OIOPD, Nizhegorodskiy technical university

named after R.E. Alekseeva E-mail: evgeniy_nikolski@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТО QUESTION ABOUT DEVELOPMENT FLEXIBILITY OF THE THINKING SCHOOLBOY ON BASE EXPLORATORY MATHEMATICAL ACTIVITY

Включение в школьный учебный процесс «активных методов обучения» позволило нам разработать программу развития памяти, внимания, логического мышления и интуиции школьников на материале поисковых задач математического содержания с обучающимися любого уровня подготовки.

Ключевые слова: программа развития, гибкость мышления, задача, мини-исследование, календарно-те-матическое планирование, творчество, самостоятельность.

Cutin in school scholastic process «active methods of the education» has allowed us to develop the program of the development to memories, attention, logical thinking and intuitions schoolboy on material of the search tasks of the mathematical contents with training any level of preparation.

Keywords: program of the development, flexibility of the thinking, task, mini-study, calendar-thematic planning, creative activity, independance.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает на выходе из начальной школы овладение учеником следующих умений:

1. решать творческие задачи на уровне комбина-

ций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические рабо-

© Н.В. Никольская, Е.В. Никольский © N.V. Nikoliskaya, E.V. Nikoliskiy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.