Научная статья на тему 'Жизненные стратегии студенческой молодежи в региональном социуме'

Жизненные стратегии студенческой молодежи в региональном социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
363
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННЫЕ АТТИТЮДЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / HUMAN CAPITAL / LIFE STRATEGIES / PROFESSIONAL AND MOTIVATIONAL ATTITUDES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимербулатова Наиля Эдуардовна

В статье рассматриваются жизненные стратегии молодежи, изменение социальных факторов и условий, детерминирующих жизненный выбор. Выделены ключевые направления реализации молодежной политики по формированию профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life strategies of youth are considered in the article as well as the changing of social factors and conditions determining a life choise. The key directions of realization the youth policy of forming the professional and motivational attitudes of students on regional lelvel are revealed.

Текст научной работы на тему «Жизненные стратегии студенческой молодежи в региональном социуме»

Наиля ТИМЕРБУЛАТОВА

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ

В статье рассматриваются жизненные стратегии молодежи, изменение социальных факторов и условий, детерминирующих жизненный выбор. Выделены ключевые направления реализации молодежной политики по формированию профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества на региональном уровне.

Life strategies of youth are considered in the article as well as the changing of social factors and conditions determining a life choise. The key directions of realization the youth policy of forming the professional and motivational attitudes of students on regional lelvel are revealed.

Ключевые слова:

человеческий капитал, жизненные стратегии, профессионально-мотивационные аттитюды, молодежная политика; human capital, life strategies, professional and motivational attitudes.

ТИМЕРБУЛАТОВА

Наиля

Эдуардовна — соискатель кафедры антикризисного управления социальноэкономическими системами РАНХиГС nelek34@yandex.ru

Изменения социальной реальности в российском обществе актуализировали внимание к социальной роли молодежи, вызвали потребность в целостном подходе, способном концептуально интегрировать различные стороны ее жизнедея -тельности. Система ценностей является исходным пунктом в про -цессе становления личности. Знание системы профессионально -мотивационных аттитюдов, детерминирующих профессиональную деятельность человека, позволяет судить о значимости для него труда, прогнозировать его результативность, глубже понять лич -ность, что особенно значимо для обеспечения инновационного характера социально - экономического развития.

Обществу модерна присуща специфическая профессиональная этика, становящаяся фактически стержнем культуры. Ее становле -ние и сущность подробно проанализированы М.Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» и других, менее извест -ных, но не менее значимых работах, вошедших в «хозяйственную этику мировых религий». Отличие современной профессиональ -ной этики от традиционной состоит в том, что она утверждает не «дух мастерства» в рамках жесткой привязанности индивида к при писанной ему профессии, а «дух профессионализма» как основу самоидентификации личности. Профессиональная и трудовая этика составляют, по М. Веберу, основу рационализации жизнен ных стратегий индивидов и их интеграции в общество. Элементами профессиональной этики модерна являются самоорганизация и самодисциплина индивида, основанные на рациональном отноше -нии к окружающему и на стремлении к достижению более высоких экономических и социальных статусов.

На современном этапе проявляется эффект временного дис -хроноза: в одном социальном пространстве сосуществуют люди, фактически живущие в разных темпомирах. Скорость преобразова -ний, социальной мобильности во многом приобретает роль нового социального капитала, который не только определяет более высо кий социальный статус людей, но и выступает индикатором модер -низации, культурных и научных достижений. Однако отмеченные социальные тенденции не универсальны, не приводят к увеличению функциональности всего социума, особенно в части гуманистиче -ской составляющей человеческого капитала. Определенная часть общества не справляется с увеличивающейся скоростью перемен, не успевает осознать последствия социальных изменений, оценить новые вызовы и угрозы.

Социологи, исследующие социаль -ную структуру российского общества, характеризуют ее как остро проблемную. Она свидетельствует о незавершенности модернизации, проявляется в слабости социальных идентичностей, выражается в высокой степени социального рас слоения. Это приводит к разобщенности людей, невозможности сформулировать общие интересы (в рамках различных социальных групп наблюдается большая степень дифференциации подгрупп, воз можно, не имеющих общих интересов), и, как следствие — в невозможности объеди -нения для их эффективного отстаивания. В этой связи сохраняется потребность в «сильном государстве», которое взяло бы на себя функции выражения общих инте ресов1.

Проблема социального управления, осо -бенно в период социальных трансформа ций, занимает одно из центральных мест в социологии. Необходимость прогнозиро вания и управления социальным поведе нием личности в условиях неопределенно -сти резко возрастает. Наиболее актуальной становится поиск новой управленческой парадигмы, ориентированной на пере ход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся вызовам внешней социальной среды.

Социальные изменения в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит комплекс -ная проблема жизненного самоопреде -ления. От того, каким образом решает эту задачу российская молодежь, зависит настоящее и, в большей степени, буду щее нашего общества. Это имеет особое значение в отношении студенчества, чей профессиональный и личностный потен циал формируется во многом институтом образования.

Акцентирование внимания в рамках социологических исследований на про блемы формирования жизненных страте гий молодежи связано как с возросшим многообразием социальных каналов, спо собов вхождения молодежи во взрослое общество, так и с растущим разнообразием форм профессионального образования, с развитием специфического молодежного

1 Горшков М.К., Тихонова Н.Е. и др. Готово ли Российское общество к модернизации? — анали -тический доклад ИС РАН // Общество и эконо -мика, 2010, №5, № 6.

рынка труда и способов трудоустройства молодежи.

В условиях свободы выбора в образова -тельной сфере, увеличения конкуренции в системе образования, коммерциализа -ции образовательной деятельности сосу ществуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, растет предложение и увеличиваются возможности получения высшего образования, с другой реа лиями свободного рынка труда является достаточно ограниченное предложение вакансий для специалистов с высшим профессиональным образованием наряду с высокими требованиями к опыту и стажу профессиональной деятельности. Растет разочарование молодежи в социальноэкономической востребованности выби раемых ими профессий.

Исследование целевых установок сту -дентов и их инструментальных ценностей дало следующие результаты. В качестве приоритетных жизненных ценностей сту денты называют традиционные ценности, связанные с работой и семейной жизнью (содержание работы, заработок, друзья, удовлетворенность в интимной жизни). Содержание жизни современного студен чества составляет частная жизнь. Попытки выжить и как то упрочить свое положение дополняются активным общением с дру зьями, семейными проблемами, развле -чениями и саморазвитием. Основными ценностями для большей части остаются здоровье, крепкая семья и хорошие дети.

Жизненные стратегии личности пред -ставляют собой динамический комплекс, отражающий ценностно - ориентационный выбор индивида, определяемый оцен -кой условий социальной среды на макро , мезо и микроуровнях с пози ции имеющихся ресурсов для достиже ния жизненных целей. Индивидуальные жизненные стратегии характеризуются сложной структурой, важными элемен -тами которой выступают образователь ный, трудовой компонент, миграцион ные установки, накопление социально коммуникационного капитала, которые реализуются в целерациональной или ценностно рациональной деятельности индивида. В условиях социальной нео пределенности процесс формирования и реализации жизненных стратегий пред ставляет собой пространство риска.

Глобализация дает, с одной стороны, высокую степень свободы выбора инди

виду, но, с другой, обостряет ситуацию неопределенности. Многократно усили -вается влияние множества факторов и условий риска, тем самым усложняется процесс социальной адаптации молодежи в региональном социуме. Нарастает стилевое разнообразие стратегий, меняя в целом социокультурную среду в реги оне. Структура и этапы формирования жизненной стратегии, профессионально мотивационных аттидюдов молодежи напрямую зависят от социальных фак торов и социокультурных изменений. В этой связи возникает потребность опре деления ключевых доминант формирова ния и реализации жизненных стратегий и определения механизмов, направлен ных на снижение влияния деструктивных тенденций.

Главными составляющими жизненных стратегий молодежи являются получе ние качественного образования и освое ние престижной профессии; повышение уровня образования и профессиональной квалификации; обеспечение восходящей социальной мобильности, предполагаю щей потенциальную трудовую миграцию; достижение жизненного успеха с опорой на ярко выраженный индивидуализм.

Профессиональное образование спо собствует социализации молодого поко ления в рыночной среде через формиро вание системы ценностей, содействует вхождению новых поколений в открытое информационное общество и адаптации в условиях глобализации; обеспечивает социальную и образовательную интегра цию, устойчивость жизни регионального социума.

В региональном пространстве наблю дается разрыв между профессиональным определением и потребностями регио нального рынка труда, оценками пре стижности профессий и реальной востре бованностью. Отмечаются тревожные тен денции, связанные с тем, что студенчество не связывает свою профессиональную реализацию с региональным развитием, достаточно четко фиксируется стремле -ние к миграции в мегаполисы.

Само по себе наличие высшего образо вания сегодня уже не является предпосыл кой для успешной самореализации моло -дых людей в региональном пространстве.

В условиях социально- экономической трансформации в современном россий ском обществе в установках работодателей четко фиксируется ориентация на наличие опыта профессиональной деятельности. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном россий ском обществе, наибольшего успеха доби вается тот выпускник, который уже имеет такой опыт. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспек тив путем сокращения усилий, затрачива емых на учебу и получение диплома, пере стающего гарантировать доступ к соци ально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта. Данные факты свидетельствуют о том, что произошли существенные изме нения в представлениях молодежи о путях достижения успеха в жизни и факторах, его определяющих. Все это актуализирует потребности концептуального осмысле -ния условий выбора жизненных стратегий студенческой молодежью, исследования вектора изменения профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества, что и выступает основной исследователь ской проблемой данной работы. Научное осмысление происходящих изменений в жизненных стратегиях позволять выстро ить эффективную политику в сфере занятости и профориентации молодежи, открывает дополнительные возможности по разработке стратегии развития челове ческого капитала.

Необходима разработка концепции и комплексных программ социально культурного развития студенчества, ори ентированных на устранение разрывов в профессионально-мотивационных аттитюдах и потребностях региональ ного рынка труда. Необходимо опреде лить новые формы трудовой мобиль -ности и говорить о конструировании индивидом собственной повседневности в рамках долгосрочного целеполагания и целереализации. Комплексные про -граммы должны обеспечивать внедрение профессионально мотивационных обра зовательныхтехнологий, развитие системы информационно коммуникативного управления и информационного сопро -вождения целевых программ реализации молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.