Научная статья на тему 'Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей'

Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
863
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / VALUES OF YOUNG PEOPLE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ТРУД / WORK / МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО / MASS SOCIETY / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LABOR VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гнатюк М.А.

В статье автор изучает проблему прагматизации и инструментализации трудовых ценностей российской молодежи с позиций влияния на этот процесс глобализации, оказывающей значительное влияние на социализацию молодого поколения и разрушение традиционной этики труда и трудовых отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гнатюк М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of pragmatisation and instrumentalisation of labor values of the Russian youth from the point of globalization influence on this process that produced a significant influence on the socialization of the young generation and the destruction of traditional ethics of labor and labor relations in Russia.

Текст научной работы на тему «Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей»

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ВУСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Гнатюк Максим Александрович

Соискатель Адыгейского государственного университета, г. Майкоп e-mail: gnatuk_m@yandex.ru

В статье автор изучает проблему прагмати-зации и инструментализации трудовых ценностей российской молодежи с позиций влияния на этот процесс глобализации, оказывающей значительное влияние на социализацию молодого поколения и разрушение традиционной этики труда и трудовых отношений в России.

Ключевые слова: молодежь, ценности молодежи, глобализация, социализация, трудовые ценности, труд, массовое общество.

RUSSIAN YOUTH IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION: THE FEATURES OF SOCIALIZATION AND FORMATION OF LABOR VALUES

Gnatyuk Maksim A.

Applicant

Adygei State University, Maikop, e-mail: gnatuk_m@yandex.ru

The article examines the problem of pragmatisa-tion and instrumentalisation of labor values of the Russian youth from the point of globalization influence on this process that produced a significant influence on the socialization of the young generation and the destruction of traditional ethics of labor and labor relations in Russia.

Keywords: young people, the values of young people, globalization, socialization, labor values, work, mass society.

В сложившейся современной реальности, в том числе в российской, внимание к молодежи и ее социальной роли значительно актуализировалось и активизировалось. Особенно внимание привлекают вопросы ценностного состояния молодежи, формирования ценностных приоритетов, и в этом ключе исследователи совершенно справедливо указывают на специфику современной ситуации, которая проявляется

в эффекте временного дисхроноза, когда в одном социальном пространстве сосуществуют люди, живущие в разных темпомирах [1], и особенно характерно это для представителей разных поколений.

Скорость социальных преобразований и социальной мобильности формирует потребность в реализации жизненных стратегий, соответствующих условиям новой социальной реальности динамично меняющегося и полного неопределенности типа. В этих условиях важное значение приобретают самоорганизация и самодисциплина индивида, его способность вырабатывать индивидуальные стратегии и нести за них индивидуальную ответственность. Знание того, каким образом сегодня происходит становление мотивационных, ценностных и поведенческих аттитюдов, позволит судить о том, какое значение современная молодежь придает жизненно важным ценностям, в том числе в сфере труда, и прогнозировать социальные последствия изменений в трудовых ценностях молодежи.

Для этого необходимо обратиться к проблеме социализации молодежи, в рамках которой происходит становление ценностного мира молодежи. Необходимо отметить, что в современной науке сложилось множество подходов к социализации, множество моделей социализации. Так, в рамках социального конструктивизма П. Бергером и Т. Лукманом предложена двухступенчатая модель социализации, основанная на различении первичной и вторичной социализации [2]. В процессе первичной социализации, которую можно определить как до-трудовую, индивид усваивает необходимый минимум социальных ценностей и норм, в то время как в процессе вторичной социализации, связанной с вхождением индивида в профессиональную среду, - соответствующие профессиональные ценности, нормы, знания, которые позволяют ему занять определенное место в обществе, получить тот или иной статус.

Соответственно, на первой стадии социализации высока роль базовых агентов социализации, но в современном российском обществе, как отмечает Л.В. Тарасенко, социализация приобретает специфические черты, связанные с тем, что ребенок становится объектом не столько семейного воспитания, сколько разноплановых социализирующих воздействий, порой не всегда высокого качества [3].

Новое поколение, часто называемое поколением Next, в описании М. Тейлора характеризуется такими чертами, как доминирование потребительского отношения к жизни; приоритет досуговых ориента-ций, потребительское отношение к образованию; критическое отношение и недоверие к традиционным ценностям и устоям жизни; примат

личных потребностей перед общественными и несдержанность желаний; высокая степень самоуверенности, убежденности в собственной уникальности, приспособляемости и прагматизма, скептицизма и цинизма, недоверия к авторитетам при дефиците воспитанности и отзывчивости; склонность к риску, причем избирательная; инфантилизм и интеллектуальное равнодушие; неготовность к социальной активности и покорность судьбе; отсутствие навыков построения прочных и близких отношений друг с другом при высоком уровне знания техники и принятия этнокультурного многообразия [3, с. 116].

Многое из перечисленного характерно и для современной российской молодежи, которая социализируется в едином информационном пространстве, насыщенном разнообразной информацией, зачастую низкопробного характера и антигуманистической направленности.

Деградационные процессы, наблюдаемые в молодежной среде современной России, самым непосредственным образом связаны с засильем массовой культуры, образцы которой кардинально отличаются от содержания элитарной, высокой культуры и культуры как таковой вообще [4, с. 59]. Современное общество глобализационного типа предлагает возможности выбора, но этот выбор формируется в условиях господства массовой и потребительской культуры, ценности которой транслируют современные СМИ, оказывая социализирующее воздействие на молодое поколение, погруженное в информационное пространство.

Массовая культура формирует человека массы, не знакомого с ценностями народной культуры, ее образцами и духовным содержанием и ориентирующегося на символы и нормы примитивизированной массовой культуры, порожденной эпохой глобализации. Человек массы, как пишет Г. Маркузе, не отягощен связями с традицией, знаниями о ней, об историческом прошлом своего народа и человечества, не обременяет себя усилиями по формированию обширного круга знаний и ценностей, формирующихся в ходе знакомства с культурным достоянием человечества [5, с. 77].

Для массового человека труд не является высшей ценностью, не содержит в себе потенциала для духовного совершенствования, а отсюда и формулируется учеными проблема под названием «конец труда», того труда, который обеспечивал социальную стабильность и образ жизни, механизмы идентификации и карьерные стратегии [6, с. 22]. Правда, в этом М.Н. Макарова не видит никакой катастрофы и, более того, говорит о переходе труда в иное качество, которое характеризуется более ответственным отношением к нему, более высоким стату-

сом творчества в трудовой деятельности индивида, высокой степенью открытости труда и свободы новых форм труда созидательного типа [6, с. 22].

Мы придерживаемся иной точки зрения, связанной с тем, что трансформация труда как социального института носит амбивалентный характер, проявляющийся, с одной стороны, в открытии новых форм и возможностей для трудовой самореализации в связи с более высокой степенью социальной мобильности труда, не характерной для традиционных форм занятости, но с другой - в дегуманизации сферы труда, с ее прагматизацией, эгоизацией, цинизацией, формированием примитивного отношения к труду, которое сводится сугубо к удовлетворению материальных запросов и потребностей. Последнее обстоятельство не может рассматриваться как позитивное явление, поскольку дегуманизация трудовой сферы и, соответственно, субъектов трудовой деятельности - это путь к дегуманизации всей социальной сферы, и сегодня отчетливо наблюдается полный трагизма антигуманный путь человечества, который неминуемо приведет к деградации человеческой цивилизации даже в том случае, если она не погибнет на этом пути.

Стоит присмотреться повнимательнее к тому, как описывает массового человека или человека массы Х. Ортега-и-Гассет: человека массы представляет собой индивида с низким уровнем культурного развития, низким уровнем образования при высокой самооценке и самоуверенности в собственной самодостаточности с выраженным мифологическим сознанием и превратными представлениями о таких ценностях и понятиях, как свобода, равенства, смысл жизни [4, с. 59].

Одним словом, массовая культура - примитивная культура, и соответственно, в ее лоне формируется примитивный массовый человек, не способный к творческому, ответственному и социально значимому труду. Так о какой позитивной трансформации труда и трудовых ценностей может идти речь, когда основной субъект труда - молодежь превращается в типичную человекомассу, не способную к пониманию того, что такое творчество, ответственность, истинный труд? Сегодня исчезает этическая составляющая профессии и упрощается сам труд, пишет О.В. Аксенова, что ведет к депрофессионализации как отражению девальвации ценностей служения обществу и ответственности перед ним в процессе профессиональной и трудовой деятельности, стремления обладать фундаментальными знаниями в рамках понятия «профессионал» [7, с. 35].

Через труд реализуются все остальные способы человеческой жизнедеятельности, а также удовлетворяются, воспроизводятся по-

требности людей и создаются социальные отношения, а потому «в отношении к труду всегда проявлялось отношение человека к самому себе, другим людям, обществу в целом» [8, с. 262]. Еще в ранний период российской истории, в древнерусской культуре сформировалось благоговейное отношение к труду, а в последующем периоде утверждения православной культуры сформировались ключевые принципы отношения к труду, среди которых:

- обязательность труда для каждого человека независимо от занимаемого им статуса и имущественного положения;

- признание только такого труда благим, который совершается не ради удовлетворения эгоистических интересов личности, а ради служения Богу и обществу;

- признание любого труда почетным без разделения на престижные и непрестижные виды трудовой деятельности и свободы выбора труда и профессии;

- принцип благотворительности и милосердия, основанный на понимании того, что богатство есть данное свыше во временное пользование и накладывающее благотворительные обязательства;

- накопление капитала, бережливость и расчетливость не являются добродетелями сами по себе, поскольку направлены на увеличение материального богатства, а связаны с телесным и духовным очищением как отражением традиции потребительского аскетизма [8, с. 263].

В православной традиции отдавался приоритет творческому началу в труде, что сформировало его гедонистическую сущность в том плане, что в трудовой деятельности сам трудовой процесс доставляет удовольствие, радость. Сегодня не часто встретишь человека, получающего истинное удовольствие от труда, и доминирующим мотиватором трудовой деятельности выступает стремление к материальному достатку. Честный труд в современных российских условиях сильно дискредитирован, поскольку с ним ассоциируются бедность, низкий уровень материального благополучия и отсутствие перспектив накопления и богатства, а потому он нуждается в идеологической поддержке на современном этапе.

Отношение к труду, ценность труда в российском обществе отражается в пословицах и поговорках, т. е. заложена в архетипах коллективного бессознательного. Эти архетипы стали предметом социологического анализа в исследовании В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, Н.А. Романович, в котором ученые пытались выяснить, какие из поговорок в большей степени соответствуют жизненной позиции россиян («Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Работа дураков любит»,

«Труд человека кормит, а лень портит», «Ешь - потей, работай - мерзни»). Полученные результаты показали, что противоположно направленные архетипы, сосуществуя в сознании россиян, образуют диалектически противоречивую систему связей. Так, стремление к интересной и творческой работе сочетается со стремлением к достойному заработку, но при этом каждый третий россиянин не собирается излишне упорствовать, хотя ничего общего с ленью это, как отмечают исследователи, не имеет, так как, если работа доставляет удовольствие, россияне будут «гореть» на работе [8, с. 270-271].

Исследование В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, Н.А. Романович позволило выявить связь, существующую между общими тенденциями в развитии россиян в контексте уровня их солидарности, отношения к социальной активности, к свободе и отношением к труду, и оценка этой связи была дана негативная, так как рост равнодушия, социальной пассивности и деконсолидированности россиян отрицательно сказался и на их отношении к труду, что соответствует нашим высказываниям о негативном влиянии на молодежь образцов и стилей жизни, транслируемых массовым и потребительским обществом.

Другими словами, формирование трудовых ценностей молодежи обусловлено как микрофакторами (воспитание в семье, ее материальный социальный статус, культурный уровень, социализация в школе, место жительства, дружеское окружение и т. д.), так и макрофакторами, на уровне которых отражаются тенденции общественного развития в сферах культуры, экономики, политики, образования.

Бесспорно, приоритетная роль на стадии первичной социализации, когда только закладываются основы отношения к труду, принадлежит семье, так как именно родительские установки в передаче основных ценностей молодому поколению становятся базисом, на который накладываются ценностные воздействия других агентов социализации. Именно в семье выявляются интересы и склонности ребенка, начинается развитие этих интересов (ребенка отдают в кружки, секции) [9, с. 136], а образ трудовой деятельности родителей, окрашенный определенным отношением к собственному труду, становится сообразным ориентиром для ребенка. Профессиональный выбор родителей для многих детей становится профессиональным ориентиром.

Однако современные родители в России также стали заложниками сложной и кризисной ситуации в профессионально-трудовой сфере и на рынке труда в целом, а потому, как показало исследование И.П. Поповой, среди ценностей, которые пытались передать своим детям родители в рамках привития определенных профессиональных и

трудовых ориентаций, таким видам, как профессия, призвание, места не нашлось, но при этом акцентируется внимание на ценности образования, правда, в прагматическом ключе - через призму тех благ и выгод, которое оно дает сегодня [9, с. 136]. Родители используют такие эпитеты, как «правильное образование», которое дает возможность достижения высокого социального статуса и карьерного роста, при этом оказывая доминирующую роль в выборе вуза для своего ребенка, зачастую без учета интересов и способностей самого ребенка.

Несамостоятельность в выборе будущей профессии может объясняться как отсутствием явно выраженных интересов, способностей, целей, так и конъюнктурным видением рынка труда родителей, которые определяют профессиональный выбор детей, основываясь на своей большей осведомленности о ситуации на рынке труда.

Поведение родителей в современной России понять можно, поскольку оно продиктовано желанием получше устроить ребенка, дать ему «правильное образование» и обеспечить хорошую стартовую площадку для дальнейшей трудовой и профессиональной деятельности, и против такой родительской тактики на современном этапе, когда отсутствует система трудовой социализации в школе, элементы профессиональной подготовки школьников к будущей профессии, сложно что-либо предпринять при понимании всей тяжести последствий такой стратегии формирования профессиональных и трудовых стратегий молодежи, определяющих ее жизнь (а не только трудовую деятельность), поскольку труд, как уже было сказано, является той сферой, в которой отражаются все другие виды человеческой жизнедеятельности.

В труде человек проводит значимую часть своего жизненного времени, и есть огромная разница между тем, как проводится это время с любимой профессией, с трудом, доставляющим эстетическое удовольствие и творческую радость, и тем, как проводится время в труде, который воспринимается не иначе как вынужденный.

В этой связи актуализируется проблема формирования трудовых ценностей таким агентом социализации, как школа, который дистанцировался от своей воспитательной функции и тем самым утратил свою воспитательную миссию. Учителя, как пишет Т.А. Хагуров, перестали быть значимыми взрослыми и превратились в поставщиков образовательных услуг, что свидетельствует о разрушении продуктивной системы детско-учительских отношений, которые часто в советской школе компенсировали дисфункции в семье [10]. Честность в труде, любовь к собственному делу, самоотдача в работе и радость от труда - такими ценностями оперировали советские учителя в процессе

обучения школьников, ибо трудовое воспитание и формирование духовно окрашенного отношения к труду выступали важной частью педагогической деятельности в советский период.

Отсутствие единой системы воспитания молодежи на основе единой ценностно-нормативной базы стало источником того, что семья и школа сегодня в России не выступают звеньями единого социа-лизационного процесса. А.В. Меренков совершенно справедливо отмечает, что при переходе к рыночной экономике в России была разрушена апробированная веками и доказавшая свою эффективность система взаимодействия государства и базовых институтов социализации и воспитания [11, с. 102], а без такой системы процесс социализации приобретает неуправляемый характер, не имеющий в своем основании общих целей, задач, ценностей, а потому высокорискогенный как для самой молодежи, так и для всего общества.

В российском обществе традиционной составляющей воспитания молодежи выступало трудовое воспитание, которое практиковалось в семье, когда старшие дети помогали смотреть за младшими, выполняли определенную работу по дому, т. е. были включены в трудовой процесс, причем социально значимый (поскольку такой труд приносил пользу всей семье). Школа также в образовательном процессе значительное внимание уделяла трудовому воспитанию, а сегодня она стала тем местом, где дают полезные знания для того, чтобы перейти на следующий этап образовательной иерархии.

Одним словом, из социализационной системы российского общества при переходе к рыночным отношениям была устранена трудовая составляющая, и во многом поэтому сегодня молодежь демонстрирует преимущественные досуговые практики времяпрепровождения, не связанные никак с трудом. Только 33 % подростков, опрошенных в исследовании А.В. Меренкова, признают, что на их повседневное поведение и жизненные ориентации оказывает влияние семья, низкая эффективность воспитательных усилий которой, по мнению этого же исследователя, связана с отсутствием у современной российской семьи знаний о содержании и особенностях того воспитания, которое соответствует требованиям современной жизни, а потому 55 % опрошенных родителей признаются в невысокой результативности своих воспитательных усилий [11, с. 109]. Удивительно ли, что в данных условиях в стране растет численность наркоманов, случаев суицида, наблюдается рост аморальности и противоправных действий в подростково-молодежной среде?

Итак, можно подвести некоторые итоги. В эпоху глобализации социальные риски становятся столь же глобальными, и к ним, помимо широко известных и обсуждаемых в научном сообществе (речь идет о рисках демографического, экологического и т. д. типа), следует отнести также риски в сфере труда, которые связаны с трансформацией трудовых ценностей, утрачивающих в своей основе необходимое для развития и существования общества духовное начало. Массовизация культуры как проявление процесса глобализации отражается и на мас-совизации труда, отношение к которому становится таким же примитивным и сводящимся к удовлетворению материальных потребностей, что не может рассматриваться иначе как явная угроза духовному развитию российского общества и мировой цивилизации в целом. Прагматизм трудовых ценностей российской молодежи, граничащий с эгоизмом и примитивизмом, выступает следствием социализации в современной российской реальности, в которой установившийся социальный (рискогенный, несправедливый, в высшей степени нестабильный) порядок весьма благоприятен для трудовой деятельности эгоистично-прагматического типа и, наоборот, неблагоприятен для трудовой деятельности, основанной на принципах социальной значимости и полезности, творческой и духовной инициативы, но, как это ни парадоксально, в сложившейся социальной реальности приобретающей характер риск-деятельности как не соответствующей доминирующей идеологии массового общества.

Литература

1. Тимербулатова Н.Э. Жизненные стратегии студенческой молодежи в региональном социуме // Власть. 2012. № 6. С. 145-147.

2. Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.

3. Тарасенко Л.В. Специфика профессиональной социализации личности в условиях обострения социальных противоречий современного российского общества (на примере г. Таганрога) // Власть. 2009. № 8. С. 111-114.

4. Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 59-71.

5. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества : пер. с англ. М., 1994. 368 с.

References

1. Timerbulatova N.E. Zhiznennyie strate-gii studencheskoy molodezhi v regionalnom sotsiume // Vlast. 2012. № 6. S. 145.

2. Berger P., Luman T. Sotsialnoe kon-struirovanie realnosti: Traktat po sotsiologii znaniya. M., 1995. 323 s.

3. Tarasenko L.V. Spetsifika professio-nalnoy sotsializatsii lichnosti v usloviyah o-bostreniya sotsialnyih protivorechiy sovre-mennogo rossiyskogo obschestva (na primere g. Taganroga) // Vlast. 2009. № 8. S. 111— 114.

4. Shendrik A.I. Globalizatsiya v sisteme kulturologicheskih koordinat // Znanie. Poni-manie. Umenie. 2005. № 1. S. 59-71.

5. Markuze G. Odnomernyiy chelovek. Issledovanie ideologii razvitogo industrial-nogo obschestva : per. s angl. M., 1994. 368 s.

6. Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом: Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М., 2007. 168 с.

7. Аксенова О.В. К проблемам методологии исследования российского профессионала как субъекта социального действия // Вестник Института социологии. 2012. № 5. С. 12-42.

8. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М., 2014. 352 с.

9. Попова И.П. Профессиональный выбор: влияние культурных ресурсов семей российских специалистов // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 130-140.

10. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. 2013. № 7. С. 152-181.

11. Меренков А.В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 101-110.

6. Makarova M.N. Trud v obschestve znaniy. Obrazovanie pod voprosom: Strategii vosproizvodstva obrazovatelnogo potentsiala v sovremennom obsches^. M., 2007. 168 s.

7. Aksenova O.V. K problemam metod-ologii issledovaniya rossiyskogo professional kak sub'ekta sotsialnogo deystviya // Vestnik Instituta sotsiologii. 2012. № 5. S. 12-42.

8. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Romanovich N.A. Otnoshenie k sotsialnoy realnosti v rossiyskom obschestve: sotsiokulturnyiy mehanizm formirovaniya i vosproizvodstva. M., 2014. 352 s.

9. Popova I.P. Professionalnyiy vyibor: vliyanie kulturnyih resursov semey rossiyskih spetsialistov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. № 11. S. 130-140.

10. Hagurov T.A. Deviatsii, sotsialnyiy kontrol i riski vzrosleniya v sovremennoy Rossii // Vestnik Instituta sotsiologii. 2013. № 7. S. 152-181.

11. Merenkov A.V. Tendentsii izmeneniya semeynogo vospitaniya v sovremennom obschestve // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. № 2. S. 101-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.