Научная статья на тему 'Жизненные стратегии социокультурного поведения социально-демографических и территориальных групп белорусского общества'

Жизненные стратегии социокультурного поведения социально-демографических и территориальных групп белорусского общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE STRATEGIES / SOCIOCULTURAL BEHAVIOR / CULTURE / BASIC VALUES / TOOL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лашук И. В.

В статье представлен концептуальный анализ жизненных стратегий социокультурного поведения, которые являются своего рода «маркерами» социокультурного развития современного общества. На базе предложенных концептуальных основ проведен эмпирический замер, в результате чего разработана модель жизненных стратегий социокультурного поведения социально-демографических и территориальных групп белорусского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE STRATEGIES OF SOCIOCULTURAL BEHAVIOUR OF SOCIAL-DEMOGRAPHIC AND TERRITORIAL GROUPS OF THE BELARUSIAN SOCIETY

The conceptual analysis of life strategies of sociocultural behavior which are some kind of«markers» of sociocultural development of modern society is presented in the article. On the basis of the offered conceptual bases empirical measurement was developed and whereby the model of life strategies of sociocultural behavior of social-demographic and territorial groups of the Belarusian society was carried out.

Текст научной работы на тему «Жизненные стратегии социокультурного поведения социально-демографических и территориальных групп белорусского общества»

И. В. ЛАШУК,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРУПП БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

В статье представлен концептуальный анализ жизненных стратегий социокультурного поведения, которые являются своего рода «маркерами» социокультурного развития современного общества. На базе предложенных концептуальных основ проведен эмпирический замер, в результате чего разработана модель жизненных стратегий социокультурного поведения социально-демографических и территориальных групп белорусского общества.

Ключевые слова: жизненные стратегии, социокультурное поведение, культура, базовые ценности, инструментальные ценности.

Жизненные стратегии социокультурного поведения социальнодемографических и территориальных групп белорусского общества

Стратегия социокультурного развития Республики Беларусь связана с формированием целостной национальной и государственной политики, затрагивающей коренные вопросы жизни всего белорусского общества, составляющих его социальных групп и общностей. Без осмысленных стратегических решений, рассчитанных на длительную перспективу, невозможно говорить о единстве и целостности белорусского народа. Отсюда вытекает, что в фокусе внимания и исследовательского интереса должно находиться отслеживание параметров основных социокультурных изменений и процессов, касающихся формирования новых социокультурных стратегий поведения, от чего зависит успешность проводимых в стране реформ, актуализации различных пластов культурной и исторической памяти и преодоления негативных последствий разрыва традиций в нашем обществе. Социологическим показателем, позволяющим отслеживать тенденции социокультурного развития современного общества, являются, по нашему мнению, жизненные стратегии социокультурного поведения. В данной работе мы попытались разработать собственное концептуальное определение понятия «жизненные стратегии социокультурного поведения» на базе следующих теоретико-методологических оснований.

1. Культурсоциологический подход. В основе данной работы лежат теоретические положения, которые разрабатываются сегодня в рамках культурсо-циологического направления, основателем которого признан Дж. Александер

[1, с. 27]. На фоне целого ряда подходов, разворачивающих социологическое рассуждение «о культуре», этот исследовательский проект выделяется тем, что рассматривает культуру не как один из объектов социологического анализа, а как наиболее важную характеристику социального, определяющую базовый модус социологического рассуждения. Иными словами, культура, указывая на определенное видение социальной реальности, предстает в качестве организующего принципа, формирующего теоретическую оптику социологического исследования, а подход в целом обретает статус общей социологической теории, в противоположность концепциям, которые более корректно рассматривать как версии социологической субдисциплины «социологии культуры».

Не вдаваясь подробно в историю и предпосылки возникновения данного дискурса в социальной теории (это предмет отдельной работы), отметим, что существуют принципиальные различия между традиционно понимаемой социологией культуры и культурсоциологией. Главное отличие последней заключается в том, что культура уже не рассматривается как предмет специальной социологической теории (как это делается в социологии культуры), речь идет об изучении культуры на метатеоретическом уровне. Тем самым куль-турсоциология претендует на статус фундаментального знания об обществе, где само социальное трактуется и интерпретируется в терминах культурного, социум понимается как «производный» от культуры.

Белорусский социолог В. Л. Абушенко отмечает, что в современном знании культурсоциология обозначает «...определенный тип постнеклассического “социологизирования”, “метатеоретический социологический подход” в анализе культуры, чем являет собой некую дисциплинарную и/или парадигмаль-ную целостность, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки ее институционализации как социологической школы (тем же Ф. Х. Тенбруком) и/или особой социологической теории». Внутри рамки культурсоциологии возможны различные версии оформления в зависимости от методологических и концептуальных оснований. Так, культуры в культурсоциологии можно рассматривать в предметной, ценностной, символической, текстовой, деятельностной, технологической, игровой, коммуникационной, субъектной и организационной перспективах. При этом ни одна из обозначенных концептуализаций не может претендовать на универсальное видение культуры, но каждая является универсальной в смысле анализа среза культуры [2, с. 344].

Итак, главное отличие культурсоциологии от традиционной социологии культуры заключается в том, что культура уже не рассматривается как предмет специальной социологической теории (как это делается в социологии культуры), речь идет об изучении культуры на метатеоретическом уровне. Тем самым культурсоциология претендует на статус фундаментального знания об обществе, где само социальное трактуется и интерпретируется в терминах культурного, социум понимается как «производный» от культуры.

2. Социоанализ П. Бурдьё. Для нашего анализа важными являются два основных тезиса социоанализа П. Бурдьё:

1) социальная реальность рассматривается как многомерное пространство, включающее различные поля (политическое, экономическое, социальное, культурное и т. д.) - социальная топология пространства;

2) различие между эмпирическим индивидом (наблюдаемым в обыденном опыте) и эпистемическим индивидом (сконструированным исследователем в целях анализа) [3].

3. Типологический подход к культуре (В. Л. Абушенко). Следуя куль-турсоциологической методологии, социолог В. Л. Абушенко выделяет 10 основных концептуализаций феномена «культура» в современном социогума-нитарном знании: предметный, деятельностный, ценностный (аксиологический), технологический, символический, игровой, текстовый, коммуникативный, субъектный и организационно-диалоговый подходы [4, с. 133].

Среди выделенных автором перспектив концептуализации феномена «культура» фокус нашего внимания сосредоточен на аксиологическом и деятельностном понимании феномена «современная культура». Суть нашей концептуализации заключается в следующем: в основании различного рода культурных выборов индивидов и групп лежат ценностные приоритеты. Однако существуют они не сами по себе, а в связке с деятельностным компонентом в том смысле, что реализуются в реальной практической деятельности людей и закрепляются в повторяющихся моделях поведения. Не претендуя на универсальность, данный подход является одной из возможных концептуализаций культуры в конкретном научном проекте.

Итак, концепт «жизненные стратегии социокультурного поведения» в рамках представленных методологических оснований базируется на следующих положениях:

1. Мы берем в основу веберовское представление о социальном действии и его осмысленности действующим субъектом, с одной стороны, с другой -используем метод построения «идеальных» типов стратегий поведения, отражающих не «объективную» реальность, а основные тенденции социума, в котором живут и действуют осмысливающие субъекты.

2. Мы концептуализируем социальное пространство в терминах П. Бур-дьё, предполагая, что оно состоит из различных полей, в каждом из которых «играют» свои козыри в форме капиталов. Капиталы могут выступать в объективированной и инкорпорированной формах.

3. Каждое поле является в той или иной степени социокультурным.

4. Вслед за феноменологами мы предполагаем, что люди взаимодействуют в конкретных именно для них жизненных ситуациях, в которых они и делают свой выбор.

Жизненные стратегии социокультурного поведения в современном обществе представляют собой «чистые» (идеальные) типы стратегий поведения «агентов», имеющих различные капиталы и делающих свой выбор в жизненных ситуациях конкретного поля, являющегося в той или иной степени социокультурным. Иными словами, стратегии поведения формируются и проявляются в жизненных ситуациях в различных полях - экономическом,

политическом и др., каждое из которых является в той или иной степени социокультурным.

В рамках предложенных концептуальных оснований жизненные стратегии социокультурного поведения имеют в первую очередь аксиологическую природу. В рамках данного исследовательского проекта предполагается деление ценностей на базовые (предельные) и инструментальные ценности.

Так, базовые ценности представляют собой ядро личности, являются основным мотивом социальной активности, обеспечивают ее целостность и определяют программы и стратегии жизнедеятельности. Базовые ценности можно определить как предельные мотиваторы социальной активности агента. Предельные, поскольку они представляют собой наивысший уровень регуляции поведения личности, и за ними уже ничего другого поставить нельзя; мотиваторы - поскольку эти ценности требуют реализации в социальных практиках и побуждают к этому; социальной активности - поскольку эта активность необходимо должна быть направлена на другого.

Инструментальные ценности понимаются как социально значимые ресурсы, которые используются индивидами в социальных практиках. В отличие от базовых ценностей, характеризующих то, что движет людьми, инструментальные ценности относятся к средствам, которые люди используют для достижения собственных целей.

«Закрепление», формирование, воспроизводство ценностных иерархий происходит в повседневном взаимодействии людей или в повседневном мире. Оказывается, что ценностная позиция проявляется в действиях индивидов и групп в возникающих проблемных жизненных ситуациях. Проблемная жизненная ситуация возникает тогда, когда нарушается упорядоченность привычного течения жизни. Необходимость решать ту или иную проблему (или несколько проблем одновременно) требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений и, наконец, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата. С другой стороны, тип проблем, стоящих перед человеком, несет на себе печать политического, экономического и культурного контекста, в котором они возникают, а также социального окружения. В таком случае значимость инструментальных ценностей определяется степенью «включения» в решение проблемных жизненных ситуаций.

Инструментальные ценности, или ценности-средства, интерпретируются нами одновременно и как «включенные» в повседневную практику капиталы. То есть, не каждый из имеющихся у человека ресурсов помогает ему в различного рода проблемных жизненных ситуациях, в этом случае он является капиталом «на бумаге» или формальным ресурсом. Реальным он станет только в том случае, когда «включится» и закрепится в повседневных моделях поведения.

Итак, жизненные стратегии социокультурного поведения определяются, во-первых, базовыми ценностными ориентирами. С другой стороны, в повседневной жизни, сталкиваясь с различного рода проблемными жизненными ситуациями, индивид актуализирует имеющийся в его распоряжении за-

пас капиталов (образовательный, сетевой, административный и др.), которые в той или иной степени помогают ему справиться с возникающими повседневными сложностями. В таком случае степень востребованности капитала в повседневности и определяет инструментальную значимость конкретной ценности (капитала).

Поскольку базовые ценности определяют смысл жизни человека, их можно сгруппировать на основе определения «Ради чего я живу»:

1. Ради своего дела (группа ценностей самореализации);

2. Ради себя (группа ценностей благополучия человека);

3. Ради близких ( группа ценностей «людей малого круга»);

4. Ради других (группа ценностей «чужого мнения») (табл. 1).

Таблица 1. Операционализация базовых ценностей «Ради чего я живу»

Базовые ценности «Ради чего я живу» Содержание Индикаторы

Ради своего дела Работа и профессионализм Интересная работа Профессионализм в своем деле Общественная польза моего труда

Ради себя Личное благополучие (физическое, душевное и социальное благополучие) Душевный покой и комфорт Здоровье Физическая красота Материально обеспеченная жизнь Досуг и хобби

Ради близких Малый круг Дети Родители Супруг(а), любимый человек Друзья

Ради других Положение в глазах других Репутация в глазах значимых для Вас людей Власть, возможность влиять на других людей Карьера Высокое положение в обществе

Перечень инструментальных ценностей разрабатывался с учетом форм капиталов, выделенных П. Бурдьё: каждому капиталу соответствует определенный набор инструментальных ценностей (табл. 2).

Итак, в соответствии с разработанными концептуальной и операциональной схемами исследования жизненные стратегии социокультурного поведения мы изучаем через два основных компонента - базовые и инструментальные ценностные стратегии. Рассмотрим их подробнее1.

1 В данной работе представлены результаты социологического исследования, проведенного сектором культурных инноваций Института социологии НАН Беларуси по республиканской выборке в 2013 г. (выборочная совокупность составила 1545 респондентов). Согласно поставленным целям исследования, полученная выборочная совокупность является репрезентативной по 7 регионам республики (6 областей и г. Минск), типу населенного пункта (город, село), а также по величине населенного пункта (5 зон: I - областной центр (население свыше 250 тыс.),

II - крупный город (от 100 до 250 тыс.), III - большой город (от 50 до 100 тыс.), IV - районный центр (от 10 до 50 тыс.) и V - малые города и поселки городского типа (до 10 тыс. населения).

Таблица 2. Операционализация инструментальных ценностей

Капиталы Индикаторы

Экономический (материальновещественный) Деньги

Наличие собственности (жилье, машина и т. п.)

Символический (авторитет) Авторитет Ваших знаний и опыта

Ваше положение в обществе

Социальный («коллективный капитал» + «репутация») Семья, родственники, близкие друзья

Наличие связей среди профессионалов различных областей

Наличие связей с людьми с высоким положением в обществе

Культурный (институциолизи-рованное подтверждение + «диспозиции ума и тела» + «культурные товары») «Культурные товары» - это товары, производимые человеком и имеющие значимость в культуре Образованность и профессиональная компетентность

Знания, жизненный опыт Личностные качества (терпимость, духовность и т. п.); Деловые качества

Здоровье Хорошая внешность

Базовые жизненные стратегии социокультурного поведения Проведение многомерного факторного анализа позволило выделить четыре фактора (главных компонент):

1. Вектор, связанный с высокой значимостью ценностей физического благополучия и положения в глазах других:

физическая красота, привлекательность;

досуг и хобби;

друзья;

репутация в глазах значимых для Вас людей; власть, возможность влиять на других людей; карьера;

высокое положение в обществе.

2. Второй вектор ориентирован на работу и профессионализм: интересная работа;

профессионализм в своем деле; общественная польза моего труда.

3. Третий вектор сфокусирован на душевном и социальном благополучии: душевный покой и комфорт;

здоровье;

материально обеспеченная жизнь.

4. Четвертый из выделенных векторов - «семейный», ориентирован на малые референтные группы:

дети;

родители;

супруг(а), любимый человек (табл. 3).

Рассмотрим далее проявления каждого из выделенных векторов в различных социально-демографических и территориальных группах. Для этого не-

Таблица 3. Матрица факторных нагрузок значимости базовых ценностей (суммарная объясняющая дисперсия - 63,9 %)’

Базовые ценности Компонента

2 3 4

Интересная работа ,341 ,817 ,140 ,085

Профессионализм в своем деле ,274 ,857 ,164 ,109

Общественная польза моего труда ,310 ,747 ,194 ,133

Душевный покой и комфорт ,094 ,205 ,652 ,128

Здоровье -,028 ,065 ,735 ,197

Физическая красота, привлекательность ,484 ,280 ,433 -,106

Материально обеспеченная жизнь ,318 ,085 ,695 ,068

Досуг и хобби ,530 ,122 ,432 ,073

Дети -,017 ,220 ,119 ,580

Родители ,050 -,090 ,204 ,736

Супруг(а), любимый человек ,206 ,120 ,009 ,813

Друзья ,614 ,129 ,233 ,173

Репутация в глазах значимых для Вас людей ,669 ,264 ,281 ,094

Власть, возможность влиять на других людей ,861 ,198 ,054 ,051

Карьера ,858 ,251 ,009 ,064

Высокое положение в обществе ,864 ,243 ,012 ,038

обходимо произвести преобразование полученных в ходе факторного анализа данных. В данном случае использовалось разбиение факторных значений на четыре группы процентилей, в результате чего по каждому из выделенных факторов создано четыре группы с примерно равномерной частотой и с разной выраженностью ценностного фактора (1 - отсутствует значимость; 2 -выражена слабо; 3 - сильная значимость; 4 - очень сильная значимость). Далее проведем более подробный анализ по каждому из выделенных векторов.

Итак, первый из выделенных факторов условно назван нами «ценности физического благополучия и положения в глазах других». Статистический анализ полученных в ходе исследования данных позволил выявить значимые раз-личия2 в проявлениях данного вектора по следующим характеристикам: пол, возраст, семейное положение и регион проживания.

В зависимости от гендерной принадлежности зафиксировано, что у мужчин данный ценностный блок выражен в значительно большей степени, чем у женщин (табл. 4).

Зафиксированы также значимые различия в зависимости от семейного положения респондентов. Так, в сильной степени выражен данный ценностный блок среди холостых/незамужних и состоящих в гражданском/незарегистрированном браке (табл. 5).

1 Метод выделения: анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 6 итераций.

2 При определении статистически значимых различий использовался критерий Хи-квадрат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Значимость фактора «ценности физического благополучия и положения в глазах других» в зависимости от гендерной принадлежности, %

Ценности физического благополучия и положения в глазах других Пол

мужской женский

Отсутствует значимость 23,0 26,8

Слабая 23,3 26,2

Сильная 26,7 23,8

Очень сильная 27,1 23,2

Итого 100,0 100,0

Таблица 5. Значимость фактора «ценности физического благополучия и положения в глазах других» в зависимости от семейного положения, %

Ценности физического благополучия и положения в глазах других Семейное положение

женат/ замужем холост/ не замужем разведен/ разведена вдовец/ вдова состою в гражданском/ незарегистрированном браке

Отсутствует значимость 28,2 11,9 23,8 41,0 9,7

Слабая 26,8 17,4 34,1 25,7 38,7

Сильная 25,5 29,7 24,6 13,2 22,6

Очень сильная 19,5 41,0 17,5 20,1 29,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

По возрастному критерию обнаружена следующая тенденция: чем старше респондент, тем в меньшей степени для него значимы ценности физического благополучия и положения в глазах других.

Существуют также и региональные особенности в оценках значимости блока ценностей физического благополучия и положения в глазах других. Так, представители Витебской и Могилевской области в большей степени, по сравнению с остальными, демонстрируют высокую значимость данного блока ценностей. С другой стороны, следует отметить, что гродненцы вообще не озабочены или озабочены слабо демонстрацией себя в глазах других (табл. 6).

Таблица 6. Значимость фактора «ценности физического благополучия и положения в глазах других» в зависимости от региона проживания, %

Ценности физического благополучия и положения в глазах других Область

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минск Минская Могилевская

Отсутствует значимость 20,2 20,6 12,0 44,9 29,1 32,6 13,9

Слабая 28,0 19,6 25,0 22,2 34,6 22,3 17,8

Сильная 30,7 16,1 31,3 18,8 24,7 25,0 28,3

Очень сильная 21,1 43,7 31,8 14,2 11,6 20,1 40,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Итак, вектор «ценности физического благополучия и положения в глазах других» проявляется в разной степени в различных социально-демографических и территориальных группах. Выявлены следующие особенности:

1) в зависимости от гендерной принадлежности зафиксировано, что у мужчин данный ценностный блок выражен в значительно большей степени, чем у женщин;

2) в сильной степени выражен данный ценностный блок среди холостых/ незамужних и состоящих в гражданском/незарегистрированном браке;

3) чем старше респондент, тем в меньшей степени для него значимы ценности физического благополучия и положения в глазах других;

4) существуют региональные особенности в оценках значимости блока ценностей физического благополучия и положения в глазах других.

Вектор «работа и профессионализм». По данному ценностному блоку обнаружены статистически значимые различия по уровню образованию и социальному положению. Данные проведенного социологического исследования свидетельствуют о том, что для респондентов, имеющих профессиональное образование, в большей степени важны ценности работы и профессионализма. Следует также отметить, что чем выше уровень профессионального образования, тем больше значимость данного ценностного вектора (табл. 7).

Таблица 7. Значимость фактора «работа и профессионализм» в зависимости

от уровня образования, %

Работа и профессионализм Уровень образования

начальное, среднее неполное (до 9 (8) кл.) общее среднее (11 (10) кл.) профессиональнотехническое (ПТУ) среднее специальное (техникум, профессиональный колледж) высшее, незаконченное высшее

Отсутствует значимость 35,0 28,4 31,3 22,8 14,8

Слабая 18,0 25,4 27,7 27,6 23,7

Сильная 17,0 25,4 16,3 25,7 33,4

Очень сильная 30,0 20,8 24,7 23,9 28,1

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В зависимости от социального статуса зафиксировано: у работающих и пенсионеров ценностный блок «работа и профессионализм» выражен в значительно большей степени, чем у безработных (табл. 8).

Таблица 8. Значимость фактора «работа и профессионализм» в зависимости от социального положения, %

Работа и профессионализм Социальное положение

учащийся, студент работающий пенсионер домохозяйка(ин) безработный

Отсутствует значимость 21,9 19,8 35,9 27,3 47,4

Слабая 22,6 29,0 18,3 16,7 22,8

Сильная 32,9 27,8 15,0 30,3 14,0

Очень сильная 22,6 23,5 30,8 25,8 15,8

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Рис. 1. Значимость фактора «душевное и социальное благополучие» в зависимости от гендерной принадлежности, в %

По остальным социально-демографическим и территориальным характеристикам статистически значимых различий по ценностному вектору «работа и профессионализм» не выявлено.

Ценностный блок «душевное и социальное благополучие» значимо дифференцируется в зависимости от пола и семейного положения. Так, женщины в значительно большей степени ценят душевное и социальное благополучие (рис. 1).

В зависимости от семейного положения зафиксировано: разведенные в большей степени по сравнению с остальными группами ценят душевное и социальное благополучие, в наименьшей степени данный ценностный блок важен для вдов и вдовцов.

Значимость «семейного» вектора достоверно различается в зависимости от типа населенного пункта и возраста. Так, сельчане в большей степени осознают значимость этого блока по сравнению с горожанами (рис. 2). Это может быть связано с локальностью проживания, что дает возможность жителям сельского населенного пункта больше общаться между собой.

По возрасту зафиксировано: для демографической группы 55 лет и старше данный блок ценностей является наиболее значимым (табл. 9).

Итак, статистистико-социологический анализ полученных в ходе исследования данных позволил нам выделить четыре фактора, которые представляют собой базовые жизненные стратегии социокультурного поведения:

□ Город о Село

Отсутствует Слабая Сильная Очень сильная

Рис. 2. Значимость «семейного» фактора в зависимости от типа населенного пункта, в %

Таблица 9. Значимость «семейного» фактора в зависимости от возраста, %

«Семейный» фактор Возраст

до 24 лет 25-39 лет 40-54 года 55 и старше

Отсутствует значимость 29,6 25,6 23,6 22,8

Слабая 27,7 31,0 25,5 17,1

Сильная 22,3 29,7 28,0 19,5

Очень сильная 20,4 13,7 22,9 40,6

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

1. Стратегия, ориентированная на физическое благополучие и положение в глазах других;

2. Второй вектор ориентирован на работу и профессионализм;

3. Третья стратегия сфокусирована на душевное и социальное благополучие;

4. Четвертый из выделенных векторов - «семейный».

По каждой из выделенных стратегий мы выявили статистически значимые социально-демографические и территориальные особенности. Проделаем аналогичную работу и по инструментальным жизненным стратегиям социокультурного поведения.

Инструментальные жизненные стратегии социокультурного поведения Применение факторного анализа полученных в ходе исследования данных позволил выделить четыре инструментальные стратегии (главные компоненты):

1. Первый вектор, условно названный нами «репутация и социально-профессиональные сети», включает в себя следующие инструментальные ценности:

личный авторитет, известность, репутация; положение в обществе;

наличие связей среди профессионалов различных областей; наличие связей с людьми с высоким положением в обществе; образованность и профессиональная компетентность; знания, жизненный опыт, информированность.

2. Второй фактор («личностный») включает в себя следующие ценности: привлекательная внешность;

личностные качества; деловые качества.

3. Третий вектор («экономический») ориентирован на: деньги;

наличие собственности.

4. Четвертый фактор («семейное благополучие и здоровье») - это: семья, родственники, близкие друзья;

здоровье (табл. 10).

Рассмотрим далее социально-демографические и территориальные особенности первой инструментальной жизненной стратегии социокультурного поведения - «репутация и социально-профессиональные сети». Зафиксирова-

Таблица 10. Матрица факторных нагрузок значимости инструментальных ценностей (суммарная объясняющая дисперсия - 71,6 %)'

Инструментальные ценности Компонента

2 3 4

Деньги ,090 ,165 ,831 ,159

Наличие собственности (жилье, машина и т. п.) ,218 ,146 ,814 ,150

Личный авторитет, известность, репутация ,580 ,289 ,553 ,061

Ваше положение в обществе ,546 ,331 ,487 ,116

Семья, родственники, близкие друзья ,152 ,050 ,187 ,868

Наличие связей среди профессионалов различных областей ,846 ,186 ,210 ,156

Наличие связей с людьми с высоким положением в обществе ,830 ,220 ,200 ,048

Образованность и профессиональная компетентность ,737 ,364 ,067 ,198

Знания, жизненный опыт, информированность ,574 ,405 ,098 ,339

Здоровье ,164 ,424 ,141 ,572

Привлекательная внешность ,240 ,713 ,149 ,113

Личностные качества (терпимость, духовность и т. п.) ,243 ,797 ,211 ,135

Деловые качества ,372 ,751 ,198 ,111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ны статистически значимые различия в зависимости от пола, уровня образования и региона проживания.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для мужчин блок ценностей, связанный с репутацией и социально-профессиональными сетями, является значительно более значимым, чем для женщин. В зависимости от уровня образования отмечается, что респонденты, имеющие профессиональное образование, в большей степени ориентированы на стратегию «репутация и социально-профессиональные сети» (табл. 11).

В региональном разрезе также зафиксированы статистически значимые различия. Так, жизненная стратегия, ориентированная на репутацию и социально-профессиональные сети, свойственна в большей степени жителям Витебской и Гомельской областей, соответственно в наименьшей степени - минчанам и представителям Минской области (табл. 12).

Инструментальная жизненная стратегия социокультурного поведения, условно названная нами «личностной», статистически значимо различается в зависимости от пола, возраста и уровня образования. Так, у женщин данный вектор выражен намного сильнее, чем у мужчин. По возрасту зафиксировано: молодые респонденты в большей степени ориентированы на проявление сво-

1 Метод выделения: анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 6 итераций.

Таблица 11. Значимость ценностей «репутация и социально-профессиональные сети» в зависимости от уровня образования, %

Репутация и социальнопрофессиональные сети Уровень образования

начальное, среднее неполное (до 9 (8) кл.) общее среднее (11 (10) кл.) профессионально- техническое (ПТУ) среднее специальное (техникум, профессиональный колледж) высшее, незаконченное высшее

Отсутствует значимость 34,8 28,0 29,2 21,7 17,4

Слабая 16,7 29,1 24,0 26,7 24,2

Сильная 19,0 23,7 19,9 28,4 28,6

Очень сильная 29,4 19,1 26,9 23,2 29,8

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 12. Значимость ценностей «репутация и социально-профессиональные сети» в зависимости от региона проживания, %

Область

Репутация и социальнопрофессиональные сети Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минск Минская Могилевская

Отсутствует значимость 21,1 22,4 14,4 26,0 34,1 35,1 15,5

Слабая 24,6 19,5 22,1 22,7 33,8 25,1 23,0

Сильная 33,8 20,0 27,7 22,1 21,8 19,7 32,1

Очень сильная 20,6 38,1 35,9 29,3 10,2 20,1 29,4

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

их личностных качеств, чем более старшие возрастные группы. Так, средний возраст тех, у кого проявления данного вектора отсутствуют, составляет 50 лет, соответственно у тех респондентов, у которых наиболее сильно проявилась данная инструментальная жизненная стратегия - 41,6 года (рис. 3).

0 -I-----------------------1------------------------1------------------------1------------------------1

Отсутствует значимость Слабая значимость Сильная Очень сильная

Рис. 3. Значимость «личностной» ценностной стратегии в зависимости от возраста, средний

возраст

По уровню образования обнаружено: чем выше уровень, тем в большей степени выражен «личностный» фактор.

«Экономическая» жизненная стратегия социокультурного поведения статистически значимо различается в зависимости от пола и возраста. Так, для мужчин экономические ценности являются более значимыми, чем для женщин. По возрастному критерию - чем старше респондент, тем в большей степени выражена «экономическая» стратегия поведения (табл. 13).

Таблица 13. Значимость «экономических» ценностей в зависимости от возраста, %

«Экономические» ценности Возраст

до 24 лет 25-39 лет 40-54 года 55 и старше

Отсутствует значимость 35,9 22,0 23,3 22,9

Слабая 22,1 25,5 27,1 24,2

Сильная 22,5 27,8 25,0 26,6

Очень сильная 19,5 24,7 24,5 26,4

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

По ценностной стратегии «семейное благополучие и здоровье» обнаружены статистически значимые различия только по одному признаку - региону проживания. В наибольшей степени данный блок проявляется у жителей (в порядке убывания) Брестской, Минской и Витебской областей (табл. 14).

Таблица 14. Значимость ценностного блока «семейное благополучие и здоровье» в зависимости от региона проживания, %

Семейное благополучие и здоровье Область

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минск Минская Могилевская

Отсутствует значимость 15,4 21,4 26,2 29,8 25,6 24,7 34,2

Слабая 20,6 13,8 29,7 27,6 34,1 18,0 21,9

Сильная 22,8 41,0 23,6 19,9 21,2 29,7 24,6

Очень сильная 41,2 23,8 20,5 22,7 19,1 27,6 19,3

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Итак, в ходе анализа данных проведенного социологического исследования проанализированы жизненные стратегии социокультурного поведения различных социально-демографических и территориальных групп белорусского общества. В рамках нашего концептуально-операционального определения жизненные стратегии делятся на базовые и инструментальные ценностные стратегии.

Статистический анализ эмпирического социологического замера позволил выделить четыре базовые жизненные стратегии, каждая из которых имеет

Рис. 4. Модель жизненных стратегий социокультурного поведения социально-демографических и территориальных групп белорусского

общества

Жизненные стратегии социокультурного поведения... 229

свой статистически значимый социально-демографический и территориальный профиль:

1. Вектор, связанный с высокой значимостью ценностей физического благополучия и положения в глазах других:

физическая красота, привлекательность; досуг и хобби; друзья; репутация в глазах значимых для Вас людей; власть, возможность влиять на других людей; карьера; высокое положение в обществе.

2. Второй вектор ориентирован на работу и профессионализм:

интересная работа; профессионализм в своем деле; общественная польза

моего труда.

3. Третий вектор сфокусирован на душевном и социальном благополучии:

душевный покой и комфорт; здоровье; материально обеспеченная жизнь.

4. Четвертый из выделенных векторов - «семейный» - ориентирован на малые референтные группы: дети; родители; супруг(а); любимый человек.

В результате анализа данных создана также типология инструментальных жизненных стратегий социокультурного поведения, имеющая социально-демографическую и территориальную специфику:

1. Первый вектор, условно названный нами «репутация и социально-профессиональные сети», включает в себя следующие инструментальные ценности: личный авторитет, известность, репутация; положение в обществе; наличие связей среди профессионалов различных областей; наличие связей с людьми с высоким положением в обществе; образованность и профессиональная компетентность; знания, жизненный опыт, информированность.

2. Второй фактор («личностный») включает в себя следующие ценности: привлекательная внешность; личностные качества; деловые качества.

3. Третий вектор («экономический»): деньги; наличие собственности.

4. Четвертый фактор («семейное благополучие и здоровье»): семья; родственники; близкие друзья; здоровье.

Разработанная по результатам проведенного исследования модель жизненных стратегий социокультурного поведения различных социально-демографических и территориальных групп белорусского общества представлена на рис. 4.

Литература

1. Александер, Дж. Аналитические дебаты: понимание относительной автономии культуры / Дж. Александер // Социол. обозрение. - 2007. - Т. 6, № 1. - С. 17-37.

2. Абушенко, В. Л. «Культурсоциология»: возможность иного взгляда на социальную теорию / В. Л. Абушенко // Вопр. соц. теории. - 2008. - Т. 2, № 1 (2). - С. 329-344.

3. Бурдьё, П. Начала / П. Бурдьё; пер. с франц. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1994. -288 с.

4. Абушенко, В. Л. Типологический подход к исследованию культуры в культурсоциоло-гии / В. Л. Абушенко // Социол. альм. - № 3. - С. 124-140.

I. V LASHUK

LIFE STRATEGIES OF SOCIOCULTURAL BEHAVIOUR OF SOCIAL-DEMOGRAPHIC AND TERRITORIAL GROUPS OF THE BELARUSIAN SOCIETY

Summary

The conceptual analysis of life strategies of sociocultural behavior which are some kind of «markers» of sociocultural development of modern society is presented in the article. On the basis of the offered conceptual bases empirical measurement was developed and whereby the model of life strategies of sociocultural behavior of social-demographic and territorial groups of the Belarusian society was carried out.

Keywords: life strategies, sociocultural behavior, culture, basic values, tool values.

Поступила 25.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.