Научная статья на тему 'Социокультурный портрет современников'

Социокультурный портрет современников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1032
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерошевич Егор

Путем теоретико-эмпирического анализа жизненных стратегий индивидов можно выявить базовые и инструментальные ценностные векторы, а затем на их основе разработать модель социокультурного поведения разных групп белорусского общества. О том, как это делают в Центре социологии культуры и социальной сферы Института социологии НАН Беларуси, нам рассказывает его руководитель кандидат социологических наук, доцент Ирина Лашук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural portrait of the contemporaries

The basic and instrumental value vectors can be revealed by means of theoretical and empirical analysis of persons life strategies, followed by the model of the sociocultural behavior of different Belarusian social groups, developed on their basis. This is the matter of discussion with associate professor Irina Lashuk, Institute of Sociology, National Academy of Sciences of Belarus.

Текст научной работы на тему «Социокультурный портрет современников»

Социокультурный портрет современников

Путем теоретико-эмпирического анализа жизненных стратегий индивидов можно выявить базовые и инструментальные ценностные векторы, а затем на их основе разработать модель социокультурного поведения разных групп белорусского общества. О том, как это делают в Центре социологии культуры и социальной сферы Института социологии НАН Беларуси, нам рассказывает его руководитель кандидат социологических наук, доцент Ирина ЛАШУК.

Фото В. ЛЕБЕДЕВА

- Ирина Валерьевна, как изменяются научные подходы к изучению культуры?

- Традиционно учеными она рассматривалась довольно узко - как часть общественной или социальной сферы. Долгое время эта точка зрения всех устраивала. Понятие «общество» было более глобальным, а «культура» - более локальным. Однако затем в жизни человечества произошли трансформации, которые поставили исследователей перед необходимостью пересмотреть научные представления о культуре и способах ее изучения.

- С чем именно это связано?

- В условиях глобализации и информатизации люди начали ориентироваться в своем общении

не только на ближайшее окружение - соседей, друзей по двору, родственников и т.д., но все больше на удаленный круг единомышленников по ценностным, мировоззренческим установкам. То есть географические и территориальные границы с развитием транспорта, связи и Интернета размылись и перестали играть решающую роль. Возможности выбора круга общения резко расширились. Соответственно, ученым пришлось заново осмысливать основы изучения общества и социальных групп.

- Удалось договориться о неких единых принципах?

- Единой точки зрения нет. Появилась отдельная новая дисциплина - культурсоциология. В ней культура становится на первое место, рассматривается как фон, на котором протекают различные общественные процессы. Вместе с тем споры о разделении культурного и социального продолжаются. Существует множество точек зрения о том, как они пересекаются, что шире, а что уже.

- Может быть, и не стоит их разделять?

- Да, можно рассматривать их как единый комплекс. Понятие «социокультурное» в социологии было введено культурологом и философом Питиримом Сорокиным. Он выделял три аспекта, неотделимых друг от друга: личность как субъект взаимодействия; общество как совокупность взаимосвязанных индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; культура как комплекс значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и набор носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Различия между «социальным» и «культурным» он видел в том, что первый термин означает сосредоточение на совокупности людей

и их отношениях, тогда как второй - на значениях, ценностях и нормах, а также на их материальных носителях.

- Но с ним не все согласны?

- Вообще, в социогуманитарном знании выделяется несколько подходов к понятию «социокультурное». Согласно одному из них, социальное и культурное рассматриваются как системно уравновешивающие друг друга компоненты. Классический вклад в развертывание социокультурного подхода на основе парадигмы структурного функционализма внес американский исследователь Толкотт Парсонс. Согласно другому подходу, проработанному российским ученым Александром Ахиезером, социальное

и культурное нужно воспринимать как дуальные оппозиции. Противоречивость социокультурных процессов этот исследователь считает их фундаментальной атрибутивной характеристикой. Есть и третий подход, в рамках которого социальное и культурное анализируются как диалектическое взаимодействие старого и нового. При этом ана-

Культурология

лиз их взаимосвязи позволяет увидеть, как одно сопротивляется другому, а также что рождается в результате их стыковки.

- Исследовательский инструментарий ученые создают для того, чтобы применять его на практике. Что получится, если попытаться

с его помощью проанализировать белорусский социум?

- Рассмотрев различные концептуализации понятий «современное общество», «жизненные стратегии», «поведение», «социокультурное», мы пришли к выводу, что данные феномены тесным образом переплетаются в разрабатываемых социологических концепциях, однако единого теоретического, а тем более операционального определения так и не создано. В этой связи требовалось разработать теоретико-методологический аппарат, необходимый для изучения белорусского общества. И мы в недавно образованном Центре социологии культуры и социальной сферы постарались это сделать. В рамках конкретного социологического исследования жизненные стратегии социокультурного поведения были изучены нами через базовые и инструментальные ценности. Первые представляют собой ядро личности, являются основным мотивом социальной активности, обеспечивают ее целостность и определяют программы и стратегии жизнедеятельности. Вторые понимаются как социально значимые ресурсы, которые используются индивидами в социальных практиках. В отличие от базовых ценностей, характеризующих то, что движет людьми, инструментальные ценности относятся к средствам, которые люди используют для достижения собственных целей.

Закрепление, формирование, воспроизводство ценностных иерархий происходит в повседневном взаимодействии граждан. Исследования показывают, что ценностная позиция проявляется в действиях индивидов и групп в возникающих сложных жизненных ситуациях. Необходимость решать ту или иную проблему требует от человека повышенной направленной активности, выработки важных решений и, наконец, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата.

- И что можно отнести к базовым ценностям?

- Поскольку они определяют смысл жизни человека, их можно систематизировать на основе определения того, «ради чего я живу»: ради своего дела (группа ценностей самореализации); ради себя (группа ценностей «благополучие персоналии»); ради близких (группа ценностей «людей малого круга»); ради других (группа ценностей «чужого мнения»). Для жителей Беларуси наиболее значи-

мыми являются здоровье, родители, дети, то есть достаточно традиционные семейные ценности. Наименее значимые, в свою очередь,- карьера, высокое положение в обществе и власть, возможность влиять на других людей.

- А что относится к инструментальным ценностям?

- Применение факторного анализа полученных в ходе наших изысканий данных позволило выделить три главных компонента. Первый вектор, условно названный нами «репутация и социально-профессиональные сети», включает в себя следующие инструментальные ценности: личный авторитет, известность, репутация; положение в обществе; наличие связей среди профессионалов различных областей; наличие связей с людьми с высоким положением в обществе; привлекательная внешность; деловые качества. Второй фактор, который можно обозначить как «личностные и профессиональные качества», охватывает личные характеристики, знания, жизненный опыт, информированность, образованность и профессиональную компетентность. Третий фактор мы назвали «семейное благополучие и здоровье», это семья, родственники, близкие друзья; здоровье; деньги; наличие собственности.

- Что получится, если разложить общество на составляющие согласно вашему подходу?

- В результате кластерного анализа нами выделены четыре группы респондентов, различающихся между собой комбинацией базовых и инструментальных ценностей и, соответственно, являющихся носителями разных жизненных стратегий социокультурного поведения. Первая группа, условно названная нами «успешные», отличается высокими показателями следующих факторов: базовые ценности профессионализма и положения в глазах других; карьерно-гедонистические; инструментальные ценности «репутация и социально-профессиональные сети» и «семейное благополучие и здоровье». Данная группа отличается положительными оценками значимости всех ценностных векторов.

Вторая группа - «благополучные»: высокая значимость базовых ценностей душевного комфорта и здоровья при одновременном отрицании ценностей профессионализма и положения в глазах других. В ней зафиксирована высокая значимость инструментальных ценностей семейного и физического благополучия и отрицание ценностей «репутация и социально-профессиональные сети» и «личностные и профессиональные качества».

Третья группа - «разочарованные». Отличается негативной оценкой значимости всех ценностных векторов. Четвертая группа - «семейные профессионалы»: высокая значимость базовых семейных,

профессиональных ценностей и ориентиров на душевное и физическое благополучие при отрицании карьерно-гедонистических устремлений. Среди инструментальных ценностей у них - высокие оценки личностных и профессиональных качеств при отрицании вектора «репутация и социально-профессиональные сети».

В зависимости от гендерной принадлежности в группах «разочарованных» и «успешных» больше мужчин, в остальных - женщин. По возрасту наиболее молоды «успешные». Средний возраст там составляет 38,2 года, тогда как у остальных он примерно одинаковый - 46-47 лет. Самые высокообразованные - «успешные» и «семейные профессионалы». Наиболее низкий уровень образования имеют «разочарованные».

- Это глубинный анализ общества и его ценностной ориентации. А что можно сказать

о более «поверхностных» культурных предпочтениях жителей нашей страны? К примеру, как они проводят свой досуг?

- Мы осуществляем и такие исследования, в частности отслеживаем уровень посещаемости культурных мероприятий и мотивацию респондентов. В Беларуси очень популярен отдых дома, и это в определенном смысле можно назвать проблемой. На вопрос, почему не посещают концерты, выставки и т.п., люди чаще всего отвечают, что у них нет на это денег и времени. В то же время детальные исследования экономической стратегии досугового поведения граждан показывают, что на самом деле, если человек реально хочет побывать на каком-то мероприятии, средства на это у него находятся.

То есть настоящая причина не в отсутствии денег и времени. Наиболее популярные виды отдыха наших сограждан - просмотр телепрограмм, кино, посещение парков, походы в гости.

- В чем основная причина такой модели поведения?

- Вероятно, это традиции, заложенные в раннем возрасте. Родители нынешних поколений жителей Беларуси воспитали их без практики посещения музеев, театров и т.д. На вопрос в анкете «С кем вы посещали культурно-досуговые учреждения в детстве?» большинство отвечает «В школе с классом». Но и эти приобщения к культуре зачастую проходят весьма формально, так что не оставляют заметного следа в душах детей. Правда, отмечу, что в последнее время мы видим тенденцию к улучшению ситуации. Надеюсь, со временем она усилится. ЕЛ

Егор ЕРОШЕВИЧ

Трансформация семейных ценностей

в современном обществе

УДК 316.356.2

Резюме. В статье рассматриваются ценностные трансформации семьи, происходящие в ее базовых составляющих, каковыми являются отношения супружества, родительства и родства. Приводятся результаты социологического опроса. Показаны основные тенденции, отражающие сущность изменений в семейных устоях жителей Беларуси. Ключевые слова: семья, семейные ценности, ценностные трансформации, супружество, гражданский брак, родительство, цели воспитания, родство.

Возросший темп социальных изменений, характерный для современного общества, привел к значительной трансформации семьи как на институциональном, так и на межличностном уровне. Происходящие перемены осмысливаются как одна из важнейших проблем, сущность которых учеными-фамилистами связывается с изменением ценностных оснований семейного взаимодействия.

Наталья Сосновская,

младший научный сотрудник отдела социологии культуры Института социологии НАН Беларуси

Фото В. ЛЕБЕДЕВА

Одной из наиболее значимых социокультурных тенденций, оказавшей влияние на семью, является возросшая интеллектуальная и поведенческая автономия индивида. Усложнение социальной жизни накладывает на человека возросшие требования к его конкурентоспособности, инициативности, самостоятельности. Это требует значительных усилий

и определенной степени «свободы». Исследователи отмечают, что рост рационализма и индивидуально-личностного начала привел к доминированию прагматизма, вещизма, эгоистического и эгоцентрического индивидуализма, разрушительных для совместной жизни и деятельности людей. В семье фиксируется смещение с традиционных ценностей, в основе которых лежат принципы коллективизма, с признания приоритетности общесемейных интересов над личными, к эгоцентрическим предпочтениям. Трансформируются и ценностные основания внутрисемейного взаимодействия. Все чаще они определяются соображениями выгоды, расчета, конкуренции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.