Научная статья на тему 'Социокультурные особенности белорусской молодежи'

Социокультурные особенности белорусской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2976
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лашук И. В.

В статье представлен анализ социокультурных особенностей современной белорусской молодежи. В данном случае под культурой мы понимаем «архив» норм, ценностей, идей, представлений и т. п. Социальное же в этом смысле – сфера реализации этих норм, ценностей, представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PECULIARITIES OF BELARUSIAN YOUTH

Analysis of peculiarities of modern youth is represented in the article. Since culture is «archive» of regulations, values, ideas, representations and others, and social is the field of realization of this regulations, values, representations, so values and identities fixed in practices.

Текст научной работы на тему «Социокультурные особенности белорусской молодежи»

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

УДК 316.346.32-053.6

И. В. ЛАШУК,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ

МОЛОДЕЖИ

В статье представлен анализ социокультурных особенностей современной белорусской молодежи. В данном случае под культурой мы понимаем «архив» норм, ценностей, идей, представлений и т. п. Социальное же в этом смысле - сфера реализации этих норм, ценностей, представлений.

Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX в. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам и был замечен в связи с конституированием так называемой техногенной цивилизации. Если ранее культура не делилась так ярко выраженно на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

На протяжении долгого времени социологи изучали молодежь в основном в контексте «социальной проблемы». Внимание исследователей было обращено к тем группам молодежи, которые выпадали из общей «нормативности», чаще субкультурным и маргинальным. При таких подходах теряется «реальный молодой человек», его жизненные ситуации и их интерпретации. Более продуктивным, на наш взгляд, является учет полного комплекса взаимоотношений молодежи со средой, компаниями, со взрослыми и т. д. При этом новые социальные реалии, вызванные трансформацией (модернизацией, изменением) практически всех векторов ценностно-нормативного пространства, привели к нарушению, а иногда и к разрыву социальной коммуникации между старшим и молодым поколением, что также требует особого внимания ученых.

Попытаемся провести сравнительный анализ социокультурных характеристик молодежи и более старшего поколения. В данном случае под культурой мы понимаем «архив» норм, ценностей, идей, представлений и т. п. Социальное же в этом смысле - сфера реализации этих норм, ценностей, представ-

лений. При таком подходе мы имеем возможность уйти от традиционного дискурса «проблематизации» молодежной тематики, что, на наш взгляд, препятствует пониманию целостной природы этой социальной группы и выйти на уровень «молодежной повседневности», в которой выражаются и воспроизводятся доминирующие в обществе ценности.

Итак, центральными понятиями в данном контексте являются «ценности», «ценностные ориентации». В социологии проблема ценностей является одной из центральных. Разработкой данного понятия занимался еще Э. Дюркгейм. В работе «Ценностные и «реальные» суждения» Дюркгейм применил свой «социологический» подход и к объяснению ценностей [2]. Автор, с одной стороны, признает их (ценностей) трансцендентный характер. С другой стороны, само общество в его интерпретации выступает не только как эмпирическая, но и в значительной мере трансцендентная и сакральная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности Дюркгейм считал доступными и подлежащими научному описанию и объяснению. В конечном счете даже самые высокие ценности, с его точки зрения, основаны на реальности, проистекают из нее. Подчеркивая роль ценностного аспекта социальной регуляции, он приходит к выводу о том, что в нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. Должное и желаемое, нормы и ценности в таком истолковании оказываются двумя сторонами одной медали. Социальные нормы эффективны только в том случае, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества.

Проблема ценностей стала одной из актуальных тем социологии благодаря М. Веберу, который вывел понятие ценности в разряд ключевых в этой области знания [1]. В социологической концепции М. Вебера ценностно-рациональное является одним из четырех типов социального действия и определяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха. Ценность, по М. Веберу, - это форма человеческого мышления, способ умозаключений. Ее нельзя охарактеризовать в категориях «положительная - отрицательная», «относительная - абсолютная», «объективная - субъективная» и т. п. Ценность, или значимость, есть также соотношение, соотнесенность человека с миром вещей, людей и духовных явлений. Она не связана напрямую с утилитарным назначением этих вещей и событий, практической пользой. Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания. Их место в мотивации действий гораздо глубже целей и интересов. Именно отнесение к ценности как к приданию смысла, на основе которого формулируется цель, указывает нам самое главное, что определяет поведение человека. В отличие от Э. Дюркгейма Макс Вебер считал, что ценности находятся по ту сторону эмпирической реальности, несводимы к ней и могут быть предметом лишь веры, но не научного познания.

Социальные ценности как элементы социальной системы наиболее полно рассмотрены в работах Т. Парсонса, который определяет свою теорию соци-

ального действия как «концептуальную схему для анализа поведения живых организмов», поведения, которое ориентировано на достижение цели и ценностно-нормативно регулируется. Действия акторов, по Парсонсу, объединены в системы действия (социальную, систему личности, культурную). «Социальные системы и личности рассматриваются как способы организации мотивированного действия. Культурные же системы - это системы символических эталонов. Эти эталоны создаются или демонстрируются индивидуальными акторами и передаются социальными системами, а также от личности к личности посредством обучения» [3, с. 460-461]. Парсонс делает акцент в своей теории на первичности ценностно-нормативной системы общества по отношению к индивиду, на приоритетности социального консенсуса, стабильности и недопущении конфликтов в обществе.

В рамках противоположной «конфликтной» парадигмы в социологии также присутствует интерес к ценностной проблематике, поскольку существует особый тип социального конфликта - ценностный конфликт. Он может протекать на разных уровнях: внутриличностном, межиндивидуальном, межгрупповом, межинституциональном, межкультурном и межцивилизационном. Ценностные конфликты протекают в условиях ограниченности социальных благ, отражают зачастую глубинные процессы в обществе.

Современные отечественные и зарубежные социологи также активно занимаются теоретическими и практическими разработками в области аксиологии, накоплен достаточно большой материал, посвященный различным подходам к изучению проблемы ценностей. Однако, несмотря на общепризнанность категории «ценность», отсутствует единство мнения в понимании ее сущности и роли в общественной жизни. Многогранность проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций определила существование множества подходов, теоретических и эмпирических оснований к их систематизации, операционализации, классификации и т. д. В зависимости от критерия, положенного в основание, выделяют абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности. Достаточно распространенным является деление ценностей в соответствии со сферами жизнедеятельности человека на витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, качество жизни и т. д.), социальные (социальное положение, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, терпимость, равенство, способность к достижениям, личная независимость и т. д.), политические (гражданские свободы, государственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир и др.), моральные (добро, любовь, дружба, долг, честь, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям и др.), религиозные (Бог, Божий закон, вера, спасение и т. д.), эстетические (красота, идеал, гармония, следование традиции или новизна и т. д.).

На сегодняшний день большинство эмпирических исследований ценностей в той или иной степени основывается на методике М. Рокича, которая ба-

зируется на прямом ранжировании их списка. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (набор из 18 ценностей).

2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (набор из 18 ценностей).

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как диагностический материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. В представляемом в данной статье исследовательском проекте (социологическое исследование, проведенное Институтом социологии НАН Беларуси по общенациональной выборке весной 2010 г., выборочная совокупность составила 2238 человек, в том числе 682 респондента в возрасте до 30 лет включительно) изучались базовые ценности, которые представляют собой ядро личности, являются основным мотивом ее социальной активности, обеспечивают ее целостность и определяют программы и стратегии жизнедеятельности, и инструментальные, понимаемые как социально значимые ресурсы, которые используются индивидами в социальных практиках. В отличие от базовых ценностей, характеризующих то, что движет людьми, инструментальные ценности относятся к средствам, которые люди используют для достижения собственных целей.

При исследовании инструментальных ценностей мы исходили из того, что «закрепление» ценностей в социальной практике происходит в различных жизненных ситуациях. Выбор в качестве единицы анализа понятия «жизненная ситуация» конкретного человека объясняется тем, что именно она (ситуация) оказывает непосредственное или опосредованное влияние на его (человека) мировосприятие и поведение в каждый конкретный период жизненного цикла. Из этих жизненных ситуаций вытекают социокультурные, а затем и конкретно-исторические ситуации.

Различают «устоявшиеся» и «проблемные» жизненные ситуации. Проблемная жизненная ситуация возникает тогда, когда нарушается упорядоченность привычного течения жизни. Необходимость решать ту или иную проблему (или несколько проблем одновременно) требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений и, наконец, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата. С другой стороны, тип проблем, стоящих перед человеком, несет на себе печать политического, экономического и культурного контекста, в котором они возникают, а также социального окружения.

Базовые (предельные) ценности. Для определения базовых ценностей респондентам предлагалось выбрать из списка 22 ценностей те, которые в наи-

большей степени отражают их смысложизненные ориентации (ответить на вопрос: «Ради чего Вы живете?»). В результате оказалось, что наиболее значимыми для белорусских жителей оказались семья, дети, здоровье, любовь. Соответственно ценностями-аутсайдерами выступили власть, общественное признание, репутация (табл. 1).

Таблица 1. Базовые (предельные) ценности белорусов

Базовая ценность % Ранг

Семья 71,7 1

Дети 69,6 2

Здоровье 54,7 3

Любовь 38,9 4

Материально обеспеченная жизнь 37,1 5

Душевный покой, комфорт 33,4 6

Дружба 24,6 7

Интересная работа, профессия 23,3 8

Знания, познание мира 22,3 9

Вера 22,3 10

Самореализация 20,3 11

Помощь людям 17,6 12

Самоуважение 14,5 13

Карьера, высокое положение в обществе 10,6 14

Свобода как независимость поступков 9,8 15

Возможность получать любые удовольствия 9,3 16

Долг перед Родиной 8,9 17

Богатство, большие деньги 8,6 18

Секс 7,7 19

Творчество 5,2 20

Общественное признание, известность, репутация 3,4 21

Власть 2 22

В процессе анализа эмпирических данных (с применением факторного анализа) выявлена структура смысложизненных ценностей населения Республики Беларусь в целом. Выделено 8 основных векторных ценностных ориентиров: 1) гедонистические - секс, любовь, возможность получать любые удовольствия, развлекаться, дружба; 2) семейные - семья, дети; 3) альтруистические -долг перед Родиной, помощь людям, вера; 4) творчески-образовательные - знания, познание мира, людей, образование, творчество; 5) властно-материальные - власть, богатство, большие деньги; 6) реализация себя как независимой личности - самоуважение, свобода как независимость поступков, суждений, самореализация; 7) индивидуальное благополучие - душевный покой, комфорт, здоровье; 8) достиженческие - общественное признание, известность, репутация; карьера, высокое положение в обществе, интересная работа, профессия, материально обеспеченная жизнь.

Далее попытаемся определить особенности белорусской молодежи по обозначенным ценностным направлениям. Для этого произведем сравнительный анализ молодежной группы с более старшей возрастной когортой. Сравнительный анализ возрастных групп до и после 30 лет (на основе критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок) показал, что по большинству выделенных векторов существуют статистически значимые различия. Исключение составляет 6-й фактор, связанный со стремлением к самореализации. Данные ценности занимают в целом по выборке устойчивое серединное положение в ценностной иерархии. По остальным факторам зафиксированы статистически значимые различия между молодежной и более старшей когортой (рис. 1).

Гедонистические приоритеты в молодежной среде выражены значительно сильнее. Это касается всех ценностей, вошедших в этот фактор (табл. 2).

Таблица 2. Значимость гедонистических ценностей для белорусов, %

Гедонистический фактор До 30 лет 31 и старше

Возможность получать любые удовольствия, развлекаться 18,2 5,4

Дружба 34,5 20,2

Любовь 58,4 30,2

Секс 12,8 5,5

Семейные ценности выражены в большей степени в старшей возрастной когорте. Наиболее значимые различия зафиксированы по такой смысложизненной ценности, как дети. Этот факт объясняется тем, что в возрастной когорте старше 30 лет 63 % опрошенных состоят в браке (среди молодых таких только 34 %) и имеют в среднем 1-2 ребенка, о которых необходимо заботиться.

Рис. 1. Различия между молодежью и более старшей возрастной группой по базовым ценностным факторам (среднее значение)

Стремление к альтруизму присуще в большей степени старшей возрастной группе. Особенно это касается таких ценностей, как вера и помощь людям. Долг перед Родиной достаточно низко значим во всех возрастных группах (рис. 2).

Творчески-образовательные ценности более значимы для молодежи по сравнению с более старшей возрастной группой. Молодые белорусы значительно больше ориентированы на получение новых знаний, образовательного уровня, достижение творческих успехов. Этот факт свидетельствует о том, что сегодня юноши и девушки, проживающие в Беларуси, осознают важность получения образования и новых знаний как смысложизненной ценности «молодости».

Властно-материальные стремления также выражены в большей степени у молодой когорты по сравнению с более старшей. Особенно это касается достижения материального богатства. Власть в достаточно низкой степени важна для респондентов в целом по выборке. Белорусская молодежь сегодня стремится к достижению определенного, достаточно высокого уровня материального положения.

Относительно самореализационных ориентаций различий между молодежью и более старшей возрастной группой не обнаружено. Следует, однако, обратить внимание, что по данному фактору обнаружены некоторые особенности. Так, самореализация и независимость более значимы для молодого поколения, однако самоуважение оказалось даже несколько более значимым для старшей возрастной группы (табл. 3).

Таблица 3. Значимость самореализационных ценностей для белорусов, %

Самореализационный фактор До 30 лет 31 и старше

Самореализация 29,6 16,2

Самоуважение 12,8 15,2

Свобода как независимость поступков, суждений 13,1 8,4

О

Вера Долг перед Родиной Помощь людям

Рис. 2. Значимость альтруистических ценностей для белорусов, %

Для старшей возрастной группы по сравнению с молодежью более важны стабильность и здоровье, душевный покой и комфорт. Молодые белорусы индивидуальной стабильности предпочитают активную жизненную позицию, ориентированную на приобретение и достижение. Более старшие, достигшие определенного уровня жизни и уже «уставшие» от суеты, мечтают о комфорте и стабильности. Тем более что около половины (51,5 %) старшей возрастной когорты обеспокоены состоянием своего здоровья. Достиженческие приоритеты, связанные с общественным признанием, карьерным ростом, положением в обществе и т. д. в большей степени важны для молодежи. Это касается всех ценностей, входящих в данный фактор (табл. 4). Этот факт подтверждает утверждение, что молодые люди сегодня имеют достаточно активную жизненную позицию.

Таблица 4. Значимость достиженческих ценностей для белорусов, %

Достиженческий фактор До 30 лет 31 и старше

Интересная работа, профессия 33,8 18,7

Карьера, высокое положение в обществе 23,1 5,1

Материально обеспеченная жизнь 42,1 34,8

Общественное признание, известность, репутация 5 2,7

Итак, сравнительный анализ молодежной когорты с более старшей возрастной группой по базовым ценностям позволил выделить несколько специфических для молодежи смысложизненных характеристик:

1. Для молодежи более важными по сравнению со старшими группами являются гедонистические, творчески-образовательные, властно-материальные и достиженческие ценности.

2. Менее значимыми по сравнению со старшей когортой оказались семейные ценности и приоритеты, связанные со стремлением к спокойствию и стабильности.

3. Относительно самореализационных ценностей значимых особенностей среди молодежи не обнаружено.

Инструментальные ценности. Эмпирическим индикатором инструментальных ценностей был список из 17 ценностей с формулировкой: «Что (кто) помогает Вам справляться с жизненными проблемами?» Респондентам предлагалось оценить их значимость по шкале - «помогает во всех ситуациях», «помогает в большинстве ситуаций», «помогает только в некоторых ситуациях», «не помогает вообще». В результате оказалось, что наиболее «включенными» среди белорусов оказались следующие ценности: семья, деньги, жизненный опыт, друзья. Наименее значимыми являются политические и профессиональные ценности (табл. 5).

Таблица 5. Иерархия инструментальных ценностей

Инструментальная ценность Индекс востребованности

Семья 3,10

Деньги 2,66

Жизненный опыт 2,59

Друзья 2,39

Вера в Бога 2,06

Деловые качества 1,98

Наличие нужных связей, знакомств 1,95

Профессиональные знания, умения, навыки 1,94

Нравственные качества 1,91

Информированность 1,74

Личный авторитет, известность, репутация 1,62

Наличие собственности 1,57

Хорошее образование 1,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращение к закону 1,40

Занимаемая должность 1,36

Престиж профессии 1,25

Участие в политической жизни 0,79

П р и м е ч а н и е. В таблице представлены порядковые индексы востребованности, находящиеся в пределах от 1 до 4, где 1 - не помогает вообще; 2 - помогает в некоторых ситуациях; 3 - помогает в большинстве ситуаций; 4 - помогает во всех ситуациях.

Статистический анализ позволил выделить (методом факторного анализа) 5 основных направлений «включенности» инструментальных ценностей в решение жизненных проблем: 1) профессионально-образовательные ценности: престиж профессии, хорошее образование, профессиональные знания, умения; занимаемая должность; 2) личностные качества, деловые качества, жизненный опыт, нравственные качества, информированность; личный авторитет, известность, репутация; 3) социально-сетевые ценности: семья, деньги, друзья, наличие нужных связей, знакомств; 4) корыстный вектор: личный авторитет, известность, репутация, наличие собственности, наличие нужных связей, знакомств; 5) нравственно-правовые ресурсы: нравственные качества, обращение к закону, вера в Бога. Далее попытаемся выявить специфику молодежи путем сравнения этой когорты с более старшей. Применение непараметрического статистического критерия Манна-Уитни дало возможность определить наличие значимых различий практически по всем выделенным факторам, за исключением второго вектора, связанного с личностными качествами (рис. 3).

Относительно профессионально-образовательных ценностей обнаружено, что они значительно больше используются именно молодежной социальной группой в отличие от более старшей (рис. 4).

Рис. 3. Различия между молодежью и более старшей возрастной группой по инструментальным ценностным факторам (среднее значение)

Рис. 4. Востребованность профессионально-образовательных инструментальных ценностей*

Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что среди профессионально-квалификационных наиболее значимые различия зафиксированы по таким средствам, как профессиональные знания, умения и хорошее образование. Эти ресурсы в большей степени помогают молодым в отличие от более старшей возрастной группы. Таким образом, оказалось, что профессия и образование являются для молодежи и смысложизненными, и инструментальными ценностями. Юные белорусы осознают, что без «хорошего» образования невозможны ни материальные, ни статусные достижения.

Относительно «включенности» личностных качеств как ценностей-средств, как уже было отмечено ранее, статистически достоверных различий между молодежью и старшей возрастной группой не зафиксировано. Наиболее значимыми по выборке в целом оказались социально-сетевые ценности-средства. Однако молодая когорта имеет свои особенности относительно использования данных ресурсов (табл. 6).

* На диаграмме представлены индексы контрастности, рассчитанные как разница между процентом тех, кому данный ресурс помогает во всех ситуациях, и тех, кому не помогает вообще.

Таблица 6. Востребованность социально-сетевых инструментальных ценностей

(индексы контрастности)

Социально-сетевой фактор До 30 лет 31 и старше

Семья 47,5 41,3

Деньги 28,6 20,1

Друзья 21,3 5,8

Наличие нужных связей, знакомств 0,6 -5,8

Данные, представленные в табл. 6, свидетельствуют о том, что ценности, входящие в социально-сетевой фактор, имеют большую значимость среди молодых по сравнению с более старшей возрастной группой. Особенно это касается дружеских связей, которые наиболее актуальны для юношей и девушек. Молодые люди имеют больше и временных, и ситуационных, и пространственных возможностей для общения и коммуникации, что помогает им в различных сложных жизненных ситуациях. При этом сам характер взаимоотношений со сверстниками также является для некоторой части молодежи проблемой: 20,7 % молодых белорусов считают налаживание благоприятных отношений затруднительным для себя. Так называемый корыстный вектор востребован в большей степени у старшего поколения по сравнению с молодежью. Наиболее значимые различия зафиксированы относительно «включенности» такой скорее материальной ценности, как наличие собственности. Нравственноправовые ресурсы также актуальны в большей степени для более старших возрастов (табл. 7).

Таблица 7. Востребованность социально-сетевых инструментальных ценностей

(индексы контрастности)

Социально-сетевой фактор До 30 лет 31 и старше

Нравственные качества 3,6 3,1

Обращение к закону -19,1 -15,2

Вера в Бога -2,9 15,7

Особенно ярко эта тенденция выражена по отношению к такой ценности, как «вера в Бога». Для старшего поколения именно она в значительной степени помогает в различного рода проблемных жизненных ситуациях. Сравнительный анализ востребованности инструментальных ценностей выявил различия между молодежью и старшей возрастной группой:

1. Для молодежи более значимыми оказались профессионально-образовательные и социально-сетевые ресурсы.

2. Менее востребованными среди молодежи оказались нравственно-правовые ресурсы и «корыстный» вектор, связанный прежде всего с использованием материальных ценностей.

3. Относительно личностных качеств статистически значимых различий между молодежью и более старшей возрастной когортой не обнаружено.

Итак, в ходе анализа было выявлено, что ценностные приоритеты современной белорусской молодежи имеют свои специфические особенности. Зафиксированы статистически значимые различия в социокультурных характеристиках молодого и более старших поколений. Так, молодые белорусы больше ориентированы на приобретение и активное использование профессиональноквалификационных навыков; достижение достаточно высокого уровня материальных и статусных позиций в обществе, а также получение различного рода удовольствий. Менее значимыми по сравнению с более старшими группами являются семейные ценности и ориентации на спокойную и стабильную жизнь. Сегодня молодой белорус готов пожертвовать индивидуальным и семейным покоем ради достижения желаемых ценностей-целей, которые он перед собой ставит. В качестве инструментальных ресурсов востребованы прежде всего социально-сетевые ресурсы. В отличие от более старшего поколения молодые люди не имеют достаточного уровня материальных накоплений, которые они могли бы использовать в решении возникающих жизненных проблем. Что касается нравственно-правовых ценностей-средств, то молодые белорусы в меньшей степени по сравнению со старшими «втягивают» их в повседневную практику. Представленная методология исследования ценностных приоритетов современной молодежи позволила нам выявить характерные именно для этой социальной группы социокультурные особенности. Именно они формируют, с одной стороны, целостность молодежной когорты, с другой - являются показателем того, как будет развиваться общество в будущем.

Литература

1. Вебер, М. Избр. произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. - 1991. - № 2. - С. 106 - 114.

3. Парсонс, Т. П. О структуре социального действия / Т. П. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

I. V. LASHUK

SOCIOCULTURAL PECULIARITIES OF BELARUSIAN YOUTH

Summary

Analysis of peculiarities of modem youth is represented in the article. Since culture is «archive» of regulations, values, ideas, representations and others, and social is the field of realization of this regulations, values, representations, so values and identities fixed in practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.