Научная статья на тему 'Жизненная стратегия творческой личности в ИТ-образовании'

Жизненная стратегия творческой личности в ИТ-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) / ЖСТЛ (ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ) / TRIZ / LIFE STRATEGY OF CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тронин Вадим Георгиевич

Рассмотрены возможности применения жизненной стратегии творческой личности в обучении ИТспециалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The life strategy of creative personality in IT-education

Possibilities of application of vital strategy of the creative person in training of IT specialists are considered

Текст научной работы на тему «Жизненная стратегия творческой личности в ИТ-образовании»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 37.026 : 378 В. Г. ТРОНИН

ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ИТ-ОБРАЗОВАНИИ

Рассмотрены возможности применения жизненной стратегии творческой личности в обучении ИТ-специалистов.

Ключевые слова: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности).

ЖСТЛ как развитие ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была разработана в СССР Альтшуллером Г. С. на основе анализ патентных фондов с выявлением и формулированием противоречий, эффективных изобретательских приёмов, законов развития технических систем и далее алгоритмов решения изобретательских задач. Первоначально эта методология успешно применялась в таких технических областях, как машиностроение, строительство, химия, физика, далее была опробована в других областях знаний (например, реклама). Особенностью ТРИЗ является направленность мышления на наиболее эффективное решение задач с переходом в суперсистему, в социально-технических системах с решением не только чисто технических противоречий (например, новый вид транспорта), но и того, как оно повлияет на другие технические системы (например, дороги, заправки), социальную систему (новые профессии, исчезновение устаревших технологий). ТРИЗ дополнена жизненной стратегией творческой личности (ЖСТЛ), созданной на основе биографий людей, внесших наибольший вклад в развитие науки и техники. ЖСТЛ нацелена на поиск достойной масштабной творческой цели и построение своей жизни максимально эффективно для её достижения, один из разделов - фонд достойных целей [1].

В настоящее время эффективность научных исследований оценивают по ряду наукометрических показателей [2], создаются специальные ресурсы для обмена знаниями [3]. Существуют более долгосрочные и масштабные показатели творческих достижений, меняющие мир.

© Тронин В. Г., 2015

Примеры творческой судьбы для ИТ-специалистов

Многие из обучающихся не представляют себе конечной цели обучения и, соответственно, целями ставят освоение конкретных предметов учебного плана и выполнение конкретных заданий. В ЖСТЛ на основе анализа большого числа биографий показано, что те личности, которые внесли наибольший вклад в развитие человечества, действовали проактивно - имели мечту и самостоятельно предпринимали действия по её достижению. При обучении в области ИТ-технологий целесообразно изучение ЖСТЛ на примерах авторов революционных открытий в информационно-коммуникационных технологиях и авторов глобальных открытий, изменивших жизнь человечества. К творцам эры докомпьютерных технологий можно отнести такого универсала, как Леонардо Да Винчи, изобретателя радио Попова Александра Степановича, «Повелителя молний» Николу Тесла, пионера цветной фотографии в России Прокудина-Горского Сергея Михайловича, изобретателя первой в мире лампы накаливания Лодыгина Александра Николаевича, изобретателя кинескопа Зворыкина Владимира Кузьмича, создателя первого в мире мобильного телефона Куприянович Леонида Ивановича. К тем, кто внёс наибольший вклад в создание ИТ, можно отнести таких личностей, как создатель алгебры логики Джордж Буль, изобретатель первой аналитической вычислительной машины Чарльз Бэббидж, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберт Винер, создатель социальной сети «ВКонтакте» Дуров Павел Валерьевич, основатель компании «Apple» Стив Джобс, создатель единственного в мире троичного компьютера Брусенцов Николай Петрович, предприниматель 21-го века Элон Маск. Разумеется, список можно расширять до требуемого числа вариантов в группе.

Формирование жизненной стратегии в обучении

В ЖСТЛ жизнь творца описывается как шахматная партия, в которой можно сделать упреждающие ходы для достижения цели, также формируется готовность к преодолению неизбежных препятствий на пути к цели.

При изучении происходит:

- понимание миссии жизни наиболее выдающихся личностей и поиск своей мечты;

- понимание правил жизни, в том числе тайм-менеджмента как части успеха творческих личностей;

- понимание типовых преград на пути реализации творческих целей и более высокая степень готовности к их преодолению;

- перехода от технических задач в суперсистему, включающую как технику, так и биологическую систему и человечество;

- формирование фонда достойных целей и осознание ИТ-технологий как инструмента преображения мира.

Среди первокурсников преобладает цель получить высшее образование и затем найти высокооплачиваемую работу. Некоторые хотят стать классным хакером. Среди тех, кто добился выдающихся результатов в профессиональной деятельности, преобладает проактивный подход, при котором проводится поиск своей собственной цели жизни.

В ЖСТЛ сформулированы основные критерии к жизненной цели, которая должна быть:

- новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели;

- общественно полезной, положительной, направленной на созидание в глобальном масштабе;

- конкретной, представлять чётко определённую задачу, к решению которой можно приступить в любой момент;

- масштабируемой, с возможностью перехода к более глобальным надцелям;

- эквивалентом собственной жизни. Поэтому приходится выбирать, на что тратить усилия. Осознание конечности жизни - основа тайм-менеджмента;

- возможной для проработки в одиночку, без дорогостоящего оборудования. Большие коллективы появляются позже, когда разведаны основные направления поиска, когда само продвижение уже не связано с прежним смертельным риском;

- явно не по силам, чтобы заведомо превышала возможности и способности человека, за неё берущегося. Достижение такой цели - это спор

человека с самим собой и самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть, совершив невозможное.

Новая достойная цель опережает современные представления о мире, состояние науки и техники настолько, что зачастую воспринимается окружающими как абсурдная и невозможная. Когда цель будет хорошо проработанной, а результаты общепринятыми, только тогда может наступить понимание от специалистов и обывателей.

По этим причинам при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция, что обеспечивает возможность качественной работы.

Приведём масштабные примеры миссии жизни:

- Элон Маск «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут Интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты.

- Стив Джобс «Я думаю, что мы получаем удовольствие. Я думаю, что нашим клиентам действительно нравятся наши продукты. И мы всегда стараемся сделать их ещё лучше».

- Павел Дуров «Дело своей жизни я бы охарактеризовал шире: помощь людям и совершенствование мира вокруг нас. Программирование стало сферой, в которой я вначале имел возможность помочь окружающим больше всего, поэтому я стал заниматься им самостоятельно. Что касается обучения в университете, думаю, в вузах стоит больше внимания уделять базовым, фундаментальным вещам. Прикладные учебные программы в инновационных сферах не всегда успевают за прогрессом. А фундаментальные вещи, такие как математика, логика, теоретическая лингвистика, знание иностранных языков, остаются с нами всегда. Удачно, что в старых российских вузах к этому относятся очень серьёзно».

Вывод

Сфера информационных технологий относится к одной из наиболее динамично развивающихся в современном мире, поэтому формирование масштабной цели обучающимися через разбор жизненной стратегии творческой личности позволяет более эффективно структурировать своё время, обеспечить мотивацию при обучении и реализовать тот огромный потенциал роста, который предоставляет индустрия информационных технологий и информационное общество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн : Беларусь, 1994. - 479 с.

2. Тронин В. Г. Электронная научная библиотека в оценке эффективности научных исследований // ВестникУлГТУ. - 2013. - №2 (62). -С. 6-8.

3. Сафиуллин А. Р., В. Г. Тронин Сотрудничество и научно-исследовательские сети в экономике знаний // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №2. - С. 104-111.

Тронин Вадим Георгиевич, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского отдела УлГТУ, доцент кафедры «Информационные системы». Сфера научных интересов -наукометрия, моделирование вычислительных сетей на прикладном уровне, технологии эффективного управления.

Поступила 10.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.