Вестник Челябинского государственного университета.
Образование и здравоохранение. 2020. № 2—3 (10—11). С. 30—33.
УДК 172/179
ББК 87.75
Жизнь, смерть и бессмертие в китайской культуре
И. Н. Долгодворова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Данные категории так или иначе интересуют каждого человека, они определенным образом влияют на формирование морально-этических норм. Также их исследование может стать способом решения такой вечной проблемы, как поиск смысла жизни. К тому же в связи с постоянным развитием науки и техники понимание данных категорий может помочь в решении некоторых вопросов в биоэтике.
Ключевые слова: жизнь, смерть, бессмертие, конфуцианство, даосизм.
Проблема жизни, смерти и бессмертия относится к числу особо актуальных, поскольку через данные категории рассматривается множество проблем. К тому же, исследуя эти понятия, формируется представление о другой культуре. В каком-то смысле, они даже определяют ее, оказывают влияние на характер отношений с окружающими и как следствие — нравственную атмосферу в обществе.
Первыми источниками познания данных категорий выступали мифы и религия, где их понимание не исходило из личного опыта человека, а давалось кем-то свыше.
В философских учениях существует множество подходов к определению понятий жизнь, смерть и бессмертие, однако уже с Нового времени философы стали уделять особое внимание категории жизнь, осознавая ее ценность и важность для человека.
В определении жизни выделяются несколько подходов, где источником жизни выступали духовное начало, некая причинность или материя. Представителями первого подхода являются Платон и Аристотель, которые считали, что жизненная энергия сосредотачивается в Душе, следовательно, она является своеобразным «оживляющим фактором».
Представитель второго подхода — И. Кант, который выбрал основой понятие «связи конечных причин», из которого он выводит понятие живого объекта как органического целого, части которого «были возможны только в силу их отношения к целому», которые также в силу своей казуальности соединялись в целое. Эта часть «мыслится как орган, создающий другие части (следовательно, каждая создает другие), а такой орган не может быть орудием искусства; он может быть лишь орудием природы, которая предоставляет весь материал для орудий (даже для орудий искусства), и лишь тогда и лишь поэтому такой продукт, как нечто организованное и себя само организующее,
может быть назван целью природы» [8]. То есть, органическое тело имеет возможность организовать материю.
Представители третьего подхода данные категории рассматривали с точки зрения естественных наук, одним из представителей можно выделить Ф. Энгельса.
Ф. Энгельс в своем труде «Диалектика природы» приводит следующее определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» [4]. Жизнь понимается Энгельсом в чисто материалистическом подходе, так же он описывает и смерть, которая представляется им как результат жизни: «жить — значит умирать». Поэтому рассматривать бессмертие он считает нецелесообразным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в этой триаде категория жизни является исходной.
Уже с эпохи Просвещения европейская философия стала активно обсуждать личность, неотъемлемым атрибутом которой является жизнь.
С этого момента было зафиксировано особое отношение к жизни, которое до этого, возможно, не осознавалось либо не акцентировалось: в приоритет становится индивидуальная жизнь. Это можно увидеть на примере совершенствования юридического права, которое ужесточило наказание за убийство. Сегодня же в «Декларации прав и свобод человека и гражданина» закреплено право на жизнь и ее сохранение.
Также сегодня понимание феномена жизни формирует современную глобальную стратегию человечества по отношению к природе, которая выражается в биоэтике, занимающейся философским осмыслением проблем, так или иначе затрагивающих жизнь человека.
В европейской культуре индивидуальная жизнь выступает высшей ценностью: все, что приносит вред жизни, будет считаться злом, поскольку это покушение на высшую ценность человека. То есть базовые категории морали строятся именно на понимании жизни как высшей ценности.
Что касается китайской философии, то древнекитайские философы также пытались отыскать какое-то первоначало, которое породило и определяло этот мир. В даосизме такой категорией является Дао. Конфуцианство же опирается на 3 категории — Тянь, Ли, Дао, которые определяют общественную жизнь.
Конфуцианство выдвинуло в качестве основы существования общества ритуал. На этой основе были составлены правила поведения, которые бы способствовали его исполнению каждым человеком. Конфуцианство — это прежде всего этико-моральное учение, поэтому на понимании основных категорий были основаны представления о Добре и Зле: человек не зол по своей природе, однако, если он не следует законам Тянь и Ли, это окажет на него негативное воздействие.
Так же и с даосизмом. Поскольку жизнь представлялась как естественность, следование принципу у-вэй, то проявление каких-то эмоций, отступление от Дао воспринималось отрицательно.
Даосизм говорит о гармоничном существовании с Дао, с самим собой, конфуцианство — о гармоничном существовании с обществом, следовательно, у нас появляется еще одна универсалия — Гармония.Таким образом, основными понятиями данных школ выступают общественная жизнь и гармония.
Даосизм строит свое учение на категории «Дао». Следовать пути, Дао — основополагающая цель жизни всех последователей данного учения, которая выражается в принципе недеяния — у-вэй как подражании бездеятельному Дао, что предполагало отказ от целенаправленной деятельности и полную бесстрастность к живым существам и эмоциям. Последователи даосизма верили, что это поможет достичь индивиду состояния полной идентичности с сущностью мира: полное отчуждение = выявление собственного Дао. Для достижения такого состояния существуют различные психологические упражнения и тренинги. Что касается жизни и смерти как категорий, то в «Дао дэ цзин» они выступают совершенно естественными, словно смена дня и ночи.
У Чжуан-цзы так же данные категории выступают естественным порядком каждого живого существа. Смерть освобождает наш дух от тела, позволяя ему вернуться к Дао.
Относительно вселенной, жизнь человека мимолетна, рождаясь в Хаосе, она переходит в свое новое состояние — смерть, тем самым возвращаясь к Дао, чтобы потом переродиться снова, но в новом состоянии, обличии — это круговорот ци.
Что касается бессмертия, то в Дао дэ дзин говорится, что можно увеличить продолжительность жизни за счет следования Дао. Позднее появились практики, которые могли помочь с достижением бессмертия. Выделился сянь-даосизм — направление, которое связано с продлением жизни с помощью алхимии.
Таким образом, жизнь каждого истинного даоса строится в соответствии с принципом у-вэй. Жизнь и смерть выступают естественными переменами, которые стоит принять. В более поздних версиях даосизма существуют различные практики, направленные на совершенствование духа и тела, которые помогут в достижении физического бессмертия.
Если учение даосов было направлено на индивидуальное совершенствование, то учение Конфуция посвящено воспитанию индивида, нравственному росту человека в гармонии с обществом.
Человек не может познать смерть, значит, ему нужно сосредоточиться на понимании жизни, прожить ее правильно.
Основным законом, которому должно подчиняться, является Небо, требующее следовать порядкам и традиции в Поднебесной. Основным же принципом, которым нужно руководствоваться, является взаимность — «не делай другим того, чего не желаешь себе».
Идеалом человека в конфуцианстве выступает благородный муж, цзюнь-цзы. Его характеризуют такие добродетели, как гуманность (жэнь), благопристойность (ли), справедливость (и), мудрость (чжи), верность (син). Данные качества являются очень важными, поскольку их отсутствие приведет к деградации нравственности, гибели правящего режима и другим негативным последствиям.
Остановимся подробнее на категории Ли. Его особая значимость состояла в том, что именно он устанавливал связь между поколениями, между миром живых и миром мертвых. Культ предков — одна из важных составляющих конфуцианства, ритуал здесь играет очень важную роль. Бессмертие в конфуцианстве тесно связано с почитанием усопших: благородный муж, совершивший добродетельный поступок, надолго остается в памяти своих потомков, тем самым обеспечивая себе бессмертие.
Жизнь, таким образом, есть следование Небу, ритуалу, на котором строится не только социально-нравственная жизнь людей, но и политическая,
32
И. Н. Долгодворова
поэтому данные категории также относятся к государству: только поистине благородный муж способен управлять народом. Смерть Конфуцием не рассматривалась, потому что, по его мнению, нельзя рассуждать о том, чего мы не знаем. А бессмертие было возможно только в памяти потомков.
Итак, в чем же заключается особенность понимания данных категорий в китайской философии в отличие от европейской? За основание ее рассмотрения была взята категория жизни: в европейской философии это жизнь индивидуальная, а в китайской — жизнь общественная.
В европейской философии особое внимание уделяется человеку как отдельно взятому индивиду. И даосизм, и конфуцианство включают в свое рассмотрение человеческую личность, однако в даосизме она отчуждена от общества; в конфуцианстве служит на благо. В конфуцианстве личность являлась непосредственной частью общества, ей это было необходимо для своего полного становления, развития; в даосизме же человек мог развиваться и вне общества, поскольку са-
мосовершенствование могло проходить в полной изоляции от людей. Однако и в даосизме, и в конфуцианстве подчеркивается незначительность индивидуальной жизни: если необходимо пожертвовать жизнью во имя справедливости, то человек непременно должен это сделать ради гармонии в обществе.
Также европейской культуре свойственен процесс покорения: природы, Космоса и так далее. Китайской же культуре свойственно гармоничное существование, гармония как основа всего.
В соответствии с этими представлениями исторически складывались морально-этические нормы.
Проблема жизни, смерти и бессмертия — очень важная мировоззренческая проблема, которая помогает в решении таких вопросов, как познание культуры и личности, проблема смысла жизни и так далее.
Сейчас рассмотрение данной проблемы может помочь в решении проблем таких направлений деятельности, как юридическое право, медицинская биоэтика и другие.
Список литературы
1. Бессмертие в даосизме // Moscowuniversityclub.ru : сайт. — URL: http://www.moscowuniversityclub. ru/home.asp?artId=10015 (дата обращения: 04.05.2020).
2. Дао дэ цзин // Tao-te-ching.ru : сайт. — URL: http://tao-te-ching.ru (дата обращения: 04.05.2020).
3. Даосизм // Iphlib.ru : сайт. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ HASH59409d48b1ca4c7697d259 (дата обращения: 26.04.2020).
4. Диалектика природы // Filosof.historic.ru : сайт. — URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/ z0001011/st000.shtml (дата обращения: 05.05.2020).
5. Конфуцианство // Iphlib.ru : сайт. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ HASHbb6fbae980327d862096bb (дата обращения: 26.04.2020).
6. Лунь юй // Bookol.ru : сайт. — URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/filosofiya/116802/ fulltext.htm (дата обращения: 26.03.2020).
7. Понятие жизни в философии // Mirznanii.com : сайт. — URL: https://mirznanii.com/a/229145/ problema-zhizni-v-filosofii (дата обращения: 26.04.2020).
8. Познание живого: теоретико-методологические основы // Libed.ru : сайт. — URL: http://libed. ru/knigi-nauka/402360-1-s-deniskin-poznanie-zhivogo-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-monografiya-chelyabinsk-cicero-2010-udk-bbk-87-72.php (дата обращения: 20.04.2020).
9. Чжуан-цзы // Libed.ru : сайт. — URL: https://www.bookol.ru/starinnoe/drevnevostochnaya_ literatura/3071/fulltext.htm (дата обращения: 20.02.2020).
Сведения об авторе
Долгодворова Ирина Николаевна — магистрант кафедры философии, факультет Евразии и Востока, профиль «восточная философия», Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. irina. dolgodvorova. 98@mail. ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
Education and Healthcare. 2020. № 2—3 (10—11). P. 30—33.
Life, death and immortality in chinese culture
I.N. Dolgodvorova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. irina.dolgodvorova.98@mail.ru
In one way or another, these categories are of interest to every person; they in a certain way influence the formation of moral and ethical standards. Also their study can be a way to solve such an eternal problem as the search
for the meaning of life. Moreover, in connection with the constant development of science and technology, an
understanding of these categories can help solve some issues in bioethics.
Keywords: life, death, immortality, Confucianism, Taoism.
References
1. Bessmertie v daosizme [Immortality in Taoism]. Available at: http://www.moscowuniversityclub.ru/home. asp?artId=10015, accessed 05.04.2020. (In Russ.).
2. Dao de tszin [Tao te ching]. Available at: http://tao-te-ching.ru, accessed 05.04.2020). (In Russ.).
3. Daosizm [Taoism]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH-59409d48b1ca4c7697d259, accessed 04.26.2020. (In Russ.).
4. Dialektikaprirody [Dialectics of nature]. Available at: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/ z0001011/st000.shtml, accessed 05.05.2020. (In Russ.).
5. Konfutsianstvo [Confucianism]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ HASHbb6fbae980327d862096bb, accessed 04.26.2020. (In Russ.).
6. Lun'yui [Lun yui]. Available at: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/filosofiya/116802/fulltext. htm, accessed 03.26.2020. (In Russ.).
7. Ponyatie zhizni v filosofii [The concept of life in philosophy]. Available at: https: //mirznanii. com/a/229145/problema-zhizni-v-filosofii, accessed 04.26.2020. (In Russ.).
8. Poznanie zhivogo: teoretiko-metodologicheskie osnovy [Cognition of the living: theoretical and methodological foundations]. Available at: http://libed.ru/knigi-nauka/402360-1-s-deniskin-poznanie-zhivogo-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-monografiya-chelyabinsk-cicero-2010-udk-bbk-87-72.php, accessed 20.04.2020. (In Russ.).
9. Chzhuan-tszy [Chuang Tzu]. Available at: https://www.bookol.ru/starinnoe/drevnevostochnaya_ literatura/3071/fulltext.htm, accessed 20.02.2020. (In Russ.).