СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ MESSAGES FROM YOUNG SCIENTISTS
Вестник Челябинского государственного университета.
Образование и здравоохранение. 2020. № 2—3 (10—11). С. 25—29.
УДК 172/189
ББК 87.75
«Жизнь» и «смерть» как фундаментальные категории в культуре
С. С. Карлова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В данной статье рассматриваются понятия жизни и смерти в качестве основополагающих категорий, фиксирующих содержание культуры определенного сообщества. Их фундаментальное значение состоит в формировании смысложизненных ориентиров. Данный подход иллюстрируется на примере западной и восточной культур. Западный тип мышления отличается опорой преимущественно на науку и логику. Так «жизнь» и «смерть» выделены как особые категории и системно осмыслены именно в западной философии. В силу динамичности западной культуры их содержание разнообразно и изменчиво. В целом феномен жизни — в особенности отдельного человека — стал в ней высшей ценностью. Соответственно подобной динамике менялись и взгляды на смысл жизни. Основные подходы к их толкованию — имманентный и трансцендентный. В восточной культуре содержание категорий жизни и смерти черпается преимущественно из мифологии и религии. Поскольку жизнь отдельного человека здесь не расценивается в качестве эталона, смысл его жизни традиционно связывается с выполнением определенной роли в коллективе и самосовершенствованием во имя гармонии с бытием.
Ключевые слова: жизнь, смерть, категории, культура, мировоззрение.
Специфика той или иной культуры чаще всего объясняется путем рассмотрения совокупности ее мировоззренческих установок, системы ценностей, морально-этических норм, религиозных взглядов, традиций и т. д. [4].
Ввиду многообразия подобных аспектов возникает вопрос: есть ли у культуры более фундаментальное основание, позволяющее понять ее в более полной мере и формирующее в том числе и все перечисленные элементы?
Мы полагаем, что таковым фундаментом является понимание феноменов жизни и смерти, закрепленное в соответствующих категориях.
Категории выражают наиболее существенные отношения действительности и познания [2, с. 151—152]. В рамках культуры они являются «набором основополагающих понятий», которые образуют определенную модель реальности, отражают специфику системы ценностей, задают образцы мировосприятия и социального поведения [5]. Следовательно, рассматривая категории, мы можем познать ту или иную культуру на мировоззренческом уровне.
В зависимости от конкретной культуры и эпохи категории «жизнь» и «смерть» наполнялись различным содержанием.
Так, жизнь — согласно классическому, восходящему к Античности определению, это «форма бытия живого существа» [2, с. 118].
Основными подходами к пониманию данной категории являются:
• механицизм (жизнь как механическое и вещественное взаимодействие): жизнь в данном случае рассматривается как материальный процесс, объясняемый исключительно механистически; органический мир объясняется теми же законами, что и неорганический, — законами физики и химии. Так, феномен жизни трактуется как «форма существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с <...> внешней природой» (Ф. Энгельс) [2, с. 118,204];
• витализм (жизнь как энтелехия): утверждается, что жизнь обладает собственными законами, несводимыми лишь к законам физики и химии; биологические процессы в организмах объясняются наличием у них некоторой нематериальной, сверхъестественной субстанции («жизненной силы», души), которая несет цель в самой себе и целенаправленно управляет этими процессами. Так, жизнь
понимается как организующее воздействие души на безжизненную материю и актуализация ее [души] наличных способностей в этом процессе (Аристотель). Данный подход как раз характерен для интерпретации жизни на Востоке. Так, в восточной философии в качестве подобной «жизненной силы» выступают «ци» и «прана» [2, с. 60, 118; 4];
• синтез механицизма и витализма (как внутренняя причинность): жизнь трактуется в рамках соединения идеи о внутренней целесообразности с представлениями о механической причинности. Так, жизнь понимается как «пробуждение» атомов, «развертывание монад» (простых духовных субстанций), имеющих в самих себе цель своих действий, приводящих в движение инертную материю и являющих себя в виде тел, при этом «тела действуют так, как будто бы вовсе не было душ (монад), а души действуют так как будто бы не было никаких тел; вместе с тем, оба действуют так, как будто бы одно влияет на другое» (Г. Лейбниц) [2, с. 60; 7].
Таким образом, категория жизни имеет достаточно широкий спектр значений. Ее содержание формирует отношение человека к окружающему живому миру (природе) и к самому себе как к живому существу.
Смерть — «это естественный конец всякого живого существа», «состояние организма после необратимой потери жизненных функций» [2, с. 304—305; 11].
К пониманию смерти существуют два подхода:
• онтологический: смерть выступает чисто как антитеза жизни, как ее парная категория с противоположным значением, за которой «ничего не стоит». Так, смерть понимается как «небытие», которое не существует ни в каком виде (Парменид) [10];
• культурологический: смерть рассматривается не как антитеза жизни, но как граница, определяющая конечность индивидуального бытия, осознав которую индивид оценивает свою жизнь и задается вопросом о ее смысле. Так, смерть понимается как конец индивидуального бытия, осмысление которого определяет всю нашу жизнь: помогает понять, что действительно важно (А. Шопенгауэр) [14].
Второй подход преобладает в восточной философии: так, смерть — в паре с жизнью — понимается как одна из фаз «единого процесса трансформаций-перемен»; как «одна из метаморфоз <...> составляющих сущность жизни» [14].
В силу сказанного смерть выступает для человека конститутивным моментом его мировоззрения.
Именно с точки зрения осознания ее смысла как завершающего момента человеческой жизни данный феномен и рассматривается философией [12].
Итак, интерпретация таких феноменов, как жизнь и смерть, определяет мировосприятие человека, его отношение к своему существованию, его место в мире как его части. В зависимости от этой интерпретации в культуре далее складываются определенные духовные ценности, нормы морали и поведения. Данные категории, таким образом, являются фундаментальными для культуры: они регулируют ее, задают ей определенную специфику, являясь стержнем всех ее элементов, в том числе смысложизненных ориентиров.
Отличие конкретных сообществ обусловлено тем, как понимается что такое жизнь и человек и что принимается за высшую ценность. Это понимание, в свою очередь, конкретизируется в виде системы моральных норм о желательных и нежелательных поступках человека и самого общества.
Проиллюстрируем данный подход на примере западной и восточной культур.
Западный тип мышления отличается от восточного абстрактностью, рациональностью, опорой на науку и логику [3]. Так «жизнь» и «смерть» выделены как особые категории и системно осмыслены именно в западной философии.
Содержание данных категорий и соответствующих взглядов на жизнь, ее смысл и конечность на протяжении всего развития западной философии разнообразно и изменчиво ввиду динамичности западной культуры [9]. Так понимание человека и ценности его жизни здесь прошло следующую эволюцию: изначально человек выступал как «особь, «случайный индивид», затем — как «социальный индивид», «персонификация определенной социальной общности, группы» и, наконец, как «личность»» [7]. В результате в западной культуре феномен жизни — в особенности жизнь отдельного человека — в целом стал эталоном и высшей ценностью. Соответственно, смерть в целом стала восприниматься в негативном ключе, как зло; в данной культуре появилась тенденция к «бегству от смерти» [1].
Ввиду динамичного характера западной мысли формировались и различные вариации понимания смысла жизни. Относительно его интерпретации в западной философии сложились два основных подхода: имманентный и трансцендентный [13, гл. 5].
Суть имманентного подхода: смысл жизни внутренне присущ реальному человеческому бытию, он может быть найден и найден в самом существовании человека, жизнь которого признается самоценной; в рамках данного подхода смысл
жизни в значительной степени понимается как результат индивидуального духовного творчества человека [13, гл. 5].
Суть трансцендентного подхода: смысл жизни не заключается в существовании конкретного индивида, он выносится за пределы человеческого существования, связывается с некой самоценной сущностью, с Абсолютом, к универсальному смыслу которого человек может приобщиться, и признается для него непостижимым при жизни [13, гл. 5].
Различие данных подходов, таким образом, состоит в весомости универсального / индивидуального смысла: если универсальный смысл имеет основополагающее значение — это трансцендентный подход; если же приоритет в смысле жизни отдается индивидуальному — это имманентный подход.
Сходство данных подходов заключается в том, что оба признают возможность человека если и не постичь смысл своего существования, то увидеть смысл в самом процессе и попытке этого постижения.
Восточные философы так же, как и западные, задавались рассуждениями на тему, что есть этот мир и каков смысл человеческого существования. В основу картины мира на Востоке также вкладывалось понимание жизни и ее конечности, которое черпалось преимущественно из мифологии и религии. Так, мыслители констатировали существование живого мира и его первоначала, а также пытались отыскать убедительное доказательство последнему, выявить его субстрат и структуру [11, гл. 2].
Особенности древнеазиатского общества, где человек был лишен личностной индивидуаль-
ности, а интересы и жизнь коллектива ставились превыше интересов и жизни конкретного человека, отрицательно сказались на развитии свободной личности, что, в свою очередь, определило развитие философской мысли на Востоке, которая на долгие годы осталась в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур [11, гл. 3].
Такой уклад жизни, в свою очередь, породил в данной культуре тенденцию к «бегству от жизни» и смирению перед неизбежностью смерти. В то же время подобное «отрицание жизни» являлось отрицанием лишь «мира зла», но не жизни вообще. В постоянном стремлении к самосовершенствованию и поиску истины, напротив, проявляется утверждение жизни как «вечно изменяющегося процесса, потока нескончаемых перемен» [11, гл. 3].
В результате смысл жизни человека в восточной культуре, как правило, соотносится с выполнением определенной социальной роли и самосовершенствованием во имя гармонии с бытием.
Итак, рассматривая категории жизни и смерти, мы можем познать ту или иную культуру на мировоззренческом уровне, осмыслить её видение мира и её идеалы. Так как понимание смысла жизни базируется на категориях жизни и смерти, поскольку их трактовка является базой для формирования мировосприятия человека, его отношения к своему существованию и определению своего места в мире, то представляется возможным определить смысл жизни человека в той или иной культуре, выявив в ней понимание конкретно этих двух феноменов. На подобном понимании, в свою очередь, создается возможность для диалога между различными культурами.
Список литературы
1. Амбарова, П. А. Представления о смерти в западной темпоральной картине мира / П. А. Ам-барова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2012. — № 1 (98). — С. 165—170. — URL: http://elar.urfu.rn/bitstream/10995/21020/1/ iurp-2012-98-24.pdf.
2. Вирго, Р. Э. Характерные особенности восточной философии / Р. Э. Вирго // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1538—1540. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31934 (дата обращения: 05.06.2020).
3. Витализм // Новая философская энциклопедия. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ document/HASH0124a65430338b2adfc56924 (дата обращения: 05.06.2020).
4. Камалетдинова, А. Я. Мировоззренческие подходы к феномену здоровья в различных культурах / А. Я. Камалетдинова, А. Б. Невелев // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2019. — № 3—4 (7—8). — С. 5—8.
5. Категории культуры // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — URL: http:// philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/articles/1113/kategorii-kultury.htm (дата обращения: 05.06.2020).
6. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — Москва : Политиздат, 1984. — URL: http://psylib.org.ua/books/konis01/txt01.htm (дата обращения: 07.06.2020).
7. Лейбниц // Новая философская энциклопедия. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ document/HASH0171cae677531bf344fa0371 (дата обращения: 05.06.2020).
8. Медведев, В. А. Концепт человека в истории европейской философии и культуры / В. А. Медведев // КиберЛенинка. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-cheloveka-v-istorii-evropeyskoy-filosofii-i-kultury (дата обращения: 07.06.2020).
9. Слинин, Я. А. Мудрость Парменида / Я. А. Силин // VitaCogitans — 2003. — Вып. 2, № 2. — C. 41—47. — URL: http://anthropology.ru/ru/text/slinin-yaa/mudrost-parmenida (дата обращения: 10.06.2020).
10. Степанянц, М. Т. Философия древнего Востока / М. Т. Степанянц // История восточной философии : учеб. пособие. — Москва : ИФ РАН, 1998. — URL: https://smirnov.iph.ras.ru/win/teach/ivf.htm (дата обращения: 10.06.2020).
11. Смерть // Новая философская энциклопедия. — URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ document/HASH0186d368b46fab3beb4e2d86 (дата обращения: 05.06.2020).
12. Стрелец, Ю. Ш. Смысл жизни человека: от истории к вечности / Ю. Ш. Стрелец. — URL: http:// www. orenport. ru/images/doc/924/Strelez. pdf.
13. Торчинов, Е. А. Жизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской культуры / Е. А. Торчинов. — URL: http://anthropology.ru/ru/text/torchinov-ea/zhizn-smert-bessmertie-v-universume-kitayskoy-kultury-0 (дата обращения: 09.06.2020).
14. Шопенгауэр, А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа / А. Шопенгауэр. — URL: http://lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/shopeng1.txt (дата обращения: 06.06.2020).
Сведения об авторе
Карлова Светлана Сергеевна — магистрант кафедры философии, факультет Евразии и Востока, профиль «восточная философия», Челябинский Ггосударственный университет, Челябинск, Россия. giyomdenogare@mail. ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
Education and Healthcare. 2020. № 2—3 (10—11). Р. 25—29.
"Life" and "death" as fundamental categories in culture
Karlova S.S.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. giyomdenogare@mail.ru
This article discusses the concepts of life and death as fundamental categories in culture. Their fundamental significance lies in the formation of views on the meaning of life. This approach is illustrated by the example of Western and Eastern cultures. The Western style of thought is characterized by reliance on science and logic.It is in Western philosophy that "life" and "death" are singled out as special categories and systematically interpreted. Their content is variable due to the dynamism of Western culture.In general, the phenomenon of life has become the highest value in it.Because of such dynamics, views on the meaning of life have changed.The main approaches to their interpretation are the immanent and transcendental approaches.The content of the categories "life" and "death" in Eastern culture derives from mythology and religion.Here the life of an individual is not regarded as the highest value, therefore the meaning of his life is associated with a certain function in society and self-improvement for finding harmony with the world.
Keywords: life, death, categories, culture, worldview, meaning of life.
References
1. Ambarova P. A. Predstavleniya o smerti v zapadnoi temporal'noi kartine mira [The concept of death in the western temporal picture of the world]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture], 2012, no. 1 (98), pp. 165—170. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21020/1/iurp-2012-98-24.pdf. (In Russ.).
2. Virgo R.E. Kharakternye osobennosti vostochnoi filosofii [Characteristic features of oriental philosophy]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2016, no. 12 (116), pp. 1538—1540. Available at: https://moluch.ru/ archive/116/31934, accessed 05.06.2020. (In Russ.).
3. Vitalizm [Vitalism]. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New Philosophical Encyclopedia]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0124a65430338b2adfc56924, accessed 05.06.2020. (In Russ.).
4. Kamaletdinova A.Ya., Nevelev A.B. Mirovozzrencheskie podkhody k fenomenu zdorov'ya v razlichnykh kul'turakh [Worldview approaches to the phenomenon of health in various cultures]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare], 2019, no. 3—4 (7—8), pp. 5—8.
5. Kategorii kul'tury [Categories of culture].Noveishii filosofskii slovar' [The latest philosophical dictionary]. Available at: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/articles/1113/kategorii-kultury. htm, accessed 05.06.2020. (In Russ.).
6. Kon I.S. Vpoiskakh sebya: Lichnost' i ee samosoznanie [In Search of Yourself: Personality and Her Self-Consciousness]. Moscow, Politizdat, 1984. Available at: http://psylib.org.ua/books/konis01/txt01.htm, accessed 07.06.2020. (In Russ.).
7. Leibnits [Leibniz]. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0171cae677531bf344fa0371, accessed 05.06.2020. (In Russ.).
8. Medvedev V.A. Kontsept cheloveka v istorii evropeiskoi filosofii i kul'tury [The concept of man in the history of European philosophy and culture]. KiberLeninka [CyberLeninka]. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/kontsept-cheloveka-v-istorii-evropeyskoy-filosofii-i-kultury, accessed 07.06.2020. (In Russ.).
9. Slinin Ya.A. Mudrost'Parmenida [Wisdom of Parmenide]. VitaCogitans, 2003, iss. 2, no. 2, pp. 41—47. Available at: http://anthropology.ru/ru/text/slinin-yaa/mudrost-parmenida, accessed 10.06.2020. (In Russ.).
10. Stepanyants M.T. Filosofiya drevnego Vostoka [Philosophy of the Ancient East]. Istoriya vostochnoi filosofii [History of Eastern Philosophy]. Moscow, IPh RAN, 1998. Available at: https://smirnov.iph.ras.ru/ win/teach/ivf.htm, accessed 10.06.2020. (In Russ.).
11. Smert'[Death]. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0186d368b46fab3beb4e2d86, accessed 05.06.2020. (In Russ.).
12. Strelets Yu.Sh. Smysl zhizni cheloveka: ot istorii k vechnosti [The meaning of human life: from history to eternity]. Available at: http://www.orenport.ru/images/doc/924/Strelez.pdf. (In Russ.).
13. Torchinov E.A. Zhizn', smert', bessmertie v universume kitaiskoi kul'tury [Life, death, immortality in the universe of Chinese culture]. Available at: http://anthropology.ru/ru/text/torchinov-ea/zhizn-smert-bessmertie-v-universume-kitayskoy-kultury-0. , accessed 09.06.2020). (In Russ.).
14. Shopengauer A. Smert'i ee otnoshenie k nerazrushimosti nashego sushchestva [Death and its relation to the indestructibility of our being]. Available at: http://lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/shopeng1.txt, accessed 06.06.2020. (In Russ.).