Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПИСЬМА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТАЛЬИ ДОЙДАЛОВНЫ И НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РУШЕВЫХ ПО СОХРАНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАДИ РУШЕВОЙ'

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПИСЬМА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТАЛЬИ ДОЙДАЛОВНЫ И НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РУШЕВЫХ ПО СОХРАНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАДИ РУШЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сохранение творческого наследия / письма / Надя Рушева / семья Рушевых / Д.С. Лихачев / Н.Н. Жуков / выставки / альбом рисунков Нади Рушевой / Советский фонд культуры / музеи / издательство / preservation of creative heritage / letters / Nadya Rusheva / the Rushev family / D.S. Likhachev / N.N. Zhukov / exhibition / album of drawings of Nadya Rusheva / Soviet Cultural Foundation / museums / publication

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочегурова Галина Алексеевна

Статья рассказывает о гениальной художнице Наде Рушевой и письмах, которые хранятся в фонде Национального музея Республики Тыва. В этих письмах отражена та деятельность, которую проводили ее родители Наталья Дойдаловна и Николай Константинович Рушевы по сохранению творческого наследия Нади Рушевой, архива семьи Рушевых, по изданию альбома рисунков Нади, а также по организации и проведению ее выставок. В этих письмах видно то, как многие выдающиеся деятели культуры и искусства нашей страны были глубоко заинтересованы в проведении перечисленных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AFTER DEATH. LETTERS AS EVIDENCE OF THE ACTIVITIES OF NATALIA DOIDALOVNA AND NIKOLAI KONSTANTINOVICH RUSHEV TO PRESERVE THE CREATIVE HERITAGE OF NADYA RUSHEVA

The article is about the brilliant artist Nadya Rusheva and the letters that are kept in the fund of the National Museum of the Republic of Tuva. These letters reflect the activities carried out by her parents Natalia Doidalovna and Nikolai Konstantinovich Rushev to preserve the creative heritage of Nadia Rusheva, the archive of the Rushev family, the publication of an album of Nadya drawings and the organization and holding of her exhibitions. These letters show how many outstanding figures of culture and art of our country were deeply interested in holding these events.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПИСЬМА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТАЛЬИ ДОЙДАЛОВНЫ И НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РУШЕВЫХ ПО СОХРАНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАДИ РУШЕВОЙ»

международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. С. 243-249 Майны Б.С. Древние традиционные формы и украшения деревянной утвари у кочевников Тувы // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. С. 243-249.

Монгуш Ш.Х. О коллекции ритуальных ложек - «тос-карак» из фондов Национального музея Республики Тыва // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. научных статей. - Горно-Алтайск: РИО Г-А. госуниверситета, 2008. С. 114-117.

Ооржак М.Х.Ш. Сакральная ложка тос-карак в традиционной культуре тувинцев // В сборнике: Конкурс молодых учёных. Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 388-390.

Урянхайско-тувинская энциклопедия Т. II/ТРОО «Мир тувинцев». -Кызыл: ООО «ИПП «Журналист». 2021. С. 410

Конгу А. А. Ритуально-обрядовые действа во время Шагаа. [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL: https://www.tuva.asia/joumal/issue_25/7785-kongu.html (дата обращения: 06.02.2023).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Лакпаева Саяна Анатольевна, заведующий отделом культурно-образовательных работ, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронная почта: lakpaeva26@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Lakpaeva Sayana Anatolyevna, Head of the Department of Cultural and Educational Works, National Museum named after Aldan is the Maadyr of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: lakpaeva26@mail.ru

УДК 5527

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПИСЬМА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТАЛЬИ ДОЙДАЛОВНЫ И НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РУШЕВЫХ ПО СОХРАНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО

НАСЛЕДИЯ НАДИ РУШЕВОЙ

Бочегурова Г. А.

Аннотация. Статья рассказывает о гениальной художнице Наде Рушевой и письмах, которые хранятся в фонде Национального музея Республики Тыва. В этих письмах отражена та деятельность, которую проводили ее родители Наталья Дойдаловна и Николай Константинович Рушевы по сохранению творческого наследия Нади Рушевой, архива семьи Рушевых, по изданию альбома рисунков Нади, а также по организации и проведению ее выставок. В этих письмах видно то, как многие выдающиеся деятели культуры и искусства нашей страны были глубоко заинтересованы в проведении перечисленных мероприятий.

Ключевые слова: сохранение творческого наследия; письма; Надя Рушева; семья Рушевых; Д.С. Лихачев; Н.Н. Жуков; выставки; альбом рисунков Нади Рушевой; Советский фонд культуры; музеи; издательство

LIFE AFTER DEATH. LETTERS AS EVIDENCE OF THE ACTIVITIES OF NATALIA DOIDALOVNA AND NIKOLAI KONSTANTINOVICH RUSHEV TO PRESERVE THE CREATIVE HERITAGE OF NADYA RUSHEVA

Bochegurova G. A.

Annotation. The article is about the brilliant artist Nadya Rusheva and the letters that are kept in the fund of the National Museum of the Republic of Tuva. These letters reflect the activities carried out by her parents Natalia Doidalovna and Nikolai Konstantinovich Rushev to preserve the creative heritage of Nadia Rusheva, the archive of the Rushev family, the publication of an album of Nadya drawings and the organization and holding of her exhibitions. These letters show how many outstanding figures of culture and art of our country were deeply interested in holding these events.

Keywords: preservation of creative heritage; letters; Nadya Rusheva; the Rushev family; D.S. Likhachev; N.N. Zhukov; exhibition; album of drawings of Nadya Rusheva; Soviet Cultural Foundation; museums; publication

В 60-е годы прошлого столетия имя Нади Рушевой гремело по всему Советскому Союзу, а также и за рубежом. О ней снимали фильмы, показывали по телевизору, писали в центральных газетах и популярных журналах. Ее выставки рисунков проходили во многих городах Советского Союза, во многих зарубежных странах. О ней говорили известные деятели искусств, знаменитые художники и писатели, что эта девочка гениальна и творчество ее уникально. Надя родилась 31 января в 1952 г. в Монголии, где находились ее родители Наталья Дойдаловна и Николай Константинович Рушевы. Наталья Дойдаловна была одной из первых тувинских балерин, она стала известной как солистка танца «Звенящая нежность», этот танец до сих пор в репертуаре ансамбля «Саяны».

Когда Наде исполнилось 12 лет, состоялась ее первая персональная выставка. Ее рисунки случайно увидел Борис Полевой, известный писатель, редактор популярного журнала «Юность». Он был восхищен изяществом, высоким мастерством композиции рисунка и был очень удивлен, когда узнал, что автор их 12-летняя девочка. По его инициативе была организована первая персональная выставка Нади. После этой выставки о Наде стали писать в газетах и журналах. Состоялось около 15 персональных выставок как во многих городах Советского Союза, так и в других странах- Польше, Румынии, Венгрии, Японии, Индии.

Когда Надя стала постарше, она создала замечательные серии по роману «Война и мир» Льва Толстого. Около 400 рисунков она посвятила этому знаменитому роману. Около 300 рисунков она посвятит самому любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину - «Пушкиниана» так будет называться эта серия. 20 рисунков она посвятит маленькому принцу, который ее взволновал до глубины души. Те проблемы, которые волновали маленького принца из сказки А. С-Экзюпери «Маленький принц» волновали и Надю, проблемы человеческих взаимоотношений, кто такой настоящий друг, что надо делать, чтобы сохранить настоящую дружбу? В 16 лет Надя прочитала роман «Мастер и Маргарита» и создала новую серию из 400 рисунков. Здесь как утверждают специалисты, она достигла своего наивысшего мастерства как художник. Здесь Надя стала использовать новые приемы изображения, стала использовать тушь, акварель, чтобы усилить изображаемые сюжеты.

Надя хотела после 10 класса поступить во ВГИК, институт кинематографии, чтобы стать художником-мультипликатором, создавать мультфильмы, но у судьбы оказались другие планы. Человек предполагает, а Господь располагает. 6 марта 1969 г. Надя, собираясь в школу, внезапно потеряла сознание от кровоизлияния в головном мозге, а через 5 часов ее не стало.

Но и после ее смерти продолжались проходить выставки. Родители, Наталья Дойдаловна и Николай Константинович Рушевы продолжили организовывать выставки ее рисунков. Они состоялись во многих городах. После смерти родителей организацию выставок Нади проводят музеи: Национальный музей Республики Тыва, где хранится свыше 5 тысяч работ Нади, музей А.С. Пушкина (г. Москва), музей Л.Н. Толстого (г. Санкт-Петербург), где также хранятся рисунки Н. Рушевой, музей Нади Рушевой в школе № 4775 (г. Москва).

О биографии и творчестве Нади Рушевой писали Маслова Н.А (Маслова, 2009), Рушев Н.К. (Рушев, 2007), Миронова Н.Б. и Усенко Н.В. (Миронова, Усенко, 2017). В фондах музея Национального музея РТ хранятся письма Натальи и Николая Рушевых, в которых запечатлена огромная работа, которую проделали родители Нади Рушевой по сохранению и продвижению творческого наследия дочери. По этим письмам можно увидеть, какое большое количество известных людей, стремились помочь сохранить Надины рисунки, издать альбомы, сделать Надино творчество достоянием нашего народа. Сохранились письма знаменитого академика Д.С. Лихачева. Дмитрий Сергеевич Лихачёв — советский и российский литературовед, историк, лингвист, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, Председатель правления Российского Советского фонда культуры. Автор фундаментальных трудов, посвященных истории древнерусской и русской культуры. На протяжении всех своей научной деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Писем Лихачева несколько. Одно письмо адресовано болгарской газете «Антенна». В нем Дмитрий Сергеевич пишет свои знаменитые слова о Наде: «Она работала постоянно, работала почти с отчаянием; с стремлением сказать людям, как можно больше: о балете (ее наиболее ранние рисунки), об Античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у шестнадцатилетней девочки такое поразительное знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она не выдержала огромной тяжести своего дарования, умерла внезапно, точно устав от своего творчества». Также в этом письме он выражает сочувствие Николаю Константиновичу - «Скорбь отца была моей скорбью». В этом письме он советует читателям газеты «Антенна» посетить выставку рисунков Нади. Письмо датировано от 18.02.1982. (Национальный музей Республики Тыва, далее - НМ РТ, документально-письменный фонд - далее ДПФ, ВХ-2765/1).

Есть письмо, которое написала Наталья Дойдаловна Дмитрию Сергеевичу. Оно говорит о том, что она очень доверяет ему и поэтому обращается за помощью.

«Уважаемый Дмитрий Сергеевич! Вы, наверное, уже знаете из письма Н.А. Деминой, что мой муж скоропостижно скончался 23 октября 1975 года. Теперь, когда его нет, я должна продолжить его дело памяти Надюши. В нашем семейном архиве осталось много документов: Надюшины дневники, ее переписка с друзьями, воспоминания Николая Константиновича о дочери. Я очень беспокоюсь о судьбе этих документов. Уважаемый Дмитрий Сергеевич, это письмо посылаю через двоюродную сестру Николая Константиновича Зою Анатольевну. Она выехала в Ленинград для того, чтобы помочь мне во многих нерешенных вопросах, возникших у нас и касающихся Ленинграда. Может быть, у нее возникнуть некоторые затруднения с Рукописным

фондом, поэтому, если это возможно, очень прошу Вас помочь ей в этом вопросе. Извините за те хлопоты, которые причинит Вам моя просьба. Дата: 16 января 1976 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/2).

Есть также письмо Натальи Дойдаловны к Д.С. Лихачеву с просьбой помочь определить судьбу Надиных рисунков. По этому письму видно, как тяжело было Наталье Дойдаловне остаться одной без мужа и решать судьбу творческого наследия дочери. Ее действия по решению этого вопроса можно назвать и родительским подвигом, и подвигом гражданина. Она пишет ему: «Дмитрий Сергеевич! Я очень Вам доверяю, и только поэтому обращаюсь. Рисунков Надюши очень много, и я просто не знаю, что делать. Многие музеи просят передать часть рисунков, но мне не хотелось бы дробить Надино наследие и рассылать его по разным уголкам нашей страны. Хотелось бы сохранить в целостности. Нельзя ли организовать передачу части рисунков в фонд культуры? Я готова подарить лучшие работы дочери - серии Эллада, Пушкиниана, к «Мастеру и Маргарите» и другие рисунки. Мне интересна дальнейшая судьба рисунков Надюши; будут ли их видеть люди? Быть может, Дмитрий Сергеевич, Вы сможете подсказать еще какое-нибудь решение этой проблемы? Любой Ваш совет будет для меня ценным и важным». Дата: август 1987 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/3).

По письмам Натальи Дойдаловны видно, как трудно было решать проблему с передачей Надиных рисунков как в музеи, так и в Советский фонд культуры. Это было тяжело даже просто физически. Вот письмо первого заместителя Председателя Советского фонда культуры Мясникова Г.В. Н.Д. Ажикмаа-Рушевой от 14.07.87 г. В нем Георг Васильевич Мясников пишет об искренней благодарности за желание Натальи Дойдаловны передать в Советский фонд рисунки своей дочери - «.. .творческое наследие Нади Рушевой ее неповторимый талант-уникальны, и мы согласны, что оно должно стать достоянием народа.». Также Мясников пишет, что они заинтересованы в проведениях выставок и в издании альбома рисунков Нади.

Георг Васильевич Мясников был ярчайшей фигурой того времени — советский партийный, государственный и общественный деятель, историк-краевед. За время работы в фонде культуры содействовал созданию новых музеев, благотворительных фондов, издательской деятельности. Много сделал для развития международных культурных связей и возвращения в СССР_культурных ценностей. Мясников много сделал для сохранения Надиного наследства. Об этом известно из письма Натальи Дойдаловны Мясникову Г.В. от 26.01.1988 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/4).

«Уважаемый Георг Васильевич!

С июля 1987 г. я начала передавать в фонд культуры рисунки моей дочери Нади Рушевой. На сегодняшний день передано более 3000 рисунков и подготовлено еще 1000 рисунков. Работа затягивается из-за моего плохого самочувствия. В дальнейшем мы решили ускорить передачу работ. Буду сдавать по количеству рисунков, а подробную опись будут составлять фонд культуры совместно с музеем А.С. Пушкина «Я горячо поддерживаю Ваше мудрое решение о передаче рисунков Нади на хранение в музей А.С. Пушкина. Уважаемый Георг Васильевич, примите мою материнскую благодарность за исключительное теплое отношение и заботу, которые Вы проявляете не на словах, а на конкретных делах в отношении творческого наследия моей дочери. Желаю Вам в 1988 г. осуществления замыслов в Вашей благородной и гуманной деятельности, и доброго здоровья».

О том, что совместная деятельность с Советским фондом культуры будет продолжаться и в последующие годы говорит письмо Натальи Дойдаловны Председателю Российского фонда культуры Н.С. Михалкову от 27 января 1994 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/5).

«В 1988 году мною было передано в Российский Фонд культуры творческое наследие моей дочери Нади Рушевой. В сопровождающем письме я оговаривала

возможность последующей передачи рисунков моей дочери в ведущие музеи. В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для передачи наследия и архива в литературный музей А.С. Пушкина. Буду признательна Вам за содействие в ускоренной передаче наследия моей дочери в литературный музей А.С. Пушкина, для чего прошу создать комиссию по передаче рисунков...»

В письмах также отражена работа Николая Константиновича по издательству альбома Надиных работ. Есть письмо, адресованное Наталье Дойдаловне и Николаю Константиновичу от А.А. Сидорова, Члена Корреспондента Академии Наук СССР, доктора искусствоведения об его согласии написать вступление к альбому Надиных рисунков: Дата: 27.11 1969 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/6).

«Многоуважаемые Наталья Дойдаловна и Николай Константинович!

Получил Ваше письмо с приветом к Новому Году и с копией коллективного письма в союз художников об издании альбома рисунков Вашей дочери Нади. Сообщите, прошу Вас, в издательство «Аврора» о моем полном согласии в начале 1970 г. быстро написать вступление к альбому Надиных рисунков.».

Очень важное значение имело письмо от Народного художника СССР Н.Н. Жукова в Союз художников СССР, в издательство «Советский художник» с предложением издать альбом с рисунками Нади: «Творчество Нади Рушевой, за которой я наблюдал четыре года, очень горячее, увлекательное и самобытное. Оно много раз через выставки знакомило художественную общественность с этим необычным юным талантом. Было бы полезно, когда Нади нет среди нас - издать альбом ее работ. Он имел бы воспитательное значение среди творческой молодежи и вызвал бы большой эстетический интерес и внимание в широких кругах нашей советской общественности». Дата: 28.10.1969 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/7).

Н.Н. Жуков, известный график. Его оригинальные графические работы и тиражные плакаты художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственном историческом музее, Музее-панораме «Бородинская битва», Музее обороны Москвы, Музее современной истории России, Центральном музее Вооружённых Сил России.

Очень хорошо Д.С. Лихачев характеризует Надины рисунки в своем письме в издательство «Художник РСФСР» с предложением издания рисунков Нади: «Рисунки Нади Рушевой не нуждаются в скидках на возраст. Она создавала их с веселящей душу легкостью. Она знала людей с необыкновенной остротой и верила в людей с необычным оптимизмом. Ее графика-сама поэзия. Ее произведения надо издать как можно скорее. Очереди на ее выставки стоят не потому, чтобы подивиться на гениальную девочку, а потому, что этот художник приносит действительную радость и «дивление»». В этом письме он также выражает уверенность в том, что Надиными рисунками будут иллюстрировать литературные произведения потому что - «Так верно и так «по-своему» схвачена в них суть литературных героев, так хорошо и «по-хорошему» поняты авторы». Дата письма: 19.11.1971 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/8).

Вот письмо от Дмитрия Сергеевича Лихачева Николаю Константиновичу о вступительной статье к альбому рисунков Нади. Дата: 06.05.1974 г. (НМ РТ ДПФ ВХ-2765/9).

«.Радуюсь за альбом вперед. Воспроизведения будут говорить сами за себя и очень красноречиво. Витебский проспект оставляю себе: там есть несколько воспроизведений не воспроизводившихся еще рисунков. От души желаю Вам успеха с альбомом. Ваш Д. Лихачев» (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/9).

Альбом «Графика Нади Рушевой» был издан в 1976г. В нем было 84 репродукции. Составитель Рушев Николай Константинович.

Некоторые письма являются единственными доказательствами тех или иных событий. Так, например, из письма поэта Виктора Шалого можно узнать, что он писал

поэму о Наде Рушевой: «Уважаемые Наталья Дойдаловна и Николай Константинович! Спасибо за Надины рисунки, начал писать поэму. Ваше письмо очень дорого для меня. Был на Мойке там и Пушкин там и Надя. Как поэма будет написана сразу пошлю Вам. С уважением В. Шалый. От 27.06.1973г. Ленинград. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/10).

К сожалению, судьба поэмы «Надя Рушева» неизвестна. Нигде о ней не упоминается. И про поэта Виктора Шалого ничего неизвестно.

Также интересны письма, свидетельствующие о высокой потребности проведения выставок Надиных рисунков и о огромном успехе проведения их. Об этом письмо из Львовской картинной галереи от 16.11.1974 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/11).

«Уважаемый Николай Константинович!»

Выставка рисунков Нади Рушевой с большим успехом экспонировалась во Львове на протяжении октября месяца. За это время выставку просмотрели 28 тысяч 92 человека, фильм «Тебя, как первую любовь» демонстрировался более ста раз, были проведены экскурсии для школьников, рабочих, служащих, студентов. Мы благодарим Вас за хлопоты, связанные с подготовкой и организацией выставки...». С уважением, ученый секретарь Львовской картинной галереи О.Пеленская. После Львовской галереи, выставка переместилась в Запорожский художественный музей.

В 1975г. Театральное общество Грузии организовало выставку рисунков Нади Рушевой в г. Тбилиси, о чем свидетельствует письмо от 15.07.1975 г. (НМ РТ, ДПФ, ВХ-2765/11): «Уважаемый тов. Рушев Н.К. В связи с тем, что Театральное общество Грузии организовывает выставку работ Вашей дочери, Надежды Рушевой, в сентябре 1975 года, то мы просим выделить по данной доверенности, Григоряну В.К., 130 рисунков для экспозиции. Подпись: Председатель Театрального общества Грузии: Алексидзе Д. народный артист Грузинской и Украинской ССР.

Таким образом, письма, хранящиеся в фондах Национального музея РТ, стали свидетелями той важной деятельности, которая развернулась после смерти Нади. К сожалению, других источников информации о судьбе творческого наследия Нади и архива семьи Рушевых нет, только письма. Участие выдающихся людей в сохранении Надиного наследства еще раз доказывает насколько важно творчество гениальной девочки в культурном пространстве не только нашей страны и всего мира. Остается еще много писем, свидетельствующих о судьбе рисунков Нади Рушевой, о героических действиях ее родителей по сохранению их, по проведению выставок по всей стране и за рубежом. В дальнейшем они так же будут освещаться.

Список литературы:

Маслова Н.А. Графика Нади Рушевой. М.: Изд-во «Институт холодинамики», 2009. 472 с.

Рушев Н.К. Последний год Надежды. М: Изд-во «ТЕИС», 2007. 240 с.

МироноваН.Б., Усенко Н.В. Надя Рушева. М.: ДИРЕКТ-МЕДИА, 2017. 70 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бочегурова Галина Алексеевна, экскурсовод отдела культурно-образовательной работы Национального музея Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: bochegurova@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Bochegurova Galina Alekseevna - guide of the cultural and educational work department of the National Museum of Tuva Republic, Kyzyl, Russia. E-mail: bochegurova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.