Научная статья на тему '«ЗВЕЗДА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ». (К 70-ЛЕТИЮ НАДИ РУШЕВОЙ)'

«ЗВЕЗДА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ». (К 70-ЛЕТИЮ НАДИ РУШЕВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Надя Рушева / рисунки / графика / творчество / семья / художница / Nadia Rusheva / drawings / graphics / creativity / family / artist

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Монделе Ванесса Эрес-Ооловна

Статья посвящена 70-летию со дня рождения гениальной художницы-графика Нади Рушевой. Раскрываются характерные черты юной художницы, послужившие становлению творческой личности, а также роль семейных ценностей. Автор приходит к выводу, что Надя Рушева гениальная личность, оставившая после себя огромное наследие рисунков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE STAR IS FAR AND NEAR» (TO THE 70TH ANNIVERSARY OF NADIA RUSHEVA)

The article is dedicated to the 70th anniversary of the birth of the brilliant graphic artist Nadia Rusheva. The characteristic features of the young artist who served as the formation of a creative personality, as well as the role of family values, are revealed. The author comes to the conclusion that Nadia Rusheva is a brilliant person who left behind a huge legacy of drawings.

Текст научной работы на тему ««ЗВЕЗДА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ». (К 70-ЛЕТИЮ НАДИ РУШЕВОЙ)»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Наныкпан Нелля Хургул-ооловна, главный библиограф научной библиотеки ГБУ «Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва». Кызыл, Россия. Электронный адрес: bibmuseyrt@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nanykpan Nellya Khurgul-oolovna, Chief bibliographer of the scientific library of GBU "National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva". Kyzyl, Russia. E-mail: bibmuseyrt@mail.ru

УДК 75

«ЗВЕЗДА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ». (К 70-ЛЕТИЮ НАДИ РУШЕВОЙ)

Монделе В. Э.

Аннотация. Статья посвящена 70-летию со дня рождения гениальной художницы-графика Нади Рушевой. Раскрываются характерные черты юной художницы, послужившие становлению творческой личности, а также роль семейных ценностей. Автор приходит к выводу, что Надя Рушева гениальная личность, оставившая после себя огромное наследие рисунков.

Ключевые слова: Надя Рушева, рисунки, графика, творчество, семья, художница.

«THE STAR IS FAR AND NEAR» (TO THE 70TH ANNIVERSARY OF NADIA RUSHEVA)

Mondele V. E.

Annotation. The article is dedicated to the 70th anniversary of the birth of the brilliant graphic artist Nadia Rusheva. The characteristic features of the young artist who served as the formation of a creative personality, as well as the role of family values, are revealed. The author comes to the conclusion that Nadia Rusheva is a brilliant person who left behind a huge legacy of drawings.

Keywords: Nadia Rusheva, drawings, graphics, creativity, family, artist.

31 января исполнилось бы 70 лет талантливой гениальной художнице-графику Наде Рушевой. В честь юбилейной даты в Государственном музее А. С. Пушкина при участии Музея М. А. Булгакова открылась выставка, приуроченная к этой дате. Также 24 марта в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва прошла выставка «Я живу жизнью тех, кого рисую».

В 2007 году ее мама, Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева, передала на вечное хранение в Национальный архив Республики Тыва фотоальбом с уникальными семейными фотографиями, публицистические издания книг: Н. К. Рушева «Графика Нади Рушевой» и В. М. Киселева «Месяц в Артеке».

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в г. Улан-Баторе - столице Монгольской Народной Республики, где жили и работали тогда ее родители. Ее отец Николай Константинович Рушев работал художником-инструктором театра и педагогом в художественном училище, а ее мать Наталья Дойдаловна Ажикмаа, родом из Тувы, работала педагогом-балетмейстером и солировала в концертах. По-монгольски имя

Надежда - Найдан и означает вечно живущая. Так всегда и звали миловидную девочку монгольские и тувинские друзья родителей.

В августе 1952 года семья возвратилась в Москву. С пяти лет Надю водили в детский сад при заводе «Шарикоподшипник» в группу воспитательницы Анны Михайловны Волковой. Надя пела в хоре, участвовала в групповых танцах, полюбила стихи, лепила из пластилина, клеила аппликации и игрушки. Больше всего она просила взрослых, чтобы они почитали ей сказки, предания и мифы народов всех стран.

До школы ее не учили читать и писать. Иногда она любила слушать радиопередачи для детей, играть с подружками в куклы и танцевать. Мама показывала ей несложные балетные упражнения; дедушка немного учил игре на фортепьяно. Хотя рисовать ее никто не учил, ее формирование происходило в семье, в среде художников и артистов. Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы.

Беспримерный творческий подвиг высокоодаренной девушки поражает воображение. Прожив немногим более 17 лет Надя оставила после себя огромное духовное богатство -свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано: значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок [Киселев, 1987: 5-6]. В десятках городов нашей большой страны и за рубежом проходили персональные выставки Надиных рисунков - их было более 200. Такой высокой чести редко удостаивался кто-либо их художников. Особенно хотелось бы отметить экспозицию в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1970 году, собравшую тысячи зрителей, выставки в Доме ученых, в ЦДРИ в Москве, в Камероновой Галерее в Ленинграде, в Лениградском Дворце молодежи. [Рушев, 2007: 176].

В столь юном семнадцатилетнем возрасте внезапно оборвалась жизнь Нади. Её давно нет с нами, но память о ней никогда не угаснет. Её рисунки, превратившиеся в тысячи воплощений мечты о гармонии мира. Кроме этого Надя Рушева внесла большой вклад в культурное наследие страны.

Надя Рушева - это имя, пожалуй, знакомо каждому жителю Тувы. Ее рисунки проникают в душу, создают особое впечатление. На позитивные ценности становления личности юной художницы послужили такие характерные черты как: доброта, красота, физическое и духовное здоровье, а также чтение и знания. Она была трудолюбивая, чистая, нравственная, активная, в ней был патриотизм, любила природу, все живое, что ее окружало. Эмоциональная Надя реагировала на все, что происходило в Москве, и в мире целом. Надя Рушева была всесторонне развитой, неординарной личностью. Она много размышляла о жизни, красоте и трудолюбии.

Действительно, Надя Рушева уникальная личность, об этом говорят ее рисунки. У юной художницы был свой неординарный взгляд на жизнь с философским мировоззрением. Через свое глубокое видение к окружающему миру, она сумела в точь передать красоту в работах, выражая свое отношение к миру и войне. Создавая графические работы, Надя Рушева использовала различные материалы: тушь, пастель, цветные карандаши, фломастеры, перо, чернила. Все творчество состоит из фантазии, создавала его по внутреннему ощущению. Ей нравилось заниматься любимым делом, от этого она получала наслаждение. Надя глубоко чувствовала настроения, проблемы своих сверстников и своего времени. Она много читала и интересовалась классической литературой. В особенности к творчеству русских писателей А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова.

Надины рисунки - это огромный многообразный мир образов, чувств, идей, интересов. Её рисунки - это сегодняшний мир, историческое прошлоем, мифы эллинов, сказки, многоцветная пионерия Артека, древний мир, страшный Освенцим, агрессия, война, современность, материнство и детство. Наде до всего в мире было дело [Хертек, 2019: 250].

Особенность стиля Нади Рушевой заключалась в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий

в рисунках практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки. Самая известная серия рисунков - это цикл «Пушкиниана». В ней более 300 рисунков. Герои Пушкина в исполнении Нади выглядят так, будто это сам великий поэт нарисовал их на полях своих стихотворений. Все рисунки получились выразительными, легкими и совершенно неповторимыми. Художницу очень волновало, соответствуют ли ее рисунки манере великого поэта А. С. Пушкина. Отдельное внимание стоит выделить и жизни А. С. Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой. Наде очень нравилась Наталья Гончарова-Пушкина. Наталья Гончарова на рисунках юной художницы не только потрясающе красива, но и необычайно изысканна.

Во всех рисунках Натали как облако - лёгкая, воздушная, великолепная. Видно, что Надя любит и уважает Гончарову, несмотря на довольно распространенное среди поклонников поэта негативное отношение к ней.

Также Надя рисует множество портретов поэта с Натальей Гончаровой, сюжетные сцены, где они изображены вдвоём. Немалое количество сцен представлены из семейной жизни Пушкина - это многофигурные композиции, на которых обычно присутствуют сам поэт, его жена и дети. Надя очень любит и уважает великого поэта, она, несомненно, прониклась духом жизни Пушкина. Во время посещения его квартиры на Мойке, она говорила: «Он присутствует здесь. И его семья. Будто мы зашли и не застали их дома...»

Надя великолепно чувствовала ту эпоху и жизнь самого Пушкина. Это было ей близко и понятно. Быть может, именно поэтому юная художница так хорошо передавала образы пушкинского окружения. Несколько композиций посвящено смерти поэта. Видно, что это событие очень трогало Надю. Она изображает Наталью Николавну в трауре, плачущих детей, самого умирающего Пушкина.

Надя смогла очень точно проиллюстрировать произведения Пушкина. Очевидно, что манера рисования Рушевой как нельзя лучше подходит для иллюстрирования произведений великого поэта и точно отражает характеры героев, обстановку и все происходящее вокруг.

И у великого поэта всех времен, и у девочки - художницы ХХ века творчество рождалось в душе, образы становились частью их существа. Возможно, поэтому произведения двух далеких и близких людей останутся в веках и будут все так же наполнять трепетом сердца многих людей.

Неутомимая совершенно, она горела желанием узнать как можно больше, стремилась посетить интересные места, открывала для себя мир и высказывала свое видение в рисунках. Надя всегда рисовала, пока еще свежи были впечатления. Юная художница часто рисовала сразу по прочтении, пока образы не ушли.

Надя иллюстрировала произведения более пятидесяти авторов, как отечественных, так и зарубежных. Первый гонорар за иллюстрации к повести «Ньютоново яблоко» Пашнева Эдуарда Ивановича получила в 13 лет. Иллюстрации к произведениям Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Грина, Шекспира. «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса планировала, но не успела.

Семья для каждого человека есть великая ценность. А ее семья была интернациональной, где пересеклись традиции и достижения восточной и западной культур. С детства у Нади сложились доверительные отношения к родителям. Об этом говорят семейные фотографии, где с особой теплотой улыбок и уважением к родителям проявляется взаимная родительская и дочерняя любовь. Даже по прочитанным книгам, изданных авторов можно проследить, как Надя относилась с большой любовью к маме и папе.

На формирование личности оказал большое влияние отец Николай Константинович Рушев. Он с самого раннего детства привил дочери любовь к искусству живописи, водил ее по различным выставкам, читал сказки русского писателя А. С. Пушкина. Благодаря отцу Надя открыла целый мир искусства живописи, познакомилась с художниками.

В заключение, можно сделать вывод, что Надя Рушева внесла огромный вклад в культурное наследие страны. Имя Нади связываю со звездой гениальности. Она сверкала на земле семнадцать лет, прожив совсем немного, звезда далекая покинула нас. Надя Рушева

_Ермолаевские чтения - 2022

была посмертно награждена премией Ленинского комсомола Республики Тыва, а её мама в 1984 году высокой наградой Великого Хурала Монгольской республики.

В знаменитом Институте русской литературы АН РФ (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге, где хранятся архивы самых великих деятелей российской культуры, находится и архив Нади Рушевой. [Рушев, 2007: 176]. 21 октября 1982 года в Крымской астрофизической обсерватории ученые открыли Малую планету № 3516 и назвали ее в честь Нади. Также на Кавказе есть перевал имени Нади Рушевой.

Список литературы:

Графика Нади Рушевой. Международный фонд имени Людмилы Живковой. Советский фонд культуры. М., 1988. 90 с.

Киселев В. М. Месяц в Артеке: литературная хроника. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1987. С. 5-6.

Панфилов Г. Н. Графика Нади Рушевой. Альбом. М. : Издательство «Изобразительное искусство», 1976. С. 10-12.

Рушев Н. К. Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери. М.: Наука, 2007. 5 с.

Хертек А. С. История музея-филиала Нади Рушевой // ЕЧ. 2019. № III. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/istoriya-muzeya-filiala-nadi-rushevoy (дата обращения: 10.03.2022).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Монделе Ванесса Эрес-ооловна - магистрант исторического факультета ТувГУ, 2 курс 411 группа, кафедра всеобщей истории, археологии и документоведения. Кызыл, Россия. Электронный адрес: vanessa.mondele@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mondele Vanessa Eres-oolovna - Master's student of the Faculty of History of TuvSU, 2nd year 411 group, Department of General History, Archeology and Documentation. Kyzyl, Russia. E-mail: vanessa.mondele@mail.ru

УДК 7.071.1

ТВОРИЛ ОТ СЕРДЦА И ДУШИ...

(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА Г. С. ХЛЕБНИКОВА)

Мальцева О. Е.

Аннотация. В данной работе рассмотрена биография художника Григория Семеновича Хлебникова, уроженца деревни Ново-Троицк Ермаковского района. В работе рассмотрены картины художника, посвященные его малой родине - Ермаковскому району и селу Ермаковское. Представленные картины отображают разные периоды творчества художника. Это портеры современников, пейзажи, а также картины, написанные во время посещения села Ермаковское.

Ключевые слова: Г. С. Хлебников, художник, картины, художники Хакасии, Ермаковское, малая родина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.