Научная статья на тему 'Жизнь как сияние звезды женщины-ученые БГПУ им. М. Акмуллы'

Жизнь как сияние звезды женщины-ученые БГПУ им. М. Акмуллы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

К 40-летию БГПУ им.М.Акмуллы В 2007 году Башкирскому государственному педагогическому университету им.М.Акмуллы исполняется 40 лет. Этому событию посвящаются статья о бывшем ректоре Рустеме Гумеровиче Кузееве и краткая презентация компакт-диска «Женщины-ученые БГПУ им.М.Акмуллы», выпущенного к юбилею вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь как сияние звезды женщины-ученые БГПУ им. М. Акмуллы»

К 40-летию БГПУ им

В 2007 году Башкирскому государственному педагогическому университету им.М.Акмуллы исполняется 40 лет. Этому событию посвящаются статья о бывшем ректоре Рустеме Гумеровиче Кузееве и краткая презентация компакт-диска «Женщины-ученые БГПУ им.М.Акмуллы», выпущенного к юбилею вуза.

ЖИЗНЬ КАК СИЯНИЕ ЗВЕЗДЫ

Не сказали и малой толики тех слов, что могли бы сказать...

В последнее время в наш лексикон все больше входит термин «пассионарная личность», и употребляется он к месту и не совсем. На самом деле, пассионарных людей не так уж и много: есть просто холерики, есть натуры артистические, эмоциональные, что само по себе прекрасно, но к пассионарности отношения не имеет. Действительно, пассионарных людей природа рождает мало - так считает Л.Н. Гумилев.

Истинно пассионарной личностью милостью Божьей и жизнью своей был Рустем Гумерович Кузеев, который способен был повести за собой (и вел!) - в танковую атаку, в «бой» ССО - студенческие строительные отряды, за советскую науку... Это был истинный Полководец, который излучал редкую энергию, щедро и безгранично ею одаривал, заряжал.

Да, Рустем Гумерович горел сам и зажигал всех нас. У него была редчайшая способность убеждать в том, в чем был уверен он сам, именно убеждать - искренне, с воодушевлением, удиви-

тельно человечно, просто, без каких-либо амбиций и спеси, как это принято сегодня. Он был творцом, казалось, созидательная энергия была в нем вечной и неиссякаемой. Любые разрушительные процессы он воспринимал адекватно, сообразно мироощущению Творца и Созидателя. Естественно, что такой человек мог переживать развал нашей страны как личную трагедию. Он никогда никого не поучал: ни подчиненных, ни студентов, ни коллег, ни учеников - он был таким во всем. И на ученом совете вуза, которым руководил, и при случайной встрече с сотрудниками в коридоре института никогда не забывал спросить, как дела у нас (причем, он был в курсе семейных дел каждого из нас и не забывал расспросить, как сын, дочь, родители...). Он знал имена наших родных!

Не будет преувеличением сказать, что биография Рустема Гумеровича Кузеева - это во многом биография нашей страны.

Личностные человеческие качества в Рустеме Гумеровиче были заложены, конечно же, еще в детстве - в дружной, трудолюбивой, честной семье.

Семья Кузеевых была многодетной, жилось нелегко, но дети довольствовались тем, что было добыто честным трудом. Рустем Гумерович был на редкость человеком непритязательным, материальные блага его, практически, не интересовали. В ответ на предложения окружающих приобрести «то», «се» у него было неизменное: «Булыр эле» - «будет еще». А вот работа... Работе Рустем Гумерович отдавал себя целиком, причем работал он вдохновенно, самозабвенно, для него не было второстепенной, неглавной, непрестижной работы, будь то статья в институтскую газету, новая книга или проверка курсовой работы студента-историка. Его рабочий день, как правило, начинался рано, в шесть утра, а заканчивался уже затемно. Его гигантской работоспособности завидовали ученики, о высоком КПД ходили легенды. В последнем интервью на вопрос корреспондента, в чем секрет его удивительной работоспособности и откуда он черпает силы, он ответил: «Я с детства научился ценить каждую минуту. Ведь, как гласит пословица, время потеряешь - все потеряешь. Если я что-то успел в жизни, то благодаря уважительному отношению ко времени. Его напряжение я испытывал всегда: и тогда, когда учился в школе и одновременно занимался в аэроклубе, и когда перед войной за 8 месяцев вместо трех лет окончил Ульяновское танковое училище, и, конечно, в войну, когда находился на пределе человеческих возможностей. А до предела насыщенный день партийного работника, когда я по три-четыре

дня не имел возможности видеть семью, детей?! Потом учеба в Академии общественных наук, работа над кандидатской и докторской диссертациями, заведование кафедрой и, наконец, сложная многогранная деятельность на посту ректора - все это требовало полной самоотдачи сил и времени». Одна из книг Р.Г. Кузеева называется «История - жизнь моя, судьба.». Это действительно так: история являлась его профессией, жизнью, судьбой, кислородом. Он был историком рабочего класса и Великой Отечественной войны. Их изучению посвященыкандидат-ская и докторская диссертации, книги, сотни статей в республиканской и российской историографии.

Не понаслышке знают все и о редкой человечности Рустема Гумеро-вича, и можно привести десятки примеров тому. Он любил людей, у него хватало сил - физических, духовных и душевных - быть со всеми доброжелательным. Есть свет физический

- свет для всех. А есть другой свет, невидимый, - свет Души. Дается он не всем, а лишь тем, кто способен передавать зрячесть, зоркость своей души безвозвратно другим. «Да будет свет!» - сказал Бог. И стало светло. Атеист Р. Кузеев имел такой редкий невидимый свет своей души.

Приходит на память народное: «Глаза - зеркало души». У Рустема Гу-меровича были удивительные глаза - искристые, добрые, открытые, внимательные к людям и всегда улыбчивые. А ведь смотрел он на мир практически одним глазом - последствия тяжелого ранения в Великую Отечественную.

Не гиперболизируя, скажу, что свое сердце Рустем Гумеро-вич никогда не отключал, оно работало круглосуточно... Работало для людей. Поэтому не ошибусь, если скажу, что свои решения, поступки, дела и деяния он соизмерял, проверял, перепроверял своим Сердцем, большими добрым. Конечно, нас не переставало удивлять такое редкое качество (а сегодня оно кажется просто реликтовым), которое с годами отнюдь не убывало. И когда мы спрашивали его об этом (признаюсь, завидуя), он вспоминал наставления отца: «При всех трудностях и сложностях жизни надо оставаться человеком, помогать людям в любой ситуации».

Мы тянулись к нему, как к магниту, его всегда окружали люди всех возрастов, его невозможно было представить «в единственном числе», одиноким, унылым - он был всегда с людьми, в гуще жизни, времени и событий. Он словно спешил, торопился жить, зачастую опережая время. Даже во время болезни ухитрялся быть в своем обычном тонусе и поражать всех нас своим

неиссякаемым жизнелюбием и оптимизмом; создавалось впечатление, что такие люди - бессмертны, они не умирают, что впереди месяцы и годы совместной с ним работы и общения. И теперь приходится сожалеть, что вовремя не сказали и малой толики тех слов, что могли бы сказать. Он, его жизнь были для нас своеобразным маяком, даже эталоном - в отношении к делу, людям, в отношении к самой жизни.

Когда писались эти строки, я неожиданно для себя пришла к печальному выводу: а ведь поколение Рустема Гумеровича, поколение наших родителей, подобно Атлантиде, уходит навсегда, уходит безвозвратно, унося с собой все те ценности и идеалы, благодаря которым наше Отечество много столетий (не десятилетий!) было великой Державой.

Можно десятки страниц посвятить Р.Г. Кузееву. Каждая ипостась его натуры, опыт души, опыт жизни Человека и Гражданина заслуживает отдельной главы. И это нужно всем нам именно сегодня, когда духовные ценности нашего Отечества, благодаря которым оно и процветало, в которые свято верил Рустем Гуме-рович и служил им верой и правдой, попраны, когда в катаклизмах и крови идет рождение (или грядет гибель?) нового социокультурного менталитета человечества XXI века. Для Рустема Гумеровича чувство любви к Родине было на редкость органично и неотъемлемо. Как написал о нем его друг, он относился к тому поколению, представители которого «не желали знать никакого другого строя, кроме нашего, советского, не признавали знамени иного цвета, кроме красного, нам не надо было иного символа, кроме алой пятиконечной звезды с серпом и молотом в центре». Это была мораль поколения наших отцов, которая затем, в условиях фронта, возвышала их над фашистами и была залогом Великой Победы.

В канун 45-летия начала Великой Отечественной войны Рустем Гу мерович писал другу: «Я доволен тем, что жизнь свою прожил честным, порядочным человеком, людям всегда говорил правду в глаза, не юлил, не приспосабливался, не пресмыкался ни перед кем, не подхалимничал. Из-за этого мне пришлось немало страдать, пережить много неприятностей. Все еще остается без ответа вопрос: почему на свете негодяи живут лучше, им, мерзавцам, уютнее и комфортнее?» Наступили новые времена. Досадно и очень жаль, что с уходом этого поколения, поколения наших отцов и дедов, уходит в вечность, вымирает ценнейшая порода людей, на которых держалась - без преувеличения -наша Земля-матушка, весь человеческий род. Они были наиточ-

нейшим камертоном и точкой отсчета, позволявшими определять, кто есть кто, где добро, а где - зло. Будь они рядом сегодня, не размывались бы так быстро и беспрепятственно нравственные грани. Рустем Гумерович часто рассказывал о Великой Отечественной войне, рассказывал интересно, неординарно, вдохновенно. Стыдно было, а мне - дочери участника Сталинградской битвы - больно, когда во время этих встреч некоторые коллеги (их было, слава Богу, не так много), нетерпеливо поглядывали на часы, перемигиваясь, переглядываясь и ухмыляясь при этом. Нынешние иные времена расставили точки над і и высветили истинную сущность этих людей во всей «красе».

Уже столько лет нет с нами Рустема Гумеровича, но многие его по мнят. Не вспоминают, а именно помнят. Нет-нет, да услышишь: «Как сказал бы по этому поводу Рустем Гумерович...» Это дорогого стоит и нужно в первую очередь нам, живым...

Дорогой Рустем Гумерович! Мы Вас любим и помним! Нам Вас так не хватает сегодня!

И как бы хотелось найти нужные слова, чтобы рассказать о Вас следующим поколениям!

Э.Ш. Файзуллина, канд. филол. наук, доцент, директор Центра культуры БГПУ, член Союза журналистов Башкортостана и России

ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ БГПУ им. М. Акмуллы

Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики социально-гуманитарного факультета.

Выпускница факультета иностранных языков БГПИ Гузель Иншаровна Гайсина оставлена на кафедре педагогики и направлена в целевую аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина. Под руководством профессора В.А. Сластенина в 1985 году защитила кандидатскую диссертацию.

Гузель Иншаровна прошла путь от ассистента кафедры педагогики до профессора, заведующего кафедрой социальной педагогики. Активно участвует в международных, всероссийских и республиканских конференциях по проблемам педагогического образования, читает курс лекций по педагогике высшей школы для аспирантов БГПУ, является членом-корреспондентом Академии педагогических и социальных наук. Результатом ее кропотливой работы являются многочисленные статьи, учебные пособия и около десятка монографий.

На протяжении многих лет Г.И. Гайсина занимается проблемой реализации культурологического подхода в педагогическом образовании. Итогом исследования стала блестящая защита докторской диссертации в МГПУ им. Ленина в 2002 году.

кафедры биофизики МГУ им.

Гильмиярова Софья Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики Софья Григорьевна Гильмиярова родилась в г.Бирске в 1951 г в семье важных и значимых для нашего университета личностей - Григория Марковича Цвайга и Ниды Васфиевны Гильмияровой. Там же окончила среднюю школу №3.

1969-1974 - студент физического факультета БГУ. 1974-1976 - учитель физики средней школы № 8 г.Уфы.

1976-1979 - зав. учебной лабораторией кафедры физики Башкирского сельскохозяйственного института (Уфа). 1979 - 1981, ассистент кафедры физики Башкирского сельскохозяйственного института (Уфа).

1982-1985 - аспирант

М.В.Ломоносова (Москва).

1985-1987 - ассистент кафедры физики Башкирского сельскохозяйственного института (Уфа).

1987-1993 - старший преподаватель кафедры общей физики Башкирского государственного педагогического университета (Уфа).

1993-2000 - доцент кафедры общей физики Башкирского государственного педагогического университета (Уфа). В 1996 году была на курсах повышения квалификации на физическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1996/1997 учебном году проводила исследования по программе Фулбрайт в Портлендском университете (Портленд, штат Орегон, США).

2000-2003 - докторант кафедры научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета (Уфа).

В октябре-декабре 2004 года работала по программе обмена в университете Фрида и Хар-демана в г.Хендерсоне штат Теннессии, США.

Лукманова Халиса Ханифовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики.

В школе я всегда училась на отлично, получила медаль, но, честно говоря, не собиралась идти в науку, поступать в вуз. Отца мы потеряли рано, мама больше не вышла замуж, нас было четверо детей, и я собиралась работать, зарабатывать деньги для семьи. Но когда встал вопрос о будущем, и моя мама, и классная руководительница (Фаина Шамсуновна Исмагилова, с которой мы поддерживаем дружеские отношения и сейчас) настояли на моем поступлении в самый престижный вуз республики - Башкирский государственный университет.

С детских лет большинством моих поступков руководит чувство долга. Я должна была оправдать возложенные на меня надежды и сделала это. По окончании университета мы с мужем по распределению уехали в сельскую школу, где проработали 6 лет, затем вернулись в Уфу, и вся моя дальнейшая жизнь связана с Башкирским государственным педагогическим институтом, теперь университетом. В этих стенах и оформился мой путь в науку - путь от лаборанта до профессора кафедры. Мне везло на людей, которые лучше меня самой видели мой потенциал и ставили задачи, которые я (больше из уважения к ним) не могла не выполнить. Так, Минзифа Гатаулловна Сагдетди-нова «сосватала» меня на кафедру педагогики, сказав, что здесь -мое место, и я скоро признала ее правоту. Она же направила меня в аспирантуру уже через год работы. Ников Григорий Петрович поддерживал и направлял мой научный рост, будучи заведующим кафедрой. Эдуард Шайхуллович Хамитов 17 лет назад предложил мне возглавить филологический факультет. Без поддержки заведующих кафедрами и всех преподавателей за годы моего деканства факультет не стал бы одним из лучших в университете.

Пурик Эльза Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой изобразительного искусства

Эльза Эдуардовна Пурик родилась 22 февраля 1961 года в г.Бирске в семье, доктора педагогических наук, профессора Эдуарда Шай-хулловича Хамитова, бывшего многие годы бессменным руководителем - ректором нашего вуза. В 1983 году окончила ХГФ БГПИ. Дипломную работу защитила по истории искусств.

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по детскому рисунку в институте художественного воспитания РАО, а в 2002 году при аспирантуре Оренбургского государственного университета -докторскую диссертацию.

С 1994 года работает на художественно-графическом факультете БГПУ, проводит занятия по «Теории и методике обучения изобразительному искусству» и ведет факультатив «Артпедагогика», является автором учебных программ данных дисциплин.

Награждена почетными грамотами МОРФ (1990) и МО РБ (2003) за вклад в педагогическую науку и активную научную и учебно-методическую работу, имеет около 50 публикаций, из них 3 монографии, 2 региональных учебника по изобразительному искусству для средних общеобразовательных школ РБ, статьи, тезисы в центральных и местных изданиях.

Фатыхова Римма Мухаметовна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии.

Римма Мухаметовна Фатыхова родилась в селе Малояз Салаватского района республики Башкортостан. В школьные годы была председателем совета пионерской дружины, а затем секретарем комсомольской организации. В 11 классе училась и преподавала английский язык.

После окончания Первомайской средней школы Салаватского района поступила на факультет иностранных языков БГУ. Работала учительницей английского языка в башкирской школе-интернате Салаватского района, затем, выйдя замуж в 1972 году за студента выпускного курса УРГУ, уехала в Свердловск, где преподавала в школе рабочей молодежи.

В 1977 году поступила в очную аспирантуру МГПИ им. В.И.Ленина при кафедре психологии и защитила кандидатскую диссертацию в 1981 году. Научным руководителем был назначен Н.Ф. Добрынин - первый доктор психологических наук в СССР.

Стаж работы на педагогическом поприще более 35 лет. Научные исследования Риммы Мухаметовны посвящены культуре педагогического общения, определению механизмов, форм и методов формирования культуры общения.

Янгирова Венера Магасумовна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе института педагогики.

Венера Магасумовна Янгирова свою педагогическую деятельность начала в школе в 1975 году, после окончания БГПИ. В 1979 году приступила к работе на общеинститутской кафедре педагогики, с 1987 по 1997гг. заведовала кафедрой методики начального образования. В.М. Янгирова закончила аспирантуру в Москве в Академии педагогических наук СССР, в НИИ общих проблем воспитания, докторантуру в Москве в МГПУ.

У В.М. Янгировой более полусотни научных работ. Последняя книга - «Подготовка учителя к диагностике развития младшего школьника».

Со студентами - первыми выпускниками Института педагогики

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Студент, лаборант, преподаватель, заместитель директора по учебно-производственной работе, директор. Таковы этапы жизненного пути директора ГОУ СПО «Уфимский авиационный техникум» Владимира Константиновича Гололобова.

Судьба директора сорок лет связана с судьбой техникума. 1 сентября 1965 года он пришел сюда робким юношей, мечтающим получить профессию, связанную с авиацией. «Авиационные приборы и автоматы»

- так называлась специальность, которую выбрал В.К. Гололобов.

Учеба в УАТ была прервана в связи с призывом в ряды Советской Армии. Военно-морской флот, служба на печально знаменитой подводной лодке «К-19» научили молодого человека стойкости, целеустремленности, упорству, мужеству. После армии В.К. Гололобов вернулся в техникум, но на вечернее отделение. Параллельно с учебой работал лаборантом. 10 ноября 1970 года - дата начала трудовой деятельности нашего директора.

В 1972 году В.К. Гололобов окончил техникум и поступил в Уфимский авиационный институт, выбрав специальность «Электрические машины, приборы».

По признанию директора, он, будучи лаборантом, завидовал преподавателям. Зависть прошла тогда, когда сам стал учить студентов и понял, что быть хорошим преподавателем очень нелегко. Владимиру Константиновичу, как и всем начинающим преподавателям, поначалу было трудно, не хватало опыта в преподавании, в общении со студентами.

С 1982 года В.К. Гололобов возглавлял учебно-производственную работу. В 1988 году коллектив преподавателей и сотрудников избрал его директором Уфимского авиационного техникума. Мог ли

юноша, с робостью переступивший в 1965 году порог престижного учебного заведения, предположить, что через 23 года будет его руководителем?

В настоящее время Владимир Константинович Гололобов -кандидат педагогических наук (кандидатская диссертация «Развитие учебных заведений среднего профессионального образования в Республике Башкортостан в 1940-2000 годы (историкопедагогический аспект) защищена в 2001г.), заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан (2001г.), почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации (2000г.), член президиума Совета директоров учреждений СПО Республики Башкортостан.

По мнению В.К. Гололобова, современный руководитель должен быть компетентным в вопросах управления, в области преподаваемых дисциплин, должен владеть методикой преподавания, обладать обширными знаниями в различных областях, быть эрудированным, безусловно, должен заботиться о коллективе, быть справедливым, терпеливым, в меру строгим, а иногда и ласковым.

В преподавателях Владимир Константинович ценит прежде всего порядочность, профессионализм, педагогическое мастерство. Несомненное достоинство любого преподавателя видит в умении доступно излагать материал, считает, что ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа. Преподаватель и студент должны быть союзниками.

Жизненные принципы директора таковы: жить честно, не кривить душой, правильно реагировать на критику, не бояться ее.

В.К. Гололобов не только мудрый руководитель, преподаватель, но и любящий муж, отец, дедушка. Его увлечения - дача, автомобиль, радиотехника. С возрастом приоритеты изменились: раньше радиотехника была на первом месте.

В августе 2007 года директору исполняется 60 лет.

С предстоящим юбилеем, уважаемый Владимир Константинович!

И.Н. Трегубова, методист ГОУ СПО «Уфимский авиационный техникум»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.